Persona 4 golden обзор

Обновлено: 04.07.2024

Persona 4 Golden является обновлённой версией Persona 4 (PlayStation 2, 2008) , вышедшей для PlayStation Vita в 2012 году и получившей порт для ПК в 2020 году. Релиз в Steam побил пиковый рекорд по онлайну среди всех одиночных JRPG.

Минимум спойлеров. В тексте будут затронуты только начало и основной сюжет игры. В статье расскажу немного о серии игр, боевой системе, геймплее и эмоциях во время игры. Упомяну про аниме адаптации.

Я не играл до этого не в одну игру из серии Shin Megami, включая серию Persona. Persona 4 Golden оказалась моей первой игрой в серии. Обзор был сделан с упором на Steam версию игры.

На момент написания обзора в интернете отсутствует русификатор для игры. Есть команда что занимается переводом, но точных сроков выхода перевода нет.

Подсерия игр Persona является ответвлением основной серии Megami Tensei. Ключевой стороной игр являются мифологии разных стран и Демоны, которых можно набрать в свою команду. Серия Megami Tensei уже давно стала одной из главных франшиз японских ролевых игр в Японии. Игры Megami Tensei постоянно окупаются и долгое время находятся на слуху у игроков. В своей популярности она отступает лишь только серии игр Final Fantasy и Dragon Quest.

Особенностью серии игр Persona является способность вызывать своё Альтер-Эго, именуемое "Персона". Начиная с третей части серии, игры сочетают в себе элементы японских ролевых игр и симулятора школьной жизни. Проводя время с разными людьми, главный герой налаживает Social Links, отражающие отношения с окружающими. Social Links дают бонусные EXP при слиянии Персон в Velvet Room и ряд других бонусов.

Особенностью именно четвёртой частью являются карты Таро, которые используются для призыва Персон. Каждая из Персон связана с одной из карт старшего аркана Таро. Главный герой может хранить сразу несколько Персон и переключаться ими во время боя.

Действие игры происходит в поселке Инаба. В нём начинают происходить необъяснимо загадочные убийства: тела обнаруживаются, висящими на электрических или телефонных проводах, без зацепки для полиции. В это же время по городу начинает распространяться слух.

Ты должен смотреть в выключенный телевизор, один, ровно в полночь во время дождливой погоды. Пока ты будешь смотреть на своё отражение, в телевизоре появится другой человек. И этот человек твоя родственная душа!

Решая проверить этот слух, наш главный герой вместе с своими друзьями попадает в мир внутри телевизора, заполненный густым туманом. Мир ТВ населён монстрами, называемыми Тенями. Там они встречают своих агрессивных двойников, что символизируют их подавленные чувства.

После победы герои пробуждают возможность призывать свои Персоны и основывают Исследовательскую команду. Отсюда и начинается наше расследование мистики вокруг ТВ мира и загадочных убийств. Это будет незабываемое приключение.

В игре яркие и живые персонажи, которые быстро начинают вызывать симпатию к себе. У всех, включая второстепенных персонажей, есть отличительные стороны, страхи, хобби, привычки и проблемы. Укрепляя Social Link с персонажем мы будем всё больше узнавать про его проблемы и страхи которые он скрывает от других но хочет поделится с тобой.

Каждый день в Persona 4 разбит на несколько периодов, таких как «Утро», «После школьное» или «Вечер». Некоторые действия можно совершать только в определённое время. Нам придётся каждый раз выбирать с кем провести своё время. Можем провести время с друзьями и улучшить Social Link, а можем пойти на работу и прокачать характеристики главного героя. По началу игры это дико утомляет и кажется сложным, но уже ближе к середине уже начинаешь планировать на несколько дней вперёд.

Одна из проблем игры, тут нельзя медленно ходить. Не знаю реализовано ли это на геймпаде, но на клавиатуре я не нашёл как это сделать. Порой хочется просто медленно прогуливаться по локациям под Heartbeat, Heartbreak, а не мчаться как ураган. Очень не хватает этой мелочи.

Попадая по сюжету в ТВ мир нам нужно будет зачищать Подземелья. Все Подземелья имеют свой дизайн, музыкальное сопровождение и уникальных противников. У каждого Подземелья определённое количество случайно сгенерированных уровней. На прохождение Подземелий даётся большой промежуток времени, можно между заходами успевать отдыхать с друзьями.

Зачищая Подземелья нам придётся сражаться с Тенями и Боссами. При столкновении с одной из Тенью начинается бой. В бою можно получить преимущество и начать ход первым если атаковать Тень раньше чем она тебя заметит. На уровнях также можно встретить сундуки с сокровищами.

Сами Подземелья представляют из себя коридоры где спавнятся Тени. Тени бывают как серые так и красные. Красные тени более опасные чем серые. Иногда модели поведения теней ломается и они могут упереться в стенку. Безумно интересно было исследовать Подземелья и ликвидировать каждого встреченного врага.

Боевая система является пошаговой, как в классических JRPG и во всех играх серии Shin Megami. Игрок может как полностью управлять членами группы, так и отдать указания как действовать в бою. Иногда персонажи могут поступить опрометчиво и глупо, во время битвы с боссами лучше управлять напрямую. Игра заканчивается смертью главного героя, хотя союзников можно воскрешать в бою сколько душе угодно.

Атаковать можно как физическими, так и магическими атаками связанные с стихиями. Противники могут иметь иммунитет к одним стихиям и также иметь слабость к другим. У вас не получится как в других JRPG бездумно прожимать кнопки используя ману и побеждать, нужно постоянно учитывать и бить по слабостям противника. На случай если боевая система не понравится то можно снизить настройки сложности игры.

Если ударить в слабое место противника то он будет сбит с ног и ваш ход продолжится до тех пор пока все противники не будут сбиты с ног. Один из персонажей вашей группы может предложить свою помощь и свалит с ног одного из врагов.

Когда все враги будут сбиты с ног то появится возможность использовать All-Out Attack, мощную атаку в которой все персонажи игрока одновременно атакуют всех врагов. В ходе этой перепалки мы наносим колоссальный урон по противникам.

Ощущение командой работы, это именно то чего не хватает многим JRPG да и играх в целом. Все ваши действия во время боя будут прокомментированы, а все реплики персонажей озвучены. Каждый кричит и рвёт глотку чтобы помочь нам победить и внести свой вклад в игру. Это создает невероятное чувство командой работы, один из лучших аспектов этой игры.

Я этого не упомянул ранее и оставил на сей момент. В самом начале игры ещё не успев освоится с управлением мы просыпаемся в лимузине. Лимузин движется в неизвестном направлении а за окном густой туман.

Длинноносый старик Игорь с его ассистенткой Маргарет нам заявляют что мы оказались в этом посёлке не просто так, на нас возложено важное задание, решить которое мы сможем укрепив узы с другими людьми. Кто такие Игорь и Маргарет? Что за важное задание и почему именно мы? Получим ответы во время игры.

В Velvet Room во время игры можно создать новую персону, соединив две или более имеющиеся персоны. Новая персона унаследует часть навыков. Если аркана Персоны принадлежит одному из персонажей с Social Link то она получает дополнительный бонус в уровнях.

Velvet Room на мой взгляд одна из самых интересных локаций. Мистика что крутится вокруг Velvet Room просто поражает. Плюс ко всему музыка, на фоне играет Aria Of Soul, что заметно выделяется от других оперным женским вокалом.

Композиций в игре много и каждая со своим настроением. Для каждого времени суток проигрывается своя композиция. Она так же меняется в зависимости от погоды и времен года. Надоесть не успевает.

В основном вся музыка к игре была написана Сёдзи Мэгуро, а исполняла их Сихоко Хирата. Стоит сразу сказать что девушка талантливая и поёт с душой.

Все песни исполнены на Engrish языке, тексты песен довольно сложно разобрать. На ютубе в комментариях это уже давно стало локальным мемом. Хотя стоит заметить что начиная с опенинга Persona 4:Dancing All Night engrish стало меньше. Это никак не портит композиции, просто интересная деталь.

Один из лучших опенингов что я видел. Я посмотрел это больше сотни раз и могу посмотреть ещё столько же.

Отдельно хочется отметить боевую композицию Reach Out To The Truth. Поначалу нечем не цепляющий трек, но когда он проигрывается снова и снова то ты быстро начинаешь привыкать к нему и уже подпеваешь. Стоит сказать что песня отражает борьбу внутреннего конфликта внутри героев, что очень круто!

Музыка в игре способна отразить весь диапазон эмоций. Треки соответствуют настроению игры а некоторые и вовсе хочется прослушивать вне игры.

По игре был снят снят аниме сериал на 25 серий от студии AIC (Нежный укус и Рандеву с жизнь). Сериал в краткой форме пересказывает события игры, акцентирую внимание на боёвку и раскрытие персонажей. Некоторые события были изменены в угоду хронометража. Всё на что уходило несколько часов игры уместили в одну-две серии.

Одной из отличительной черты аниме является главный герой - Ю Наруками. В аниме главного героя одарили именем и характером. Он сильный, спокойный, вежливый и просто крутой. Девушки то и дело липнут к нему как магниты.

Хочу отметить японский каст актёров озвучки. Проходил игру с английской озвучкой а аниме глянул на японском + субтитры. Почти все персонажи звучат намного лучше на своём родном языке. Но по моему мнению в английском дабе намного лучше справились: Адачи, Канджи и Наото.

Есть ещё и второй аниме сериал - Persona 4 The Golden Animation на 12 серий от A-1 Pictures (Госпожа Кагуя: в любви как на войне, Твоя апрельская ложь и Город, в котором меня нет). Сериал будет про все нововведения которые пришли вместе с Golden версией (новый персонаж, локации и несколько новых событий).

Без просмотра первого сериала будет совсем не понятно что происходит. Многое вырезали а повествование скачет. Всё внимания сосредоточено вокруг Мари и финале игры. Если в игре она раскрывалась по немного, то тут прям фансервис для её фанатов. Стоит смотреть в том случае если вам понравилась Мари или же вам мало первого сезона.

У всех из нас есть та сторона, которую мы всё время отвергаем, игнорируем или боимся. Её тяжело принять. Но как только ты это сделаешь, то всё станет возможным.

Инаба, это то место которое не хочется покидать. Тут собрались все твои друзья, семья и любящая девушка. Персонажи живые, локации красивые а бои интересные. Драма, Комедия, Фантастика и Детектив в одном флаконе. Игра отлично проходится за сотню часов и не успевает надоесть. Огромное количество внутриигрового контента может побудить на повторное прохождение игры.

По вселенной игры есть также Файтинг игры с знакомыми персонажами и ритм игра Persona 4: Dancing All Night. Если являетесь владельцем Nintendo 3DS то можете оценить Persona Q: Shadow of the Labyrinth. Аниме рекомендуется смотреть после прохождения оригинальной игры.


Осталось ещё 9 ачивок. Охота продолжится после выхода Русификатора на НГ+

Пишу этот текст в тёмный час. Не знаю, когда прочитаете, но желаю получить удовольствие от процесса. Последняя неделя выдалась очень жаркой. И дело не только в погоде за окном, а в происходящем на экране моего ноутбука. Я в буквальном смысле жил в провинциальном японском городке, который называется Инаба.

Утром ходил в школу и слушал, как безликие школьники обмениваются мыслями о последних событиях. На уроках меня/или кого-то из моих товарищей опрашивали учителя. Естественно, отвечать всегда приходилось мне — иногда получалось, иногда не очень. После школы я внезапно становился очень популярным и все хотели провести со мной свободное время. Думаешь: вот оно — жизнь удалась. Но нет — помимо социальных связей, нужно ходить в данжи для прокачки Persona и читать книги/готовиться к экзаменам. Успеваемость тоже важна, но это только начало Истории.

Была и рыбалка, и поездка за город, и ловля жуков, и разные мероприятия в спортивных и культурных клубах. Активностей хватало с головой и почти за всё, при должном старание, выдавали ачивки. Здесь мой герой встретил свою первую любовь. Здесь я испытал на себе все чудеса мистики носатого Игоря из Бархатной машины, а его прекрасная ассистентка Маргарет — пленила мои мысли задолго до появления остальных вайфу. В конце игры даже поцеловала, мой корабль подбит.

Господи, я заходил в «Persona 4 Golden», как на вторую работу, и сам прочитал немалое количество гайдов. И меня во многом спас тот факт, что я предварительно посмотрел два сезона аниме. «Persona 4 Golden» на ближайшие полгода only on English, так что хоть какой-то минимальный Pre-Intermediate у вас должен быть. Или японский, никто не запрещает включить оригинальные кандзи + голоса сеию - они постарались от души, но английский дубляж мне даже больше зашёл после просмотра аниме.


Поговорить по душам — это в порядке вещей для местных героев. Диалогов очень много.

Моя основная идея — просто практиковать английский язык. Я то думал сейчас включу игру и буду выписывать новые слова для общего развития. А ещё мне было интересно сравнить аниме и оригинал. Но чем глубже в лес, тем больше дров. Спустя 40 часов я начал скипать многие строки в диалогах, потому что герои часто повторялись и хотелось поскорее получить тот самый геймплей. И это я сейчас не про данжи, а именно про развитие характеристик нашего протагониста и Social Links.

По итогам прохождения — у меня остались двоякие впечатления. С одной стороны, приятно, что авторы внесли в эту историю целых 4 экзамена, несколько фестивалей, летние каникулы, поездки класса на природу и многое другое. А с другой — это в основном кат-сцены, где у нас минимум управления. С точки зрения прокачки мы просто теряем это время, но наш герой живёт полноценной жизнью.

По поводу аниме. Обе экранизации нужно смотреть исключительно в том порядке, в котором они выходили на японском ТВ, потому что смотреть Golden без первого сезона - это как читать книгу в кратком и очень урезанном содержание. Да и запихнуть 140 часов задротства в данжах и десятки свиданий только с одной из 23 Arcana в небольшой сериал из двух сезонов — просто нереально.

Но нужно отдать им должное — основу они подали понятным языком с минимальными потерями, а Golden Animation — это просто расширенный взгляд на злодея + всё, что связано с новой героиней Мари и True концовкой игры. Также очень позабавил эпизод, где ГГ пытается в один день успеть сразу в трёх местах - именно такие чувства испытал каждый, кто играл в «Persona 4 Golden». Поначалу кажется, что в запасе очень много времени. Но в Августе эти иллюзии отходят на второй план. Тайм-менеджмент — это очень важный элемент игрового процесса.


Нанако-чан — главный ангелочек. Её социальная ветка — самая ламповая и теплая.

Ладно, я вам тут много чего рассказал, это всё впечатления, накопилось внутри, прям бурлит. А теперь давайте по делу. С учётом моих скромных познаний в английском, я без особого труда разобрался с терминологией и механиками прокачки. Правда, вначале пришлось побороть лень, апатию и попросту привыкнуть к Инабе. На третьем десятке часов я чувствовал себя японским хиккачем-задротом без личной жизни. Но после я понял задумку авторов, понял, что смысл и заключался в том, чтобы сроднить меня с этим городом, а значит «Persona 4 Golden» своего добилась.

Термины, основные акценты — Чего делать НЕ нужно.

Arcana/Social Links — связи с разными героями. Прокачиваются, когда вы проводите с ними время. Всего есть 10 уровней прокачки. За каждый уровень — получаем возможность проводить более сложные Fusion в бархатной машине Игоря. Советую записать на бумаге имена героев и названия их Arcana отдельно, чтобы потом постоянно не листать меню Social Links, дабы понять, с кем сейчас проводить время важнее. Кроме того, после прокачки нередко выпадает новый скилл для Persona ваших напарников.

Fusion - комбинация двух и более Persona с целью создать новую, более мощную их разновидность. Можете с этим особо не заморачиваться, если вас не интересуют ачивки. Как минимум — Special Fusion Expert, Fusion Expert, Moderate Bookkeeper и Thorough Bookkeeper напрямую связаны с механикой Fusion. Полный список ачивок и способ их получения расписан здесь.

Важно понимать, что Fusion напрямую связан с Social Links, если к концу игру вы прошляпите хотя бы одну Arcana, то и самые лучшие ачивки вам не видать, как моих тапочек. Эхх, ненавижу эту старую бабку Хисано, с ней можно поболтать только в Воскресенье, но я это слишком поздно понял. Гайд по диалогам и прокачкам Social Links можно найти здесь, но за их графиком следите в самой игре — это ВАЖНО ПОМНИТЬ!


Это одна из главных причин моих страданий, аркана Hermit — тоже заставила поматериться.

Persona — внутренний голос/аватар для каждого из членов нашей команды. Только у главного протагониста и злодея есть полный доступ к разным персонам. Остальные персонажи довольствуются одним экземпляром. Здесь всё просто. Персоны выпадают в данжах во время зачистки, через Fusion, а ещё их можно купить через Compendium, но это зачастую дорогое удовольствие. Благо, в игре есть много вариантов Подработки.

Важно помнить. Подработки, учёба в школе, чтение книг — нужны не только для получения денег, но и для прокачки личных характеристик нашего героя. Всего их 5 — Understanding, Expression, Diligence, Knowledge и Courage.

Без должного уровня той или иной характеристики — прокачка Social Links не продвинется дальше. Старайтесь внимательно выбирать ответы в диалогах, отвечать на вопросы учителей и ходите в дождливые дни в местную закусочную Chinese Diner Aiya в Central Shopping District. Также в игре есть специальная кафешка, где дают Skill Cards, но для первого прохождения это не особо важно.

Compendium — полный список всех закрытых и открытых для использования Persona. Если вам когда-либо выпадала Persona в данжах или через Fusion, то она сразу же станет доступна в Compendium. К слову, для заполнения Compendium очень удобно пользоваться функцией Search в разделе Fusion. Там можно увидеть полный список возможных комбинаций для Fusion и те из них, которые не помечены колодой справа - можно использовать для призыва новых Persona.


В данжах поначалу неплохо, но больше трёх раз в одно место ходить уже не интересно.

Отдельный момент. Будьте осторожны, когда слышите звук цепей в данже. Если у вашей команды уровень ниже 90-го, то лучше сразу же покинуть этаж или напасть на любую тень рядом. Ни в коем случае не рискуйте открывать сундуки пока звук не исчезнет. Моя команда чудом пережила битву с этим секретным боссом. Да, я знаю, что победа над Reaper даёт редкую ачивку, но это далеко не спокойное сражение. Даже на самом лёгком уровне я чудом избежал смерти всех напарников. Уровень сложности можно в любой момент настроить под себя в Главном Меню по нажатию клавиши Tab.

Совет №1: выполняйте квесты статистов, которые разбросаны по всему городу — за них дают полезные предметы и костюмы. Прокачки оружия или брони в игре нет, но всегда есть экипировка с лучшими показателями, которую можно получить за выполнение квестов или в специальных сундуках.

Совет №2: в первую очередь качайте Arcana тех персонажей, у которых нестандартный график. Днем обратите внимание на Мари (Arcana Aeon) в Central Shopping District, там же на Адачи (Arcana Jester/качается до 6 уровня), которого можно с таким же успехом найти в Junes в вечернее время. Эти два персонажа очень важны для получения True-концовки.

Чуть позже появится Хисано (Arcana Death), которая будет доступна после первой половины лета на Samegawa Flood Plain. И не забываем про Эри (Arcana Temperance), до которой нужно ехать на автобусе. Вечером качайте отношения с Нанако и Доджимой у себя дома, а после с медсестрой из местного госпиталя (Arcana Devil) и молодым учеником Шу (Arcana Tower) — до обоих нужно ехать на автобусе через Central Shopping District. Как вы могли заметить, Temperance, Devil и Tower — это подработки. За них вы также получите деньги и очки Характеристик.

Совет №3: если вы хотите немного сэкономить время, то всегда можно посмотреть на список активностей, которые были популярны у большинства игроков в тот или иной день. Для этого просто нажмите на синий значок «Voice» в верхнем левом углу экрана. Эта сетевая фича доступна только обладателям лицензионной версии «Persona 4 Golden».

Совет №4: чтение книг может подождать, но если вы хотите ачивку - нужно быть внимательным. Всего в игре где-то 32 книги. Большую часть можно купить в магазинчике в Central Shopping District. Примерно треть книг отдаст паренёк, который всегда стоит рядом с магазином за выполнение квестов. Но есть целых три книги, которые можно получить только от капитана спортивного клуба, в который вы вступили. Советую не повторять моих ошибок и вступить в футбольный клуб. Так вы получите эти книги автоматически. Обычно чтение одной книги тянется от двух до четырёх дней. Но есть один нехитрый момент, который ускорит чтение.

С 4 августа в магазине появится книга Hyperspeed Reading. Сразу купите её и прочитайте за несколько вечеров. Как результат мы будем осваивать в два раза больше страниц за тоже самое время.

КРИТИЧЕСКИЙ момент. Я нашёл один неприятный баг, который несколько раз повторялся в данжах, сбивая мой прогресс.

Во время выполнения комбо All-Out — команда просто перестает двигаться и комбо не заканчивается.

Даже главное меню открыть не получится. Только полная перегрузка игры через известное сочетание клавиш. Поэтому есть смысл на каждом втором этаже или чаще - задействовать умение Goho-M — оно выкидывает вас за пределы данжа с сохранением последней позиции. Просто используйте Goho-M, сохраняйте игру и возвращайтесь на тот же этаж. А теперь немного моей любимой музыки из этих самых данжей:

Если у вас слабый PC и видео-вставки лагают, поможет небольшая замена файлов по этой ссылке. Или чуть больше вариантов вот здесь.

Если надоело искать гайды по Fusion, то вот здесь очень крутой калькулятор.


Ёске фигни не скажет — душевный герой и всегда поддержит в ключевой момент.

В заключение хочу сказать, что для меня это были очень приятные и личные 79 часов.

«Persona 4 Golden» учит нас ценить своё время, почаще выходить на связь с родными и друзьями, а также радоваться мелочам, которые нас окружают. Эта игра сделана для тех, кто любит по максимуму погружаться в роль. Она заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с лучшими представителями серии «Final Fantasy».

Если вы не сильны в английском, советую посмотреть два аниме-сезона. Они прекрасно передают основную мысль. А уже после можно попробовать саму «Persona 4 Golden». Лично мне очень зашла музыка и песни из игры, сам удивлён, как после такого продолжительного времени я продолжаю слушать её уже на телефоне. За прогрессом перевода PC-версии можно следить здесь.

На этом всё. Благодарю за внимание к моему скромному Творчеству!

Обычно при слове JRPG, все в первую очередь вспоминают серию Final Fantasy. И не мудрено. Большая, красивая, дорогая. Но справедливо ли называть эту серию лучшей в жанре? Ведь на самом деле жанр огромен. Среди JRPG есть огромное количество игр не то что равных FF, но порой и превосходящих ее банальными способами. Одна из таких игр — Persona 4 Golden. Переиздание игры с Playstation 2. Дополненное, улучшенное и одна из главных причин покупки Playstation Vita.


Наша история начинается с прибытия главного героя в маленький городок Инаба. Простой парень, школьник, родители которого уехали по работе и отправили сына к дяде. Дядя работает детективом в местном городке и живет с маленькой дочерью. Распаковавшись и познакомившись дядей и его дочкой, герой практически сразу отправляется в школу. Начинаются школьные будни. Новые знакомства, новые друзья. Все как обычно. Однако не все так мирно в маленьком городке.


Спустя пару дней, в городке обнаруживают труп подвешенный на телевизионных антеннах. Что самое странное, на трупе никаких следов насилия, а появился труп после туманной ночи. По городу так же прошел слух о загадочном «Полуночном канале» на котором, в дождливую ночь, показываются странные силуэты людей. Решаясь проверить слух, наши герои смотрят сей канал и узнают, что показываются там люди из городка. Однако показываются они в странном виде. А наш герой открывает странную способность проходить сквозь телевизор. Спустя несколько дней и еще одно убийство, герои начинают свое расследование, которое выливается в огромное по хронометражу приключение, с неожиданными поворотами, скелетами в шкафах, и прочим.

Остальные сюжетные подробности оставим на личное знакомство, ибо рассказывать можно очень долго. История в игре получилась огромной, с приличным количество действующих лиц, множеством как приятных, так и трагичных и мрачных событий. При этом настроение в игре не всегда мрачное. После некоторых событий, идет небольшой перерыв с повседневной жизнью. В этот период можно больше узнать о сопартийцах, пообщаться или просто провести время с ними. Персонажи к слову получились разномастными. От простого гопника, до школьника детектива. Узнавать персонажей ближе хочется все время, ибо у каждого из них есть свои переживания и личные истории. Ну и не обошлось без нескольких концовок. При этом по несколько версий каждой. Причем чтобы добраться до некоторых вариантов, придется немало постараться.

Чем бы заняться?

Геймплейно игра делиться на 2 части: повседневную жизнь и подземелья. Повседневная жизнь, включает в себя обучение в школе, встречи с друзьями, занятия в клубах, подработки и прочее. При этом в отличии от например Shenmue повседневная жизнь напрямую влияет на геймплей. Занимаясь тем или иным делом, персонаж прокачивает несколько характеристик, которые достигая нового уровня, позволяют выбирать новые реплики в диалогах или браться за новые подработки. Встречи с друзьями, повышают так называемые «Социальные связи». Чем выше связь, тем ближе герой становится к персонажу, продвигается личная история последнего и дается дополнительный бонус о котором чуть позже. Не обошлось конечно и без сторонних квестов, но тут все в целом без откровений. Добываем предмет, приносим персонажу, получаем награду. Попадаются некоторые квесты, которые чуть выделяются, но ничего безумно оригинального все же нет.




Подземелья же это боевые локации, на которых и происходят все бои. Сами подземелья, представляют из себя внутренние переживания персонажей и варьируются в зависимости от персонажа. Но отличаются они в основном только стилистически. Архитектурно, это к сожалению не самые выдающиеся подземелья. Большинство этажей генерируются процедурно, при этом из не самого большого числа компонентов. Несколько этажей созданы заранее, но это сделано по сюжетным соображениям.

Что же касается боевой системы, то тут тоже без особых откровений. Если вы играли в одну JRPG, то вы знаете как играются где-то 70% игр жанра. Такое же разделение магии на 4 стихии, плюс светлую и темную, те же 3 уровня каждого заклинания, бафы, дебафы и прочее. Однако тут есть некоторые моменты отличающие Persona 4 от той же Final Fantasy. Например если ударить противника по слабой точке, то он не только получит дополнительный урон, но и собьется с ног, что так же позволит наносить ему больше урона, а персонаж который ударил по слабой точке, получит дополнительное очко действия, что позволит нанести дополнительный удар. Если же сбить с ног всех противников за ход, то можно нанести совместный удар всей партией в ходе которого все противники получат большое количество урона или вовсе будут убиты на месте.


Ну и еще один важный аспект игры, это собственно сами Персоны. Персоны представляют из себя сущность, которая кроется в сердце человека. Однако в отличие от других персонажей, которые могут пользоваться только одной Персоной, главный герой может использовать несколько Персон. Добываются новые персоны, либо по итогам битвы, либо при объединении. И вот тут позволим себе вернуться немного назад.

Создаются же новые Персоны из уже имеющихся. Т.е. при победе в битвах, вы получаете Персон, и из имеющихся, можете создать одну новую, более мощную, и дать ей в наследство заклинания предыдущих. Звучит несколько сложно, но на деле ничего сложного нет. А создание новых Персон позволяет придумывать новые тактики в битвах.


Ну и наконец прокачка. В отличие от других JRPG, где при получении опыта, прокачивается сам персонаж, здесь прокачивается не только он, но и сама Персона. При этом уровень персоны, напрямую влияет на полезность персонажа в бою. Например, если Персона делает упор на магию, то магический урон от атак персонажа, будет ощутимо сильнее. Если же на физический, то наоборот. Ну и конечно, Персоны определенных аркан, получают иммунитет и уязвимость на те или иные магические и физические атаки. Сам же персонаж при прокачке получает только прибавку к количеству здоровья и магии.


Самое же главное и приятное что есть в боевке, это отсутствие, извините, задроча. Главная проблема JRPG как жанра, это не внешний вид персонажей или их характеры, и не сюжет. Главная проблема, заключается в том, что в определенный момент появляется необходимость прокачиваться, причем довольно продолжительное время. Иначе будет или очень трудно, или придется ковырять одного босса 3 дня. Persona 4 же этот стереотип ломает, и на «нормальном» уровне сложности, достаточно просто изучать локации полностью, убивать попадающихся под руку противников, и выпадаемого с них опыта будет достаточно, чтобы продвигаться по сюжету без лишних телодвижений.

Кому-то такое может показаться сильным упрощением и аркадностью, но давайте согласимся, не все готовы тратить по 10 часов реальной жизни, чтобы накопить дюжину уровней и пройти тот самый момент, который мешает продвигаться дальше. Persona 4 же предлагает хоть и стандартный, но отточенный и приятный геймплей, который не требует на себя безумного количества времени.

Встречают по одежке

Теперь же дошла очередь и до внешнего вида и звукового сопровождения. Поскольку Persona 4 Golden это переиздание версии с PS2, то разумеется графических откровений ждать не стоит. Однако для карманной консоли, уровень графики достаточно приличный и выдает и приличные эффекты, и нормальные текстуры и модели, и стабильный fps. Вместо CGI роликов используются аниме-вставки, но они исполнены качественно, длятся не очень долго (что момент спорный для некоторых игроков) и в целом органично смотрятся в самой игре. Конечно смотря на переиздание Final Fantasy X/X-2 для PS Vita, можно сказать, можно было сделать и лучше, но в целом оно и не требуется. Игра выглядит совершенно прекрасно, быстро грузится, нигде не проседает, не выдает никаких багов и ведет себя очень хорошо. Плюс Persona 4 делали не Square Enix, у которых есть миллионы долларов на подобные вещи, что так же стоит учитывать.

Музыкальное же сопровождение просто напрашивается в плеер. Музыка в боях конечно ближе к середине начинает немного приедаться, но тем не менее не выбешивает. При повседневных событиях доносится приятный вокал, при драматичных или несколько интимных моментах играют красивые клавишные мелодии, а опенинг так и вовсе заставляет себя пересматривать при каждом запуске игры. Композитор, Шоджи Мегуро, проделал действительно достойную работу и достиг главного: мелодии запоминаются и их хочется переслушивать.

Единственное в чем можно упрекнуть звуковую составляющую, это отсутствие возможности включить японскую озвучку. Обычно когда JRPG озвучивают на английский язык, выходит… спорно. В лучшем случае, ухо не режет, но все же у японцев в таких играх с эмоциями как-то поярче. Однако здесь английская озвучка на самом деле далеко не ужасная. Более того, чем дальше в лес, тем больше нравится. Просто было бы неплохо иметь возможность переключения озвучки, для тех кому это важно.

Ах да, и тут есть Трой Бейкер.

Что же нас ждет?

Рассказывать можно еще очень долго об игре. В ней намешано столько всего, что наиграться в нее невозможно. При каждом запуске игры, у тебя не возникает вопрос «Да когда ж ты кончишься?». В игру хочется возвращаться раз за разом. Она красивая, с красивой музыкой, приятными персонажами, интригующим сюжетом, сбалансированными боями, кучей занятий. При всей камерности истории, Persona 4 Golden умудряется захватить куда сильнее чем многие, более масштабные игры жанра. А это уже достойно похвалы. Вне обзора остались еще многие аспекты, от рыбалки и садоводства, до свиданий с местными девушками, которые порой вызывают приступы умиления. Плюс Golden издание для PS Vita, дополнено контентом часов на 10. Новые подземелья, новые эпилоги и концовки.

Для тех кто уже имеет карманную консоль Sony, игра обязательна к приобретению. Даже если вы не любите жанр, дайте игре шанс, она найдет что вам предложить. Для тех же у кого карманной консоли нет, думаю эта игра повод подумать, стоит ли ее приобретать.

В стародавние времена вышла на консолях заморских игра дюже интересная. И расхвалил её люд честной, что консолями владел. Но бояре истинные и не слыха́ли о ней, ибо не хотели мастера заморские выпускать её на платформе православной. Но минули лета́ и нежданно увидели бояре игру эту в лавке паровой. И продержалась она в топ1 продаж по миру несколько дней, да с рейтингом в 96% положительных отзывов. И стало интересно узнать, что это за диво дивное такое.

И будет это обзор от человека, чьей последней консолью была Sega Mega Drive 2. Так что игра рассматриваться будет с позиции дня сегодняшнего, без ностальгических эмоций и в отрыве от всех остальных частей. Посмотрим, как играется в 2020 году известная jrpg 2008 года.


Начать пожалуй стоит с самой расхваливаемой части игры — с сюжета. И хоть игра и старая, но спойлерить другим исконным боярам я всё же не хочу. Поэтому сюжет рассмотрю поверхностно, без обсуждения конкретных сюжетных поворотов.

Если кратко, то суть игры заключается в том, что главный герой приезжает в небольшой провинциальный город, переводится в местную школу и проживает около года в этом городе. Попутно он сталкивается со сверхъестественными событиями и распутывает загадочные убийства в компании друзей. И о сюжете можно сказать, что хвалят его не зря. Не смотря на кажущуюся шаблонность истории про обычного японского школьника, который борется со всякими демонами, внутри оказывается очень крепкая и не глупая история. В лучших традициях японской сценарной школы, в данной истории переплетается множество жанров — и триллер, и драма, и повседневность, и комедия, и экшен, и детектив. И участвуют в этой истории хоть и архетипичные персонажи, но с хорошо прописанными характерами. А уж пятый член команды определённо попал в мою копилку самых неординарных и харизматичных личностей. Сами персонажи не статичны, они растут над собой, преодолевают трудности, делятся своими мыслями и эмоциями. Пусть все они подростки и описывается именно период их взросления, но эти подростки сталкиваются со вполне реальными проблемами и преодолевают их не глупыми истериками, а работой над собой и самокопанием. Не являясь выдающимся, сюжет тем не менее крайне хорош. И я не удивлюсь, если самой глубокой и нестандартной историей, поднимающей сложные темы преодоления трудностей, проблем общества и принятия своих недостатков, в этом году окажется переиздание игры 2008 года.

Однако, тут стоит отметить, что игра, на данный момент, не переведена на русский язык. Сие опечалит бояр не ходивших в походы заморские, да не знающих го́вора чужестранного.

И всё же, что бы насладиться этим сюжетом придётся преодолеть геймплей и графику этой игры. И тут уже всё не так однозначно.

Геймплей игры вызывает у меня крайне противоречивые эмоции. С одной стороны это динамичные пошаговые бои. Классические для jrpg, но при этом не затянутые длинными анимациями, как во многих частях той же серии final fantasy. Механика боёв не самая тривиальная. Она построена на 6 стихиях и способностях, завязанных на них. К каждому виду врагов приходится вырабатывать свой подход, исходя из их резистов и слабостей (которые ещё надо узнать). И бои действительно затягивают. А после боя добавлена ещё и довольно интересная карточная мини-игра, в которой можно выиграть дополнительные бонусы. Но происходит вся эта красота в крайне скучном и пустом dungeon crawler, где кроме частых монстров и редких сундуков нет совершенно ничего.


Множество одинаковых этажей, которые хоть и перестраиваются каждый раз по новому, но состоят всё равно из пары заготовок и абсолютно безлики и скучны. И видов врагов хоть и много, но встречаться с ними приходится слишком часто. Уже даже на средней сложности приходится очень серьёзно фармить подземелья, ради денег и материалов. А если вы ещё хотите и все дополнительные квесты выполнять, то одни и те же этажи придётся пылесосить по десятку раз. Геноцид сотен хоть и красивых, но одинаковых мобов начинает надоедать довольно быстро. Стратегия против конкретных врагов вырабатывается в первые пару боёв, а остальные десятки встреч с ними выливаются в скучную активацию заученной последовательности способностей. В итоге получаем, что довольно интересная боевая система погребена под рутиной и гриндом. Подобное характерно для jrpg как жанра, но это всё равно серьёзный недостаток для игры выходящей в 2020 году на ПК. На сегодняшний день вышло уже достаточно различных jrpg, избавленных от подобного. И просто смириться с подобным сегодня уже не получится.

Но есть и геймплей реального мира. Где главному герою приходится ходить в школу, встречаться с разными людьми, проводить время с друзьями. И количество различных занятий, доступных в городе, действительно большое. Не смотря на малое количество локаций и компактность каждой из них, активности на них упакованы очень плотно. При этом они ещё и меняются в зависимости от времени суток, времени года, погоды и событий, происходящих в городе.


И всё это разбивается о левелдизайн 2008 года. Никаких маркеров целей заданий, никаких оповещений о новых возможностях. Конечно, интересно исследовать мир и узнавать его секреты. Но лишь когда этот мир действительно большой и разнообразный, а не представлен несколькими локациями. Которые приходится полностью пробегать каждый игровой день и проверять, появилась ли где то новая активность или миссия. И не забывайте, что игра длится внутриигровой год. Довольно быстро геймплей реального мира превращается в рутинный бэктрэкинг одних и тех же локаций.

Отдельно стоит отметить, что многие геймплейные возможности чувствуются не раскрытыми в полной мере. К примеру, в школе, в которой учится главный герой, очень много классов различных кружков. Но вступить можно только в 4 из них. И будем откровенны, это далеко не самые интересные кружки.


И вот в 2008 году на консолях все описанные проблемы геймплея нельзя было бы назвать проблемами. Но для избалованных бояр 2020, в постведьмачьем мире, это всё существенные недостатки.

Похожая история и с графической частью игры. Мне сложно назвать её полностью провальной, даже для 2020 года. Враги сочные и красочные, теневой мир радует антуражем безумного кошмара, одежда и волосы некоторых персонажей реагируют на их движения и красиво анимированы. А что уж говорить о стильном оформлении интерфейса.


Но потом вы выходите в реальный мир и глаза начинают слезиться от попавшей в них низкополигональности. Большинство моделей реального мира являются вариацией параллелепипеда, с натянутыми низкокачественными текстурами. Ну и конечно же глобальная карта в виде «фотографии», с несколькими динамичными моделями на ней.


Причём, основная проблема графики именно в том, что она очень неравномерна. Если бы вся игра была равномерно мультяшной или равномерно низкополигональной, это не так бы сильно бросалось в глаза. Но контраст между этими двумя стилями очень сильно бьёт по восприятию игры. Понятно, что это был художественный приём, что бы сыграть на контрасте мира реального и мира снов. Для своего времени графика реального мира в игре была высокого качества. И проседание, скорей всего, совсем не чувствовалось. Но 12 лет спустя достигается совсем другой эффект.

Подводя итог — игру нельзя назвать плохой. А сюжет определённо стоит того, что бы немного пострадать от рутинности геймплея и угловатой графики. Но оценка в 96% положительных отзывов определённо не заслужена для 2020 года. С ней я бы согласился только после достаточно основательного ремастера графики и геймплея игры.

Прямым текстом — Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Разбираемся, чем так хороша Persona 4 Golden и почему её интересно проходить даже сейчас.

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Выход Persona 4 Golden на PC стал настоящим сюрпризом. 13 июня игра просто появилась в Steam — без всяких анонсов и предзаказов. Но публика приняла её с восторгом: Persona 4 Golden дебютировала на четвёртом месте в топе продаж платформы, а одновременно играть в неё сели почти тридцать тысяч человек. Внушительные цифры для жанра — и уж тем более для порта старой консольной игры, который вышел без шума и хайпа.

Репутация оригинала сработала лучше любой рекламы: пройти мимо игры, которую в унисон хвалили критики и игроки, оказалось просто невозможно. И, что ещё важнее, Persona 4 Golden за годы не растеряла своей актуальности. Затягивает она похлеще многих новинок, а сюжет заставляет не только переживать за судьбы героев, но и задуматься о многих современных проблемах.

Персона, приди!

Вообще, Persona — это не просто ещё одна знаменитая японская ролевая серия. Даже в рамках этого экстравагантного жанра она всегда выделялась за счет психологизма и злободневной тематики. В 1996 году Atlus решили разнообразить сюжеты и механику Shin Megami Tensei, заменив постапокалиптический антураж на современный. Настоящие боги и демоны стали воплощениями коллективного бессознательного, а избранные герои — простыми школьниками, которые внезапно столкнулись с паранормальной напастью. Так на свет появилась Revelations: Persona, которая и положила начало этой серии.

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Термины из аналитической психологии здесь используют не просто для красного словца: «Персона» на полном серьёзе обращается к архетипам, теням и прочим концепциям, созданным Карлом Густавом Юнгом. Персонажам серии приходится разбираться не только с внешними врагами, но и с собственными комплексами, травмами и ошибками прошлого. Причём не в одиночку, а с помощью других людей — так герои учатся ещё и понимать и принимать друг друга.

Серия опередила своё время: использовать игры как метод терапии или способ сделать социальный комментарий на тему взросления стало модно лишь в последние лет пять. «Персона» же не стесняется говорить о важном уже двадцать четыре года, и за это её особенно любят. К тому же достойных конкурентов на этом поприще у неё до сих пор нет. Им пыталась стать созданная выходцами из Atlus Caligula Effect, но, увы, при хорошей идее исполнение подкачало.

В открывающем видео Persona 3 Portable количество терминов на секунду экранного времени просто зашкаливает

Но, несмотря на народную любовь, основные части серии не спешили покидать родную PlayStation (зато отметились на всех консолях Sony от PS1 до PS4, да и на PSP с Vita заглянули). Единственный порт на PC до этого был только у самой первой Persona в далёком 1999 году. Так что неудивительно, что не охваченная ранее аудитория бросилась приобщаться к легенде. Ведь это не очередная ванильная история о том, как храбрые рыцари и симпатичные волшебницы спасают мир от катастрофы, а нечто действительно необычное.

Мама, я в телевизоре

В центре событий Persona 4 Golden оказывается школьник, которому пришлось на время переехать из столицы в тихий провинциальный городок Инабу: родители парня уехали в заграничную командировку, а сына отправили погостить у дяди. Однако жизнь на периферии оказывается не такой скучной, как ожидал герой. Вскоре после его приезда в Инабе происходит жуткий инцидент: опутанный проводами труп скандальной журналистки находят на антенне одного из домов. Та же участь спустя несколько дней настигает и девушку, обнаружившую тело, — полиция сбивается с ног, но не может найти ни одной зацепки.


Жизнь в провинции кажется скучной и пресной. Но, когда приходит беда, тихие вечера перед телевизором начинаешь вспоминать с ностальгией

Протагонист и его новообретённые друзья решают провести собственное расследование. И весьма необычное: ребята обнаруживают у себя способность проходить сквозь экран телевизора и попадать в сюрреалистичный мир, населённый монстрами. К тому же, по словам одного неожиданно дружелюбного жителя этого мира, кто-то отправляет туда людей на растерзание чудовищам. Но кто? Как? Зачем? Что это вообще за мир такой, и как он связан с реальностью? Можно ли закрыть туда дорогу раз и навсегда, чтобы избежать новых трагедий? Ответы на все эти вопросы и предстоит узнать героям.


Расследование убийств — занятие не для слабонервных

Кривое зеркало

На первый взгляд перед нами обычный мистический детектив для подростков. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях — точнее, в подтексте истории. Мир с монстрами по ту сторону телеэкрана не зря выглядит так метафорично: он создан коллективным бессознательным, а значит, наполнен нашими страхами и подавленными эмоциями. А ещё там водятся Тени — физические воплощения качеств, которых мы не хотим в себе замечать и всячески отрицаем. Именно с ними героям и приходится сражаться, чтобы продвинуться дальше в расследовании… и принять себя, каким бы мерзким это настоящее «я» ни оказалось.


Правда может ранить, но лучше принять её, чем вечно убегать от самого себя

И нет, комплексы подростков из японской глубинки двенадцатилетней давности (изначально Persona 4 вышла на PlayStation 2 в 2008 году, а её дополненная версия Golden — уже в 2012-м на PlayStation Vita) не покажутся современному западному игроку чуждыми и надуманными. Наши представления о себе, о том, что правильно и неправильно, формируются под влиянием установок, навязанных обществом. А они меняются не так быстро и не так сильно разнятся от страны к стране. Игра показывает, насколько разрушительными могут быть гендерные стереотипы, самоуничижение и идеализация окружающих, потеря индивидуальности за удобными для общества масками… Рассказать о проблемах конкретных героев было бы нагляднее, но Atlus просит воздержаться от спойлеров, да и мы сами не хотим портить поездку в Инабу тем, кто ещё там не был.

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

При этом Persona 4 Golden не утомляет излишней заумностью или морализаторством. Её персонажи не только копаются в себе и беседуют о высоком — они живут полной жизнью с кучей мелких событий вроде поездок на море или неудачных кулинарных экспериментов. Да и потусторонние приключения отнимают немало времени: монстры же сами себя не победят!

Золото не ржавеет

Чётко определить жанр Persona 4 не так-то просто: перед нами гибрид ролевой игры и визуальной новеллы. Геймплей в потустороннем мире — это классический симулятор подземелий с пошаговыми боями и процедурно генерируемыми лабиринтами. В закоулках припрятаны полезные вещицы, по коридорам бродят монстры, а в конце прячется огромный и опасный босс — словом, рай для любителей олдскула.


У монстров, как и у героев, есть слабость и иммунитет к разным видам атак. К счастью, держать их в голове не нужно: достаточно один раз найти уязвимость или невосприимчивость, и система будет их показывать. А друг-навигатор начнёт услужливо (и навязчиво) подсказывать, что лучше сделать

Как в любой классической ролевой игре, героев здесь можно прокачивать, экипировать разным оружием и бронёй. Вот только навыки выбирать можно не у всех. Друзья протагониста способны развиваться лишь в одном направлении: один лечит, другой сдувает ветром, третий жарит огнём и т.п. — всё зависит от специфики их характеров и уникальных персон. Только главный герой может менять свои персоны по желанию, получая их в качестве награды после боя или даже создавая новых. Причём они тоже растут в уровне и получают новые навыки, как эдакие метафизические покемоны.


Подружиться можно не только с людьми, но и с суровой лисичкой!

Но раскрыть весь потенциал персон не получится без социальных связей — того самого «симулятора свиданий», который появился в Persona 3 и стал неотъемлемой частью серии. Добивайся расположения соратников и остальных приятелей, выбирая нужные ответы в диалогах, и сможешь создать персон посильнее. Развивай свои общественные навыки вроде храбрости и усидчивости, и сможешь расширить круг знакомств, а заодно узнать побольше об окружающем мире и персонажах. Звучит нехитро, но именно общение вносит в игру разнообразие и ускоряет её темп. Ведь друзей, хобби и подработок у главного героя так много, а времени в сутках так мало! Всё как в реальной жизни.

Начнём с середины

Некоторые игроки переживают о том, стоит ли начинать знакомство с серией с четвёртой части, — и совершенно напрасно. Как и в случае с Final Fantasy, сюжетно игры серии связаны друг с другом лишь горсткой едва заметных отсылок, поэтому тот, кто не играл в прошлые части, ничего не потеряет.


Для релиза на PC Atlus (это тот редкий случай, когда разработчик сам занимается портом, а не привлекает стороннюю компанию) отрисовала портреты в высоком разрешении, а текстуры привела в божеский вид. Возраст игры всё равно заметен, особенно по фонам, но выглядит она прилично. Большего вряд ли стоило ждать, ведь это именно порт с PS Vita, а не ремастер

Конечно, геймплей Persona 5 (и уж тем более Persona 5 Royal) куда богаче на разные фишки и мини-игры, а тамошние дворцы с их продуманной архитектурой и головоломками проходить интереснее, чем случайно сгенерированные лабиринты. Да и выглядит последняя номерная часть серии гораздо современнее. Но разница между проектами не настолько велика, чтобы сторониться четвёртой части как какого-то архаизма.


В отличие от третьей и пятой части, Persona 4 обращается в первую очередь к японской мифологии, так что для западного игрока отсылки будут не так очевидны. Зато это отличный повод расширить кругозор и узнать об Идзанами и Идзанаги, Коноханасакуе, Томоэ Годзэн и других богах и героях Страны восходящего солнца

Споры же о том, в какой «Персоне» лучше сюжет и серьёзнее темы, не утихают среди фанатов до сих пор. Наибольшим почётом пользуются Persona 2: Innocent Sin и Persona 2: Eternal Punishment, но будем честны: браться сейчас за игры с первой PlayStation рискнут разве что самые закалённые поклонники серии и жанра.

Ну а выбирать лучшую историю среди игр последней трилогии — это всё равно что спорить о том, какой цвет красивее. Это дело вкуса. Одному ближе окажется готический пафос и размышления о бренности бытия в Persona 3, другому — призыв взбунтоваться против порочной системы и обрести внутреннюю свободу в Persona 5, третьему — поиски истины и самоанализ в Persona 4. Проходных игр здесь нет: каждая хороша и интересна по-своему. А четвёртая часть, пожалуй, даже окажется самой жизненной и злободневной в нашу эпоху гендерной критики и борьбы со стереотипами.

В Atlus явно считают, что полюбить одну «Персону» и обойти вниманием остальные просто невозможно, так что радуют фанатов кроссоверами вроде ролевой серии Persona Q и файтинга Persona 4 Arena

Успех Persona 4 Golden на PC — яркий пример того, что оригинальность всегда будет в цене, а сарафанное радио работает лучше любой рекламы. Отличная игра из самобытной серии обрела новых поклонников и позволила старым поностальгировать за большим экраном — и это не может не радовать.

Как и постепенное освоение новой платформы, которым занялись в Atlus. Хочется надеяться, что успехи Catherine Classic и Persona 4 Golden вдохновят разработчиков на то, чтобы портировать и другую проверенную временем классику. А там и о новинках или ремастерах можно будет помечтать.

Читайте также: