Partisans 1941 back into battle обзор

Обновлено: 05.07.2024

В 2016 году успех Shadow Tactics: Blades of the Shogun реанимировал жанр стелс-тактик в реальном времени. Сейчас уже вышли Desperados III и HD-переиздание второй Commandos (а где-то на горизонте маячит анонс новой части). А ещё этом году намечается релиз «Партизан 1941», которых по первости хочется назвать «русским ответом Commandos».

В рамках «летнего фестиваля игр» в Steam доступно демо игры. И хотя оно проходится за час, уже можно примерно представить, какой в итоге получится эта тактика.

Если авторы Shadow Tactics и Desperados III просто отшлифовали все лучшие элементы жанра, то разработчики «Партизан» решили удариться в эксперименты. Правда, некоторые из них кажутся недостаточно продуманными — да и основные механики порой работают не так, как нужно.

Чуть ли не первое, на что обращаешь внимание — конусы зрения, заполненные сплошным цветом. Враг реагирует на героев в зависимости от их места в этом поле. В первой Desperados тоже было нечто подобное — вот только там степень встревоженности противника обозначалась цветом конуса, а не заполнением очень маленького восклицательного значка над врагом. Впрочем, бывает и так, что враги вообще не реагируют на героев в своей области видимости.

Мало того, что устройство этих самых конусов в «Партизанах» неудобно, так оно ещё и мешает стелсу. С такой системой сложно разобраться, когда можно проскочить перед врагом, а когда он тут же начнёт стрелять и поднимет тревогу. Ни о какой дополнительной тактической глубине в этом случае говорить не стоит — просто приходится чаще загружаться, если хочешь пройти игру по-тихому.

Как и в большинстве представителей жанра с 2001 года, в «Партизанах» при беге и выполнении некоторых других действий герои издают звуки, на которые реагируют враги. Тут разработчики пошли ещё дальше: теперь любое движение в кустах хоть и скрыто от глаз противника, но заставляет всех вокруг слегка встревожиться.

Шум от персонажей обозначается кружками, исходящими от героев. Проблема в том, что они небольшие и почти совсем прозрачные — в тех же кустах их не видно. И они малоинформативны: в отличие от Shadow Tactics или Desperados III, шум слышно и за пределами этих кружков. Это скорее раздражает и затрудняет планирование, нежели даёт дополнительный вызов игроку.

У «Партизан» вообще довольно плохо с удобством интерфейса. К примеру, если кликнуть по трупу, то персонаж не поднимает его, а встаёт на него. Чтобы перетащить мертвеца, нужно нажать на всплывающий рядом с ним маленький значок. А если перед этим в трупе застрял метательный нож, то надо нажать на другую пиктограмму, чтобы его достать, иначе нож останется в теле навечно.

Скорее всего, авторы сделали такую систему оттого, что рядом с этими двумя значками может появляться пиктограмма инвентаря убитого врага — такое тут тоже есть.

Правда, это всё равно неудобно и снижает скорость персонажей — большая проблема, когда нужно быстро спрятать труп, пока он не попал в поле зрения немцев или полицаев. Особенно странно то, что ещё в Commandos 2 можно было удобно через клавиатуру переключаться между режимами ходьбы, переноски трупа и осмотра его карманов. Отчего разработчики «Партизанов» решили не использовать проверенную систему — загадка.

Против пиктограмм около трупов работает и то, что это белые значки в тоненьких оранжевых кругах. И это в игре с «белёсым» стилем

Если судить по демке, особый упор в «Партизанах» сделан на перестрелках. Стелс тут неудобен из-за интерфейса, а врагов на показанных двух уровнях расставили так, что их порой просто невозможно как-то обойти по-тихому.

Но даже бои тут сделаны не лучшим образом. По сути, от игрока зависит только то, где во время перестрелки будут стоять бойцы и в сторону кого они будут палить первым делом. Да, тут ещё можно использовать разные предметы, вроде гранат или бинтов, а также включать особые способности героев — но пользы от этого немного. Вот и остаётся разве что ждать, пока партизаны всех не перестреляют. А ведь они часто мажут, тогда как враги умирают лишь после нескольких попаданий.

Подозрения о том, что в «Партизанах» перестрелки ставят во главе всей игры, подкрепляет и дерево прокачки. Если в других играх жанра персонаж получал все способности либо сразу же, либо за пару миссий по сюжету, то здесь для этого приходится тратить очки опыта. Кажется, в полноценной версии «Партизан» прокачка будет только подстёгивать не оставлять в живых ни одного врага на карте, даже если от этого придётся вступить в перестрелку: просто очки опыта дают за каждого убитого противника.

Впрочем, и сами навыки намекают на то, что впереди будет очень много экшена. Из трёх персонажей у одного только примерно половина навыков направлена на стелс, у второго — четверть, а у третьего лишь два «тихих» умения.

Может быть, у пяти других героев, которых нет в демке, с умениями для стелса всё в порядке — судить об этом пока невозможно.

Сами авторы обещают: в полной игре будет партизанская база, которую нужно развивать при помощи ресурсов, найденных на миссиях. Также упоминается, что в «Партизанах» после релиза будет двадцать «уникальных миссий» и глобальная карта, где можно выбирать следующее задание. Вполне вероятно, что помимо квестов, собранных «вручную», будет и куча похожих друг на друга заданий для сбора ресурсов и прокачки.

Обычно в тактиках во главе угла стоит геймплей, а сюжет уже идёт следом. Так и в «Партизанах» — тут есть какая-то история, но если судить по демке, то её с таким же успехом могло и не быть.

У главного героя, капитана Зорина, нет характера, он советский солдат с пропагандистских плакатов. Говорит он всегда предельно пафосными репликами: «Стреляй! Нас ещё сто семнадцать миллионов!» И это не пародия, здешний сюжет подаётся как нечто очень серьёзное.

Два других героя, показанные в демо, ещё более безлики. После диалогов колоритнейших персонажей Desperados III разговоры в «Партизанах 1941» смотрятся просто никак.

Возможно, к релизу авторы «Партизан 1941» всё же сделают перестрелки интереснее, доработают интерфейс и разберутся с графическими багами. Вот только исправлять стелс-механики уже поздно. Когда другие игры жанра делали упор на тактические головоломки, главное средство решения которых — стелс, то в «Партизанов», судя по демке, добавили слишком много разных механик в ущерб скрытному прохождению.

29 апреля 2021 года вышло крупное дополнение для Partisans 1941 под названием «Снова в бой!». С релиза самой игры, о которой я рассказывал в этом обзоре, прошло уже полгода, и мне стало интересно, что нового разработчики решили добавить. Пошли они по простому пути, создав парочку сюжетных миссий и дополнительное оружие или придумали, как увлечь игроков еще на десяток-другой часов (а может быть и гораздо дольше). Оказалось, придумали. Я поиграл и сейчас расскажу обо всем, что увидел и ощутил.

Сюжетная кампания

Сюжетка осталась прежней, хотя хотелось увидеть что-то вроде новых дополнительных миссий для сбора ресурсов или новые здания, которые можно построить в лагере. Но, подозреваю, что этим ребята из студии Alter Games займутся в следующем дополнении (если у них уже нет планов касательно сиквела, ведь игра затрагивает лишь события 1941 года — впереди огромный простор для исторически достоверных фантазий).


Старые сохранения работают, было приятно снова взглянуть на ламповые посиделки за костром. Но начинать все заново желания не возникло — возможно, в следующем DLC сюжетку дополнят и тогда с удовольствием ее перепройду.

Однако, кое-что в кампанию все же добавили — дополнительные диалоги персонажей, которые можно послушать, пока они сидят у костра. Как я понял, они смешаны с уже существующими диалогами и появляются между миссиями. Так как проходить все с самого начала я не захотел, то и послушать их не удалось. Но учитывая, что общение героев в основной игре мне пришлось по вкусу, уверен, новые диалоги тоже хороши — планку качества разработчики не опускают, о чем свидетельствует стабильный рост хороших оценок в Steam (сейчас там более 2500 отзывов, и из них 86% положительные).

Режим вылазок

Новый пункт меню, в котором собраны основные нововведения — настраиваемые миссии. Что-то вроде бесконечной песочницы, где можно экспериментировать, придумывать новые тактики, ставить рекорды и просто веселиться.


Особенности режима заботливо расписаны при первом запуске обновленной игры.

В этом режиме доступны пять карт из кампании, семь совершенно новых карт и локация для уникального режима «Оборона позиции», где нужно бесконечно отбивать волны врагов.

Прежде чем рассказать о картах и «Обороне позиций», озвучу особенности Вылазок — их много, поделюсь впечатлениями от каждой из них.

Никаких требований к составу отряда

Если в сюжетной кампании некоторые партизаны должны были принимать участие в миссиях по умолчанию, то теперь перед прохождением карты можно создать отряд из любых персонажей. Есть только ограничение по количеству персонажей — некоторые задания заточены под двух, где-то можно взять четырех.


Самые любимые партизаны в сборе — остальные тоже ничего, но эти больше пришлись по душе.

Подготовка персонажей

В кампании подготовительные работы велись в хабе — лагере партизан, где они добывали ресурсы и распределяли снаряжение. Вылазки хаба не имеют, но зато для них добавили меню с детальной настройкой снаряжения и способностей персонажей.


Набиваю инвентарь полезными ништяками. Сначала все делал наугад, но изучив карты, узнал, что именно понадобится.

После назначения партизан в отряд, их нужно вооружить и снарядить дополнительными припасами (присутствуют все предметы из кампании, от пистолетов до пулеметов, от аптечек до мин и коктейлей молотова). Правда, набить рюкзаки всем подряд не выйдет — есть ограничение по очкам (каждый предмет стоит определенное количество очков). Из-за этого нужно тщательно планировать экипировку и заранее продумывать, где и для чего она пригодится.


Помимо предметов подготовка героев заключается в выдаче перков. Для каждой из карт у партизан прописаны разные уровни прокачки. Согласно этим уровням можно прокачать те же перки, что и в кампании, сделав героев специалистами в разных сферах.

Настройка сложности

Разработчики позаботились о реиграбельности и добавили уровни сложности. Настраиваются они активацией усложняющих модификаторов. Всего их четыре (а уровней сложности — пять, на самом первом никаких усложнений):

  • Дополнительные патрули с собаками, патрули СС и вермахта, дополнительная сигнализация.
  • Подкрепления для противника.
  • Уменьшение очков навыков для прокачки перков.
  • Уменьшение очков для выдачи снаряжения.

Играть можно с любым набором модификаторов. Как мне показалось, последние два добавляют больше всего головной боли. Потому что очков и так не слишком много, а с их ограничением начинаешь беречь буквально каждый патрон и довольствуешься слабыми перками. Но и усиление противников тоже заметно усложняет прохождение — без четкого плана не продвинешься ни на метр.


Пятый уровень сложности — для самых ̶у̶п̶о̶р̶о̶т̶ы̶х̶ упорных тактиков :)

Особенности инвентаря

Каждая миссия в Вылазках существует в вакууме. Как только она заканчивается, игра выдает звездочку в соответствии с выставленной сложностью и регистрирует статистику прохождения. Инвентарь персонажей после этого пропадает и его нужно собирать заново для каждой карты.


О том, что в вагонах лут, я узнал далеко не сразу — советую новичкам почаще крутить камеру и кругом тыкать мышкой, интересностей на картах хватает.

Во время прохождения можно брать лут с противников. Он стал менее рандомным — патроны, например, четко привязаны к оружию в руках врага. Кроме того, на локациях много мест с припасами, от привычных ящиков до вагонов поезда — нужно проверять все объекты на местности, проводя по ним курсором.

Карты из кампании

Теперь о самих картах. Те, которые я видел в сюжетке, не изменились. Возможно, некоторые цели были подправлены и диалоги персонажей были убраны (ведь теперь их выбор не ограничен и можно брать партизан, которые по сюжету в этих миссиях не присутствовали). Для Вылазок, кстати, выбраны самые интересные карты — видимо мои с разработчиками вкусы совпадают или они просто понимали, что некоторые локации заметно лучше по накалу страстей и насыщенности событий.


Новые карты

По детализации и проработке они ничем не уступают картам из кампании. В меню они выставлены по уровню сложности (без учета модификаторов). Причем, сложность и масштаб карт никак не связаны.


Первая победа после десятка попыток — пускай на минимальной сложности, но я это сделал! Дальше было полегче.

Легкие карты пускай и большие, но задания там простенькие, между врагами много свободного пространства для маневров. А вот среди сложных локаций есть мелкие, но настолько набитые фрицами, что продумываешь каждое движение партизан и постоянно гибнешь, гибнешь, гибнешь.

Оборона позиции

Если на других картах нужно в режиме стелса пробираться к целям и выполнять их, то здесь партизаны появляются на площади небольшого городка рядом с советским обелиском и красным знаменем. А с четырех направлений начинают нападать волны врагов. Режим бесконечный и задача не убить всех, а продержаться как можно дольше.


Ох и намучался я здесь! Первая волна простая, как и в любых оборонительных режимах. Но уже вторая сбила с меня всю спесь и напомнила, что в тактических играх я нуб. После многочисленных экспериментов получилось сдержать несколько волн, но к рекордным показателям (как мне показалось, таблицы лидеров нет) я даже не приблизился.


Заметил небольшой огрех — когда враги в укрытии за скамейками, на них сложно навестись курсором.

Очень интересный режим для тех, кто хочет получить максимум экшена на ограниченной территории и напрячь мозги. Кстати, мне оборона понравилась еще в кампании, только там атмосфера была более мрачной.

Выводы

Дополнение «Снова в бой!» сделало Partisans 1941 более реиграбельной. Закончив сюжетную кампанию, теперь можно сколько угодно топтать карты с миссиями, проводить эксперименты, улучшать время прохождения, искать идеальные маршруты. В общем, рай для фанатов тактических сражений. Пускай нового оружия, персонажей и предметов не появилось, на игру я все равно взглянул по-новому. А значит, дополнение удалось.

Издательство Daedalic Entertainment и российская студия Alter Games представили масштабное дополнение «Снова в бой!» (Back Into Battle) для тактики «Партизаны 1941» (Partisans 1941), которое выйдет уже 29 апреля.


Расширение добавит новые возможности, среди которых — элементы песочницы, повышающие интерес при повторном прохождении, два игровых режима, настраиваемые сценарии и прочее. По этому случаю представлен и свежий трейлер, демонстрирующий особенности дополнения:

Например, появится режим «Вылазки», в котором игроки смогут выбрать собственную команду партизан, а также их навыки и экипировку без ограничений, чтобы исследовать уже существующие и новые карты. Также можно добавить модификаторы, повышающие сложность прохождения. Пять знакомых территорий для этого режима будут доступны всем владельцам игры, а покупатели дополнения получат доступ к ещё семи эксклюзивным миссиям.

Кроме того, будет добавлен эксклюзивный режим «Оборона позиции». Речь идёт о сценарии, в котором противники прибывают волнами, давая игроку небольшие передышки, чтобы подготовить базу и бойцов к очередной атаке.


Также были добавлены диалоги в лагере, позволяющие больше узнать о членах партизанского отряда в одиночной кампании. У дополнения «Снова в бой!» уже есть страница в Steam, однако стоимость пока не сообщается.

Какой же урожайный год выдался для ценителей не такого уж щедрого на релизы жанра тактических стратегий! Совсем недавно вышла отличная Desperados III, а вот и Partisans 1941 от студии Alter Games — тактика, посвящённая партизанскому отряду, который даёт бой нацистским оккупантам в самый разгар Великой Отечественной войны. Забегая немного вперёд, хочется отметить, что сюжетно «Партизаны» представляют собой толковый военный боевик с органичными персонажами и уместными диалогами, да ещё и без популярных сегодня политических трактовок событий того страшного и героического времени. А вот что это за игра — разберём подробней.

Тактическая пауза — хорошее подспорье в планировании или, например, создании кинематографичного рапида…

Тактическая пауза — хорошее подспорье в планировании или, например, создании кинематографичного рапида…

Середина сорок первого года, нацистская Германия осуществляет молниеносный блицкриг, неудержимо двигаясь в сторону Москвы и Ленинграда. А на оккупированных территориях тем временем возводятся дулаги (концлагеря), где и оказывается главный герой — командир Зорин. Внезапно заклинивший затвор винтовки палача спасает жизнь советского офицера, даруя шанс сбежать и укрыться в лесу. Отсюда он решает начать свою посильную борьбу с захватчиками. Разумеется, не в одиночку.

Внутренне убранство домов сделано скрупулёзно — с вниманием к мелочам и с оглядкой на быт жителей деревень начала сороковых

Внутреннее убранство домов сделано скрупулёзно — с вниманием к мелочам и с оглядкой на быт жителей деревень начала сороковых

Эта борьба объединила совершенно разных людей: военных всевозможных специальностей, местного паренька, лесничего, медсестру, уголовника и даже специального агента НКВД. Каждый может предложить отряду что-то своё: Зорин — классический главный герой тактики, мастер метания ножа и поднятия боевого духа; отличница стрельбы Белозёрова способна устранять несколько врагов умелой серией выстрелов; медик Валя не только лучше всех накладывает швы, но ещё и с хирургической точностью стреляет из снайперской винтовки; здешний житель Санёк может свободно передвигаться по местности и отвлекать внимание солдат врага праздной беседой; а рецидивист Морозов умело орудует холодным оружием и ловко преодолевает высокие препятствия. Также партизаны обладают и необычными навыками: сотрудник НКВД, например, владеет приёмами восточных единоборств (что, кстати, драматургически обосновано — тот участвовал в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге), эффектно расправляется холодной сталью с любым количеством врагов в заданной зоне, а также может использовать зазевавшегося нациста как живой щит.

У персонажей есть как уникальные навыки, так и доступные нескольким героям способности: меткость при стрельбе из определённого вида оружия, сильные руки для быстрого перемещения бездыханных тел и так далее

У персонажей есть как уникальные навыки, так и доступные нескольким героям способности: меткость при стрельбе из определённого вида оружия, сильные руки для быстрого перемещения бездыханных тел и так далее

Взять на задание можно только троих. Одно место, как правило, закреплено за Зориным, реже — за другими персонажами, необходимыми на определённой миссии по сюжету. Это открывает неплохой простор для решения тактических головоломок. Можно выбрать стратегию методичного вырезания врагов по одному — заманивая их свистом за угол или в высокие кусты. Можно окружить изрядное скопление неприятелей и дать перекрёстный залп, выкосив большую часть вражеских бойцов. А есть и более изощрённый метод: поставить мину или растяжку, после чего начать мнимую конфронтацию, завлекая «уберменшей» в смертоносную ловушку.

Правда, действовать по одному и тому же шаблону каждый раз не выйдет — Partisans 1941 постоянно тасует типы заданий. На некоторых миссиях требуется исключительно тихий подход, иначе — провал, а на иных операциях можно и пошуметь. Но при том не стоит забывать, что патроны и взрывчатка не бесконечны, да и в приоритете всё же не зачистка уровня, а выполнение боевой задачи.

Увы, эффектно подорвать броневик не получится — такой возможности в Partisans 1941 не предусмотрено. А вот красные бочки — сколько душе угодно

Увы, эффектно подорвать броневик не получится — такой возможности в Partisans 1941 не предусмотрено. А вот красные бочки — сколько душе угодно

Суровая партизанская жизнь

Ослаблять военную машину вермахта предстоит по-разному. Классический партизанский взрыв моста — на месте, есть скрытные проникновения в стан врага с целью отравить продовольствие или выкрасть секретные материалы. Присутствуют и задания по устранению высокопоставленных офицеров рейха и перебежчиков. Также авторы адаптировали под антураж партизанской войны, характерную скорей для вестернов сцену со спасением приговорённых к повешению. Но самая запоминающаяся миссия, на мой взгляд, — задание «Любой ценой», где необходимо всеми доступными силами держать оборону на перекрёстке, пока мирные жители скрываются от врага. Тактика ненадолго превращается в военную стратегию — напряжённую, зрелищную и прекрасно разнообразившую игровой процесс.

А в целом каждая миссия отлично проработана. Продолжительность уровней выверена оптимально и ни одна из вылазок не успевает надоесть, но при этом и не кажется слишком скоротечной. Однако жизнь партизан не исчерпывается боевыми заданиями!

донесения или фотокарточки. Порой они напрямую связаны с контекстом задания

Иногда можно найти любопытные дополнительные материалы: реальные газетные вырезки, справочник партизана, боевые донесения или фотокарточки. Порой они напрямую связаны с контекстом задания

Между операциями предстоит работа по поддержанию в порядке партизанского лагеря — ничуть не менее тонкая. Для начала бойцов необходимо обеспечить едой, ведь войну на пустой желудок не выигрывают. Отправите кого-нибудь порыбачить, на охоту или по грибы — добудете немного провианта, но хватит его ненадолго. Лучше, скопив немного ресурсов, построить полевую кухню или коптильню, чтобы открыть возможность заготовить провизию впрок.

В игре реализована механика морали, при высоких показателях дающей боевые бонусы, при низких — наоборот. Приобретается она успехами на партизанском фронте, теряется — аморальными поступками вроде воровства…

В игре реализована механика морали, при высоких показателях дающей боевые бонусы, при низких — наоборот. Приобретается она успехами на партизанском фронте, теряется — аморальными поступками вроде воровства…

Компоненты для строительства добываются как в ходе миссий, так и на вылазках — мини-заданиях, проходящих без участия игрока. Это налёты на гарнизоны, пресечение облав на мирное население, поиски тайников в лесах, диверсии и так далее. У каждой такой активности есть вероятный процент успеха, который повышается пропорционально количеству бойцов, которых вы на неё отправили. Удачная вылазка принесёт не только ценные материалы, но и амуницию, новое оружие, опыт для прокачки навыков и даже боевой дух (например, если удалась вылазка по срыву нацистских пропагандистских плакатов). Провал же не принесёт ничего, кроме досады. Также в лагере можно лечить травмированных бойцов (с травмой персонаж ощутимо теряет в эффективности), улучшать оружие, мастерить кустарную взрывчатку и медицинские комплекты.

Механика управления партизанским лагерем получилась удачной. Это и хорошая передышка между тактическими операциями, и возможность усилить отряд, и неплохой способ подавать сюжетные подводки к миссиям. Но есть в «Партизанах» и неприятные испытания…

В сводках можно увидеть заметки о действиях врага. Предложенные вылазки будут напрямую связаны с этой информацией, и если их проигнорировать, то на следующий день придёт сводка о последствиях выбора игрока

В сводках можно увидеть заметки о действиях врага. Предложенные вылазки будут напрямую связаны с этой информацией, и если их проигнорировать, то на следующий день придёт сводка о последствиях выбора игрока

Усложняется партизанская доля не столько укреплёнными блокпостами врага и свирепыми немецкими овчарками, сколько неприятными багами: на одном из заданий герои внезапно разучились метать гранаты, в другой миссии враги видели партизан сквозь двери (и, что хуже, метко сквозь них стреляли); такое же зрение сквозь стены встречалось и на других операциях, а ещё как-то раз сломалась анимация героя и он будто катался по карте, прижавшись к земле. И личное пожелание: не помешало бы окрасить в разные цвета конусы обзора врага и применения способности персонажа — ужасно неудобно, когда они сливаются воедино в ходе напряжённого тактического планирования. Надеемся, эти (и, вероятно, другие) проблемы решит патч первого дня или другое крупное обновление. Ведь если отмести технические шероховатости, Partisans 1941 — это решительная победа!

Достоинства:

  • обширный выбор героев с разнообразными способностями;
  • отлично продуманные и сбалансированные миссии;
  • простой, но захватывающий военно-партизанский сюжет;
  • удачная механика менеджмента партизанского лагеря.

Недостатки:

  • некоторые баги могут слегка усложнить партизанскую жизнь;
  • практически вся техника и все постройки не разрушаемы.

Графика

Хоть картинка иногда и кажется слегка устаревшей, общее впечатление это не портит — уровни атмосферные и неплохо проработанные.

Звук

Фоновая музыка уместна и не надоедает; эффекты взрывов, выстрелов и точных ножевых ударов — правдоподобны; герои озвучены неплохо — хоть иногда актёры и перебарщивают с бравадой или речевыми особенностями, все персонажи выдержаны в рамках заданных образов и убедительны.

Одиночная игра

Пятнадцать напряжённых диверсантских заданий, разбавляемых не менее увлекательным управлением убежищем — двадцать с лишним часов пролетят незаметно.

Коллективная игра

Общее впечатление

У Alter Games получилась продуманная и захватывающая тактическая стратегия с примечательными игровыми находками и нюансами, а также занятным прочтением классических жанровых классов. Пусть и не лишённая технических недостатков, все же Partisans 1941 — превосходная игра.

Читайте также: