Обзор игры battletech

Обновлено: 04.07.2024

Harebrained Schemes не лукавили, когда заявляли, что BATTLETECH будет их самым масштабным и амбициозным детищем. Камерные истории и тесные улицы мегаполисов трилогии Shadowrun остались в прошлом: BATTLETECH — это грандиозная космическая опера. И, несмотря на присущий жанру пафос, перестрелки многотонных роботов и перегруженный сюжет, она на удивление элегантна.

Да! Адаптация монструозного, медлительного, целиком завязанного на математику настольного варгейма из восьмидесятых элегантна. Даже больше: боевая система BATTLETECH — это чистейшая безжалостная тактика безо всяких бантиков, рюшек и костылей. Только вы, противник, задача и поле боя.

Минное поле

В Mechwarrior управлять даже одним мехом — задача непростая и полная нюансов, а брать под командование небольшой взвод равносильно логистическому кошмару (полистайте на досуге правила настолки). Но BATTLETECH мастерски избавилась от математической тягомотины варгейма. В какой бы ситуации, на какой бы планете вы ни оказались, проект задаёт одни и те же простые вопросы. Какого меха сейчас активировать? Куда его переместить? По какой цели открыть огонь? Из какого оружия?

В ответах на эти вопросы, без преувеличения, заключена вся игра.


В местном интерфейсе сам чёрт ногу сломит: как будто кто-то чихнул на экран слайдами из PowerPoint

Спустя семь часов сюжетной кампании мне показалось, что Harebrained Schemes морят моего внутреннего тактика голодом. Если вы избалованы разнообразием опций в серии XCOM, бои в BATTLETECH покажутся вам слишком простыми, недостаточно кризисными и мозголомными. «Вот твои роботы, вот чужие. Стреляй по чужим, защищай своих». Ни тебе десятка активных способностей, ни набора молотков, которыми нужно вбить один и тот же гвоздь. Это же примитив!

Так я думал. Ровно до тех пор, пока не совершил первую ошибку.


Оказывается, лёгкие мехи неспроста называются лёгкими: машины хотя бы на одну категорию тяжелее запросто сминают их в комок. На этом «Пауке» живого места не осталось

Красота боевой системы BATTLETECH кроется в соотношении риска и награды: именно постоянная угроза, которую невозможно оценить на сто процентов, вдыхает жизнь в битвы ревущих железяк.

Боевые мехи только на первый взгляд кажутся несокрушимыми. На деле даже самый тяжёлый робот — это стеклянная пушка. Да, у мехов есть шкала брони и прочности, но атаки наносят урон не всей броне, а отдельной части тела, у которой свои показатели защиты. Дуплет из лазеров попадёт в корпус, рой ракет — в правое плечо, пулемётная очередь — по ногам. При этом у игрока нет (за редкими исключениями) контроля над прицеливанием: так разработчики сымитировали специфическую неповоротливость мехов.


Если в поле зрения находится сразу несколько противников, при наличии нужного навыка можно открыть огонь по всем целям в зоне досягаемости. Правда, урон будет сильно рассеиваться

Иными словами, вы никогда не знаете наверняка, от какой именно атаки ваша или вражеская машина разобьются вдребезги: какой бы толстой ни была броня авангарда, она не гарантирует неуязвимость. Даже пилота, сидящего в безопасном кокпите, могут контузить попадания, а продолжительный ракетный обстрел рано или поздно лишит равновесия, и… Распластавшийся на земле мех — жалкое зрелище и лёгкая мишень.

А что, если уничтожена не только броня, но и внутренний механизм? Если противник, к примеру, наступил на лежебоку, раздавив ему предплечье? Всякое случается. Если вы не подумали и закрепили на предплечье нечто взрывоопасное (например, патроны для артиллерийской пушки), оно наверняка рванёт, и пилоту придётся, мягко говоря, несладко. А что, если в предплечье был ваш самый дорогой, самый редкий и мощный рейлган? Ну… Надеюсь, у вас найдётся запасной.


Сухопутную технику противника не стоит недооценивать. «Какой милый танчик», — сначала подумал я. Потом танчик пальнул по мне из всех башен, и стало уже не до шуток

Один просчёт, подобно костяшке домино, вызывает лавину последствий, и даже победа в бою не всегда окупает потери. Травмированный пилот после миссии отправится в лазарет — вполне возможно, что на пару болезненно долгих месяцев. Уничтоженное снаряжение для меха не вернуть, оторванные выстрелом руки, ноги и листы брони — тоже. Ремонт сильно потрёпанного меха влетает в такую копеечку, что иногда целесообразней просто продать раздолбанную машину на металлолом.

И всё бы ничего, не будь ваша группа наёмников по уши в долгах. Каждый игровой месяц кредиторы требуют денег, пилотам положено выплачивать жалование, технику — обслуживать. На всё это нужно откуда-то добывать финансы, и не шибко просто этим заниматься, когда ваш лучший пилот при смерти, а самый крутой мех не подлежит ремонту. Нанимать ненадолго нового пилота невыгодно, идти на прибыльное задание без аса слишком опасно. Приехали.



По итогам миссии вы получите компенсацию, даже если не справились с задачей. Перед стартом можно выбрать, какая часть гонорара будет выплачена деньгами, а какая — лутом с поверженных мехов противника

Ешь или стань едой

В отличие от многих тактических стратегий, BATTLETECH не прощает игроку промедление и опрометчивые ходы. Чем дольше схватка, тем больше дыр в вашей броне и тем меньше патронов в загашнике, а подлатать себя посреди перестрелки волшебной аптечкой не выйдет. Постепенно пространство для манёвров сокращается настолько, что одна незначительная ошибка в неподходящий момент способна погубить весь ваш отряд.

Ваши подопечные — обычные люди, сидящие внутри редких, баснословно дорогих машин. Противники зачастую ни в чём не уступают: у них есть доступ к той же экипировке, мехам и даже навыкам персонажей, что и у вас. Вы одинаково уязвимы. Оружие никогда не бывает лишним, но победителем далеко не всегда выходит тот, кто лучше вооружён. Фортуна улыбается эффективным, а не храбрым.


Structure exposed — вот слова, которые мечтает услышать каждый пилот после залпа орудий. Это означает, что снаряды пробили броню и наносят урон внутренней конструкции меха

Как только вы это поймете, из простенькой тактики BATTLETECH превратится в беспощадную погоню за оптимизацией. Вы позиционируете мехов так, чтобы все орудия работали на полную мощность и с максимальной точностью, а повороты корпуса и поля зрения рассчитываете до последнего градуса. В ангаре вы тоже подолгу корпите над мехом, прикидывая, влезет ли в корпус ещё одна пушка, охладительный элемент или реактивный двигатель. А если нет, то почему бы не пожертвовать парой тонн брони?

Даже в разгар боя, зная, что одна шальная пуля может разнести ядро вашего лучшего меха на атомы, вы идёте на компромисс. Катапультироваться ещё рано: если сейчас этот мех уйдёт, остальные падут. Может, повернуть его под таким углом, чтобы корпуса не было видно? Или трусливо спрятаться за союзником? Или наплевать на всё и стоять до последнего, надеясь, что пилот переживёт вероятный взрыв? В такие моменты забываешь про медлительность действа, про то, как долго и неуклюже проходят бои. Когда вражеская артиллерия атакует самого ценного и почти добитого меха, взгляд намертво прилипает к счётчику брони. Сколько она ещё выдержит? Выдержит ли?! Промахнись, промахнись, да промахнись ты уже!


Игра не говорит об этом прямо, но при расчёте урона и попаданий учитывается целый ряд параметров, включая рост и вес атакующего. Штурмовой мех «Атлас» (справа) одним пинком расплющил кабину пилота противника

По накалу страстей BATTLETECH иной раз с лёгкостью обгоняет даже XCOM, а игры серии Mechwarrior и подавно: любой критический удар или просто удачный залп раз за разом вызывает бурю эмоций. Успехи и провалы ощущаются почти физически, ведь никогда не знаешь, что конкретно произойдёт, как сыграет сделанная тобой ставка. Да, от удачи и случайных чисел здесь зависит многое, и в тактических стратегиях чрезмерную важность рандома принято порицать — но не в этот раз. Своенравная BATTLETECH — генератор напряжённых, незабываемо эмоциональных ситуаций. От неожиданно удачной атаки врага сердце моментально уходит в пятки, а после собственных успехов губы сами растягиваются в ухмылке.



Изучение особенностей конструкции мехов — на редкость занятный процесс. И не бойтесь того, что поначалу вообще ничего не понятно. Главное правило Battletech: чем больше крепежей для оружия, тем лучше. Слева — средний мех, справа — штурмовой. Видите разницу?

Всего этого BATTLETECH добивается минимумом средств, местами дословно цитируя правила оригинального варгейма. Harebrained Schemes смогли не только грамотно перенести их в игру, но и добавить в игровой процесс адреналин, динамику и раж, которых от него совсем не ждёшь. Когда Battletech работает, хочется задать только один вопрос: в кого надо прицельно швыряться деньгами, чтобы в будущем и Shadowrun получила адаптацию с такой же глубиной механик?

Но этот эффект длится только пока игра действительно работает — то есть первые пятнадцать-двадцать часов. Затем играть становится скучно.

Турбулентность

Первые пару дней игры в BATTLETECH я был настроен оптимистично. На третий и четвёртый подустал. А в пятый, шестой и седьмой уже ловил себя на мысли, что запускаю игру через силу, чтобы наконец пройти её, написать этот текст и снова стать свободным человеком.


Герои вроде бы произносят реплики, о чём-то рассказывают, демонстрируют нам старания сценаристов. Но всё, о чём я думаю в эти моменты, — что они даже не похожи на собственные рисованные портреты в диалоговом окне. Зато видно, что крупные планы игру совсем не красят

Проблема BATTLETECH в том, что она пытается быть всем и сразу: и космооперой, и суровой тактикой, и симулятором наёмника с псевдоживым открытым миром. Неторопливую, небогатую на события механику очень старомодного варгейма поместили на сюжетную прогрессию XCOM: Enemy Unknown и нарратив Shadowrun. Пытаясь усидеть на всех стульях разом, Harebrained Schemes смачно плюхнулись в лужу. Даже описывать неловко.


Забавный факт: при создании персонажа игра предлагает выбрать предпочитаемое местоимение. Включая гендерно-нейтральное «they». Его я и взял, решив, что мой герой будет сексуально идентифицировать себя как штурмовой мех. После чего… игра вылетела на рабочий стол с ошибкой. Знак свыше?

Прежде всего, сюжет. Он настолько плох, что каждый поворот и «сюрприз» виден за несколько световых лет. Да, это так: в игре от создателей трилогии Shadowrun один из самых унылых, под завязку набитых клише сюжетов за последние годы. Сценаристы вываливают на игрока декалитры экспозиции, десятки бессмысленных терминов, имён, дат и событий и до последнего делают вид, что это важно и нужно. Тогда как на самом деле никакие старания, если они вообще были приложены, не могут скрыть того, что сюжет в BATTLETECH — лишь ленивый довесок к гигантским роботам. Сделанный просто потому, что от студии этого ждут.

Менеджмент базы, подчистую скопированный из XCOM, тоже не работает. Harebrained Schemes подглядели хорошую механику, но не сообразили, как её реализовать. В периоды затишья вы можете поковыряться в мехах, поболтать с командой своего корабля (пустая трата времени), и… всё. Нажимаете на кнопочку и смотрите, как ваш корабль летит к месту выполнения следующего задания. Никаких решений, инженерных вопросов, подбора апгрейдов, ни-че-го. Холодная пустота космоса.


Историей о вражде космических князьков сложно проникнуться, даже если очень захотеть. Камеа Арано, желающая вернуть себе престол, воюет сама по себе, изредка присоединяясь к отряду для определённых сюжетных миссий. Вы у неё, как говорится, «на аутсорсе» — партизаните на заднем плане. А вот сам фронт игра никогда не показывает

Иногда, конечно, в пути могут приключиться какие-нибудь случайные события: экипаж решит сыграть в покер, нарвётся на пиратскую засаду или засечёт сигнал бедствия. Но этих ивентов прискорбно мало, и они до смешного часто повторяются — иногда по нескольку раз за игру. За полсотни часов я видел только пять уникальных событий и штук десять повторов.

Перелёты раздражающе скучны и отнимают слишком много времени, а чтобы ускорить этот мучительный процесс, надо вкладывать средства в прокачку двигателя — совсем как в какой-нибудь мобильной F2P.


Если целиком прокачать ангар для мехов, то ремонт будет производиться настолько быстро, что уже можно не беспокоиться ни о каких дедлайнах. О финансовых затратах — тоже, потому что ко времени, когда эти апгрейды станут доступны, ваши наёмники будут ворочать миллионами кредитов

Обещанная «открытая для исследования галактика» пуста, в ней нечего искать. Да, у звёздных тел есть характеристики: какие-то планеты якобы густо населены и технологически развиты, другие — бедны, заброшены и покрыты снегами. Но это пустозвонство и не влияет на геймплей.

Все эти обидные, откровенно глупые ошибки в дизайне громоздятся одна на другую. В какой-то момент начинаешь понимать, что заявленные десятки часов геймплея — отнюдь не плюс: треть из них уходит на никчёмную рутину, пока BATTLETECH пытается усидеть на всех своих стульях. Ещё одна треть — на загрузки: игра кошмарно оптимизирована и пожирает слишком много оперативной памяти. Релизный билд попросту не отлажен.


Самые масштабные битвы в BATTLETECH (с техникой, турелями, мехами и прочими мелочами) проще всего описать двумя словами: семь кадров

Реального контента в игре как раз на пятнадцать-двадцать часов. За это время можно увидеть почти всё, что там есть. Оставшийся хронометраж искусственно растянут: самые занятные мехи, пушки и ситуации собраны именно в последней трети игры. BATTLETECH по кусочкам скармливает игроку новый контент, надеясь создать иллюзию прогресса и маячащей на горизонте цели. но на самом деле её нет. И никогда не было.

Обзор BATTLETECH. Колосс на глиняных ногах

В современной индустрии, где за внимание и свободное время пользователя борются сотни талантливых проектов, BATTLETECH помыкает игроком как ей вздумается и не предлагает ничего в награду за понапрасну убитые часы. Как будто надеется, что вы ей всё простите. лишь потому, что это BATTLETECH. Потому что мехи.

Возможно, это просто не моя игра. Возможно, я ждал от неё чего-то, чем она никогда не пыталась быть. Внутри, под многотонной бронёй, BATTLETECH — один из самых свежих и интересных тактических проектов последних лет. Ей удаётся быть по-настоящему самобытной там, где это действительно важно: в бою, где мехи сходятся стенка на стенку.

Если не проигрывается видеоролик
1. Базовое: обновите браузер и установите последнюю версию Adobe Flash Player.
2. Попробуйте зайти через другой браузер.
3. Отключите антибаннерные плагины и программы.
4. Если все другие видеоролики на сайте проигрываются нормально, зайдите сюда через полчаса-час. Возможно, видеоролик просто еще не закачался на сервер.

Если видеоролик долго подгружается в плеер или медленно скачивается:
1. Первая и вторая из названных выше причин.
2. Случается, что падает одна из раздающих видео сетей. Тогда помогает перезагрузить страничку (используйте F5), чтобы запустить видео снова. Если с трех-пяти попыток эффекта нет, то дело не в этом.

Понятно, что в BattleTech на первом месте стоят сами мехи и связанные с ними пошаговые тактические сражения (напомню, что оригинал — это как раз пошаговая «настолка», а не шутер или стратегия в реальном времени). Поэтому с них и начну. И сразу скажу, что сделаны они почти идеально.

Заявленная выше возможность прикрепить к одной руке лазер, а к другой — огнемёт (или ракетницу, или ещё какое-то оружие) реализована так, что в гараже можно просидеть час реального времени, копаясь в настройках, модифицируя, ремонтируя и экипируя своего робота, выбирая, что, куда и как. Поставить более мощное оружие, которое будет много весить, и пожертвовать таким образом частью брони, сбросив её из-за перевеса? А какую часть робота укрепить лучше? А что эффективнее — чтобы он в рукопашной атаке ещё и полыхнул из огнемёта, вызвав у врага перегрев, или добавил очередью из пулемёта, способного нанести критический урон? В итоге реально чувствуешь себя механиком, инженером и пилотом-испытателем в одном лице.

Выйдя из гаража непосредственно в поле, на пошаговые разборки, чувствуешь себя уже тактиком. Вроде бы всё достаточно просто — есть четыре меха, каждый ходит по очереди, чтобы переместиться (или перелететь на реактивном ранце), а потом встать в оборону или жахнуть из всех орудий по врагу. Можно также рубануть в ближнем бою, огрев своей клешнёй противника, или использовать пару умений, на которые тратятся очки морали. В принципе, всё.

Мехи на тропе войны

Но на самом деле нюансов в BattleTech масса. Едва ли не самый главный — это возможность (а зачастую — необходимость) ставить свою машину под углом к врагу, чтобы повернуться к нему, например, более укреплённой частью, а самому при этом точечно отстрелить руку с пушкой другому противнику. Или лучше ногу, чтобы лишить его манёвренности? Или бабахнуть в кокпит, надеясь сразу же пристрелить пилота?

BattleTech обзор игры

Вот эта неопределённость, когда ты точно не знаешь, какой эффект произведёт твоя атака (хотя понятно, что шансов подбить уже дымящий и изрядно потрёпанный мех больше), тоже является частью местной тактической системы. Она заставляет постоянно балансировать между риском и защитой. Бывает лучше перекреститься и прыгнуть с джетпаком на особо сильного врага, чем подолгу перестреливаться с ним, — но есть шанс, что при приземлении это ваш робот лишится одной ноги и завалится на землю, а не наоборот.

Кроме того, важно помнить о том, что разные типы поверхности дают разные бонусы или штрафы (в лесах мы получаем эффект укрытия, а вот на горячих песках мехи быстрее перегреваются), о том, что после спринта робот будет лучше уклоняться, но не сможет атаковать, о постоянной угрозе перегрева. Наконец, о том, что пилоты в данном случае — не безымянные болванчики, а вполне конкретные бойцы, которые прокачиваются и открывают полезные пассивные и активные умения, влияя своими характеристиками на эффективность машины в сражении. То есть грамотное развитие бойцов и правильный подбор пилотов тоже имеют огромное значение.

Тактика робота

И самое важное, что при таком количестве нюансов (я, конечно, не обо всех рассказал), при такой вроде бы тяжеловесности боевой системе, играется всё это вполне доступно и, можно даже сказать, элегантно. И это уже заслуга разработчиков, грамотно совместивших сложную настольную систему с реалиями современной компьютерной игры.

Порой, конечно, может показаться, что у тактики есть дыра в балансе — проще всего сразу сблизиться и атаковать врукопашную, чтобы нанести вражескому меху сильнейшие повреждения, а какой-нибудь танк просто раздавить ногой. Но казаться так будет только до первой встречи с более серьёзными «железяками» — они мощнее и более устойчивы к таким атакам, да и сами не прочь врезать металлическим кулаком по вашему кокпиту.

В какой-то момент команде становится доступен очень старый и очень мощный корабль.

Не только про тактику

На этом фоне кажется, что всё остальное, включая сюжет и перелёты на своём корабле по галактике, реализованные на глобальной карте, в BattleTech служит лишь добавкой к основному блюду. Сценарий тут действительно не назовёшь голливудским — мы имеем достаточно стандартную историю о том, как герой-наёмник ввязывается в гражданскую войну, помогая изгнанной принцессе вернуть власть.

Но и проходным сюжет назвать язык не поворачивается: в этой истории есть свои интриги, неожиданные повороты, моменты важных решений и куда более интересные сюжетные миссии, в которых вас, например, вполне могут предать в самый неподходящий момент. Плюсом идут красивые рисованные ролики и отличная музыка.

Важно и то, какого персонажа на старте вы создаёте, выбирая его биографию, происхождение и то, как он стал наёмником. Всё это потом открывает уникальные реплики в диалогах. Например, у меня был герой родом с удалённых границ обитаемого космоса. Так вот, в дальнейшем в одной из ситуаций ему заявили, что в такую даль никто не полетит, чтобы довезти его до дома. Все эти беседы, в том числе с членами вашего корабля, не то чтобы очень важны с точки зрения прохождения, но они раскрывают «лор» вселенной BattleTech, работают на атмосферу.

Робот — мой друг, время — мой враг!

Перелёты на корабле, командором которой мы являемся, тоже очень важная часть геймплея. Именно там мы общаемся, нанимаем бойцов, торгуем, выбираем доступные контракты (они приносят деньги и репутацию), возимся с мехами. Через какое-то время появляется возможность прокачивать и корабль, улучшая двигатель, устанавливая новые отсеки, чтобы быстрее лечить пилотов, и так далее.

BattleTech обзор игры

Может показаться, что сами перелёты между планетами за новыми контрактами и миссиями — слишком нудные, длинные и ненужные. Но на самом деле это сознательно эксплуатируемая часть геймплея. Во-первых, во время таких перелётов происходят случайные события, исход которых и принятое вами решение (продать, например найденные запчасти на рынке или передать нашему ремонтнику? как распределить остатки кофе между пилотами?) усиливают те или иные отделы базы или бойцов.

Во-вторых, время в BattleTech — один из самых главных наших врагов. На лечение раненых пилотов и ремонт мехов уходят дни и недели, перелёты тоже небыстрые, а между тем по определённым датам приходится выплачивать достаточно крупную сумму денег. И чтобы в один прекрасный день не стать банкротом, нужно прокачивать двигатель корабля, дабы тот летал быстрее, стараться выполнять все доступные контракты на одной планете и вообще играть так, чтобы все ваши лучшие пилоты и машины не были выведены из строя.

То есть тактика, когда вы используете и прокачиваете только четырёх лучших ветеранов и четыре лучших меха, а потом неделями ждёте их возвращения в строй, имеет, конечно, право на существование, но есть шанс прийти к банкротству. А как всю эту механику с фактором времени реализовать без перелётов на судне?

Что действительно понапрасну тратит наше время, но уже реальное, так это долгие загрузки. Оптимизирована BattleTech, мягко говоря, неважно. И это при не лучшей (но и не самой плохой) картинке.

BattleTech обзор игры

У Harebrained Schemes снова получилось отлично и понятно перевести правила культовой настольной вселенной (на этот раз — BattleTech) на язык видеоигры с пошаговыми боями. Не всё тут идеально, есть технические проблемы, но главное, что мы получили одну из лучших тактик последних лет, в которой на этот раз можно управлять не бойцами из плоти и крови, а большими и так приятно громыхающими роботами.

Плюсы: полная нюансов тактическая модель; точечная настройка мехов; вполне уместные элементы стратегии и текстовых квестов; соответствующая духу вселенной музыка.

Минусы: плохая оптимизация; не самая современная картинка; нет русской локализации.


Моё знакомство с «Боевыми Роботами» состоялось очень давно и причём даже не с игр. Всё началось с трилогии книг об Эйдене Прайде — мех-пилоте из Клана Нефритового Сокола. Прайд обладал весьма нетривиальным тактическим мышлением, и положившись на него… провалил свой «выпускной экзамен», из-за чего стал изгоем. Но именно эта жизнь изгоя и это мышление в конечном итоге привели его к подвигам и славе, о которых воин Клана мог только мечтать.

В своё время меня очень впечатлил мир книг, с его проработанными технологиями, обществом и историей, полной великих битв. Пару лет спустя я столкнулся с серией MechWarrior и сеговской BattleTech. И лишь в последнюю очередь я узнал, что все эти продуманные технологии и политика были созданы для настольной игры, и их целью было предоставить игрокам убедительное объяснение правил, создать у них ощущение полноценной вселенной. Благодаря такому подходу игровые партии воспринимались настоящей «реконструкцией» битв будущего. Признаться, подобный уровень проработки впечатлил меня ещё больше.



Самое забавное, конечно, то, что настольную игру в жанре пошаговой тактики, со столь продуманными правилами и миром, сделанным специально под эти правила, только сейчас попытались перенести на компьютер именно как пошаговую тактику. Да к тому же в игре BattleTech имеется много всего помимо пошаговых боёв.

Действие BattleTech происходит ещё до Вторжения Кланов и в ней мы управляем отрядом наёмников, которые помогают Леди Камее Арано вернуть по праву принадлежащий ей трон Коалиции Ауриги. Собственно, перед тем как присоединиться к наёмникам вы и ваш наставник лично помогаете Арано сбежать с планеты после переворота. Но наставник гибнет от рук семьи Эспиноза и отсюда появляется ещё один мотив для борьбы с узурпаторами — месть.



Вообще у вашего альтер-эго есть ещё немало фактов в биографии. От того, что вы выберите в редакторе персонажа будут зависеть прибавки к разным характеристикам, а также дополнительные опции в диалогах. Причём реплики не только в сюжетных разговорах (от которых мало что зависит — игра-то ведь линейна), но и во время «случайных событий».

Когда ваш транспорт болтается в космосе вы можете натолкнуться на пиратов. Или «по ошибке» получить ценный груз. Или ваш инженер запросит разрешение на переоборудование отсеков для увеличения эффективности работы. И всякий раз у вашего решения, даже если вы будете выбирать, кому отдать последнюю чашку кофе в конце особенно тяжёлого рабочего дня, будут последствия. В основном, в виде пониженных/повышенных характеристик у наёмников и экипажа.



Кто бы мог подумать, что BattleTech можно превратить почти в RPG с трудными решениями и прокачкой?

Члены вашего экипажа — полностью проработанные персонажи со своими историями. Навигатор Сумира Майер, техник Ян Виртанен, бывший лидер команды Дариус Оливера, который передал вам свой пост, сосредоточившись на поиске контрактов.

Мех-воины тоже имеют свои истории, но довольно короткие и простенькие. А для вас так и вообще будут интересны только их характеристики, позволяющие машинам, которые они пилотируют, быстрее бегать, точнее стрелять и дольше не перегреваться. Хотя периодически «случайные события» будут касаться и пилотов. Так что следите, кому будете отдавать предпочтение. А то упадёт дух бойца и он будет не так успешно действовать на поле боя.

Ну, вот мы и дошли до сражений — самой главной части игры. Ведь все ваши действия во время пребывания на корабле направлены на получение самых выгодных миссий и подготовки ваших мехвоинов (и их мехов) к выполнению поставленных задач.

Задания, между прочим, довольно разнообразны. Иногда надо уничтожить технику противника, иногда строения его базы. Иногда требуется забрать ценный предмет и вывезти его с поля боя или сопроводить конвой. Бывает надо защитить свою базу. Нередко имеются дополнительные условия — прибытие подкреплений врагу или появление союзников. Причём новые проблемы могут возникать прямо по ходу миссии, заставляя менять тактику налету.



Собственно, даже закончить миссию можно по-разному. Уничтожив всех врагов вы получите дополнительный бонус, но иногда лучше просто уйти в зону эвакуации, чтобы избежать большего урона. Можно даже аннулировать контракт прямо посреди миссии, если ваши шансы совсем плохи. Всё-таки ремонт влетает в копеечку, а мех с отстреленной рукой хоть и можно выставить на поле боя, будет он скорее балластом, чем боевой единицей.



Так что ключ к победе — избегать повреждений и одновременно концентрировать атаки на уязвимых точках противника. Чтобы уничтожить тяжёлый мех потребуется несколько ходов, но вы достаточно быстро можете отстрелить ему руку или повредить оружие, если атакуете с нужной стороны. Есть даже возможность прицельных выстрелов по отдельным узлам, правда она тратит «решимость». Это особый ресурс вашей команды — он растёт по ходу боя и достигнув уровня 50% увеличивает меткость и уклонение воинов. Но его также можно потратить на действия помимо прицельных выстрелов.

Если же меткости не хватает, можно применить огнемёт. Такая атака приведёт к перегреву вражеского меха и он не только получит повреждения, но может и вообще отключиться, если рискнёт использовать оружие.


А ещё роботы могут просто наносить удары в ближнем бою. И тогда есть шанс опрокинуть противника. Упав, он лишится инициативы (то есть будет ходить позже), а вдобавок прицельные выстрелы по нему не тратят «решимость».

Кстати, некоторые виды оружия тоже имеют шанс опрокинуть цель, лишив её баланса. В общем, в игре есть множество возможностей насолить врагу. Как и множество возможностей вляпаться в неприятности самому — не уделив внимания собственному перегреву, или подставив врагу узел, на котором истончилась броня. Любителям пошаговой тактики есть над ем подумать.

В принципе, я бы ещё мог добавить, что сражения в игре проходят именно в таком темпе, как описаны прочитанных мной в книжках. Но это скорее будет похвалой в адрес книг.

Хорошо конечно, что основной сюжет связал воедино множество разнообразных и интересных боевых ситуаций. Однако с художественной точки зрения всё довольно прямолинейно — освобождаем планеты от Директората Эспинозы, побеждаем союзников Директората, раскрываем злодейства, творимые Директоратом. Игра почти не показывает нам интриг правящих домов, зато очень усердно старается показать, какими плохими являются злодеи.

Что само по себе уже странно выглядит на фоне «побочных» контрактов, где мы то и дело получаем самые сомнительные с моральной точки зрения предложения, порой даже от пиратских фракций. Не говоря уже о том, что подобное «деление на чёрное и белое» лишает сюжет кампании возможности рассмотреть глубокие вопросы морали. Мотивы некоторых отрицательных персонажей просто не выдерживают критики.

Зачем Директорат творит зверства в масштабе целой планеты, даже не особенно скрывая этого? Потому что Эспиноза такой негодяй! Почему один из полевых командиров начинает гоняться за Леди Арано? Потому что хочет отомстить за сына, погибшего в бою с нами. А почему ветеран, который должен понимать, что на войне гибнут люди, так поступает? Ответа нет.



Зато ОНИ в игре есть.

Другая проблема, уже из области геймплея, состоит в том, что командовать вы можете четырьмя мехами максимум. Конечно, учитывая вариативность заданий и различные дополнительные условия, вроде подкреплений и возможность появления более чем двух фракций на поле боя, вас ждёт немало интересных тактических задачек. Но всё равно, по-настоящему масштабных битв вам не светит. Зато будет немало повторяющихся сценариев, которые начнут надоедать под конец кампании.

Из более мелких недоработок (или просто багов): срок контрактов не истекает, пока вы не переместитесь в другую систему. Даже если в описании говорится что-нибудь вроде «на нас напали и мы долго не продержимся». Иногда опрокинутый вражеский мех встаёт почти сразу. В пустыне охладители плохо работают, даже ночью. И ещё все миссии проходят мгновенно — выполняйте сколько угодно заданий в системе, таймер так и не сдвинется ни на день!

И всё-таки, несмотря на упомянутые (и не упомянутые) проблемы, в целом BattleTech честно воспроизводит сражения Боевых Роботов, уход за ними (вы проведёте немало времени в «ангаре» настраивая свои любимые боевые машины под ваши вкусы и тактику), а также ощущения от командира отряда наёмников, которому необходимо вникать во все детали жизни своих подопечных.

Однако над многими аспектами игры авторам ещё работать и работать. Кое-что они уже подправили в DLC. Так что в скором времени я собираюсь написать о своих впечатлениях от «Сезонного Пропуска».


Увлекательные пошаговые сражения по вселенной Боевых Роботов со всеми прилагающимися нюансами и множеством тактических возможностей.
Разнообразные миссии нередко с дополнительными условиями и ограничениями.
Переговоры при заключении контрактов, уход за мехами и различные решения при случайных событиях позволят вам почувствовать себя настоящим командиром наёмников.
Игра достаточно точно воспроизводит «лор» вселенной Боевых Роботов. Вы можете командовать только одним «копьём» (4 мехами). Так что масштабных битв не будет.
Иногда баги и недоработки вызывают фрустрацию и не дают погрузиться в игру.
В кампании сценаристы слишком стараются показать какие злодеи плохие. Некоторые действия антагонистов не дружат со здравым смыслом.
Долгие загрузки (как и у всех игр на Unity).

Читайте также: