Обзор command conquer generals обзор

Обновлено: 04.07.2024

Что-что, а аддоны покойная Westwood делать умела — достаточно вспомнить увлекательные миссии из двух «добавок» к Red Alert или Tiberian Sun: Firestorm. Сложные карты, интересные, но весьма непростые в эксплуатации новые юниты — эти дополнения по праву заслуживают эпитета «хардкорный». Именно таким званием следует наградить Zero Hour. Созданная командой, имеющей далекое отношение к создателям серии, игра, тем не менее, держит планку качества с точностью до миллиметра.

И дело тут вовсе не в дутом слогане «30 прежде невиданных уникальных юнитов», который пропагандистская машина Electronic Arts скармливала обывателям на протяжении всего лета, и не в зрелищных погодных эффектах. Zero Hour демонстрирует правильный поход к аддонам, когда разработчики не просто слышат, но и слушают свою аудиторию.

Скриншоты 8

В отличие от оригинальной, новая «сингловая» кампания действительно вызывает интерес. Скромное число миссий — по пять на каждую из трех враждующих сторон — с лихвой окупается ядреной сложностью заданий. Если через миссии C&C: Generals можно было пролететь даже с закрытыми глазами, то здесь приходится нервно сжимать подлокотники кресла и стискивать зубы, щелкая на кнопку с издевательским вопросом «Play Again?». Каждый уровень, будь то стандартное «отстрой базу/сотри в пыль соперников» или же аркадно-адвенчурные эскапады кучки перекачанных героев, до отказа нафарширован скриптовыми подлостями, добавляющими действу пикантности. Развлечение, впрочем, одноразовое. При повторном прохождении элемент сюрприза растворяется — время появления «роялей» можно предсказать с точностью до секунды.

Как бы там ни было, свою задачу — продемонстрировать новый арсенал — одиночные уровни выполняют на все сто. Шаг за шагом мы осваиваем и абсолютно свежую, и модифицированную технику, привыкая к изменившимся правилам игры. К счастью, авторы решили отказаться от шоковой терапии, поэтому многие юниты, апгрейды, здания и супероружие в Zero Hour оказываются на вторых ролях. Шустрые Combat Cycles удачно вписываются в общую стратегию «быстрых набегов», характерную для вредителей из GLA. Американский микроволновой танк, щеголяющий шикарным эффектом «тепловой волны», и его электромагнитный собрат из Китая здорово помогают при штурме мощно укрепленных баз и выкуривании пехоты из гражданских зданий. Тяжелый вертолет Helix, венец мысли инженеров Поднебесной, является летучим клоном танка Overlord — на его борту легко умещаются пропагандистская радиостанция, бункер с пехотинцами или пушка Гатлинга. Цена — соответствующая, поэтому даже и не мечтайте устроить «раш» с помощью этих птичек. Сам же Overlord получил лошадиную дозу стероидов, подешевел и превратился в Emperor, доступный, увы, лишь в особых случаях.

C приветом от Red Alert

В ходе знакомства с постройками невольно вспоминаются предыдущие игры серии. Так, GLA научились возводить начиненные взрывчаткой здания-макеты; правда, на сей раз авторы пошли дальше и позволили за энную сумму превращать муляжи в реальные сооружения. Китай разжился милитаризированной версией интернет-кафе. Загнанные туда хакеры еще активнее ковыряются в карманах толстых капиталистов. Наконец, Пентагону досталась инсталляция под названием «Fire Base» — дальнобойная пушка, совмещенная с бункером на четырех пехотинцев. Она является, пожалуй, самым неудачным нововведением аддона, поскольку ударная мощь сочетается в ней с преступно хлипким здоровьем. Ассортимент «бесхозных» построек увеличился за счет стационарной гаубицы и аэродрома, откуда регулярно поступают свежие подкрепления.

Зато генеральские спецумения удались на славу. Чего только не валится нынче с неба — от агитационных листовок, повергающих пехоту в ступор, и страшной штуковины с ласковым именем «мама всех бомб» до… танков! Над позициями противника нарезают круги толстые бомбардировщики, террористы GLA появляются в сердце нашей базы из невесть откуда взявшегося тоннеля, со стороны моря летят десятки снарядов с приветом от американского крейсера, а колонки ублажают ухо семью новыми техно-этно-симфоническими треками Билла Брауна. Fun for everyone!

Сторилайн, вызвавший немало нареканий, начал плавный дрейф в сторону классического C&C. Миссии, доселе являвшие собой бессвязную хронику борьбы с террористами, выстроились вдоль временной оси в линию «США-GLA-Китай». Кампания за террористов начинается сразу же после разгрома войск доктора Тракса, местного «Химического Али», силами американской коалиции, Китай выкуривает негодяев из Европы, куда те просачиваются на протяжении пяти уровней, и т. п.

Изменился и стиль подачи материала: во время загрузки карты нам показывают новостные сводки с участием живых актеров, а минутой позже бомбардируют глазные яблоки чередой красочных экшен-сцен голливудского уровня. Постановка шоу невероятно хороша, и порой даже не верится, что клиповая нарезка молниеносной атаки «Рапторов» на вражеский укрепрайон и сама игра используют один и тот же движок. Призрак лысого негодяя Кейна и вечно бодрый генерал Шеппард наслаждаются заслуженной пенсией: будущее C&C: Tiberian Twilight попало в надежные руки.

Для полного счастья не хватает только кнопки «промотать ролик». Любой, даже самый гениальный видеоряд может вызвать тошноту после двадцатого просмотра.

Challenge Everything™

Расправившись за уик-энд с пятнадцатью миссиями сюжетной кампании, приступайте к водным процедурам. Имя им — Generals Challenge. Этот режим изначально присутствовал в оригинальной игре, однако по ряду причин был вырезан незадолго до отправки мастер-диска в печать. Суть его проста — играя за одного из девяти генералов, обладающего особыми юнитами и умениями, необходимо одолеть по очереди всех остальных вояк в схватках «один на один». Сходство этой системы с консольными файтингами подчеркивается экраном загрузки. Фотографии соперников на пол-экрана каждая, в центре — пылающие буквы «VS». Не хватает лишь замогильного «F-f-f-fight!»

По сути, перед нами — всё тот же «сингл». Никакой случайной генерации карт — уровни собраны вручную. По традиции враг всегда находится в заведомо выгодном положении. Пока мы копошимся на голой базе, его войска, отделенные от нашей карающей длани серией изощренных препятствий, готовятся к первой атаке. Тут главное — вовремя вспомнить, против какого именно генерала (поклонник ли он пехоты, лазеров, танков, ядерного оружия и т. д.) мы играем, организовать соответствующую защиту и дать сдачи по наиболее уязвимым местам.

Для пущего веселья разработчики наделили виртуальных оппонентов характером. Силиконовые супостаты язвительно комментируют все наши действия — от постройки долгожданной Particle Cannon до робких попыток прощупать оборону противника. «Что, отстроился, наконец? — вопрошают они. — Не бойся, это ненадолго». Ехидные реплики срабатывают не хуже, чем китайская пытка водой. Через некоторое время вы будете мечтать о том, как врываетесь во владения трепливого полководца и медленно, с наслаждением, размазываете его подопечных по ближайшему забору. Хотя с первого раза это вряд ли получится — AI даже стандартного уровня сложности способен поставить на колени излишне самоуверенных C&C-адептов. Но вы ведь полны решимости, не так ли?

In their face

Оставив в неприкосновенности графический движок и звук, программисты EALA вплотную занялись интерфейсом. В результате на свет появилось сразу несколько полезных «фишек». Любителям продукции Blizzard и Ensemble Studios посвящается пунктик «Alternate Mouse Setup», позволяющий отдавать приказы по нажатию правой кнопки мыши. «Double Click Guard» облегчает охрану важных объектов — теперь назначить защитников можно двойным щелчком.

А вот опция «Retaliation», в идеале заставляющая наших подчиненных автоматически реагировать на любые атаки противника, работает через пень-колоду. Ваш покорный слуга потерял немало нервных клеток, глядя, как целый взвод установок «Томагавк» героически терпит болезненные укусы наглых ракетных багги, не предпринимая ответных действий. И черт с ней, с атакой, хоть бы сбежать попытались! Нет, гордо стояли, дожидаясь, пока придет барин и лично ткнет пальцем в место на карте. Чуть позже конфуз приключился с танками, минометчиками, вертолетами…

В лучших традициях

Можно смело поздравить стратегический отдел EALA с удачным боевым крещением. Zero Hour тянет на крепкую «четверку» и блестяще доказывает всем аддононенавистникам, что дополнения бывают не только плохими или посредственными. Ничуть не хуже, чем у старой доброй Westwood.

На США деньги с неба так и сыплются! И еще, посмотрите на эту тень от самолета - ну, не агляденье?!

Буквально не выпуская C&C: Generals из "Центра внимания" , мы с радостью согласились на любезное предложение отечественной компании " Софт Клаб " поучаствовать в бета-тесте игры.

Нам понравилось

И даже очень — пардон, что сразу берем такую вот ноту. Армен, по его заверениям, "никогда не был особым поклонником RTS", я же — съел на них собаку. Но Generals восхитила нас обоих. Это вовсе не "динамика Red Alert 2 и идеи Starcraft на службе новой концепции", как я писал в прошлогоднем превью. И не "опять C&C". Это вообще не "стратегия от Westwood " и не "стратегия от Blizzard ". Это — Generals. Но не ждите революций — речь идет, скорее, о свежем веянии в жанре. EA Pacific сумели отойти от классических концепций и приготовить игрокам массу новых ощущений, не развеяв при этом дух C&C. А теперь — подробно о секретах мастерства.

Кто контролирует спайс.

. того и тапки. Одна из основ новой концепции — непременная битва за ресурсы. Каждое сражение в Generals начинается с передела разбросанных по карте складов. А склады в Generals — вовсе не бездонные шахты из Warcraft , как я некогда предполагал. Причин биться за них — целая уйма. Основная: каждому игроку изначально полагается только один источник ресурсов, которого хватает только на медленное, планомерное развитие базы. А игрок, контролирующий два склада, естественно, и развивается быстрее.

Бомбометы US Army предпочитают исключительно залповый огонь. Так недолго и целый город к чертям разнести.

Ресурсы на всех складах очень быстро заканчиваются. И их хватает максимум на возведение и укрепление базы. Отстроившись, каждая сторона начинает изыскивать деньги иными путями. США получает помощь с родины, террористы торгуют на черном рынке, а Китай щелкает банковские счета противников.

Увлекательность битвы за металл (читай: ресурсы) достигается благодаря грамотному балансу. Разработчики поставили противоборствующие стороны в разные условия. Так, Штаты перевозят ресурсы вертолетами Chinook — они быстры, много берут за раз, но очень уязвимы и дороги. Главное для американцев — отстроиться. А там уж деньги к ним потекут рекой. Следовательно, звезднополосатым вовсе не обязательно агрессивно захватывать территорию — достаточно просто мешать другим собирать ресурсы. Китай же, напротив, вынужден быстро окучивать источники — его грузовики хоть и дешевы, но медлительны, и перевозят не так много ресурсов. А с опустошением складов Красной армии и вовсе приходится затягивать пояса потуже — китайские хакеры, конечно, всем хакерам хакеры, но управление ими требует большого мастерства. GLA со своими вольнокаторжными рабочими и вовсе вынуждены обустраивать целые мини-базы вокруг складов.

В общем, в войне за ресурсы заинтересованы все. И это — отличный дизайнерский ход. EA Pacific перестреляли сразу целое стадо зайцев: первую половину партии игроки не сидят сложа руки (что характерно почти для всех RTS), а ожесточенно сражаются; в битве применяются все типы юнитов, даже солдаты; очень активно используются особенности ландшафта (баррикады в домах остались, хотя появилось множество способов выкуривать оттуда укрепившихся).

Дети генералов

Три враждующие стороны в Generals абсолютно различны — юнитами, возможностями и даже идеологией военных действий.

США — самые упитанные. Их солдаты медлительны, но хорошо экипированы. Техника не слишком бронирована, но мощна. У них полно всевозможных технических штучек. Много денег, но все дорого. Победа достигается за счет грамотных тактических действий и всевозможных вспомогательных средств — знакомых по самому первому C&C авиаударов штурмовиками А-10, десанта, ионной пушки (здесь названа Particle Cannon), бомбардировки напалмом и т.д.

GLA слабо обеспечены в техническом отношении. В начале у них нет даже радара, но зато им не нужно заботиться об электричестве. Их техника разлетается в щепки от первого попадания — но дешева, быстра и опасна. Правда, строится долго. При умелом обращении представляет собой грозное оружие. Их тактическое кредо — диверсии. В распоряжении террористов подземные туннели, саботеры-невидимки, толпа голодного народа и машины с взрывчаткой. А еще они умеют собирать обломки техники, восстанавливать разрушенные до основания постройки без дополнительных затрат и получать премиальные за уничтожение вражеской техники. По мере развития GLA становятся все более опасными: у них появляется передвижной радар, мобильные ракетные установки и смертельное супероружие SCUD Storm. Пакетики с сибирской язвой прилагаются.

Инспекция ООН останавливает работу черных рынков.

У Китая туже всего с деньгами, но на его стороне Overlord Tank (Mammoth Tank нового поколения), большое количество хорошо подготовленной пехоты и ядерные боеголовки. Китайцы — настоящие патриоты. В бою их дух поддерживают радиобашни, вещающие о славе родины. Пропаганда заставляет их забывать о ранах. Они в любой момент готовы броситься в штыковую атаку.

За время тестирования был достигнут фактически верный баланс сил. Вероятно, что-то еще будут подправлять после выхода, но основная работа проделана. Если некто уверяет вас, что какая-то из сторон слабее — знайте, он просто не умеет за нее играть. И это немудрено — в Generals вас ждет тысяча незаметных с первого взгляда мелочей.

И кочегары мы, и плотники

Те, кто читал предыдущие материалы по теме, знают — классический интерфейс серии C&C до Generals не дожил. На его костях вырос bottom-bar а-ля Warcraft 3. И знаете — получилось даже удобней. И удобней, чем у Blizzard — в первую очередь потому, что зданий и юнитов в Generals на порядок меньше, а иконки выполнены в лучших традициях Westwood — красивые, говорящие. К недостаткам интерфейса пока можно отнести недостаток горячих клавиш, но мы искренне надеемся, что к финальной версии игры эту претензию предъявить не удастся.

Сам процесс застройки также позаимствован из WC3. У США и Китая этим занимаются бульдозеры, у GLA — рабочие. Перед постройкой здание можно развернуть как душе угодно. От стен разработчики отказались — надо ж GLA как-то свои диверсии проворачивать! Еще одно немаловажное изменение — у каждого игрока может быть несколько видов супероружия. Пока их количество ограничено пятью, но к релизу эту цифру могут снизить. И не стоит пугаться — подобные строения уязвимы и требуют больших затрат на возведение. Словом, бороться с ними можно и нужно.

Китайцы доигрались. Удар ионной пушки разносит последние укрепления, на подходе эскадрилья "команчей" и десант.

Теперь о том, что касается "генеральской" системы. В том виде, как было ранее описано, в сетевом режиме ее нет . Но не спешите огорчаться — все намного интереснее. EA Pacific ввели в игровой процесс некое подобие ролевой прокачки. За уничтожение вражеских сил игрок получает опыт — постепенно повышается и его "генеральский" уровень. Например, американские генералы первого уровня могут расходовать опыт на: приобретение специального танка Paladin, истребителя-невидимки F-117A, либо же беспилотных самолетов-разведчиков. На третьем уровне их ждут: десант (три уровня), авиаудары (три уровня), немедленный ремонт (три уровня), либо спецюнит из числа коммандос. Совсем окрутевшие игроки с пятым уровнем боевых навыков смогут забросать врага напалмом с высоты полета B-52. Естественно, что у каждой стороны навыки свои. Такая система, несомненно, разнообразит игру.

Из прочих нововведений стоит выделить появление воздушного боя. Конечно, истребители редко сталкиваются в воздухе, но благодаря им вертолеты и бомбардировщики регулярно впечатываются в землю.

Система апгрейдов тут вовсе не "как в Warcraft". В Generals многие юниты можно модернизировать в индивидуальном порядке. Например: установить на броне танка Overlord пулеметы, либо специальный отсек для солдат; подгрузить в машину с взрывчаткой порцию сибирской язвы или еще несколько килограммов тротила, чтоб фейерверк был покрасивше; и так далее. Привычные для стратегий от Blizzard апгрейды вооружений и брони в Generals тоже присутствуют, но их довольно мало.

В Generals все должно быть прекрасно

Длинную обойму восторженных реверансов в сторону движка Generals мы прибережем для полноценного обзора. Но если коротко: Sage Engine — фантастически красивый движок нового поколения с отличной проработкой игровой физики (джипы скачут по ухабам, подвеска так и пляшет — вах-вах!), высоким уровнем интерактивности, потрясающими графическими эффектами и тенями а-ля, вы не поверите, — Doom III . В общем, "Генералам" — четвертые "жифорсы"! Это нужно видеть.

Про музыку тоже скромно умолчим — скажем лишь, что на сей раз легендарный Клепаки превзошел самого себя.

Сетевой код Generals отточен до блеска и обеспечивает стабильную игру на модеме даже при сражении "двое на двое". Обладателям выделенных линий игра также станет настоящим подарком — в час набегает менее мегабайта трафика. Пока подводят лишь сервера — не всегда справляются с нагрузкой.

Command & Conquer: Generals заставила меня (нас!) не спать ночами. С вашим покорным такого не случалось со времен Tiberium Dawn . А ведь мы еще не видели сингл-части игры — она тоже обещает быть весьма впечатляющей. По словам Харварда Бонина , продюсера игры, команда разработчиков в последние месяцы добилась практически идеальной работы камеры — игрокам грозит масса острых ощущений. Ну, поглядим! А пока "Игромания" констатирует факт: сетевая часть Generals готова к многочасовым поставкам адреналина! Теперь шагом марш на диск — там ролик и много-много скринов.


Сюжет крайне банален, чего раньше нельзя было сказать об играх Westwood’a, впрочем, как и Blizzard’а – тут видимо сказываются более чем сжатые сроки, в рамках которых должна была быть выполнена игра. Игровой процесс медленен, но после установки патча до версии 1.03 все приходит в норму.

В игре три кампании – за Китай, которая идет первой в сюжетной линейке, вторая собственно за террористов, то есть ГЛА (Global Liberation Army), и третья, конечно же, за США ( куда же без них? ) Все три стороны абсолютно неидентичны друг другу. Так как разработчики постарались стереть «одинаковость» между ними, здесь действительно три нации, а не одна, но с разными цветами. К примеру, у китайцев всего один вид самолетов, но самые сильные танки. У США мало танков и пехоты, но очень разнообразна авиация. У ГЛА же вообще нет самолетов, зато они могут перемещать на большие расстояния свои войска через сеть подземных туннелей.

Решены также и проблемы с ресурсами, как в играх серии Warcraft. Например, там уж если кончилась шахта с золотом, то игроку приходилось тащиться на поиск новой. Здесь же у всех свои способы получить “легкие деньги”, особенно не утруждаясь. Китай крадет деньги из Интернета с помощью Хакеров, ГЛА снимает «навар» с нелегальных операций Черного Рынка, а США периодически получают денежную помощь от ООН.

Вообще, в этой игре можно увидеть многое из игр компании Близзард – если раньше игры серии C&C являлись абсолютной и непримиримой альтернативой играм серии _Craft, то сейчас можно с уверенностью сказать, что EA Pacific ушла от традиции Westwood’овских игр (ведь именно EA Pacific разрабатывала “Генералы”). Итак – убрана игровая панель, образца еще 92го года, присутствующая во всех играх серии C&C и заменена на стандартную StarCraft’овскую (о горе – теперь нельзя одновременно атаковать базу противника и клепать свои танки), отсутствуют поля руды или Тиберия, или чего угодно – зато имеется сосредоточенный источник ресурсов – склад, до боли напоминающий _Craft’овские шахты. И, наконец, теперь не здания строят здания, а имеются юниты строители, превращающие игры Skirmish и Multiplayer в _Craft’овский ад.

Однако, несмотря на все эти минусы и нюансы нельзя сказать, что перед нами клон _Craft’а - игровой процесс, то есть геймплей, все еще Вествудовский, а значит, качественный. Пусть нет полноэкранных роликов с реальными актерами, вводящими вас в курс дела, но это не так уж сильно мешает. Игра динамична и захватывает с первой миссии до последней. Так же очень забавно настроить пять ядерных пусковых установок, и закидывать жалкого врага пятью ядерными ракетами сразу (Китай). Особой тактики в игре нет, играть можно так, как хочешь и это хорошо, некоторые люди не любят когда им навязывают некий способ решения задачи, который им не нравится.

У каждой нации есть свои «герои», у Китая это Черный Лотос, женщина хакер, которая может воровать деньги из вражеских центров снабжения, обезвреживать технику врага и подчинять всяческие полезные постройки Китаю – все для нации. ГЛА нанимают некоего Жармен Келл’а - невидимого снайпера, который способен уничтожить водителя техники, что очень полезно, если у вас нет техники или денег на неё, достаточно посадить в обезвреженное средство уничтожения любого солдата, рабочего и т. д., как эта техника станет вашей. У США тоже есть свой «крепкий орешек», этот бравый пехотинец способен уничтожать пехоту пачками, минировать здания часовыми бобами или бомбами с дистанционным управлением.

Самое интересное, что создатели игры явно отдали предпочтение США, дав им – управляемое Супер оружие, сильные танки, отличную авиацию, и неплохую защиту базы и в то же время получается, что США почти ничего не стоит перед Китаем. Да, у них есть Стелс-бомбардировщики, но китайские пушки Гаттлинга уничтожают любую авиацию на подлете. Супер оружие у них хоть и управляемое, но может нанести серьезный урон базе, только если у вас все строения собраны в кучу, так как ионная пушка американцев работает недолго. Эта пушка не выдерживает конкуренции с Ядерной Бомбой и установкой СКАД. Это говорит о хорошем балансе сил, потому как отдавать явное превосходство в силе одной нации – подло, никто за другие играть не станет, вот тут и возникает интерес – за кого бы пройти игру?? Думает игрок, - наверное, за США, они самые сильные, за них проще всех. Вот тут он ошибается, все нации сбалансированы, так что сами по себе не сильнее друг друга, они одинаковые, просто дело в приоритетах. Нравится исподтишка уничтожать базу противников, особо не тратя деньги?? - Вам за ГЛА. Любите танковые побоища с добиванием всех старым добрым атомом?? - Китай. Любите продуманно наносить удары смешанным типом войск?? - США.

Вот в этом и вся прелесть, глаза разбегаются от огромного количества возможностей и тут уж никто не успокоится, пока не попробует игру за всех участников этой войны.

Еще хотелось бы добавить, что, как говорит старая пословица, красота требует жертв. Если вы желаете во всей полноте насладиться великолепными спецэффектами движка C&C Generals, (а они стоят вашего внимания, уж поверьте) Вам придется задуматься о новом апгрейде.


С&C Generals является продолжением серии игр, выпущенных компанией Westwood. Здесь говорится о недалеком будущем и предположительной Третьей Мировой Войне, зачинщиками которой стала, разумеется, исламская террористическая организация, охватившая к тому моменту времени чуть ли не полмира.

Сюжет крайне банален, чего раньше нельзя было сказать об играх Westwood’a, впрочем, как и Blizzard’а – тут видимо сказываются более чем сжатые сроки, в рамках которых должна была быть выполнена игра. Игровой процесс медленен, но после установки патча до версии 1.03 все приходит в норму. В общем и целом С&C Generals вышла весьма недурной стратегией с интересным геймплеем.

Читайте также: