Shank обзор игры

Обновлено: 04.07.2024

Недаром слово Shank так созвучно русскому «шинковать», хоть и переводится оно совершенно по-другому. Если хотите, рассмотрите в этом божий промысел или посчитайте простым совпадением, но именно это буквосочетание идеальным образом передает суть новой игры не слишком известной конторы Klei Entertainment. В ней вам предстоит узкими, длинными и не очень аккуратными полосками нашинковать примерно полтысячи бандитов. В роли шеф-повара выступает сам Шэнк, подозрительно похожий на карикатурного Маркуса Феникса.

Shank Shank Shank

Никогда еще мы не видели такой идеальной иллюстрации к слову «мясо». Босс, кстати, мясник.

При первом взгляде на Shank в игру очень хочется влюбиться сразу же и бесповоротно. Ну как можно пройти мимо жестокого кровавого экшена, выполненного в стиле культового в определенных кругах мультсериала «Самурай Джек»? Шэнк с перекошенным от злобы лицом колет гадов ножами, пилит бензопилой, засовывает им гранаты в глотку, расстреливает из пистолетов в воздухе, лупит их об пол и разрубает пополам мечом. Кровищи, как и положено, льется столько, что даже графиня Елизавета Батори закатила бы глаза от удовольствия. Причем рисовали все это профессиональные аниматоры, а потому все движения Шэнка выглядят максимально стильно и четко.

Так можно сказать вообще обо всей игре. По ощущениям она как никогда близко подошла к хорошим мультфильмам или даже комиксам. Нарисовано без лишних деталей, но при этом в каждом кадре есть все необходимое, чтобы проникнуться происходящим. В подобных проектах обычно совсем не уделяется времени проработке окружения, бэкграунда, истории и мира, в котором все происходит. Нельзя сказать, что Shank добился на этом поприще каких-то героических успехов, но зато он умудряется без лишних слов, одними образами, поведать игроку, в какой недружелюбной атмосфере все происходит. Здесь время остановилось на закате, здания отбрасывают длинные тени, а в цветовой гамме преобладают грязно-желтые, болотно-зеленые и бледно-коричневые оттенки. Тут каждый второй житель — гангстер, а каждый первый — стукач, сумасшедший или просто гадкий человечишка.

Как в старых играх жанра beat ‘em up, игра заботливо выводит на экран имя каждой вашей жертвы.

И вот на таком нуарном фоне перед нашими глазами разворачивается дикое адреналиновое действо. Shank — это вроде бы обычный двухмерный экшен, в которые все обыгрались еще в шестнадцатибитную эпоху. Но если копнуть чуть глубже, выяснится, что по механике эта игра является слегка упрощенной и плоской версией Devil May Cry или Bayonetta. Герой может одновременно использовать три вида оружия: легкие и быстрые ножи, что-нибудь огнестрельное и одно из медленных, но особо травматичных приспособлений для нанесения тяжких телесных повреждений.

Весь сок в том, что за каждое из орудий смертоубийства отвечает своя кнопка, поэтому появляется возможность проводить несусветные садистские комбо сначала из пары десятков, а после небольшой тренировки — из полутора сотен ударов. Есть, однако, один неприятный нюанс: если Шэнк начал что-то делать, то он обязательно доведет это до конца, несмотря на внешние раздражители. Так что не удивляйтесь тому, что, когда вам понадобится срочно поставить блок, герой увлеченно продолжит откручивать голову оппоненту и в результате поймает пулю или огребет обрезком трубы по ребрам.

По взгляду этого горячего мучачо очевидно: сейчас Шэнку будет очень больно.

Правда, к подобной нерасторопности Шэнка быстро привыкаешь и начинаешь просчитывать атаки наперед. На экране в этот момент творится натуральная резня. Сделать серию выпадов ножами, одной рукой пригвоздить противника к полу, другой — расстрелять наступающих с противоположной стороны экрана бандитов, распилить лежащего под вами гада бензопилой, ей же подбросить ближайшего гангстера в воздух и выпустить в него полную обойму из «Узи», достать мачете и расшвырять окруживших врагов по сторонам, а самому наглому верзиле заехать в глаз кулаком, обмотанным пудовой цепью. Одним словом, руки после игры в Shank трясутся, как у человека, только что прошедшего «Байонетту» на максимальном уровне сложности.

Особенно после боев с боссами. У каждого из них, как и положено, своя слабость, а ваша задача эту слабость отыскать и нещадно эксплуатировать до полной и безоговорочной победы, попутно уворачиваясь от злобных выпадов мафиози-переростков (как, мы разве еще не сказали, что Шэнк мстит мафии за смерть подружки?). Первого же детину надо заставлять стучаться лбом о стену и потом пилить ему темечко бензопилой, а мясника, к примеру, нужно душить цепью с крюком после того, как он зацепится им за одну из освежеванных туш, свисающих с потолка.

Shank Your Booty

Знаете, почему у Шэнка бандана красная? Потому что она пропитана его собственной кровью. Кроме шуток.

Строго говоря, все, что есть в Shank, мы уже видели в прошлогоднем The Dishwasher: Dead Samurai. Там тоже, если помните, самурай с тесаком кромсал на кровавые ошметки всевозможных темных личностей. И как и в той игре, у Shank та же главная проблема: однообразность. Да, все, что написано в первой части нашей рецензии, звучит как влажный сон любителя слэшеров и кровавых экшенов. И это действительно так — заложенный в игру потенциал даст сто очков вперед многим тайтлам из PSN и Xbox Live. Проблема в том, что фантазии авторов не хватило на то, чтобы этот потенциал раскрыть. Если не считать боссов, разработчики не придумали ни одной действительно интересной ситуации. А те, что придумали, лучше бы не придумывали вовсе (всем, разбившим геймпад в эпизоде со случайно падающими ракетами, выражаем наши искренние соболезнования).

На протяжении всей игры вы преодолеваете одни и те же препятствия и убиваете меняющихся внешне, но одинаковых по поведению врагов. Увеличивается их число, возрастает до запредельных высот количество нажатий на кнопки в секунду, но в какой-то момент ловишь себя на мысли, что проделываешь все это автоматически, как обезьяна. Адреналин хлещет, глаза выпучены, геймпад трещит, а эмоции где-то ближе к последней трети игры куда-то испаряются.

Наверное, именно поэтому игру сделали такой короткой: она без лишней суеты проходится за три часа. Еще часок можно убить на куцый кооперативный режим (причем только за одной консолью, без онлайна), который, с одной стороны, очень интересный, а с другой — крайне короткий и со скучными боссами, все отличие которых от обычных состоит в увеличенной до безобразия линейке здоровья. Почему нельзя пройти вдвоем всю игру — загадка, покрытая запекшейся кровью.

Стоит ли тратить на Shank 15 долларов, которые за него просят? Сложный вопрос, однозначного ответа на который нет. Игра-то получилась хорошая, но в то же время чересчур короткая и однообразная. Разработчики даже не потрудились подкинуть традиционных для подобных игр режимов, способных продлить удовольствие (сражение со всеми боссами подряд на одной линейке здоровья или, скажем, бесконечную войну с рядовыми противниками на выживание, как в Left 4 Dead 2). Поэтому правильный ответ, скорее всего, будет таким: если не жалко — тратьте. Свою порцию удовольствия от замечательного художественного стиля игры и от ураганных схваток вы непременно получите. Просто не ждите от Shank слишком многого.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Красивый, стильный и очень кровавый двухмерный экшен, неспособный, к сожалению, увлечь надолго.

В странах с легализованной проституцией изнасилований меньше, чем там, где с древнейшей профессией борются драконы в омоновской форме. Этому имеется здравое объяснение: у каждого гражданина есть право на секс — даже у горбатого, лысого или криворукого. И это право у него не отнять, а попытаешься — «Идем, милая, в кусты, и только попробуй кому рассказать».

Раз, два, три. Мышцы напрягаются, ваши глаза наливаются кровью. Костяшки на пальцах побелели, кулаки сжаты.

Shank

Гранаты не подпустят Громил к герою.

Бензопилой его, ножом его, гранатой!

Когда рецензенту не о чем писать, он начинает с сюжета. Но о каком сюжете может идти речь, когда ты — бывший бандит с говорящей кличкой Ствол (Shank), а твою подружку на плече уносит в неизвестность пересидевший на стероидах Мясник (Butcher)? Тут уж судьба предрешена, сценаристам работать не над чем. Ты берешь в руки бензопилу, обвешиваешься ножами, в кобуру суешь пистолет и отправляешься мстить. Потому что по-другому и быть не может.

Приключение стартует в баре, куда ты заходишь, чтобы узнать, где скрывается вся эта шайка, решившая тебе здорово насолить. Откуда ни возьмись появляются противники, мечтающие остановить тебя. Видимо, чтобы выслужиться перед начальством, заработать «солнышко» вместо «тучки».

Не вступая в диспут, ты достаешь бензопилу, и резня начинается. Именно в этот момент за сюжетными перипетиями Shank перестаешь следить и полностью отдаешься симфонии убийства. В хоровой партитуре встречаются и ножи-басы Баха, громоподобно обрушивающиеся на тела врагов и вгрызающиеся в плоть со смачными «чпоками», и ритмичная бензопила-альт Чайковского, с ревом проходящая между ребер и разрывающая тело на две части.

Достаешь пистолеты и в полете отбиваешь чечетку, которую вынуждены отплясывать дергающиеся в предсмертной судороге сторонники Мясника. А потом запрыгиваешь на неприятеля и ножами для разделки мяса кромсаешь его до потери пульса. Покончив с одним, переходишь к другому: хватаешь его за шиворот и затыкаешь рот гранатой, а потом — пинок под зад, и тот попадает прямо в толпу разъяренных корешей. На секунду над полем брани нависает тишина. А затем — тенора и сопрано Большого, какофония высоких звуков умирающих людей, крики и стоны. И только ехидный смех Ствола доносится из подворотни.

Четыре, пять, шесть. Легкое возбуждение проносится миллиардами электрических иголочек по вашему телу. Медленно спускается к низу живота, урчит и мурлычет. Просит продолжения.

Shank

Ствол, это — голова. Голова, это — Ствол. Унесите голову.

Три прихлопа, два притопа

Акробатика боя зависит исключительно от состава делегации неприятеля. Напали двое с тесаками — проще расстрелять их, не подпуская к себе. Появился вооруженный автоматом враг — тут уж придется прыгать, уворачиваясь от летящего града пуль. Вообще, все потасовки в Shank смахивают на соревнования по художественной гимнастике, разве что в руках не булавы и ленты, а, скажем, мечи.

Тут-то и появляются первые приступы клаустрофобии. Был бы мир трехмерный, можно было бы увернуться или хотя бы отбежать. А когда ты замкнут в двух плоскостях и двигаешься лишь вправо-влево, вверх-вниз, начинаются серьезные проблемы. И ты долбишь по клавишам геймпада, надеясь только на одно — не попасть в зону удара Громилы. Потому что, получив по башке, ты окажешься отброшенным в кишащую бандитами кучу, выбраться из которой помогут разве что гранаты. И хорошо бы они не закончились.

Shank

На поезде нужно успевать не только убивать врагов, но и бросать гранаты в босса.

И когда начинает казаться, что хуже уже не будет, появляются они, боссы. В прошлом — закадычные друзья Ствола, ныне — грозные враги. Каждый из них требует к себе индивидуального, аккуратного подхода. Такого, как будто мандомбу пытаешься обезвредить, спасая Хиллари Клинтон.

Первого мы встречаем на ринге спустя несколько минут после начала путешествия. Не обремененное интеллектом чудовище в маске, смахивающее на всех американских рестлеров вместе взятых, носится из угла в угол, пытаясь поймать Ствола. А нам только и остается улепетывать от него, выжидая нужный момент. А потом — серия ударов и финальное комбо. И, несмотря на то, что большая часть боссов умерщвляется примерно одинаково (заставь его перестать нападать на тебя — и дело в шляпе), это не делает схватки с ними скучными или простыми. Как правило, придется несколько раз подходить к снаряду, чтобы взять нужный вес.

И в этом весь Shank. Здесь каждая битва как последняя. И ты чувствуешь себя карликом Фродо, несущим проклятое кольцо в сердце Мордора. И никогда не знаешь, что ждет тебя на следующем отрезке пути. И потому ты никогда не расслабляешься, так как с первых же секунд понимаешь, что сотрудники Klei Entertainment не сострадают и не пытаются помочь Стволу. Да, после ожесточенной стычки можно найти банку газировки, которая восстанавливает силы. Или она может выпасть из брюха поверженного Громилы. А может, и нет, и тогда ты двигаешься дальше с минимальным количеством очков здоровья. На свой страх и риск.

Семь, восемь, девять. Боль стремительно расползается по мышцам, вызывая спазмы и судороги. Кулаки сбиты в кровь, старые шрамы начинают саднить. Сознание проясняется, и боль душевная уходит, остается лишь боль физическая. Вы на пути к полному выздоровлению.

Shank

Мясник собственной персоной. Опасен, груб и с дурным запахом изо рта.

Shank не отпускает нас и после финальных титров. Можно познакомиться с предысторией событий, правда, для этого придется подключить еще один геймпад и посадить рядом друга. Рубилово выйдет знатное, аж мозоли на пальцах повыскакивают. Или можно открыть все одиннадцать костюмов Ствола, в некоторых из которых он выглядит то ли как Цискаридзе, то ли как латентный гомосексуалист. А можно просто уйти, забыв всю ту резню, царившую на экране часа три-четыре. И вновь злиться на хамоватых родственников, глупое начальство или изменившую с лучшим другом жену.

Плюсы: богатый выбор оружия; захватывающие поединки с боссами; возможность кооперативного прохождения.
Минусы: несколько однообразные бои; небольшая продолжительность основной сюжетной кампании.

Скорее всего, в головном офисе Klei Entertainment установлены два алтаря: один — Квентина Тарантино, другой — Роберта Родригеса, потому что Shank — это даже не вежливый кивок, а нижайший поклон творчеству обоих режиссеров. От тарантиновского «Убить Билла» игра унаследовала общий мотив слепой, всепожирающей мести (с той лишь разницей, что вместо Умы Турман с катаной здесь оскаленный амбал с бензопилой), а от родригесовских «Отчаянного» и «Мачете» — придурковатые драки-перестрелки с кучей огнестрельного и колюще-режущего оружия.

Полчаса наедине с этой игрой с успехом могут заменить чашку крепчайшего кофе. В распоряжении титульного героя-мстителя Шэнка (то есть Заточки) — два острых ножа, пара пистолетов, бензопила и чертовски ловкие руки, благодаря которым протагонист не тратит ни доли секунды на смену оружия и с легкостью может использовать в одном длиннющем комбо весь доступный арсенал. Шэнк атакует с огромной скоростью и большую часть игры выглядит как небольшой смерч из лезвий, зубьев пилы и разлетающихся во все стороны пуль.

Вообще Shank — это безумно зрелищная игра. Герой не просто с упоением бьет морды всем встречным-поперечным, он летит сквозь уровень в едином 999-hit-combo-танце. Мало того что каждый его пируэт безупречно анимирован, так еще и разработчики периодически радуют приятными мелочами. Например, вот вы разобрались с кучкой громил в одном помещении, бой плавно переходит на свежий воздух, где очень кстати клонится к горизонту солнце. В лучах заката видны только черные силуэты дерущихся — совсем как в том же «Убить Билла», когда героиня Умы Турман кромсала 88 бешеных. Периодически на экране возникают split-screen-вставки с коротенькими эпизодами-зарисовками (причем во время их показа вы обычно наматываете на цепь бензопилы пяток мексиканских гопников), а между миссиями можно насладиться стильными роликами.

Собакам относительно повезло — их Шэнк расстрелял издалека. В ближнем бою их смерть была бы куда более болезненной.

Думаете, Шэнк просто выдавит этому громиле глаза? Через мгновение он достанет бензопилу, и вот тогда.

Увы, в главное меню Shank прямо-таки просится пункт «Hands-free Mode», в котором игра брала бы на себя все заботы по управлению главным героем, — тогда у игрока освободились бы руки под попкорн. А все потому, что смотреть на Shank все-таки приятнее, чем играть в нее. Ближе к концу игры главной мотивацией для прохождения становятся именно ролики и специфический стиль, а не геймплей.

Проект Klei Entertainment хромает на ту же ногу, что и большинство его собратьев по жанру, — насилия так много, что даже оно в конце концов приедается и воспринимается уже с гораздо меньшим восторгом. Игре банально недостает разнообразия. Вдобавок здорово раздражает непродуманная раскладка: на геймпаде кнопка основной атаки (ножи) также отвечает за подбор и использование предметов. С поверженных врагов часто валятся лечебные бутылки, поэтому в пылу сечи Шэнк может внезапно перестать махать руками и начать потягивать напиток при почти полном здоровье.

В бою все средства хороши. Даже тела бандитов.

В Shank чувствуется влияние гораздо менее кровавого, но не менее красивого мультфильма Samurai Jack.

В каком-то смысле Shank похожа на поздние, неудачные работы своих вдохновителей: визуальная составляющая все еще на высоте, а вот с содержимым местами очень сильные проблемы. Тем не менее такой мастерский уровень стилизации в игровой индустрии — все еще довольно редкий случай, поэтому Shank скорее стоит смотреть, чем не стоит.

Shank — двухмерный слэшер от авторов гастрономической головоломки Eets. Главный герой — злобный головорез в бандане и с бензопилой, пачками отправляющий на тот свет других, менее злобных головорезов, которых судьба бензопилой не наградила. Мы уже писали о Shank в начале года; на минувшей IGF игра попала в число претендентов на награду «За выдающееся визуальное оформление», но личное знакомство нас все равно впечатлило.

Наилучшее решение в такой ситуации — выхватить второй пистолет и расстрелять бандитов, нападающих справа.

Прежде всего Shank удивителен своей структурой. Это самый настоящий beat 'em up из лихих 90-х в стиле Streets of Rage или TheSecond Samurai. Никаких заигрываний со временем, сверхсложных платформенных пазлов и хотя бы каких-то геймплейных новшеств. Игра такая же тупая и озлобленная, как и ее главный герой (это не минус!). Даже акробатические этюды тут выглядят агрессивно — Шэнк бегает по стенам, на ходу втыкая в поверхность два острых ножа и таким образом сохраняя равновесие. Если сорвется — внизу его ждут отнюдь не банальные шипы, а резервуар, в котором бегают ротвейлеры. В крайнем случае герой может свалиться в мясорубку (демонстрируемый этап проходил на бойне).

Вот что значит мясная игра: уровень — на бойне, вокруг — туши, босс — мясник.

Когда же дело доходит до мордобоя, неожиданно выясняется, что Shank снабжен весьма проработанной, осмысленной боевой системой. Герой колет острыми клинками, стреляет из пистолетов с двух рук, кидает гранаты и бьет бензопилой. Тонкость в том, что каждый предмет экипировки подвешен на отдельную кнопку, — поэтому комбо получаются очень насыщенными. Только что вы пырнули бандита ножом, а потом вдруг сразу повернулись к его коллеге и пальнули в него из дробовика, а в третьего вдруг швырнули гранату. Наклоняя стик, игроки изменяют движения: вместо обычного удара пилой выполняют апперкот, вместо стрельбы по прямой — палят в разные стороны. Фирменный прием — прыгнуть между двумя врагами и, сложив руки крест-накрест, застрелить сразу обоих, в стиле проходящего сквозь металлодетекторы Нео. Добавьте к этому счетчик комбо, и получится самый настоящий двухмерный Devil May Cry (возможность расстреливать висящих в воздухе врагов тоже предусмотрена).

В 2010 году все это, возможно, звучит не слишком оригинально, но Shank подкупает отнюдь не только геймплеем. Старое доброе ультранасилие здесь подано в оригинальном комиксном стиле. Ключевое слово — ярко. Здесь яркий герой, яркие враги и слишком яркая кровь, которая выделяется даже в этом контрастном винегрете. Если бы по грядущему фильму «Мачете» делали игру, то ей бы должен был стать Shank. Это жестокий комикс — только совсем не нуар, а трэш-боевик, разудалая комедия.

Сам по себе Shank достоин внимания, но еще интереснее прецедент, который он создает. Поиграть в демоверсию нам удалось на выставке Electronic Arts. Пока за соседними стенами громыхали Crysis 2 и Bulletstorm, журналисты втихаря сражались с ротвейлерами на бензопилах! Как сообщил нам продюсер нового направления, EA неожиданно обратили внимание на инди-сектор и собираются поддерживать независимых разработчиков. Пока в списке везунчиков только Shank и комедийная РПГ DeathSpank, но лиха беда начало! Что выйдет в итоге из Shank, покажет время, зато уже сейчас ясно, что у инди только что появился могучий покровитель.

Читайте также: