Настольная игра князья обзор

Обновлено: 04.07.2024

Хорошие исторические игры — редкость для отечественной настольной игроиндустрии. А хорошие игры про домонгольский период Древней Руси вообще не приходят мне на память. Так что “Князья” — игра не просто однозначно хорошая, но еще и уникальная по своему сюжету и антуражу.

Итак, каждый из игроков выступает от лица могущественного русского князя. Древняя Русь уже погрузилась в пучину феодальной раздробленности, и в отсутствие опасных внешних противников правители феодов затеяли войну в формате “брат на брата”. В качестве средств агрессии русские князья используют личную дружину и наемников из окружающих государств, а в качестве методов обороны превалируют строительное дело (частоколы и рвы) и набор ополчения.

Единственными компонентами игры являются карты — огромная стопка из 100 штук. Как в подкидном дураке, часть карт раздается на руки игрокам, а часть остается в общей колоде, откуда игроки пополняют руку.

Наиболее ценные карты это города , 12 исторических поселений — от Киева до загадочной Тмутаракани. В городах возводятся постройки , которые или усиливают защиту, или добавляют Славу хозяину города. Чтобы захватить чужой город, понадобятся карты войска . Каждое войско обладает Силой — более слабое бьется более могучим. В несложные сражения карточных войск можно вмешиваться при помощи событий — как полезных, так и неприятных (“Разведка”, “Засада”, “Предательство” и пр.). В глобальном масштабе на ход партии действуют летописи — это тип карт, похожий на события, но летопись продолжает лежать на столе до конца партии.

Собственно, одного абзаца хватило на то, чтобы описать весь игровой процесс. Побеждает тот, у кого к концу игры будет больше Славы (читай — городов и построек). Но не стоит думать, что “Князья” — игра примитивная. Она отличается выверенным балансом, динамичным игровым процессом и тем, что на Западе принято именовать replayability — в “Князей” не скучно играть и третий раз, и тридцать третий. Любителям быстрых и антуражных игр мы настоятельно рекомендуем взглянуть на “Князей” — игру “об истории Киевского государства”. А художественные тексты на картах можно использовать в качестве учебного пособия — цитируются древнерусские летописи.

“Князья” опубликованы в одной из серий издательства “Astrel Games”, которое специализируется на производстве недорогих игр для детей школьного возраста. Жаль, что “Князья” не попали в “высшую” линейку компании — они вполне достойны того, чтобы выходить под известным лейблом “Хобби-игры”, который “Астрель” ставит на свою самую дорогую продукцию, рассчитанную уже не на детей, а на любителей “настолок” более зрелого возраста.

25 Kb
30 Kb
32 Kb
36 Kb
38 Kb
37 Kb
37 Kb
35 Kb

На диске журнала размещены правила “Князей”.

Игровой мир — ******* (7)

Художественный дизайн — ******* (7)

Качество изготовления — ******* (7)

РЕЙТИНГ “МАНИИ”: 8

Стратегическая игра “Диктатор. Контроль” от компании “13 Рентген” в ноябре поступает в повсеместную продажу на просторах Необъятной. Бесплатные демо-версии “Диктатора” неоднократно появлялись на дисках “Игромании”, а желающие опробовать правила игры могут найти демо и на нынешнем диске журнала.

Рецензия на “Диктатор. Контроль” появится в одном из ближайших номеров “Игромании”.

1. “Диктатор. Контроль”. Демо-версии свежевышедшей игры от отечественной студии “13 Рентген”.

2. Dungeons & Dragons: Ravenloft. Самое последнее руководство Guide to the Mists по знаменитому готическому миру — на диске в полном виде!

3. AD&D 2nd Edition. Бланки персонажей.

4. World of Warcraft. Новый настольно-стратегический хит по самой продаваемой PC-игре в мире.

5. “Князья”. Правила отечественной карточной стратегии.

6. “Небожители”. Спойлер игры и демонстрационный ролик.

7. “Берсерк”. Демонстрация игры, онлайн-версия, правила, спойлер.

8. Magic: The Gathering. База карт Oracle, турнирные правила DCI, разъяснения и комментарии от Стивена Д’Анджело, лучшие колоды мира, полные официальные правила, русские правила игры.

Блог любителя настольных игр, от семейных и кубиковых до самых изощрённых.

четверг, 20 сентября 2012 г.

Христианская тематика и настольные игры.

Данная заметка представляет из себя размышления на тему религиозной тематики в настолках и около них, а также небольшой обзор пары игрушек с православной составляющей -"Пещеры Лавры" и "Пасха".

Я уже давно одним глазком посматриваю на игры с религиозным уклоном, точнее даже с христианским. Именно в настольных играх эта тема не находит достаточного отклика от потребителя и поэтому развивать ее издатели не рискуют. Известный по Каркассониаде немецкий игроавтор Клаус-Юргер Реде первоначально пытался продвинуть свои игры именно с религиозной составляющей. Довольно успешным его проектом можно считать "The Downfall of Pompeii", в которой автор хотел в игровой форме рассказать про одну из библейских историй - Гибели Помпеи. Есть, как мне кажется, и не очень успешный его проект на базе Каркассона - "The Ark of the Covenant", с помощью проверенно хорошего игрового механизма пытающийся довести до игрока знание о Ковчеге Завета (кивот) или по крайней мере возбудить интерес. Однако в этих случаях больший интерес вызывает удачная игровая механика, нежели тема, и она же может оказаться препятствием для ознакомления неокрепший играми ум.

В 2011 году появился блог Настольность, управляет которым Даниил Марков из Владивостока. Настольную общественность Даниил поразил тем, что добавил в критерии оценки опробованных игр христианскую составляющую. В этот критерий скорее всего (автор точнее скажет) входило просвещение, греховность происходящего в игре, отвлекающие от православия тематики (фэнтези и тд) и всё остальное, что по православию - грех. Буду откровенен, Даниил - есть поговорка "ёжик давился, но продолжал есть кактус". Другими словами, ты знал, что 90% игр греховны и сначала хотя бы делал вид, что занимаешься поиском негреховного, указывая малые баллы христианской составляющей и, главное, объясняя почему ты поставил ту или иную оценку. Сейчас, читая твои обзоры, я понял, что тебе уже надоело искать и ты стал простым настольщиком, без претензий. Ту дольку изюма, с которой началась история блога, ты, увы, потерял. Эти ни плохо, ни хорошо, просто факт.


Также через блог Даниила мне на глаза попались игры Алексея Маркевича. Алексей выбрал правильное тематическое направление, в числе которых библейские истории, мелкие "бытовые" но грехи и тд. Однако в некоторых вещах автор ведёт себя не очень адекватно (например интересная черта - отказаться от слова "карта" из-за того, что она ассоциируется со стандартными карточными играми), а в некоторых случаях противоречит сам себе. Так, например, Алексей утверждает, что игры с такой тематикой должны быть кооперативными, когда игроки помогают друг другу, и в то же время предлагает игру под названием "Духовная война" (клон Манчкина, судя по правилам), в котором каждый борется со своими грехами и побеждает тот, кто первым станет 13 уровня. Да, игры со стандартными условиями победы (один победил - остальные проиграли) вызывают греховные мысли типа зависти, обиды, уныния и тд. Но я не думаю, что с этим надо заморачиваться так, как это делаешь ты, Алексей. Игра, как и жизнь, учит как выигрывать, так и проигрывать. Акцентироваться на этом не стоит, главное - постараться донести до игрока правильную информацию в игровой форме. В данном случае я считаю, что Духовная война очень познавательна.



______________________________________________________________________________

Все мои вышесказанные недовольства начинают подразумевать вопрос: какая должна быть игра на религиозную тематику? Очень простой и, как мне кажется, правильный рецепт предложило издательство "Царевич", о играх которых мы поговорим далее.

Первая игра - "Пещеры Лавры".



Игра предлагает походить по средневековым пещерам Киево-Печерской Лавры (г.Киев), в которых помещены мощи многих святых. Например, вы знали, что в этих пещерах находятся мощи Ильи Муромца?!



Итак, пройдёмся по компонентам:
- Коробка из плотного картона (действительно плотного)
- Игровое поле, разворачивающееся вчетверо. Хороший, плотный картон.
- Карты заданий в отдельном конверте.
- Пластиковые фишки и кубики. Самые простые, какие можно найти.

Игровое поле, представляющее собой (что бы вы думали?) пещеры Лавры.

Карты заданий с биографической инфомацией.
Цель игры - выполнить как можно больше заданий. Задания заключаются в посещении определённых точек на поле. Как только игрок добирается до точки, то получает следующее задание и так далее, пока задания не кончатся. В конце игроки считают победные очки на карточках, у кого их больше - победитель. Скелетом игровой механики является самый простой "кинь-двинь": бросаем кубики и передвигаемся на нн-ое количество клеток в нужную нам сторону. В подобных играх я не считаю это недостатком, тк механика не перетягивает одеяло внимания на себя и ребёнок больше уделяет время на информацию с карточек, а не на тактические и стратегические манёвры.


Подобный эффект я получал сам будучи школьником от настольной игры "Меценат". Только там вместо Киево-Печерских подвижников были картины из самых больших художественных галерей мира. Сыграв несколько раз, я уже знал много названий картин и их художников.

Следующая игра - "Пасха".




Эта игра в игровой форме познакомит маленьких участников с традициями соответствующего православного праздника. Для этой же цели в конце правил игры есть словарь православных терминов, встречающихся в игре.

Поле, правила, кубик, пасхальные яички, компасы и карточки с заданиями

Эта игра также с простейшей механикой передвижения фишек, но по одной дорожке. По пути нам также надо будет выполнять задания и получать за это пасхальные яички (аналог победных очков). По сравнению с предыдущей игрой здесь появляется жетон компаса, позволяющий один раз поставить игровой кубик нужной гранью.



Что я хочу сказать про игры от издательства "Царевич":
1) Качественное исполнение всех бумажных компонентов.
2) Очень приятное оформление, в такие игры действительно хочется играть.
3) Фишки и кубики я бы поменял на что-нибудь, более соответствующее качеству печатных деталей (даже у той же Умной бумаги взять их фирменные псевдотрёхмерные фишки и уже будет хороший результат)


4) Мне, уже довольно продвинутому в играх, полезно иногда "возвращаться во времени" и поиграть в кинь-двинь. не на словах знать, с чего всё начиналось.
5) Христианская составляющая у этих игр - максимальный балл по шкале Даниила. =)

На сайте у издателя в проектах еще несколько довольно интересных игр, за которыми я теперь буду пристально следить. Пожалаем им удачи в этом нелёгком деле - издавать игры на православную тематику.
_________________________________________________________________________________

Подытожить я бы хотел размышлениями о том, как и кому продавать подобные игры.
Итак, игры с православной тематикой должны быть рассчитаны на детей и семейный досуг и выполнять просветительскую роль. Игры-викторины в чистом виде я не приветствую, тк в итоге игра превращается в экзамен и интерес ребёнка к игре пропадает очень быстро, поэтому минимальная механика должна присутствовать. Спрос на подобные игры может возникнуть только в соответствующих местах (церковь, храм и тд), значит для издания игры нужно партнёрство как минимум двух структур: церковь как заказчик и издатель как исполнитель. Можно конечно для ассортимента интернет-магазину настолок иметь подобные игры, однако надо понимать, что спрос будет невелик.

В общем-то это всё, что я хотел до вас донести. Я не претендую на истину в последней инстанции и всегда рад конструктивной беседе. Пишите =).

Блог любителя настольных игр, от семейных и кубиковых до самых изощрённых.

четверг, 18 февраля 2016 г.

Отечественное. Обзор второго издания настольной игры "Князья".


Алексей Калинин - знаковая личность в отечественном игрострое. Те настольщики, кто уже активно играл в начале 2000-х, отлично помнят его игры: "Код да Винчи", "Ночной дозор", "Диптаун", "Экспедиция-трофи" и многие другие. На данный момент Алексей ушёл в игры компьютерные, но иногда таки возвращается к картону, настольный "King's Bounty" и "Поселенцы. Основатели Империи"(мой обзор --->) тому подтверждение. Однако самым знаковым проектом автора, его визитной карточкой, была и остаётся "Князья". И вот, в 2015 году увидело свет второе издание игры. Я, как фанат первого издания, не мог пройти мимо этого события.


Коробка! Оформление маленькой квадратной коробочки просто шикарное. Стилизация под древнюю дорогую книгу на 100% передаёт характер игры. Прежняя коробка (чуть ниже в заметке покажу) тоже неплоха по оформлению, но уступает второму изданию.


Внутри есть только сотня карт да правила игры. Больше ничего не понадобится.


В игровую колоду замешаны древнерусские города, войска отечественные и забугорные, строения разные, события и летописные записи. В общем, всё, что нужно для написания своей истории. Цель игры - заполучить как можно больше славы. Слава игроку-князю даётся за имеющиеся у него города и внутренние постройки в нём на момент окончания игры (есть ещё некоторые карты, дающие очки, но это больше в порядке исключения). Игра закончится, когда будет разыграна вся колода карт или когда на Русь придёт Батый (карта такая =)).



В начале игрокам раздаётся по 4 карты.
Свой ход можно потратить на пополнение руки на одну новую карту или розыгрыш карты с руки. Очень просто.
Разнообразие действий и игрового процесса в целом зависит от того, какую карту игрок сыграет. Вариантам розыгрыша я посвящу отдельную главу, заодно и карты покажу. =)

Города в "Князьях" - это цель. Больше городов - ближе победа. Каждый город имеет свою ценность - славу. Так, например, Киев и Новгород являются очень славными городами (аж по 3 очка имеют), тогда как Тмутаракань не очень. =)
Выкладывать с руки город с одной стороны опасно, с другой без этого не будет движения. Лучший вариант розыгрыша городов с руки - когда в руке накопится достаточное количество карт для отражения вражеских атак.


Внутреннее обустройство города имеет не меньшую важность, чем само владение городом. Сделать из Тмутаракани процветающий мегаполис с 15 очками славы - вообще не проблема, если настроить соборов, библиотек и школ там. А если там поставить Митрополичье подворье (умножает славу города на 3), так вообще можно победить без владения другими менее застроенными городами.
Также в постройках встречаются защитные стены и рвы, которые повышают требования к силе вражеских армий, а также усиливают армии самого города. Например, "Новые стены" не дадут нападать армиям с силой 3 и ниже.


Какая бы игра была, если бы нельзя было повоевать? Да никакая! В свой ход игрок может объявить военный поход на любой из выложенных оппонентами городов и сыграть карту рати (в простонародии - войска). Мини-войнушка проходит примерно так же, как и простая игра в Дурака: нападающий выложил карту, защитник должен отбить её большей по силе, дальше нападающий ещё может сыграть карту и так далее, пока кто-то не сдастся. Нападающий победил - значит, забирает город с постройками себе.
Особняком здесь стоят карты "Ополчение", чья сила зависит от славы города. Этой картой можно только защищаться.


Карты событий я считаю двигателем всей игры. Именно они добавляют в "Князья" большую деревянную ложку, доверха наполненную интригами. С помощью карт событий можно отнимать города без войны, лишать игроков карт в руке, пополнять свою руку картами, переманивать войска противника. вариантов куча. Чем больше у вас таких карт в руке, тем сохраннее ваши города и тем хуже оппонентам. =) Кстати, некоторые карты событий можно разыгрывать во время военных действий вместо карт ратей.


Карты летописей отличаются от событий тем, что дают длительный эффект и зачастую остаются в игре до конца партии. С помощью этих карт можно получить дополнительные очки, лишить игрока очков, усилить свои армии при защите городов. Особняком стоят две карты - "Батый" и "Тайное послание". Розыгрыш первой позволяет закончить игру в течении одного текущего раунда, а розыгрыш второй - немного оттянуть завершение партии на один раунд. И в том, и в другом случае у разыгравшего карту игрока есть преимущество - его ход в партии последний, а это порой очень важно (например, сыграть последней картой в игре "Метрополичье подворье" может стоить кому-то победы).

Всего 5 типов карт, а сколько разнообразия? =)


СРАВНЕНИЕ С ПЕРВЫМ ИЗДАНИЕМ.


(картинка из поисковика)

Первое издание было выпущено компанией "Astrel games" аж в 2005 году. Большая коробка, в которую можно было поместить ещё 5 таких игр, имела яркую и живописную картинку (прямо скажем, богатую), однако общий фон в красно-жёлтых тонах делал коробку более блеклой по сравнению с другими коробками на витрине. Размер коробки обусловлен ещё тем, что карты внутри лежали не собранной колодой в полиэтилене, к чему сейчас все уже привыкли, а листами, совпадающими размером с длиной и шириной коробки (отчего на картах кстати оставались заусенцы).


Чего не отнять, так очень контрастной рубашки. =) Рубашка карт от второй редакции более живописная и, как следствие, повторяет "успех" коробки первой редакции, а именно более сложную визуальную идентификацию рубашка/лицо.
Лицевая часть карт более светлая по сравнению с новым изданием и в угоду арту не очень удачно был подобран цвет и шрифт текста. Но вот что останется в моём сердце навсегда - арт, детально подогнанный под смысловую составляющую карты: если город, то изображён город, если половецкое войско - то явно видно половца на коне.


Город теперь на карте расположен вертикально, как и другие типы карт. В контрасте и удобстве считывания информации новая версия лучше. Тематические фрески, заменившие арт, на любителя.


Карты новой версии стали чуть длиннее, у всех типов карт появился личный цвет окантовки, более тёмный и контрастный цвет фона позволяет быстрее различать карты по типу. Толщина карт и их качество примерно равны, вот только в новой версии нет заусенцев (продажа карт листами ушла в прошлое). Изменились некоторые названия карт, но по смыслу явное изменение претерпела "Бысть тишина", ставшая "Тайным посланием": если раньше она полностью отменяла нашествие татаро-монголов, то теперь лишь добавляет один раунд.

В целом, нельзя сказать, какая версия лучше. Но главное, нельзя сказать, какая версия хуже. =)


Новая коробка уместила обе версии игры и теперь можно играть двумя компаниями одновременно. или выбирать колоду для партии по дизайну. =)


ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Моё мнение об игре не изменилось ни на йоту за столько лет, сколько я о ней вообще знаю. Это отличная игра с редким в наше время древнерусским антуражем и соответствующей логикой происходящего.

Несмотря на серьёзную тематику и суровый внешний вид, надо принять за факт и приготовиться к тому, что игра ориентирована на семейный или дружеский досуг, а игровой процесс весёлый и непредсказуемый: нередкий случай, когда тебе во время партии приходят в руку только постройки, и ты ничего не можешь с этим поделать. В этой игре нет немецкого баланса и не должно быть. Игра на интригу, на использование тех возможностей, что есть здесь и сейчас; на достижение цели любым доступным способом. Приготовьте своих жён, детей, друзей и других близких вам игроков к тому, что в этой игре никакие родственные отношения в реальном мире не должны быть преградой для достижения цели: можешь ограбить слабого игрока - делай, можешь отнять последний город - отнимай, лишь бы приближало к победе. Конечно (я по своему опыту знаю), в следующих партиях именно вы можете стать объектом всех атак из-за того, что "ты в прошлой игре мне спалил Новгород

Близкой игрой по духу и отдаче (не путать со сходством игрового процесса), которые мне удалось опробовать за последнее время, я считаю "7 драконов" от Мира Хобби. Но полноценного аналога этой игре я придумать не могу, атмосфера и логичность происходящего здесь в соотношении к количеству компонентов делает игру и вовсе уникальной.

"Князья" - это игра, в которую я поигрываю уже на протяжении 7 лет. "Князья" - это игра, в которую я хочу поигрывать ещё столько же. Для меня "Князья" - неувядающий хит, чья ценность с годами будет лишь увеличиваться.

Хорошие исторические игры — редкость для отечественной настольной игроиндустрии. А хорошие игры про домонгольский период Древней Руси вообще не приходят мне на память. Так что “Князья” — игра не просто однозначно хорошая, но еще и уникальная по своему сюжету и антуражу.

Итак, каждый из игроков выступает от лица могущественного русского князя. Древняя Русь уже погрузилась в пучину феодальной раздробленности, и в отсутствие опасных внешних противников правители феодов затеяли войну в формате “брат на брата”. В качестве средств агрессии русские князья используют личную дружину и наемников из окружающих государств, а в качестве методов обороны превалируют строительное дело (частоколы и рвы) и набор ополчения.

Единственными компонентами игры являются карты — огромная стопка из 100 штук. Как в подкидном дураке, часть карт раздается на руки игрокам, а часть остается в общей колоде, откуда игроки пополняют руку.

Наиболее ценные карты это города , 12 исторических поселений — от Киева до загадочной Тмутаракани. В городах возводятся постройки , которые или усиливают защиту, или добавляют Славу хозяину города. Чтобы захватить чужой город, понадобятся карты войска . Каждое войско обладает Силой — более слабое бьется более могучим. В несложные сражения карточных войск можно вмешиваться при помощи событий — как полезных, так и неприятных (“Разведка”, “Засада”, “Предательство” и пр.). В глобальном масштабе на ход партии действуют летописи — это тип карт, похожий на события, но летопись продолжает лежать на столе до конца партии.

Собственно, одного абзаца хватило на то, чтобы описать весь игровой процесс. Побеждает тот, у кого к концу игры будет больше Славы (читай — городов и построек). Но не стоит думать, что “Князья” — игра примитивная. Она отличается выверенным балансом, динамичным игровым процессом и тем, что на Западе принято именовать replayability — в “Князей” не скучно играть и третий раз, и тридцать третий. Любителям быстрых и антуражных игр мы настоятельно рекомендуем взглянуть на “Князей” — игру “об истории Киевского государства”. А художественные тексты на картах можно использовать в качестве учебного пособия — цитируются древнерусские летописи.

“Князья” опубликованы в одной из серий издательства “Astrel Games”, которое специализируется на производстве недорогих игр для детей школьного возраста. Жаль, что “Князья” не попали в “высшую” линейку компании — они вполне достойны того, чтобы выходить под известным лейблом “Хобби-игры”, который “Астрель” ставит на свою самую дорогую продукцию, рассчитанную уже не на детей, а на любителей “настолок” более зрелого возраста.

25 Kb
30 Kb
32 Kb
36 Kb
38 Kb
37 Kb
37 Kb
35 Kb

На диске журнала размещены правила “Князей”.

Игровой мир — ******* (7)

Художественный дизайн — ******* (7)

Качество изготовления — ******* (7)

РЕЙТИНГ “МАНИИ”: 8

Стратегическая игра “Диктатор. Контроль” от компании “13 Рентген” в ноябре поступает в повсеместную продажу на просторах Необъятной. Бесплатные демо-версии “Диктатора” неоднократно появлялись на дисках “Игромании”, а желающие опробовать правила игры могут найти демо и на нынешнем диске журнала.

Рецензия на “Диктатор. Контроль” появится в одном из ближайших номеров “Игромании”.

1. “Диктатор. Контроль”. Демо-версии свежевышедшей игры от отечественной студии “13 Рентген”.

2. Dungeons & Dragons: Ravenloft. Самое последнее руководство Guide to the Mists по знаменитому готическому миру — на диске в полном виде!

3. AD&D 2nd Edition. Бланки персонажей.

4. World of Warcraft. Новый настольно-стратегический хит по самой продаваемой PC-игре в мире.

5. “Князья”. Правила отечественной карточной стратегии.

6. “Небожители”. Спойлер игры и демонстрационный ролик.

7. “Берсерк”. Демонстрация игры, онлайн-версия, правила, спойлер.

8. Magic: The Gathering. База карт Oracle, турнирные правила DCI, разъяснения и комментарии от Стивена Д’Анджело, лучшие колоды мира, полные официальные правила, русские правила игры.

Читайте также: