Metal gear survive обзор

Обновлено: 28.06.2024

Если вы не следили за Metal Gear Survive, то вот сжатая вводная. Это спин-офф серии, сюжетно связанный со всеми остальными играми. Он про то, как солдат со старой базы Биг Босса в финале Ground Zeroes утянуло в параллельное измерение Дит, где они теперь выживают и сражаются с зомби. А еще эту игру почти все ненавидят.

Konami тоже виновата, тут спорить сложно. И я даже не про скандал с Кодзимой, очевидно угробивший репутацию компании в глазах общественности, а про позиционирование Metal Gear Survive. В сети сотни вопросов в духе: «А соло-то в нее играть можно?», «А там есть одиночный режим?», «А там есть сюжет?». Многие думают, что Survive — это какой-то исключительно онлайновый бессюжетный спин-офф, в который играть можно только в кооперативе. Даже у нас в редакции многие так думали! Но нет, это большой сюжетный выпуск Metal Gear, просто построенный на Survival-механике, вместо привычного стелса. С роликами, диалогами и полноценной концовкой.

Смешно, но больше всего игра расстроит как раз тех, кто придет в нее за коопом. Кооператив в Metal Gear Survive — отдельный обособленный режим, который вообще необязательно запускать. Защищаем точку, отражаем волны зомби — вот вам и все кооп-миссии Survive (да и все одиночные сражения в игре устроены ровно так же). Никакого совместного выживания на просторах Дита. Получается весело, хаотично, но очень уж примитивно. Позалипать на такое часок-другой можно, но любая подобная игра — от Plants vs. Zombies: Garden Warfare 2 до Fortnite — будет интереснее примерно в тысячу раз. Выходит, что не тем игру-то продали.

Еще Metal Gear Survive вяло продвигали и мало показывали. Хейт вокруг нее разгорелся сразу после анонса, а издатель даже не пытался с этим бороться. Со стороны все выглядело так, будто Konami то ли сама стесняется своего творения, то ли ей просто плевать.

И это глупость полнейшая. Это во многом и задевало фанатов. Потому что Metal Gear — уважаемая классика. Каждая часть этой серии должна быть чем-то прорывным и продвигаться соответствующе. После Metal Gear Solid V, со всеми преданонсными тайнами, фейковой The Phantom Pain и отдельной игрой-тизером — особенно. И тут такой плевок, «рядовой середнячок» в серии Metal Gear? И это не портативка какая-то, а игра для больших платформ. Вот не стоило так делать. Ну или не стоило называть игру Metal Gear.

И ведь было бы чего стесняться. Metal Gear Survive — это хороший выживач, не хуже большинства конкурентов в жанре. Да, ничего нового игра не предлагает и просто отрабатывает стандартную для таких игр схему, но разве MGS V не по той же системе работала? И ведь отрабатывает хорошо — об этом я уже дважды писал: в короткой сути, и в живых впечатлениях. Что-то она делает по шаблону, что-то подсматривает у Rust и Fortnite (тут тоже можно строить заборы и сараи!). Но важно вот что: я почти семьдесят часов бегал за ресурсами и рецептами, крафтил себе новые шапки и пушки, отстраивал базу, убивал зомби и в целом мне не было скучно.

Игра умеет увлечь, умеет ненадолго вырвать тебя из реальности и убедить в том, что постройка палаток на базе, вылазки за ржавыми ведрами и охота на ежей — важные проблемы, которым не стыдно уделить время. А уж когда выбираешься в зараженную зону! Дальше носа не видно ни черта, воздух кончается, зомби хватают за пятки, мини-карта не работает, ориентиры потеряны, бежишь просто куда глаза глядят — в надежде прийти хоть куда-то, где можно перевести дух и найти еду. Умрешь — потеряешь все, что тщательно лутал весь последний час. И тут, в самый разгар твоего отчаяния, из тумана выходит колоссальных размеров жуткое создание, нарисованное самим Масахиро Ито, папой Silent Hill… В такие моменты ни о каком сюжете и ни о каком Кодзиме даже думать не хочется — здесь Survive раскрывается и наполняется атмосферой.

Но что важнее — игра создает приятное и наглядное ощущение собственного прогресса.

Недавно ты бегал за водой к ближайшему оазису, а теперь у тебя прямо на базе целая сеть сооружений, добывающих и очищающих воду. Два часа назад ты то и дело ходил на охоту, а теперь сам выращиваешь скот. Людей и забот становится все больше, менеджмент все сложнее, одни проблемы сменяются другими, и это здорово поддерживает геймплей в тонусе. Тут же и эндгейм с секретными боссами и эпичным снаряжением — игра может развлекать очень-очень долго.

Другой вопрос, что во всем этом нет заслуги самой Survive — любой выживач увлекает точно так же. А уникальных проблем у нее полно. Тупые зомби, которые не догадаются обойти забор, даже если его поставить посреди пустыни. Пустой опен-ворлд, на восемьдесят процентов состоящий из песка и пыли (да, как Афганистан в MGS V). Идиотская система ближнего боя, в которой из четырех видов оружия реально полезен только один. Механика жажды и голода, заставляющая жрать картошку буквально каждую минуту. Перегруженный интерфейс и много-много всего.

Survive постоянно балансирует на грани увлекательного и раздражающего, как и многие другие сурвайвлы — общее ощущение, скорее, положительное, но советовать такую игру всем, конечно же, нельзя.

Тем более все лучшее в Metal Gear Survive зарыто под парой десятков часов геймплея. Это как минимум. Сходу игра ставит чересчур много ограничений и почему-то пытается казаться куда скучнее, чем она есть — получается замечательно. Если бы не рецензия, я бы бросил Survive часу на шестом и не узнал бы, что игра-то очень даже ничего, просто надо дотерпеть. А вот стоят ли эти двадцать потраченных часов плюсов игры — вопрос философский.

Но это же Metal Gear, а Metal Gear должна быть про политические интриги, внезапные повороты, роботов с ядерным оружием и стелс. А тут у нас какие-то дурацкие зомби и параллельные реальности, ничего от родной серии не осталось. Так ведь? А вот не совсем. Игра кажется оторванной от серии только в первой своей трети, но чем дальше продвигаешься по сюжету, тем плотнее переплетается история Survive с остальной франшизой. Да, тут бредовый сюжет, но он не бредовее большинства поворотов, сочиненных Кодзимой и по духу очень даже вписывается во вселенную. Сам Кодзима уже говорил, что идею «Metal Gear про зомби» придумал не он и она ему не очень-то нравится, но вариации зомби в серии вообще-то уже были. Не с торчащими кристаллами вместо голов, конечно, но и этот момент игра объясняет, отталкиваясь от лора Metal Gear.

Survive, при все своей бюджетности (игру собирали из ассетов MGS V и за крошечные деньги, это очевидно), не выглядит как пустая попытка срубить бабла, но чтобы это понять, в нее нужно играть. Разработчики искренне попытались освежить серию, которая в своих поворотах откровенно запуталась. К пятой части уже было сказано практически все — игра просто начала мямлить, цепляться за недосказанность предыдущих частей и противоречить сама себе. Под предлогом «раскрытия последних тайн», само собой, и не состыкуясь с некоторыми уже показанными ранее событиями. Все равно захватывала, конечно, но разве стоит продолжать этот цирк? Вектор у Survive не самый удачный, но хотя бы новый. Ранее от «наследия» почти полностью отказались разработчики Metal Gear Rising и это сделало их игру лучшей в серии. А почему не подхватить их наработки? Хороший вопрос.

Впрочем, сложно спорить с тем, что написана история Survive не очень хорошо, а подана совсем плохо. Почти все ролики в Survive ужасны и дико затянуты (хоть и пытаются копировать кодзимовский стиль), но сюжет чаще подается даже не через них, а через радиопереговоры. Что особенно смешно — даже если герои стоят в одной комнате и говорят друг с другом вживую, нам это все равно преподносят в виде радиопереговоров. И ладно бы их было интересно читать, но там и персонажи — наборы архетипов из книжки «Как написать сценарий за 5 минут», и сами тексты такие, будто их для брифингов F2P-стратегии Game of Clans: Viking Warfare Survive писали.

В целом же тут даже нечего оценивать. Survive — это бульварное чтиво, блокбастер, на который ты заскочил просто чтобы убить время. Компиляция стабильно работающих, но максимально избитых дешевых ходов и поворотов. Есть присущий серии надрыв, есть драматизм, но все это сделано очень поверхностно. Кодзимовские части Metal Gear хоть и собраны целиком из отсылок к любимым фильмам гения, но хотя бы содержат в себе идею. Кодзима в каждой игре и в самом деле пытается что-то сказать, раскрыть конкретные темы. А у Survive цель только одна — развлечь. Если не вдумываться и просто потреблять — вполне может зайти.

При этом есть в игре скрытый финал, прямо связывающий ее с одним сайд-квестом в MGS V — вот это занятно.

Metal Gear Survive не стоит воспринимать слишком серьезно. Это не самая плохая игра: хорошо сделанные survival-механики, фановая боевая система с простеньким отстрелом орд зомби, сниженная цена, опять же. Но в рамках серии Metal Gear она смотрится очень бедно — здесь даже Fox Engine выглядит грустно, выдавая картинку на порядок хуже, чем в Ground Zeroes (о The Phantom Pain молчу вообще). Но это занятный, в чем-то свежий опыт в рамках серии. Не будь его — потеряли бы немного, но и против его существования я не возражаю. И вряд ли стоит опасаться, что теперь все игры серии будут такими. Сдается мне, что Survive — тестовый проект. Это просто попытка изучить рынок, оценить, за какие деньги можно пилить новые части серии, а заодно и повод научить новую команду работать с движком.

На рынке больших игр Konami многие годы получала реальные доходы только с двух серий — PES и Metal Gear. В таких условиях компания не откажется от развития франшизы и не будет напирать на то, что публика не принимает. А Survive публика принимать не хочет — особенно со слотами для дополнительных персонажей за десять баксов.

Metal Gear Survive можно изучать на занятиях по маркетингу игр. Konami сделали почти всё возможное, чтобы как можно больше людей ненавидели эту игру с самого анонса. Выбрали неудачное время, целиком проигнорировали специфику франшизы, сэкономили на ассетах — список можно продолжать долго. Поклонники Metal Gear Solid уже давно определились, ждать этот спин-офф или нет.

Но что может Survive предложить всем остальным? В январе проходил бета-тест игры на консолях, а недавно и на ПК. Это был последний шанс игры произвести впечатление перед релизом. Рассказываем, что там показали.

Что Metal Gear Survive не имеет никакого отношения к тактическому шпионскому экшену, было понятно с самого анонса. После событий Ground Zeroes солдаты Биг Босса вместе со всей Mother Base попадают в чёрную дыру и оказываются в альтернативной реальности, населённой кристаллизированными зомби. Там они должны выживать в суровых условиях и искать способ вернуться.

Бета-версия давала доступ к мультиплеерному режиму. Игра начинается в белой комнате (напоминает экран загрузки Анимуса в Assassin's Creed), где можно активировать станки для крафтинга и выбирать задания. В комнате у вас неограниченный запас патронов и устройств, что оказалось весьма полезно: в Metal Gear Survive до смешного перегруженный интерфейс, и чтобы освоиться в ней, нужно немало времени.

Разделы на iDroid громоздкие и не наглядные, функции разбросаны как попало, а таблицы заваливают информационным мусором. После беты я понял жалобы на механику лечения. По аналогии с MGS3, персонаж получает раны по разным точкам тела, и их нужно лечить индивидуально разными приспособлениями. Подвох в том, что элемент интерфейса, который отвечает за эту функцию, открывается на стартовом окне iDroid по нажатию «вправо». И только тогда, когда персонаж уже ранен: вряд ли вы заранее поймёте, что так вообще можно.

Такой подход контринтуитивен, и это лишь один из примеров. Благо, в игру добавили туториал, но даже с ним под боком привыкать приходится долго, а некоторые разделы интерфейса в нём не освещены, поэтому приходится экспериментировать. В Survive неудобно организовано и взаимодействие со складом, а некоторые функции очень странно работают: приходится привыкать даже к мелочам, вроде переноса патронов из хранилища в инвентарь.

В бете была доступна одна миссия: в ней вас отправляют на небольшую территорию, в центре которой специальное устройство добывает некую энергию ИРИС, и на время работы его нужно защищать от волн зомби. По похожей схеме работает, например, Fornite: собираешь ресурсы, строишь из них заборы и прочее, устанавливаешь ловушки, не подпускаешь врагов к стратегически важному объекту.

У задания три уровня сложности, которые влияют на уровень и разновидности монстров, награду и доступные локации. Лёгкая версия миссии разворачивалась на заброшенной базе, сложная — у обломков корабля посреди шахты, а средняя давала доступ к обеим картам. Проходить миссию можно в одиночку или группой из четырёх игроков.

Любой игрок может покинуть миссию до завершения. Замену ему игра подыскивать не будет

Задание каждый раз проходит по одной схеме. Вас телепортирует на крайнюю точку локации. В центре расположено устройство, которое предстоит оборонять. Через несколько минут оно автоматически начнёт качать энергию, чем привлечёт внимание толпы ходячих мертвецов. Поэтому вы на таймере: нужно собрать побольше ресурсов и подготовиться к защите.

Пока устройство не работает, ходячие мертвецы мирно пасутся на уровне, зачастую порознь. Они практически ничего не видят, кое-как слышат шум и в дуэли не представляют реальной угрозы даже против одиночки с копьём. В прудах и зданиях бывают засады: лежащий зомби может внезапно схватить вас за ногу. Ещё реже враги собираются в небольшие группы.

Об умственных способностях и особенностях восприятия зомби судите по картинкам:

От небольших кучек зомби легко отбиться или просто убежать: они медленные и неповоротливые. Угроза напрямую зависит от уровня: Metal Gear Survive работает по принципу Action/RPG. Высокоуровневые зомби отличаются только большим уроном и живучестью. Причём, если противник превосходит вас по уровню, бесшумная атака не добьёт его: упавший враг успеет забить тревогу. Но толку от этого в бета-версии мало, потому что услышат его только товарищи, находящиеся очень близко. Более того, зомби можно отвлекать, разбрасывая специальные кристаллы, запас которых автоматически пополняется между миссиями.

И это очень кстати, ведь для создания патронов к огнестрельному оружию нужен порох, который не так просто накопить. Поэтому рано или поздно игра заставляет перейти на ближний бой. Рукопашные атаки слабы, но вам дают на выбор четыре типа холодного оружия: одноручное рубящее (например, мачете), двуручное рубящее (топор), тяжёлое (кувалда) и колющее (копьё). Любое оружие можно улучшать, а по мере прокачки героя — открывать новые навыки, связанные с тем или иным типом оружия.

Удары можно «заряжать» и составлять из них простенькую связку, а по мере прокачки появляются новые типы атак

Проблема в том, что боёвка проста, незамысловата и не очень приятна. Между тремя из четырёх типов оружия разницы почти нет, а самое полезное из них — копьё. Оно наносит мало урона, но позволяет держать дистанцию и атаковать, например, через решётчатый забор. В свою очередь, тяжёлое оружие использовать себе дороже: слишком велик риск промахнуться или не успеть нанести удар. В Survive неудобно уворачиваться, а высокоуровневые зомби наносят ощутимый урон.

Самым надёжным стрелковым оружием в бете оказался лук: стрелы можно собирать, а по мере прокачки появляются дополнительные колчаны для усиленных и огненных припасов

Так или иначе, орудовать в ближнем бою придётся много. Когда устройство добывает энергию, неподалёку активируются порталы, из которых зомби прибывают большими толпами. Миссия делится на три волны по несколько минут: в перерывах устройство перезаряжается, а у вас есть немного времени выполнить новые сайд-квесты по сбору контейнеров с ресурсами и установку оборонительных механизмов. Перед финальной волной даже появляются Walker Gear с ограниченным запасом патронов и прочности: они быстро изнашиваются от использования, поэтому строительство всё ещё актуально.

Ни оставшийся боезапас, ни уровень износа Walker Gear не отображается: ориентироваться можно только по дыму, который плохо передаёт степень повреждений. При таком количестве бесполезных цифр на экране это странновато

И здесь раскрывается (пока) единственный козырь Metal Gear Survive: строительство. Постепенно вы получаете доступ ко всё новым постройкам с разными эффектами. Есть обычные стены, есть ограждения с шипами, которые наносят урон. Есть сетки и ограда из колючей проволоки: из-за них можно стрелять во врагов. Со временем список пополняют стационарные пулемёты, автоматические турели, пандусы, устройства с лопастями и плиты-ловушки с разными типами эффектов: на нефтяной зомби поскальзывается, огненная жарит, ледяная обдаёт морозом и замедляет, а электрическая бьёт током и ненадолго парализует. Есть штуки, стреляющие в ближайших врагов фултонскими парашютами.

Зомби карабкаются на пандус, падают на плиту-ловушку, потом их подвешивает фултон-устройство, и они снова падают на ловушку. Всё это время по ним стреляет автоматическая турель, пока я ищу, куда бы пальнуть из миномёта

Удобнее всего размещать основной костяк обороны возле самого охраняемого объекта: ведь там все маршруты зомби сводятся к узким коридорам. Но есть подвох. Вокруг устройства очерчена окружность. По окончании каждой волны все ваши постройки в этой зоне уничтожаются, поэтому выгоднее строить оборону подальше.

В обороне приходится отбиваться не только от рядовых зомби. В бету попали ловкие прыгучие охотники, бронированные зомби и вот такие подрывники: взрываются при смерти или возле оборонительной постройки. Поэтому хотя бы кому-нибудь из команды нужно вовремя их убивать

Поначалу эксперименты с постройками действительно забавляют. Игра в хорошем смысле нервирует ограниченным запасом всяческих установок, патронов и времени на подготовку: оборону пытаешься выстраивать грамотно и расторопно, а с другими игроками кооперируешься.

Но уже через несколько матчей всё это наскучивает и начинает раздражать.

Игра не использует процедурную генерацию, и вы каждый раз проходите через одну и ту же рутину. Появляетесь на уровне, зажимаете кнопку R и бегаете в одни и те же места. Зажимать R нужно, чтобы герой на ходу собирал весь «мусор», который окажется под ногами: ресурсов много не бывает. Многие предметы, вроде бочек или деревьев, можно разрушить парой тычков холодным оружием — и кружить по месту обломков, собирая куски. Мусора в игре много, и копится он маленькими порциями.

При перепрохождении миссий посещение одних и тех же точек с припасами становится обязательной рутиной

За завершение миссии дают опыт и большую кучу ресурсов. После очередного задания открываешь в комнате ожидания склад — и видишь длиннющий список наименований. Большинство ресурсов уже через несколько операций копятся огромным мёртвым грузом, потому что их не успеваешь расходовать. Другие, вроде того же пороха, всегда в дефиците.

Когда собираешь чертежи построек, замечаешь неприятную закономерность. Большинство из них просто не нужно. Иногда между двумя постройками разница — две единицы одного и того же материала. Поэтому в меню оборонительных построек скапливается много того, что вы захотите взять разве что ради визуального разнообразия.

К тому же, со временем понимаешь, что всё самое полезное — дёшево. Простая решётчатая ограда требует немного железа, которое легко насобирать. Её достаточно, чтобы задержать монстров, пока вы в безопасности протыкаете их копьём. Если поставить пару ловушек перед ней, получается забавная, но чересчур эффективная и дешёвая комбинация.

Зомби поскальзывается на нефтяной ловушке, скатывается на шоковую и быстро умирает под градом ударов копьём

Впоследствии открываются более прочные конструкции, которые порой на удивление дёшевы в изготовлении. Например, вышки с лестницами. Достаточно поставить перед одной такой те же ловушки — и один из маршрутов долго можно не проверять, хватит периодической зачистки подрывников.

Маршруты монстров всегда обозначаются, поэтому серьёзных сюрпризов ждать не стоит, а максимум расходов можно приберечь на последние волны: в них монстры лезут со всех сторон. Но двух Walker Gear, которых даёт игра, вполне хватит, чтобы нивелировать угрозу.

Как только осваиваешься с механикой и находишь эффективные комбинации, даже слаженная командная работа не требуется. Настоящий вызов бросает разве что одиночная оборона при высокой сложности задания, но играть в Metal Gear Survive в одиночку неинтересно.

И в этом пока главная проблема. При соло-игре Metal Gear Survive не навевает жути, как положено игре про выживание среди зомби, а просто раздражает. Становится особенно заметно, что игра использует ресурсы из произведения совсем другого жанра. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain хорошо передавал чувство милитаристского шпионского стелса, технологичного и вдумчивого. Metal Gear Survive с тем же дизайном и в тех же декорациях пытается передать совсем другие эмоции, и не справляется.

Блёклые кристаллические зомби теряют конечности и реагируют на пули, но рассыпаются на скучные сухие осколки. Простая боевая система не передаёт ощущение удара. Склад завален излишками, но интересных комбинаций, вроде ловушек с сетками, очень мало. Наконец, вы быстро заучиваете, как надо играть — и потребность во многих вещах сразу отпадает.

Конечно, это не вердикт самой игре. Бета-версия показала лишь маленький фрагмент контента. В Metal Gear Survive обещают длинную сюжетную кампанию, а другие режимы мультиплеера могут оказаться не такими скоропортящимися (даже странно, что там нет «королевской битвы»). Но пока игра производит забавное впечатление. В ней одновременно много лишнего и мало интересного, а выглядит она одновременно дорого (за счёт ассетов The Phantom Pain) и лениво: элементы выживания не меняют ощущения от процесса и больше напоминают прикрученные модерами механики.

Сейчас Metal Gear Survive выглядит, в лучшем случае, как игра для непринуждённого убийства времени в компании друзей. То, что слова Metal Gear к ней неудачно добавлены для привлечения внимания, уже очевидно. Осталось понять, оправдает ли итоговая игра слово Survive. Пока она производит впечатление грубой поделки, в которой смешались геймплей The Phantom Pain с идеями Fortnite и просто расхожими механиками игр про выживание. Сможет ли спин-офф объединить их в увлекательную игру, которой хватит на заявленные 15-20 часов кампании, пока неясно.

Рецензии — Metal Gear Survive. Кодзима, на кого ж ты нас покинул?

Metal Gear без Кодзимы, зато с зомби. Имеет ли это вообще смысл?

Metal Gear Survive. Кодзима, на кого ж ты нас покинул?

Metal Gear Survive. Кодзима, на кого ж ты нас покинул?
Metal Gear Survive. Кодзима, на кого ж ты нас покинул?
Metal Gear Survive. Кодзима, на кого ж ты нас покинул?

Понятно, почему Metal Gear Survive сразу вызвала столько скепсиса. Кодзима-то из Konami ушёл, а серия всегда была его авторским проектом. Вдобавок сам издатель публично заявлял, что делать видеоигры — занятие рискованное в смысле финансов. Вложений много, выхлоп непредсказуем. Лучше уж игровые автоматы разрабатывать…

Забегая вперёд, сразу скажу — один из них Konami и сделали. Условный «игровой автомат» с минимальной стоимостью, долженствующий без особых затрат принести издателю прибыль. А вот так ли это плохо — уже вопрос отдельный.

Survival-то оно survival, но не хоррор, как может показаться по трейлеру. Изредка бывают скримеры с неожиданно напрыгнувшим зомби, но и только

Что творят в Konami!

С одной стороны, экономия на Metal Gear Survive видна во всём. Например, в куда более примитивной графике, чем это было в Metal Gear Solid V. Хотя казалось бы: движок тот же, готовых моделек — вагон, сделайте хотя бы на уровне. Но нет, квадратные пальцы персонажей, слабенькая детализация, общая тусклая цветовая гамма заставляют думать, что перед тобой порт мобильной игры на «большую» платформу, — они вот обычно как-то так и выглядят.


Здесь всё очень блёклое. В обоих смыслах — и персонажи безликие, и цветовая гамма тусклая


А зомби тут, напротив, весело светятся красненьким. В источник света, кстати, как раз и стоит стрелять

О режиссуре катсцен говорить не приходится, контраст между видео в Metal Gear Solid V и Metal Gear Survive такой же, как между голливудским хитом и мокбастером под него от студии Asylum. Никакой «живой» камеры, монтаж предельно рваный — чтоб игрок не успел рассмотреть, насколько всё некрасиво! А многие диалоги — просто озвученный текст возле портретика спикера. Да, как в очень старых играх серии Metal Gear.


Когда этот персонаж снимет шлем, ничего не изменится. Лицо у него столь же незапоминающееся. Поведение тоже

Связь с предыдущими играми, кстати, чисто номинальная. Формально действие происходит между событиями Ground Zeroes и The Phantom Pain, вскоре после того, как на базу Биг Босса был совершён налёт. Но дальнейшее Survival не привносит в основную сюжетную канву ровным счётом ничего — нет ничего связанного со Снейками, частными армиями или гигантской шагающей машинерией. В титрах прямо так и говорится: «псевдоисторический временной отрезок» — дескать, не относитесь к происходящему слишком серьёзно.


Впрочем, отсылок к оригинальным играм тут хватает. Техника, оружие… Не всё, но многое

Играем мы за одного из солдат с базы Биг Босса, которого можно создать самим — придумать имя, позывной, настроить внешность. В ходе нападения на базу в финале Ground Zeroes ему повезло выжить, НО ТУТ ОТКРЫЛСЯ ГИГАНТСКИЙ ПОРТАЛ В ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВСЮ БАЗУ ЗАСОСАЛО НО ВАМ ОТОРВАЛО ТОЛЬКО РУКУ ЛЮДИ ПРОВАЛИЛИСЬ ЧЁРТ ЗНАЕТ КУДА ИНФЕКЦИЯ ОТТУДА ВЫРВАЛАСЬ НА СВОБОДУ ВСЕХ ПРЕВРАЩАЕТ В ЗОМБИ НАДО ОСТАНОВИТЬ ГРУППА РАЗВЕДЧИКОВ ПРОПАЛА ПОСЫЛАЮТ ВАС КАК ПОСЛЕДНЮЮ НАДЕЖДУ.

Пересказывать всю эту чушь с параллельным миром даже как-то неловко, хотя, по большому счёту, в сеттинг Metal Gear Solid она вполне вписывается — там же есть вампиры, огненные люди и «нанороботы, сынок». Вот пусть и портал в параллельное измерение будет. Населённое, к слову, безголовыми (в прямом смысле этого слова) живыми мертвецами — «бродягами», как их тут называют.


А начинается игра с ваших похорон. Но в мире MGS далеко не всякая смерть окончательна


А вот это уже интересный персонаж. Искусственный интеллект с раздвоением личности и тягой к троллингу


В параллельный мир провалился здоровенный кусок базы Биг Босса. На основе этих обломков мы и строим свой лагерь

Главный герой и сам заражён этой загадочной зомби-инфекцией, что имеет как минусы — он рискует пополнить ряды живых мертвецов, так и плюсы — вирус даёт ему бесконечную регенерацию вплоть до отращивания утраченных конечностей. Задача — вырваться из измерения Дит, где без вести пропал отряд «Харон», к слову, уже имеющий какое-то представление о том, как совладать с инфекцией и открыть портал обратно. Так что разыскиваем выживших, собираем диски с данными, укрепляем лагерь, развиваем собственные навыки и сражаемся с ордами зомби. Да, именно так сейчас описывается последний Metal Gear.


Зато тут есть лук! А лук, как вы все знаете, — это уже половина успеха игры. Может быть, даже три четверти! По крайней мере, некоторые игровые дизайнеры в этом уверены

Выживет ли металлическая гиря?

Но здесь мне уже хочется поговорить о хорошем. Потому что с точки зрения геймплея Metal Gear Survive — это очень приличный «выживастик». Их сейчас, конечно, прорва, но не все выполнены на столь хорошем уровне. Да, это больше не военный симулятор с элементами японской придури. Теперь это прямой конкурент Don’t Starve, The Forest и Oxygen Not Included. Нашему герою нужно есть, пить, собирать ресурсы, конструировать новые виды оружия и сооружений — и, таким образом, постепенно забираться всё глубже и глубже в дебри Дита, где опасны не только бродяги.


Первые шаги по Диту. Окружение выглядит очень неуютно, как и должно быть в правильном «выживастике»

Есть тут и другие виды монстров, вплоть до зомби с суперспособностями, похожие на «черепов» из The Phantom Pain. Кроме того, часть карты покрывает «пыль» — ядовитый туман, куда нет хода без запаса кислородных баллонов. Где-то в ней прячется и загадочный «повелитель пыли», которого ещё надо придумать, как одолеть.

Что делает игровой процесс увлекательным, так это боевая механика, во многом утянутая из Metal Gear Solid V, но при этом снабжённая кучей своих фишек. Как и положено в серии, многого можно добиться, действуя скрытно. Большинство противников проще всего устранять поодиночке, не привлекая внимания остальных. Зомби-то тут, в среднем, вполне классические — опасны, если соберутся толпой. Но так как они почти слепы, а на слух ориентируются по принципу «где шум громче, туда и идём», прятаться от них одно удовольствие. Даже увлекательнее, чем в The Last of Us.


Всех этих врагов можно последовательно перерезать, а они и не почешутся. В худшем случае — напарник прикроет

А даже если что-то пошло не так и к вам устремилась орда, как в магазин на «Чёрную пятницу», в силу вступит новая для MGS механика — строительство укреплений. Если притащить на базу металлолома, древесины и прочих стройматериалов, то на верстаке можно сооружать всякие баррикады и ограды. Которые, в свою очередь, предстоит как расставлять вокруг лагеря, так и носить с собой в карманах вместе с оружием и вспомогательными девайсами на вылазки.

А там вашими лучшими друзьями станут узкие проходы. Воткнув сетчатый забор между собой и противниками, можно спокойно тыкать копьём прямо сквозь прутья решётки, не получая никакого урона, — пусть зомби грызут неожиданную преграду! Главное — не прозевать момент, когда запас прочности иссякнет, и успеть заменить баррикаду.


На первых порах сетчатые заборы будут вашими лучшими друзьями

По мере выполнения заданий и разведки вы будете узнавать всё более сложные рецепты для создания и модификации предметов. Крафтить можно буквально всё: еду, оружие, технические прибамбасы. Позволяют даже собрать аналог фултона для утаскивания добычи на базу. Игра рассчитана примерно на сто часов геймплея, причём геймплея хорошего — испытанного ещё в пятых частях Metal Gear Solid. Если вам их не хватило, то продлить удовольствие за счёт Metal Gear Survive вполне можно. Тем более что тут есть и кооператив.

Вот так выглядит совместная игра. В принципе, очень приятный бонус к одиночной кампании

Итого, Metal Gear без Кодзимы таки «не торт». Но Survive — это и не Metal Gear, знакомое название присобачили лишь для того, чтобы привлечь внимание фанатов. Нам, впрочем, кажется, что эффекта Konami добились скорее обратного — слишком уж много народа встало на сторону Хидэо, и, скорее всего, немало найдётся тех, кто просто из принципа не станет запускать эту игру. Причём если бы Кодзима остался в компании, их новый проект приняли бы куда дружелюбнее.

Вот и мы попробуем отбросить субъективное отношение к сторонам конфликта и просто скажем, что как игра в жанре «выживастика» Survive удалась. Она довольно сложная, зазеваешься, и толпа зомби сожрёт в мгновение ока, ну или персонаж загнётся от голода в самый неподходящий момент. Игра заметно затягивает: вылазки, поиск ресурсов, исследование окрестностей — всё это вызывает правильный азарт и пробуждает инстинкт добытчика, как и положено. Здесь хороший стелс и бои — что неудивительно, ведь их-то как раз уже обкатали заранее. А играть или нет, это зависит от того, не пресытились ли вы ещё этим жанром в принципе. Ну и чего греха таить — от вашего отношения к ситуации с Кодзимой и Konami.

На днях состоялся релиз Metal Gear Survive, первой игры серии Metal Gear, которую Konami выпустила без участия Хидэо Кодзимы. Но полностью стереть создателя серии даже из побочного ответвления компания всё же не смогла. Игроки обнаружили скрытые послания, слишком красноречивые, чтобы быть случайными.


В начале игры нам показывают список солдат. Если присмотреться к нему, можно заметить, что первые буквы их позывных складываются в фразу KJP Forever: «Kojima Productions навсегда».


Но этим неизвестные сотрудники Konami не ограничились. Завершают список два имени: Bastard Yota (Ублюдок Йота) и Cunning Yuji (Хитромудрый Юдзи). Похоже, это отсылки к директору игры Йоте Цуцумизаки и продюсеру Юдзи Корэкадо. При этом оба бойца помечены как дезертиры.


Хотя у Хидэо Кодзимы всё хорошо и его новый проект Death Stranding разрабатывается при поддержке Sony и с участием самых настоящих звёзд кино, его скандальное расставание с Konami не забылось. И, хотя игра получает положительные отзывы и похвальные рецензии, её продажи пока что скромны. По данным чартов Великобритании, стартовала Metal Gear Survive на шестом месте, пропустив вперёд не только Monster Hunter: World, но и EA Sports UFC 3.

В следующем месяце Konami обещает ввести в игру новый кооперативный мод, а пока что игроки могут получить редкие награды и специальные модификаторы в ежедневных миссиях. Но агрессивная монетизация Metal Gear Survive вызывает массированную критику. Неудивительно, что игроки начинают искать в игре и другие скрытые послания. Например, составляют фразу «Остановитесь», явно адресованную Konami.

Читайте также: