Medieval total war обзор

Обновлено: 04.07.2024

Серия Total War заняла уникальную нишу, умудрившись заслужить любовь как розовощеких поклонников Warcraft-стратегий, так и насупленных небритых воргеймеров. Rome наглядно доказала сомневающимся, что красота — не помеха продуманному геймплею. Мягкая покачивающаяся на ветру травка, развевающиеся флаги, топот копыт, хрип поверженного противника… Да, все это — непреходящие ценности, свойственные любой войне. Но почему же на меня регулярно накатывает ощущение, будто я играю не в продолжение, а в очередную фанатскую модификацию?

500 лет deja vu

Великое дерево прогресса перестало расти вверх, предпочтя заоблачным высотам необъятную талию баобаба. Игроки, вдоль и поперек прошедшие Rome и Barbarian Invasion, могут смело отключить виртуальных советчиков. На первый план вышли не «петровские» реформы, а потрясающий воображение масштаб происходящего. 17 играбельных рас (в мультиплеере и «быстрых битвах» — и того больше) и 450 лет живой человеческой истории — не шутки.

Скриншоты 295

Приключения начинаются на знакомой до боли карте Европы. На дворе 1080 год, за окном воют волки, по лесам рыщут разбойники… Сложность по-прежнему напрямую зависит от географических особенностей избранной вами страны. К примеру, кампании за Англию, Россию и Египет отличаются как день, ночь и заморозки. Одно дело — подчинить изолированный остров, и совсем другое — навести некое подобие порядка на «1/6 части суши». Огромные территории (дорога от Москвы до Новгорода занимает три-четыре хода), отсутствие полноценного доступа к морю, военачальники-диссиденты, пустая казна — мрачная действительность, окружавшая русских князей. А вот тем, кто решит попробовать себя на поприще фараонства, предстоит не только прибрать к рукам Северную Африку и Ближний Восток, но и сдержать натиск крестоносцев, мечтающих о Святой земле.

В Barbarian Invasion у каждого этноса была своя миссия. В Medieval 2 всех постригли под одну гребенку. 45 захваченных провинций — и точка. Временные ограничения не слишком напрягают. Без малого половина тысячелетия трансформировалась в 225 ходов, так что ветеранам хватит с лихвой. Впрочем, куда спешить? На пути к Просвещению, демократии и всемирному государству нас поджидают забавные сюрпризы — Чингисхан с вечно голодными татаро-монголами, Тимуриды (видели на скриншотах психоделических слонов с пушками? это они и есть) и… ацтеки.

Увы, широко разрекламированное открытие Америки смахивает на обрезанную демо-версию. На крошечном огрызке двух континентов уместились несколько невзрачных городков, компания полуголых язычников и несметные залежи табака, перепродаваемого в Старом Свете. Роль «конкистадора в панцире железном» довольно занятна. Непролазные тропические джунгли — не чета припорошенным снежком европейским полянкам. Да и сценарий неизбежного аддона вырисовывается с кристальной ясностью.

Гастарбайтеры и ведьмы

Из карибской жары вернемся в холодную окровавленную Европу. Тотальная война целиком подмяла под себя образ жизни. Универсальные поселения — удел беспечных римлян. В Medieval 2 губернатор вынужден выбирать между городом и замком. Мегаполис пополняет бюджет и позволяет воздвигать величественные архитектурные памятники, однако лишь за толстыми стенами, в окружении башен, казарм и вшей, закаляются дух и тело истинного витязя. Ключ к успеху — в грамотном балансе. Ополчение не требует денег на содержание (по крайней мере, до тех пор, пока вы не превысили лимит или не выгнали горе-вояк в степь), но вчерашние ремесленники, крестьяне и купеческие детишки, которым тоже приходится отдавать долг родине, никогда не сравнятся с профессиональными головорезами.

Развитие «базы» выполнено по проверенной схеме. Покупаем домик, второй, третий… Как только население достигает критической массы, совершаем «глобальный» апгрейд (расширяем кольцо стен) и продолжаем поступательное движение. Дополнительным стимулом, заставляющим игрока под завязку забивать «очередь» строительства, стали независимые гильдии. Потенциальный город Солнца может приглянуться «бизнесменам», и они устроят в нем штаб-квартиру. Оружейные мастера куют превосходные мечи, «вольные каменщики» помогают экономить на прорабах, купцы увеличивают товарооборот. Покровительствовать криминалу не менее выгодно. Раскройте объятия наемным убийцам и уличным воришкам — некоторые из них не прочь поработать на вертикаль власти. Жаждете экзотики? Заручитесь поддержкой тамплиеров или госпитальеров. Круче бойцов не сыскать.

Методика набора рекрутов существенно изменилась. Теперь за ход можно сформировать не один, а сразу два-три боеспособных отряда. Хитрость в том, что добровольцы накапливаются постепенно. Т.е. сначала полководец терпеливо ждет появления в «магазине» нужных юнитов, а при необходимости платит в кассу и получает храбрецов. Обсуждать, насколько реалистичен такой подход, я не хочу, однако практическая польза очевидна. Если в Rome и Medieval мы заранее копили силы на случай внезапного нападения, то сейчас все удобнее и не очень обременительно для кармана. Враг у ворот? Пора в военкомат. Были бы сундуки полны, а желающие пустить кровь проклятым басурманам всегда найдутся.

Имперские амбиции — отнюдь не первопричина для конфликтов. Несовпадение во взглядах на религию намного важнее. Играя за католическую страну, будьте готовы к тому, что Папа не одобрит рознь между братьями по вере. Тем, кто игнорирует рекомендации божьего наместника на земле, проблем не избежать: от визита инквизитора (аутодафе в Medieval 2 — монополия Papal States) до отлучения. Последнее чревато резким ухудшением отношений с набожными соседями, которые не преминут освободить жителей от короля-нечестивца.

Крестовые походы и миссионерская деятельность привносят немалый колорит. Хрестоматийная борьба за Иерусалим — верхушка айсберга. Безумно приятно обратить внимание понтифика на ересь, буйным цветом расцветшую у порога. Если вы с Ватиканом на дружеской ноге, попробуйте натравить армии христианского мира на погрязший в пороках Милан, Сицилию или иного личного врага. И не думайте об экономии! Воины Христа кормятся за свой счет и передвигаются в два раза быстрее обычных отрядов. Кроме того, лидер похода может за сущие копейки нанять по уши бронированных рыцарей-крестоносцев. Сложите бонусы, и вопрос «кто победит?» мигом превратится в «кто первый добежит до цели, разграбит город и наберет подарков за прилежное поведение?».

На агрессию Запада мусульмане отвечают консолидированным джихадом. Принцип действия схож, но эффект на порядок скромнее. Главное для мудрых имамов — Багдад, остальное — тлен и суета. К сожалению, это не единственная недоработка. Скажем, протолкнув на трон собственного Папу, вы не увидите специальных преимуществ. Обидно. Православные Русь и Византийская империя и вовсе оказались на галерке мировой политики. Отсутствие единого центра кое-как компенсируют «мощные» соборы, хотя засилье пришлых проповедников и еретиков, смущающих народ, удручает.

Live by the sword

Когда два войска сходятся на одной клетке, наступает долгожданный час «Х». Любуясь на аккуратно выстроенные шеренги, хочется кричать от восторга. Многотысячная рать больше не состоит из клонов. Установите максимальный размер отрядов (по ходу кампании его уже не поменять), вглядитесь в разные лица, оцените великолепную анимацию… Редкий кинобоевик покажет столь зрелищную массовку.

Коллекции оружия Medieval 2 — предмет зависти всех музеев мира. На двух DVD вольготно разместились сотни колюще-режуще-стреляющих штуковин. Копья и мечи, алебарды и пики, баллисты и требуше, пушки и ракетницы… Самое поразительное, что это богатство действительно полезно.

Учитывая огромный объем, я могу закрыть глаза на мелкие ляпы. Кто такие Druzhina или Kazaks, понятно (синоним интеллигентной Cossack Cavalry? срочно бегите за словарем!), но русские имена традиционно ужасны. Представьте, что бравых солдатушек ведет в бой капитан Zhiroslav, а в столице пьянствуют Guba the Scarred (Порванная Губа?) и Shuba Zaitsev (Заячий Тулупчик?), и серьезная игра приобретет комический «монти-пайтоновский» оттенок. Глумиться над опечатками себе дороже. То «Mikhail», то «Mixail» — с кем не бывает?

Штурм укреплений разочаровывает сильнее. Почти калька с Rome смотрится жалко и примитивно. Пустующие стены (горожане предпочитают сидеть дома и покорно ждать смерти, вместо того чтобы подсобить защитникам), лестницы, которые нельзя спихнуть вниз, хрупкие ворота, бестолковые башни — обвинительный список насчитывает не один десяток пунктов. Авторы, по-видимому, собирались как-то повлиять на бедственное положение, а потом то ли времени не хватило, то ли лень обуяла… О величии замыслов напоминают диковинные и, увы, неработающие «краны» (предполагалось, что они будут поливать незваных гостей кипящим маслом). Снабженные внутренним двориком цитадели — не панацея. Раз уж AI ничего не смыслит в обороне, не все ли равно, сколько метров гранита и земли отделяет нас от победы? Насквозь попсовый и вторичный Stronghold 2 так никто и не превзошел.

Надежды на то, что в чистом поле к компьютерным генералам вернется разум, не оправдались. Хохма, обошедшая профильные форумы, — элитные рыцари, смиренно подставляющие бока под болты арбалетов. От себя добавлю лучников-марафонцев, которые, значительно обогнав основные силы, попадают под копыта кавалеристов, ну и, конечно, самих коняшек, не подозревающих о том, что атаковать можно не только с фронта (кидаясь грудью на острия копий), но и с фланга или тыла. Когда перевес на стороне неприятеля, играть гораздо интереснее; волей-неволей приходится вспоминать о засадах, отвлекающих маневрах, морально-психологическом давлении и прочих премудростях. Ночные баталии перекочевали прямиком из Barbarian Invasion — темно, весело и долго. Мечтаете о лаврах свирепого корсара? Дохлый номер. Рандеву в море заканчивается неминуемой «автобитвой». Наши мольбы услышаны не были, зато корабли тонут не в пример чаще. В Rome обычно все ограничивалось невинно убиенными матросами.

Удобная дипломатическая система отчасти заслоняет перечисленные кошмарики. Вариантов мало, но чего-то сверхъестественного, в духе Diplomacy, и не требуется. Кстати, геополитическая обстановка и «кредитная история» соответствующим образом влияют на исход встречи. Перед заключением перемирия неплохо бы припугнуть оппонента. Блокируйте порты, осадите пару городов — заметите, насколько он станет сговорчивее.

Интриги и подковерная борьба функционируют исправно. При удачном раскладе шпионы и «гашишины» заменят толпу «спецназовцев». А наладить контакт с чересчур заносчивыми соседями помогает слабый пол. Какой нормальный принц откажется от красотки с хорошей родословной? Чем длиннее полоска «charm», тем выше шансы, что случайное знакомство перерастет в брак государственного значения. Правда, перезревшая девица может, наплевав на советы родителей, отдаться кавалеру на первом же свидании. Свадьба-то, скорее всего, состоится… да только безутешному царю-батюшке будет уже ни жарко ни холодно.

Все дороги ведут в Рим

Medieval 2 — удивительно качественный и яркий проект. Почему же в погоне за количественными показателями Creative Assembly забыла о работе над ошибками? Честное слово, я бы с удовольствием обменял ацтеков и Тимуридов на расплавленную смолу, льющуюся с крепостных стен, и рыцарей, которые в нужный момент спешиваются и подхватывают брошенный коллегами таран. Стоит убрать мелочевку вроде купцов, еретиков и т. п., и на экране возникнет старый добрый Rome с перерисованной графикой и средневековыми антуражами. Конечно, это не опускает игру до уровня Legion Arena или Takeda 2, но если у вас за плечами Shogun, Medieval и Rome (не считая кучи дополнений и модов), то избавиться от неприятного привкуса не удастся.

Для начала — маленькое предупреждение, своеобразный disclaimer (он же "отмазка"): данная рецензия НЕ предназначена для фанатов и просто любителей игры Shogun: Total War. Если вам понравился "Сегун" — бегите скорей за Medieval. Я вообще удивлен, почему вы

Medieval: Total War
Medieval: Total War

В файлах Fall Guys нашли упоминание персонажей Halo

Стартовала предварительная регистрация Lineage2M в России и СНГ

В файлах Fall Guys нашли упоминание персонажей Halo

Стартовала предварительная регистрация Lineage2M в России и СНГ

Обзор и тест ноутбука MSI GE76 Raider Dragon Edition Tiamat

Утечка: Стало известно, какие персонажи появятся в будущих обновлениях Genshin Impact

Frima Studios рассказала об особенностях интерфейса в Disciples: Liberation для PS5

Nintendo рассказала об особенностях игр с N64 для Switch

Свежий трейлер Total War: Warhammer III посвятили системе осады

Видеокарты RTX 30 предложили по официальной цене — люди ночевали в очереди

PC-версия Monster Hunter Rise не получит кроссплея со Switch

Уилл Поултер сыграет Адама Уорлока в «Стражах Галактики 3»

Riders Republic доступна бесплатно на PC в течение суток

Инсайдер рассказал о проблемах с разработкой Battlefield 2042

Doom 2 превратили в трёхмерный битемап в духе Fighting Force

Артур, Полина, Лукас, Уэйд и Ричард — подробнее о героях Call of Duty: Vanguard

Diablo II: Resurrected продолжает испытывать трудности с серверами

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Художник показал, как бы выглядел Геральт на современных консолях

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

В сети засветилась стоимость трилогии ремастеров Grand Theft Auto

Rockstar анонсировала ремастеры классической трилогии Grand Theft Auto

Художник показал, как бы выглядел Геральт на современных консолях

Поиграли в бету Battlefield 2042. Лучше пятёрки, хуже четвёрки

Косплей недели: Silent Hill, Dragon Age, Devil May Cry 4, Warcraft, Overwatch

Фанаты просят Rockstar выпустить больше ремастеров GTA с помощью мемов

Ubisoft планировала сделать главного героя Far Cry злодеем в Far Cry 2

Far Cry 6 протестировали на более чем 20 видеокартах

Call of Duty: Warzone действительно останется без Верданска

«Стражи Галактики» получили анимационный клип на песню Zero to Hero

Вышло свежее обновление PS5 — оно повышает производительность

18+ 2003-2021 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

  ОБ ИГРЕ. Medieval: Total War в особых представлениях не нуждается. Этот потрясающий проект может похвастаться стабильной и весьма обширной аудиторией почитателей. Игра представляет собой самый настоящий симулятор сражений эпохи средневековья. Число тактических схем практически неограниченно и, по большому счету, зависит только от широты нашей с вами фантазии. При этом игроку приходится принимать в расчет самые разнообразные факторы — от рельефа местности и погодных условий до морального состояния отрядов и опыта главнокомандующего. Каждый род войск мало того что отличается внешне (перепутать византийскую пехоту с английской вы не сможете при всем желании), но и в рамках одного "этноса" делится на добрый десяток разновидностей. Словом, если вы когда-нибудь мечтали бросить рыцарей-тамплиеров в атаку на сарацинскую конницу — эта игра для вас.

  ПЕРЕВОД. Единственное, что до сих пор омрачало радость от общения с этой замечательной игрой — ужасающее качество пиратских русификаций, с которыми по сей день приходилось иметь дело. Как оказалось, официальной локализации мы ждали совсем не зря. Несчастный "поп Иннокент" стал, как ему и полагается, римским Папой Иннокентием, а "принц Велик" — Великим Князем Киевским. Переводы брифингов к кампаниям оставят довольным и самого придирчивого пользователя, а отличная кириллица "а-ля готический шрифт" порадует глаз эстета.

Вкус теплого сакэ придется забыть. Утонченный шахматно-тактический симулятор Shogun отправился в историю, уступив место чумным кострам средневековой Европы и перебродившему вину из монастырских погребов. Впрочем, фанатам серии незачем волноваться понапрасну: в Medieval они почувствуют себя как дома.

Harder, Better, Faster, Stronger

Скриншоты 22

Понаблюдав пару минут за человеком, переставляющим фигурки в стратегическом режиме Medieval, можно прийти к не совсем правильному заключению о врожденной лености дизайнеров игры. Да, общая концепция сохранилась в неприкосновенности. Мы оккупируем соседние государства и провинции, возводим там всевозможные здания, открывающие доступ к новым юнитам и орудиям, мизинцем левой ноги регулируем налоги и не забываем поддерживать боеспособность домашней армии. Цель телодвижений — захват всех стран или, если вас не устраивает глобальная экспансия, обретение максимального рейтинга путем соблюдения неких ключевых условий. Татаро-монголы могут попросить захватить до определенного срока две трети стран, по территории которых проходит Великий шелковый путь. Россиянам, напротив, необходимо удерживать регион "Московия" (ведь вы именно это подразумевали под "Muscovy", дорогие разработчики?), причем состояние дел игра проверяет не постоянно, а лишь в определенные моменты времени. Не успеете отбить столицу у противника к, скажем, 1350 году — не получите бонуса. И далее в том же духе.

Экономическая модель, почти не изменившаяся со времен Shogun, вряд ли доставит удовольствие игрокам-финансистам. Чем больше доходных зданий в провинции, чем выше КПД сельского хозяйства и cборы с населения, тем быстрее в наш кошелек поступают флорины — унифицированная валюта средневекового образца. В Medieval сюда добавляется еще и прибыль от торговли. Правда, реализован импорт-экспорт на редкость топорно. Для того чтобы в ваш порт шел поток заграничных товаров, следует воткнуть во всех близлежащих морях хотя бы по одному кораблику. Обезопасили таким образом маршрут — начинайте стричь купоны. Поскольку зрелищные бои между суденышками невозможны ввиду немощности движка (см. ниже), исход незримого сражения дистиллируется в микроскопическую сводку.

Главные расходные статьи: строительство все тех же зданий, набор и содержание армии. Взвинчивая налоги, следует прикрывать внутренние тылы, — чаще подбрасывайте сырье в горнило религиозного фанатизма местных жителей и солдат, повышая тем самым их щасте и лояльность. Парочка церквей, новенький замок устрашающего вида, несколько бродячих священников — и о восстании можно забыть. На время.

Superheroes

Когда же дело доходит до боя, в игру вступает не столько статистика, сколько моральное состояние военачальников. Ключевое правило Medieval: чем выше боевой дух генерала, тем результативнее будет драться его армия. Правильная психологическая работа с личным составом помогает одерживать победы даже в заведомо неравных условиях. Впрочем, крепкая броня, мощные юниты и модифицированное оружие еще никому не мешали.

Еще хуже бывает, когда нам попадаются высокопоставленные граждане со "скелетами в шкафу". Такие персоны обычно становятся жертвами заморских шпионов, после чего наутро вся страна просыпается под новость о том, что король Эдвард III — отъявленный педофил.

Дела шпионские

Честно говоря, стратегический режим Medieval был бы гораздо скучней, не окажись тут целой обоймы методов грязной дипломатической борьбы. Эмиссары, игравшие в Shogun роли уровня "голова на блюде" или "пятый труп слева", набрали политический вес и научились методам контршпионажа. С их помощью короли и принцы подыскивают себе невест, отслеживают перемещения агентов иностранных государств, заключают пакты о ненападении и расправляются с неугодными генералами, лишая их персональных карет с мигалками. Высший пилотаж эмиссарского мастерства — многолетняя тайная подкормка вражеских армий. "Приобретенные" таким образом войска могут предать своего номинального хозяина в самый неудобный момент.

Сокращением числа V.I.P.-знаменитостей традиционно занимаются ассассины. "Мочить" здесь принято всех и вся. Уровень сложности предприятия зависит от ранга жертвы и умений самого ассассина (которые, заметим, растут по мере увеличения числа жмуриков), поэтому мы настоятельно рекомендуем сначала потренироваться на приходских священниках и лишь затем отправляться в поход за головой наследного принца Англии.

Особая роль в средневековой Европе отведена принцессам, работающим в качестве своеобразных "голубей мира". Нет ничего лучше, чем скрепить мирный договор с соседом удачным бракосочетанием! Радость, естественно, возникает не на пустом месте — в случае гибели всех мужчин среди "новых родственников" отец невесты может смело претендовать на как минимум половину принадлежавших им земель. Мусульманским государствам, впрочем, подобная перспектива не светит, — у шейхов принцессы не рождаются в принципе.

Но самый подлый инструмент власти в Medieval — религия. Страдают от нее в основном католические монархи, поскольку Римский Папа, окруженный дорогостоящими швейцарскими гвардейцами, то и дело начинает вмешиваться в дела и нагло тыкать пальцем. Если, играя за короля Франции, вы ввязались в конфликт с какой-нибудь Испанией, ожидайте приказа из Ватикана с требованием прекратить заварушку. Первое неповиновение карается торговой блокадой и временным отлучением от лона церкви. Второе и последующие, — объявлением крестового похода на ваши драгоценные земли. Помимо кнута, у понтифика есть и пряник: регулярно "усмиряя" православных, язычников и мусульман, исполнительный монарх имеет все шансы получить щедрый безвозмездный транш. Только не пытайтесь уничтожить Ватикан. Даже если вы сумеете растоптать это жалкое государство на Аппенинском полуострове, оно будет постоянно возникать на новом месте, демонстрируя кошачью живучесть и жажду мести.

Священники и епископы, активно подрывающие религиозный уклад других стран — всего лишь вершина айсберга. Настоящая религиозная сила Medieval — инквизиторы. Отправьте такого "спецназовца в шляпе" к противникам-единоверцам, и вскоре к вам придет письмо следующего содержания: "Дорогой имярек! Побывал я в городе N. Узрел я мракъ полный, демонизм и сплошную ересь. Принял меры. P.S. Убито 2400 человек". Инквизиторам высоких рангов под силу не только выкашивать целые провинции, но и заодно "проверять на благонадежность" неугодных персон (особенно тех, у кого слабо развита Piety). Есть сведения, что при должном везении можно безнаказанно ухлопать вражеского короля! Правда, если мишень остается в живых, ее набожность автоматически увеличивается на единицу, поэтому иногда бывает полезно устроить "тесты" и для сограждан (только не забудьте сохраниться!). В остальных случаях всегда держите "инспекторов" за пределами страны и науськивайте киллеров-экспертов на аналогичных гостей из-за рубежа. Непонятно, правда, одно: с каких пор католические служки получили право разжигать костры на территории Руси? Неужели авторы столь варварским методом решили упрочить игровой баланс?

О русской тематике

Жить, в принципе, можно. Сотрудники Creative Assembly, хвала небесам, знакомы с первоначальной способностью юнита "боярин" (поверьте, так называли не только жирных бородатых мужиков, перманентно бунтующих против царя и пьющих все, что горит!), более-менее представляют себе звания в средневековой Руси, но, увы, не в состоянии составить перечень русских имен и фамилий. В итоге стараниями функции RND() на свет то и дело выползают уникальнейшие личности: Чёрт Кузьмич, Курица Василиевич, Кисель Иесифович, Миксаил Жирославов, Шуба Никитин и даже, простите, Козел Иванович. Даже непонятно, смеяться или плакать. Желающие могут заглянуть в каталог Loc, открыть текстовым редактором файл names.txt и остановить безобразие. Мы же приступим к.

. битвам

Режимы "Historical Battles" и "Historical Campaign" ввиду своей общей несерьезности претендуют максимум на роль фантазии-вариации и никоим образом не должны восприниматься как действительные отсылки к истории. Впрочем, прохождение кампании времен Столетней войны или участие в битве на Калке — достаточно веселое занятие. Огорчает отсутствие таблицы рекордов. Мы ругались по этому поводу еще в рецензии на Shogun: Mongol Invasion, выругаемся и здесь. Пора, пора, дорогие разработчики, глянуть хотя бы мельком на Civilization и стащить оттуда красивую, обстоятельную итоговую табличку! Ведь вы же хотите, чтобы Medieval как можно дольше оставался на наших жестких дисках? Ну так сделайте!

А вот за процессом взятия и обороны цитаделей, по всей видимости, придется наблюдать сквозь окна Stronghold: Crusaders. То, что предлагает нам Medieval, по уровню символичности легко затыкает за пояс детскую игру в "солдатики". Лето. Ясное небо. Близ мышиного цвета замка стоит наша доблестная армия. Защитники тем временем неторопливо прогуливаются меж трех с половиной построек инсайд и отчаянно размышляют, надо ли открывать входную дверь. Рвы с кольями, тараны, горячая смола, лучники на стенах и подъемные мосты остались в школьных учебниках истории. О том, что мы находимся в средневековье, напоминают лишь изрыгающие ядра башни. Шелестят спрайтовые дубравы, колосится спрайтовая пшеница, с ноги на ногу переминается спрайтовая кавалерия. Стоящая неподалеку пушка выплевывает одну маленькую черную точку и похабного вида облачко. Это — дым. Он мог бы выглядеть значительно лучше, догадайся разработчики прикрутить к игре 32-битный цвет, но что-то, видимо, не заладилось. Превозмогая зевоту, публика наблюдает, как накапливаются повреждения башен и ворот. 65%. 82%. 97%. Наконец, решетка эффектно скрывается в пыли, оставляя после себя аккуратный квадратный проем. Что примечательно, можно обойтись и без осадных орудий, просто измордовав прутья мечами. Гмда, новаторское решение!

Пушки переключают внимание на стены, а в это время армия устремляется в образовавшееся техническое отверстие. Враги на пару с игроками вяло топчутся в ожидании чего-то захватывающего. Зрелищность — на абсолютном нуле. Ну почему, почему Creative Assembly поторопилась и слепила боевую часть Medieval на заведомо неподходящем движке?! Полководец еще раз зевает, открывает свежую газету, ставит на плиту чайник, ищет заварку. Мается, болезный, изо всех сил.

High Fidelity

Работы — непочатый край. Написать с нуля графическое ядро. Поставить на ноги концепцию осад. Причесать интерфейс стратегической карты. Довести одноклеточную экономическую модель до уровня блестящей дипломатической. Вот тогда из хорошей игры получится шедевр.

Безупречна лишь музыка. Это концентрированный экстаз битвы, выраженный в мощных ударных, богатом звуке экзотических инструментов и роскошном хоровом пении. Это печальный голос гитары, задающий настроение на стратегической карте. Это еще одна премия BAFTA для композитора Джеффа Ван Дика. Таким в Medieval должно быть всё.

Читайте также: