Настольная игра рынок обзор

Обновлено: 07.07.2024

Игра очень понравилась тем, что не похожа на Монополию, Миллионера и тому подобные бизнес-игры. Первый раз играть было достаточно сложно, так как принцип покупок был непонятен) Но в процессе самой игры начинаешь во всем разбираться, понимать, какие компании выгодно покупать и как застраховать себя от банкротства. На мой взгляд, "Рынок" - достаточно увлекательная игра. Приятный вечер с ней гарантирован.

Качество карт: плотный картон с цветными яркими иллюстрациями, печать без смазов - четкая; качество игровых денег: плотная бумага с цветной, четкой печатью без смазов; игровое поле: картон плотный, печать цветная, красочная, четкая без смазов. Так же в наборе: правила игры, кубики и фишки - все безупречного качества. Фото ниже прилогаю.

Интересная экономическая игра ,на мой взгляд уступает "Монополии",но как альтернатива , тем более за такие деньги игра очень хороша. Качество игры среднее, в основном, претензии к картону,не долговечный. Цвета яркие печать хорошая четкая.

Очень люблю экономические игры. Увидев игру "Рынок", я не смогла устоять и пройти мимо. Думала, что будет обычная игра, как и многие другие. Но она превзошла все мои ожидания, долго разбираться не пришлось, т.к. уже со многими понятиями, вроде девидендов и акций, я была уже знакома. 12-летней сестре игра тоже пришлась по вкусу, она быстро разобралась в чем дело, теперь каждый день играем в инру "Рынок". Намного интереснее играть, когда 3 или 4 человека. Очень развивает мышление и повышается уровень экономических знаний.


Изучив недавно опубликованные правила игры Рынок, один из читателей, скрывающийся под ником Oldman, прислал мне свой отзыв об этой настолке. Отзыв этот очень хороший и, хотя, я не совсем согласен с изложенными в нём выводами, в целом всё написано верно. Как-нибудь я обязательно напишу о своих впечатлениях от Рынка, а сейчас настоятельно рекомендую ознакомиться с этим отзывом. Благо написан он очень увлекательно.

Совы они не те, кем кажутся. (С)

Глава 1. Купились.

В ключе недавней полемики захотелось опробовать игру «Рынок». Игра была найдена и приобретена. Стоимость данного продукта составила 297 рублей. Коробка в принципе выглядела симпатично до момента вскрытия. Я с некоторого времени привык к евроиграм устроенным по принципу купи-и-выдави, данная игра предлагает вам ощутить чувство ностальгии и представляет собой олицетворение старого доброго купи-и-вырежи. Причем вырезать придется всего около 70% компонентов, а остальные …. Все равно придется вырезать, т.к. хоть они и имеют перфорацию для…, нет, не выдавливания, а разрывания, их категорически рекомендуется вырезать, для того чтобы не испортить сами компоненты.




Нет нужды описывать качество материалов. Старый добрый картон упаковочный, «круглые» пластиковые кубики с кривыми точками, фишки игроков с остатками пластика после отливок (кажется, такая штука облой называется) и деньги, напечатанные на газетной бумаге сложенной вдвое. Дизайн поля и компонентов представляет собой пестроту рисованного и фото арта (как меня это бесит), хотя к слову дизайн упаковки и денег (этакие аутентичные евры) мне понравились.


Глава 2. Война клоническая грядет. (С)

Ну да ладно, что мы все про качество да рисунки. Удивить то нас собирались движком, а не фантиками. Что я могу сказать про игру….. те же яйца тока в профиль. Это монополия. Да, переработанная. Да, с меньшей привязанностью процесса созидания капитала к кубику, я хочу заметить просто меньшей, а не как заявлял представитель: «очень мало зависимости от броска кубиков». Зависит господа и многое зависит. Просто поле разбавлено секторами «сделка», которые дают вам некоторую возможность выбора и это в принципе в плюс игре.

Уши монопольского рандома растут в тех же «неожиданностях бизнеса» ну да бог с ними они имеют место быть. Но консалтинг меня добил, это те же «неожиданности» только у них есть акционеры. Консультации консалтинговой конторы ничего не дают вашему бизнесу, вы просто платите, деньги за фразу на карточке, а ведь мы не забыли, что у игры образовательные порывы. Чему мы учимся? Правильно: Консалтинговые услуги, например, не направлены на увеличение эффективности вашего бизнеса и на уменьшение издержек, консалтинг – это фуфло за которое отдают бабло.

Данное учебное пособие так же может вас научить тому, что налоги платят тока неудачники. Попал на клетку налоговая – плати налоги, а не попал – бегай, пока не поймают. Та же история с антимонопольным комитетом – если попадешься, раскулачат, а попасться можешь тока волей случая.

Играли мы в этот продукт 2 раза, более не будем. Нет поклонников монополии. Конечно, мне понравилась конкретная цель для победы в данной игре. Мне понравилась некая свобода в выборе действий. Но я отыграл в монополию очень давно и могу рекомендовать эту игру только монопольщикам, как вариант более быстрый и интересный, нежели сама оригинальная монополия.


Глава 3. Чисто поржать или если я увижу это в де-люкс версии, я умру от разрыва «смеха».


Глава 4. Поучайте лучше ваших паучат. (С)

Теперь про навыки честного бизнеса и воспитания честного человека по средствам игры «Рынок». Интересно, а как авторами, извините за каламбур, авторское право расценивается и права на фирменные наименования и знаки? Конечно, думаю, что СаратовИнформ и СГСЭУ, там красуются в законном порядке, но по поводу остальных сомневаюсь, т.к. никаких указаний на это не нашел.

Кто автор фотографий? Я крутил и вертел и правила и коробку. Но нашел только художника Елену Лушечкину. Вполне возможно – это ее фото, но она не может быть автором гравюр, с изображением чудес света, использованных для фона игровых денег (баалин а ведь их дизайн мне так понравился). Наверное, как у Остапа Бендера, Мартин Хемскерк и Йоган Фишер еще в 16 веке знали, что в наше время для игры рынок понадобятся иллюстрации, и чтобы не мучался художник «ЮНСИ» сделали наброски своих…. э извините игровых гравюр. А еще на игровых карточках бытовая и оргтехника, автомобили корейского производства, парфюмерия и все это как я понимаю плод творчества коллектива «ЮНСИ» т.к. эти люди учат нас честному и законному бизнесу и нанести вред чужому авторскому праву ну никак не могли. Взгляните в их глаза…..


В данном тексте использованы фрагменты чужого фото и рисованного арта, а так же оригинальный авторский текст. Авторские права на данные вещи принадлежат их авторам. Кто они я не знаю, а в ключе выше сказанного мне, наверное, все равно.

Знакомьтесь - отечественная игра "Рынок"

Тем не менее, чтобы дать возможность читателям оценить эту игру самостоятельно, предлагаю ознакомиться с правилами игры Рынок, а также с её полем.

НАСТОЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 2-4 ИГРОКОВ С 9 ЛЕТ
РЫНОК

Приглашаем вас в увлекательный и захватывающий мир бизнеса игры "РЫНОК"!
В этой игре вам предоставляется возможность испытать себя в роли бизнесмена в самых разных сферах бизнеса и многому научиться. В игре вы сами создаете рыночную среду, в которой ведете свой бизнес. Вы самостоятельно определяете цены покупки и продажи, ведёте деловые переговоры и совершаете сделки.

КОМПЛЕКТ ИГРЫ:

  • 1 коробка с лотком;
  • 1 игровое поле;
  • 1 комплект игровых денег;
  • 12 карт "Предприятие";
  • 36 карт "Лицензия";
  • 12 карт "Материалы";
  • 12 карт "Оборудование";
  • 12 карт "Персонал";
  • 16 карт "Кредит";
  • 12 карт "Вексель";
  • 12 карт "Страховое свидетельство";
  • 20 карт "Консультация";
  • 20 карт "Неожиданности бизнеса";
  • 72 маркера четырех цветов;
  • 4 игральные фишки;
  • 2 шестигранных кубика;
  • правила игры.

Перед первой игрой, пожалуйста, отделите детали игры от картонных листов. Перед началом игры игроки договариваются, до какого количества Предприятий, введённых в эксплуатацию одним из них, продолжается игра. Начинающим игрокам рекомендуется заканчивать игру при вводе в эксплуатацию одним из них трех Предприятий.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ:

  1. Игровое поле кладут на середину стола.
  2. Каждый игрок выбирает себе игральную фишку и ставит её на участок "Старт" игрового поля.
  3. Выбирают Банкира. Он выполняет в игре следующие функции:
    1. Выплачивает игрокам и получает от них деньги;
    2. Выдает игрокам карты из Банка и принимает их обратно;
    3. Производит размен денежных купюр;
    4. Проводит аукцион по продаже Акций или Земельных участков;
    5. Производит подсчет результатов игры.
    6. Банкир одновременно может быть игроком. Тогда свои деньги и карты он должен держать отдельно от Банка.
    1. стартовый капитал в сумме 300 000 юнсов;
    2. по 3 карты Вексель и 18 маркеров одного цвета с фишкой игрока.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ:

    • Пока Акции и Земельные участки не выкуплены игроками, они принадлежаn Банку.
    • Обмен Акциями, Земельными участками и картами между игроками не разрешается.
    • Игрокам не разрешается продавать друг другу имеющиеся у них карты.
    • Ход игрока начинается с броска кубиков и заканчивается после завершения всех действий, связанных с этим ходом.
    • Если игрок берёт кредит или покупает Страховые свидетельства, то ход начинается с этих действий.
    • Если игроку должны заплатить деньги, он должен их потребовать до конца хода, в котором эти выплаты наступили. Иначе он теряет право требовать эти деньги.

    ШТРАФЫ С ИГРОКОВ

    Игроки платят штрафы в Банк в сумме 20 000 юнсов в следующих случаях:

    1. Игрок во время своего хода поставил свою фишку на участок, не соответствующий выпавшим очкам.
    2. Игрок сделал ход чужой фишкой.
    3. Игрок нарушил очередность ходов.

    МАРКЕРЫ

    ХОД ИГРЫ

    Игроки бросают кубики. Выбросивший наибольшее число очков получаст право сделать первый ход. Он снова бросает кубики и делает ход. передвигая свою фишку с участка "Старт" по участкам игрового поля в направлении, указанном стрелкой. Следующий ход делает игрок, сидящий слева от него, итак далее почасовой стрелке.

    УЧАСТКИ ПОЛЯ

    Игроки в соответсвии с выпавшими на кубиках очками передвигают свои фишки по участкам замкнутого игрового пути. Он разделен на 2 круга: внешний и внутренний. Переход фишки с одного круга на другой осуществляется в направлении стрелок на участке Налоговая инспекция. На одном участке игрового поля могут одновременно находиться фишки нескольких игроков.

    СДЕЛКА
    Если игрок остановился на участке "Сделка", он имеет право совершить одну из следующих сделок:

    • купить 1 Акцию;
    • продать 1 Акцию;
    • купить 1 карту "Лицензия";
    • купить 1 из карт: Материалы. Оборудование или Персонал;
    • подать 1 Земельный участок;
    • не совершать никаких действий.

    АКЦИОНЕРНЫЕ КОМПАНИИ и их ДОХОДЫ

    На игровом поле находятся 8 акционерных компаний:

    1. Фондовая биржа
    2. Кадровое агентство.
    3. Торговая компания
    4. Банк.
    5. Страховая компания
    6. Консалтинговая компания.
    7. Школа бизнеса
    8. Риэлтерская компания.

    На участке каждой Компании указана цена одной её Акции. Это номинальная цена Акции. Всего у одной Компании 3 Акции.

    Покупка Акции. Игрок объявляет. Акцию какой Компании он хочет купить, и, если на участке этой Компании нет маркеров или лежит только один или два маркера, он покупает одну Акцию этой Компании по номинальной цене. Игрок платит за неё деньги в Банк. Банкир выплачивает 20% комиссионных от этой суммы акционерам Фондовой биржи. Игрок кладет на участок этой Компании свой маркер.

    Доходы Компании

    Доход каждой Компании, кроме Страховой. Банкир делит поровну между выкупленными Акциями Компании и выплачивает владельцам этих Акций. Если у Компании нет акционеров, доход поступает в Банк. Доход Страховой компании кладут под игровое поле, под участок этой Компании. Эти деньги Банкир выплачивает акционерам Страховой компании после окончания игры.

    Варианты распределения дохода Компании между акционерами

    ФОНДОВАЯ БИРЖА
    Если игрок остановился на участке "Фондовая биржа", он может купить 1 невыкупленную Акцию любой Компании или продать любую из своих Акций. Акционеры Фондовой биржи получают 20% комиссионных от суммы каждой сделки по продаже Акций.

    ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ
    Если игрок остановился на участке "Торговая компания", он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании, или 1 карту Материалы, или 1 карту Оборудование, или продать 1 свою Акцию этой Компании. Акционеры Торговой компании получают комиссионные от продажи карт Материалы и Оборудование.

    КАДРОВОЕ АГЕНТСТВО
    Пели игрок остановился на участке "Кадровое агентство", он может купить I невыкупленную Акцию этой Компании или 1 карту Персонал, или продать 1 свою Акцию этой Компании. Акционеры кадрового агентства получают комиссионные от продажи карт Персонал.

    БАНК
    Если игрок остановился на участке "Банк", он может купить 1 невыкупленную Акцию Банка и взять 1 кредит под наименьший процент из имеющихся в Банке карт Кредит, или продать 1 свою акцию Банка. Каждый раз. когда игрок проходит через участок Банк или останавливается на нем, он выплачивает акционерам Банка проценты по взятым им кредитам.

    Банкир выдаст игроку кредит 100 000 юнеов и карту Кредит с соответствующим процентом. Эту карту игрок кладёт перед собой на столе.

    СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ и НЕОЖИДАННОСТИ БИЗНЕСА
    Если игрок остановился на участке Страховая компания, он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании или продать 1 свою Акцию этой Компании. Если игрок остановился на одном из участков Неожиданности бизнеса, он берёт верхнюю карту из стопки карт Неожиданности бизнеса и вслух читает текст на обратной стороне.

    Чтобы избежать убытков, в свой ход, до броска кубиков, можно купить Страховые свидетельства по цене 20 000 юнсов. Эти деньги Банкир кладет под игровое иоле, под участок Страховой компании и выдаст игроку Страховые свидетельства. Игрок не может одновременно иметь более трёх Страховых свидетельств.

    Каждое Страховое свидетельство компенсирует убытки до 100 000 юнсов включительно.

    Если не хватает Страховых свидетельств, чтобы полностью компенсировать убыток, игрок вносит недостающую сумму в Банк деньгами.

    Деньги, находящиеся под игровым полем, выплачиваются акционерам Страховой компании поелсокоичания игры.

    ШКОЛА БИЗНЕСА
    Если игрок остановился на участке Школа бизнеса и является её акционером, он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании или продать I свою Акцию этой Компании.

    Если игрок остановился на участке Школа бизнеса и не является её акционером, он должен заплатить акционерам этой Компании за обучение 50 000 юнсов. После оплаты он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании.

    КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ и КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Если игрок остановился на участке Консалтинговая компания и является её акционером, он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании или продать 1 свою Акцию этой Компании. Если игрок остановился на участке Консалтинговая компания и не является её акционером, он должен заплатить акционерам этой Компании за маркетинговые исследования 70 000 юнсов. После оплаты он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании.

    Остановившись на одном из участков Консультация, игрок берёт верхнюю карту из стопки карт Консультация и вслух читает текст на обратной стороне. Сумму, указанную на этой карте, он платит акционерам Консалтинговой компании. Карту кладут под нижнюю карту стопки.

    РИЭЛТЕРСКАЯ КОМПАНИЯ
    Если игрок остановился на участке Риэлтерская компания, он может купить 1 невыкупленную Акцию этой Компании или любой невыкупленный Земельный участок по номинальной цене, указанной на нём, или продать 1 свой Земельный участок, или 1 свою Акцию этой Компании. Акционеры Риэлтерской компании получают 20% комиссионных от суммы каждой сделки по продаже Земельных участков.

    АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
    Если игрок остановился на участке Антимонопольный комитет и в каждой Компании, акционером которой он является, у него не более одной Акции, ход переходит к следующему игроку. Игрок, владеющий двумя или тремя Акциями одной Компании, является монополистом. В этом случае, остановившись на одном из участков Антимонопольный комитет, он обязан продать:

    • 1 Акцию, если у него 2 Акции одной Компании;
    • 2 Акции, если у него 3 Акции одной Компании.

    Если игрок монополист в нескольких Компаниях, он обязан продать Акции одной из них по своему выбору. Он выставляет их на аукцион по номинальной цене, и сам участвовать в нём не имеет права. Если Акции на аукционе никто не купит, их покупает Банк по номинальной цене.

    Покупка Земельных участков
    Если игрок остановился на свободном Земельном участке, он может купить его по номинальной цене, указанной на нём. Игрок платит деньги в Банк. После этого Банкир выплачивает 20% комиссионных от этой суммы акционерам Риэлтерской компании. Игрок кладёт на этот Участок свой маркер.

    Если игрок отказался от покупки Земельного участка. Банкир проводи! аукцион по его продаже.

    Сразу после покупки Земельного участка Банкир выдаёт игроку 1 карту Предприятие с номером этого Участка.

    ВНИМАНИЕ! Владелец Земельного участка, на котором остановился другой игрок, получает право немедленно совершить одну из сделок, которые можно совершить при попадании на участок Сделка.

    Продажа Земельных участков
    Игрок объявляет, какой свой Земельный участок он продаст, и снимает с него свой маркер. Если на карте Предприятие с номером этого Участка уже лежат любые карты, он должен сдать их в Банк. Денег за них он не получает.

    Банкир проводит аукцион по продаже этого Земельного участка. Начальной ценой продаваемого Земельного участка всегда является его номинальная цена. Игроки предлагают свои цены, по которым они готовы купить этот Участок. Покупателем становится игрок, предложивший за него наибольшую цену. Он платит за него в Банк всю сумму. Банкир выплачивает владельцу этого Участка 80% от этой суммы, а 20% комиссионных-акционерам Риэлтерской компании. После этого покупатель кладёт свой маркер на этот Земельный участок.

    Если на аукционе никто из игроков Участок не купит, его покупает Банк по номинальной цене. Банкир выплачивает владельцу Участка 80% от этой суммы, а 20% комиссионных -акционерам Риэлтерской компании.

    Если Земельный участок, от покупки которого отказался остановившийся на нём игрок, на аукционе никто не купит, то этот игрок должен заплатить 20% комиссионных от номинальной цены этого Участка акционерам Риэлтерской компании.

    Если игрок продал Земельный участок, он должен отдать новому владельцу карту Предприятие с номером этого Участка.

    ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
    Если игрок имеет в собственности Земельный участок, он может ввести в эксплуатацию Предприятие по производству продукции, указанной в Таблице цен на игровом поле. Для этого он должен заполнить участки карты Предприятие картами Лицензия, Материалы, Оборудование. Персонал. На одной карте Предприятие можно ввести в эксплуатацию последовательно одно за другим любое количество Предириятий.

    Когда все 4 участка карты Предприятие будут закрыты, Предприятие становится введенным в эксплуатацию. Банкир платит игроку за продукцию его Предприятия по цене, указанной в Таблице цен на игровом поле. К этой сумме Банкир прибавляет половину цены Земельного участка, на котором игрок вводил в эксплуатацию это Предприятие.

    После этого игрок снимает все 4 карты с карты Предприятие. Карту Лицензия он кладет перед собой на столе. Она означает, что у игрока есть 1 введенное в эксплуатацию Предприятие. Остальные 3 карты он отдает в Банк.

    Во время ввода Предприятия в эксплуатацию, каргу Предприятие нельзя менять на другую, то есть нельзя снимать с неё и переносить на карту Предприятие с другим номером карты Лицензия, Материалы, Оборудование. Персонал.

    Покупка карт ЛИЦЕНЗИЯ, МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ПЕРСОНАЛ
    Для ввода в эксплуатацию Предприятия в первую очередь игрок покупает в Банке за 5 000 юнсов карту "Лицензия" и кладет ее на соответствующий участок карты Предприятие.

    Игрок может купить одну из этих карт по номинальной цене в следующих случаях:

    1. Если у Компании, в которой он покупает карту, нет акционеров.
    2. Если он владелец трёх или двух Акций или единственной выкупленной Акции Компании, в которой он покупает карту.

    В этих случаях он платит деньги в Банк, и Банкир выдаёт ему карту.

    В других случаях игрок сообщает акционерам, какую именно карту он намерен купить. Каждый акционер Компании может назвать сумму комиссионных, которую он хочет получить от него. Тогда цена покупаемой карты будет складываться из номинальной цены и комиссионных акционеров.

    Если игрок согласен с суммой комиссионных, он платит в Банк номинальную цену, а комиссионные платит каждому акционеру этой Компании согласно его запросу. После этого Банкир выдает ему карту.

    Покупатель может отказаться от покупки карты или предложить каждому акционеру снизить сумму комиссионных. Если акционеры отказываются снизить комиссионные или после снижения комиссионных их сумма Покупателя не устраивает. Покупатель может отказаться от покупки. В случае отказа Покупателя от покупки карты, каждый акционер платит штраф в Банк в размере последней запрашиваемой им сумме комиссионных, а игрок теряет этот ход.

    НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
    Каждый раз, когда игрок останавливается на участке Налоговая инспекция, или проходит через него в направлении красной стрелки, он платит в Банк налог в размере 10% от номинальной цены Акций и Земельных участков, находящихся в его собственности на момент оплаты налога.

    ДОХОД ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ
    Каждый раз. когда игрок останавливается или проходит через участок "Доход от Предприятия". Банкир выплачивает ему 40 000 юнсов за Доход от Предприятия каждое его Предприятие, введенное в эксплуатацию.

    ДИВИДЕНДЫ
    Каждый раз. когда игрок останавливается или проходит через участок Дивиденды. Банкир выплачивает ему на каждую имеющуюся у него Акцию 10 000 юнсов.

    ВЕКСЕЛЯ и получение займов
    Деньги у других игроков можно занимать под вексель в любое время. Для этого надо договориться с игроком, который согласен дать заём, о сумме, проценте и сроке возврата займа. После этого заемщик отдаёт заимодавцу вексель своего цвета, а взамен получает деньги.

    Заимодавец обязан объявить об окончании срока займа и потребовать возврата долга.

    Каждый игрок в любое время может сам предложить другим игрокам заем под вексель.

    ФИНАНСОВАЯ НЕОБЕСПЕЧЕННОСТЬ и БАНКРОТСТВО
    Если у игрока возникают платежи, на оплату которых у него не хватает наличных денег, у него наступает ФИНАНСОВАЯ НЕОБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

    Банковский кредит при финансовой необеспеченности брать нельзя. Однако можно взять заём под вексель у игроков, или же продать на недостающую сумму свои Акции или Земельные участки. Если денег всё равно не хватит, игрок объявляется БАНКРОТОМ, отдаёт все свои карты в Банк и выходит из игры.

    КОНЕЦ ИГРЫ и Победитель
    Игра заканчивается, как только один из игроков введет в эксплуатацию то количество Предприятий, о котором игроки договорились перед началом игры. Банкир выплачивает ему премию в сумме 200 000 юнсов. Затем Банкир выплачивает акционерам Страховой компании деньги, находящиеся под игровым полем.

    Игроки погашают кредиты, векселя, проценты по ним. Если у игрока не хватает денег, чтобы расплатиться, он должен на недостающую сумму сдать по номинальной цене свои Акции и Земельные участки в Банк и расплатиться по долгам.

    После этого Банкир подсчитывает сумму капитала каждого игрока. Капитал состоит из наличных денег, а также Акций и Земельных участков, учитываемых по номинальной цене. Введенные в эксплуатацию Предприятия, а также карты Лицензия. Материалы.

    Оборудование. Персонал, Страховые свидетельства в сумму капитала не входят.

    Бизнес настольных игр имеет много общего с бизнесами книг и игрушек. Аналитики часто ставят «настолки» рядом с пазлами, поскольку методики их изготовления и продажи схожи. Сейчас идет процесс выделения сегмента настольных игр в отдельный рынок.

    Объем мирового рынка настольных игр достиг $9,6 млрд, подсчитали в 2016 году в исследовательском агентстве Euromonitor International. По оценкам аналитиков этой компании, отрасль растет на 5,3% ежегодно. Ключевые регионы потребления настольных игр – Германия, Франция и США. Российский рынок в 2010 году оценивался в 7,2 млрд рублей. К 2017 году этот показатель достиг 11 млрд рублей, и спрос продолжает расти.

    Компании, продающие настольные игры, считают возрастную группу 25-35 лет ключевой: бездетные россияне этого возраста играют сами, те, у кого есть дети, играют с детьми. Кроме того, после выпуска из университета в жизни молодых людей возникает большой недостаток общения, который не могут полноценно компенсировать социальные сети. Поэтому настольные игры приобретают большую востребованность.

    Культура потребления настольных игр в Европе и США остается наиболее развитой. Почти в каждом доме в Германии можно найти целую полку с играми. Потратить 100-200 евро в месяц на игры для европейца – это норма. В России же далеко не каждый знает, что такое настольные игры, кроме, пожалуй, Монополии. Средний чек у нас держится на уровне 1500 рублей, а любители игр совершают покупку в среднем раз в два месяца.

    Как развивался рынок настольных игр в России

    Десять лет назад рынок настольных игр был в зачаточном состоянии. Была узкая прослойка людей, так называемые «гики», которые привозили игры из-за рубежа. Первые магазины продавали сложные игры с замысловатыми правилами и многочасовыми партиями. В 2008 году ситуацию изменила компания «Мосигра», которая задалась целью превратить настольные игры в популярный вид досуга и сделала ставку на массовый сегмент – семьи и студенты.

    Ключевым инструментом развития бизнеса настольных игр стали BTL-акции, известные как игротеки – это бесплатные мероприятия, где опытный аниматор обучает игре и куда можно прийти с друзьями, чтобы попробовать новинки или поиграть в любимые игры. Игротеки устаиваются в привычной для аудитории среде – на музыкальных и спортивных фестивалях, городских мероприятиях, в вузах, в парках и т. д.

    Расцвету настольных игр в России помогли регулярные финансовые кризисы. Сложная экономическая обстановка способствует увеличению продаж: люди начинают сокращать расходы на развлечения, меньше ходят в кино и боулинг, отдавая предпочтение домашним развлечениям. Настольные игры оказываются дешевой альтернативой ресторану или пейнтболу. Продавцы быстро поняли, что можно не только продавать чужие игры, но и производить свои – по лицензиям или собственные разработки.

    Крупные игроки стали издательствами. Появились «Магеллан», «Стиль жизни», «Гага». Производить игры в России оказалось выгоднее, чем везти компоненты из-за рубежа, например, из Китая. Когда грянул кризис 2014 года, в выигрыше оказались те, у кого производство располагалось в России. Это позволило российским играм выиграть в конкурентной борьбе у западных игр, цены на которые подскочили, а розничным сетям – увеличить процент присутствия СТМ на полках.

    Рынок в России сегодня

    Крупнейшая специализированная розничная сеть в России и в Европе — Мосигра. Она насчитывает 73 магазина в 34 городах России и СНГ с совокупным годовым оборотом 500-600 млн рублей в год, то есть 7-8% рынка. Доля крупнейшего отечественного издателя — компании «Мир хобби» — 10% рынка. Кроме того, на рынке есть издательства «Магеллан», «Стиль жизни», «Космодром», «Звезда» и розничные компании «Игровед» и «Гага».

    В целом на специализированные магазины настольных игр приходится 20% рынка. Остальную часть «настолок» продают гипермаркеты, магазины детских товаров, книжные магазины и т. д. Крупнейшие иностранные издатели в России — «Hasbro» и «Mattel».

    Появление новых игроков на рынке все еще возможно, однако в 2018 году более вероятным вариантом развития событий видится укрупнение путем объединения нескольких игроков. Десять лет назад можно было легко «подняться» без вложений: компания с выручкой 20 млн рублей уже считалась значимым игроком рынка. Сейчас рынок вырос в несколько раз, и продвигаться стало куда сложнее.

    Отличия российского рынка от европейского

    Ситуация, при которой два-три игрока рынка обладают мощными пакетами лучших мировых лицензий — типичная для России и исключительная для Европы и США. Пример такого держателя лицензий — компания «Мир хобби». Кроме того, европейский магазин настольных игр — это почти всегда магазин какого-то одного издателя, который продает только собственный продукт.

    По сравнению с Россией рынок настольных игр в Европе более фрагментирован: он включает «Hasbro» и «Mattel», специализированную компанию «Asmodée» и множество совсем мелких игроков. В России лидирующих специализированных игроков несколько, разрыв между ними невелик, поэтому есть больше возможностей конкурировать по-крупному. Для международных компаний локализация игр — не самая приоритетная задача, поэтому российские игроки получили возможность сработать на опережение: купить права на популярные игры и занять пустующую нишу.

    Еще одно отличие российского рынка от западного связано с законодательством в сфере авторского права. Нюансы российских законов допускают практически неограниченное хождение продуктов-копий. С каждым годом вероятность появления успешной копии снижается – но не из-за ужесточения законов, а из-за банального насыщения рынка копиями, простыми в изготовлении.

    В мире настольных игр принято отличать две школы игр – европейскую («еврогейм») и американскую («америтреш»). Основное отличие в том, что в европейских играх нет прямого конфликта между игроками, победитель определяется в самый последний момент, а влияние случайности спрятано в глубине игровой механики. Во многих американских играх все наоборот: прямой конфликт – это ядро механики, а кубики – способ определения исхода действия.

    Российские игроки одинаково хорошо воспринимают обе школы. Мы спокойно относимся к конфликту внутри игры, в отличие от европейцев. И не боимся сложной механики, в отличие от американцев. При этом, например, в Европе и в России покупатели больше ценят игры с деревянными игровыми фигурками, а в штатах игроки предпочитают пластиковые детализированные миниатюры.

    Наиболее востребованными остаются «пати-геймы» или игры для больших компаний («Активити», «Элиас», «Крокодил», «Диксит» и «Имаджинариум»), филлеры – то есть игры с короткой партией («Уно», «Свинтус», «7 на 9»), а также простые семейные стратегии («Шакал», «Колонизаторы», «Каркассон»). Особняком стоит «Монополия» – как самая узнаваемая «настолка». Все эти игры продаются сотнями тысяч в год.

    В будущем игроков начнут все больше привлекать «гибридные игры», которые находятся на стыке между настольной и планшетной игрой, либо включают в себя необычные элементы, игрушки. Например, игра «Время Валеры», в комплект которой входит надувная кукла.

    Что будет с настольными играми в России

    Сегменту есть куда расти: уровень проникновения настольных игр среди аудитории молодых людей возраста 25-35 лет остается довольно низким. Жители регионов пока не готовы тратиться на игры наравне с москвичами, для которых современные настольные развлечения вошли в обиход несколько лет назад. Дальнейший рост сегмента будет происходить в том числе за счет популяризации настольных игр как вида досуга в периферийных регионах России.

    Конечно, большинство хитов по-прежнему приходит в Россию из других стран благодаря локализации — то есть адаптации продукта под языковые особенности потребителя и выпуск на рынок по лицензии. В то же время последние тенденции говорят о том, что будут набирать популярность игры российских авторов: во многих сетях доля ассортимента российских товаров перешагнула через 50%.

    Стоит также отметить, что игры российских авторов успешно продаются за рубеж, в такие страны как Польша, Германия, Франция, США. По количеству проданных лицензий сегодня лидируют «Hobby World» и «Magellan».

    Читайте также: