Маленький мир настольная игра обзор

Обновлено: 06.07.2024

SmallWorld - стратегическая настольная игра, но в нее удобно играть в именно формате настолки. Зачастую хорошие стратегии из-за объема правил и подсчетов могут затянуться на 3-4 часа, а то и более, но не Маленький мир. Правила максимально простые, но комбинаций начала игры, и вариантов развития множество. Поэтому ни одна партия не похожа на другую, что позволяет возвращаться к игре довольно часто.

Игра очень атмосферна, во всем есть отсылки к компьютерным играм, фильмам, но никаких прямых, всё самостоятельно и аутентично, авторы постарались.

Вам предстоит выбрать расу и ее особую способность, и начать осваивать земли. За освоение участков, и в особенности специфических для расы регионов, либо за нападение на врагов, вы получите победные монеты.

New World краткий обзор New World, Игры, Amazon, MMORPG, Длиннопост

Обнаружил эту игру в недрах Стим уже очень давно. Соответственно, долгое время слежу за развитием проекта. Меня сразу привлек стильный конкистадорско-пиратский арт и шикарная, необычная графика. Можно сказать, что одно время даже возлагал на проект большие надежды, в теории выходило, что мы получим чуть ли не одну из лучших MMORPG, которая впитает все хорошее и избавится от всего плохого.

- Три (или четыре?) сорванных даты релиза.

- Кардинальную смену жанра. От сурового фулл-лут выживача прошла путь до абсолютно травоядной - почти без PVP.

- Очень много стадий тестирования.

И вот, после участия во втором бета-тестировании все-таки решил высказать и свое мнение по игре. К тому же, так вышло, что последние месяцы довольно плотно играю в World of Warcraft, а эти игры часто сравнивают. И, как ни странно, часто не в пользу WoW. И после очередного прочитанного материала, рассказывающего сказки, о том, как все в NW кайфово, все-таки решил тоже скрафтить обзор.

New World краткий обзор New World, Игры, Amazon, MMORPG, Длиннопост

Странный монах ждет в таверне конкистадора. И показывает ему шкатулку с сияющей субстанцией. Рассказывает, что на некоем острове полно еще этой потусторонней дури. Естественно - туда, скорее. Наш герой тоже оказывается на этом корабле.

New World краткий обзор New World, Игры, Amazon, MMORPG, Длиннопост

Игровой процесс представляет собой претензию на MMORPG.

New World краткий обзор New World, Игры, Amazon, MMORPG, Длиннопост

Основное занятие на 90% времени - гринд ресурсов. Нужно как можно скорее обзавестись инструментами и начинать собирать все, что видишь вокруг. При этом, правда, надо не забывать о достаточно небольшой вместимости инвентаря.

PVE-враги представлены разного рода зомби и чудищами, а также местными вполне обычными зверями.

Квесты - гринд в чистом виде. Убей 25 зайцев, 20 индюков, 30волков. Здесь это практически единственный род PVE заданий, кроме необходимости принести 500древесины конечно же.

Имеются шикарные красивые мини-локации, что-то типа данжей в открытом мире. Вот такие места изучать интересно. Но их крайне мало. И, как мне показалось на последней бете - проходить их стало проще, закликивание ЛКМ и никаких проблем. В прошлый раз было как-то сложнее, челленджовее.

Вроде как имеются данжи, где ждут противники посильнее. Заявлено 5 или 6 данжей.

New World краткий обзор New World, Игры, Amazon, MMORPG, Длиннопост

Добротно представлен крафт и собирательство ресурсов. Еще бы было не так - это основное занятие в игре. Масса того, что можно собрать/срубить/выкопать. Имеется снятие шкур и рыбалка.

PVP ситуация состоит в том, что оно практически бесполезное. Единственным осмысленным местом применения навыков сражений с игроками до сих пор являются только штурмы поселений в замесах 50 на 50 человек.

Можно конечно врубить флаг, тогда можно сражаться с другими такими же одаренными, чтобы получить - ничего. В основном, как обычно в таких случаях, о PVP речи не идет - полчаса бегать за кем-то толпой или сваливать от толпы, так сейчас обстоят дела.

РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ

Игра привлекла кучу народу своим главным козырем - стильным артом и симпатичной картинкой. Но что дальше? На мой взгляд, разработчики вляпались практически во все проблемы, в которые можно вляпаться. Особенности игры и то как они повлияют на ее судьбу:

- Маленькие сервера-загончики по 1000человек. В голове разработчиков видимо люди должны дисциплинированно разбиться по 1000, затем на 10кланов по 100 (основа + запасные) в рамках сервака, чтоб было интересно воевать за земли и между собой. Если бы эта идеальная картина реализовалась - было бы отлично. Но правда в том, что будут популярные серверы и народ будет ломиться безуспешно туда. А когда не выйдет - вряд ли организуются там где все-таки удастся поиграть. Очень сомневаюсь, что при такой системе на серваке будет больше чем один доминирующий клан, который сам с собой и воевать будет.

- Маленький мир. Если бы это была соло-игра, то было бы нормально, на разок пройти. Но так как это MMORPG, плюс локации стремительно теряют свою полезность с ростом уровня героя, выйдет вот что - все "довакины" в итоге соберутся в некой финальной локации и будут пастись стадами там (а где еще им быть?), что не выглядит сколь-нибудь интересно.

- Проваленная система квестов. Убить 25 зайцев (вместо 3-10 в прошлой бете, думают так интереснее что ли?), принести 100досок, 200камней, 20индюков убить, это, ребята, днище. Еще можно с включенным флагом PVP пробежать парочку километров, доставить что-то - это тоже как задание не впечатляет.

New World краткий обзор New World, Игры, Amazon, MMORPG, Длиннопост

- Бесполезная система PVP. Сейчас вообще нет никакого толка бегать с включенным флагом готовности к бою. Разве только в ситуации, когда ты и твои знакомые сбились в толпу и желают поодолевать одиночек, чтоб получить - правильно, ничего. Скажем так, развлечение для людей определенного склада характера. Для остальных - просто трата времени.

- Умудрились сделать бесполезными хилеров. Все нормальные люди лечатся едой и банками здоровья - просто и быстро. Но игре это не плюс.

Рассмотрим плюсы и минусы игры, подведем итоги.

+ Красивейший арт и графика.

+ Очень красивое музыкальное и звуковое сопровождение. Очень понравилось.

+ Достаточно большой (если рассматривать его для одиночного разового прохождения) мир для исследования.

+ Идеально для крабов-собирателей. Куча ресурсов, крафта.

- Игра как бы "на разок", она проходится физически и потом просто нечего делать, разве только ходить в опостылевшие 5 или 6данжей и на драки за города.

- Нет PVE - задания вызывают только скуку и отвращение.

- Нет PVP. То что есть - PVP не назовешь.

- Сам набор уровней - мучителен. Ведь делать это придется, убивая 25 зайцев, потом - 20 индюков.

Игра хороша в двух случаях.

1) Вам нравится неспешно бегать и созерцать, осматривать красоты, копать руду, собирать травы и веточки. Квесты не нужны. Вам нет дела ни до кого. Тогда норм пока не пройдете игру.

2) Вы влились в какой-то активный клан и готовы активно играть. Тогда, полагаю, может быть интересно какое-то время чисто за счет общения. Если на серваке окажется хотя бы два таких клана (200 из 1000 организуются в два лагеря, не фантастика ли?), то пока кто-то не сольется будет более-менее норм.

В любом другом случае это пустая игра. Ни о каком конкурентном сравнении с крупными MMORPG не может быть и речи, такие мастодонты контента как WoW, TESO, GW2 некорректно сравнивать с этим поделием.


Обзор, наверное, не столь актуальный, но — почему бы не познакомить новичков с этой коробочкой? Благо столько бурное развитие, которые мы наблюдаем сейчас в России, настольные игры получили буквально совсем недавно. Да и просто захотелось после семи освежающих воспоминания партий, тем более, что нашёл свой же обзор микс-расширения для Small World / Small World Underground — неплохо бы его «дополнить».


О чём это?

Итак, есть маленький мир, поделённый на территории. И он настолько маленький, что куче рас, живущих в нём, очень тесно, вследствие чего они всё время сталкиваются на границах, воюют, стараются отобрать побольше жизненно важных территорий друг у друга. Конечно, всё это делается посредством применения своих врождённых умений и свойств. Именно свойства и умения являются одной из главных особенностей игры, ведь здесь в каждой партии расы генерируются случайно: у каждой изначально есть какое-то умение, плюс к этому добавляется случайный навык, в результате чего выходят уникальные комбинации.

Игра сверхагрессивная и сражаться приходится зачастую каждый ход. Это фича и механика игры, но Days of Wonders очень семейная компания-издатель, поэтому подала всё это в красивейшей обёртке, добавив не только отличное оформление, но и шуточную подачу всего происходящего с кучей отсылок к различным произведениям («Властелин колец», Tomb Raider, «Ктулху» и пр.). Однако если вы не любитель повоевать, то сразу скажу, игра вам не зайдёт. Здесь вся суть в бесконечном весёлом месилове, ну, или в дипломатичном отсиживании в своём углу, если вам позволят протирать штаны и не вставать под боевые знамёна, конечно (обычно, к сожалению, не позволяют).


Что в коробке?

Про наполнение коробок этой компании даже говорить не стоит ничего. У них всегда всё на высоте. Включая встроенные органайзеры, заметьте. Мало кто может похвастаться чем-то подобным. По крайней мере, десять лет назад точно никто не мог сравниться с ними в этом плане. Да и сейчас как-то не встречаю много жаждущих поделиться с настольщиками удобным организационным инлеем бесплатно.


Два игровых двусторонних поля: одно большое, складывающееся вчетверо (на четверых и пятерых игроков), и одно маленькое, складывающееся вдвое (на двоих и троих):


Куча жетонов разных рас, сложенных каждая в свой отдельный отсек:


Плашки рас и способностей, которые стыкуются друг с другом, создавая комбинации:


Жетоны монеток разных номиналов:


Куча вспомогательных жетонов на все случаи жизни:


И кубик «деревянный, прикольный». С развёрткой 0-0-0-1-2-3:


Как в это играть?

Как обычно, ограничусь лишь кратким описанием процесса, ибо для освоения всех тонкостей есть правила в коробке, а для общего понимания достаточно следующего. Карта мира поделена на множество участков-регионов разных типов и выбирается (масштабируется) в зависимости от количества участников партии — Маленький мир должен быть тесным, иначе воевать будет незачем. После чего начинается её заселение расами.

Игроки по очереди выбирают себе расу из доступных шести, получают её жетоны и выводят на поле, следуя определённым правилам: каждый регион для захвата требует два жетона + по одному жетону за каждый вражеский жетон, уже лежащий в захватываемом регионе. Продвигаться по карте нужно строго последовательно, старательно «карабкаясь» по горам (тратя на это лишний жетон), переплывая реки и сражаясь с местными обитателями (затрачивая два дополнительных жетона).


Таким образом, постепенно двигаясь по территориям, из раунда в раунд игроки борются за контроль над регионами и получают за это победные очки, представленные золотыми монетками. Очки получаются в конце каждого хода за количество регионов, захваченное вашими подопечными. Другими словами, важно как можно более широко расселяться расой и выбивать с окрестностей побольше монеток.

Конечно, этому мешают враги, ведь они хотят того же, и зачастую мирно сосуществовать не получается. А если уж вы смогли подмять под себя бó‎льшую площадь, чем оппоненты, ждите гостей. Именно в противоборстве за земли и применении различных свойств заключается весь сок игры.


Рано или поздно вашу расу знатно потреплют и у вас останется не так уж много жетонов для контроля территорий — это то самое время, когда можно и нужно выбрать себе новую расу и снова броситься в бой со свежими силами, отказавшись от предыдущей и отправив её в так называемый «упадок» / «угасание» (называйте, кому как нравится).

Всё вышеописанное подкреплено интересными правилами покупки/угасания и свойствами/умениями рас. Угасание расы вообще зачётная фишка серии Small World, с которой нужно партию-другую освоиться новичку, чтобы прочувствовать динамику течения маленькой войны за территории и побеждать, правильно оценивая силы и потенциал выбранной расы.


Впечатления

Изначально, в 2009 году, игра была издана в своём классическом исполнении, но уже через пару лет вышло стэнд-элон дополнение Underground, о котором мы и ведём речь. Так вот в «Подземной» версии осталось всё то же самое (помимо оформления), но с добавлением интересной фичи, после введения которой, как кажется мне, базовая коробка стала не нужна. Ну, по крайней мере, стала казаться менее полноценной, чем последовательница.

Я говорю о добавлении волшебных предметов и особых мест на карте, которые привнесли ещё больше бодрости в бесконечный замес и делёжку территорий местными обитателями. Эти жетончики раскладываются в определённых местах карты, и любой игрок, захвативший землю с жетоном, получает доступ к какому-то дополнительному особому свойству. Это сместило акцент на новые «горячие» точки, где лежат артефакты, доступ к свойствам которых желает заполучить каждый. Рубилово идёт теперь не просто за земли, но и за конкретные предметы.


Игра как была десять лет назад отличным ареа-контролем, таким остаётся и сейчас. Мало чего появилось за прошедшие годы, и мало кто смог встать на одну ступеньку — не то что в оригинальности, но даже в жанровом противоборстве поспорить со Small World-ом могут единичные экземпляры настолок. Спустя столько времени ничуть не стала хуже коробка, впечатления прежние. И заключаются они в желании раскладывать партию за партией, брать и пробовать расу за расой, в том или ином сочетании с умениями.

По-моему, вся суть коробки именно в наигрывании достаточного числа партий одним составом, чтобы каждый участник правильно понимал динамику и чётко осознавал, что и как могут делать те или иные гоблинцы. После подобного погружения начинается самое интересное — настоящее противостояние профессионалов, когда каждый осознаёт те или иные преимущества доступных рас и может правильно подбирать контр-пики, занимать верные позиции на карте и заключать правильные взаимовыгодные союзы с другими игроками, которые точно так же понимают создающиеся ситуации на поле.


Small World — это коробка, для которой важно создать свою метасферу для суровых противоборств. Однако и в компании с условными новичками игра приятно заходит; другое дело, что подобный опыт куда более рандомный, ведь не знакомые с законами игры попросту не видят очевидных для опытных вещей. Не понимают, что та или иная раса очень сильна и именно её нужно топить на данном отрезке партии. Не понимают, что воевать стоит за вот этот участок карты, а не за тот. И таких нюансов очень много, порог входа в «опытные» относительно высок.

Нет, нельзя сказать, что настолка какая-то сверхумная и стратегичная, но настолько проработанная и отточенная, что отдавать дань уважения ей как ветерану не придётся никогда, наверное. Она будет играться отлично и долгие годы спустя. Именно наполненность и многогранность ощущается всеми, кто пробует Small World.


Шутка ли: 15 рас, 21 умение, 15 особых мест на карте. Всё это в отдельно взятой партии в случайной комбинации сочетается друг с другом и даёт каждый раз пищу для размышлений и планов каждому игроку. При этом подобное обилие объединено простыми правилами и весьма динамичный геймплеем. В общем, игра — бриллиант, который не должен быть пропущен и современными настольщиками. Хорошо, что мы достали её с полки и упоролись в несколько сессий.

Тем, кто не пробовал, очень советую где-нибудь заценить коробочку, в несколько раскладок. Несколько нужно для того, чтобы понять не только процесс, но и подходит ли именно вам подобный агрессивный геймплей. Бывает, встречаются игроки, сильно обижающиеся на то, что атакуют именно их, и вообще: «Задолбали, вон Вася впереди всех, мочите его!» Здесь нужно брать опытом и не обижаться, а лучше всем вместе — и новичкам, и обучающим (если таковые имеются за столом) — подсказывать друг другу, даже если подсказка заключается в «Мочи меня, я пару раундов получал по 15 монет». Это не только поможет быстрее освоить игру, но и даст правильно прочувствовать, как и что в ней работает и, самое главное, как реагировать на те или иные телодвижения оппонентов на карте.


Как и раньше, могу дать, как мне кажется, дельный совет: «Играйте чётным количеством игроков», — именно в этом случае баланс будет максимально хорош. Не будет ситуаций «двое дерутся, третий побеждает». Мы и втроём управляемся неплохо, ибо когда все опытны, дело обстоит получше, но всё равно случаются ситуации, когда попросту не распылиться и даже вдвоём не выходит быстро перегруппироваться, чтобы подрезать лидера (если ошиблись и допустили перевес).

В общем, если вы слышали про area control, но никогда не пробовали его на зуб, смело начинайте со Small World, не ошибётесь. Динамичная, разнообразная (это очень слабо сказано) и увлекательная коробка, позволяющая вволю пораскинуть мозгами и выбросить агрессию на соседей.


Итог

Коробка достойна быть в любой коллекции. Она из тех игр, которые с годами не забываются, а вспоминаются и достаются с полок, как произведения искусства, созданные годы и годы назад, но не увядающие со временем. И если бесконечный поток евро всех мастей сливается в одну большую кляксу, в которой можно лишь порой разглядеть отчётливые проблески в виде отдельных шедевров, то в жанре ареа-контроля, настолько доступного и хорошо поданного игрокам, сложно назвать вообще хоть одну настолку уровня Small World.

Я бы сравнил Small World Underground с бессмертным же Nexus Ops. Обе принадлежат к разным школам геймдизайна и использую кардинально отличающиеся механики, но ощущения мяса и расчёта дают очень похожие. Игроки прикидывают шансы тех или иных телодвижений, просчитывают, действуют, моментально получают отдачу — минимум вложений от игрока, максимум отдачи от коробки. Одно из лучших вложений денег в картон, мне кажется.


«Маленький мир» высоко оценен сообществом настольщиков (43-я позиция в общем рейтинге BoardGameGeek, 6-я в рейтинге семейных игр) и является одним из трёх столпов, на которых в настоящее время стоит издательство Days of Wonder (два других — это, конечно, Memoir’44 и семейство Ticket to Ride). Отмечен он и рядом игровых наград, среди которых, в частности, Meeples Choice Award’09.

Маленький Мир

Рассказывают, будто некогда жили боги, и хотели они, чтобы им поклонялись смертные, и каждый хотел того не менее других. И взяли они под своё покровительство смертные расы, и повели их на завоевание мира, и поклонялись смертные своим небесным покровителям. Но маленьким и тесным был тот мир, так что скоро смертные во славу своих богов передрались между собой. И бились они, уничтожая друг друга, а боги развлекались, глядя на это сверху, и заключали меж собой пари. И творили они на скорую руку новых смертных, и хохотали, глядя на получавшихся у них уродцев, и бросали их в бой.

Вы не найдёте ничего подобного в правилах, но тем не менее игра именно такова — циничные развлечения богов при виде столкновений смертных уродцев, с выяснением того, кому эти уродцы напоклоняются больше всех. Интересно, что к «Маленькому Миру» практически никто не остаётся равнодушным: кто-то приходит в восторг, кто-то возмущается «да ерунда же полнейшая, чего люди в ней находят?!» — а середины, кажется, и нету.

Дабы потенциальные покупатели игры не попали потом во вторую категорию, лучше сразу же объяснить, чего от игры нельзя ждать. Итак, имейте в виду:

  • Это не цивилизаторская стратегия. Здесь не надо приводить свои народы к процветанию вопреки проискам конкурентов. Более того, народ на пике процветания здесь не шибко выгоден: он изнеживается, теряет способность к победоносным завоеваниям и сам легко завоёвывается другими народами.
  • Это не военная игра. То есть да, в ней разные народцы имеют разные преимущества, в том числе и боевые. И соображения типа «если мои хоббиты выкопаются из земли вот тут между двумя горами, то этим могут осложнить конкуренту экспансию на правую половину карты» здесь полезны. Но не более того. Хотя игра про захваты территорий, такой вот парадокс.

Игры эти проходят на поле-карте, и полей в комплекте имеется целых четыре (два двусторонних, если быть точным). В зависимости от числа играющих (а играть могут 2-5 человек) выбирается нужный вариант. и все эти варианты построены так, чтобы участникам было тесно, очень тесно!

Маленький Мир

Перед началом партии по карте раскладываются жетоны гор (горы там и так нарисованы, но с жетонами удобнее, ибо они облегчают подсчёты) и жетоны забытых племён (развлечения богов начинаются не с нуля, в мире ещё присутствуют какие-то следы их прошлой деятельности). После чего участники приступают к действиям на своё усмотрение.

Завоевания в своей основе очень просты. Если на локации не лежит запрещающий жетон, то её можно завоевать.

Моря и озёра можно завоёвывать только теми расами, которые имеют к этому способности.

На завоевание локации требуется два юнита, плюс ещё столько юнитов, сколько всяких жетонов там лежит. На последнее завоевание в своём ходу, если юнитов уже не хватает, можно кинуть специальный кубик — возможно, он даст подкрепление.

Если чью-то локацию завоевали, то один из тамошних юнитов уходит в сброс, а остальные в руку хозяину (по окончании всех завоеваний он перераспределит бедолаг по другим своим локациям). В начале своего хода также можно забрать сколько-нибудь своих юнитов в руку — но помнить при этом, что атаковать допускается только локации, смежные с теми, где у тебя хоть кто-то есть (а иначе — с края карты). В конце своего хода нужно подсчитать свои локации и взять соответствующее количество победных очков. Раса в упадке при этом тоже считается, но она ничего не завоёвывает, а просто пассивно доживает свой век. Вот и все (за исключением нескольких мелких нюансов) базовые правила.

А вот то, откуда берутся эти расы, способности, юниты и жетоны — это как раз самая забавная часть игрового процесса.

Народцы Маленького Мира

Коробка содержит 14 планшеток рас, на каждой из которых указано свойство данного конкретного народца. И ещё есть 20 планшеток с особыми способностями. В начале игры те и другие перемешиваются и случайно стыкуются между собой. На снимке можно видеть несколько примеров (в игре всегда доступно шесть таких сочетаний). Давайте рассмотрим их внимательней.

Амазонки-фортификаторы при атаках могут использовать четырёх дополнительных юнитов и строить крепости (которые приносят дополнительные очки, и которые труднее завоевать). Летающие гули могут завоёвывать любые локации (не только смежные со своими), да ещё могут продолжать завоевания, даже будучи в упадке! Тритоны-алхимики имеют бонус на завоевание берегов, плюс алхимически создают своему покровителю дополнительно два победных очка в ход. Орки-табориты — кровожадный народец: дают дополнительное очко за каждую локацию, с которой они кого-то выбили, и могут устраивать этакие мобильные крепости, откуда их самих труднее выбить. Ну и, наконец, героические крысолаки — среди этих есть два великих непобедимых героя, плюс они очень-очень многочисленны.

Многочисленность определяется вот как: нужно сложить числа на планшетке расы и планшетке свойства. Результат определит, сколько юнитов этой расы будет доступно её божественному покровителю. То есть для приведённых примеров: 9 амазонок (плюс 4 для атак, но этих в конце хода придётся снимать с поля), 10 гулей, 10 тритонов, 10 орков и 13 крысолаков. Юниты обозначаются жетонами, и по мере завоеваний их количество имеет тенденцию к уменьшению. Ну, а когда раса уходит в упадок, их жетоны переворачиваются, и в каждой локации остаётся только по одному.

Выбирая себе новую расу из доступного набора, игрок может взять самую верхнюю просто так. Другие тоже можно брать, но за это нужно платить: придётся положить по жетону победного очка на обойдённые более верхние, и когда (если) их потом кто-то возьмёт — ему те очки и достанутся.

Вроде как, чтобы выпустить в мир не совсем готовую расу, богам приходится прикладывать определённые усилия.

Кстати, все начинают игру не с пустыми руками, а с пятью «стартовыми» очками.

Правила с их нюансами на деле осваиваются очень быстро. но помимо рассмотрения игровой механики давайте взглянем и на компоненты.

«Маленький Мир» издаётся Days of Wonder, а это неизменно означает одно — высочайшее качество оформления и изготовления игровых компонентов. Данный случай не является исключением. Иллюстрации принадлежат Мигелю Коимбре (он же иллюстрировал недавно нашумевшую новинку — «Семь чудес света»), а компоненты вообще являются образцом того, как издательство может заботиться о своих покупателях.

Если открыть коробку, то в ней обнаружится пластиковый вкладыш, все выемки которого имеют размеры как раз под игровой инвентарь. Отдельно располагается съёмный контейнер для жетонов рас, а буклет правил предусмотрительно поясняет, что и куда складывать. Такая аккуратность даже по меркам Days of Wonder является чем-то особенным. и кстати, это делает игру прекрасным подарком.

Подземелья Маленького Мира

Успех базовой игры привёл к выпуску нескольких дополнений (о которых чуть ниже), а совсем недавно издательство анонсировало «перезапуск» игры под названием «Подземелья Маленького Мира». Буквально на днях новая игра начала поступать в продажу.

Как следует из названия, Маленький Мир тесен не только на поверхности — под ней происходит ничуть не меньшее столпотворение и выяснение отношений между народцами. Причём внизу, пожалуй, будет даже потеснее, чем наверху. И опаснее, ведь тут обитают жуткие монстры, которые очень не любят, когда их тревожат (где ж видели подземелье без Бальрога? вот и тут, знаете ли, водится. ) Зато, если хорошенько поискать, то можно найти и сокровища с древними артефактами.

Механика осталась почти без изменений. Основных новшеств два: первое связано с только что упомянутыми монстрами и артефактами, второе непосредственно с картой. Понятно, что вести боевые действия под землёй сложнее: подземелье разделено на две части рекой, которую не очень-то пересечёшь (зато те, кто умеет по ней плавать, могут быстро добраться практически куда угодно!), а ещё здесь есть вулканы, обитать в которых могут лишь расы, являющиеся порождениями подземного пламени.

Иллюстратором «подземелий» также является Мигель Коимбра, и оформление здесь построено на стильных сочетаниях чёрного цвета с яркими тонами красного, синего и зелёного; даже по немногочисленным фотографиям из анонсов уже видно, что оно получилось чрезвычайно привлекательным.

Коробка содержит 15 совершенно новых рас и 21 способность. Особо подчёркивается, что «Подземелья» полностью совместимы с базовой игрой: можно попробовать выпустить подземные расы наверх или впустить верхние расы под землю.

Рекомендуется лишь удалять из игры те немногие расы и способности, которые «завязаны» на типы местностей, отсутствующие в альтернативной версии.

Чего только не найдёшь в подземельях Маленького Мира

Ещё до выхода «Подземелий» к базовой игре было опубликовано нескольких дополнений — как официальных, так и неофициальных, — причём с самого начала было ясно, что разработка их может идти по двум направлениям. Одним из них является придумывание новых рас и их свойств, другим — создание для остро конкурирующих народцев каких-то новых условий конкуренции. Оба направления были успешно реализованы.

«Крутые дамочки Маленького Мира» (Grand Dames of Small World, 2009)

Крутые дамочки Маленького Мира

Малое официальное дополнение, связанное с новыми расами и способностями. Как следует из названия, эти расы отличаются повышенным содержанием феминизма.

Предлагаются три таких народа: цыганки, жрицы и призрачные белые дамы. Все три действительно круты: например, белые дамы крайне немногочисленны, но в упадке их локации не могут быть завоёваны, и на них не действуют никакие расовые и особые способности.

Также в дополнении можно найти две новых способности: «историки» и «пацифисты». Все расы и способности этого дополнения были выбраны из множества вариантов, представленных игроками на издательский конкурс.

«Прóклятые народцы Маленького Мира» (Cursed!, 2009)

Проклятые народцы Маленького Мира

Малое официальное дополнение, связанное с новыми расами и способностями.

Предлагаются две новые расы и пять новых способностей, причём способности эти таковы, что они особенно неприятны для «чужих» игроков. Так, народец с заглавным свойством «проклятые» нелегко обойти при выборе расы: за это нужно платить не одно победное очко, а целых три. Народец со свойством «оборотни» в чётные раунды («по ночам») способен проводить завоевания гораздо меньшими силами, и т.п.

Также имеются две новые расы особо уродливого вида (гоблины и кобольды). Как и в предыдущем случае, все расы и способности этого расширения выбраны по итогам конкурса.

«Лидеры Маленького Мира» (Leaders of Small World, 2009)

Лидеры Маленького Мира

Официальное промо-дополнение, распространявшееся на выставке в Эссене’09. Состоит из лидерских жетонов для всех выпущенных рас.

При выборе расы игрок может отдельно приобрести к ней жетон лидера. Лидер выступает как обычный дополнительный юнит, но с рядом оговорок. Например, он из-за своей безумной храбрости не может находиться в локации, защищённой от свойств других народов. Также лидер может быть захвачен в заложники ради выкупа. Если выкуп за него не платят, то захваченный лидер в конце игры приносит два победных очка своему пленителю.

«Не бойся!» (Be not afraid!, 2010)

Не бойся!

Большое официальное дополнение, связанное с новыми расами и способностями. В отличие от предыдущих, это расширение чисто издательское — оно было создано Филиппом Кейартом без привлечения конкурсных материалов.

Предлагается пять новых рас и пять новых свойств, причём основной идеей является комическое сочетание не шибко воинственных рас (гомункулы, лепреконы, пикси. ) с подчёркнуто агрессивными и боевыми свойствами (наёмники, имперцы, коррупционеры. ).

При выпуске этого дополнения издательством была допущена ошибка: на листы не попал жетон катапульты, полагающийся к одному из здешних свойств. Ошибку исправили, выпустив впоследствии небольшой набор жетонов (катапульта + лидеры народцев из «Не бойся!»), который стали прилагать к продаваемым продуктам линейки.

Также «Не бойся!» содержит дополнительный контейнер для всех жетонов, появившихся в расширениях, вышедших после базовой игры. Хотя в базовой коробке места для него уже не хватает.

Дополнительный контейнер для жетонов народцев

«Остров некроманта» (Necromancer Island, 2010)

Остров некроманта

Официальное промо-дополнение, представляющее собой игровой сценарий. Бесплатно прилагалось к покупкам, оформленным через сайт Days of Wonder в ноябре-декабре 2010, и в крайне ограниченных количествах досталось некоторым магазинам-партнёрам издательства.

С этим расширением в игру вводится дополнительный участник (так что всего могут играть 3-6 человек) со своей особой ролью. Он действует как чокнутый некромант, поселившийся на острове в центре Маленького Мира (если взглянуть на игровые поля, то в середине все они имеют озеро). Пока обычные игроки действуют обычным образом, некромант поднимает под своё знамя жертвы их конфликтов и сам ведёт завоевания! Некромант побеждает, если до штатного окончания игры ему удаётся полностью создать свою армию неупокоенных и выпустить её в Маленький Мир; в противном случае победитель определяется из остальных игроков по базовым правилам.

В целом «Остров некроманта» представляет собой экстремальный случай кооперативной игры, в которой все, играя против одного, должны попутно выявить самого сильного в разборке между собой.

«Сказки и легенды Маленького Мира» (Tales and Legends, 2010)

Сказки и легенды Маленького Мира

Официальное дополнение, вводящее в игру неожиданные события для каждого хода. Представляет собой специальную колоду карт.

Перед началом партии из колоды выбираются карты в количестве, зависящем от числа ходов (которое, в свою очередь, зависит от числа игроков). Обозначенные на картах события начинаются со второго хода, и на каждом ходу все видят событие на следующий ход.

Сами события весьма разнообразны. От малозначимых (например, каждый игрок подсчитывает свои текущие очки и оглашает результат) до более серьёзных (например, в этот ход нельзя завоёвывать моря, озеро и болота)… и до совсем сумасшедших, которые в правилах отнесены к категории «боги, должно быть, сошли с ума!»

События Маленького Мира

События можно выбирать как случайно, так и ориентируясь на рекомендации разработчиков. Карты определённым образом помечены, так что нетрудно подобрать сказки и легенды на свой вкус.

«Произвольная карта» (Random Map Extension, 2009)

Произвольная карта

Неофициальное дополнение, распространяющееся с согласия издателя (используется ряд элементов оригинального оформления).

Представляет собой набор гексов с различными типами местностей, из которых перед началом партии можно составить игровую карту по своему усмотрению. Набор достаточен для игры по обычным правилам вшестером (однако для такой игры рекомендуется использовать дополнения).

«Плоды трудов сообщества 1/2» (Community’s Compendium I/II, 2010)

Плоды трудов сообщества

Небольшие неофициальные дополнения, добавляющие в игру новые расы и способности. Конкретной тематики не имеют. Распространяются как print’n’play.

Компьютерные воплощения

Яблочный Маленький Мир

В настоящее время «Маленький Мир» (базовая игра) реализован на iPad (внимание: на iPhone/iPod Touch эта реализация не работает!)

Играть можно только вдвоём (оппонентом может быть искусственный интеллект). Стоимость приложения $6,99. За отдельную плату доступны расширения «Крутые дамочки» и «Проклятые» (по $1,99 каждое); таким образом, вся игра обойдётся примерно в $11.

Также существует модуль для «Маленького Мира» под игровую систему Vassal, которая как нельзя лучше подходит для подобных механик.

Читайте также: