Little nightmares 2 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Сиквел заметно больше и дороже оригинала, но минусы у двух игр практически одни и те же.

Говоря о франшизе Little Nightmares, невозможно не упоминать её общую вторичность. Если первая игра была сделана под впечатлением от Limbo, то во время создания второй разработчики явно поиграли в INSIDE. И это не проблема.

Tarsier Studios можно было бы упрекнуть в копировании чужих идей и даже стилей, если бы Playdead выпускала что-то хотя бы. раз в три года. Но нет, создатели Limbo и INSIDE любят исчезнуть из инфополя лет на шесть-семь, а потом внезапно вернуться с очередным шедевром. В конце концов, если From Software лучше других двигает жанр вперёд, это не значит, что все остальные соулсборны не нужны.

Именно поэтому игры из серии Little Nightmares всё-таки в основном радуют — они как минимум помогают скрасить ожидание, хотя, возможно, шведам из Tarsier не суждено превзойти ту же INSIDE по многим аспектам. Геймплей и точность управления у Playdead на совсем другом уровне.

Поначалу кажется, что события Little Nightmares 2 стартуют спустя несколько недель после финала первой игры, но это иллюзия, которую разработчики уже опровергли (осторожно — спойлеры). Теперь пользователь управляет не Шестой, жутковатой девочкой в жёлтом дождевике, а Моно — абсолютно новым персонажем.

Как и в случае с Шестой, происхождение нового главного героя нам поначалу неизвестно. Моно, маленький мальчик с бумажным пакетом на голове просто просыпается посреди леса и начинает свой опасный путь в центр города. По обложке второй части нетрудно догадаться, что вскоре новый протагонист находит Шестую, и после этого герои начинают работать вместе, чтобы уничтожить монолитную телевизионную башню, которая подчиняет себе всё вокруг.

Собственно, ИИ-напарник — главное отличие Little Nightmares 2 от предыдущей игры. Большую часть кампании Шестая сопровождает Моно и помогает ему с головоломками, а заодно придаёт безмолвному повествованию дополнительного накала. Каждый раз, когда центральных персонажей что-то разделяет, хочется поскорее найти напарницу и убраться из очередного забытого богом места.

Что приятно, за всю кампанию Шестая ни разу не раздражала меня своим поведением и всегда оказывалась там, где это было нужно. Более того, она по ходу дела аккуратно намекает на то, что следует делать дальше, а если ИИ затупит, его всегда можно призвать к себе нажатием одной кнопки, которая ближе к финалу сыграет свою роль в истории — тут разработчики прибегли к методам Юсефа Фареса.

По своей структуре Little Nightmares 2 в точности повторяет первую игру и состоит из пяти глав. В каждой из них вы сначала попадаете в новую локацию и спокойно изучаете её, решая головоломки и собирая новые шапки для Моно, а затем сталкиваетесь с очередным боссом и довольно долго играете с ним в кошки-мышки, пока вам не удастся найти на него управу.

Ранние боссы во второй части не сильно отличаются от таковых в первой. На смену жутким поварам и уборщику приходят охотник (преследует детей с ружьём), учительница (обладает почти бесконечной змеевидной шеей), тучный доктор (ползает по потолку, с которого свешивается, чтобы ухаживать за пациентами) и кое-кто ещё, о ком разработчики просили ни в коем случае не упоминать, хотя на обложке вы наверняка заметили высокого Человека из телевизора.

Сказать, что разработчики не попытались разнообразить концепцию первой части, нельзя. В дополнение к стелс-вставкам и адреналиновым погоням в сиквеле появляются ещё и боевые сцены. На локациях теперь разбросаны трубы, молотки и топоры, которыми Моно может отбиваться от небольших врагов — будь то жуткие оторванные кисти, ползающие как пауки, или же дети-куклы с фарфоровыми головами.

В своём обращении к журналистам разработчики предупредили, что боевая система намеренно сделана слегка неуклюжей, поскольку Моно слишком мал, чтобы нормально использовать тяжёлые предметы. На деле же боёвка — неточная и плохо работает с местной камерой. Она стала для меня одним из главных раздражителей Little Nightmares 2. Особенно неприятны ситуации, когда какой-нибудь противник заходит за модель главного героя, и ты банально перестаёшь видеть его атаки, полагаясь только на звук. Или когда невозможность нормального прицеливания приводит к мгновенной смерти и загрузке сохранения.

За общую неточность управления я ругал ещё первую Little Nightmares, и вторая от оригинала ушла не очень далеко. В этой игре бывает сложно понять, это ты сам криворукий или же очередная механика работает странно. Один раз я никак не мог пройти длинную сюжетную погоню, думая, что я делаю что-то не так, пока не оказалось, что в игре просто сломался скрипт, отвечающий за продолжение миссии. Помог только полный перезапуск.

Нет, конечно, рано или поздно вы добьёте Little Nightmares 2 и получите от неё немало удовольствия, но в этой игре будет много несправедливых по отношению к вам ситуаций — когда главный герой умирает исключительно из-за проблем с управлением или недостаточно хорошо отлаженных механик.

Как и сотрудники Playdead, представители Tarsier почти не комментируют сюжеты своих игр. Первая часть Little Nightmares (да и мобильная игра вместе с ней) полностью состояла из полунамёков и ничего до конца не объясняла, оставляя простор для теорий и фантазий. Тем не менее в истории прослеживались очевидные темы вроде цикла насилия, который главная героиня видела, поднимаясь вверх по пищевой цепочке Чрева.

В сиквеле разработчики стали ещё более прямолинейными. История Моно посвящена эскапизму, который в итоге оказывается для людей не спасением, а тупиком. Жители города из Little Nightmares 2 круглосуточно смотрят на экраны телевизоров, пока их лица полностью не стираются, а те, кто пытается бороться с пропагандой, рано или поздно сдаётся и встраивается в порочную систему, которую не может победить. Актуально, не правда ли?

Признаться, в первых трёх главах Little Nightmares 2 показалась мне даже слишком безопасным сиквелом, однако в финале, который студия очень сильно просила не спойлерить, игра довольно сильно меняется. Собственно, в последних главах лучше всего заметны возросший бюджет и накопившийся с выхода первой части опыт разработчиков. Тут и принципиально новые декорации, и свежие цвета, и крутые кинематографичные моменты.

Многие визуальные решения в Little Nightmares и Little Nightmares 2 кричат о том, что студия ограничена в ресурсах — поэтому полноценную лицевую анимацию в Tarsier заменяют на маски, а боссов стараются прятать в тенях или в эффектах вроде глубины резкости, чтобы в глаза не бросались их очевидные недостатки. Однако в финале сиквела студия как будто внезапно поднимается на класс выше.

С Little Nightmares 2 всё очень просто. Если вам понравилась первая часть, и вы любите мрачные платформеры от Playdead, то брать продолжение «маленьких кошмариков» определённо стоит. Сиквел в чём-то получился менее цельным, чем оригинал, из-за смены места действия, но всё равно достоин внимания.

Tarsier хоть пока что и не вышла в первую лигу жанра 2,5D-платформеров, то как минимум очень близко к ней подобралась. Little Nightmares 2 невероятно выглядит, невероятно звучит и по-настоящему щекочет нервы своими хоррор-элементами.

Дети много чего боятся: что будут ругать за разбитый телефон, что вновь привяжутся дворовые хулиганы, что мама умрёт. А ещё буки в шкафу, чудовища под кроватью, зомби в кустах. Потом дети вырастают, но их страхи не исчезают окончательно — иначе у жанра хоррора не было бы ни единого шанса.

Little Nightmares была невероятно атмосферной и стильной, хоть и совершенно не страшной. Вторая часть не только всё это сохранила, но ещё и время от времени умудряется если не напугать, то хотя бы застать врасплох и заставить сердце биться в панике. На пару минут.

Честно и прозрачно

О том, какие «маленькие кошмары» нас ждут в продолжении (или всё же приквеле?) Little Nightmares, было известно задолго до релиза. Демоверсия с первой главой, пусть и неполной, доступна в Steam; не так давно Bamdai Namco показывала прессе главу в Школе, а в ходе выставки gamescom — и Больницу, запись прохождения которой несложно найти в Сети. И это уже большая половина игры, ведь всего в ней пять глав.

Создатели игры, похоже, вообще не боялись спойлеров, ведь даже самых страшных боссов нам умудрились представить заранее. Учительница с невероятно удлиняющейся шеей, Доктор, который носится по потолку над искалеченными пациентами, Тонкий человек, классический городской кошмар, — все они красуются на артах и в трейлерах. И даже самого жуткого и неожиданного босса нам умудрились выдать: вспомните статуэтку из коллекционного издания.

Значит ли это, что после такого игре нас нечем удивить? О нет, напротив. Теперь мы точно знаем, что от этих персонажей ничего хорошего ждать не приходится, пусть даже и не все они выглядят впечатляюще при первой встрече. Да и суть, как водится, кроется в деталях и секретах — особенно тех, что всплывают поближе к концу.


Противник повержен, но до выхода из Школы ещё далеко

В этом мире, в этом городе

Мальчик по имени Моно идёт к Башне. И вроде бы всё ясно и понятно: откуда-то с её вершины распространяется загадочная Передача, которая лишает обычных людей разума и воли, постепенно вымывая из их тел частички души. Значит, наша миссия — прервать сигнал и вернуть всё к нормальной жизни, так ведь? В общем, да, но под сомнение эту историю придётся поставить не один раз.

Мир, в котором происходит действие Little Nightmares, кошмарен в каждом своём сегменте. Он полуразрушен, замусорен и запущен, но это лишь часть проблемы. Искажённые масштабы и пропорции локаций показывают, что таким детям, как Моно и Шестая, в нём не место. Громадные взрослые разместились бы в нём с комфортом, однако им не до создания уюта. Они или мертвы, или всецело поглощены весёленьким шоу из телевизора. Картина весьма знакомая, и для пущей достоверности все допотопные ящики стоило бы заменить на уютные коробочки смартфонов — но у прогресса, тем более технического, нет никаких шансов пробраться в Бледный Город.


Шестая трогательно жмурится, если посветить на неё фонариком

То, что на этот раз нам предстоит вести к главной цели сразу двух героев, с самого начала наводило на мысли о кооперативе. Но стоит нам углубиться в дебри Города, и мы поймём, почему эту опцию не стали вводить в геймплей. У Шестой есть важная и конкретная роль: помощника, проводника и внутриигровой подсказки. Она покажет на ключевой предмет или место, вовремя активирует нужный механизм, поможет забраться на недоступный выступ и даже проложит путь в сложных погонях и некоторых акробатических маршрутах. Вдобавок у неё своя жизнь, свой сюжет и, возможно, своя — неведомая нам — миссия. И эта её «отдельность» то и дело прорывается в мягких намёках сценария. Вот возвращается Моно из своей исследовательской вылазки в Больнице и видит, как Шестая увлечённо ломает пальцы на искусственной руке. И отношение к этому моменту заметно изменилось бы, если бы мы воспринимали девочку как второе «я» протагониста.



Доктор просто собирает трофеи — или это такая доска почёта?

Ты не туда воюешь

Little Nightmares II сделала заметный шаг вперёд по сравнению с первой частью: мир стал не только просторнее и разнообразнее — он ещё и выглядит более цельным. Но при этом различные здания — школа, больница, магазин, ателье, прачечная — заметно отличаются друг от друга. Переходы между отдельными главами заметны, но одновременно эти интерлюдии замечательно задают нужный тон и настроение.

Отдельной похвалы достойно звуковое оформление. Игра, как и её предшественники, обходится без диалогов, и картину происходящего рисуют возгласы, стоны, шорохи, скрипы, шёпоты, самые разные звуки заброшенного города, гармонично переплетающиеся с саундтреком. В эту симфонию то и дело прорываются агрессивные и зловещие фрагменты Передачи — или шипение белого экрана телевизора. Впрочем, что тут рассказывать, надо слушать: Little Nightmares II достойна того, чтобы проходить её в хороших наушниках. Тем более что ближе к финалу нас ждёт испытание, в котором слух будет важнее зрения.


Моно помогает Шестой, Шестая помогает Моно — в одиночку им бы не удалось так далеко забраться

Игровой процесс тоже переменился. Создатели отказались от завышенных требований к точности прыжка и бросили все силы на проработку головоломок и погонь. Последние, правда, вышли донельзя раздражающими: на пути героя то и дело возникают неожиданные препятствия, противники пользуются любой оплошностью, и каждый участок приходится практически заучивать наизусть, чтобы с честью добраться до финала. К счастью, контрольные точки на этот раз расставили не только логично, но и щадяще: переигрывать даже в худшем случае приходится совсем небольшой кусок.

Головоломки порадуют своих ценителей: они стали ещё изощрённее, ведь теперь в некоторых из них задействовано сразу два персонажа, и любые опции их командной работы используются на всю катушку. При этом все игровые задачки, от самых простых до «многоэтажных», абсолютно логичны: местами можно уткнуться в тупик, но решение рано или поздно всё равно появится, если внимательно изучить близлежащие территории.


Взрослые не причинят вреда детям, если те не будут мешать им смотреть телевизор

Анкор, ещё анкор!

Впрочем, не все ошибки остались в прошлом. Сложности, которые возникали в первой части из-за принудительного сочетания «объёмного» мира и фиксированной камеры, остались на месте. Моно охотно спотыкается о самую крошечную кочку и бодро утыкается в углы и косяки — и всё из-за того, что порой попросту не видно, где точно он находится и куда именно идёт.

Особенно бесят такие нюансы управления, как несложно догадаться, в погонях, где каждая осечка кончается страшной смертью. Но мешают они и в более прозаичные моменты: как ни поворачивай камеру, не удастся разглядеть, чем там занята Учительница в дальнем углу класса. А в полузатопленном магазине довольно сложно выставить тележку: потребуется масса попыток, чтобы понять, откуда Моно следует на неё прыгать.


Убежать от Тонкого человека сложнее всего, он бессовестно читерит

Вдобавок из-за того, что игра стала масштабнее и продолжительнее, местами она явно затянута. Некоторые действия и эпизоды откровенно повторяются: к примеру, нам дважды приходится провернуть один и тот же трюк с лифтом. И пусть во всём остальном задачки очень разные, сходство приёма бросается в глаза. А уж розовый лабиринт в Башне и вовсе рассчитан на то, что мы по пути умрём от скуки.

Впрочем, некоторые повторы могут быть не огрехами, а приёмами геймдизайна, тем более что само действо срежиссировано вполне грамотно. Ряд деталей в игре возвращается раз за разом, но уже на другом уровне. Скажем, те же телевизоры: поначалу это лишь бесполезные ящики, но потом они оживают, а затем и вовсе превращаются в порталы. Зрители, поначалу представленные лишь опустошённой одеждой, со временем вернутся и доставят нам массу неприятностей. Может, в творениях Tarsier действительно нет ничего случайного, и повторы — один из ключей к пониманию сюжета?


Выглядит как игры детишек, но рентгеновский аппарат помогает с важной головоломкой

Жизнь в розовом свете

Bamdai Namco не боится спойлеров — и мы не будем. Разумеется, ограничимся самыми невинными: поверьте, игра в любом случае удивит неоднократно. А уж финал, о котором мы ни слова не скажем, гарантированно выбьет из вас дух. Но те, для кого и это слишком, могут дочитать главу после того, как придут в себя после титров.

Так вот: если у Tarsier действительно нет ничего случайного, то нельзя не вспомнить самый главный повтор игры: музыкальную шкатулку-шарманку. Помните, ею развлекала себя Шестая, томясь в заключении у Охотника? Игрушка вернётся ближе к концу, но уже на совершенно другом уровне, и её мелодия и мягкий розовый свет приведут нас к самой главной схватке. И именно её нам придётся разбить, чтобы всё вернулось на круги своя.

Давайте ещё раз, сначала: игрушечная шарманка, безобидная музыкальная шкатулка, которая у любого ассоциируется с воспоминаниями о детстве, мирной и безмятежной жизни. Нежный и тёплый розовый свет, так непохожий на всё, что мы видели в кошмарном городе. И в опасном и сложном бою нам необходимо прервать эту мелодию и погасить этот свет? Что, чёрт побери, здесь происходит?


Эта комната на фоне остальных локаций может показаться спокойной и почти уютной — если не знать, кто скрывается за стеной

Ещё раз вернёмся к началу. Мы не знаем, куда направляется Моно и зачем, мы не знаем, куда с такой целеустремленностью побежала Шестая, как только открыли её камеру. Но их пути совпадают до самого конца! И дети дружно не колеблются, когда надо разделаться с очередной помехой. В силу особенностей игрового процесса участь хвататься за молотки и топоры выпадает мальчику, то есть нам. Но не беспокойтесь, Шестая ничуть не будет напугана жестокостью: помните пальцы искусственной руки?

Посмотрим на эти крошечные фигурки с точки зрения горожан. Да, их жизнь не самая идиллическая: кого-то давно уже нет на этом свете, а кто-то кончает с собой от безысходности прямо у нас на глазах. Но случайно ли то, что самыми живыми и здоровыми оказываются те, кто постоянно пялится в экран телевизора? Что, если именно Передача и поддерживает в них силы к существованию?


Тонкий человек выходит из телевизора, это важно знать для понимания здешнего мира

Концовка, непредсказуемая и будоражащая, как и финал SOMA, открывает массу толкований происходящего в этом мире. И эта теория — далеко не самая фантастическая из возможных.


Один из самых сильных моментов игры: Моно снимает нелепый головной убор, чтобы посмотреть в лицо своему главному страху

Little Nightmares II, судя по некоторым деталям, намёкам и домыслам, всё же не продолжение, а приквел первой части. Да и выглядит она как старшая сестра путешествия Шестой: более разнообразная, яркая, с новыми возможностями и локациями. Обидно, что ей не удалось избавиться от некоторых детских болезней.

Совсем скоро состоится одна из первых крупных игровых премьер 2021 года: 11 февраля выходит Little Nightmares II — не то приквел, не то сиквел, не то спин-офф популярного приключенческого ужастика от Tarsier Studios. Все заинтересованные ещё в декабре могли познакомиться с демоверсией игры, но теперь разработчики показали прессе специальный расширенный вариант, куда включены две сюжетные главы.

Лес, Город и Башня

Во второй части игровой мир стал намного шире и разнообразнее. Если в Little Nightmares мы были постоянно заперты в мрачном Чреве, то действие Little Nightmares II начинается в лесу — это делает её ещё более похожей на Inside. Да и знаменитый жёлтый дождевик Шестой не сразу появляется в кадре: главный герой теперь мальчик по имени Моно. Он просыпается около старого телевизора, валяющегося в густой траве. На голове у Моно бумажный пакет с прорезями для глаз, но это не навсегда — по пути можно будет раздобыть другие головные уборы и переодеть протагониста. А вот телевизоры будут нас преследовать на всём пути, ведь именно в них сокрыта разгадка тайны местных чудовищ.

Где-то далеко возвышается Башня, откуда исходит Передача, — она лишает местных обитателей воли и сознания и постепенно размывает их человеческую сущность. Да, страшилка не новая, но её реализация вполне успешно нагоняет жути. Моно по какой-то причине способен противостоять силе Передачи, и если он доберётся до её источника, то, возможно, сумеет спасти этот мир — хотя нас наверняка ждут сюжетные сюрпризы. Путь, который предстоит герою, уж точно не будет простым и коротким: по продолжительности вторая часть должна стать намного больше оригинала.


А пока мы пробираемся через лес, и впереди нас ждёт встреча с жутким Охотником. Он утыкал все подходы к своему жилищу смертоносными ловушками, а сам вооружен фонарём и дробовиком. Вдобавок в его кладовке давным-давно заперта Шестая — стены её камеры испещрены пометками: девочка пыталась считать дни своего заточения, но потом у неё, похоже, кончился мел.

Поначалу Шестая не доверяет Моно и пытается сбежать и от него тоже, но быстро понимает, что в одиночку ей придётся несладко. Отныне дети, разлучаясь и вновь встречаясь, будут искать путь, решать головоломки, противостоять жутким существам и удивляться и ужасаться неожиданным находкам вместе.

Осторожно, у него топор!

Основные механики Little Nightmares перекочевали во вторую часть без особых изменений. Герою предстоит заниматься паркуром, незаметно пробираться по укромным местам, искать ключи и швыряться обувью и прочими предметами: хотя заводные обезьянки покинули этот мир, на смену им пришли кубики, мячи и неизменные туфли. Но благодаря тому, что теперь Моно помогает напарник с искусственным интеллектом, головоломки и платформенные элементы стали более разнообразными и изощрёнными.

Шестая — отличный, хотя и порой весьма своенравный помощник. Девочка ловко подставит руки, чтобы забросить героя на недоступную высоту, поймает его при прыжке через широкую пропасть и порой даже начнёт решать задачки самостоятельно, схватив ключевой предмет. Она без промедления присоединяется к Моно, когда тот пытается сдвинуть тяжеленный ящик или прокрутить лебёдку, и подаёт знак, где её искать, если дети теряют друг друга на локации. А если она вдруг отвлечётся или задумается, мальчик может её окликнуть: для этого выделена особая кнопка. Вдобавок Шестая практически никогда не путается под ногами: пока Моно мучается над головоломками, она и вовсе может найти себе занятие неподалёку. А потом присоединится, как только путь будет открыт.


Прыгать и карабкаться придётся достаточно часто. Но прятаться — ещё больше

Разработчики добавили ряд уместных новшеств. В ходе бегства от Охотника героям приходится научиться нырять, чтобы укрыться от него под водой, — и да, утонуть можно, так что надо рассчитывать силы. И если в первой части Шестая предпочитала полагаться на ловкость и смекалку, то Моно вполне способен прибегать к агрессивным способам решения проблем. На некоторых локациях можно отыскать топор, кувалду, разводной ключ или обрезок трубы — и даже пустить их в ход. В боевик игра, впрочем, не превращается: силёнок у мальчика хватает разве что на поединок со слабым противником. Чаще оружие пригождается, чтобы сделать проход, разбив полусгнившие доски.

Тишина в библиотеке!

В Белом городе, где нашим героям предстоит отыскать загадочную Башню, собраны, пожалуй, самые архетипичные сеттинги традиционных ужастиков. На gamescom разработчики показывали уровень в жуткой заброшенной Больнице, а в новой демоверсии, помимо полного опасностей Леса, открыта не менее жуткая Школа, где царит жестокая и властная Учительница.

Школа — это скорее интернат: здесь пустоголовые (в буквальном смысле) ученики не только сидят за партами, но и спят и развлекаются. Причём развлечения у них отнюдь не идиллические — Моно то и дело рискует влететь в их смертельную ловушку или попасться им на зуб. К счастью, ученики не слишком внимательны, так что к некоторым из них легко подобраться и снести черепушку. Впрочем, от этого они даже не умирают: чтобы сидеть на уроках, голова не нужна.


Нет топора — сойдёт и поварёшка: у школьников головы не слишком крепкие

Босс локации, классическая Учительница в старомодной юбке и со столь же старомодной укладкой, намного коварнее. Эта школьная тиранесса легко высмотрит Моно, который неосторожно высунулся из-за угла, — причём из-за особенностей камеры не всегда легко понять, какие части класса укрыты от её глаз. По её сигналу ученики весело набросятся на мальчика и растерзают его в клочья. А если помощников рядом нет, она и сама справится: вытянет шею метров эдак на двадцать и проглотит героя с потрохами. Из-за этих анатомических особенностей Учительницы уровни с ней изобилуют испытаниями на скорость и реакцию.

Больница, которую мы видели в прошлом году, стала ещё ужаснее. Здесь можно отыскать едва ли не все классические страшилки о врачах-садистах и жертвах безумных экспериментов: расчленённые трупы проявляют признаки жизни, ванны завалены гниющими останками плоти, а отрезанные кисти гоняются за героями, причиняя массу проблем, и легко уклоняются от ударов. Но страшнее всего — ампутанты: существа, похожие на манекены с арматурой вместо рук и ног. Они боятся света и способны двигаться лишь в темноте, так что фонарик Моно их успешно обезвреживает, хоть и временно. Звучит довольно просто, но когда эти полулюди собираются плотной толпой, становится не до смеха: орудовать фонариком приходится максимально энергично.


Шкафы, как и прочие преграды, не остановят Учительницу, которая ревностно следит за порядком

Иное время, иное место

Показанное в демоверсиях пока не позволяет со всей определённостью судить, когда именно происходит действие Little Nightmares II: до того, как Шестая оказалась в Чреве? После её освобождения оттуда? Или же всё её путешествие по пристанищу чревоугодников произошло, когда детей в очередной раз разлучили, утащив девочку куда-то за границы экрана? Вероятно, некоторые детали прояснятся после релиза, однако не стоит ожидать, что разработчики из Tarsier дадут прямые и точные ответы, — это не в их стиле.

Впрочем, будущее приключение можно рассматривать и как полностью самостоятельную историю, тем более что с Чревом новый мир мало что связывает — помимо общей мрачности бытия, разумеется. У нас новый герой, новая цель и новый путь с новыми опасностями, так что пуститься в него вполне могут те, кто не знаком с первой частью. Разве что для них будет больше сюрпризов, если (или когда) проявятся истинные привычки Шестой.


Телевизоры — не просто абстрактный образ. Здесь, к примеру, они помогут забраться на пару этажей выше

Демоверсия, которая кажется до обидного короткой, хотя в неё и включили две полные главы, показывает, что игра не теряет сюрреалистического духа даже при выходе на открытые пространства. Всё в ней в порядке и со звуком, и с атмосферой, и с разнообразием: пробежки, головоломки, паркурные испытания на скорость и стелс-задачки расставлены по ритму так, что ни один из элементов игрового процесса не успевает наскучить.

Недостатки? Есть и недостатки. Тем, кто попытается пройти игру, пользуясь клавиатурой и мышью, придётся ох как несладко. И дело не только в том, что регулярно приходится зажимать и удерживать триггеры: при своей всей коридорности мир здесь полностью трёхмерный, и героя то и дело приходится позиционировать чуть точнее, чем это могут обеспечить стандартные WASD или стрелочки. Хотя столь филигранной аккуратности, как в оригинале, от пользователя больше не требуют, в целом игра откровенно заточена под геймпады — и нет никаких гарантий, что положение изменится к релизу.

В ходе путешествия можно нажать определённую клавишу, и тогда Моно возьмёт Шестую за руку. Это совершенно никак не сказывается на геймплее — девочка и так не потеряется, — но именно эта возможность сильнее всего убеждает в том, что Little Nightmares II заслуживает внимания. Видно, что разработчики не пожалели времени и сил на то, чтобы наполнить игру неважными, но такими трогательными деталями.

Напоминаем, что проект выйдет как на РС, так и на всех актуальных консолях: 11 февраля — на PlayStation 4, Xbox One и Switch, а чуть позже — на PS5 и Xbox Series.

Tarsier Studios анонсировала Little Nightmares II — и это логичный шаг, учитывая успех оригинальной игры и её недавний порт на Switch. Посему я решил узнать у разработчиков, чего фанатам ждать от второй части, как там дела у Шестой и что это за новый персонаж с бумажным пакетом на голове.

Никакого кооператива

Главных героев на этот раз двое: уже знакомая нам Шестая и новичок Моно — мальчик, скрывающий лицо под бумажным пакетом. Хотя двух персонажей так и хочется отдать под контроль сразу паре игроков, разработчики подчеркивают, что Little Nightmares II — одиночный проект. По их словам, они думали о полноценном кооперативе, но отказались от него, ведь постоянно поддерживать правильный уровень напряжения и тревоги сразу у двух игроков невероятно сложно. К тому же в коопе Шестая потеряла бы свою индивидуальность, превратившись из самостоятельного персонажа в «аватар» одного из игроков. И поскольку в своё время мы переживали за эту девочку гораздо больше, чем, скажем, за вязаную игрушку Ярни из дилогии Unravel, это решение вполне можно понять.


Старых монстров мы не встретим, а вот некоторых новых уже когда-то видели. Скажем, портрет Учительницы можно было заметить в доме Леди в дополнении Residence к первой части Little Nightmares

В общем, играем мы за… Моно, в то время как Шестую будет контролировать ИИ. Тем не менее мы будем довольно плотно с ней взаимодействовать. Например, игрок может попросить её активировать тот или иной механизм или проверить какое-нибудь место, и, если просьба будет иметь смысл, Шестая её выполнит. Но она не будет просто идти за вами и ждать приказов. Мы уже узнали её бойкий характер из первой игры, и здесь он тоже будет проявляться: скажем, иногда она сама будет вырываться вперёд и решать часть головоломок, не дожидаясь ваших указаний.

Что же до Моно, то он, в отличие от Шестой, умеет использовать небольшие предметы не только для решения головоломок, но и чтобы драться с некоторыми мелкими врагами. Однако игра от этого не превратится в экшен: пробиться сквозь уровни с обломком трубы наперевес не получится, а с гигантскими монстрами Моно вообще ничего не сможет поделать. Зато он даст отпор врагам поменьше, чтобы сократить путь до безопасного места.

Первые подробности о Little Nightmares II
Первые подробности о Little Nightmares II
Первые подробности о Little Nightmares II
Первые подробности о Little Nightmares II
Первые подробности о Little Nightmares II

«Кошмарики: пре-сиквел»

Разработчики обещают эмоциональное повествование о доверии, борьбе и дружбе двух маленьких детей перед лицом большого и страшного мира. И подчёркивают: Little Nightmares II вовсе не обязательно окажется прямым продолжением первой части. По их словам, игроки должны будут сами понять, в какой момент относительно оригинала происходят эти события.

Что же до развития персонажей, то эта история изменит их обоих. Про Шестую мы уже кое-что узнали в прошлой игре, с Моно же будем знакомиться с нуля — но, как и в прошлой части, не все подробности его прошлого окажутся приятными.


Символ на телевизорах с промоматериалов игры (более детальная версия по ссылке) как будто отсылает к Биллу Сайферу из Гравити Фолз. Разработчики признались, что они и правда большие фанаты этого мультсериала, но это ни в коем случае не официальное сотрудничество с Алексом Хиршем или Disney

Моно, как и Шестая, полон загадок. Скажем, почему у него бумажный пакет на голове? В любой другой игре это была бы милая маленькая деталь, но во вселенной Little Nightmares милые детали, как правило, не указывают ни на что хорошее. Почему он носит пакет? Просто прячет лицо? Из чувства вины? Или под маской скрывается нечто действительно ужасное? Не удивлюсь, если его история окажется сродни трагедии Фауста из серии Guilty Gear. Напомню, что во вселенной файтингов от Arc System Works Фауст был всемирно известным доктором, который сошел с ума и стал серийным убийцей после того, как на его операционном столе умерла маленькая девочка. Дальше — миллионы смертей, раскаяние и решение никогда (ну почти) не снимать с головы бумажный пакет, чтобы навсегда скрыть свою ужасную сущность от остального мира.

Кроме того, не стоит забывать, что у Шестой тоже не всё в порядке. Никто не говорил, что её проблемы с голодом исчезли. А из-за них у друзей может возникнуть определённое… недопонимание. Я спросил у разработчиков, попытается ли Шестая съесть Моно и не опасна ли она для него, на что они туманно ответили: «В этом мире все опасны для всех».




Такие фигурки Bandai Namco раздавала посетителям презентации их линейки на gamescom. Знакомая деталь: у Сторожа из Little Nightmares были такие же длинные руки. Неужели Шестая превратится в одно из чудищ, от которых с таким трудом убегала?

Побег из «Чрева»

На постере игры можно разглядеть ещё несколько намёков на её содержание. Что за высоченная фигура нависает над героями, разработчики отказались сообщить, зато немного рассказали про вышку на заднем плане. Это сигнальная башня, а на её вершине работает передатчик, играющий важную роль в сюжете. С него по этому миру распространяются непонятные сигналы, которые принимают все экраны в округе (отсюда и телевизоры со странными символами). Вдобавок сигналы неприятным образом влияют на всех, кто живёт в этом мире. По словам разработчиков, на Моно и Шестую они тоже подействуют, и из-за них дружба героев подвергнется серьёзным проверкам. Как знать — если это приквел, то, возможно, именно из-за этого передатчика у Шестой начнутся проблемы с голодом.


Создатели игры утверждают, что телевизоры каким-то образом участвуют не только в сюжете, но и в геймплее. Даже консоль в зоне интервью была выполнена вот в таком уникальном дизайне

Также известно, что местом действия Little Nightmares II станет внешний мир и «Чрево» мы не увидим. Монстров с этого жуткого корабля мы тоже не встретим, потому что, как сказали создатели игры: «Это и без того достаточно большой мир. И вообще радуйтесь, что хотя бы этих тварей что-то сдерживает». По их словам, окружение новой игры создавалось так, чтобы места вроде «Чрева» были здесь, гм. к месту. Так что и школа, и обыкновенный лес предстанут перед вами совсем не в «диснеевских» вариантах. А уж от персонажей вроде Охотника или Учительницы точно не стоит ждать ничего хорошего!

Little Nightmares 2 выйдет на PS4, Xbox One, PC и Switch (причём одновременно, а не как в прошлый раз!) в 2020 году. Точной даты релиза пока нет.

В середине октября разработчики из Tarsier Studios разослали журналистам небольшой фрагмент из кампании Little Nightmares 2. В своё время оригинальную игру часто сравнивали с Inside, но если о следующем релизе Playdead мы практически ничего не знаем, то с сиквелом «маленьких кошмаров» всё более-менее понятно. Он выходит 11 февраля 2021 года и напрямую развивает геймплей и идеи оригинала.

Первую Little Nightmares журналисты в 2017 году нарекли «философским платформером», и в такой подаче, возможно, даже есть смысл. Да, игра состояла из множества напряжённых ситуаций и простеньких головоломок, но всё происходящее в ней постепенно складывалось в нечто среднее между мрачной антиутопией и страшной сказкой для взрослых. И, что особенно важно, повествование велось исключительно с помощью визуальных элементов, геймплея и звука — без единого слова.

Про нарратив второй части по демо сказать что-либо невозможно, но во всех остальных аспектах сиквел выглядит хорошо. Ну а теперь — давайте к отдельным деталям.

Что приятно, если вы взяли одну батарею, то Шестая автоматически поможет донести вторую
  • В Little Nightmares 2 вы играете за нового главного героя — Моно. После побега из Чрева Шестая встречает его на берегу, и они вместе направляются к Чёрной башне, которую контролирует таинственный Диктатор.
  • Со стороны вторая часть иногда выглядит как кооперативная игра, но нет — за Шестую второму человеку с геймпадом поиграть не дадут. Ей управляет ИИ, но она при этом принимает непосредственное участие в истории и геймплее. Где-то — сдерживает врагов, давая Моно больше времени, а где-то — открывает ему двери или помогает переносить ценные предметы. Шестая одновременно сокращает количество рутины и добавляет новый слой геймплея, но она с главным героем далеко не всегда — в самые страшные моменты ему приходится сражаться в одиночку.
  • В показанном отрезке у меня возникли проблемы с Шестой только один раз — когда выяснилось, что она может схватить доску, перекрывающую дверь, только с одной стороны. В этом моменте требовалось совместное действие, и я своим Моно блокировал ей подход к точке старта анимации. Впрочем, до релиза ещё много времени, и такие вещи наверняка поправят.
  • Действие всего демо происходило в жуткой лечебнице. Чтобы пройти дальше, мне нужно было найти две батареи для лифта. И они — по всем законам жанра — оказались в двух разных концах здания.
  • В правом крыле лечебницы Моно предстояло столкнуться с очень неприятным (и визуально, и по звуку) мини-боссом — оторванной кистью, которая способна проникнуть почти в любое место. Если она схватит главного героя, это моментальная смерть. К счастью, кисть медлительна в своих атаках и всегда чётко показывает, когда готова прыгнуть. По меркам Little Nightmares 2 это стандартный противник, который требует соблюдать тайминги и действовать безошибочно.
  • Во втором крыле разработчики куда более изобретательны. В качестве противников тут — кошмарные манекены, которые застывают, если на них посветить фонариком. Эта механика порождает как интересные головоломки (когда вам нужно переместить противника в нужное место), так и напряжённые эпизоды, в которых приходится контролировать десяток врагов разом.
  • После получения доступа к лифту Моно и Шестая спускаются вниз, где слышат какой-то грохот и встречают нового злодея — тучное существо, которое висит под самым потолком.

По полученному нами демо пока трудно сделать какие-то чёткие выводы, но, похоже, вторая часть сохранила некоторые минусы оригинала. Управление тут ощущается нечётким и подводит в самых тяжёлых ситуациях — особенно, когда нужно направлять фонарик стиком геймпада или же быстро забираться в какое-то узкое пространство. Вполне возможно, что это осознанное решение разработчиков, из-за которого ты нервничаешь в два раза сильнее, чем следует, но всё-таки у Inside тут явное преимущество.

Ну и другой заметный минус — не всегда очевидные пути прохождения. И речь не о головоломках, а об эпизодах, где ты умираешь, потому что под этот конкретный стол герой вдруг забраться не может. Один раз в поисках правильного маршрута я даже умудрился застрять в текстурах.

Плюсов у игры значительно больше: тут и красивый арт, и хорошо выдержанный стиль, и постоянное ощущение тревоги и страха. Проходить Liittle Nightmares 2 в наушниках ночью — настоящее испытание. Если вы любите пощекотать себе нервы и вас не смущают мрачные миры, из которых высосали всю радость, то вам определённо стоит обвести 21 февраля в календаре.

Разработчики подтвердили, что игру бесплатно обновят для PS5 и Xbox Series X, но патчи выйдут спустя какое-то время после релиза.

Прямо в момент публикации этого материала на нашем канале должен стартовать стрим этого фрагмента Little Nightmares 2.

Читайте также: