Кланы каледонии настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Рынок настольных игр продолжает расти и развиваться по всему миру. Но не всё так радужно, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны увеличение количества новых игроков в индустрии должно привести к росту качества продукции, с другой… С другой у потребителей возникает серьёзная проблема — сложность выбора.

На сегодняшний день, предложение превышает спрос. Объективно. Ассортимент просто огромен. Теперь приходится отделять зерна от плевел. И каждая новая покупка — это долгий процесс подготовки и изучения всех плюсов и минусов. На отечественном рынке подобная ситуация в новинку. Ведь ещё год назад — любая локализация воспринималась как манна небесная. Сейчас же это скорее очередной удар по бюджету и превращение хобби в коллекционирование… Что не есть положительная тенденция.

Но к чему это я? Ах, да… Отыскать бриллиант среди сотни подделок стало сложнее. И именно так произошло с настольной игрой Кланы Каледонии, представленной на Эссене 2017. Казалось бы — очередное евро с привычным артом. Ничего сверхъестественного, проходите мимо. И многие проходили… Но как же они заблуждались… И как же ошибался я. Сегодня мы поговорим именно об этой игре. Встречайте Clans of Caledonia (Кланы Каледонии)…


Сложно поверить, но внутри небольшой коробки огромное количество игровых компонентов.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Согласно игровым правилам. «19 Век. В те времена Шотландия переживала промышленную революцию, что оказывало большое влияние на её торговлю и экспорт. С увеличением численности населения росло производство еды, мпортируемый дешёвый хлопок вытеснял льняные изделия, а разведение овец становилось почти повсеместным. Нашествие виноградной тли в конце XIX века сильно ударило по производству вина и бренди во Франции, но дало толчок к развитию индустрии шотландского виски, который начал поставляться в качестве замены коньяка и быстро получил статус элитного алкогольного напитка во всей Европе.

В этой игре вы возглавите известные исторические кланы, не похожие друг на друга. Вам предстоит соперничать за производство, торговлю и экспорт сельскохозяйственных товаров, а также своего знаменитого виски

МЕХАНИКА ИГРЫ

Многие знают, что настольная игра Кланы Каледонии — выпускник площадки Kickstarter. Почти 6,5 тысяч поддержавших проект. Вы только вдумайтесь в эту цифру. А всё, что обещал автор — это уникальный коктейль известных механик, включающий в себя элементы построения «движка» (как в Terra Mystica), динамичный рынок (как в Navegador) и экспортные контракты (как в Voyages of Marco Polo). Ну, да. Ещё был арт от Клеменса Франца, не претендующий на звание уникального и деревянные фишки разных видов. И тем не менее проект оказался успешным…


Примерно так выглядит игровой процесс (не считая того, что жетоны славы должны быть перевёрнуты)

Спустя время появилось большое количество сравнений с гениальной Терра Мистикой и конечно же Проектом Гайя… Автор изначально говорил о том, что часть игровых механик заимствована, поэтому не стоит удивляться. Порядок и принцип размещение первых рабочих на игровом поле; Получение бонуса за соседство на прилегающих территориях; Принцип распространения по игровому полю, с учётом уровня навигации; Победные очки за самое большое поселение… Ничего не напоминает?

После подобных совпадений, многие даже стали называть Кланы Каледонии — семейным вариантом Терра Мистики. И в чём-то они правы. Но не нужно думать, что Кланы лишились самого важного — глубины. Статус «семейная» ещё не означает — простая… Здесь просто меньше исходных параметров, вариантов, а в результате больше динамики.

ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС

Игровой процесс любой евро игры как правило представляет из себя последовательность действий, которые игроки выполняют по очереди. Кланы Каледонии ничем вас не удивят. Партия длится ровно 5 раундов, каждый из которых состоит из 4 фаз: Подготовка, Действие, Производство и Слава.


16 вариантов игрового поля! С реиграбельностью проблем не будет.

Подготовка — во время этой фазы игроки узнают бонус (жетон Славы) следующего раунда, за который можно получить победные очки и возвращают своих торговцев на личный планшет.

Действие — игрокам доступно несколько вариантов действий, которые они выполняют по очереди

  • Торговля — покупка/продажа товаров на общем рынке;
  • Получение Экспортного контракта — получение задания;
  • Заселение — выставление своей фишки на игровое поле;
  • Улучшение поставок — по сути навигация для увеличения радиуса заселения;
  • Улучшение технологий — для получения большего дохода во время фазы Производство;
  • Наём торговца — только торговцы могут покупать/продавать товары на рынке;
  • Выполнение экспортного контракта — получение положенных бонусов;
  • Пас — завершение текущего раунда конкретным игроком и получение денежного вознаграждения, а также определение очерёдности хода в следующем раунде.

Производство — игроки получают доход в виде монет, товаров сырья и товаров продукции. Да, именно в эту фазу, вы сможете сварить из своего молока сыр, или испечь хлеб из выращенного или только что купленного зерна.

Слава — в конце раунда игроки получают победные очки за выполнение требований жетона славы (например за каждую территорию стоимостью 5-6 монет, которую занимает игрок положено 3 победных очка и так далее).

Вот казалось бы и всё! Но… Самое сладкое в этой игре — деньги. Считайте, что перед вами экономическая модель в миниатюре, максимально приближенная к реальности. Каждое ваше действие будет сопровождаться звоном монет. Покупка, продажа, заселение новых земель, модернизация, наём рабочих… Всё крутится вокруг денег, которых вам постоянно будет не хватать. Такова жизнь… А всё остальное — типа товаров и ресурсов, необходимо лишь для выполнения контрактов и грамотной торговли. Основа всей игры — это монеты… Игрок, который сможет найти правильный баланс между получением победных очков и монетами, и окажется победителем…

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. В сети достаточное количество не самых лестных отзывов об «однообразных» и «бездушных» работах австрийского художника Клеменса Франца. Рука мастера видна невооруженным взглядом. Вы все сталкивались с его последними работами — Каверна, Орлеан, Гранд Отель Австрия, Остров Скай, Королевские Товары… Всё это конечно же дело вкуса и спорить бесполезно. Но я не зря упомянул именно отрицательные отзывы… Поскольку, эти люди, выражающие своё недовольство, сейчас утверждают, что в Кланах Каледонии подобный арт выглядит невероятно гармонично. И это действительно так…


Жетоны славы и жетоны портов.

Автор игры в своё время упоминал, что постарался сделать продукт максимально доступным для широкой аудитории. Для снижения конечной стоимости внедрили ряд решений. Так в игре полностью отсутствует органайзер или инлей, коробка компактна настолько насколько это возможно, десятки фишек и жетонов подогнаны по размеру под обозначенные выше требования. В результате игра в разложенном виде потрясает воображение — «Как это могло всё уместится в такой маленькой коробочке»? И, да, арт Клеменса Франца действительно невероятно органично смотрится во всём этом великолепии… Хотя опять же — дело вкуса =)

Тематика и атмосфера. С одной стороны очень спорное решение сделать очередную ферму. Если быть откровенным, то в своё время я прошёл мимо именно по этой причине. Овечки, барашки, коровки… Всё это мы уже видели в Агриколе, Каверне и так далее. Но с другой стороны… Игровая механика так чётко легла на выбранную тематику, что невольно ловишь себя на мысли — пора заканчивать думать стереотипами.

Подготовка к игре. К сожалению, это ложка дёгтя в бочке мёда. Нет, сложного в подготовке к игровому процессу ничего нет. Всё предельно понятно и логично. Но для того, чтобы начать играть — потребуется в среднем 10 минут. Один только планшет игрока требует расставить на нём около 40 фишек и жетонов. А теперь представьте, что уговорили супругу или друзей сыграть партейку, а тут такое… Предупреждайте заранее…

Цена. Знаете, есть такое выражение — «Ценности абстрактны, цены конкретны». На Западе стоимость игры начинается от 50 долларов США. В Европе уже чуть выше — и дешевле 55 евро, игру вы вряд ли найдёте. Говоря же о премиум издании (версии с Kickstarter), то вам придётся приготовить уже около 100 долларов США. Рассуждать в пользу бедных на тему — «но там всего лишь картон и деревяшки…» совершенно бессмысленно. Каждый для себя сам решает насколько содержимое соответствует ценовой политике продавца. В моём понимании цена на игру оправдана и она действительно стоит того, чтобы занять место в вашей коллекции. Учитывая предложение российского издательства CrowdGames на период проведения кампании в 2950 рублей, даже думать не о чем…


Это, наверное, одна из немногих игр, где металлические монеты не предмет антуража, а действительно необходимый элемент игры. Рекомендю к приобретению!

Правила. 12 страниц игровых правил, с подсказками, десятками иллюстраций и примерами из игры… Всё разложено по полочкам. Но учитывая, что перед вами комплексное евро с многообразием вариантов получения победных очков, неискушённым игрокам может быть немного сложно разобраться. Поэтому моя рекомендация — сыграть пробную партию с опытными игроками.

Механика. Как уже говорилось выше — никаких оригинальных открытий. Кроме одного. В игре всё логично от самого начала и до самого конца. Игровая механика полностью соответствует сеттингу. Решили разводить овец? Не вопрос. Значит вы будете обеспечены мясом и шерстью. Решили продать на рынке товар? Пожалуйста, только имейте в виду, что ваши поставки перенасыщают рынок и ваш товар дешевеет. И наоборот. Дефицит порождает спекуляцию… Всё как в жизни и примеров таких масса…


Планшеты игроков.

Влияние элемента случайности. К сожалению есть небольшой нюанс… Во время партии случайным образом будут появляться некоторые игровые компоненты, влияющие на выбор вышей тактики и стратегии (экспортные контракты и жетоны славы). Казалось бы своими действиями вы можете нивелировать влияние элемента случайности. Но есть один параметр, который ведёт к небольшому дисбалансу. Экспортные товары — хлопок, табак и сахар. Проблема в том, что благодаря этим товарам в конце игры можно получить значительное количество победных очков. Но их выход в игру — неконтролируем. Поэтому я бы рекомендовал полностью менять все контракты на новые, во время окончания раунда, чтобы уравнять шансы игроков, а не полагаться на случайность.

Уровень взаимодействия между игроками. В классическом евро прямого конфликта между игроками как правило не предусмотрено. Это нормальная ситуация, поэтому не стоит ждать от Кланов Каледонии чего-то неожиданного. Сжигать чужие запасы бочкового виски и воровать рогатый скот вы не сможете… Но, это не означает, что взаимодействие отсутствует полностью. Вы по-прежнему можете влиять на соперника своими решениями. Брать необходимый ему контракт, занимать «спорные» территории на игровой карте, ломать рынок своими продажами или заниматься откровенной спекуляцией, скупая какой-либо товар или ресурс… Поверьте, экономическая война куда серьёзней прямого конфликта.


Рынок и удивительные товары и ресурсы.

Реиграбельность. 9 асимметричных кланов с уникальными свойствами, 16 вариантов игровой карты, 9 жетонов славы, возможность включения в игру дополнительных модулей (9 жетонов портов), 50 жетонов экспортных контрактов и десятки игровых стратегий. Каждая партия станет уникальной и неповторимой…


9 ассимтеричных кланов. Играть не переиграть!

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Удивительно, но это одна из немногих игр европейской школы, которая играется на одном дыхании. Конечно вы не застрахованы от даунтайма (время ожидания собственного хода) при игре с опытными игроками. Они предпочитают просчитывать всё от А до Я. Но, учитывая, что количество доступных параметров для расчёта гораздо меньше, чем в играх подобного плана (Терра Мистика, Проект Гайя), партия будет проходить динамично. Ведь единственная проблема с который все игроки будут сталкиваться постоянно — нехватка монет… а точнее монеты. Вот увидите. Ровно одной постоянно не хватает =)

Для сравнения — дуэльная партия опытных игроков занимает всего 30 минут!

Информативная загруженность компонентов. Иконографика на высоте. И это не преувеличение. Все обозначения предельно понятны и не вызывают никаких противоречий. Ничего лишнего, всего в меру.


Примерно так выглядит личное пространство каждого игрока.

Игровое пространство. И ещё одно преимущество перед стратегиями подобного плана. Игра достаточна компактна в разложенном состоянии. Игровое поле, планшеты игроков, планшет контрактов, рынок и банк с ресурсами. Конечно же это не походный вариант, но вокруг стола точно не придётся ходить, как это наблюдается в том же Проекте Гайя при игре на 4 игроков.

РЕЗЮМЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Очень сложно пытаться дать объективную оценку игре, которая покорила с первой партии. Но тем не менее я постараюсь…

Плюсы или положительные стороны:

  • Средний порог вхождения, что позволяет игре оказаться в категории семейных. Объяснение правил занимает не более 20-30 минут, но я бы рекомендовал сразу начать первую партию, в которой будут отработаны все возможные действия;
  • Динамичный игровой процесс. Дуэль опытных игроков займёт от 30 до 45 минут. Для игры подобного уровня — это отличный показатель;
  • Понятная иконографика и полное отсутствие текста на игровых компонентах, что делает игру языконезависимой;
  • Наличие соло режима, который в современных реалиях оказался достаточно востребованным;
  • Интуитивно понятный игровой процесс. Игра сама подталкивает к выполнению того или иного действия. Всё, что происходит в игре — максимально логично и не требует глубоких расчётов;
  • Модульное игровое поле и 16 вариантов игровой карты;
  • Присутствие асимметричных кланов, которые вносят в игровой процесс разнообразие и увеличивают реиграбельность;
  • Несколько вариантов получения победных очков, что позволяет игрокам экспериментировать от партии к партии.

Недостатки или отрицательные стороны:

  • Подготовка к игровому процессу (Setup), увы, занимает в среднем около 10 минут. И проблема здесь только в количестве игровых компонентов. Запомнить стартовую расстановку, благодаря понятной иконографике, не составит никакого труда;
  • Отсутствие органайзера для такого большого количество игровых компонентов — преступление по отношению к перфекционистам;
  • Малое количество ассиметричных кланов и жетонов славы (один из вариантов получения победных очков в конце раунда);
  • Наличие экспортных товаров и случайный выход контрактов приводит к несущественному дисбалансу игры в целом. Заметно будет лишь для опытных игроков, поэтому не стоит преувеличивать;
  • Игра слишком хороша, чтобы быть правдой…

Искали качественную стратегию, но вас смущали сложные правила и заявленное время партии? Вы поглядывали в сторону Терра Мистики и Проекта Гайя, но уровень игр вам показался слишком высоким? А может быть вы устали от затянутых партий? Не пройдите мимо Кланов Каледонии. Невероятно динамичная, простая для понимания и глубокая игра, которая по праву занимает достойное место не только среди игр для искушённых игроков, но и идеально вписывается в семейный сегмент. А это дорогого стоит.


А вот так игра начинается. Вот только опять же жетоны славы нужно перевернуть. Хотя, этот момент - опциональный =)

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Я никогда не скрывал своих предпочтений. Для меня продолжительность игровой сессии не должна превышать полутора часов. Если рассматривать ситуацию в идеальном мире — 60 минут. Я люблю себя и своё время. Мне кажется, что это нормально. Игра должна масштабироваться по количеству участников. То есть не должно быть особой разницы между игрой вдвоём и вчетвером. Реализовать подобное сложно, но всё же. И… мои требования не означают, что я не знаком с играми уровня Терра Мистики. Эти самые пожелания и появились после знакомства как раз с такой тяжёлой артиллерией. Поэтому мой скепсис при первой партии в Кланы Каледонии был оправдан. Но как же я приятно удивился. Удивился настолько, что игра занимает теперь первое место в моём личном топе. Рекомендую!

МНЕНИЯ ОБ ИГРЕ

Высоцких Сергей (ведущий, участник проекта Board Game Community):

«Мне довелось сыграть в Кланы Каледонии только один раз. Дуэль за 45 минут. Но этого хватило, чтобы я влюбился в игру. Подобное евро я искал давно. Еще когда болел Терра Мистикой я хотел чего-то с теми же гексами, постройками, но более динамичного, реалистичного, тесного. Все это здесь есть. Динамика, конкуренция игроков, активный рынок, элегантность правил, ассиметрия. Все в игре для меня замечательно. Даже оформление, уж на что я всякие фермы не люблю, мне приглянулось. Даром то, что в игре есть виски! Ну и овцы-ежики просто смешны. Только, видимо, буду брать игронайзер, так она мне понравилась, а хранить в родной коробке, как верно сказал Вассэл, ну очень трудно…»

Моисеенко Андрей (Ценитель виски и еврогеймов):

«Кланы Каледонии настолько прекрасны, что на ближайшей кампании я куплю себе вторую коробку. Еще не знаю кому, но очень хочется их подарить. И вот тот случай, когда понимаешь, что кем бы ни был этот счастливчик — игра ему зайдёт ).»


На недавно прошедшем настолкэмпе много играл во всякое известное и не очень, короткое и длинное, хорошее и неадекватное. Удалось опробовать и модные нынче у западных игроков – а вскоре и у нас, в связи с локализацией – Clans of Caledonia. По приезде домой закрепил и полирнул ещё несколькими партиями, чтобы все кланы по паре раз опробовать, так сказать. А то ж в светском настольном обществе и сказать нечего будет, если не разбираться в трендах. Так что сегодня о «Кланах» и поговорим, теперь мне есть что сказать.


Начнём с того, что автор игры совершенно неизвестный немецкий перец с тремя играми со дна рейтинга BGG, творит с 2013-го года. Казалось бы, что такого может он создать, о чём внезапно заговорил весь мир и всеобщим голосованием выводит настолку на 50-ое место bgg-рейтинга (и 35-ое среди стратегических игр)? Оказалось, что не обязательно ваять что-то уникальное, пытаясь пробиться на вершины – как в недавно обозрённой Heaven & Ale того же года выпуска – а нужно просто взять отличные механики других топовых настолок, смешать их и на выходе получить игру, номинирующуюся на всевозможные настольные награды.

Совсем без уникальности в геймплее, конечно же, не обошлось, иначе в забвение бы отправилась коробка ещё на этапе сборов денег, как это бывает с наборами красивых минек, о которых все знаю, что это просто наборы минек, поэтому даже претензий уже и не предъявляют.


О чём это?

Коробка повествует нам о буднях рабочих шотландских кланов, пашущих без продыху на полях конца XIX века, выращивая и производя всякие разные продукты для поставки за границу, в том числе вискаря в бочках. В общем, нас ждёт немного экономики и производственных цепочек, господа.

Говорить о бесплотности тем настольных игр уже так навязло на зубах за годы написания обзоров, что, пожалуй, впредь откажусь от этого и буду радоваться им. Вдруг кому именно подобная тематика интересна, как когда-то мне понравился антураж Terra Mystica, о котором впоследствии слышал немало «фу, ересь и банальщина какая-то». Так что лучше заткнуться и дать всем наслаждаться тем, чем они хотят.


Что в коробке?

Четыре двусторонних куска поля, чтобы каждый раз конфигурация карты немного разной получалась.


Планшеты игроков, четыре штуки.


Планшеты рынка и контрактов/победных очков.


Куча всяких картонок: тайлы заказов, ресурсов, кланов и прочая.


Деревяшки, куча деревяшек, ка кпринадлежащих каждому отдельному игроку, своего цвета, так и общие ресурсы.



Как в это играть?

Как в Terra Mystica. Строим на поле различные «здания» со своего планшета и получаем соответствующие им ресурсы в конце раунда. Коровы дают молоко, овцы – шерсть, поля – пшеницу, работники - деньги. Три других здания производят «сложные» ресурсы из простых: сыроварни – сыр из молока, винокурни – виски из пшеницы, хлебопекарни – хлеб из пшеницы.

Цель этого строительства и сбора всевозможных ресурсов – обменивать их на победные очки, напечатанные на тайлах контрактов. На каждом тайле контракта написано, что требуется отдать, чтобы получить что-то: в основном очки, ну, и иногда деньги или ещё какие плюшки выдают за выполнение. И, естественно, у каждого игрока собственный клан с личными абилками.


Как-то больше и рассказывать нечего =) Всё настолько евро-геймово, что… Давайте просто особенности перечислю интересные.

Первое – это динамический рынок, на котором за денежки можно приобретать любые ресурсы, а ещё можно там же их продавать. Причём цена изменяется в зависимости от спроса-предложения, что влечёт за собой взаимодействие игроков на экономическом уровне.

Второе – строительство требует золота не только на само здание, но и на траты по освоению земель. Каждый гекс карты имеет ценность от 1 до 6, и все игроки стараются поселиться поближе к выгодным для строительства местечкам, что создаёт нехилую конкуренцию за территории.


Третье – очки, получаемые за контракты, бывают четырёх типов, определяемыми правилами как «импортные товары», а именно хмель, хлопок, табак и сахар. И если хмель – это просто нормальные такие победные очки, то три последних товара имеют динамическую ценность, на которую влияют сами игроки. В конце партии она варьируется от 3 до 5, а собранное вами определенное количество хлопка, табака и сахара умножается на соответствующее число. Так что во время партии, если вы ловкач и предсказатель, то сможете ловко подкрутить свой множитель на циферку побольше.

Четвёртое – интересный ресурс «мясо», разделяющееся на баранину и говядину. Ваши коровы и овцы производят помимо молока и шерсти ещё и мясо, но только тогда, когда выполняется контракт, по которому требуется сколько-то единиц мяса. В этот момент вы должны убрать с игрового поля столько коров/овец сколько соответствующего сорта мяса необходимо доставить заказчикам. Очень интересный механизм, заставляющий искать пастбища подешевле для своих животин, так как, убирая их с поля, вы впоследствие вынуждены снова их «строить», расплачиваясь по полной цене строительства, включающей цену осовения земли.


Впечатления

Начнём с ожиданий. Они были умеренно-высокими, такими же, как определение своей игры авторами словами «средне-тяжёлая стратегия». На фотографиях всё выглядело очень привлекательно. Не могу удержаться при виде карты, расчерченной на гексы, тем более складываемой из нескольких кусочков, аки пазл. Кучки разнокалиберных деревяшек разного вида (дольки сыра, бочки, коровки), планшеты с выставляемыми на них ресурсами и обещанные девять отличающихся кланов – всё это не могло не смущать робкую душу настольщика призывными очертаниями.

Так же привлекало описание, что, мол, это стратегия с производственными цепочками и экономикой. Поэтому ждал не сказать что сильно, но стойко. И, наконец, случай подвернулся вначале попробовать, а затем и заполучить в руки коробочку. Первое, что отметил – её размер. Он небольшой, хотя наполнение весьма добротное, как у любого нормального евро, даже по списку в правилах можно увидеть, что в Clans of Caledonia ого-го формовых деревяшек напихано. Поэтому ожидал увидеть пусть не Terra Mystica-формат, но хотя бы стандартный евро-гейм бокс, типа Voyages of Marco Polo. Получил же очень компактное вместилище компонентов. Понравилось – такие бы коробки большинству настолок, хранить стало бы куда удобнее ящики без воздуха, забитые под завязку наполнением, аккуратно смотрящиеся на полке.


Далее перешёл к игре и обнаружил, что оно с механиками из популярных Terra Mystica, Eclipse, Project Gaja, перекочевавших туда из другой небезызвестной игры. Наверное, можно уже подобный тип настолок выделять в отдельную категорию, где строим здания на поле, открывая таким образом производственные клеточки. Классный механизм.

Дочитав правила до пункта с целями и способом набора очков, понял, что это взято из «Путешествий Марко Поло». Так как был не готов к подобному повороту – думал, оригинальность-то у игры должна быть, всё же топчик мировой – решил сразу не терять надежды, а начать играть.


И знаете, Clans of Caledonia оказалась самобытной. Все эти вышеприведённые доводы, что это тиснуто оттуда, это оттуда, а вот это было в той популярной игре – они, конечно, работают, но ровно до тех пор, пока самолично не разложишь компоненты на столе и не начнёшь понимать, за что настолка попала в bgg-топ.

Интерес в игре представляет не только развитие своего производства, но и собственная изюминка – рынок товаров, на котором динамически меняется цена на каждый из шести видов ресурсов. Если кто-то производит чего-то много и продаёт это, то цена будет падать, и у других игроков появится шанс прикупить этого дешёвого товара по дешёвке. И наоборот, если кто-то активно затаривается чем-то на рынке, производители смогут толкать соответствующий товар на рынок подороже.


Этот рыночный механизм, поначалу кажется интересным, потом его привлекательность падает, так как осознаёшь, что нужно раскачивать собственное производство, а через сколько-то партий приходит новое понимание того, что на рынке можно играть, зарабатывая постоянно нехватающие монеты. Есть даже клан, способность которого завязана на рынке и всячески старается подтолкнуть игрока к его активному использованию.

Clans of Caledonia часто сравнивают с Terra Mystica из-за схожего механизма не только постройки зданий, но и получения бонусов от соседства с поселениями соперников. Только здесь оно даёт преимущества лишь строящемуся возле противника – в момент возведения здания можно неплохо так затариться по дешёвке у соседа товарами. И поначалу, новичкам кажется, что подобное действие такое себе преимущество. Однако, это совсем не так. Механизм вводит в игру ещё один пласт взаимодействия – территориальное.


Вы часто, особенно на четверых игроков, будете строиться по соседству с кем-то, но вот выбор здания, которое будет стоять на границе с поселением оппонента, не столь прост, как кажется. Ведь если вы поставите какую-нибудь сыроварню, а сыр необходим врагу для выполнения контракта, то вы фактически подарили ему кучу золота и победных очков, так как он закупит нужный продукт, благодаря вам, с большой скидкой. Так что, по мне, взаимодействие на поле в Clans of Caledonia куда более осмысленное, чем в моей любимой Terra Mystica.

Вся игра в принципе про освоение земель и выгодное вложение денег, которых постоянно будет не хватать, и которые игрок старается нахапать всеми доступными способами, будь то торговля на рынке, с помощью рабочих (дровосеки и каменотёсы) или способностями своего клана, типа «доярок», продающих молоко по диким ценам, не тратя на это действий вообще (они даже на общем рынке скупают молоко, чтобы потом его втюхать по своей заоблачной цене в 8 монет).


Чем больше играл в Clans of Caledonia, тем сильнее осознавал, как здесь важна каждая монета и каждое действие, вернее его своевременность. После десятка партий вам уже не будет казаться, что, мол, какая разница продать товар за 4 монеты или за 5. Ситуаций, когда не хватит ровно 1-2 монет начнут встречаться всё чаще, по мере вливания игроков в динамку игры и наращивания правильного понимания экономической модели. Это не какая-то суровая специфическая экономическая настолка, но чёткая взаимосвязь и денежная зависимость одного от другого тут прослеживается.

Из этого вытекают и особенности кланов. Помню, в первых партиях их возможности казались совсем уж разными и уникальными. Потом, после ещё пары-тройки игр, показалось, что все они какие-то безликие и сливаются в «мы за это денег больше получаем, а вы за это». Но, отыграв ещё больше, осознал насколько не прав.


Да, «доярки» получают просто много денег за молоко, это круто. Другой клан, строит производственные здания с большой скидкой, и тут можно бы было сказать: «Так это те же самые деньги просто в другом виде». Да, но… нет. Динамика у кланов настолько разная, что сходу словами не опишу. Получить много денег, вкладываясь в коров – это чудесно, но получить чуть меньшую по ценности скидку, но своевременно и в более ранних раундах – тот ещё сок, который нужно правильно научиться выжимать, это вам не за сиськи корову дёргать. Есть ещё клан рыбаков, который на первый взгляд неигравшего человека покажется совсем убогим, со своим дико срезанным доходом за работников. Но как только вы сядете им управлять, то прочувствуете насколько возможность плавать по озёрам хороша в Clans of Caledonia, где места под заселение являются одним из важнейших игровых ресурсов.

В общем, реализация разных кланов мне очень понравились, так же как и в Terra Mystica расы.

В остальном же, мелкие плюшки, типа портов по углам карты, где можно единоразово сделать что-то полезное; задания, смешанные из Терры Мистики и Марко Поло (из одной в конце раунда случайные, из второй – контракты), мореходство для того, чтобы достичь удалённых земель (опять-таки из Терры) – всё это просто увязывается в эдакую добротную евро-консистенцию, за которую мы любим подобные коробки.


В итоге не могу сказать, что Clans of Caledonia обязательна к покупке любому почитателю данной школы игр, но представитель получился знатный, раскладываться будет с удовольствием. Пара человек у нас с первой партии залипли в неё, до сих пор не отпускает, как когда-то было и с TM. Геймплей действительно со своими уникальными особенностями, пусть и видно, что автор пытался придерживаться и даже копировать устои и механики успешных аналогов.

В плюсы игры ещё запишу понятность. Объяснить кому угодно что происходит на поле очень просто. В моём случае оказалось, что гораздо проще, чем TM, где все эти водовороты маны меня безумно радуют, но пояснить человеку, как получать ману, почему-то оказывается нелегко. Тут же: «Ставишь домик рядом с моей винокурней, можешь купить со скидкой виски». Новички легче втягиваются в логику происходящего.


Зачем в это играть?

Clans of Caledonia – игра для тех, кто любит продумывать свою стратегию наперёд (вспомним в какой раз Terra Mystica) выводя её филигранью на протяжении отведённого количества раундов. При этом, в отличие от той же TM, в игру введён незначительный элемент рандома, заключающийся в выходящих на поле заказах, плюс – в не до конца определённой ценности трёх видов победных очков, на которую можно влиять и корректировать игровыми механиками.

И вот тут позволю себе выразить личное «мне нравится» – гораздо приятнее играть в настолку, по ходу которой приходится адаптироваться и менять свои планы более активно, так как в дцатый раз помянутой TM мне этого явно не хватает.


Итог

Смесь из Terra Mystica и Voyages of Marco Polo получилась достойной. Настолка вобрала в себя положительные черты как одной, так и другой. Не так много прямолинейности как в первой, и не так много кубов (рандома) как во второй. А абилки и пути развития у игроков разные, как в обеих предыдущих. Посерединке ровно между этими двумя коробками можно поставить Clans of Caledonia.

Наверное, её ещё с чем-то сравнить можно, но на ум пришли именно эти две популярные и любимые мною игры.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

Сыграно: 5 партий на троих-четверых и 1 партия на двоих

clans-of-caledonia-d181d0b0d0b9d182

Впечатления

DSC03054 copy.jpg

DSC03057 copy

Так, это евро игра, в которой у каждого игрока есть личный планшет с разнообразными постройками, и в ходе игры вы будете строить их на общем поле, чтобы увеличивать производство соответствующих товаров. Товары вы потом можете либо продавать на рынке, когда вам понадобятся деньги (которые здесь нужны на выполнение любых действий), либо использовать их для выполнения заказов, которые принесут в итоге очки и могут ещё сиюминутно дать бонусы.

Это костяк игры в целом: экспансия на общем поле для развития товарооборота и получения в итоге очков за них через экспорт. К слову, поле тут модульное, что обеспечивает вариативность, а при игре вдвоём оно даже уменьшается, чтобы сохранить тесноту.

DSC03056 copy.jpg

• Это тот тип евроигры, где вся информация открыта и рандома практически нет, кроме того, какие кланы, цели раундов и порты выйдут в начале, и какие заказы будут выходить по мере партии.

DSC03051 copy.jpg

Очень помогает то, что все клетки на поле имеют цену постройки. Всегда, когда вы будете что-то строить на поле, вы должны заплатить цену постройки + цену участка земли. Поэтому самые вкусные места для начального расположения — это те, вокруг которых много дешёвой земли, туда и стремимся влезть. Ну, и учесть, что в конце партии мы будем бороться за количество связанных поселений, т.е. чтобы хотя бы теоретически от первого поселенца до второго можно было проложить путь. А ещё неплохо бы построиться в близости от какого-то порта, чтобы воспользоваться его бонусом (очень полезная вещь). Я руководствуюсь этими соображениями.

DSC03062 copy.jpg

• Ещё немного про постройки и товары. Их много: это и животные (овцы и коровы), и производственные здания (сыродельни, пекарни и вискикурни), и пашни, и даже люди (дровосеки с камнетёсами, которые дают деньги).

Мне очень нравится идея, что здесь есть товары первичного уровня: шерсть, молоко и пшеница, для которых нужно построить один вид здания и сразу начинать их получать. А есть товары вторичного типа, которые производятся из первых! Так, сыр можно получить только если у вас уже есть молоко, а хлеб и виски — если есть пшеница.

DSC04336 copy.jpg

Это так здорово и тематично, что чтобы получить бочонок виски недостаточно построить вискикурню, надо ещё сначала засадить пашню, зато из остатков зерна можно печь хлеб :) Меня радует этот двойной товарооборот и необходимость сочетать здания на поле для эффективности.

• Другой очень важный элемент — заказы. Вы можете (и должны) их брать и выполнять для получения очков за экспортные товары (это вообще интересная механика: игроки выполнением заказов сами влияют, какой из трёх экспортных товаров будет приносить больше очков, а какой меньше, но не хочу расписывать подробно), сиюминутных бонусов и для того, чтобы при финальном подсчёте получить очки за максимальное количество выполненных заказов.

DSC08624 copy.jpg

Это очень важная часть игры и по сути основной источник получения очков в конце игры, хотя и не единственный способ в принципе их получать. Можно сказать, что вы развиваете всё своё хозяйство именно для того, чтобы выполнять заказы. Поэтому ими точно нельзя пренебрегать и выбирать нужно тщательно (после нескольких партий до меня это дошло наконец :)) В зависимости от заказов в цене будут те или иные товары, ваши заказы определяют то, какие здания вы хотите построить на поле и какие товары произвести, ибо покупать на рынке всегда дорого, поэтому выполнять заказы стараемся собственной продукцией.

И мне, конечно, очень импонируют заказы ещё потому, что это вносит толкику рандома и вариативности в игру.

DSC03060 copy

• Торговля — ещё один важный элемент игры, здесь есть даже отдельный рынок товаров, на котором их можно и продавать, и покупать. Причём эти действия будут влиять на цену товаров для последующих операций на рынке! Их цена будет снижаться или повышаться в зависимости от того, продавал или покупал их кто-либо до вас.

DSC04594 copy.jpg

Например, клан молочников или клан, выставляющий здания в дельтах рек со скидками, определённо довольно прозрачны, и ими побеждать легче при прочих равных. Но в неумелых руках и они не смогут добыть победу. Верно это и наоборот (я вот умею проигрывать любым кланом! :)))

DSC04335 copy.jpg

• Кстати, вариативность ещё повышается не только засчёт разных кланов, модульного поля и заказов, но и засчёт целей раундов, которые известны с самого начала партии, и различных жетонов портов, которые выходят на игру. Но цели раундов, конечно, влияют на это гораздо сильнее. И ими не стоит пренебрегать.

DSC08749 copy.jpg

• Игра более стратегичная, чем тактическая, и выбранный вами клан будет тоже немало диктовать вам общую стратегию. Но заказы вносят свои коррективы и добавляют толику тактики. Условия на рынке и действия оппонентов тоже могут немало на вас повлиять.

Что касается кризиса, то он тут ощущается в том, что любое действие требует денег, а их постоянно не хватает. Хочется сделать очень много, но нужно тщательно взвешивать и принимать решения, что же нужнее. При этом раундов в игре всего 5.

DSC04601 copy.jpg

DSC08756 copy.jpg

DSC04337 copy.jpg

Но и без того вдвоём у нас получилась очень напряжённая и жёсткая партия. Равенство по поселениям, равенство по заказам и только несколько очков разницы в итоге. Очень интересно, хотя бонусов соседства получали мало, конечно. Зато даунтайма поменьше :)

DSC08622 copy.jpg

Выводы

Получилась стратегичная, увлекательная евроигра, кризисная, с интересным достаточным взаимодействием, в которой нужно пла нировать действия наперёд, но и реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

DSC08754 copy.jpg

Немного обескураживает скромное издание: с маленькой коробкой, в которую впритык помещаются даже уменьшенные компоненты, с недостаточным количеством этих компонентов и т.п. С другой стороны, брать с собой такую компактную коробку очень удобно.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

Сыграно: 5 партий на троих-четверых и 1 партия на двоих

clans-of-caledonia-d181d0b0d0b9d182

Впечатления

DSC03054 copy.jpg

DSC03057 copy

Так, это евро игра, в которой у каждого игрока есть личный планшет с разнообразными постройками, и в ходе игры вы будете строить их на общем поле, чтобы увеличивать производство соответствующих товаров. Товары вы потом можете либо продавать на рынке, когда вам понадобятся деньги (которые здесь нужны на выполнение любых действий), либо использовать их для выполнения заказов, которые принесут в итоге очки и могут ещё сиюминутно дать бонусы.

Это костяк игры в целом: экспансия на общем поле для развития товарооборота и получения в итоге очков за них через экспорт. К слову, поле тут модульное, что обеспечивает вариативность, а при игре вдвоём оно даже уменьшается, чтобы сохранить тесноту.

DSC03056 copy.jpg

• Это тот тип евроигры, где вся информация открыта и рандома практически нет, кроме того, какие кланы, цели раундов и порты выйдут в начале, и какие заказы будут выходить по мере партии.

DSC03051 copy.jpg

Очень помогает то, что все клетки на поле имеют цену постройки. Всегда, когда вы будете что-то строить на поле, вы должны заплатить цену постройки + цену участка земли. Поэтому самые вкусные места для начального расположения — это те, вокруг которых много дешёвой земли, туда и стремимся влезть. Ну, и учесть, что в конце партии мы будем бороться за количество связанных поселений, т.е. чтобы хотя бы теоретически от первого поселенца до второго можно было проложить путь. А ещё неплохо бы построиться в близости от какого-то порта, чтобы воспользоваться его бонусом (очень полезная вещь). Я руководствуюсь этими соображениями.

DSC03062 copy.jpg

• Ещё немного про постройки и товары. Их много: это и животные (овцы и коровы), и производственные здания (сыродельни, пекарни и вискикурни), и пашни, и даже люди (дровосеки с камнетёсами, которые дают деньги).

Мне очень нравится идея, что здесь есть товары первичного уровня: шерсть, молоко и пшеница, для которых нужно построить один вид здания и сразу начинать их получать. А есть товары вторичного типа, которые производятся из первых! Так, сыр можно получить только если у вас уже есть молоко, а хлеб и виски — если есть пшеница.

DSC04336 copy.jpg

Это так здорово и тематично, что чтобы получить бочонок виски недостаточно построить вискикурню, надо ещё сначала засадить пашню, зато из остатков зерна можно печь хлеб :) Меня радует этот двойной товарооборот и необходимость сочетать здания на поле для эффективности.

• Другой очень важный элемент — заказы. Вы можете (и должны) их брать и выполнять для получения очков за экспортные товары (это вообще интересная механика: игроки выполнением заказов сами влияют, какой из трёх экспортных товаров будет приносить больше очков, а какой меньше, но не хочу расписывать подробно), сиюминутных бонусов и для того, чтобы при финальном подсчёте получить очки за максимальное количество выполненных заказов.

DSC08624 copy.jpg

Это очень важная часть игры и по сути основной источник получения очков в конце игры, хотя и не единственный способ в принципе их получать. Можно сказать, что вы развиваете всё своё хозяйство именно для того, чтобы выполнять заказы. Поэтому ими точно нельзя пренебрегать и выбирать нужно тщательно (после нескольких партий до меня это дошло наконец :)) В зависимости от заказов в цене будут те или иные товары, ваши заказы определяют то, какие здания вы хотите построить на поле и какие товары произвести, ибо покупать на рынке всегда дорого, поэтому выполнять заказы стараемся собственной продукцией.

И мне, конечно, очень импонируют заказы ещё потому, что это вносит толкику рандома и вариативности в игру.

DSC03060 copy

• Торговля — ещё один важный элемент игры, здесь есть даже отдельный рынок товаров, на котором их можно и продавать, и покупать. Причём эти действия будут влиять на цену товаров для последующих операций на рынке! Их цена будет снижаться или повышаться в зависимости от того, продавал или покупал их кто-либо до вас.

DSC04594 copy.jpg

Например, клан молочников или клан, выставляющий здания в дельтах рек со скидками, определённо довольно прозрачны, и ими побеждать легче при прочих равных. Но в неумелых руках и они не смогут добыть победу. Верно это и наоборот (я вот умею проигрывать любым кланом! :)))

DSC04335 copy.jpg

• Кстати, вариативность ещё повышается не только засчёт разных кланов, модульного поля и заказов, но и засчёт целей раундов, которые известны с самого начала партии, и различных жетонов портов, которые выходят на игру. Но цели раундов, конечно, влияют на это гораздо сильнее. И ими не стоит пренебрегать.

DSC08749 copy.jpg

• Игра более стратегичная, чем тактическая, и выбранный вами клан будет тоже немало диктовать вам общую стратегию. Но заказы вносят свои коррективы и добавляют толику тактики. Условия на рынке и действия оппонентов тоже могут немало на вас повлиять.

Что касается кризиса, то он тут ощущается в том, что любое действие требует денег, а их постоянно не хватает. Хочется сделать очень много, но нужно тщательно взвешивать и принимать решения, что же нужнее. При этом раундов в игре всего 5.

DSC04601 copy.jpg

DSC08756 copy.jpg

DSC04337 copy.jpg

Но и без того вдвоём у нас получилась очень напряжённая и жёсткая партия. Равенство по поселениям, равенство по заказам и только несколько очков разницы в итоге. Очень интересно, хотя бонусов соседства получали мало, конечно. Зато даунтайма поменьше :)

DSC08622 copy.jpg

Выводы

Получилась стратегичная, увлекательная евроигра, кризисная, с интересным достаточным взаимодействием, в которой нужно пла нировать действия наперёд, но и реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

DSC08754 copy.jpg

Немного обескураживает скромное издание: с маленькой коробкой, в которую впритык помещаются даже уменьшенные компоненты, с недостаточным количеством этих компонентов и т.п. С другой стороны, брать с собой такую компактную коробку очень удобно.

Читайте также: