Обзор sega rally

Обновлено: 04.07.2024

Аркадные гонки всегда являлись коньком SEGA. Вслед за серией OutRun компания решила воскресить на РС еще один знаменитый брэнд - Sega Rally.

Впрочем, nextgen-интерпретация раллийной забавы досталась не только обладателям персональных компьютеров, но и владельцам современных консолей: PS3, Xbox 360, PSP. Присущие подобным проектам кросс-платформенные дефекты, разумеется, не обошли стороной и SEGA Rally Revo.

В первую очередь «кривое» портирование сказалось на управлении. Играть на клавиатуре мучительно тяжело – всему виной дефолтная раскладка клавиш, подходящая разве что мутантам с тремя руками. Настроить все по своему вкусу, увы, нельзя – ГОСТ, не иначе.

С графической составляющей все куда лучше. Пока еще приставки способны выдавать отвечающую всем текущим стандартам картинку. Собственно, видеоряд игры и является одним из ее основных достоинств. Любоваться местными пейзажами – одно сплошное удовольствие. Другое дело, что времени на лицезрение природных красот обычно не бывает – гонки проходят на запредельных скоростях, порой не удается углядеть ближайший поворот, не говоря уже про окружающие детали. Заезды проходят в пяти «климатических зонах» - от тропиков до Арктики. Оптимизация «моторчика» не вызывает нареканий. Все шустро и бегает и отказывается тормозить даже при наличии в кадре большого числа объектов. Опять-таки сказывается девелоперский приоритет на игровые платформы.

Модели автомобилей реализованы на высоком уровне. В SEGA Rally Revo представлен весь список сегодняшних раллийных болидов, плюс – классические модели прошлых лет. Выбор спорткара не имеет особого значения. Аркадные корни, глубоко засевшие в теле игры, уравняли в манере поведения на дороге практически все машины. Если и удается заметить отличия, то они, как правило, незначительны.

Оттачивать водительское мастерство можно в четырех режимах – карьере, заездах на время, быстрой гонке и мультиплеере. Наибольшее внимание, конечно же, уделено чемпионату. Соревнования проходят в трех классах автомобилей. Каждый этап состоит из нескольких заездов/турниров. Условие продвижения вверх – наличие определенного количества очков, выдающихся за победу. Зарабатываем нужное количество «экспириенса» - открываем новые трассы и машины, все вполне стандартно.

Как таковой тюнинг в игре отсутствует напрочь. Перечень полномочий виртуальных гонщиков ограничен возможностью поменять раскраску кузова и подобрать необходимый тип шин. Кстати, выбор последних существенным образом сказывается на финальных результатах и это несмотря на тотальную «упрощенность» SEGA Rally Revo. Вообще, дорожное покрытие реализовано пугающе достоверным образом. Одной из передовых «фишек» движка является динамичная трансформация трассы. Говоря другими словами, покрытие деформируется от воздействия на него автомобилем. Так, на снежных и «грязных» участках остаются настоящие колеи, которые никуда не торопятся исчезать и при повторном прохождении круга. Болиды соперников также не гнушаются физических законов и оставляют следы от колес наравне со всеми. Так что представьте, во что превращается трасса после пары заездов, а ведь неудачный контакт с колеей ведет к прямой потере управления автомобилем.

Зациклившись на этом аспекте, разработчики совсем позабыли о других «симуляторных» составляющих. В результате на дорогах появились невидимые преграды, не дающие водителю уехать в неправильном направлении. Контакт с ними не приводит ни к чему катастрофическому. Напротив, машинки резво отскакивают от барьеров, бесцеремонно вклиниваясь в толпу оппонентов. Как итог, забота о правильной траектории вхождения в поворот отходит на второй план – эдакий Need for Speed на природе. Повреждения, как уже можно было неоднократно догадаться, то же отсутствуют.

Искусственный интеллект конкурентов не блещет сверхспособностями. Но если на ранних уровнях соперничать с AI еще по силам, то на высших категориях сложности кремниевые болванчики становятся настоящими читерами, превращая процесс прохождения в сущий ад.
Правда, прежде чем постигнуть горечь поражения в битвах с не умеющими ошибаться гонщиками, игра успеет изрядно надоесть. Все-таки бьющая через край аркадность приедается куда быстрее «серьезной» реализации. Ураганные скорости и живописные трассы не в состоянии надолго приковать к монитору. И если для консольщиков подобное явление, скорее правило, нежели исключение, то для всех остальных – напротив.

Эффектная снаружи и совершенно пустая внутри забава на один-два вечера. Лучше обратить свои взоры в сторону Colin McRae: DiRT.

Плюсы: сочная графика; сверхзвуковые скорости.
Минусы: быстро наскучивающий геймплей.

Согласно тенденции, обозначившейся в последнее время, мультиплатформенные проекты скоро завоюют мир. Эксклюзивы для какой-либо одной приставки или PC выпускать не выгодно — расходы на разработку высоки, да и безоговорочного лидера на рынке сейчас не наблюдается. Из-за этого, в том числе, сокращается и количество достойных игр, выходящих исключительно на PC — даже стратегии теперь учатся адаптировать под геймпад. Но, с другой стороны, на нашей платформе стали появляться игры, ранее обитавшие только на консолях, прежде всего от японских издателей вроде SEGA и Capcom. Первая за прошедший год выпустила на PC новые части своих серий Outrun, Virtua Tennis, а теперь вот настала очередь и Sega Rally.

Эта раллийная аркада должна быть знакома игрокам со стажем, поскольку имеет довольно длинную родословную, включающую множество игр для всевозможных платформ, среди которых есть и «персоналки». Если коротко, то по своей идеологии Sega Rally гораздо ближе к «сеговской» же серии Outrun, чем к какому-нибудь Colin McRae Rally. Неотягощенные реализмом и мудреными правилами аркадные гонки, которые, однако, проходят по вполне каноническим (хоть и выдуманным) кольцевым трассам на вполне реальных, лицензированных раллийных машинах.

SEGA Rally
Помимо грязи и грунта, среди покрытий присутствуют еще снег и асфальт. Иногда даже вместе взятые.

В новой Sega Rally все примерно так же: шесть машин на трассе одновременно, три круга по полторы минуты и. в общем-то все. Подобная концепция в исполнении Sega Racing Studio несколько старомодна для XXI века. Начать с того, что гонки тут, как и десять лет назад, выглядят максимально стерильно: по периметру трасса огорожена невидимыми барьерами, выехать (или вылететь) за которые никак нельзя. Повреждения машин отсутствуют, жесткой контактной борьбы почти не наблюдается, а все объекты окружения (кроме столбиков-ограничителей) намертво привинчены к поверхности и не разрушаются. Тут можно сказать: бог с ними, с повреждениями — лишь бы ездить было интересно! Но и с ездой тоже есть проблемы: физика машин интуитивно понятна, но очень уж проста и бесхитростна. Без сомнения, логично — если кругом одна аркада, то зачем нам реалистичное управление? Вот только в этом как раз и вся беда — что кругом одна сплошная аркада.

По-хорошему, разработчикам надо было заниматься не клонированием оригинала 1995 года, а ориентироваться на современных лидеров аркадно-гоночного жанра вроде Motorstorm и FlatOut. Если в наличии имеется грязная тропическая трасса, проложенная на фоне вулканов, водопадов и древних каменных монументов, то зачем на этом ограничивать полет фантазии? Добавьте туда опасные трамплины, труднопроходимые участки с грязью «по колено», водные преграды, сложные повороты и перепады высот! Справедливости ради надо отметить, что все это в наличии имеется, но в таком мизерном количестве, что на геймплей почти не влияет. Не хватает непредсказуемости, адреналина и столь необходимого для аркадных гонок фана. Мы, конечно, не призываем приделать к здешним «Субару» и «Фордам» категории WRC нитроускорители — это будет уже за гранью хорошего вкуса, но монотонно накручивать круги до победного финиша — тоже не вариант.

SEGA Rally
Из «Хаммера» получается отличная гряземешалка.

Подсластить этот процесс можно только современными технологиями, с которыми у SEGA как раз все в порядке. И дело не только в превосходной графике, сколько в настоящей, физически корректной грязи, покрывающей поверхность большинства трасс в игре. Sega Rally, как и ожидалось, оказалась второй в мире гонкой после Motorstorm, где можно в реальном времени изменять рельеф дороги и тут же наслаждаться получившимся результатом. На раскисшей грязи или снегу каждая машина непременно оставляет после себя глубокие колеи, которые сохраняются на месте до конца гонки. А поскольку болидов на трассе шесть, то и дорога после одного-единственного круга живо напоминает перерытый колесами глиняный карьер. Главная особенность этой технологии в том, что здесь, как и в реальной жизни, быстрее всего двигаться по уже проложенной колее. Съехали в сторону, чтобы обогнать кого-нибудь, — гарантированно потеряли скорость. Со времен FlatOut c его разрушаемым окружением это, пожалуй, самая удачная геймплейная находка в автогонках. Осталось только дождаться, чтобы ее взяли на вооружение разработчики других внедорожных игр — технологии-то уже позволяют. Ну и смотрятся все эти грязевые процедуры, без преувеличения, шикарно. Особенно удались заляпанные толстым слоем земли машины — вот уж где современные технологии по-настоящему играют мускулами.

SEGA Rally
Интересно, что грязь на машине засыхает под солнцем и смывается при проезде через лужи.

Сами модели авто, правда, выглядят не настолько впечатляюще по сравнению с другими автогонками этого года, но зато их много — более тридцати штук. В наличии есть как современные болиды WRC-класса, так и звезды прошлых лет в лице групп A и B (всевозможные Audi Quattro, Peugeot 205 и Ford Escort). Есть и совсем экзотичные для подобных игр внедорожные багги с шинами-баллонами низкого давления. Впрочем, увидев в списке машин немецкий RUF-RT12 (это такой модифицированный аналог Porsche 997), уже ничему особо не удивляешься.

Новая Sega Rally бесконечно далеко отстала от современных аналогов по качеству геймплея, зато берет свое современными технологиями вроде настоящей грязи и отличной графики. Если вам по душе немного старомодные и не слишком сложные консольные аркады — ее стоит попробовать.

Модели автомобилей явно уступают своим аналогам из Colin McRae: DiRT, но такой впечатляющей грязи, как в SEGA Rally, там и в помине нет.

SEGA Rally Championship — гораздо более важная игра, чем может показаться на первый взгляд. Ее придумал и спроектировал радикальный японский геймдизайнер Тетцуя Мидзугути (Tetsuya Mizuguchi), автор Space Channel 5, Rez, а также недавнего PSP-хита Lumines. Мидзугути первым догадался подружить серьезный вроде бы подход к ралли (тюнинг, штурманы, различные покрытия) с аркадным управлением. Игра вышла в 1995 году на аркадных автоматах и консоли SEGA Saturn, а чуть позже была все-таки портирована на PC. Рабочая геймплей-формула оставалась неизменной во всех последующих изданиях (последняя часть вышла в 2006 году на PS2) и, судя по всему, останется и в новой SEGA Rally (в Америке игра выходит под названием SEGA Rally Revo). Именно по этой причине игру не стоит автоматически заносить в конкуренты Colin McRae: DiRT, который, несмотря на все упрощения, выступает в более взрослой лиге. Мы не случайно указали в графе «Похожесть» PS3-эксклюзивный MotorStorm.

С MotorStorm новую SEGA Rally роднит не только внедорожная тематика, но и нечто более интересное — наличие на трассах настоящей, физически корректной грязи. Причем выглядит эта самая грязь на порядок более впечатляюще, чем у конкурента. Одинокая Subaru Impreza WRX, разгребая почву всеми четырьмя колесами, за один круг превращает поверхность тропической трассы в натуральный глиняный карьер. Если поблизости от места проезда имелась лужа, то свежеобразованные колеи тотчас заполняются водой. А поскольку в финальной версии игры на трассе будут находиться сразу несколько автомобилей, то мы явно можем ожидать ожесточенное аркадное МЕСИВО.

Обратите внимание, что две машины обуты в совершенно разные типы резины. Кто, интересно, догадался поставить на «Ситроен» асфальтовые слики?

Само собой, все изменения дорожного рельефа будут сохраняться до конца гонки. В реальном автокроссе (как и в ралли) на изменчивости покрытия строится один из важных элементов тактики — лидеру всегда приходится расчищать траекторию, из-за чего он сам нередко теряет драгоценные секунды. Аналогичный эффект, надо понимать, будет и в SEGA Rally. Вообще, физически корректное дорожное покрытие — принципиально важный момент для аркадных ралли-симуляторов. Разработчики явно думают в первую очередь не о реализме, а о веселье вроде того, что мы регулярно наблюдаем в серии FlatOut. Точное количество покрытий пока неизвестно, но авторы обещают «восемь разных типов окружения», явно намекая на то, что, кроме грязи, под колесами будут периодически мелькать еще снег и асфальт.

Интересно, кстати, что PSP-версией SEGA Rally заведуют как раз сумасшедшие финны из Bugbear (авторы FlatOut), а PS3, Xbox 360 и PC-вариантом занята SEGA Driving Studios. Последние также обещают продвинутую модель повреждения, что особенно актуально в случае с ралли — контактная борьба при кросс-ралли (это привычные гонки с соперниками по кольцевым трассам) неизбежна.

Интеллекту компьютерных соперников уделено немало внимания. В частности, обещается, что боты будут менять свой стиль вождения в зависимости от состояния трассы и всячески использовать особенности рельефа. Если соревноваться с AI все-таки надоест, к услугам игроков онлайн-мультиплеер.

2007 год обещает быть очень интересным и насыщенным для любителей автомобильных развлечений: сравнительно недавно вышел великолепный Test Drive Unlimited, в этом месяце случился новый Colin McRae, а что будет осенью, даже страшно представить. SEGA Rally в этом смысле выглядит очень правильно — она одинаково далеко отстоит как от высоколобых автосимуляторов, так и от проголливудского угара Burnout и FlatOut. Очень удачное, на наш взгляд, решение.

Будем ждать? Настоящие раллийные автомобили в сочетании с лихим аркадным геймплеем и реалистичной грязью под колесами. Люди из SEGA собаку съели на аркадных автогонках, потому за качество игры можно почти не волноваться.

Скриншот Sega Rally Revo

Пристегните ремни. Выключите мозг. Забудьте все, что вы когда-либо видели в автосимуляторах и автомобильных аркадах. Если вы уже это сделали и при этом готовы потратить полчаса-час на то, чтобы освоить странное управление и привыкнуть к необычной физической модели, делающей Subaru похожей на троллейбус, а также готовы смириться со странным звуковым оформлением и аскетичным набором опций, вы проведете не один десяток часов, разъезжая по очень красивым трассам новой гоночной игры Sega Rally Revo.

Серия Sega Rally появилась на свет в 1995 году на игровых автоматах. Впоследствии эти аркадные гонки были портированы на приставки Sega и (из рук вон плохо) на персональные компьютеры. Несмотря на провал ПК-версии, Sega, вдохновленная успехом игры на игровых автоматах, выпустила продолжение этих гонок под названием Sega Rally 2. Как и предшественник, SR2 сначала появилась на игровых автоматах, а затем была перенесена на персональные компьютеры. Сохранив странную физическую модель первой части, SR2 выгодно отличалась от предшественника хорошей по тем временам графикой, а также наличием ужасающего c виду режима игры под названием «Десятилетняя карьера». И этой осенью, спустя почти семь лет с момента последнего появления серии на ПК, Sega Racing Studios выпустила очередную серию гоночных игр Sega Rally, на этот раз для приставок нового поколения (Xbox 360 и PS3) и, конечно же, компьютеров. В итоге у Sega получился очень красивый и увлекательный имитатор гонок на троллейбусах. Тут вы можете спросить, причем тут троллейбусы, ведь на картинках изображены гоночные автомобили? Сейчас расскажем.

Sega Rally 2 запомнилась игрокам с десятилетнем стажем (или завсегдатаям московских и питерских кинотеатров, где еще остались автоматы с Sega Rally 2), помимо уже упомянутых графических красот, очень странной физической моделью, которая позволяла проходить почти все повороты трасс, не сбавляя скорости, уходя в управляемый занос. В этом «состоянии» машины в SR2 находились практически все время, и ключом к победе в этой игре было не вовремя затормозить, а наоборот – никогда не пользоваться тормозом и всего лишь рассчитывать, когда нужно резко повернуть руль. И все.

Sega Rally образца 2007 года на удивление похожа на то, чем SR2 была семь лет назад: опять та же великолепная графика и пресловутая физическая модель, похожая на что угодно, но только не на управление автомобилем. Но рассказ о Sega Rally мы начнем все же с графики, потому что даже если вам не понравится управляемость местных автомобилей, в Sega Rally Revo стоит сыграть хотя бы ради ее визуальной составляющей.

Перед поездкой поднимите челюсть с колен

Скажем сразу: Sega Rally Revo – без всяких сомнений самый красивый… нет, это не симулятор. Скажем так, Sega Rally – самая красивая гоночная игра на сегодняшний день.

Самая сильная сторона SRR – это, конечно, трассы. Детализация дорожного полотна, будь то песок, грязь или асфальт – просто беспрецедентная. И если в ходе гонок старания художников Sega Racing Studios могут не сильно бросаться в глаза, то во время просмотра повтора заезда, когда можно тщательно рассмотреть каждую кочку трассы, становится очевидно, что по проработанности трасс у SRR попросту конкурентов нет и, судя по скриншотам готовящихся к выпуску гоночных игр, в ближайшее время не предвидится.


Анонсированная разработчиками как одно из главных достоинств Sega Rally динамическая деформация трасс выглядит на десять баллов по десятибалльной шкале (описать словами это сложно, надо видеть самому), не меньшее умиления способны вызвать и комья грязи, гравий или брызги, вырывающиеся из-под колес автомобилей.

Определение «превосходно» касается в полной мере и всего того, что предстает перед взорами игроков и за пределами трассы. Отдельное спасибо стоит сказать разработчикам за с первого взгляда незаметные, но при этом существенно «оживляющие» трассы мелочи, наподобие зрителей, самолетов, пролетающих над крышами автомобилей, и прочих второстепенных объектов, создающих ощущение, что все трассы живут своей жизнью и без участия игрока. Излишне говорить, что все эти мелочи выполнены на самом высоком уровне.

Модели автомобилей выглядят отлично. Есть лишь один недостаток: в кабине отсутствует штурман. То есть, во время заездов его голос слышен. И в меню есть возможность регулировать громкость его советов. А вот модели самого штурмана места в кабине, увы, не нашлось. Однако эта небольшая недоработка ни в коей мере не делает внешний вид SRR хуже.

Газ до отказа, а там поглядим

Рассматривать эту игру как автосимулятор не получится при всем желании, так как никаких признаков симуляции поведения автомобиля нам найти не удалось. И не случайно в заголовке обзора название вида общественного транспорта – 300-сильные раллийные автомобили ведут себя как троллейбусы. Даже ось вращения при повороте расположена приблизительно в центре корпуса. А может, и задние колеса подруливают, только по внешним признакам это определить проблематично.

Любой поворот любой трассы можно (и нужно) проходить, не отпуская педали газа, умело пользуясь склонностью автомобилей к постоянным заносам. Стоит отпустить педаль газа или, того хуже, воспользоваться тормозом, как тут же компьютерные соперники догоняют (и, зачастую, обгоняют) автомобиль игрока. Так что тормозить не надо.

Вообще, рассматриваемую игру надо было назвать наподобие «Sega Drift Rally», а жанр ее определить как «симулятор управляемого заноса», потому что в этом «состоянии» машина будет находиться 90 процентов времени на протяжении всех заездов на любой трассе. При этом для того, чтобы потерять управление и развернуть машину на 180 градусов при неудачной попытке вписаться в очередной поворот необходимо обладать каким-то сверхъестественным талантом.

Говоря об особенностях поведения машин в Sega Rally, нельзя не отметить то, что автомобили радостно стартуют с места при максимальных оборотах двигателя вне зависимости от дорожного покрытия. Определить, за сколько машины разгоняются от 0 до 60 километров в час, нам также не удалось: на это у автомобилей, по версии Sega, уходит менее секунды. Скорость – это, пожалуй, главное (кроме внешнего вида) отличие машин Sega Rally от троллейбусов.

Более того, разницы между машинами в пределах одного класса мы также не обнаружили. За 8 часов игры мы так и не смогли понять, чем Subaru отличается от Citroen (кроме формы и расцветки кузова). Это не говоря о том, что управляемость на разных типах покрытий практически всегда одинаковая (асфальт от грязи с трудом отличимы, управляемость существенно меняется только при поездках по льду). Ах, да. В чем разница между настройками машин Road и Off-Road мы тоже как-то не заметили.

Недоперегнали

Если странности поведения машин в Sega Rally назвать недостатком по большому счету нельзя, то отсутствие многих игровых опций, странное звуковое сопровождение и крайне нестабильный искусственный интеллект - отличный повод для претензий в адрес разработчиков Sega Rally.

Сперва об опциях. На дворе двадцать первый век. 2007 год. А у Sega Rally всего две игровых опции, между которыми игроку предлагают выбрать во время заезда: это выйти из игры и продолжить гонку. Непонятно зачем, но Sega Racing Studios решила, что игрокам не нужна возможность начать гонку заново. А впечатление от игры это в достаточной степени портит.

Далее, в том же меню есть еще три пункта, регулирующие громкость звука, музыки и голоса штурмана, соответственно. С музыкой в Sega Rally дела обстоят гораздо лучше, чем в другом симуляторе от той же компании, Virtua Tennis 3 (там звук хотелось выключить минут через пять). А вот штурман SRR достался, видимо, из мира тенниса. И главная к нему претензия заключается не столько к голосу, сколько к куцему набору подсказок. Поворотов, по версии нашего помощника, всего четыре типа: легкий, средний, 90 градусов и «шпилька». Маловато будет, особенно в сравнении со штурманом, например, DiRT.

Ну и последнее замечание – это нестабильность искусственного интеллекта противников. Очень часто бывает так, что вдруг один из компьютерных гонщиков начинает ехать настолько быстро, что приблизиться к нему (не то что обогнать) становится почти невозможно. При этом неожиданный приступ гениальности у того же гонщика пропадает в следующем заезде и игроку удается обогнать его без проблем. С учетом того, что Sega не дает возможности начать гонку заново, набрать максимальное количество очков в чемпионате становится зачастую очень непросто.

Конечно, особенности физической модели игры ни в коем случае нельзя считать недостатками Sega Rally. Несмотря на вопиющую нереалистичность происходящего, Sega Rally – довольно увлекательное времяпрепровождение. Главное – забыть про то, что это игра про автомобили, потратить некоторое время на то, чтобы привыкнуть к необычному управлению и смириться с невозможностью начать гонку заново. Это не так уж и много, как кажется на бумаге: несмотря на мелкие недостатки и странную модель управления, из Sega Rally получилась действительно неплохая игра. Которую можно посоветовать очень терпеливым любителям автогонок или, идеальный вариант, тем, кто с этим жанром только знакомится.

Читайте также: