Kingdom come deliverance обзор

Обновлено: 06.07.2024

Kingdom Come: Deleverance – это игра находящаяся в разработки и в которую нам с вами удалось поиграть в бета версию. Ее издаёт и разрабатывает независимая Чешская студия Warhorse Studios, состоящая из бывших разработчиков Arma, Mafia и Operation Flashpoint. Они собрались вместе и решили создать серьезную, взрослую ролевую игру от первого лица. Для чего они открыли компанию на «Кикстартере» по сбору средств. И успешно их собрали! Даже перевыполнили план, которой позволил добавить дополнительные элементы в игру.

Действия разворачиваются 1400-сотые годы в королевстве Богемия, части земель богемской короны (в наше время это Чехия). Старый король Богемии умер и перед смертью не смог сделать так, чтобы законный наследник Вацлав IV сел на трон. Этим воспользовался брат некоронованного короля Сигизмунд: он похитил Вацлава и начал грабить его земли, чтобы обогатиться. И в игре используется реальная территория, которая была чуточку изменена.

Игра начинается с того, что сын кузнеца, семью которого убили захватчики, намерен отомстить им, восстановить законного правителя на престоле и сделать так, чтобы в его королевстве был мир и порядок. В самом начале игры мы попадаем в большой открытый мир, в котором мы можем идти куда захотим и делать, что захотим. На сегодняшний день она немного пустовата, нет вообще животных, кроме нашего верного коня, малое количество людей в деревнях, но те которые есть все при деле. Кто-то рубит дрова, кто-то носит ведра с водой или возится в огороде. Также есть несколько магазинчиков, где можно купить, продать или обменять товар. К релизу игры если все это приумножиться, будет живой, насыщенный и интересный населенный пункт.

Боевая система

Развитие персонажа

Систему прокачки в бету версию похоже не завезли… Хотя мы и прокачали с вами уровень, но я потом «потыкался» так и не смог повысить свои навыки. Будем ждать релиза!

Взаимодействие с НПС

Меня шокировала система взаимодействия с людьми, опять же, которую я не видел в других играх! Сражаясь с людьми и если ты их сильнее, они могут убежать, позвать на помощь друзей. А если звать некого, то просто скрыться в лесу. Причем, я хотел перехитрить убегающего, дождаться его в том месте где он был до этого. И что вы думаете?! Видя меня он искал обходные пути, убегал сломя голову, только чтобы я его не догнал. Это выглядит очень реалистично. Так делают многие люди в жизни, которые не хотят по тем или иным причинам видеть кого-либо. Плюс в копилку разработчикам!

Система выживания

В игре предусмотрена система выживания, в которой главный герой хочет спать, отдыхать, он может не хотеть спать, но при этом устать, также его нужно будет кормить, и еда в рюкзаке может испортиться, и если съесть испорченную еду, то потеряются определенные навыки и будет заканчиваться здоровье определенное время, и достаточно длинное. Главного героя можно перегрузить весом, от этого он не сможет бегать, и будет двигаться медленнее. В общем я опять же не припоминаю ни одну из игр, где была бы такая дотошная система выживания. В результате этого при осаде и захвате башен, возможно, нужно будет думать, как прокормить себя, так и ещё армию. Кому-то может это не понравиться, но это очень близко к реалистичности. Чего и пытаются достичь разработчики. И я считают, что это очень круто!

В бета версии не было ни каких мини игр, которые так популярны в подобных играх. Но может к релизу полноценной игры. Добавят какое-нибудь развлечение!
Музыка игры в жанре фолк-рока, которая была популярна в ту эпоху. И на слух очень приятная.

Игра делается на движке Cryengine и графика в игре выглядит просто великолепно! Поражают масштабы открытых локаций! Количеством и детализацией объектов, причем нужно понимать, что это еще бета версия! И что это еще только начальная локация, как говорили разработчики, после этой локации герой попадёт в совершенно другую, которая будет еще в разы больше той, которую мы с вами видели. Можно ходить часами разглядывая населенные пункты с различными домами, поля, усыпанные большим количеством растений и плотной посадкой! Когда идешь по лесу, то не произвольно открываешь рот от увиденного, как все сделано, сколько всего! Тут и различные растения, кусты, деревья, пни, ветки под ногами, кругом валяются сломанные деревья, некоторые с выкорчеванными корнями. Перепады высот, овраги, пересекающиеся тропинки, которые проходят через весь лес. Всё настолько живо выглядит, что кажется, что ты ходишь по настоящему лесу! Это круто! Я такого леса еще не видел ни в одной игре, даже игру, которые многие журналы признали как лучшая игра с красивой графикой 2014 г. The Vanishing of Ethan Carter не выглядела на столько впечатляюще.

Возможности

Также понравилось, что мы вправе делать все, что хотим, как и говорили разработчики – мы можем делать добрые дела, решать практически все спорные вопросы при помощи дипломатии, а можем быть абсолютными злодеями, и убийцами, которые будут грабить и уничтожать поселения, что мы с вами то в общем то и сделали! Взяли и уничтожили весь дружественный военный лагерь!
Хорошо когда разработчики дают возможность выбора!

Подводя итог можно сказать, что игра может стать новым прорывом в игровой индустрии, открыть новые рамки в боевой системе, которые мы еще не видели ни в одной игре. Подарить бурю эмоций при прохождении серьезного, взрослого, и сложного пути! Будем с нетерпением ждать дату релиза! И будем надеется, что разработчики сделают интересный и насыщенный открытый мир, из которого не захочется выходить долгие месяцы!
Моя оценка 10/10. Игра, которую стоит ждать! И конечно же всем любителям жанра обязательно в нее поиграть!

О Kingdom Come: Deliverance «Игромания» писала не раз: не считая привычных превью (здесь и здесь), она заочно попала в топ лучших исторических игр и даже в сборник народных рецептов от «игропрестольной» хандры. И, как выяснилось, места эти заслужены: игра в самом деле получилась особенной. Оправившись от ярких, но противоречивых первых впечатлений, рассказываем, почему её всё-таки нельзя пропускать.

Скандал в Богемии

Сюжет — главный козырь чешской RPG. Приключения Индро полны поворотов в духе Джорджа Мартина, игра то и дело провоцирует свернуть с прямого пути и уводит далеко от основной линии. Этому способствуют отлично отснятые катсцены и многострочные диалоги, благодаря чему создавать историю и наблюдать последствия своих необдуманных решений много приятнее.

Даже для самого незначительного события разработчики приготовили несколько возможных сценариев, а потому, чтобы проверить все ветки решений, надо не один раз пройти игру. Только поначалу героя направляют чуть сильнее.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



Не стоит разом брать все задания: на выполнение многих из них отведена всего пара игровых дней

Пробежать KCD за пару вечеров не выйдет — квесты тут и правда мудрёные. Чтобы продвинуться в некоторых из них, придётся перечитать несколько книг, досконально изучить локации и расспросить местных — и хорошо если те согласятся помочь. Отчасти так когда-то было в The Elder Scrolls III: Morrowind, где вместо маркера обычно лишь пара подсказок. Эти сложности, однако, подогревают интерес к прохождению и побуждают, с опаской оглядываясь на время последнего сохранения, взвешивать каждое решение.

Впрочем, о последнем уже позаботились моддеры, благодаря которым пить спасительный шнапс можно где угодно. Но не советуем ставить эту модификацию — она лишит половины удовольствия от процесса.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное


Из-за эпохи и запутанного сюжета игра напоминает одновременно похождения Рейневана и детективную линию из «Имени розы»

Квесты здесь выдают восхитительно прописанные персонажи, к которым быстро прикипаешь: взять, к примеру, пана Гануша, который как внешне, так и манерой общения здорово напоминает Кровавого Барона из третьего «Ведьмака» и пана Яна Птачека — перед этим разгульным шалопаем княжеских кровей не устоять!

Ничуть не уступают и герои побочных квестов: они охотно делятся своим прошлым и робкой надеждой на безмятежное будущее, и ты уже просто не можешь остаться безучастным к их просьбам. Особенно запоминаются истории палача из Ратае, верного слову и чувствительного душой, а также священника, который не прочь покутить.



Большинство квестов здесь многоэтапные и сразу направляют игрока в несколько разных точек игрового мира. И не всегда сразу понятно, куда именно

Впрочем, пойдёт Индро по заданию или нет — справятся и без него, и это ещё раз напоминает о том, что авторы хотели создать как можно более реалистичный мир. Зато сплетни о подвигах и проступках героя разлетятся мигом: за одну крупную кражу или убийство вас запросто может возненавидеть вся деревня и окрестности.

Иногда, правда, в поведении NPC бывают сбои, а взаимосвязи между квестами рушатся: вот, например, старый знакомый, чьи поручения Индро выполнял несколько дней ценой нескольких перезагрузок, не узнаёт своего спасителя. Но если проходить игру спокойно, а не набрав сразу с десяток квестов, таких нестыковок, наверное, можно избежать.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



Такое реалистичное ночное небо редко увидишь даже в самой раскрученной игре

Славянские просторы

Общаться с персонажами приятно — правда, иногда монологи крестьян со словечками из лексикона английских аристократов сильно противоречат славянскому миру игры. Здесь выручит немецкая версия, которая звучит более аутентично — возможно, отчасти потому, что Пруссия в то время выступала на одной политической арене с Богемией.

Зато к музыкальным темам претензий нет: средневековые оркестровые мотивы вперемежку с чешскими народными напевами вмиг обеспечивают полное погружение в игру.

Тут так и тянет поглазеть на окружающий мир, проработанный до мелочей. Каждый селянин занят своим делом и живёт по определённому расписанию. Правда, оно довольно хрупкое: одна плохо прорисованная текстура, и NPC до скончания века застревают в каком-нибудь камне или пытаются усесться на один стул втроём.



Количество предметов здесь ограничено: например, если украсть у пана его лучшие доспехи, тот выйдет на поле боя голым

Зато остальное можно разглядывать часами: доспехи и богатые наряды словно взяты из музея, крепости и соборы в точности повторяют свои прототипы, лесные чащи и правда непроходимые, а ночи — тёмные.

Но, чтобы по-настоящему насладиться этими красотами и наскринить себе целую коллекцию новых обоев, потребуется довольно мощное железо — даже на PC с неплохой конфигурацией бывают проблемы с прорисовкой конструкций и элементов ландшафта, которые на глазах «одеваются» текстурами. Наблюдая экраны загрузки перед коротким диалогом с торговцем, не раз задумываешься, стоит ли игра своих денег.


У лошадей тоже есть свои показатели, которые можно развивать


Страдающее средневековье

Геймерам, избалованным ведьмачьим чутьём и самовосполняющимися эликсирами с мгновенным действием, придётся несладко: если Индро измотан, то у него закрываются глаза, от недоедания он теряет сознание, а получив мечом по голове и забыв перевязать рану — за секунды истекает кровью, которая буквально струится по экрану. Утолить голод стратегическими запасами капусты здесь тоже нельзя — еда в суме (так зовётся местный инвентарь) портится, а из-за гниющей кочерыжки легко заработать серьёзное отравление.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



С таким набором тамагочи-эффектов игра могла быть только от первого лица

Боевая система, как и взлом замков, который вышел совсем уж неподъемным на консолях, требует отчасти привычки, а отчасти — смекалки, особенно если сражаться сразу против нескольких врагов. Но стоит обзавестись приличными доспехами и оружием, как разбойники, кучкующиеся в каждом лесу, перестанут быть угрозой.

Во многих заданиях таких кровавых сюрпризов вообще легко избежать, вот только играть без них не так интересно: стелс-прохождение сильно проигрывает экшену, который легко откалибровать под себя, опробовав несколько видов оружия и соответствующих комбо-атак. Освоение таких занятий, как ковка оружия, игра в кости и перемещение по карте, потребует совсем скромных усилий.



Надеемся, что в первом сюжетном дополнении, где мы играем за девушку, будет ещё не одна хорошо поставленная битва

И всё же непропатченная версия игры, на которую пришлась большая часть моего прохождения, временами выдавала совсем уж дикие финты, мешавшие успешному выполнению заданий, особенно в массовых сражениях. Некоторые из них решить можно было только перезапуском последней сохранёнки. Позже часть глюков исправили патчами, но число массовых битв, которыми так хвастались разработчики, от этого не увеличилось — на весь основной квест их от силы три-четыре. С добровольно-принудительными предварительными вылазками в лагерь врага мы тоже погорячились — пробираться под покровом тени через полчища врагов доведётся всего раз или два.



В мирное время игра тоже иногда вытворяет нечто странное

В Kingdom Come: Deliverance поначалу и правда играть непросто, но стоит пройти несколько тренировочных боёв, пару раз умереть от голода, и к игре привыкаешь и принимаешь её со всеми недостатками. К тому же баги наверняка скоро вылечат.

Другое дело, что о талантливых разработчиках никто не хотел слышать, — объявление о разработке ролевой игры прошло почти незамеченным, пресса про Kingdom Come рассказывала неохотно, а сами чехи все это время мотались по инвесторам с прототипом проекта. Получилось не очень успешно, финансирование они так и не получили.

Выход оставался только один: в этом году с поиском издателя покончено, разработчики решили обратиться к краудфандингу — уж аудитория наверняка поддержит интересную идею на Kickstarter. Warhorse не прогадали, информация о будущей игре вызвала резонанс в прессе. Разработчики не просто пообещали все то, о чем наверняка мечтает каждый поклонник ролевых видеоигр, но и показали живое видео геймплея, на котором Kingdom Come уже сейчас выглядит красивее, чем Skyrim, и реалистичнее, чем Mount & Blade. В итоге вместо желаемых 300 тысяч фунтов чехи собрали более 1,1 миллиона и приступили к разработке с утроенной силой.

Kingdom Come: Deliverance

Operation Flashpoint, Hidden & Dangerous и Mafia помещают игрока в разные декорации и эпохи, но при этом неизменно делают ставку на реализм. В Deliverance делается попытка показать подлинное средневековье, в котором есть грязь, кровь, предательство и интриги, чумазые оруженосцы и пошлые барды. Но нет вызывающих головную боль элементов высокого фэнтези, всякая магия, эльфы и кривозубые орки остались за бортом. По настроению Kingdom Come будет напоминать Вестерос из «Песни льда и пламени».

Действие развернется в старой Богемии, под конец средних веков (все начнется в 1403 году), во времена Великого западного раскола, когда на папский престол претендовали сразу несколько кандидатов. Примерно в те же годы был сожжен национальный чешский герой, проповедник и реформатор церкви Ян Гус, что спровоцировало знаменитые гуситские войны, когда богемцы сражались против римско-католической церкви, устроившей против них крестовые походы.

Kingdom Come: Deliverance

В основу сюжета положено реальное историческое событие — похищение короля Чехии Вацлава IV его младшим братом, будущим императором Священной Римской империи Сигизмундом. Разбираться во всех этих дворцовых интригах и переворотах, что удивительно, предстоит человеку из народа. Главным героем Kingdom Come станет сын кузнеца, который одновременно будет мстить за погибшую семью, искать тех, кто напал на его родину, и защищать своего законного короля. Тут, понятно, чувство реализма авторам несколько изменило, но понять их можно — именно такой путь из грязи в князи наиболее приемлем для любой ролевой игры.

Нетрудно догадаться, что наш герой будет путешествовать по реальным местам. Все локации и даже здания воспроизведены по настоящим чертежам, книгам, гравюрам и картам, а за основу всей территории взят чешский город Ратае-над-Сазавой, где есть все, чтобы передать дух настоящего средневековья, включая величественные замки.

Kingdom Come: Deliverance

Над созданием реалистичной боевой системы авторы ломают голову, кажется, еще сильнее, чем над аутентичным средневековым окружением. Во-первых, они обещают, что все оружие в игре (мечи, длинные мечи, кинжалы, сабли, топоры, молоты, щиты, луки и арбалеты) будет ощущаться как реальные предметы со своей физикой. У каждого вида оружия будут свои плюсы и минусы. Так, меч универсален, но им сложно пробить пластинчатые доспехи, молот же, наоборот, хорошо мнет и пробивает броню, но с ним сложно сражаться против более быстрых мечников. А с длинным мечом нельзя воевать верхом, он мощен, но слишком медлителен. Более того, по словам разработчиков, в бою мы будем реально ощущать, как оружие скользит по броне или задевает стены узких коридоров, и это тоже отразится на физике удара.

Kingdom Come: Deliverance

Все это подтверждается реальными кадрами из игры. Мы видим, что каждый бой здесь — сложная и долгая дуэль один на один, в духе древней слэшер-иконы Severance: Blade of Darkness, с той лишь разницей, что в Deliverance, повторим, нет гоблинов и орков, а есть только опасные и злые люди. Соперники наносят удары, блокируют, отступают, тяжело дышат и стараются сделать точный выпад в определенную часть тела — например, в голову или живот. Что будет, когда против нас выступят сразу несколько оппонентов, даже страшно представить. Слова о том, что мы сможем свободно двигаться и произвольно менять цели, согласитесь, радуют, но мало успокаивают.

Опасения вызывает то, что Warhorse могут перемудрить с боевой механикой и сделать ее излишне сложной и запутанной. Тут есть тонкая грань между «скучно» и «весело». Взять, например, первую серьезную стычку в The Witcher 2: Assassins of Kings. Некоторые люди нервно вытирали лоб, а потом молча выходили из игры после десятой неудачной попытки. Разные тонкости вроде изматывания противника, чтобы потом точным ударом пробить его доспехи в уязвимом месте, прекрасны в теории, но на практике могут оказаться чем-то вроде жуткого симулятора Черного Рыцаря из Monty Python & the Quest for the Holy Grail: пока разбираешься с управлением, резвый противник успевает оттяпать тебе руку и ногу.

Kingdom Come: Deliverance

Авторы обещают подробно проработать конные сражения. Помимо того, что лошади в игре, понятное дело, средство быстрого перемещения по пересеченной местности и дополнительный инвентарь, это еще и отличное подспорье в бою. Они и сами-то по себе достаточно опасны — могут бить копытом, пятиться и двигаться боком, чтобы подмять под себя кого-то, — а когда, как и в Mount & Blade, мы берем в руки копья, пики или мечи, чтобы наносить удары верхом с наскока, получается еще эффектнее.

Все три типа лошадей (рысак, военная и роунси) отличаются характеристиками и умениями, у них будет система опыта и своя экипировка. Других подробностей пока нет, но, судя по живому видео, перемещения верхом сделаны реалистичнее и удобнее, чем в Mount & Blade или Skyrim.

Что касается масштабных сражений, то тут мы, кажется, увидим нечто близкое к боям в Chivalry: Medieval Warfare. То есть наш герой не управляет армиями, а сражается в их составе и выполняет определенные последовательные задачи. Например, находясь в осажденном замке, нам придется сначала проникнуть во вражеский лагерь, выяснить, что там затевают, и саботировать поставки, а потом с мечом в руках защищать родные стены.

Kingdom Come: Deliverance

Однако Kingdom Come не только симулятор реальных исторических событий и сражений, но и большая полноценная ролевая игра, напоминающая одновременно Skyrim, «Готику» и «Ведьмака». То есть вы уже поняли: большой мир (его площадь составит 9 кв. км — примерно как в Oblivion), почти полная свобода в его исследовании и в том, как здесь выживать, как выполнять квесты. Плюс возможность принимать решения, которые так или иначе влияют на сюжет и стиль прохождения.

Kingdom Come: Deliverance

Если вы убьете владельца местного трактира (а убить, как обещают авторы, мы сможем почти любого персонажа), местные мужички перестанут ходить туда за выпивкой и вынуждены будут искать себе другие развлечения по вечерам. А если заявитесь к кузнецу в достаточно угрожающей экипировке, тот согласится отдать герою нужный меч без лишних условий. То есть здесь можно влиять на собеседника не только какими-то репликами, но и одним своим внешним видом.

Kingdom Come: Deliverance

Нелинейность в Kingdom Come определяется прежде всего талантами персонажа. Изначально в игре заявлены три ветки развития: воин, вор и бард. Первый, понятно, отличается храбростью и силой. Он готов драться во весь рост, бить и запугивать собеседника, вести себя заносчиво. Вор предпочитает действовать скрытно, нападать из-за угла. Он умеет решать сложные проблемы, похищая важные доказательства и опять же запугивая людей, чтобы выжать нужные сведения. А бард в местной ролевой системе — это именно тот болтливый и обаятельный «свой парень», который способен выбраться невредимым почти из любой заварушки. Ему нравится, к примеру, натравить друг на друга дворян или завоевать сердце нужного персонажа, поделившись с ним выпивкой.

Однако сами авторы говорят, что классы в игре — это лишь условные ориентиры. Игрок волен свободно развивать своего персонажа, ведь характеристики и навыки, как и в Skyrim, растут по мере использования: так, рыцарь может пытаться орудовать отмычками, постепенно навостряясь в этом деле. Помимо характеристик и умений в игре еще будут перки, которые придется специально изучать или открывать, и в этом нас тоже не ограничивают.

Kingdom Come: Deliverance

Впрочем, все это мелочи. Куда важнее, что нам разрешат по-разному решать большие квесты, в том числе сюжетные. Подробностей пока нет, но сообщают, что можно использовать насилие, хитрость, запугивание или смекалку, чтобы избежать кровопролития там, где это уместно, — все зависит от того, какой стиль прохождения вы предпочитаете. Это не значит, что наши решения и поступки кардинально изменят сюжет. Авторы говорят, что в этом смысле игра ближе не к Fallout: New Vegas, а скорее к первому «Ведьмаку»: большинство сюжетных событий будет заканчиваться одинаково, но мы сможем по-разному продвигаться к этому финалу. Причем, как и в The Walking Dead или Alpha Protocol, в Deliverance ограничат время на подбор желаемой реплики. Так что придется думать и решать быстро.

Если же вы не хотите заниматься сюжетными и вообще важными делами, в любой момент можно пойти на все четыре стороны, чтобы поохотиться (шкуры и клыки понадобятся для создания всякой всячины, а мясо — для еды), заняться ремеслами или же просто сесть на лошадь и поскакать по лесам, полям и рекам, любуясь местными красотами, благо движок CryEngine 3 это позволяет.

Kingdom Come: Deliverance

Как видите, Kingdom Come: Deliverance похожа чуть ли не на идеальную ролевую игру. И тут сразу возникает вопрос, а насколько чехи все это потянут, смогут ли выполнить данные обещания? Мы вот не верим, что все будет именно так, как написано на странице игры в Kickstarter, — даже несмотря на собранный миллион фунтов стерлингов, что, кстати, лишь крупица в сравнении с бюджетом, например, Mass Effect 3. Да и сами разработчики в упомянутом часовом видео живого геймплея под конец начинают говорить крамольные вещи: ну, мы опасаемся, не слишком ли у нас маленькая команда, чтобы полноценно реализовать заявленные масштабные осады замков, а из всей прорвы обещанных видов оружия у нас пока, извините, работают лишь мечи. С другой стороны, у них есть еще два года (релиз намечен на 2016-й), и если им удастся воплотить хотя бы часть, мы получим пусть и не лучшую ролевую игру всех времен и народов, но что-то очень выдающееся.

Kingdom Come: Deliverance

Именно в такой ситуации оказался парень Индржих. Хотя нет, его дела гораздо хуже, ведь он не умеет читать и писать, не знает, с какой стороны держать меч и лук, да и с прочими навыками, полезными для выживания, беда. И такому-то недорослю нужно с нуля постигать премудрости средневековой жизни, учиться добывать деньги и пищу, втираться в доверие к чешским аристократам, постигать основы военного ремесла — всё ради мести убийцам родителей и поиска бандитов, ограбивших его на пепелище родного села.

Пока развивается драма, герой успевает побыть вором и убийцей, браконьером и кладоискателем, солдатом и бродягой, детективом и организатором свадеб, послушником бенедиктинского монастыря и пажом, дамским угодником и защитником обездоленных. При этом, в отличие от большинства RPG, Kingdom Come не показывает, как из твари дрожащей вырастает ломающий берёзы руками и плюющий на королей супермен. Для знати Богемии Индржих так и останется человеком низкого происхождения. Можете нацепить на него баснословно дорогой доспех, сделать мастером красноречия и богачом, но на подобные уловки купятся разве что такие же кметы, как и он сам. Геймплей тоже не разрешает знакомого поклонникам жанра всемогущества: ситуации вроде «одним махом семерых побивахом» здесь в принципе нереальны. Хотя где подводит меч, там пригождается смекалка.

Kingdom Come: Deliverance

Повторенье — мать ученья

Deliverance тычет пальцем в историческую справку из энциклопедии, наказывает за ошибки и с головой погружает в виртуальный мир, ловко имитируя его обыденность. Смена времени суток здесь не пустая формальность: вечером большинство персонажей, включая торговцев и ремесленников, расходятся по домам, на обочинах дорог сбиваются в шайки разбойники, стража того и гляди задержит путника без факела в руке, а темень вокруг такая, что хоть глаз выколи. От плохой погоды и прогулок по грязи пачкается одежда, что, в свою очередь, портит обаяние и сужает возможности в диалогах. Продукты приходят в негодность, поэтому завтрак из тухлой колбасы с подгнившими яблоками запросто вызывает отравление. А победа в бою может оказаться пирровой, если рана кровоточит и её нечем перевязать.

С точно такой же дотошностью организовано развитие персонажа. Забудьте об упрощениях и поблажках, какими баловали ролевые игры последних лет. Чтобы сделать героя заправским вором, нужно придерживаться особого стиля одежды без звенящих друг о дружку пластин и пижонских узоров, чаще прибегать к скрытности, безопасно сбывать краденое, набивать руку на взломе замков и ощупывании чужих карманов. Занятия алхимией требуют как минимум умения читать, добывать рецепты и правильно смешивать ингредиенты в тигле, пока варится микстура. А если решили превратить сына кузнеца в воина, подыщите ему нормальные доспехи и неустанно упражняйтесь в фехтовании, разучивая новые приёмы и укрепляя мышцы Индржиха.

Kingdom Come: Deliverance

Урок тактики от чехов: лучников рубим мечом, мечников расстреливаем из лука.

Сноровка геймера значит в Kingdom Come не меньше, чем навыки героя, и сражения — яркий тому пример. Они отдалённо напоминают For Honor с её траекториями для ударов и блоков. Только в произведении Warhorse всё гораздо сложнее: здесь мы рубим с пяти направлений или колем в выбранную на теле противника точку, а ещё вовремя уклоняемся от вражеских выпадов, используем щит, пинки, захваты, прикладываем врага рукоятью — и всё вручную. Какие бы финты ни открывались по мере обучения, их приходится зубрить вам, а не Индржиху — например, бить сперва в правое плечо, затем в левую ногу и колоть в лицо. Момент, когда можно расслабиться и просто долбить по одной клавише, авторами вообще не предусмотрен, так что даже у бомжа с тесаком имеется шанс зарезать вооружённого до зубов рыцаря.

Те же сложности ожидают в обращении с луком: прицела нет, долго держать тетиву натянутой не получится. Чтобы прикончить в лесу первого зайца, вам вряд ли понадобится меньше пяти-шести выстрелов. Стоит ли удивляться, что при встрече с бродягой в глухой местности с ним тянет подраться для отработки приёмов, а висящий на столбе труп висельника — использовать в качестве тренировочной мишени?

Теперь представьте, что вы допустили ошибку — ввязались в безнадёжную драку, выбрали не ту реплику в диалоге или попались на краже, не имея ни денег, ни красноречия, чтобы избежать тюрьмы, — и вам хочется переиграть сцену. Но не тут-то было! В Богемии XV века для сохранения приходится пить особый шнапс, спать на личной кровати либо достигать важных поворотов сюжета. То есть потерять час — полтора прогресса из-за нелепой случайности здесь в порядке вещей.

Kingdom Come: Deliverance

Самый лёгкий и законный способ поднять деньжат в Богемии XV века — сыграть в кости.
Кому-то такая дотошность покажется хардкором, зато другим она поможет погрузиться в игровой мир всерьёз и надолго. Потому что каждую победу в нём воспринимаешь как собственное достижение, а не результат правильной прокачки героя, да и неудачи побуждают думать о допущенных просчётах вместо выкрикивания проклятий в адрес криворуких разработчиков. Добавьте сюда свободу отыгрыша роли: где боец рубит ватагу разбойников на месте, вкрадчивый оратор разделяет и устраняет поодиночке, а тихий диверсант травит, подсыпав яд в котелок посреди их лагеря. Любишь кататься — люби и саночки возить, как бы говорят нам в Warhorse. По крайней мере, справедливо.

160 гектаров красоты и багов

Другой повод проникнуться атмосферой игры — её открытый мир. И дело тут не в красивых пейзажах, хотя из-за них и стоит побродить по лесу на рассвете или прогуляться вдоль реки под пение птиц. Преимущество виртуальной Богемии — в её самостоятельности, отстранённости от героя. Кажется, умри Индржих — и всё останется как прежде: бродячий рыцарь предложит помериться силами кому-то другому, привычно проснутся утром рыбаки и лесорубы, праздные гуляки примутся спорить в таверне о политике, травница продаст несчастным женщинам приворотное зелье, а пан Птачек возьмёт на охоту нового пажа. Для Deliverance случайные сценки вроде драки двух деревенщин, возникающих прямо перед нами, — редкость и дурновкусие.

Во многом поэтому вместо театрального трюкачества авторы предлагают повседневные заботы: сходить в баню, почитать книгу, сварить снадобье, выторговать десяток грошей у купца на рынке, выкопать клад, найдя его по карте, купленной у странного типа возле мельницы. Заняться поиском пропитания, в конце концов, — мы же не в сказку попали, а в более-менее достоверную симуляцию Средних веков. Но насколько обаятельным и живописным получился у студии Warhorse мир, настолько же обидны технические ошибки, которые разрушают эффект присутствия в нём.

Вот персонажи срастаются в потешного Громозеку, а вот лошадь героя, Сивка, замирает в нелепой позе над ручьём. Камера во время диалогов ведёт себя как шизофреник: то в душу заглянет, то покажет разговор двух шапок вместо лиц. Порой собеседники просто валятся с неба или прорисовываются из воздуха. О кордебалете с частотой кадров, запоздало возникающих текстурах, глюках анимации и тому подобных недочётах даже говорить не хочется — такого добра хватает в любой игре от небольшого коллектива. Но раз уж Kngdom Come: Deliverance требует серьёзного к себе отношения, пусть отвечает взаимностью. Хотя, к чести авторов произведения, его техническая неуклюжесть — его же главный недостаток.

Средневековье на «максималках»

Пытаясь понять Deliverance, её сравнивают с другими играми: мир здесь работает как в Gothic, интерфейс с методами развития персонажа взяты из The Elder Scrolls, а в сеттинге разработчики шли по стопам Mount & Blade. Даже с «Ведьмаком 3» параллели проводят, хотя от него здесь только пасхалка с лошадью Геральта, Плотвой, — в остальном поляки и чехи выпустили совершенно разные RPG. Пускай в сравнениях и есть доля правды, лучше выкиньте их из головы, оценив Kingdom Come без предвзятости. Она самобытна хотя бы потому, что вы не играете в неё — вы в ней живёте.

С поправкой на игровые условности, баги и здоровые зубы персонажей, сотрудникам Warhorse удалось создать интерактивную и комплексную экскурсию по Европе XV века. Захватывающее приключение, которому на данный момент нет равных — как в плане раскрытия темы, так и по проработке деталей. Здесь вы узнаете о разнице между императором Карлом IV и его сыном Вацлавом, о расколе в католической церкви, о жизни в замках, сёлах и монастырях, о средневековых ремёслах и нюансах быта, а заодно примете участие в событиях, аукнувшихся далеко за пределами Богемии. Иначе говоря, получите именно то, за что мы любим исторические игры.

Плюсы: блестяще раскрытый сеттинг и привязка к реальной истории; многогранная ролевая система со свободой отыгрыша и решения задач; красивый мир с симуляцией средневекового быта; система фехтования устроена так, что победы приносят массу удовольствия.

Минусы: сложности, к которым нужно привыкать; техническая часть нуждается в доработке даже после огромного патча.

Читайте также: