Холмс шерлок и майкрофт настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024

Всегда приятно играть именно в ту игру, которую задумывал автор, а не во что-то по мотивам… Правила от Гаги вызывали вопросы, так что порыл форум БГГ и нашёл следующую информацию:

• ПЕРВЫЙ ИГРОК
Первый игрок не меняется на протяжении всей игры.
Как начал ходить первым в первый день, так и будешь ходить первым в седьмой день.

• ПОПОЛНЕНИЕ ИЗ КОЛОДЫ УЛИК
Карточки из колоды улик открываются и дополняются до 4 только ПОСЛЕ совершения действия игроком (т.е. в конце его хода).
Получил одну/несколько карт улик из открытого ряда, разместил их, после этого пополнил «рынок» улик/дооткрыл до 4 карт и передал ход оппоненту.

• Механика работы карты ДЖОКЕР:

1) Получая ДЖОКЕР:
- игрок либо кладёт его в какую-то одну номерную стопочку со своими уликами;
- или откладывает его на потом.

Но, отложенный на потом ДЖОКЕР может только начать набор улик нового типа. Дополнять им уже имеющееся перед игроком наборы улик НЕЛЬЗЯ (есть исключение из этого правила, см. пример чуть ниже в п. 2). Дополнить отложенным ДЖОКЕРОМ игрок может только новый полученный тип улик (номера которого перед игроком ещё нет). Этот новый тип улик можно получить как в течении игры, так и открыть из СПРЯТАННЫХ УЛИК в конце игры перед подсчётом.

Пример: в конце игры у игрока остался отложенный на потом ДЖОКЕР + в стопке СПРЯТАННЫХ УЛИК у игрока лежат улики с цифрой 3 и 5. Перед игроком лежат все номера улик кроме улик с цифрой 3. Стопка СПРЯТАННЫХ УЛИК открывается и улика 5 автоматически идёт в стопку с этими уликами, а улика с цифрой 3 начинает новый тип улик и уже к ней можно добавить этот многострадальный/отложенный на потом ДЖОКЕР (и отжать у оппонента пару очков).

2) Исключение лучше будет показать на примере:

Пример: перед игроком лежит ДЖОКЕР + одна улика №3 и стопки улик с другими номерами. Если улику №3 у этого игрока украдут (Ирэн Адлер) или этот игрок сам её обменяет (Виолетта Хантер), то бедняга ДЖОКЕР останется один. В этом случае игрок или сразу кладёт этого беднягу ДЖОКЕРА в любую другую свою стопку с уликами или откладывает его на потом.


Как вы, возможно, догадались, речь пойдёт об игре «Холмс. Шерлок и Майкрофт». Никаких долгих преамбул не будет — я не ждал от игры чего-то фантастического — и мои ожидания оправдались. Это крепкая рабочая лошадка, отличная дуэль, которая не оставляет после партии вау-воспоминаний, но которую действительно приятно разложить с другом пасмурным осенним вечером. Желательно в своем особняке, у камина, с бокалом шотландского виски в одной руке и трубкой «Peterson» — в другой.


СКОТЛЭНД-ЯРД СПЕШИТ ЗА ПОМОЩЬЮ

Для этого им надо собирать улики (карты разных номиналов-мастей). Кто соберёт больше улик определённого типа, получит за них плюшку в виде ПО. Расследование продлится ровно неделю, и после седьмого хода-дня конкуренты подведут итог с бухгалтерской маниакальностью. Да-да-да, вам придётся СЧИТАТЬ VP по специальной формуле.


В помощь братьям Холмс «ГаГа» снарядила знакомых по книгам сэра Артура Конана Дойля персонажей. Трое любимых персонажей доступны с самого начала и на протяжении всей партии. Нас будут сопровождать миссис Хадсон, инспектор Лестрейд и доктор Джон Уотсон (ай-ай-ай, но так всё ж таки грамотней, и, во-вторых, в детстве у меня была книга именно с таким переводом, поэтому «Ватсон» чертовски режет слух до сих пор)



Зачем же тут персонажи, спросит проницательный читатель? А потому что взять карту с рынка просто так не получится — только отправив мальчишку-посыльного (мипла, вам доступно их 3) на карту одного из открытых персонажей. Каждый ход открывается по новому помощнику, и спектр ваших возможностей расширяется. Условия два:

1) На карте любого персонажа может стоять максимум по одному миплу каждого из братьев-соперников. Т. е. дважды за раунд воспользоваться помощью Скотлэнд-Ярда или пёсика Тобби («Тыпёсиковлюбишь?») — не выйдет.

2) Если персонажа в течение раунда активировали оба игрока, то на следующий ход он переворачивается рубашкой вверх и «залегает на дно», отказываясь идти на сотрудничество со следствием в лице частного детектива и его асоциального братца. Исключение сделано только для неизменной троицы стартовых персонажей.

Свойства у персонажей разные: кто-то даёт жетоны расследования; кто-то позволяет обменять жетоны расследования на карты улик. Ирэн Адлер, например, позволяет своровать карту оппонента. В недавно заигранном мной шедевре про «путешествие из Киото в Токио», так сказать, баланс абилок персонажей был на высоте. И хотя вещи эти несопоставимые, но мне всё же показалось, что в «Холмсах» баланс будет чуточку пошероховатее. Хотя об этом я лучше расскажу чуть попозже. в соответсвующем разделе.


А ещё карты обычно выкладываются перед вами в открытую стопками по их типам, но ПРИ НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЯХ их можно положить рубашкой вверх, скрывая информацию от оппонента и заставляя его мучительно гадать: ЧТО ЖЕ У ВАС ТАМ?!

Очки в конце игры подсчитываются не просто так, а по хитрой системе с шотландскими волынками и утиными манками (см. «свистелки и перделки»).

Игрок, получивший мажорити по данному типу, вычитает из НОМИНАЛА карты количество карт этого же типа у соперника. Понятно, что самые вкусные карты всё равно с большим номиналом, но, поверьте, «уличная шпана» может серьёзно повлиять на общие итоги. Кроме этого есть джокеры и карты планов (в смысле, планов места преступления), которые имеют свои особые условия подсчёта очков.


ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

К качеству исполнения придирок нет!

Игра поставляется в квадратной коробке средних размеров. Внутри «мой любимый» картонный органайзер, который, однако, обладает некоторым удобством. Если коробкой не трясти как шаманским бубном, то карты остаются в положенном им отделении и даже не рассыпаются из общей колоды, жетоны расследования и миплы — в своём отделении. Сверху эти сыпучие субстанции блокирует плотно прилегающее к краям поле из довольно толстого картона и буклеты правил того же формата. Да, вы не ослышались, именно буклеты. В моём случае правила оказались в двойном экземпляре, видимо, и для Шерлока, и для Майкрофта. Имейте в виду, я вам ничего не обещал — и в экземплярах для нормальных людей, а не чокнутых обзорщиков, правила могут быть в одном экземпляре ;)


C полем, картами и жетонами тоже всё в порядке. Дежурное нытье: карты могли бы быть и чуточку потолще, но на самом деле ощущения трёх Б — «Безнадёжной и Беспощадной Бумажности» — не создают.

Оформление нейтральное, среднего телосложения, особых примет не имеет. Ах нет, постойте! Ещё как имеет! Во-первых, поле, стилизованное под дневник доктора Джона Ватсона (рррр-ррр-р!). Просто шикааааааааарно! Потёртости, красивый почерк на обложке — всё в наличии. Во-вторых, действительно неплохая строгая обложка. С малюююююсенькой претензией (но это к художнику оригинала, а не локализатору, конечно): ЧТО У ХОЛМСА С РУКОЙ?



Я больше 5 лет курю трубки (это констатация печального факта, а не хвастовство). Перевидал их множество. И у меня упорное ощущение, что художник нарисовал трубку по 1–2 картинкам в ынтернетах, это во-первых. А во-вторых, кисть руки, в которой он держит трубку, Шерлок зачем-то выворачивает наружу, а трубку держит к себе боком, хотя сам развернут на ¾. Это Родену можно было так своего «Мыслителя» перекрутить, чтобы подчеркнуть внутреннее напряжение скульптуры, но частный детектив в такой позе вряд ли сможет думать о чём-то кроме того, как ему утаптывать табачок, как не вытряхнуть табачок себе на пальто, и. «БОЖЕ МОЙ, КАК ЖЕ У МЕНЯ НОЕТ ЗАПЯСТЬЕ!»


Но это так, курьёзная наблюдательность и излишняя придирчивость, спровоцированная темой игры.

Оформление карт нейтральное, но с некоторыми интересными деталями. К тому же в них зарыты «полупасхалки» (полу- — в силу своей очевидной очевидности) на некоторые методы книжного мистера Холмса.

О БОЖЕ МОЙ, ХОЛМС! И КАК ВЫ НАИГРАЛИСЬ?

Игра оставляет после себя однозначно приятное ощущение и некоторую. обманчивость.

То есть если бы я писал обзор после 1 игровой сессии на 1–2 партии, то мои впечатления выглядели бы так:

  • слишком коротко;
  • слишком мало конфликтности;
  • абилки персонажей не сбалансированы;
  • некоторые персонажи вообще практически бесполезны;
  • в игре нет стратегии — хватай, что лезет, и маневрируй с тем, что есть.

«Незавершённость» игры после первой партии КАЖЕТСЯ натуральным бичом британских островов: вот только что вы собирали жетоны расследования, чтобы набрать побольше улик высокого класса, как — БАЦ! — а игра закончилась. С другой стороны, я не уверен, что у дуэльки этого класса были бы шансы, длись партия в неё более 10–20 минут. Так что к третьей партии я проникся — и у меня загорелись глаза. В другую игросессию общее впечатление подтвердилось. Одна партия оставляет ощущение недоигранности, но две-три — в самый раз.


После первой партии также сложилось ощущение, что игре отчаянно не хватает прямой конфликтности — бампинга миплов с насиженных мест на картах персонажей, например. После второй партии я стал сильно сомневаться в этом и после третьей уверился — всё на месте, лишнего ничего нет и НЕ НАДО. Игра ооочень хорошо выверена в плане механик, и если и есть какие-то мизерные сомнения, то, скорее, в очень избирательной ситуативной полезности отдельных персонажей и, соответственно, общем балансе. Хотя и тут стоит заметить, что благодаря механике случайного выхода персонажей, значительно увеличивающей интерес к последующим партиям, а значит — реиграбельности, полезность персонажей меняется в зависимости от того, КОГДА они открылись и КТО ТОЖЕ УЖЕ ОТКРЫТ. То есть Ирэн Адлер однозначно не плоха в начале (но не в первый ход), но очень быстро становится барышней ситуативной. А вот Тобби очень даже востребован, именно начиная со второй трети партии. А то и с третьей трети ;)


Что в итоге?

  • Выверенный геймплей, отсутствие лишних механик.
  • Интересно меняющийся баланс персонажей.
  • Неплохая реиграбельность (в том числе «исследовательского толка» — любопытно-с посмотреть, как меняется ценность персонажей в зависимости от ряда почти уникальных для каждой партии факторов).
  • Высокая конкурентность при довольно средней конфликтности.
  • Симпатичное оформление и качество на твердую «пятёрку».
  • Ах да! Это, действительно, во многом по-прежнему «Затерянные города», но со С. и П. Первый факт в какой-то мере служит знаком качества, второй фактор обеспечивает интерес.

В единственный серьёзный минус можно записать то, что в самом игровом процессе детективными действиями и атмосферой конандойлевского Лондона, увы, и не пахнет . Хотя дедукция вам, вероятно пригодится. Ситуативно, разумеется.

Если искать свежую недорогую дуэльку без битья морд после партии, с приятным оформлением («Одно поле, Ватсон, поле в виде вашего дневника!»), комфортным временем партии и большой реиграбельностью, то «Холмс. Шерлок и Майкрофт» — наш кандидат.

Благодаря литературному таланту доктора Ватсона (публиковавшего свои рассказы под псевдонимом Артур Конан Дойл), весь мир знает о феноменальных способностях великого сыщика, имя которому Шерлок Холмс. С лёгкостью разгадывая тайны, проявляя чудеса смекалки и логического мышления, этот борец с преступным миром распутал не одно сложное дело, поместив за решётку сотни негодяев, и оправдав десятки невиновных. Но, мало кто помнит о том, что у этого талантливого человека был не менее талантливый старший брат. Сегодня на Розовом диване - уликособирательная настольная игра «Холмс: Шерлок и Майкрофт» (Holmes: Sherlock & Mycroft).


Находясь на службе Её Величества, Майкрофт занимался государственными делами, заговорами, политическими интригами, имел практически неограниченные полномочия, и… присматривал за младшим братом, оберегая его от неприятностей. Порой, эти великие мыслители встречались вместе за чашечкой английского чая в закрытом клубе «Диоген», чтобы в тишине кабинета распутать очередное необычное, и весьма запутанное дело…


Для разгадки громкого происшествия (взорвано здание парламента в Лондоне) потребуется небольшая коробочка с уликами от издательства GaGaGames. Внутри располагается колода карт, россыпь жетонов, шестеро помощников, дневник доктора Ватсона, и пояснительный документ от Скотланд-Ярда.


Кстати, бедолага-укладчик до сих пор заперт на складе! Быть может, братья Холмс возьмутся за это необычное дело и вызволят несчастного из цепких лап надсмотрщиков…


В расследовании двум сыщикам окажут посильное содействие помощники, по три посыльных оранжевого и фиолетового цветов. Жетоны увеличительных стёкл пригодятся при классификации улик.


Преступный мир не дремлет, и всячески противится свершению справедливого суда. Две тёмных личности внесут свои коррективы в размеренный ход следствия. Специальная карта, с одной стороны которой изображён портрет Майкрофта, а на обороте-…


… знаменитого Шерлока Холмса, используется лишь сыщиками-профессионалами. Трое неизменных помощников, чья известность не уступает знаменитым братьям, всегда будут неподалёку и помогут в сложной ситуации.


Разнообразные личности окажут посильное содействие в сборе улик. Эти люди будут постепенно вступать в игру, расширяя возможности сыщиков.


Среди улик повстречается особый секретный план здания парламента, состоящий из пяти карточек. До окончания партии желательно собрать у себя как можно больше частей этой схемы.


Семь предметов и один "джокер" позволят доказать причастность подозреваемого к совершению злодеяния. Весомость каждой улики в отдельности и предстоит определить двум сыщикам.


Верный летописец Джон Ватсон занесёт в личный дневник самые интересные моменты этого захватывающего расследования,…


… описав подробно каждый день, предшествующий завершению расследования взрыва здания парламента, и роли в этом деле молодого рабочего Майкла Чэпмена.


Перед началом расследования раскройте дневник доктора Ватсона и расположите его между соперниками. Выложите три стартовые карточки персонажей в левую верхнюю часть своеобразной таблицы. Оставшихся свидетелей перемешайте, и положите колоду в левую нижнюю часть (на отмеченное квадратом место). Снимите две карты и займите ими ячейки первого дня.

Карточки улик тщательно перемешиваются, стопка располагается неподалёку от игрового поля. С колоды снимаются четыре улики и выкладываются цепочкой картинками вверх. Оппоненты получают по три посыльных своего цвета и по пять маркеров расследования. Оставшиеся увеличительные стёкла образуют общий резерв. Можно начинать!


Так как первый раунд незначительно отличается от последующих, то ускорим события: сыщики по очереди выставляют по одному своему посыльному на любую доступную карту персонажа, немедленно получая соответствующие бонусы. Существует ограничение: в одной локации не может находиться более одного посыльного от каждого из игроков. В конце раунда на поле выкладывается новая (дополнительная) карточка персонажа, а также происходят определённые события, о которых я расскажу далее…


Собственно, мы добрались до второго дня, который (как и последующие) развивается по стандартной схеме: в свой ход можно взять любого стоящего вертикально посыльного и переместить его на любого доступного персонажа, положив при этом мипла плашмя. Таким образом, каждый из оппонентов выполняет по три действия, в зависимости от выбранных ими локаций.


После этого персонажи, на которых располагаются по двое посыльных, становятся недоступными на весь последующий день (переверните карточку рубашкой вверх). Существует ограничение: базовые герои (выложенные при подготовке в левую верхнюю часть поля) всегда готовы оказать посильное содействие в расследовании (у этих карт нет рубашек). На закате текущего дня все лежащие плашмя посыльные встают вертикально и готовы к использованию.


Осталось разобраться с действиями, схематично изложенными на каждой карточке в нижнем блоке. Доктор Ватсон, например, позволяет обменять жетон расследования из личного резерва на одну карточку улики (вместо взятой карточки сразу же выложите новую).


Некоторые персонажи дают возможность получить бонус двум сыщикам: Фон Крамм вручит улику из открытого ряда активному игроку, а его сопернику даст верхнюю (случайную) карту из общей стопки улик.


Собранные улики сортируются по типу и открыто располагаются перед оппонентами, при этом случайные предметы хранятся в тайне до окончания партии и добавляются к наборам лишь при итоговом подсчёте. Кстати, не забудьте о «джокерах», заменяющих любой предмет.


На исходе седьмого дня сыщики подводят итоги своего дедуктивного противостояния…

Учитывается наибольшее количество улик одного типа, из их номинальной ценности вычитается количество аналогичных карт, собранных противником (проще объяснить на примере). В нашем случае левый игрок собрал два окурка, номинальная ценность которых «5». Соперник отыскал лишь один. Таким образом, левый игрок зарабатывает: 5 (номинал) - 1 (количество аналогичных карт у соперника) = 4 победных очка. Секретный план учитывается по своим критериям, изложенным в правилах.


Как вы помните, тёмные личности мешают сыщикам, путая их планы. Эти тёмные карты замешиваются в колоду улик, и немедленно вступают в игру, как только будут вскрыты. Мориарти лишает соперников либо улик, либо жетонов расследования, а Морган перехватывает по одному посыльному от каждого игрока, уменьшая доступные действия.


Дополнительную интригу вносит двусторонний портрет знаменитых сыщиков (определитесь, кто играет за Шерлока, а кто - за Майкрофта). Активный игрок может зарезервировать одну улику (возьмите карту и поверните её боком), не «выкупая» её за жетоны увеличительных стёкл. После резервации портрет сыщиков переворачивается на обратную сторону. Помните, что невыкупленная улика лишает своего хозяина трёх победных очков.

Как вы догадались, итоговая сумма определит победителя – именно его доводы поставят точку в этом весьма запутанном деле…


При первом взгляде на оформление и механику «Холмса», мне на ум пришла игра «Last Will». Безусловно, это абсолютно разные «настолки», хотя… В любом случае, они обе атмосферные и это одна из положительных сторон «Холмса». Вы не просто собираете сеты, вы именно ищите улики, опрашиваете свидетелей, соревнуетесь с оппонентом в своеобразной «дедукции» (хотя, именно дедукции в этой игре нет). Одним словом, атмосфера у «Холмса» отличная, и эта аура успешно маскирует сбор сетов под некое «расследование» запутанного дела (нам даже изложили предысторию противостояния двух дедуктивных умов, что большая редкость).

Оформление также приятно глазу, значки информативны, иллюстрации выполнены с определённой долей юмора. Качество карт и игрового поля не вызывает никаких нареканий. Коробка, безусловно, полна табачного дыма от трубки Шерлока, но… сейчас все издатели этим грешат.

Сам игровой процесс захватывает, партия заканчивается даже слишком быстро (на мой взгляд), поэтому остаётся желание «повторить схватку умов снова». Чем дальше, тем мене остро разворачивается борьба за локации, при этом даже в самом начале игры полностью «заблокировать» оппонента невозможно – всегда есть возможность доставить своего посыльного к противнику, при этом «удалив» ценного персонажа на покой.

Интересная и весьма атмосферная дуэльная «настолка» со стильным оформлением для поклонников несложных евростратегий со сбором сетов. Понравится широкому кругу игроков. Жаль, что предусмотрен лишь дуэльный режим – было бы неплохо блеснуть «дедукцией» втроём или вчетвером…

Коробка с игрой Холмс Шерлок и Майкрофт

Детективные истории о частном сыщике Шерлоке Холмсе, написанные сэром Артуром Конан Дойлом, прочно вошли в мировую культуру, став классикой жанра. Многие всерьез считали его реально существующим персонажем. А уж сколько у него было подражателей!

Нет ничего более обманчивого, чем очевидный факт

До суда остается всего неделя, а сыщикам предстоит соревноваться не только со временем, но и друг с другом – честолюбивые братья не упустят возможность потешить чувство собственного превосходства. Игра длится ровно семь ходов, в течение которых сыщики в поисках улик посещают ключевых персонажей, появляющихся в игре постепенно. За ход можно совершить до трех действий.

Стартовый расклад

В отличие от классической механики размещения рабочих, здесь нет борьбы за наиболее выгодные места – каждый сыщик может воспользоваться любым действием, положив плашмя на карту помощника своего мипла. Правила лишь запрещают ставить нескольких своих миплов на одного и того же персонажа. И если на одной карте окажутся фишки обоих игроков, то этот персонаж будет заблокирован весь следующий игровой день. В конце хода миплы не возвращаются к участникам, а поднимаются, чтобы отметить их готовность к новым действиям.

Пример сета собранных улик

Есть еще карты джокеров – их можно добавить в любой из наборов улик, но они не идут в зачет при проверке полного сета. То есть нужны в первую очередь для того, чтобы обогнать коллегу, потратившего много сил на сбор одного вида улик. Особняком идут карты плана, порванного на несколько частей, ценность которых зависит от количества собранных обрывков. Один найденный фрагмент штрафует на одно очко, два кусочка уже выводят вас в плюс, а полный набор из пяти частей порадует десятью очками.

Карты улик

Элементарно, Ватсон

За реиграбельность отвечает колода персонажей, которые входят в игру в случайном порядке. Причем один из них всегда остается лишним и не участвует в игре. Способности большинства помощников позволяют либо получать жетоны расследования, либо приобретать на них улики. Наиболее интересные свойства дают возможность получать спрятанные улики – они берутся напрямую из колоды и откладываются в отдельную стопку лицом вниз, чтобы соперник не знал их тип. В конце игры такие улики вскрываются и раскладываются по соответствующим сетам, внося элемент непредсказуемости и риска. Кто знает, не обогнал ли вас коллега, спрятав несколько важных улик?

Некоторые свойства так же привязаны к номеру текущего хода. Например, Ирэн Адлер тратит на кражу одной улики у оппонента столько жетонов расследования, сколько ходов прошло с начала партии.

Для усложнения игры можно использовать опциональных персонажей злодеев – профессора Мориарти и его подручного Себастьяна Морана. Когда любой из них входит в игру, немедленно разыгрывается их негативный эффект, распространяющийся на обоих сыщиков. Затем карта злодея сбрасывается и из колоды достается новый персонаж.

Читайте также: