Heavy rain обзор

Обновлено: 07.07.2024

Heavy Rain была одной из тех игр, что в своё время заставили меня купить PlayStation 3, и, уверен, не меня одного. И вот, спустя девять лет PS-эксклюзивности, самый, пожалуй, известный проект Дэвида Кейджа добрался до ПК. В этой статье я не буду рассуждать о тонкостях режиссуры, об особенностях нелинейного повествования или важности QTE в создании эффекта погружения. Лучше поговорим о самой очевидной причине былого успеха Heavy Rain — графике — и сравним картинку в версиях для PS4 и PC.

Heavy Rain на ПК — кто бы подумал, что такое вообще возможно?

Чем была хороша Heavy Rain? Ну не геймплеем же, право слово. Нет, она была настоящим интерактивным фильмом. От жвачки про ходячих мертвецов, которую без конца лепила покойная Telltale Games, творение Дэвида Кейджа отличается, как голливудский блокбастер от адаптации Netflix. Это было чертовски дорогое, крайне технологичное и очень красивое кино, притворявшееся игрой. Что бы там ни говорили, в играх хорошая картинка, зрелищность и эстетика важны так же, как и на большом экране. Свет, тень, жонглирование светофильтрами, танец пылинок в солнечных лучах — всё это создаёт нужное настроение, помогает режиссёру манипулировать нашими эмоциями, вызывать у нас нужный отклик.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

На ПК тени и блюр симпатичнее, чем на консоли (здесь и далее: слева ПК, справа — PS4)

Графика — столь же необходимый инструмент вовлечения игрока, сколь история и аддиктивные геймплейные механики. Пренебрегать таким мощным орудием просто глупо, и талантливый режиссёр Кейдж это всегда понимал. Понимал он и то, что для взрослой драмы важны не красивые спецэффекты — важны персонажи.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Разницу следует искать едва ли не под микроскопом, но щетина у ПК-версии мистера Марса явно погуще

Чтобы было интересно, игрок обязан сопереживать героям. Это значит, что они должны быть не вылезшими из «зловещей долины» киборгами, а реальными или хотя бы реалистичными людьми. И реалистичным должны быть не только голос, поведение и мотивация, но и чисто визуальное выражение эмоций: мимика, жесты, походка, наконец.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Неспроста при создании Heavy Rain такое внимание уделялось motion capture. Перенести в игру пытались не только движения тела, но и мельчайшие элементы мимики и дрожание зрачков (!). Правда, с лицевой анимацией при всех затраченных на неё ресурсах не всё вышло гладко. А вот глаза получились самым проработанным элементом в образе любого из персонажей проекта.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Вы только присмотритесь к её глазам! Потрясающая работа!

Учитывая, сколько декалитров слёз проливается по ходу повествования, разработчики просто обязаны были сделать так, чтобы те красиво сбегали по щекам, дрожали в уголках век и вообще вели себя натурально. У студии это получилось: капли выглядят очень живо и объёмно на всех платформах, включая старушку PS3.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Но глаза — это ещё не всё. Из того, что придаёт низкополигональным болванчикам какую-никакую человечность, едва ли не самое главное — реалистичная кожа. Морщинки, прыщики, царапины, шрамы, щетина. Без этого даже самый глубоко прописанный герой будет выглядеть не более чем анатомически правильной резиновой куклой.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Капли воды на коже героя и на автомобильном стекле выглядят по-настоящему объёмными

Вид кожи героев Heavy Rain что на ПК, что на PS4 варьируется в очень широких пределах. На загрузочных экранах и в некоторых сценах происходящее напоминает технодемку от NVIDIA, настолько всё прекрасно. А порой размазанная бежевая дрянь выглядит ужасно. Больше всех повезло почему-то эпизодам с частным детективом Скоттом Шелби: и у него самого, и у окружающих людей видно каждую пору и каждый волосок. А вот на сально блестящего Итана Марса иногда больно смотреть.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Порой игра заставляет думать, будто ей не девять лет, а вдвое больше

Одежду в ремастерах проработали явно с бóльшим старанием. Оригинальную Heavy Rain сегодня иначе как «мыльным кинцом» (excusez le mot!) и не назвать, но компьютерная магия творит чудеса и позволяет игре выглядеть куда как свежее. В своих пределах, конечно. Помните, как развевался плащ Бэтмена в играх Rocksteady или пальто Вито в Mafia 2? Забудьте: здесь такого, естественно, нет. Зато текстурам подтянули разрешение, и кожаная куртка выглядит именно кожаной, а не просто коричневой.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Второстепенным персонажам с детализацией повезло куда меньше, чем главным героям

Играя в Heavy Rain на ПК, порой забываешь, что оригинал вышел ещё в 2010 году, а после релиза обновлённой версии для PS4 прошло три года — тоже немалый срок. С точки зрения дизайна (а местами и технически) картинка до сих пор хороша. Но порой возраст даёт о себе знать, и многие сцены что на консоли Sony, что на лучшей-из-платформ выжмут слезу боли даже из видавшего виды поклонника инди.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

По количеству спецэффектов эта интерактивная драма не дотягивает до других проектов от Quantic Dream, но тут тоже есть на что посмотреть

Сравнивать версии Heavy Rain для ПК и PS4 нелегко: уж очень много у них общего. Обе не слишком стабильны: подтормаживают, а временами и просто падают. Обе уже не слишком хорошо выглядят, несмотря на все подтяжки текстур и прочие старания цифровых косметологов. Обе устарели на те самые девять лет, что прошли с момента релиза игры на PS3: как ни бейся, а QTE-геймплей удивит сегодня разве что человека, впавшего в кому ещё в девяностых. Графическая разница между портами для двух платформ вправду есть, но она минимальна. PC, кажется, опять победил, но не нокаутом, а максимумом по очкам.

Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4
Heavy Rain. Сравниваем графику в версиях для ПК и PS4

Загрузочные экраны позволяют рассмотреть лица героев в мельчайших деталях

Heavy Rain — странная игра. Нельзя сказать, что она беспощадно плоха. Но проблемы у нее имеются. Статья анализирует сюжетные повороты, поэтому спойлеры, спойлеры и снова спойлеры.

Лично для меня ключевой проблемой оказался сюжетный поворот с личностью убийцы. Здесь кроется большое количество странностей и нестыковок. Об этом и поговорим.



При первом прохождении у игрока появляется возможность определиться, кто из основных героев ему наиболее симпатичен. В центре внимания находится Итан Марс — отец, у которого похитили ребенка. Более того, за пару лет до этого Итан потерял еще одного сына, погибшего под колесами автомобиля. Событие это сильно повлияло на Итана. Он меланхоличен, подавлен, склонен к депрессии. После потери первого сына Итан разводится с женой, не может вернуться к полноценной жизни. Игрокам редко нравятся подобные натуры. У горя Итана есть веские причины, но людям нравиться играть за сильных духом персонажей. Итан слаб, но в тоже время готов на что угодно, чтобы спасти своего последнего сына. Второй такой потери он просто не переживет. В начале игра кидает игрокам приманку: у Итана бывают провалы в памяти, неясные видения, после которых он обнаруживает в руке фигурки оригами. Сам несчастный отец приходит к выводу, что «Мастер Оригами» — его злобное альтер-эго. Версия эта оказывается ложной и никак в дальнейшем не объясняется. Мол, просто подразнили, и хватит.


Мэдисон Пейдж — представительница распространенного в фильмах-книгах-играх типажа «журналистка». Молодая женщина, которая одержима идеей написать книгу/раскрыть дело/донести правду. Олицетворение общественной совести. Мэдисон неоднократно спасает Итана и помогает ему на протяжении игры. Она сильна характером и может дать по башке, если требуется. При определенном прохождении Мэдисон может раньше всех раскрыть личность убийцы. У Мисс Пэйдж есть некие психические проблемы, связанные с манией преследования. Возможно, в прошлом она была жертвой насилия. Но подробнее этот аспект ее личности так и не раскрывается.


Норман Джейден — любопытный персонаж. Молодой и чудаковатый агент ФБР, такая помесь Фокса Малдера и Дейла Купера. Джейден страдает от наркотической зависимости и одержим своей работой. Местная полиция встречает Нормана прохладно и даже с издевкой, но это ничуть не снижает его энтузиазм в поиске преступника. Джейден мог бы стать любимым героем для многих, он собирает и анализирует улики, допрашивает подозреваемых. Но на протяжении игры ему уделяется не так много времени.


Скотт Шелби — частный сыщик, словно сошедший со страниц нуарного детектива. Бывший коп, немолодой, имеющий проблемы со здоровьем, уставший от жизни и хлебнувший всякого, но упорно идущий по следу погибших детей. При определенном прохождении Скотт вообще становится самым крутым персонажем в игре. Он спасает владельца магазина от грабителя, защищает проститутку от агрессивного клиента, предотвращает самоубийство молодой матери, заботится о маленьком ребенке. Сюжетная ветка Шелби кажется наиболее интересной. Детектив идет по следу подозреваемого — отвратительного богатого сынка местного криминального авторитета. Папины деньги помогают негодяю избежать правосудия, но Шелби неумолим и неподкупен. Одна из ярчайших сцен в игре — это перестрелка в особняке криминального босса, где Скотт кладет толпу охранников и выбивает правду из подонка, покрывающего преступления порочного сынка. Шелби может позволить умереть преступнику или сохранить ему жизнь, эпично удалившись из разгромленного особняка. При первом прохождении я с нетерпением надеялся, что Шелби пересечется в процессе расследования с Джейденом (ну да, в итоге они пересекутся), переживал, что Скотт, скорее всего, погибнет в финальной битве с маньяком. Я оказался наивным человеком. Потому что главный сюжетный твист — Скотт Шелби и есть Мастер Оригами. Эх… Я не лезу в геймплей, но с сюжетом здесь явно что-то не так. И вот здесь займемся нашим запоздалым анализом.


Сам прием, когда один из главных героев оказывается убийцей, давно и широко используется. Эта фишка применяется для реализации более широкого негласного принципа «убийца тот, на кого ты никогда не подумаешь». Соблюдение этого правила позволяет детективу быть интересным и удивлять читателя/зрителя/игрока сюжетной развязкой. Принцип этот стараются соблюдать еще со времен английских классических историй о похождениях Шерлока Холмса. Ты должен удивляться либо личности убийцы, либо обстоятельствам убийства, получая в финале логичные объяснения и удовлетворяя свое любопытство.

Но ребята из Quantic Dream слишком увлеклись попыткой шокировать игрока. Шок ради шока и шоком погоняет. Что же за маньяк получился из Скотта Шелби?

На протяжении всей игры Мастер Оригами создает для отца, пытающегося спасти жизнь своего сына, ряд испытаний. Итан и его сын Шон — не первые жертвы маньяка. Оригами постоянно дорабатывает свою систему, патчит баги и все такое. Например, один из предыдущих отцов (владелец магазинчика) не понял послания маньяка и не принял участия в его жестокой игре. Вот я и произнес слово «игра». С кем можно сравнить Мастера Оригами? Правильно, с Джоном Крамером. У них обоих есть некая жестокая «игра» с испытаниями для ее недобровольных участников. Кровавые ловушки, жестокая философия, объясняющая происходящее.


Джон Крамер смотрит на Мастера Оригами как на… Неодобрительно, вообщем, смотрит.

Я никоим образом не восторгаюсь Джоном Крамером, он убийца и все такое. Но у «Пилы» действительно есть некие правила. Если участники игры соблюдают их, то они могут выжить. Правда, остаться при этом без руки или ноги. Что же мы видим у Мастера Оригами? Если Итан Марс преодолевает все испытания и находит сына, Шелби сам лично является, чтобы убить несчастного отца. То есть в игре Оригами нельзя выиграть, потому что он мухлюет. Шелби приходит, чтобы подло застрелить Итана. Человека, который тронулся в рассудке, потеряв первого ребенка, и отдал все, чтобы спасти второго. После убийства Итана, Шон, по задумке Мастера Оригами, должен медленно и мучительно захлебнуться водой. Если есть на свете какое-то зло за гранью зла, то это как раз его пример.

То, что Шелби является невероятно жестоким злодеем, ничуть не мешает ему быть жалкой нюней и размазней. Опять вспомним «Пилу». Джон Крамер, будучи смертельно больным, демонстрировал крайнее пренебрежение к собственной смерти и своеобразную мужественность. Он даже сделал свою смерть важным элементом одной из «игр». Мастер Оригами жалуется и скулит, как ему тяжело живется. Он умудряется поныть даже в разговоре с Итаном, на которого он наставил пистолет, настолько убийце нужна хотя бы щепотка сочувствия. Разработчики даже отказали злодею в праве достойно уйти в мир иной. В одной из возможных концовок, находясь на краю гибели, Шелби умоляет Нормана спасти его, до последнего цепляясь за подобие жизни. Если же Норман внемлет мольбам маньяка, то Шелби воспользуется моментом и сам лишит жизни наивного фэбээровца. Складывается ощущение, что кто-то из команды разработчиков люто ненавидит нуарные детективы и частных сыщиков. Нужно очень постараться, чтобы запихать в одного персонажа столько озверелой жестокости и запредельной подлости.

Так кто же такой Скотт Шелби? Хладнокровный техноманьяк со своей нездоровой философией? Точно нет. Пространные разговоры о том, что «я долгие годы искал отца, который пожертвует всем ради сына» плохо вяжутся с попыткой убить отца и сына, несмотря на то, что они выполнили все условия и прошли все испытания. Тогда философия не важна, убийства ради убийств? Кровожадный сумасшедший, живущий в плену собственного безумия? Тоже нет. Нам никак не демонстрируется его психическое расстройство. Нечеловеческая жестокость поступков Мастера Оригами странно сочетается с отсутствием садистских наклонностей непосредственно в поведении убийцы. Он расчетлив, старается действовать продуманно и обезопасить себя. Шелби не пытается намеренно причинить боль своим жертвам. Убивая, он больше озабочен тем, как замести следы и не попасться.Тогда, может он психопат, скрывающий за личиной приятного человека свое звериное нутро? Хорошая версия, но она разработчиками никак не раскрывается. При желании можно покопаться и найти у Скотта отдельные признаки психопатии, но это уже додумывание и притягивание фактов. Мастер Оригами по итогам игры — лоскутный персонаж, набор взаимоисключающих факторов. Трудно рассматривать его как цельного злодея. В своей погоне за неожиданными поворотами разработчики загубили потенциально интересного героя, никак не раскрыв его переход на темную сторону. Да, есть история с братом и жестокость отца, но эти отдельно взятые факты просто швыряются игроку в лицо, а устанавливать между ними причинно-следственные связи приходиться самостоятельно.

Пусть лично для меня Скотт Шелби останется усталым и надежным служакой, который слишком стар для всего этого . в которое его окунули. И проблема не в том, что именно он оказался маньяком. Создатель имеет право превратить героя в злодея. Или наоборот. Проблема в том, каким Шелби оказался маньяком. И почему он им оказался вообще.

До выхода одной из самых ожидаемых игр – нет, не 2010 года, а скорее даже целой пятилетки – остались считанные дни. 24 февраля, одновременно с релизом, вы сможете прочесть на нашем сайте рецензию от Александра Кузьменко. Прямо сейчас – начать просмотр грандиозного недельного видеомарафона, в котором игра разжевана буквально до самых мелких деталей. Ну а в этом тексте – просто несколько самых важных вещей о Heavy Rain.

Fahrenheit 2.0

Две предыдущих игры компании Quantic Dream – Omikron и Fahrenheit – были похожи как день и ночь: разные абсолютно во всех деталях, но общие в единой «идее» (в случае с этими играми такой идеей был фантастический уровень сопереживания персонажам и происходящему). С Heavy Rain, на первый взгляд, все куда прозаичнее – перед нами все тот же самый Fahrenheit, пусть и «четыре с половиной года спустя». Но в этом и кроется главная сложность – словами практически нереально пояснить, почему Heavy Rain в разы лучше своей предшественницы. Даже эпитеты новые придумать трудно – в далеком 2005-м мы осыпали Fahrenheit всеми возможными комплиментами. Но поверьте нам на слово: Heavy Rain – это абсолютно новый уровень. Создав гениальный Fahrenheit, в Quantic Dream не стали сидеть на месте – и превзошли себя абсолютно во всем.

Итак, давайте пройдемся по элементам, из которых и складывается прекрасная Heavy Rain.

Сюжет и подача

Еще со времен Omikron Quantic Dream научились самому главному – как заставить игрока сопереживать происходящему на экране. Сюжет в Heavy Rain не просто история о загадочном маньяке, по следам которого идут четыре героя (все играбельные!). Нет, в первую очередь это шквал самых разнообразных эмоций, которые постоянно обрушивает на нас игра. Heavy Rain заставляет злиться, переживать, волноваться и даже – в определенные моменты – брать себя в руки. На то, чтобы вызвать такие эмоции, здесь работает абсолютно все, начиная с великолепной постановки и заканчивая графикой, которая великолепна как технологически, так и дизайном.

Игровой процесс

Ну а больше всего эмоций, конечно же, вызывает игровой процесс. В Heavy Rain он слит с сюжетом в единый монолит: здесь просто нет моментов с «геймплеем ради геймплея». При этом играть потрясающе интересно. А переигрывать – еще интереснее.

Heavy Rain построена на очень хитрой и идеально сбалансированной механике. Ее основа – quick-time events, которые сейчас используются в каждой второй игре: в экшен-вставках важно быстро нажимать клавиши в нужной комбинации, во время беседы – за ограниченное время выбрать реплику, которую вы считаете наиболее уместной в этой ситуации. Однако задача QTE здесь куда глубже, чем протестировать реакцию игрока, отправив его в случае неуспеха к последнему сейву. Heavy Rain вообще очень снисходительна к ошибкам: каждая сценка здесь проходится множеством способов – и совершить поступок, который приведет к однозначному геймоверу, крайне сложно.

При этом все действия игрока, все решения, которые он принимает, самым прямым образом влияют на дальнейший ход событий. Как и в Fahrenheit, здесь есть некий набор ключевых событий и правил, по которым развивается сюжет, а вот маршруты, которыми разные игроки идут между этими «майлстоунами», очень серьезно различаются. Здесь взаимосвязано абсолютно все – дороги четырех героев, например, регулярно пересекаются, и своими поступками они влияют друг на друга.

Поэтому Heavy Rain так интересно переигрывать. Когда немножечко начинаешь понимать правила, по которым организован сюжет (а без них, конечно же, не обошлось), то можно попробовать себя пусть и не в роли режиссера, но как минимум его ассистента. Вариантов развития событий великое множество, а проводить эксперименты под названием «что же будет, если в этот раз повернуть налево?» в Heavy Rain можно чуть ли не бесконечно.

Внимание к деталям

Отдельно Heavy Rain хочется похвалить за то же самое, за что мы несколько месяцев назад хвалили Uncharted, – внимание к мелочам. Абсолютно все в этой игре прорабатывалось с любовью и огромным вниманием. У персонажей великолепные характеры, море мелких черт и особенностей, которые вроде бы для игры и не обязательны, но делают из полигональных кукол настоящих людей, которым веришь и сопереживаешь. И так – абсолютно во всем, начиная со сценариев отдельных сценок и заканчивая дизайном локаций.

Игра для всех

Ну и самое удивительное: Heavy Rain, обладая сложнейшей механикой, в то же самое время максимально дружелюбна абсолютно ко всем – освоить ее может даже человек, ни разу не державший геймпад в руках. Дело здесь и в логичности всего происходящего (по сути, на экране показывается кусочек чьей-то жизни), так и в банальном внимании к игроку. К примеру, сложность тех же самых QTE варьируется от «элементарно» до «ультрасложно» – и менять ее можно прямо посреди игры. Ну и отдельная радость – это локализация. У игры очень качественный перевод и отличная озвучка, придраться практически не к чему.

Heavy Rain — игра, с которой до последнего момента все было сложно. «Игромания» пристально следила за всеми движениями Quantic Dream еще с самой первой технической демонстрации на Е3 2006, где и выяснилось, что новый проект от авторов Fahrenheit («Лучшей игры 2005 года» по версии нашего журнала) будет платформенным эксклюзивом для тогда еще даже не вышедшей PlayStation 3. Казалось, так не бывает и происходит какое-то чудо: Sony вдруг дала почти неограниченную финансовую и творческую свободу маленькой французской студии, а все, что просила взамен, условно описывалось словосочетанием «Fahrenheit 2.0».

Как теперь выяснилось, именно этого нам как раз таки и не хватало для полного счастья. То, что затевалось как любопытный эксперимент за чужие деньги, в итоге вылилось чуть ли не в один из главных поводов купить PS3. Главное, что нужно знать: Heavy Rain завораживает, это абсолютно ни на что не похожая игра, совершенно новый способ рассказать интересную историю и пережить глубочайшее эмоциональное погружение. Впервые за много лет для того, чтобы передать всю суть игры, достаточно рецензии из одного простого и понятного слова: гениально.

Осадки

Heavy Rain начинается с солнечного, летнего пролога. С дальнейшим развитием сюжета портится не только погода, но и отношения между героями.

Архитектор Итан Марс после гибели сына разводится с женой, бросает работу и уже второй год подряд живет в состоянии глубочайшей депрессии, пытаясь хоть как-то наладить отношения со вторым ребенком — Шоном. Итана мучат призраки прошлого, провалы в памяти и кошмары, из которых он помнит только дождь и силуэты чьих-то тел, лежащих в воде. После очередного помрачения Марс просыпается на проезжей части и обнаруживает, что Шон пропал. На следующий день Итану подбрасывают коробку из-под обуви, внутри которой на цветных бумажных полосках оригами, сложенных в форме причудливых зверей и птиц, аккуратными буквами напечатаны подробные инструкции о том, что нужно сделать, чтобы спасти сына.

Тем временем вместе с Марсом по следам похитителя — маньяка, которого газеты называют Мастером Оригами, — идут остальные главные действующие лица Heavy Rain. Агент ФБР Норман Джейден работает по официальной линии через местный полицейский департамент; частный детектив Скотт Шелби расследует дело о предыдущем похищении маньяка и находит неожиданные улики; наконец, журналистка Мэдисон Пейдж собирает материал для книги о Мастере Оригами и поначалу даже не подозревает, во что ввязалась.

В Fahrenheit в городе с каждым днем становилось все холоднее. В Heavy Rain — не прекращается ливень и каждые сутки поднимается уровень осадков.

В такой ситуации умение сохранять спокойствие и продолжать разговор с грабителем в сто раз ценнее, чем хорошая реакция.

Вся история охоты на маньяка занимает пять игровых дней, каждый из которых условно разбит на десять эпизодов. У Heavy Rain достаточно бодрый и последовательный хронометраж, а форма подачи напоминает современные монументальные сериалы типа «24 часов». Сюжет петляет и путается, как лесная тропинка: главных героев мотает среди сцен и декораций от одного ключевого события к другому, их пути несколько раз сходятся, теряются, чтобы потом снова самым причудливым образом пересечься в одном из эпизодов следующего дня.

Театр

К психологу Итан Марс с некоторых пор ходит как на работу.

Heavy Rain очень сложно назвать «игрой» (как в свое время и предупреждал Дэвид Кейдж, ведущий дизайнер, сценарист, режиссер да и вообще главный идеолог всего этого непростого мероприятия). Но если уж все-таки описывать ее в привычных нам терминах, то это скорее очень дорого и шикарно поставленный квест с совершенно нелинейным сюжетом. Основная повествовательная линия набросана лишь в общих чертах: есть маньяк, есть похищенный мальчик, и есть куча людей, которые пытаются найти их обоих за ограниченное время. Как игрок вы можете влиять и на ход расследования (в меньшей степени), и на поступки и судьбы центральных персонажей.

Чтобы понять устройство Heavy Rain, лучше попытаться представить себе даже не кино, а театр, в котором ставится затяжной спектакль, где в одних и тех же декорациях одни и те же актеры играют одну и ту же пьесу. но всякий раз по новому сценарию. За общим направлением событий более-менее следят «сверху», периодически аккуратно направляя в «правильную» сторону безумно закрученные сюжетные линии, однако грандиозный финал всей истории, равно как и судьбы главных героев, находится полностью в ваших руках.

Если детектив Шелби ведет расследование традиционными методами, то агента Нормана снабдили в ФБР модными гаджетами.

Актриса Мэри Смит, которую мы все эти годы знали как «ту девушку из технической демки», в финальной версии игры получила роль проститутки Лорен.

В первые часы открывающиеся возможности вызывают искренний, ни с чем не сравнимый восторг, но, вникнув в систему, понимаешь, что, несмотря на огромное количество альтернативных вариантов событий, в плане общей структуры и механики сюжета Heavy Rain — это все-таки просто «очень продвинутый» Fahrenheit. Однако «продвинутый» настолько, что дальше уже некуда. Техническое совершенство, до мелочей продуманная история, а также запредельный по меркам компьютерных игр уровень актерской игры — все это не оставляет времени для мелочных гиковских придирок.

Ловкость рук

В сюжетной линии Мэдисон Пейдж нашлось больше всего намеков на возможный сиквел.

У Heavy Rain есть одна очень важная особенность: в эту игру веришь точно так же, как веришь в сюжет интересной книги или в реальность хорошего кино. Причем такой удивительный эффект достигается не только и не столько из-за качественной постановки, а по другим, куда более глубоким причинам.

Игра перенасыщена деталями, а по сравнению с Fahrenheit уровень интерактивности декораций поднялся на беспрецедентно высокий уровень. Если говорить совсем упрощенно, то геймплей сводится к быстрому нажиманию определенных кнопок в тот момент, когда их изображение появляется на экране. Однако всем известные виды, формы и комбинации quick time events сделаны в Heavy Rain на запредельном уровне качества.

Во время некоторых QTE ощущаешь происходящее на экране чуть ли не физически. Конечно, к местному управлению необходимо привыкнуть, но зато спустя полчаса вы уже будете поражаться тому, насколько естественно и просто все сделано.

Heavy Rain — одна из немногих игр, при описании которых можно совершенно серьезно использовать термины вроде «актерская игра».

Словами объяснить это сложно: ощущения от некоторых экшен-сцен в игре настолько натуральные, что в какие-то моменты начинаешь себя ловить на мысли, что спокойствие и хладнокровие — это чуть ли не важнейшие составляющие геймплея. Что особенно приятно, сложность и частоту QTE можно изменить в любой момент, не выходя из игры, так что, если уровень саспенса Heavy Rain вам вдруг кажется недостаточным, просто покопайтесь в меню. На хардкорных настройках игра не дает второго шанса и требует невероятной ловкости рук (например, в человеческом языке не существует названия для той фигуры, в которую автору этих строк потребовалось скрутить руки, чтобы поочередно зажать и удерживать восемь самых неожиданных кнопок геймпада). И наоборот, на самом низком уровне сложности Heavy Rain легко освоит и бесконечно далекий от видеоигр человек.

Наконец, сейчас уже не очень принято писать о графике в играх — проще отослать к скриншотам или видеороликам, но в Heavy Rain случай совершенно особый. До сегодняшнего дня вы совершенно точно не видели более красивой и технологичной игры с настолько живо прорисованными персонажами.

Heavy Rain напоминает еще один важный PS3-эксклюзив — Uncharted 2. Обе игры — явные представители следующего поколения видеоигр, прообразы, ранние слепки «интерактивных развлечений будущего». И если Uncharted при всем своем самоварном блеске и голливудском размахе все-таки была игрой легко определимого жанра, то Heavy Rain в этом смысле действительно опережает свое время.

По большому счету неважно, провели ли вы последние двадцать лет, неотрывно сидя у телевизора с геймпадом, или же Heavy Rain будет поводом купить первую в жизни консоль: и в том и в другом случае эта игра не потеряет своей удивительной способности поражать. Тех впечатлений, которые останутся после двух плотных вечеров у телевизора, хватит на два десятка современных игр, а похожих эмоций и переживаний вы просто нигде не найдете.

ПЕРЕВОД: Как и в случае с Uncharted 2, на российскую локализацию Heavy Rain явно не пожалели бюджета: качество финальной работы, особенно по меркам отечественной игроиндустрии, запредельное. Все персонажи, даже маленькие дети, адекватно и качественно озвучены, все происходящее выглядит как отлично дублированный киноблокбастер. Мало того, по доброй традиции всех официально локализованных PS3-игр вы всегда можете на лету переключить игру с русского на любой другой официально поддерживаемый язык (вплоть до неочевидных вариантов: русские титры + английская звуковая дорожка, немецкий текст + польские голоса и т.д.).

И хотя в глубине души редакция «Игромании» понимает, что все это счастье стало возможно благодаря гигантскому объему свободного места на диске Blu-ray, мы все равно не устанем ставить серьезный подход Sony к локализациям в пример всем остальным. Ведь получается, что все-таки можно угодить буквально всем: от обычных игроков до замороченных хардкорщиков с особыми лингвистическими девиациями.

Формула игры: 50% Fahrenheit + 30% качественного триллера + 20% инновационного QTE

Геймплей: 10

Графика: 10

Звук и музыка: 10

Управление: 9

Стабильность: 9

Оригинальность: 9

Локализация: 3/3

В механике Heavy Rain задействованы практически все известные науке разновидности quick time events, которые подаются при помощи понятного символьного языка

Эпизоды с драками — это «классические» QTE: знай себе нажимай на нужные кнопки.

Более интеллектуальные занятия (типа игры на фортепиано) требуют уже одновременного нажатия двух разных клавиш в течение секунды.

Для того чтобы не порезаться при бритье — нужно о-о-о-очень медленно двигать геймпадом туда, куда показывает стрелка.

Зато любое решительное движение потребует не менее решительного взмаха геймпадом.

Наконец, настоящий хардкор: зажимание нескольких кнопок одновременно (зачастую очень неожиданных!).

Heavy Rain прекрасна тем, что игрок в ней может совершенно ненамеренно ляпнуть глупость во время диалога

В тот момент, когда герои Heavy Rain принимают важные решения, их мысли и желания тут же обращаются в слова, которые пускаются в дикую пляску перед вашими глазами. Главное в таких ситуациях — это, простите, собраться с мыслями и быстро принять решение. Если не успеете — игра автоматически выберет объективно худший вариант.

Читайте также: