Gta 5 ps3 обзор

Обновлено: 30.06.2024

Очень символично, что Grand Theft Auto V вышла в конце текущего игрового поколения — в каком-то смысле это подведение итогов целой эпохи. Игру сложно назвать инновационной — буквально все, что в ней есть, за последние годы мы неоднократно уже где-то наблюдали. Другое дело, что каждый из элементов — шикарный город, общая режиссура миссий, образы персонажей и миллион других мелочей — проработан на таком уровне, что после всего этого смотреть на другие интерактивные развлечения становится мучительно и невозможно.

Солнечный Лос-Сантос сходу впечатляет своей глубиной и производит приятное впечатление. Яркое калифорнийское солнце, просторные улицы с малоэтажной застройкой и десятки узнаваемых мест из множества кинофильмов — такой превосходной виртуальной копии (пусть и условного) Лос-Анджелеса мы ещё не видели. Несмотря на колоссальные размеры открытого мира, здесь насыщенное наполнение: вот — небольшой район с небоскребами; в относительной близости — побережье с развлекательным парком и точками проката велосипедов и аквабайков. Где-то рядом холмы Вайнвуда с роскошными виллами; чуть в стороне — негритянское гетто, где случайного туриста за неосторожное поведение вполне могут отпинать ногами. К северу от мегаполиса — настоящая провинция с маленькими деревеньками, фермерскими угодьями, кусочками пустыни и горным хребтом.

Разумеется, все это выглядит ещё лучше с той точки зрения, что мир — пугающе живой. Девушки в купальниках устраивают пробежки вдоль пляжей. Гоповатого вида молодые люди с шейными платками толпятся небольшими группами на углах. Прохожий в дорогом костюме что-то с раздражением кричит в мобильник. В соседнем квартале, к ужасу местных жителей, полицейские прямо среди бела дня устраивают разборку с бандой латиносов. А если выбраться за город, то можно прогуляться вдоль красивого озера, встретить рыбаков и найти небольшой лес, в котором обязательно живут милые зверюшки.


Впрочем, в отличие от авторов других «песочниц», Rockstar традиционно не оставляет игрока просто развлекаться самостоятельно. GTA V отличается великолепно поставленным сюжетом и чудесно прописанными героями — впервые в серии здесь сразу три протагониста. Майкл, бывший грабитель банков, нынче скучающий под программой защиты свидетелей; у него карикатурно идиотская семья, личный психоаналитик, просторный особняк и явный избыток свободного времени. Франклин, амбициозный молодой выходец из гетто, готовый пойти на все ради стремительной поездки вверх на социальном лифте. И наконец, жестокий, сумасшедший и невероятно хитрый реднек Тревор, с детства мечтавший заниматься контрабандой оружия и наркотиков в промышленных масштабах. Этот триумвират выгодно смотрится на контрасте, да и каждый из трех мужчин по отдельности кажется куда более примечательным, чем тот же Нико Беллик.

Между троицей можно в любое время переключаться, что творит с темпом повествования интересные вещи. Пока с одним персонажем происходят почти будничные события (необходимые для, скажем, раскрытия его характера или обоснования вторичных сюжетных линий), второй герой по уши утопает в экшене и безумии — что-нибудь поджигает, взрывает или устраивает настоящий геноцид каким-нибудь несчастным байкерам. От этого игра никогда не становится скучной или монотонной; здесь нет долгого вступления (как в четвёртой GTA), а всякие промежуточные этапы протекают совсем незаметно.


Также в «четвёрке» нам попытались показать драматическую историю одного бандита-иммигранта; местами вышло чересчур серьёзно и даже занудно — всё-таки в эпоху PlayStation 2 было больше бесшабашного веселья. Но хорошее разнообразие вернулось: в GTA V удачно сочетаются юмор, самые невероятные развлечения (прыжки с парашютом, дайвинг, посещение стрип-клубов и прием галлюциногенов с оказией) с кинематографичной постановкой истории уровня первой Mafia. Сюжетные миссии (которых тут около семи десятков) скрупулезно прописаны и поставлены; в них нет неаккуратной вальяжности Saints Row и примитивизма уровня «убей-принеси».

Особенно выделяются ограбления и совместные для всего трио мероприятия (которые зачастую нужно предварительно планировать и готовить), в них каждый из персонажей выполняет свою задачу. В нужный момент игра предлагает переключиться от одного героя к другому; в отличие от «свободного» режима, миссии позволяют делать это только в строго отведенные моменты. Так получаются увлекательные и многоступенчатые задания: вот, например, сначала мы спускаемся на тросе по зданию, затем прикрываем напарника огнем из снайперской винтовки, а в финале расстреливаем преследующих копов с вертолета.

Обязательные для серии культурные отсылки тоже на месте; Rockstar со злобной сатирой вновь издевается над современным обществом. Ехидная пародия на «Минуту славы», несколько каналов виртуального ТВ, бесконечные (и увлекательные) часы эфира выдуманных радиостанций, вполне функциональная биржа акций, уморительная «адаптация» Facebook — одиозная интернет-компания, средний возраст сотрудников которой составляет 14,5 лет. Перечислять подобные детали GTA V можно бесконечно, но лучше самому все это видеть и «разгадывать», наслаждаясь едкими аналогиями с реальной действительностью.


Еще важно отметить юмор — как ни странно, GTA V является действительно смешной игрой. Отдельные сцены — скажем, зарисовки семейного быта Майкла — выглядят уморительнее, чем весь поток настойчивых шуток в иных жанровых конкурентах. Тут работает то, что это кажется реалистичным, а из игры окончательно исчезла нарочитая и, пожалуй, нынче уже неуместная мультяшность.

Естественнее стала и сама картинка — у персонажей вполне человеческие походка и движения; не менее натурально они падают от ударов и пуль. Добавились очень достоверные взрывы и частичная разрушаемость некоторых объектов. Перестрелки очень напоминают те, что были в Max Payne 3, — естественно «тяжеловесно» и с правильным использованием укрытий. После «игрушечных» Saints Row или Just Cause это кажется чуть ли не шагом в новую технологическую эпоху (особенно если помнить о размерах игрового мира). Правда, поведение автомобилей вызывает некоторые вопросы — аварии все еще нереалистичны, а чувствительность руля несколько выше, чем требуется (хотя это, конечно, субъективно).

По-хорошему, GTA V — это уже игра нового поколения. Причина выхода на PS3 и X360 очевидна — пользовательская база этих устройств в совокупном объеме составляет почти 150 миллионов человек. Коммерческие результаты предсказуемо превзошли ожидания (с этой серией иначе, видимо, не бывает) — 800 миллионов долларов за первый день и далеко за миллиард — ещё несколько суток спустя. Да, старые консоли с трудом тянут этого монстра — игра не всегда выдает стабильные 30 кадров в секунду (хотя сильно FPS, надо сказать, не проседает) и чудовищно долго загружается. Неизбежные версии для ПК и приставок будущего, конечно, раскроют весь потенциал этой красоты. Только надо ещё полгодика подождать. В лучшем случае.


Впрочем, в каком-то смысле даже не хотелось бы, чтобы Grand Theft Auto V выходила на компьютерах. Взять нашу Россию: такого масштабного запуска игры у нас еще просто не было; очереди в магазинах, взмыленные продавцы и раздосадованные вопли тех, кто не подумал о предзаказе заранее. Это наглядный пример того, что потребительская культура значительно выросла — граждане обзавелись консолями и покупают лицензию. Ну а скольких людей творение Rockstar мотивировало на покупку X360/PS3.

Всё-таки, если учесть некоторую маргинальность игровой культуры в наших краях, это, безусловно, отличная тенденция. Ну а Grand Theft Auto V — одна из величайших игр поколения; проект, который одним фактом своего существования меняет сознание людей и практически перекраивает социальную реальность, являясь при этом точным отражением этой самой реальности.

Сколько на свете игроков в Grand Theft Auto, столько и представлений о том, как в нее нужно играть. Не верьте сказкам, будто GTA нужна, только чтобы с бензопилой за проститутками гоняться, — если бы все было так просто, Saint’s Row давно оставила бы Rockstar North без работы. В Grand Theft Auto V вы будете смотреть мультфильмы и заниматься йогой. Убивать и грабить тоже придется, но не от хорошей жизни. Намасте.

Действие четвертой и пятой GTA, как известно, происходит в новой реальности, где не было ни Клода, ни Томми Версетти, ни Си-Джея. Вышло почти как с перезапуском Star Trek от Джей-Джей Абрамса или перезагрузками комиксовых серий: названия те же, места те же, но всё — другое.

Поэтому возвращение в Лос-Сантос несколько опустошает. Переделанный для нового поколения город сохранил кое-какие внешние черты, но в целом стал совершенно незнакомым. Например, от старой Гроув-стрит, где по сюжету San Andreas жили Карл Джонсон и его банда, остался только затхлый дворик, а его прежних обитателей будто никогда и не существовало. Ныне здесь живут фиолетовые «Баллас», и, если умудриться явиться сюда пешком, ребята грабанут вас всем районом.

Целую эпоху из истории Сан-Андреаса просто стерли, а сам штат перестроили заново. Из трех городов остался один Лос-Сантос, но он настолько преобразился и разросся, что стал-таки похож на настоящий город.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Новый Лос-Сантос — едва ли не более запутанный, чем новый Либерти-Сити. GPS-навигатор станет вашим лучшим другом и в городе, и за его пределами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: отсылки к GTA IV встречаются на каждом шагу: иногда беглые упоминания («Был в Либерти-Сити один парень из Восточной Европы, но он залег на дно. »), а иногда и персонажи. А то, что забыли про события San Andreas, — оно, может, и правильно. После того дурдома, которым закончилась история Си-Джея, от Лос-Сантоса должны были остаться одни руины.

Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде, можно наткнуться на что-нибудь интересное.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Природа в пригороде Лос-Сантоса просто волшебная. Горы, каньоны, водопады, пустыни, болота и куча живности, на которую можно охотиться (или угодить ей на обед), — опыт Red Dead Redemption не прошел для Rockstar даром.

В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, мотоциклы и машины (а вы можете помочь владельцу вернуть украденное), копы перестреливаются с уличными бандами и реднеками (участвовать не возбраняется), лесные олени выбегают на дорогу (хороший олень — сбитый олень), на стройках происходят аварии, люди ругаются, дерутся.

Каждую, каждую секунду что-то где-то происходит. Это не просто декорации (ведь вы можете вмешаться в любое случайное событие), но и не «потемкинские деревни», отгроханные нарочно для вас, — Лос-Сантос прекрасно обойдется своими силами.

GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► После серого, удручающего, депрессивного Либерти-Сити из GTA IV Лос-Сантос кажется истинным раем. В котором, правда, слишком много людей, количество которых вечно хочется сократить.

Никогда еще в GTA не было настолько приятно просто ехать по шоссе. Из магнитолы звучит какой-нибудь Джерри Рафферти, мимо сплошным потоком несутся машины, деревья и какие-то хибарки, из-за гор выглядывает предзакатное солнце, машина подпрыгивает на неровностях дороги, и будто бы даже сопротивление ветра чувствуешь — не игра, а генератор счастья. В последний раз так было в прошлогодней солнечной Forza Horizon, но то все же узкоспециализированная гонка. Так что, можно сказать, в генерации счастья у GTA V конкурентов нет.

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)
Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)
Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

Франклин — типичный правильный «нигга», с четкой системой ценностей и гиперболизированным чувством преданности банде. Он юн, неопытен, но на удивление рассудителен, угоняет тачки на заказ и мечтает попасть на серьезное дело. Лишний раз рисковать не любит, но ради друзей готов на все.

Майкл — матерый грабитель, отошедший от дел и потерявший себя на дне бутылки. У него, в отличие от прежних героев, давно сложилась взрослая жизнь: особняк в Вайнвуде, полный гараж автомобилей, недовольная жена, дочь, гуляющая с порномагнатами и похотливыми шоуменами, и постпубертатный сынишка, который только и делает, что курит траву, троллит хомячков и играет в местный аналог Call of Duty.

А Тревор. Тревор — просто психопат (у него даже справка есть). Живет в грязном трейлере, варит метамфетамин, орет матом по поводу и без, истребляет байкеров, а при первой возможности — бьет людей в лицо (и женщин, женщин тоже!). Абсолютно неуправляемый, дерзкий, склочный и социально опасный.

Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный реднек — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет. И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод Спид из GTA 2, который выживает как может (и как умеет).

Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег и наживи как можно больше врагов (а потом убей их).

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► У Франклина есть ротвейлер Чоп, взаимодействия с которым гораздо меньше, чем хотелось бы. Через приложение iFruit для iOS пса можно кое-как выдрессировать, если привязать устройство и консоль к Rockstar Social Club. Только сомнительное это баловство.

Как и в прошлых частях, главная сюжетная линия в GTA V путанная и рваная — но это воспринимается уже не как недостаток, а скорее как отличительная черта серии. А вот рутины стало на порядок меньше — в основном благодаря тому, что между персонажами можно переключаться. Когда, скажем, Майклу приходится залечь на дно, мы переходим на Тревора, у которого на повестке очередная резня или безумная выходка.

Об обязательных гонках или печально известной летной школе из San Andreas вспоминать не приходится — все, что раньше казалось занудным «филлером», в GTA V осталось в лучшем случае в виде факультатива. Даже навязчивые свидания из GTA IV перестали быть навязчивыми. Никакого больше «Нико, пошли в боулинг!» с обидами в случае отказа. Хотите позвать напарников на прогулку — зовите. В подарок получите умильный эпизод со, скажем, нализавшимися Майклом и Франклином. Но требовать от вас никто ничего не станет.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Переключившись на персонажа, вы непременно застанете его за каким-нибудь делом. Совсем не страшно увидеть Франклина на прогулке с собакой или Майкла курящим сигару на берегу моря. Но вот Тревор.

Многие сюжетные задания в GTA V — совместные для всех трех героев, и тут новомодная геймплейная фишка с переключением персонажей уже работает не совсем так, как хотелось бы. Да, зачастую вы можете выбрать — управлять ли вертолетом в роли Тревора, десантироваться ли Майклом или прикрывать напарников Франклином, но на самом деле выбора нет: миссии строго следуют сценарию, лишь бы эффектно было.

Франклин убивает тех, кто прет в лоб, Майкл прикрывает тыл, Тревор взрывает вертолеты из гранатомета — и все в таком духе. Или, скажем, один летит на вертолете, другой едет следом на машине, а третий ждет своего часа в каком-нибудь амбаре. Иллюзия выбора получилась почти реальной, да и игрок благодаря этому всегда в центре событий, но необычных заданий, где взаимодействие персонажей качественно срежиссировано, не так много.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Не на все задания герои ходят втроем — иногда приходится брать в долю водителей, стрелков или хакера. Среди них встречаются занятные и даже знакомые личности — скажем, Патрик Мак-Рири из GTA IV.

Очень хорошо получились ограбления. Эти миссии происходят в три этапа: сначала выбираем один из двух путей решения (как правило, хитрый или «в лоб»), затем готовим все необходимое для операции (угоняем мусоровоз, тырим с военной базы вертолет, добываем маски и спецодежду), а потом выходим на дело. Во время ограблений случаются самые яркие и запоминающиеся ситуации в игре. Каждое из них — настоящая, по-голливудски поставленная феерия.

Единственная беда ограблений — их мало (с полдесятка на двадцатичасовую кампанию), а в остальных заданиях развитие не столь заметно. Многим поручениям свойственны те же дизайнерские ошибки, которые мозолили глаза еще в третьей GTA. Вот перед вами распласталась последняя жертва, вы готовитесь бедолагу добить, но время на таймере истекает — и провал! Вас угораздило сломать крыло самолета об куст в полуметре от маркера — и никого не волнует, что вы уже приземлились и до цели можно дойти пешком, начинайте заново.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Копы стали намного умнее и опаснее. Со временем находятся удобные способы избежать преследования (хотя четырех- и пятизвездочные погони все равно ничем хорошим обычно не заканчиваются), но на первых порах трижды подумаешь: а так ли мне нужна эта тачка.

Вместо того чтобы бороться с такого рода условностями, Rockstar позволили пропускать неудобные моменты после трех неудачных попыток. Однако проблема не перестает оттого быть проблемой. На фоне почти совершенной экосистемы штата такие просчеты в миссиях расстраивают особенно.

Мало какая игра обходится с дополнительным контентом так, как GTA V. Rockstar, прекрасно понимая, что многие игроки не заметят и половины побочных занятий, секретов и симпатичных мелочей, построили настоящий рай для исследователей. О том, что в игре есть акваланги, вам напомнят в единственной сюжетной миссии, и вы можете этот момент запросто упустить. Но если не упустите — откроете целый подводный мир со своими секретами, ценной добычей и кусачими акулами.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Стрельба по-прежнему ничем не примечательна. Она есть, она работает — всё. Зато появился почти нормальный «стелс». Давно пора!

Пролетая на вертолете за очередным поручением, трудно не заметить очередное любопытное место и не сделать в уме пометку «заехать в свободное время». Еще труднее удержаться и не заехать во время рабочее: вокруг столько всего, что сосредоточиться на чем-то одном почти не получается. Дома по телевизору крутят передачи и мультики (о сатире, которой в GTA V вправду много, мы поговорим отдельно, потому что местные шутки пересказывать просто невозможно), в местном интернете десятки любопытных страничек.

Кроме того, во дворе можно побаловаться йогой, а если не нравится — сгоняйте на ближайший, скажем, теннисный корт. Практической ценности мини-игры вроде той же йоги почти не имеют: они улучшают параметры персонажей, но на ход игры это влияет минимально. Но главное — такие занятия есть, и они занимательные. Так что пусть будут.

В комплекте с коллекционной версией идет карта, на которой помечены секреты (пометки видны исключительно в ультрафиолете). Электронную версию карты легко найти в интернете.

Чтобы сделать жизнь в Лос-Сантосе еще более похожей на реальную, Rockstar стараются привить игрокам чувство частной собственности, и местами даже получается. У каждого персонажа есть личная машина: у Тревора реднекский и вечно чумазый пикап, у Франклина «пацанский» седан, напоминающий Lancer, и угнанный зеленый мотоцикл, а у Майкла — подобие престижной Audi А6.

Только эти машины и имеет смысл улучшать: они никуда не денутся и будут с вами всегда. Тюнинг двигателя, трансмиссии и прочего стоит дорого, а случайная машина может запросто исчезнуть, если вы не поставите ее в гараж (а иногда и оттуда), — деньги на ветер. Еще деньги можно вкладывать в недвижимость, как в Vice City, или играть на бирже.

Обзор Grand Theft Auto V (GTA 5)

► Машины отличаются друг от друга сильнее, чем раньше, но управление ими достаточно упростили, чтобы приходилось реже врезаться.

БРОКЕРУ НА ЗАМЕТКУ: во всем мире цена акций различных компаний в первую очередь зависит от слухов и скандалов, но в GTA V все намного проще и брутальнее: покупаем акции какого-нибудь местного застройщика, затем идем к главному конкуренту и. убиваем всех. Акции конкурента вылетают в трубу, а цена акций нашего застройщика стремительно растет. Удивительно, как из-за действий Тревора, Майкла и Франклина в Лос-Сантосе не разгорелся очередной финансовый кризис.

Но вот загвоздка: ограбления неизбежно приносят очень много денег, а тратить их почти не на что: после смерти оружие не исчезает, а вертолет проще угнать, чем заказать в интернете. Здесь сильнее всего чувствуется, что финансы нужны только тем, кто хочет выжать из игры всё. В конце концов, самая дорогая недвижимость в игре — гольф-клуб — обойдется в полторы сотни миллионов долларов!

Ну а иное применение деньгам наверняка найдется в онлайновом режиме, который запустят первого октября. Там же, скорее всего, шире раскроется тема ограблений, побочных занятий и всего такого. Мультиплееру мы посвятим в отдельный материал.

Следуя логике великого социал-дарвиниста Тревора, выживание — главное, за что нужно бороться, и именно способность к выживанию определяет эволюцию (чем меньше людей вокруг, тем легче дышится). В серии Grand Theft Auto революция случилась лишь однажды — с переходом от 2D к 3D в GTA 3, когда появились более или менее серьезный сюжет и твердая внутриигровая логика. В остальном же серия эволюционирует, и не слишком-то охотно. К пятой части эта ее эволюция своего пика явно не достигла — многие стандартные для серии проблемы остались, есть еще над чем работать. Но в своем виде GTA по-прежнему безоговорочно доминирует.

Наверняка да. Только все мечты тут же разбивались о реалии и возможности современных технологий. При чем же тут GTA? Дело в том, что Rockstar, оставляя концепцию серии на протяжении всей ее истории неизменной, развивала проект в направлении, о котором мы сейчас говорили, расширяя список доступных игроку действий. GTA5 — нечто намного большее, чем симулятор автоугонщика в открытом городе.

Grand Theft Auto V review

По ту сторону экрана

«Но все это уже было в предыдущих частях серии! Что здесь нового?» — воскликнете вы. Мы же, проанализировав вопрос левым полушарием головного мозга, уверенно закиваем: действительно, ничего. Но потом, пораскинув правой половиной, возразим: все. Парадоксально, но факт: оставаясь в целом копией предыдущей части, GTA5 проходится и воспринимается совершенно по-новому. Дело здесь даже не в том, что количество главных героев увеличилось в три раза, и они превратились в суперинтерактивных ребят, способных играть в теннис, медитировать, попивать виски и гладить грудь стриптизерш. Детали — дело вторичное. Но их соединение есть та самая магия, которая дарит игре неповторимый колорит и отличает обычное развлечение от проекта с большой буквы.

GTA5 — фундаментальное продолжение серии, являющее собой совершенный образец совместной креативной работы дизайнеров, сценаристов и программистов. Очевидно, что задачей авторов было перенесение пользователя по ту сторону экрана, где игрок настолько вживается в роль персонажа, что не отличает себя от него. И если мы присмотримся, то увидим, что изменения на всех уровнях геймплея, которые появились в новой части, работают именно с этой целью.

Двое в лодке, не считая Тревора

Сюжетная подача в GTA5 радикально отличается от всего того, что было раньше. Перед нами не один герой с мутным прошлым, знание или незнание которого не помешает беспрепятственно разбираться в происходящих событиях. На этот раз на сцене разыгрывается спектакль трех актеров, судьбы которых тесно переплетены. Нам рассказывают глубоко личную для каждого персонажа историю, чье содержание выходит далеко за рамки разворачивающегося на экране действа. В течение прохождения мы не только стремимся увидеть то, что будет дальше, но и узнаем факты из биографий героев.

Grand Theft Auto V review

Итак, Франклин, Майкл и Тревор. Молодой темнокожий парень; отошедший от дел грабитель и неудачник-семьянин; вспыльчивый псих с манией величия. Прежде чем наши герои встретятся и возьмутся за то, что они умеют делать лучше всего, небольшая интродукция плавно представит нам каждого из персонажей, позволив глубже вжиться в роль. Сразу же замечаешь потрясающую кинематографичность и реалистичность даже самых заурядных разговоров. Игра актеров, диалоги, пестрящие шутками, правдивые характеры — все это увлекает своей естественной эффектностью. Герои вовсе не стремятся к разрешению проблем человечества; каждый из них озабочен мелкими трудностями. Франклин пытается выбраться из гетто, у Майкла проблемы с семьей, Тревор мечтает о лаврах бизнесмена и контрабандиста. Вся эта личная проблематика очень подкупает.

Сюжет раскачивается медленно, позволяя просмаковать каждый момент нахождения в Лос-Сантосе. Поначалу задания удивляют своей невинностью и разнообразием: проехаться на велосипедах с сыном Майкла, сесть в сложную позу во время сеанса йоги. Некоторые квесты демонстрируют совершенно неожиданные сцены. Так, однажды Франклин, подрабатывая в роли папарацци, застукает светскую даму, занимающуюся непристойностями с каким-то парнем. Прежде чем обезумевшая девушка бросится за компроматом, нам в подробностях покажут весь половой акт и идиллический диалог, сопровождающий его…

Вообще, Rockstar остается верной собственным традициям и нагло плюет на цензуру и рейтинги: вездесущая ненормативная лексика, половые органы (мужские в том числе), жестокость во всех ее проявлениях. Мы не моралисты и смотрим на любые социально не приветствуемые в играх явления как на необходимость, продиктованную требованиями сеттинга. Однако иногда кажется, что разработчики все же немного перегнули палку. Особенно это касается эпизода, в котором нас в роли Тревора заставляют пытать ни в чем не повинного человека. Не будем лишний раз упрекать авторов — в любом случае обязательно найдутся болезненные товарищи с обостренным восприятием действительности, которые предложат мировой общественности устроить внеочередной суд Линча.

Grand Theft Auto V review

Вместе даже на расстоянии

Триединство главных персонажей задает костяк игровой механики. Каждый из героев живет своей жизнью, имеет свой дом, свой список знакомых и квесты, которые доступны лишь ему. В любой момент мы можем переключиться с одного персонажа на другого. Камера взмывает в небо, переносится на другой участок карты и приземляется на голову героя, заставая того врасплох: Франклина, подтягивающегося на турниках, Тревора, валяющегося пьяным на улице, или Майкла, дремлющего за рулем.

Несколько иначе процедура выглядит во время выполнения сюжетных заданий. Свободное переключение сохраняется и в них, но иногда для поддержания кинематографичности и зрелищности игра сама будет «перебрасывать» нас за спины героев, находящихся в наиболее «пикантном» положении. Миссии поставлены просто потрясающе, уровень динамики и разнообразия здесь на высоте. Чего стоят хотя бы масштабные ограбления! Перед тем как выйти на задание, нам придется заняться тщательной подготовкой, подобрав себе команду и выбрав методику работы.

Например, обчистить магазин с драгоценностями можно двумя способами — тихим и громким. В первом случае мы должны усыпить посетителей и персонал, впустив газ через вентиляцию. Во втором же действуем по старинке: смело врываемся внутрь с дробовиком и просим публику потерпеть наше присутствие в положении «лицом к полу». Кроме того, перед основным заданием придется выполнить несколько подготовительных миссий, раздобыв усыпляющий газ, транспорт для отхода, маски для конспирации и так далее.

Персонажи обладают собственными умениями и параметрами вроде выносливости, меткости, способности управлять самолетом. Есть и скрытный режим, в котором герой может беззвучно проскальзывать за спинами врагов. Кроме того, у каждого протагониста есть свои таланты: Майкл замедляет время в перестрелках, Тревор впадает в ярость, становясь чуть ли не бессмертным, а Франклин включает «слоу-мо», находясь за рулем. Их, как и другие параметры персонажей, можно улучшать. Делается это с помощью частых повторений одного действия (чем больше будете бегать, тем более выносливыми станете), а также активного использования материальных и духовно-развлекательных благ на просторах Лос-Сантоса.

Grand Theft Auto V review

Огни большого города

Лос-Сантос, безусловно, самый большой город в серии GTA и, пожалуй, один из самых продуманных, насыщенных и красивых во всей истории видеоигр. Как и его реальный прототип, Лос-Анджелес, населенный пункт разделен на несколько больших зон, полностью различающихся ландшафтом и дизайном. Дикие районы, покрытые реками и горными массивами, пригородные деревушки, даунтаун, взирающий на мир с вершин небоскребов… После первой же прогулки по улице влюбляешься в этот мир слепо и беззаветно, как ребенок.

Ни разу на протяжении всего прохождения у вас не возникнет ощущения «копипастности» в облике районов. Можно часами бесцельно гулять по ним, не спеша рассматривая образцы архитектуры, неповторяющиеся рекламные щиты, граффити на стенах… Лос-Сантос живет, он дышит полной грудью, не пытаясь развлечь игрока. И тем не менее случайные события, возникающие на каждом шагу, заключают в себе немалую долю очарования города.

Прохожие болтают между собой, где-то идет стройка, где-то случилась авария, и к месту происшествия съезжаются скорая и полиция. У случайного встречного угоняют велосипед, ты бросаешься на помощь и возвращаешь парню его собственность. А через пару дней, когда произошедшее уже покинуло память, на телефон приходит SMS: «Привет! Помнишь меня? Я тот парень, у которого велосипед угнали. На самом деле я миллионер и хочу отблагодарить тебя за помощь».

Город реагирует на поведение игрока — то в местном Интернете что-нибудь скажут об ограблении банка, то свалится какое-нибудь неожиданное письмо в электронный ящик. В мире GTA5 запрятано неисчислимое количество пасхалок, секретов и отсылок к кино, политике, спорту, религии и культуре. Нужно потратить не один десяток часов, дабы обнаружить их все.

Grand Theft Auto V review

Услуги и развлечения ждут нас не только на просторах «реальных» улиц — разработчики встроили в проект игровой аналог Интернета с огромнейшим количеством контента! В местной Сети можно сидеть часами, просматривая новостные ленты, а также «твиты» знакомых и родственников наших героев. Сайты, реклама всего, чего только можно, социальные сети, целая биржа, на которой можно зарабатывать очень неплохие деньги. Здесь создатели вдоволь поглумились над всеми предрассудками информационного общества и новомодными социальными движениями.

Выходить в Интернет мы можем из любого встретившегося на пути компьютера, а также из телефона, который есть в наличии у каждого из героев. Периодически мы получаем SMS, электронные письма. В любое время можем позвонить друзьям или девушкам и договориться о встрече. Никто не запрещает и фотографировать все вокруг, выкладывая снимки в реальную Сеть.

Графика проекта наводит на нездоровые мысли: то ли нам все время врали, почему-то не давая раскрываться потенциалу консолей раньше, то ли вместе с GTA5 мы каким-то чудесным образом заразили свою приставку некстген-вирусом… Но факт остается фактом: картинка в творении Rockstar является одной из лучших среди игр текущего поколения. При всех неземных красотах система умудряется одновременно просчитывать действия огромного количества объектов на большой территории. Правда, в особо динамичные и нагруженные моменты FPS проседает. Но не критично — в целом все смотрится более чем достойно.

Grand Theft Auto V review

После недавней Saints Row 4 с ее «матричными» прыжками по крышам перспектива садиться за руль автомобиля и уподобляться маленьким смертным уже не прельщала. GTA5 расставила все на свои места, в очередной раз продемонстрировав всем настоящий знак качества. Разработчики из Rockstar — безусловные лидеры и настоящие гении в области созданной ими концепции. Каждая новая часть серии поднимает планку на новый уровень — неужели после GTA5 все еще останутся непокоренные высоты?

Плюсы: отлично работающая концепция трех главных героев; яркие образы персонажей; постановка диалогов и кат-сцен; большой город; огромное количество возможностей для несюжетных развлечений; высокий уровень интерактивности; великолепная графика.
Минусы: только для любителей высасывать из пальца.

Gta5

Ico_views

8093

Трудно сохранять непредвзятое мнение и холодный рассудок когда держишь в руках бокс GTA 5. После поразительно правильной рекламной кампании, долгих ожиданий, высочайших оценок, подсознание само настраивается закрывать глаза на все недостатки. Но постараемся быть объективными.


Лучше не злить Майкла.

GTA 5 не столько огромна, сколько жива и насыщенна. Мы не хотим сказать, что карта недостаточно велика. Ночные огни Беверли Вайнвуд-Хиллз кажутся бесконечно далекими от южных пляжей Лос-Сантоса, а ведь это расстояние не покроет в длину и четверть карты. Но это не главное. Объем уникальной детализации каждого метра обескураживает. Всегда есть ощущение, что с началом следующей миссии можно безвозвратно упустить нечто важное. И это правда. Сколько игроков на одном дыхании пронеслись по прологу и пропустили столь долгожданный для GTA секрет.

Игра с первых минут преподносит такое количество уникального контента, которое просто невозможно охватить. Для одного только изучения внутреннего интернета может уйти несколько часов (а он будет регулярно обновляться). В жизни никак не удастся увидеть абсолютно все. GTA 5 внушает подобное ощущение, и это делает ее очень живой.

Свободное исследование не кажется скучным дополнением. Хочется овладеть биржевой торговлей и просмотреть все странички друзей в Lifeinvader, попробовать все виды хобби, полюбоваться видом с каждой горы, обшарить морское дно, обойти все магазины, увидеть акул… список очень велик.


Серые будни Тревора.

Графика хороша, но есть приятное чувство, что в игровом движке имеется большой запас для возможностей PC и новых консолей. Xbox 360 и PS3 насколько возможно справляются с картинкой, но это удается не везде. Вода, модели машин и эффекты освещения смотрятся слишком хорошо по сравнению с большинством текстур ландшафта и зданий.

Физика не везде шагнула вперед. Радует модель повреждений: транспорт буквально можно смять и сплющить, а все вмятины полностью соответствуют полученным ударам. Выглядит очень реалистично, когда машина не едет из-за вмятого в кабину двигателя и кривых колес. А вот вылететь через лобовое стекло теперь очень сложно. Видимо, персонажи всегда пристегнуты.

Езда стала более аркадной. Квадрацикл, например, по физике больше напоминает звездолет. Хотя водный мотоцикл вполне реалистично прыгает по волнам. Иногда умирающие враги (и герои тоже) нелепо напоминают повисших марионеток.

Стрельба, драки и прочий экшен вполне динамичны. Оружие не поражает реалистичной баллистикой, но гранатометы, ракетницы и прочие тяжелые игрушки устраивают красивый фейерверк, веселей чем когда-либо. ИИ умнеет: враги идут в рассыпную, окружают и пытаются зайти в тыл, иногда слишком самоотверженно и напролом. Союзники же реже теряются во время пробегов по извилистым трущобам.


С голыми руками в гетто ходить не стоит.

Больше чем обычно Rockstar уделила внимание сатире, пародии и безудержной пошлости. С ощущением, что теперь им можно все, они делают сцены в десятки раз скандальней “чашки кофе” в San Andreas. Скандальные постеры, рекламы, названия и логотипы теперь даже выискивать не надо. Что самое главное, это полностью вписывается и подчеркивает идею игры (тираж звезд, дрянные реалити-шоу, тиски экономических проблем) , органично и уместно.

Та же история и с насилием. Его не стало больше - оно как никогда обросло черным юмором.

Сценарий хоть и не верх гениальности, но его можно назвать самым оригинальным, самым не стесненным, самым актуально-сатирическим из всех GTA. Больше никаких побегушек у боссов преступного мира, и это здорово.


Спокойные минуты в GTA 5.

Переключение между тремя персонажами - одно из лучших дизайнерских решений последнего времени. Семейные неурядицы Майкла, каждая из которых кончается парой десятков трупов; Франклин и горе-гангстеры - настоящая самопародия Rockstar; безудержное психопатство Тревора, его первое появление просто встряхивает весь игровой процесс. Благодаря этому игра постоянно меняет свое направление без логических нарушений.

Еще лучше это использовано в совместных ограблениях: за считанные минуты, на одном дыхании, без единого динамического провисания мы участвуем в каждом аспекте спланированного ограбления, постоянно переключаясь между героями. Реализация этой идеи превзошла все ожидания.

Чуть проще оказалось планирование: на выбор несколько способов ограбления и набор команды. Здесь без особых сюрпризов: кого наняли, то и получили. Пока у наемников низкие показатели - провалят все, что ни доверь. Профессионалы же запросят большую долю, но все сделают как надо.


Голодные акулы на страже морских границ штата.

GTA 5 оправдывает все ожидания, и вселяет оптимизм за будущее и самой серии, и индустрии в целом.

  • Графика – 9
  • Геймплей – 10
  • Звук – 10
  • Локализация – 8
  • Сюжет – 10

Итог – 9.4

Ожидания пользователей – 8.4

Галерея GTA 5:

Читайте также: