Ghost in the shell обзор

Обновлено: 02.07.2024

Думаю, мало кто ни разу не слышал такое название, как «Призрак в доспехах» или же Ghost In The Shell. Сейчас это признанная классика аниме, не устающая будоражить умы многих поколений… но с чего же все начиналось и вообще – сколько всего существует вариаций на тему Призрака?

Своё начало «Призрак в доспехах» берет в 1989 году. Именно тогда в Японии были выпущены отдельные отрывки из манги за авторством Масаму́нэ Си́ро. Важно отметить, что в Японии манга выходила совсем под другим названием — «Мобильная бронированная полиция общественного порядка» (хотя Сиро и предполагал с самого начала дать название «Призрак в доспехах»). Знакомое же нам всем имя манга получился при переводе на английский язык.

Свою первую мангу, «Black Magic», Масамунэ Сиро выпустил в 1983 году. Произведение это было довольно примитивным, но она привлекла внимание издателей, потому следом выпускаются куда более удачные и известные произведения (в частности, «Appleseed»). Но всё же самым популярным творением Масамунэ до сих пор остается Призрак.

В своих произведениях Сиро умудряется сочетать довольно своеобразный набор жанров: киберпанк (с присущей ему философичностью), полицейский боевик-детектив и меху. И, что еще поразительнее, всё это не выглядит как набор чужеродных элементов, сшитых белыми нитками. Произведения абсолютно органичны и очень интересны.

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 1

Действие Призрака разворачивается в недалеком будущем (примерно середина XXI века). Место действия – Япония. Технологический прогресс достиг таких высот, что позволяет создавать полных киборгов, в которых от человека остается разве что сознание, которое здесь и именуется призраком. На самом деле, при таком объяснении, я несколько упрощаю факты. Призрак – это, по факту, все то, что составляет нашу индивидуальность. Наверное, его можно было бы назвать душой, но это слишком нематериальное и неконкретное понятие, потому я и называю призрак сознанием. Главная героиня всей серии – Мото́ко Кусана́ги – как раз и является одним из таких полных киборгов (хотя у нее ещё сохранилась часть головного и спинного мозга). Она работает в 9-ом отделе. По сути своей, это внутренняя разведка, призванная устранять нежелательных субъектов и расследовать те дела, которые не по плечу полиции. Здесь работают лучшие из лучших, каждый является экспертом в своих областях. Среди них, естественно, и Мотоко (которую здесь все зовут просто Майор), являющаяся полевым командиров, отличным солдатом и превосходным хакером.

Перед нами вполне классический киберпанковский мир – кибернетизация населения, высокие технологии, но при этом социальное расслоение и всё в этом духе. Вдаваться здесь в бо́льшие подробности я не буду.

Итак, манга снискала свою славу и в 1995 году получила первую адаптацию – полнометражный аниме-фильм, снятый студией Production I.G. Впрочем, прославилась не столько студия, сколько её режиссёр – Мамо́ру О́сии. Хотя я бы выделил не только его, но и композитора – Кэ́ндзи Ка́ваи, создавшего поистине невероятный саундтрек. Но будем последовательны.

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 2

Сюжет аниме рассказывает нам о деле Кукловода. После перехода на полную кибернетизацию стал возможен так называемый взлом мозга – человеку могли изменить память, заставить видеть то, чего на самом деле нет и так далее. Вообще эта тема – тема хрупкости человеческого сознания и личности в мире, где правят машины – является очень важной и для манги. Но я отвлекаюсь. Итак, в мире появился гениальный хакер по прозвищу Кукловод, который, собственно, занимается взломом мозгов, за что и получил своё прозвище. Мотоко вместе со своими коллегами пытается выследить загадочного преступника. Говорить о сюжете что-то большее попросту не хочется – лучше ознакомьтесь сами! Мы же движемся дальше.

Первое, что хочется отметить – аниме вовсе не является стопроцентной адаптацией манги. Режиссёр сделал своё творение куда более мрачным, серьёзным и философичным. Выражается это хотя бы в том, что здесь вы не найдёте по сути символ всей серии – роботов татиком, поскольку они слишком комичны для данной адаптации. Кроме того, абсолютно справедливо, Осии оставил часть персонажей за кадром дабы дать главным героям время раскрыться полнее и лучше. И это сработало на все 100%. В центре повествования, по факту, остаются всего два героя – это сама Мотоко и, наверное, единственный человек, которого она может в полном смысле назвать своим другом – Бато́, ещё один полный киборг, работающий в 9 отделе. Все остальные персонажи оказываются в большей степени второстепенными, но от того не менее колоритными. И достигается это, зачастую, за счет каких-то небольших, но очень важных деталей. Например, То́гуса в кадре находится от силы минут 10 экранного времени. Но даже одного диалога с Майором оказывается достаточно, чтобы зритель навсегда запомнил этого персонажа.

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 3

В аниме довольно мало экшена, гораздо больше времени отводится диалогам. И, на самом деле, это идет только на пользу, потому что переизбыток батальных сцен мог запросто разрушить такую хрупкую и эфемерную штуку, как атмосфера. Здесь же она ощущается очень и очень сильно. Тягостная и вязкая атмосфера Призрака мало с чем может сравниться. И создаётся она на разных уровнях: и диалоги, и постановка сцен, и музыка… всё это идёт в общую копилку и лишь усиливает эффект воздействия.

Содержательно, аниме посвящено поиску ответа на вопрос – а кого в мире, где люди без имплантов и кибер-улучшений величайшая редкость, можно считать человеком в полном смысле? Что считать индивидуальностью? Да и вообще – можно ли в таком обществе быть отдельным от системы или же, волей-неволей, ты все равно станешь ее частью, как Майор, оказавшаяся заложницей собственного кибер-тела? Именно глубиной идей и диалогов Призрак 1995 года и покоряет своего зрителя.

Графически аниме привлекает не столько красотой картинки, сколько постановкой и режиссурой сцен. Для своего времени аниме было просто революционным (например, именно здесь был впервые использован прием замедленной съемки). И просто для справки: именно отсюда черпали большую часть своего вдохновения родственники Вачовски при съёмках «Матрицы».

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 4

В визуальной составляющей Призрака заложено немало символов и тонких аллюзий. Вспомнить хотя бы сцену, где тяжёлый танк расстреливает изображение древа жизни, словно подчеркивая этим победу машин над природой в этом мире. Но не только символизмом знаменит Призрак, но и контрастами. Чего только стоит знаменитая сцена, когда Мотоко плывёт по каналам Японии будущего. Думаю, это сочетание великолепия с общим упадком вам надолго запомнится. Ну а говорить что-то о музыке после этого даже и не нужно. Кэндзи Каваи наделили GitS просто великолепным саундтреком.

Именно таким и получился Призрак 1995 года – мрачным, серьёзным, полным символики и философии. Это невероятно глубокое и довольно сложное произведение, но каждый сможет найти здесь что-то для себя.

Популярность этого аниме описать очень сложно. Его любят и восхваляют по всему миру. Что и говорить, в своё время Призрака даже транслировали по телевидению (в рамках программы «Закрытый показ»). Потому, нет ничего удивительного в том, что в 2004 году аниме получило продолжение – «Призрак в доспехах: Невинность». И во многом, это аниме шагнуло даже дальше предшественника.

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 5

Сюжет разворачивается через несколько лет после событий фильма 1995 года. Главные герои теперь Бато и Тогуса, занимающиеся расследованием дела о самоубийствах гино́идов (то есть андроидов с подчеркнуто женской внешностью).

Содержательно определить главную тему этой части оказывается не так-то просто. Здесь заложено очень много подтекстов и смыслов. Наверное, в самом общем виде, можно сказать, что аниме о важности и значимости жизни… но даже это будет невероятным упрощением. Пожалуй, каждый увидит здесь что-то своё и прочтёт сюжет по-своему. Безусловно, тот же тезис касается и сюжета аниме 1995 года, но, по моим личным наблюдениям, Невинность всё же более сложное произведение и куда тяжеловеснее для восприятия. Некоторые сцены и эпизоды и впрямь необходимо по-хорошему обдумывать.

Графика в аниме стала более красивой и добавилась компьютерная анимация. И вновь особое внимание притягивает постановка сцен. От некоторых кадров просто дух захватывает. Ты прямо-таки на себе ощущаешь высоту, скорость и тому подобное. И опять же, в визуальном ряде заложено немало символов и игры со зрителем.

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 6

Атмосфера Призрака здесь никуда не делась, а в чем-то даже и усилилась за счёт смены главного героя. Депрессивность и отстранённость Бато передаются абсолютно гениально. В частности, в одной из сцен допроса вы будете слышать… ничего, поскольку Бато просто-напросто всё равно что там происходит. Будет казаться, что вас контузило, что какие-то отдельные звуки прорываются словно сквозь густую пелену… но содержания разговора вы так никогда и не узнаете. Вообще авторы мастерски умеют передавать то, что мы должны ощутить. Например, в сцене с обследованием уничтоженного гиноида у вас точно пробегут мурашки по спине. Кроме того, атмосфера обогатилась некоторыми ретро-мотивами, поскольку Бато – большой любитель этого.

Одним словом, «Невинность» — это просто потрясающее произведение. Да, она очень сложна для восприятия как визуально, так и содержательно, но если вы оценили фильм 1995 года, то и «Невинность» просто обязаны посмотреть.

Кроме всего вышесказанного, должен обратить внимание еще на два момента.

Во-первых, в 2008 году вышел аниме-фильм «Призрак в доспехах 2.0». Это переиздание аниме 1995 года. Отличается улучшенным звуком и тем, что несколько сцен заменены на компьютерную 3D анимацию. Честно говоря, последний факт оставляет слегка смешанные чувства. С одной стороны, эти сцены безумно красивы и эффектны… но в одном ряду с классической графикой 1995 года смотрятся как-то чужеродно.

Во-вторых, существует роман «Ghost in the Shell 2: Innocence — After the Long Goodbye», являющийся приквелом к «Невинности». И… честно говоря, я смог найти его только на японском. Весьма жаль.

История серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть 1. - Изображение 7

Подводя итог, можно быть банальным: «Призрак в доспехах» — это та самая никогда не стареющая классика. В его сюжете, содержании и визуальной части заложено столько деталей, нюансов и смыслов, что он никогда не перестанет быть живой легендой. Но можно и отойти от столь затертых до дыр слов.

Я считаю «Призрака» поистине гениальным и потрясающим произведением. Даже если вы не любите аниме, посмотреть «Призрака в доспехах» вы просто обязаны, хотя бы фильм 1995 года. Потому что настолько органичные, красивые и продуманные произведения сейчас уже вряд ли кто снимает. И вряд ли какой-то другой фильм сможет дать вам столько новых эмоций, впечатлений и просто пищи для разума. В конце концов, «Призрак в доспехах» — это аниме, которое любит ставить вопросы, право поиска ответ на которые оставляет за вами.

Франшиза «Призрака в доспехах» началась в 1989 году с манги Масамунэ Сиро (он же создал и еще одну знаменитую мангу, ставшей основой популярных аниме-полнометражек – Appleseed). Оригинальное японское название звучит совсем не поэтично: «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», английский вариант – Ghost in the shell – при этом был дан самим автором. Переводится оно скорее как «Дух в оболочке», «душа в стальной плоти», «сознание в машине», подразумевая единство человеческого и электронного в одной сущности, присутствие искры жизни, человеческой интуиции и личности в кибермозге, которые и отличают его от робота.

Ни о каких бронированных привидениях речи, конечно, не идет, но именно этот кривой перевод прижился и стал ассоциироваться с легендарной историей Майора Кусанаги. Надо признать, несмотря на неточность, он звучный и при желании его можно расшифровать в духе франшизы.

На самом деле, Масамуне просто немного переиначил название философского эссе Ghost in the machine Артура Кестлера, посвященного дуальности сознания и тела, утверждающего, что разум не стоит мыслить как нечто абстрактное, отдельное от тела и биологии, наше мышление и тело перевязаны куда сильнее, чем мы привыкли думать.

Волосы у Мотоко меняют цвет даже на разных обложках одной и той же манги

Майор

Главным героем манги и ее экранизаций стала майор Мотоко Кусанаги, хакер высочайшего класса и искусный боец. Она потеряла свое тело еще в детстве, живого в ней осталось немного – мозг и позвоночник, все остальное – синтетика. Так как создание и поддержание такого сложного и дорогого тела стоило государству огромных денег, долгое время Мотоко не принадлежала себе буквально – она обязана была работать на правительство, пока ей не помогли выкупить ее оболочку.

С этого момента майор Кусанаги делала все, чтобы создать собственный независимый отряд, который правительство сможет нанимать и предоставлять ему полномочия, но не контролировать напрямую. Поиск себя, осознание своей человечности и сохранение независимости стали ее главными целями.

По «Призраку» вышло множество игр для разных платформ, а еще больше игр создавались под непосредственным впечатлением от манги и аниме. В том числе обожаемая мной Oni от Bungie – главная героиня которой, Майя/Коноко Хасегава и выглядит почти как Мотоко Кусанаги и сходство имен неслучайное; истории героинь тоже очень близки. Но в этой статье мы оставим в стороне оригинальную мангу и игры, сосредоточившись на анимационных экранизациях.

Сколько всего экранизаций?

Существуют 2 фильма Мамору Осии, первый из которых («Призрак в доспехах» 1995 года) собственно и сделал историю Мотоко такой популярной. Также существуют 2 сериала – «Синдром Одиночки» и «Зарождение». Они довольно близки по качеству, концепции, уровню анимации и целевой аудитории, никакого резкого контраста между ними нет, проблема в другом – дилогия Мамору и два сериала существуют отдельно друг от друга, в трех параллельных вселенных, манга – как бы в своей, поэтому это немного сбивает с толку.

В любом случае, пытаться смотреть все мультфильмы по хронологии развития событий особого смысла нет, даже просмотр по порядку выхода фильмов и сериалов будет более здравой идеей, и вот почему.

«Призрак в доспехах» Мамору Осии 1995 года

Это единственное аниме из франшизы, которое я безоговорочно советую посмотреть всем. Неважно, любите ли вы аниме и интересен ли вам конкретно «Призрак» – это шедевр, по которому написано сотни академических работ, разбирающих его философию, режиссуру, героев.

Здесь есть потрясающая композиция кадра, изобретательные ракурсы, чарующие и мистические пейзажи города, плывущие перед камерой под завораживающую музыку, запоминающиеся боевые сцены и многое другое. Именно ему обязаны своим появлением и сериалы, и новый фильм с Йоханссон, где присутствует множество визуальных отсылок к этому аниме, вплоть до максимально точно воссозданных сцен, который при этом вряд ли сможет превзойти работу Осии. Им же вдохновлялись Вачовски при съемке «Матрицы», как и создатели множества других фильмов.

Похоже, что фильм со Скарлетт копирует ряд сцен из первого фильма Осии, но при этом злодей и, соответственно, главный сюжет у картины совсем другой. Впрочем, перемешивать разные сюжеты и переназначать сцены – не впервой для франшизы. Сам Мамору в свое время сделал то же самое.

Кукольника можно было считать главным «злодеем» манги и сюжетом в наибольшей степени напоминающим сквозной, основную линию, но при этом появлялся он в манге всего два раза – в середине и в конце. Осии взял историю Кукольника как основную, убрал промежуток между первым и вторым его появлением, а некоторые вещи, включая легендарную начальную сцену с прыжком с небоскреба в камуфляже, изначально не имеющую к линии Кукольника никакого отношения, привязал к его сюжету. То же самое касалось и истории мусорщика, который взламывал чужие мозги – в манге он никак не связан с Кукольником.

«Невинность» Мамору Осии 2004 года

Все остальные экранизации выполнены на очень достойном уровне и среди нет ни одной, от просмотра которой хотелось бы отговаривать, но следует понимать, что подобного вау-эффектка как от первого аниме, скорее всего, у вас больше не будет уже ни от одной экранизации. Если вы смирились с этой мыслью и вам по-прежнему интересно изучать вселенную дальше, следом я советую смотреть прямой сиквел того же режиссера – «Призрак в доспехах 2: Невинность», вышедший через 9 лет после оригинала, в 2004.

Несмотря на то, что это тот же мир и прямое продолжение истории первой части, надо понимать, что смотрится картина уже чуть по-другому.

Осии по-прежнему созерцателен и находит пейзажи еще более мистические и монументальные, чем в оригинале, но главными героями становятся Бато и Тогуса. Майор появляется совсем ненадолго, даже собаке Бато посвящено больше времени, что отлично раскрывает персонаж старомодного киборга. «Невинность» можно назвать менее цельной, драйвовой, запоминающейся и более запутанной, но она все равно приносит большое удовольствие от просмотра, от возвращения в этот мир и наблюдения за дальнейшей судьбой героев.

Сериал «Синдром одиночки» (Stand alone complex) 2002 года

Этот сериал был посвящен будням Девятого отдела и знакомых нам героев: майора Мотоко, глазастого Бато, лишенного кибернетических частей Тогусы, шефа Арамаки и остальных. В 2004 вышел второй сезон, причем в мире сериала тоже прошло два года с того момента, когда мы в последний раз видели героев.

В 2006 вышел полнометражный фильм «Синдром одиночки – Сообщество Стабильной Государственности» (вариантов перевода Solid State Society тоже много. Кто считает, что имелась в виду закостенелость, кто – твердотельность, в значении полупроводников, то есть электронное общество).

В ней тоже присутствует пробел в два года, за которые майор успела уйти из отдела и пропасть из жизни друзей, Тогуса занял ее место в качестве лидера подразделения, так как Бато отказался.

Спойлеры

Поначалу я решил, что это намек на то, что события «Сообщества» происходят после первого или обоих фильмов Мамору Осии – именно их сюжетом и объяснено отсутствие Майора, но в этой версии не все сходится. Если два сезона «Синдрома одиночки» были перед фильмами Мамору, а «Сообщество стабильной государственности» – после, то получается, что Тогуса проработал с Кусанаги несколько лет (за два сезона) перед тем, как они встречают Кукольника в фильме, но у Осии майор и Тогуса вроде как только встретились. Да и Мотоко в «Сообществе» никак не проявляет своего слияния с Кукольником.

На этом моменте я понял, что пытаться склеить эти две вселенных («Синдром одиночки» и дилогию Осии) бесполезно – авторы явно не заботились об этом. Независимые так независимые, черт с ним.

Конец спойлеров

В полнометражке команда борется с новым злодеем под ником Кукольник, вот только парадоксальным образом никакого отношения к Кукольнику из фильма 1995 года он не имеет, и никто из героев не удивляется тому, что подобное имя мы уже где-то слышали.

Всего вышло по 26 эпизодов в каждом из двух сезонов. Злодеем первого сезона был Смеющийся человек, который по слухам стал и главным антагонистом фильма с Йоханссон. Если вас интересует только его сюжетная линия – не обязательно смотреть все 26 эпизодов сезона, история Смеющегося Человека была пересобрана и выпущена отдельным трехчасовым фильмом (2 часа 40 минут). Центральный сюжет второго сезона, посвященный Одиннадцати Индивидуалистам, так же вышел отдельной сборкой.

Сериал «Призрак в доспехах: Зарождение» (Arise) 2013 год

Arise изначально был выпущен в виде четырех фильмов по часу каждый, а затем перекомпилирован в десятисерийный проект с эпизодами около 23 минут – фильмы распилили надвое (это первые 8 эпизодов) и досняли две новые серии. Эти две серии потом тоже склеили в один фильм, пятый, чтобы все сюжеты были доступны в обоих вариантах – и часовых фильмов и стандартных эпизодов сериала.

«Зарождение» – это приквел ко всем предыдущим мультфильмам (хоть мы и не можем достоверно убедиться, что он существует в одной вселенной с «Синдромом» или дилогией полнометражек, но тут хотя бы ничего не мешает так считать), так как нам показывают ранние годы, знакомство персонажей и формирование Девятого отдела.

Мотоко в их первую встречу с Аранаки наставляет на него пистолет, знакомство с Бато тоже быстро скатывается в драку (к удовольствию зрителя), причем с будущим другом и тайным воздыхателем Кусанаги какое-то время вообще воюет по разные стороны.

Тут же мы видим и рекрутирование остальных знакомых героев, которых Мотоко называет «хорошими запчастями моего отряда» и мотивирует их идти за ней, так как больше им идти некуда. Лидер из нее вообще очень любопытный.

В 2015 вышла новая полнометражка, известная как**«Призрак в доспехах: Новый фильм»** – уже по рисовке и упоминаниям вируса «Поджигатель» становится ясно, что она существует во вселенной «Зарождения» и становится его финалом так же как «Сообщество стабильной государственности» завершал первый сериал.

Различия и сходства

Несмотря на хорошую анимацию, сложные и неплохо закрученные детективные сюжеты, отлично продуманные, зрелищные бои киборгов оба сериала и завершающие их полнометражки слепляются в голове в огромный ком историй, которые в итоге тяжело отличить друг от друга.

Рисовка персонажей в сериалах разная, они берут разные временные периоды, и все равно подход ко вселенной и подаче истории у них слишком похож, поэтому отличить по памяти их сложно.

Обе версии – это прежде всего детектив, везде расследуются чрезвычайно запутанные дела с участием какой-либо манипуляции с призраком – то есть с сознанием в кибермозге.

Их взламывают, внедряют ложную память, управляют дистанционно, заставляют хакнутых людей убивать по указке или вышибать себе мозги. Жизни простых людей этого мира мы практически не видим, сюжет вечно крутится вокруг продажных чиновников, террористов, тайных агентов и таинственных хакеров.

Во всех аниме эти расследования имеют столько поворотов и нюансов, что несмотря на проговаривание окончательной версии, сюжет все равно остается довольно мутным и понять до конца, что все-таки произошло, зачастую сложно – даже если смотреть несколько раз.

Оба сериала уделяют не так много внимания развитию персонажей и личным историям, как фильмы Осии. В эпизодах часто встречаются отсылки к дилогии и к манге – Мотоко в начале серий частенько пафосно стоит на какой-нибудь верхотуре, а затем еще более пафосно прыгает в низ, как в начале фильма Мамору и самой манги.

У киборгов часто отрывают руки, Майор постоянно горит желанием залезть на какую-нибудь машину и вырвать ей люк, при этом чуть не разрывая мышцы рук как в легендарной сцене с танком. Ее отряд то и дело взламывает зрение противника или обманывает его иллюзией, подходит сзади и втыкает провод в порты на шее, чтобы взломать кибермозг противника или нырнуть в него. Частенько при этом их самих взламывают или заражают каким-нибудь вирусом.

В какой-то момент становится сложно провести черту между отсылками и однообразием, бесконечными повторениями одних и тех же действий. Когда в одной из сцен трем персонажам отстрелили по руке, это выглядело уже не смешно. Ну что у вас тут, «Звездные войны» что ли?

Сериалы сделаны неплохо, умно, зрелищно, пусть динамика и не всегда мощная, а сюжет со всеми многочисленными твистами неясен до конца, но без созерцательности фильмов Осии, без внимания к философским вопросам, которых эта франшиза поднимает множество, без раскрытия персонажей с тем же терпением и вниманием, как это делал Мамору – истории бледнеют.

Это смотрится просто как очередное аниме про будни боевой группы. Еще одно дело, еще один террорист. Взломы, вирусы, заговор, подлог, погоня, танки, оторванные руки, занавес, потом заново с той же точки. Мы вроде как узнаем больше о наших героях, видим развитие их отношений, проводим время в мире «Призрака», но это не то чтобы сильно обогащает наше понимание этих героев и этого мира, не углубляет его по-настоящему, и от этого становится обидно.

В какой-то момент я понял, что процесс скорее обратный – все эти новые истории своим однообразием и холодной фиксацией на делах отдела Майора начали размывать в моей голове образ франшизы.

После фильмов Осии она воспринимается как нечто глубокое, таинственное, понятое лишь отчасти, но уже наталкивающее на размышление. В его дилогии было ощущение полноценности, многогранности, сериалы же воспринимаются как довольно узкий срез этого мира, лишенный эмоций, отношений, жизни простых людей или дыхания города.

Однобокость – вот что в итоге так сильно мне не понравилось. Они однозначно дали фанатам больше историй про этих персонажей, но глубже наше представление о них и их мире не стало. Добавилось больше деталей, но количество не перешло в качество, нового понимания они не дали.

И все же, я не могу назвать «Синдром одиночки» (Stand Alone Complex) и «Зарождение» (Arise) плохими. Философские вопросы в них все же поднимаются, они создают то самое «пространство для размышлений», за которое мы ценим серьёзные произведения.

Новый фильм со Скарлетт, насколько можно судить по ранним отзывам, упрощает сюжет и мир «Призрака», сводит все к голливудским шаблонам (будем надеяться, что критики неправы и все не так плохо).

Чтобы зритель мог всерьез задуматься над поднимаемой темой, главное – не обесценивать мир, не сбивать серьезный настрой дешевыми ходами и логическими дырами. Сериалы этого не делают. Да, в них нет медитативных пролетов над городом а-ля долгие дубли с водой у Тарковского, нет такого фокуса на философии и внутреннем мире героев, но и к банальностям они все не сводят.

Футикомы

В сериалах есть и еще одна вещь, которую Осии опустил – футикомы/татикомы/логикомы – разумные бронемашины поддержки, выглядящие как двухметровые робопауки. Их задача – прикрывать команду Мотоко и таскать их арсенал, но помимо этого татикомы обладают продвинутым искусственным интеллектом, с которого сняты многие ограничения, чтобы сделать их мышление в бою быстрым и гибким.

Эти роботы гиперактивны, крайне любопытны и наивны, как дети, говорят они тоже умильными детскими голосами, но добавлены они были автором манги не только в качестве комических персонажей.

На их примере «Призрак» исследует эволюцию искусственного интеллекта, то, как он обучается и воспринимает мир. Со временем татикомы одной и той же модели обрели разные личности, в них зародились их собственные призраки, позволяющие машинным сознаниям возвращаться даже после полной зачистки памяти.

Так что же все-таки смотреть и в каком порядке?

Как я уже сказал, начинать стоит с «Призрака в доспехах» Мамору Осии 1995 года – просто потому, что это самое яркое и полноценное произведение, центральное для всей франшизы, пусть хронологически эти события и находятся ближе к концу известной нам истории Мотоко. Следующим стоит посмотреть сиквел, «Невинность», он менее динамичен и еще более заморочен, но так же красив и глубок.

Дальше нужно идти в сериалы, и я бы предложил начать с более нового, «Зарождения» (Arise). Он короче – всего 10 серий (или 5 часовых выпусков), тогда как в «Синдроме одиночки» 52 эпизода, не придется так завязать. К тому же – это приквел, поэтому начать с него некоторым может показаться логичнее. Ну и лично мне этот сериал больше пришелся по душе, он цельнее, зрелищнее и любопытнее с точки зрения динамики отношений между персонажами – знакомства, противостояние, завоевание доверия.

Что делать с двумя полнометражками, завершающими сериалы: «Общество стабильной государственности» (Solid state society) и «Новый фильм» тоже каждый сможет решить сам – можно посмотреть их сразу по окончании соответствующих сериалов, по хронологии событий, а можно – еще до этого. Они самостоятельны и нормально воспринимаются отдельно.

Все версии Мотоко слева направо: манга, фильм 95 года, второй том манги, Синдром одиночки, «Невинность», «Сообщество стабильной государственности» и «Зарождение».

Как вы уже поняли, вселенная «Призрака» вышла довольно однородной и слитной – тут нет вещей, которых стоит однозначно избегать, нет и жесткой очередности, которой надо придерживаться. Войти можно с любой точки, начать с любого мультфильма. Единственное что – если смотреть запоем, этим миром можно легко перенасытиться. Несмотря на то, что в каждом детективном сюжете своя идея и свой твист, их все равно легко перепутать между собой, поэтому я советую растягивать удовольствие и не смотреть все сразу.

Сегодняшний пост посвящен аниме-фильму «Ghost In The Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society», уточнению некоторых деталей и подведению итогов по всей серии «Синдром одиночки».

Но для начала – маленькое лирическое отступление: рассказ о «Днях Татиком». Это набор спэшл-серий, которые, если так можно выразиться, дополняют оба сезона сериала. Всего выпущено 52 эпизода (то есть, по одному эпизоду на каждую серию). Каждый эпизод «Дней татиком» длится чуть меньше минуты и являет собой эдакий юмористический скетч по мотивам. Главные герои здесь, как понятно из названия, татикомы. Они обсуждают события соответствующей серии, выдвигая свои теории и мнения. Всё действие происходит в виртуальном пространстве (являющим собой белый фон). Чем-то напоминает «Матрицу». «Дни татиком» — абсолютно необязательная для ознакомления вещь. Если хотите поднять себе настроение – посмотрите. В остальном, никакой особой смысловой нагрузки этот сериал не несёт.


Теперь же перейдём наконец к «Solid State Society». Необходимо оговориться о переводе названия. Дело в том, что Solid State Society – это игра слов. Это можно перевести и как Общество Стабильной Государственности, и как Закостенелое общество. И в рамках аниме оба варианта находят свое воплощение и реализацию.

Фильм вышел в 2006 году. Сюжет его разворачивается через два года после событий второго сезона. Мотоко больше не работает в 9-м отделе. Полевыми операциями теперь руководит Тогуса и это удается ему далеко не так мастерски, как Майору (уже самое начало фильма нам это живо доказывает). Бато же теперь окончательно замкнулся в себе и стал напоминать себя из аниме 2004 года. В этом сезоне 9-й отдел расследует дело так называемого Кукольника – мастера по взлому кибер-мозга.

Сюжет здесь очень хорош. Авторы очень грамотно играют со зрителем, то давая одни намеки и наводя на определенные подозрения, то вдруг обрубая их и начиная вести по иному следу. Одним словом, просто прекрасно. Но я понимаю, что могут быть придирки вида «это же копирка сюжетов старых аниме! Ничего своего придумать не могут!». Развею ваши сомнения чуть далее по тексту.


Единственное, что должен отметить – фильм несколько более неровный в плане соотношения экшена и разговоров. Вся первая половина фильма – практически сплошные разговоры, зато вся вторая – почти один сплошной экшен. Это не самый страшный минус, просто имейте это в виду.

Визуальный стиль аниме ничуть не изменился. Впрочем, тут куда больше мрачных тонов, теней и полутеней и тому подобного. И это довольно неплохо – «Синдром одиночки» словно с каждым новым продолжением становится всё более и более взрослым. Впрочем, концовка здесь, как мне кажется, слегка чересчур счастливая. Да и вообще весь фильм несколько рушит трагизм второго сезона. Но это уже совсем субъективно.

К слову, в 2011 году в Японии транслировалась 3D версия фильма. Как обычно, нас таким счастьем обделили.

Музыка в аниме всё на том же уровне. Опенинг лично меня впечатлил куда меньше, чем его собрат из второго сезона, но всё равно выглядит куда лучше опенинга первого сезона. К слову, раз забыл сказать об этом ранее, исправлю ошибку сейчас. Все опенинги (и часть эндингов) серии «Синдром одиночки» исполняет певица Origa (О́рига). Её настоящее имя – Ольга Я́ковлева. Так что русский язык песен – это вовсе не алхимические эксперименты наших локализаторов. Они действительно исполняются на русском (с примесью английского).


И вот теперь пришла пора поговорить о соотношении сюжетов этого фильма и фильма 1995 года. На самом деле, рассуждать об этом довольно сложно и тут могут быть разные трактовки и споры. С одной стороны, Solid State Society даёт явные отсылки к предшественнику. Одно только начало чего стоит: стоящая где-то на верхотурах Мотоко и камера, пролетающая над ней и берущая просто изумительные по красоте ракурсы и виды… где-то мы это уже видели, не находите? Но на практике, содержательно аниме очень и очень разные. Solid State Society, как понятно из названия, посвящен совершенно другим проблемам – проблемам общества, одиночества человека в рамках системы, его отрешенности от всего мира… впрочем, не буду углубляться, лучше сами посмотрите и проанализируйте.

Кроме того, сильно разнятся и образы героев. Во-первых, образ Мотоко, как мне кажется, здесь прямо противоположен по концепции и конечной идее образу из аниме 1995 года. Мотоко «Синдрома», в конечном итоге, не смогла существовать без 9 отдела, оставшись частью системы. И, как по мне, здесь это не делает ее слабой или какой-то незаконченной. Просто это совершенно другой образ, с совершенно другим характером и мировосприятием, только и всего. Во-вторых, интерес вызывает вопрос — является ли Кукольник аналогом Кукловода из аниме 1995? Довольно сложный вопрос. Казалось бы, имена схожие, да и сама суть вроде одинаковая – мастер по взлому чужого мозга. Но концептуально персонажи очень и очень разные. У них разные цели, разные задачи и судьба. Один ищет себя в этом мире, пытается доказать своё право на существование, второй же пытается перестроить общество, сделать, как ему кажется, благое дело. Потому я считаю Кукольника совершенно отдельным персонажем, хотя и явно намекающим нам на Кукловода.


Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод: «Синдром одиночки» не лучше и не хуже аниме 1995 года. Он просто другой. Кому-то он может нравится, кому-то нет, но это вовсе не делает его плохим и неудачным. Это просто дело вкуса. И он вовсе не является тупой копиркой. Тут совершенно другие персонажи, абсолютно другой сюжет (хотя и имеющий некие сходные мотивы), да и во всё это действо заложены совсем другие смыслы и подтексты. Так что обвинять авторов в отсутствии фантазии – дело в данном случае неблагодарное.

Кроме того, здесь же хочу отметить следующий момент – я считаю крайне странными попытки представить «Синдром» как приквел аниме 1995 года. Выше я уже указал на серьезные концептуальные и идейные различия как минимум двух персонажей. И вы всё еще считаете, что это те же самые лица, что и в аниме 1995 года? Тогда я еще раз повторю – это спин-офф. Он не имеет никакого прямого отношения к дилогии Осии. Это совершенно отдельное произведение, хотя и снятое в недрах той же студии. Да и потом, раз 9-й отдел уже сталкивался с Кукольником, почему тогда в деле Куколовода они столь беспомощны и не понимают, с чем имеют дело? Не кажется ли это вам серьезнейшей несостыковкой, напрочь рушащей все попытки связать эти аниме?

Что я скажу про «Solid State Society» по итогу? Да, даже перейдя в формат полнометражного аниме-фильма, «Синдром одиночки» сохранил все свои достоинства и недостатки. Быть может, ему удается чуть лучше раскрывать героев, но сути это особо не меняет, поскольку раскрываются все те же Мотоко, Бато и Тогуса. Но при этом в этом аниме прекрасный сюжет, глубокий и неглупый посыл. Он может порадовать вас очень сильными, напряжёнными и драматичными эпизодами. Конечно, это уже не то изысканное произведение искусства, какими были фильмы 1995 и 2004 года. Но тем не менее, я всё равно очень люблю «Синдром одиночки». Это поистине прекрасное и отлично продуманное воплощение «Призрака».


И, если хотите знать мое мнение, то на этом история качественных адаптаций «Призрака в доспехах» и заканчивается. Дальше нас ждёт только весьма спорный Arise и еще более спорный фильм 2017 года. «Синдром одиночки» же пусть и не идеален, но очень и очень близок к этому, потому что даёт то, что надо: атмосферу, хорошо продуманный и закрученный сюжет, красивую и яркую картинку, глубокий и хороший посыл и довольно ярких и колоритных героев… словом, всё то, за что мы любим «Призрака».

Первый сезон спин-офф сериала «Синдром одиночки» начал выходить на экраны в 2002 году. Сюжетно сериал нарушает последовательность и логику повествования как манги, так и предыдущего полнометражного фильма.

События разворачиваются в 2030 году. Действующие лица вам уже известны… хотя постойте. В отличие от полнометражек, сериал решил воплотить всю основную команду 9 отдела, а потому самое время сказать пару слов про каждого из них.



Мотоко Кусанаги – одна из центральных персонажей всего сериала. Нужно заметить, что это имя – псевдоним. Как же её зовут на самом деле не помнит даже она сама. Кусанаги является первоклассным хакером и солдатом. Однако её уникальный жизненный опыт (полной кибернетизации Мотоко подверглась в 6 лет) делает ее несколько отстраненной и чуждой другим людям.



Бато – ветеран многих воин и кровавых конфликтов. Как и Майор, является полным киборгом. Раньше служил в отделении рейнджеров, на память о чем у него остались его знаменитые глаза. В отличие от Мотоко, довольно эмоционален и агрессивен. Впрочем, его агрессия и нахальство зачастую оказываются показными.



Тогуса – единственный в отделе, у кого почти нет имплантов (кроме расширения кибер-мозга). Впрочем, именно поэтому он и был взят Майором в команду (об этом мы можем узнать из фильма 1995 года). Бывший полицейский, обладает острым чувством справедливости, ради борьбы за которую и работает в 9 отделе (хотя относится к своей службе здесь несколько скептически).



Исикава – профессиональный хакер. Является самым старшим в отделе по возрасту (после шефа). Великолепно умеет искать необходимую информацию в сети. Довольно ироничен и любит подшучивать над своими коллегами.



Сайто – профессиональный снайпер. Как и Тогуса, обходится практически без имплантов (за исключением всё того же кибер-мозга, одного глаза и руки). Довольно сдержан в своём поведении.



Падзо – эдакий «специалист по связям с преступным миром». Бывший сутенер, грабитель и контрабандист. Именно за знание подпольного мира и его законов и взят в 9-й отдел. Весьма неразговорчив.



Бома – специалист по взрывчатке. Так же часто помогает Исикаве в поиске информации на просторах сети.



Арамаки – шеф 9 отдела. Никогда не участвует в полевых операциях. Его работа – закулисная. Он превосходный аналитик, обладает огромными связями и мастерски ведет переговоры, добывая нужную информацию или прикрывая своих людей от нежелательного внимания.



Кроме них, важную роль играют татикомы – легкие танкетки, оснащенные самосознанием и индивидуальностью. По своему поведению, они смахивают на детей – очень любознательны и непосредственны. Все они объединены в одну общую сеть и могут запросто делиться полученным опытом друг с другом.

Думаю уже по этим описаниям можно сделать некоторые выводы, но не будем спешить.

Хотя сюжетно сериал и не встраивается в общую канву событий предшественников, все же содержательно он куда ближе к манге, нежели фильмы 1995 и 2004 года. Дело в том, что тут мастерски сочетаются многие элементы – юмор, детектив, экшен, драма, философия. И примерно это вы и обнаружите в манге, если решите ознакомиться. При этом каких-то критических перекосов в одну из сторон тут нет – авторы весьма хорошо балансируют на грани.

Сериал состоит из 26 эпизодов по 25 минут. Графика тут яркая и красивая. Визуально сериал выдает немало эффектных и красивых кадров, хотя иногда камера берет весьма… странные ракурсы. И раз я заговорил об этом – вообще несколько смущает манера одежды Майора в 1-м сезоне. Но это мелочи, особенно если вспомнить, что в оригинале Мотоко в ряде сцен и вовсе разгуливала в чем мать родила.

А вот опенинг тут откровенно подкачал, в первую очередь с визуальной точки зрения. Не знаю, зачем было делать его в этой кривой 3D графике, но смотреть на это без слёз просто невозможно. Зато музыка в нем очень хороша.


Сюжеты серий поначалу кажутся между собой никак не связанными – в каждой 9-й отдел ведет новое дело и расследует новые преступления. И преступления эти всегда очень хорошо закручены – тут приплетаются и политика, и экономика, и общественный порядок… словом, очень интересно и в духе произведений Масамунэ Сиро, он тоже часто вводит в сюжеты своих произведений политические и социальные составляющие. Но затем в сериале всё же появляется генеральная линия – дело о Смеющемся Человеке. Именно его расследованию и будет посвящена большая часть серий (но не все).

Сериал очень хорошо нагнетает интригу, постепенно выдавая новые факты и создавая совершенно неожиданные повороты. Концовка же сериала (то есть разгадка дела) оказывается вполне постмодернистской… впрочем, это уже спойлеры.

Еще хочется похвалить музыку. Она тут просто великолепна, даже ничего больше и говорить не хочется. Очень малое количество аниме-сериалов могу похвастаться столь качественным саундтреком.


Итак, графика красивая, сюжет потрясающе интересный и закрученный, в нем вы найдете все, что вам надо. В сериале много действия хотя отводится место и размышлениям с философствованиям. Музыка просто отличная. Что же не так?

Персонажи. Не то, чтоб они совсем не раскрывались… просто аниме очень явно концентрирует наше внимание на буквально 2-3 действующих лицах – Мотоко, Бато и Тогуса. Именно о них мы больше всего узнаем (в том числе и об их прошлом). Исикава, Сайто и Арамаки вышли достаточно колоритными, но раскрыты не так подробно, как вышеуказанная троица. Падзо и Бома же остались картонками второго пала. Потому я про них почти ничего и не сказал. Я просто не знаю, что говорить. Зато главные герои успевают показать себя во всей красе. Особенно это чувствуется на контрасте. Например, Мотоко большую часть времени остается спокойной и сдержанной.

Вышеуказанный недостаток, конечно, весьма ощутимый, но он просто теряется за всеми остальными достоинствами. Да, «Синдром одиночки» отличается от своих предшественников. Фильмы 1995 и 2004 года рассчитаны на вдумчивого зрителя. Если вы хотите после тяжелого рабочего дня просто расслабиться – они точно не для вас. Над ними надо думать, их надо внимательно смотреть и размышлять чуть ли не над каждой деталью. Сериал же охватывает куда большую аудиторию. Тут есть и над чем подумать, и на что посмотреть. Да и многие напряженные и даже трагичные моменты напрочь разрушаются в концовке, что тоже немного печально. Но это вовсе не делает его плохим. Это отличное произведение (и именно произведение искусства, а не какой-то там ширпотребный продукт!) и для ознакомления так же настоятельно рекомендуется.


В 2006 году сериал получил продолжение. И второй сезон ощущается куда более взрослым, серьезным и мрачным произведением. Один только опенинг дает нам понять это.

Во-первых, сериал избавился от идиотских ракурсов, да и Мотоко перестала одеваться как… кхм, промолчу кто. Во-вторых, сама стилистика, сюжет и атмосфера тут более мрачные и тягостные. Сериал поднимает немало сложных и глубоких вопросов (посмотрите хотя бы серию «Стеклянный ангел», поймете о чем я). Больше внимания стало уделяется героям – так, Сайто и Падзо получили свои отдельные серии, чуть больше раскрывающие их личности и истории. Но особого внимания заслуживает все же Мотоко. То как рассказано ее прошлое, как оно показано… я не знаю даже как описать свои ощущения от этого. Это сделано просто изумительно, я навсегда запомнил ту серию и ее стиль подачи материала.

Сюжет тут более «концентрированный» — по сути, все серии в конечном итоге сводятся в одну сюжетную линию и ведут к финалу этой уникальной истории, посвященной расследованию дела одиннадцати индивидуалистов, принимающего, в конечном итоге, совсем неожиданный поворот и размах. Что еще радует, сериал стал куда более трагичным. И это очень ощущается в концовке – вроде бы и 9-й отдел в деле, и новые татикомы на службе… но вряд ли это можно передать словами, это надо увидеть и прочувствовать самому. Ощущение неизбежной трагедии не оставляет вас в эти моменты.


При этом второй сезон не имеет какой-то жесткой связи с первым. Его вполне можно смотреть и в отрыве и получать немалое удовольствие. Зато он весьма умело дает отсылки к аниме 1995 года.

При всем при этом я не могу отрицать, что «Синдром одиночки» так и не смог в полной мере избавиться от своей главной беды – плохо раскрытых персонажей. Некоторые так и остаются картоном, а остальные… просто слишком статичны. Их характеры мало меняются (ну, за исключением Майора, чьи боль и сомнения передаются очень красиво, даже на уровне каких-то отдельных деталек).

Но в остальном, второй сезон произвел на меня очень сильное впечатление. Это невероятно качественное, красивое и неглупое произведение со своими идеями и подтекстами, со своими сюжетами и трагедиями. И если после просмотра первого сезона у вас еще могут быть вопросы к этому сериалу, то второй их напрочь развеивает. Он абсолютно прекрасен.

Два сезона сериала венчает полнометражный аниме-фильм «Stand Alone Complex: Solid State Society». Но о нем уже в следующей раз…

Читайте также: