Frostpunk 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

В июне польская студия 11 bit опубликовала тизер игры, подозрительно похожей на новую Frostpunk. Это она и была — сегодня разработчики анонсировали сиквел морозной градостроительной стратегии.

События Frostpunk 2 развернутся спустя 30 лет после смертоносной метели. Мир по-прежнему объят льдом и снегом. Вы — лидер крупного города, страдающего от нехватки ресурсов. После эпохи угля человечество намерено начать добычу нефти, но не всем по душе новый путь развития.

Да, не обойдётся без общественных волнений, ведь в городе обитают фракции с разными требованиями и ожиданиями. Оправдает ли себя хладнокровный подход к руководству? Вам предстоит объединить людей перед лицом внешних угроз и убийственного холода.

По словам Якуба Стокальского (Jakub Stokalski), одного из директоров Frostpunk 2, вторая часть заметно превосходит первую по масштабам. Команда игры насчитывает почти 70 разработчиков и продолжает расти. Стокальский обещает не просто сиквел, а «обширную вселенную решений» и свободу в формировании общества и города.

Frostpunk 2 посетит Steam, GOG и Epic Games Store. Когда — объявят позже.

Создатели This War of Mine набрались опыта, увеличили бюджет и вернулись к теме выживания в экстремальных условиях.

Frostpunk. Холодное сердце

Frostpunk. Холодное сердце
Frostpunk. Холодное сердце
Frostpunk. Холодное сердце

Летом 1886 года Британию приморозило: снежная буря уничтожила поля, оставив целую страну без пищи. Голод и холод быстро довели страну до беспорядков, но настоящая напасть ждала впереди — с юга шёл ледяной шторм, равных которому человечество ещё не видело. Чтобы спасти людей от гибели, правительство отправило на север страны строительные экспедиции: на богатых ресурсами землях решили построить паровые генераторы, способные обогревать целые города. В условиях вечного холода, дефицита ресурсов и отсутствия всякой помощи извне генераторы оказались последней надеждой на выживание человечества.

Так уж вышло, что, когда я сел за Frostpunk, в городе как раз отключили отопление, за окном несколько дней бушевал ураган, а температура держалась едва выше нуля. Закутавшись в плед и то и дело заправляясь горячим чаем, я быстро проникся суровой атмосферой выживания в условиях вездесущего холода. Когда внутриигровой термометр в очередной раз опускался на пару десятков градусов, всё моё нутро пробирал всамделишный холодок, а страдания виртуальных граждан воспринимались как личная трагедия. Серьёзно, если хотите провести десяток незабываемых часов, чувствуя себя умирающим полярником, во время игры налегайте на мороженое и настраивайте кондиционер похолоднее. Уникальный опыт гарантирован.

Отчаянные времена.

Frostpunk. Холодное сердце

Нам предстоит управлять новообразованным поселением, всех жителей которого объединяет одна цель — выжить. И достичь её будет нелегко: дома для первых горожан только предстоит построить, а стартовые запасы угля, древесины, стали и пищи очень скоро закончатся, и возобновлять их придётся самостоятельно.

Первые несколько суток температура держится около −20°C. Для бывалых беженцев это пустяк — можно даже шапку не надевать, — да и генератор пока запускать ни к чему: лучше приберечь топливо до более сильных морозов. Пока не ударили холода, часть поселенцев займётся ночной охотой, пяток инженеров пойдёт проводить исследования новых технологий, а ещё несколько человек подежурят в медпункте.

Рабочая сила — один из самых важных ресурсов: в каких-то постройках трудиться могут только настоящие рабочие, в медблоках и на заводах справятся лишь инженеры, а вот, например, в шахтах рук всегда не хватает, и здесь рады всем. Нередко приходится по нескольку раз в день перебрасывать специалистов между предприятиями, чтобы как можно быстрее обслуживать и развивать город.


Дорогу к складам с красными значками рабочие строили четыре дня. Видимо, место неудобное: проще было возвести ещё пару зданий поближе к генератору


Когда приближается шторм, некоторые места для вылазок становятся недоступны. Отряды разведчиков к этому времени лучше распустить — целее будут

Если не обогревать жителей как следует, часть народа непременно заболеет, а кто-то может даже умереть. Рядом с генератором тепло, но место около него, само собой, ограничено, а шахты и вовсе расположены на самых окраинах, и отапливать их — отдельная головная боль.

Градостроительная часть Frostpunk глубока и обширна: разработчики продумали кучу тонкостей, связанных с добычей ресурсов, их постоянной нехваткой, зависимостью от холода и ограниченной рабочей силой — любителей жанра игра вряд ли разочарует.

Первые дней пятнадцать расслабиться не даёт жуткий дефицит: он заставляет постоянно ужиматься, экономить на каждой мелочи и искать новые лазейки для выживания. Далее начинает быстро холодать, и последствия очередного температурного антирекорда приходится нейтрализовывать прямо на ходу. Частично в этом поможет развитие науки: вариантов исследований масса, и к пятидесятому дню я едва успел изучить последнюю оставшуюся ветку — ненужных улучшений в игре просто нет. При желании можно построить даже полностью автоматизированную колонию, заменив людской труд на механизированный. Стимпанк же!


Автоматоны не боятся ни холода, ни голода, ни наступления ночи. Правда, эффективность у машин на порядок ниже, чем у живых людей

Как только окончательно разберёшься в механике, покажется, что игра начала повторяться. Но это иллюзия: за реиграбельность в Frostpunk отвечают разные сценарии, и в каждом можно по вкусу подкрутить сложность. «Выживание» не ставит перед вами ограничений, только главную задачу — пережить ледяной шторм. В режиме «Ковчег» доступная для строительства площадь заметно меньше, а охотиться в округе не на кого — приходится как можно быстрее исследовать фермы и возводить теплицы, иначе все известные человечеству растения исчезнут окончательно. А у «Беженцев» название говорит само за себя: каждые пару дней в город прибывает новый конвой переселенцев (в основном детей), которых надо кормить, а вот быстро приставить к работе не удастся.


…требуют отчаянных мер

Но мрачная атмосфера Frostpunk строится не только на постоянно падающих градусах Цельсия и Фаренгейта (единицу измерения можно выбирать). Как и в This War of Mine, предыдущем проекте 11 bit studios, важную роль в принятии решений играют постоянные конфликты интересов. Если не хватит угля для работы генератора, в жилых домах вода в горшках застынет от холода, и недовольные жители мигом побегут жаловаться лидеру. Но и заставить рабочих добывать уголь круглые сутки тоже не выйдет — всё время нужно искать компромиссы.


Про тему детского труда Глеб Бесхлебный писал ещё в впечатлениях от демоверсии, но это далеко не единственный тяжёлый моральный выбор в игре. Удвоить питание больным, надеясь на быстрое выздоровление, или не рисковать запасами? Дать выходной травмированному ребёнку или сохранить объёмы выработки? Тратить часть рабочего времени на захоронение тел или просто складывать их в кучу? Помочь ли другому поселению драгоценными ресурсами? Правильного решения нет: любой из подобных выборов ведёт к неприятным последствиям, которые обязательно придётся расхлёбывать.


Из 501 жителя нашлись двое голодающих. И это при 1015 порциях готовой пищи!


Каждый поселенец справляется со стрессом как может — вариантов-то не так много

За «карму» отвечают два параметра: надежда и недовольство. Без надежды жизнь в экстремальных условиях становится совсем невыносимой, и отчаявшиеся поселенцы быстро избавляются от нерадивого предводителя; при максимальном недовольстве итог тот же. Решая мелкие проблемы и принимая законы, по которым будет жить община, игрок постоянно влияет на оба параметра, и в случае со Frostpunk это не просто абстрактные коэффициенты.


Делая очередной нелёгкий выбор, начинаешь если не искренне переживать за судьбу поселенцев, то как минимум задумываться о том, на что вообще способны люди, оказавшиеся на грани выживания. У каждого нового закона свои плюсы и минусы, на которые изолированное общество мгновенно реагирует, и отменить принятое постановление уже нельзя.

Frostpunk. Холодное сердце

Зиморождённый

Значительная доля обаяния Frostpunk держится на атмосфере безысходности и суровой борьбы. Художникам 11 bit studios удалось убедительно показать, насколько сложным может быть выживание на клочке земли вокруг генератора: впервые отправив жителей на добычу древесины, я минут десять любовался тем, как крохотные человечки греют руки у огня, с факелами пробираются через сугробы и ёжатся от холода, протаптывая узкие тропинки. От жара паровых обогревателей снег тает, обнажая серую землю, а исполинские автоматоны неуклюже, как и положено паровым механизмам, перешагивают через строения и заряжаются от генератора. Даже изменение температуры игрок ощущает наравне с жителями колонии: в морозы под сорок экран буквально обледеневает.



А при –150°C работающий на износ генератор уже не справляется. Кстати, это обычная температура на полюсах Марса

После целого дня, проведённого за игрой, я не на шутку удивился отсутствию снега за окном. напрочь позабыл, что уже конец апреля. Минимализму This War of Mine тут не место — несмотря на бедность пейзажей и серую палитру, за миром Frostpunk бесконечно занимательно наблюдать. Жаль только, что нельзя рассмотреть всё поближе, камера ограничивает максимальный масштаб, и в пургу разглядеть копошащихся в снегу человечков можно лишь через экран контроля температуры.


На экране температуры хорошо видно, какие строения нуждаются в дополнительном обогреве

Наиграв порядка двадцати часов, пережив ледяной катаклизм и сохранив более четырёхсот пятидесяти жизней, я могу с уверенностью сказать, что в Frostpunk уже видел всё. Увы, за два или три прохождения игра раскрывает все карты и больше не может удивить ни моральным выбором, ни трескающимся от холода термометром — в своё время с This War of Mine была похожая история.

Скомканная концовка оставляет немало вопросов. Согласно сюжету, наше поселение — последнее в мире; игра же заканчивается сразу, как только мы переживем морозный шторм. Весь город может болеть и голодать, но формально игрок всё равно победил, а что происходит дальше, неизвестно. Откуда взялась ледяная буря? Как будет восстанавливаться человечество, если больше никого не осталось? Куда заведёт поселенцев наша стратегия управления?

Frostpunk. Холодное сердце

В This War of Mine был хотя бы постскриптум, где разработчики в двух словах рассказывали о будущей жизни героев: в зависимости от стиля прохождения, она могла быть как радостной, так и депрессивно-суицидальной. Frostpunk ничего подобного не выдаёт, и это понятно: перед нами всё-таки градостроительный симулятор — игра ради процесса, а не ради концовки. Разработчики заявляли, что сюжету в Frostpunk уделено не меньше внимания, чем экономике, но не до конца сдержали обещание. Драматизма This War of Mine добиться не удалось: когда у тебя под началом сотни людей, а не несколько персонажей, сопереживать каждому уже не получается.

Благо в главном меню при выборе сценария осталась многообещающая строчка «Coming soon». В столь добротный и с душой продуманный проект всё-таки хочется вернуться за новым контентом.

Пару месяцев назад студия 11 bit studios тизерила свою следующую игру — в итоге ей оказалось продолжение Frostpunk. Не сказать, что это большой сюрприз, учитывая успех оригинала.

Концептуально сиквел останется верен предшественнику — игрокам в роли лидера голодающего мегаполиса предстоит выживать в суровых условиях. Если первую часть посвятили «эпохе угля», то вторую — «эпохе нефти».

«Требования и ожидания разных группировок станут причиной напряжения и конфликтов. Вечный холод продолжает захватывать город и возникают новые угрозы извне. Игроку предстоит объединить и подготовить свой народ к сложным и неизбежным жертвам!».

Разработчики не вдаются в подробности продолжения, но обещают дать игрокам куда больше возможностей и свободы для строительства собственной общины и города. Глобально при этом суть останется прежней.

«Но, самое главное, в Frostpunk 2 появится новый уровень осмысления, отраженный во многих аспектах игры — будь то политика, общество или технический прогресс — конфликт между людьми и их собственной природой»

Frostpunk 2 не имеет даже примерной даты выхода, но в Steam, Epic Games Store и GOG уже появились страницы игры, благодаря чему её можно добавить в список желаемого.

В честь анонса продолжения до 16 августа пользователи Steam получили доступ к первой части.




Сюжет игры берет своё начало в 1886-м году. Мир игры — альтернативная Земля, где царит столь любимый и столь ненавидимый многими стимпанк. Особенным мир игры делает объединение стимпанка с постапокалипсисом. На Земле прогремели самые мощные вулканы, а Солнце частично потухло. Планету окружила пелена из пепла. Британские учёные (лол) предсказывали это ещё десятилетия назад, поэтому Англия ринулась на север строить огромные генераторы, что будут отапливать новую Британию, когда родной дом станет покрыт мглой. Решение уйти на север, где, казалось бы, должно быть холоднее, вполне обосновано. Там огромные залежи угля. Все знают, что уголь в стимпанке это как нефть у нас. История мира Frostpunk раскрывается через экспедиции, которые игрок волен отправлять в снежные дали. Лор действительно интересно изучать, потому что параллельно с изучением предыстории вы увидите некоторое дерьмо, интересные истории а также добудете немало ресурсов…



А ещё вы встретите Теслу, огромные машины, американцев, дикарей и другие очешуительные истории.

Дабы не повторять один и тот же шаблон действий во Frostpunk предусмотрены сценарии. В каждом из них отдельные локации, события и люди. Подобно предыдущей игре студии This War Of Mine во время выживания периодически на игрока будут обрушиваться из ниоткуда глобальные проблемы. В пример можно привести первый сценарий и событие, когда ваши разведчики доберутся до первого ближайшего населенного пункта. Они обнаружат, что всё поселение замерзло насмерть. Это обрушит надежду ваших жителей в ноль и создаст пласт населения, желающего вернуться назад в Лондон. Как говорится, кувыркайся с этим как хочешь, игрок.



По факту, Frostpunk довольно казуальный градостроительный симулятор. Количество зданий там не зашкаливает, как в каком-нибудь Citites Skylines. Территория, доступная игроку, не блещет масштабами. Ресурсов для добычи мало и их освоение это дело пары кликов. Но сказать, что Frostpunk ничем не выделяется от остальных я не смогу благодаря следующей фишке: сердцем вашей общины является огромный генератор, вырабатывающий тепло. Вокруг него строится всё ваше сообщество. Город строится по круговой системе и чем дальше от генератора строение, тем холоднее там будет. Дабы жители, живущие вдали, не замерзли игрок может построить паровые мини-генераторы или изучить отопление отдельных зданий.



Жизнь будет скапливаться вокруг тёплых зон и этим необходимо пользоваться.

Почти весь менеджмент заключается именно в том, чтобы согреть нужные строения. Все здания отопить не выйдет — у вас не хватит угля. Всегда приходится чем то жертвовать и эта жертва, рано или поздно, проявит свои последствия. Также контролировать приходится показатель надежды и недовольства народа. Дабы рабочие не сдались и не сложили инструмент, а то и взбунтовались, необходимо повышать их веру в светлое будущее. Делается это путём принятия новых законов, решением локальных проблем, итог которых станет общественным достоянием или контролем отопления на их рабочих местах. Недовольство растёт из-за поступающих проблем в виде холода, плохого обеспечения ресурсами города и страхом перед туманным будущем. Если не контролировать общественные настроения, то вас выгонят с поста.

В один момент игры вам откроется выбор одной из двух новой ветки закона. По умолчанию вам доступна книга законов “Адаптация”, в которой вы вольны принимать решения, которые позволяют экономить ресурсы или же рабочую силу. Далее откроется “Порядок” или “Вера”. Оба варианта, если развивать их до абсолюта, приведут или к полицейскому государству, или к сектантскому строю. Законов не так много, но все они влияют друг на друга со временем. Прописаны законы отлично в своей неоднозначности, что делает их приятие целой внутренней дискуссией с самим собой.



Последствия этого закона более неожиданные, чем вы думаете.



Главная фишка игры, заставляющая игрока буквально рвать волосы на седалище. Дабы регулировать общество будущей новой Англии, лидеру дана возможность принимать законы. И они все плохие. Но при всём этом, законы работают на народ — их негативные аспекты проявляют себя сугубо в перспективе. Вы запретили детский труд, чем уменьшили свою рабочую силу. В итоге вам будет не хватать рук и в перспективе начнётся дефицит ресурсов. Вы решили не держать пациентов с обморожением в больницах и делать им ампутацию — это освободит койки, но в будущем количество неработоспособных инвалидов будет только расти. Вы принимаете всех беженцев к себе в город и перед самой страшной бурей вам придется делать запасы действительно эпических масштабов, а также готовиться к штабелями замёрзших насмерть людей.



Глупец! У нас быстро кончится уголь, если мы замедлим машины!



Эмбиент в купе со звуками метели создаёт завораживающий напряжённый саундтрек. Постанывание скрипки напоминает главную тему фильма “Список Шиндлера”, что привносит свою нотку в атмосферу. Сидишь перед монитором и чувствуешь этот холод до того, что хочется налить себе ведро чая и закутаться в самое толстое одеяло. Звук — одно из главных достоинств Frostpunk. Ветер постоянно дует, иней закрывает собой окна, производства работают — всё это прекрасно слышно и создаёт картину живущего через силу города. Он словно стонет, желая умереть, замерзнув.



Сразу вспоминаю ночные зимние посиделки с друзьями.

Дизайн и графика выглядят сногсшибательно. Вы, скорее всего, заметили это, но тут нужно видеть картину в динамике, а не статике. В городе все свистит, двигается, шелестит, покрывается снегом, тает, испускает пар. В морозные времена город словно замирает и пытается согреть себя любыми способами, а в теплые (Если -20 для вас тепло) расцветает во всей своей красе. В -80 половина города собирается у генератора погреться, при этом окраины города пустеют.



Frostpunk это коктейль из страданий, мороза и моральных терзаний. Завораживающий мир, интересный дизайн и звуковое сопровождение не дадут заскучать ушам и устать глазам. Постоянные моральные дилеммы, сюрпризы от людей и история мира игры будут держать игрока в напряжении. Градостроительный элемент сделан добротно и не перетягивает на себя одеяло внимания. Лидеру государства не нужно постоянно следить за всеми тумблерами и ежесекундно проверять температуру. Темп игры отлично выверен и один сценарий можно пройти за пять-шесть часов, после чего перейти к следующей истории. Разработчики будут со временем дополнять Frostpunk новыми сценариями. Не замерзните там, шапку хоть наденьте перед игрой!



Конец, просто показывающий титры на фоне прогресса вашего поселения, заставляет уйти душу в пятки, если у вас богатая фантазия или вы принимали плохие решения.

Читайте также: