Call of duty 4 modern warfare обзор

Обновлено: 05.07.2024

Сериал Call of Duty, главный конкурент спилберговского Medal of Honor, появился, когда на территории шутеров о Второй мировой уже было довольно тесно. Infinity Ward вышли на сцену в 2003 году и обратили стандартные WW2-события в ядерной мощи боевик. Electronic Arts призадумалась и начала экспериментировать с форматом: в Medal of Honor появилось подобие тактики. Но в 2005 году случилась Call of Duty 2, авторы которой два года подряд оттачивали собственную формулу и совершенствовали режиссуру. То есть обращали популярные зарисовки на тему Второй мировой в интерактивное кино. В прошлом году Activision доверила Call of Duty 3 своей подшефной студии Treyarch. Те честно отработали все необходимые приемы — получилось задорно, но без феерии. Триквел благоразумно остался консольным эксклюзивом, так и не добравшись до PC.

Infinity Ward тем временем были заняты четвертой частью сериала, Modern Warfare, главные тезисы по поводу которой были известны сразу: плохие русские, идейный террорист Закаев с ядерной бомбой, печально известный городок Припять, бравые солдаты американской армии и британского SAS, помогающие российской демократии.


Красная жара

Финальная поездка на машинах — один из самых зрелищных моментов в истории игр.

Завязка Modern Warfare напоминает цитату из романа Тома Клэнси. В некой ближневосточной стране террористы убивают президента и берут власть в свои руки. США посылают туда свои войска, чтобы навести порядок. Параллельно, в России, объявляется некий ультранационалист по имени Имран Закаев (нет, вы только представьте: ультранационалист Закаев!), который грозит ядерной боеголовкой, жаждет возродить Советский Союз и даже заручается поддержкой некоторых военных. На помощь официальным российским властям отряжается элитный отряд британского SAS, которому почти всю игру предстоит скакать по просторам России и бывшего СССР. Самое удивительное, что этот восторженно бредовой сюжет в теплых руках Infinity Ward неожиданно обретает совсем не наигранный драматизм.

Modern Warfare — квинтэссенция «рельсовых» шутеров. Она работает ровно на той же самой схеме, что и четыре года назад, игнорируя все современные жанровые достижения — корректную физику, свободу действий, дополнительные возможности героя. За прошедшее время Infinity Ward превратились в лучших на сегодняшний день интерактивных режиссеров. Call of Duty 4 — лебединая песнь скриптовых экшенов, где актеры играют свои роли, танки выезжают по команде «Мотор!», а мы принимаем участие, но никак не создаем действие. Infinity Ward, то есть, сделали то, что у них получается лучше всего. Разработчики даже не пытаются создать у нас иллюзию свободы, четко выстраивая пьесу на жестких скриптах и триггерах, требуют от игрока только одного — рысью мчаться вперед, вовремя нырять за ближайшие укрытия и, конечно, метко стрелять.

В Modern Warfare переехали мини-игры из третьей части: когда бешеная псинка норовит вцепиться в горло, главное — вовремя нажать кнопку.

Но скромные возможности геймплея Infinity Ward маскируют так, как никто другой в индустрии делать попросту не умеет. Здесь постоянно что-то происходит, игра выжигает на сетчатке десять зрелищных кадров в секунду. Вот мы в роли бойца британского SAS штурмуем корабль ядерной боеголовкой, вот уносим ноги с корабля, пока вода за спиной заливает отсеки. В следующую минуту наблюдаем расстрел свергнутого президента его собственными глазами. А вот, уже в образе американского пехотинца, трясемся в вертолете, направляясь на войну, — кругом десятки танков, в небе авиация наносит удары по наземным целям…

Call of Duty 4 обладает невероятной, беспрецедентной плотностью действия и проработкой. Напарники что-то орут в эфире, враги, оглашая окрестности воплями, выскакивают из-за каждого угла, откуда-то летят гранаты, по команде режиссера в клубах дыма оседает внушительная башня мечети. Игра подхватывает вас под мышки, кружит в танце и не отпускает до финальных титров. Infinity Ward ни на секунду не оставляют вас наедине с перестрелками. Даже скучная, казалось бы, стелс-миссия за английского снайпера буквально искрит: вы ползете на пузе под танками, сливаетесь с травой, прячетесь от русского патруля, а затем удираете от вертолета и на собственной спине выносите раненого напарника из боя. В эти моменты как-то не очень получается задуматься о том, что все ваши героические свершения получаются только благодаря скриптам.

Плюс, Infinity Ward генерируют потрясающее количество разнообразных ситуаций. Мы постоянно меняем роли, а вместе с ними меняется и стиль игры. Пока игрок находится в шкуре бойца SAS, на экране происходит натуральный Rainbow Six: под вспышки осветительных гранат мы зачищаем комнаты, враги картинно валятся на пол, напарники, повинуясь, опять же, скриптам, ловко влетают в помещения, демонстрируя удивительно слаженную работу. Совсем другая картина при игре за пехотинца США. Тут в основном уличные бои, в небе барражируют вертолеты, поддержку оказывает бронетехника — серьезная, в общем, война.

Еще Infinity Ward очень ловко играют на контрасте. Например, когда мы в шкуре спецназовца носимся по Сибири — это, конечно, стресс: попадаем под обстрелы, в рации трещит суровый голос командира, раздающего приказы, раненые напарники орут непечатным. И вот, в следующую минуту, этот ад сменяется миссией в уютном салоне AC-130H Spectre. В самолете приятно, тепло и безопасно. Наш персонаж лениво переговаривается с пилотом, балагурит, а вы, не спеша, накрываете вражеские позиции бомбами. При этом внизу кипит бой, и вы прекрасно понимаете, каково там. Но с высоты нескольких тысяч метров все спокойно и благостно.

При всей развесистой клюкве историю Call of Duty 4 легко можно представить в завтрашних новостях.

Подобные эпические сцены игра демонстрирует по десять раз за минуту.

Одиночная кампания в Call of Duty 4 — это не только зрелищное кино, но и своего рода расширенная тренировка перед основным развлечением — многопользовательскими баталиями. Несмотря на феерический сюжетный забег, мультиплеер — одна из основных причин для покупки Modern Warfare.

Во-первых, неожиданно выясняется, что у игры все-таки есть крайне динамичный геймплей. Размеры карт сравнительно небольшие, так что, когда в бою сходятся человек 30, начинается натуральный ад. Со всех сторон летят гранаты, кругом падают убитые товарищи, шальные пули прошибают ветхие стены (в игре смоделирована относительно честная баллистика — можно прострелить картон и тонкое дерево), норовя зацепить и вас. Атмосфера складывается крайне напряженная.

Во-вторых, чтобы нам было веселее, авторы придумали интересно организованную карьерную лестницу. За участие в сражениях, выполнение заданий и за убийства врагов вы получается очки опыта и поднимаетесь в звании. Всего уровней 55 — и это, поверьте, немало. Главный фокус в том, что на каждом уровне открываются новые бонусы. Скажем, поднявшись на четыре ступеньки, можно создавать свои классы бойцов. Если по умолчанию их в игре всего четыре, то потом можно сделать еще пять. Кроме того, в качестве награды за новый уровень выдаются особые умения. С ними в Call of Duty 4 вообще связано многое. Всего навыков почти 30 штук, один полезней другого. Благодаря им повышается броня солдата, можно таскать больше гранат, увеличивается огневая мощь и так далее. У каждого класса может быть всего три навыка, так что, формируя своего бойца, приходится крепко думать.

Наконец, главный стимул строить карьеру — новое оружие и приспособления. Чем дальше, тем более мощные стволы попадают на ваш склад. Будучи в звании генерала, вы сможете стрелять из самых лучших автоматов, прикрутить к любому оружию снайперский прицел либо оснастить его глушителем.

Но самые мощные возможности доступны только мастерам игры. Дело в том, что во время каждого раунда за определенные достижения (скажем, убийство трех врагов подряд) вас награждают каким-нибудь суперприемом: можно вызывать спутниковую разведку (показывает на радаре всех врагов), призвать боевой вертолет (крылатая машина некоторое время парит над картой, расстреливая неугодных) или разбомбить вражеские позиции авиацией.

В общем, пройдя одиночную кампанию, ни в коем случае не забрасывайте диск с игрой — весь потенциал Call of Duty 4 раскрывается именно в мультиплеерных баталиях. Проверено.

Главное русское слово

Выбранная разработчиками тема (плохие русские и все, что отсюда следует) ощутимо сказалась на всей игре. Пока вы будете совершать моцион по заснеженным постсоветским просторам с автоматом наперевес, обнаружите много интересного. Например, магазин «Елисеевский» в глухих азербайджанских горах. Надписи вроде «Данная территория патрулируется военными собаками» или «Толчок, чтобы Открыться». Но, конечно, хит сезона — известное русское слово из трех букв, написанное аршинными буквами на всех более-менее подходящих для этого заборах и стенах.

Правда, не все русские в Modern Warfare плохие. Бойцам SAS помогает некий сержант Камаров, одетый отчего-то в форму ГИБДД, но командующий спецназом. Несмотря на странности с одеждой, персонаж получился запоминающимся — почти шварценеггеровский Иван Данко из «Красной жары».

На многих уровнях разработчики используют свой любимый прием — враги не кончаются, пока не добежишь до нужной точки.

Россия, положа руку на сердце, выглядит вполне правдоподобно. Включая трехметровые непечатные надписи на стенах.

Технически Call of Duty 4 выглядит неплохо, но в основном из-за взрывов и прочей пиротехники. Пока вокруг рвутся снаряды, горят танки, а пули прошибают ветхие стены — все очень зрелищно. Но в минуты затишья становятся заметны и слабые текстуры, и низкая детализация уровней. С другой стороны, анимация и модели персонажей отличные. Солдаты очень натурально бегают, прыгают за укрытия, жмутся к стенам и вообще ведут себя как живые.

Modern Warfare — проект на самом деле знаковый. Во-первых, по словам Infinity Ward, это последняя часть сериала, к которой они приложили руку. Во-вторых, Call of Duty 4 — это прощальный выход шутеров на скриптах. Modern Warfare — постановка настолько сокрушительной мощи, что дальше просто некуда. Будущее, безусловно, за такими играми, как Crysis, за свободой, за сложным внутренним устройством. Но Call of Duty 4 уходит очень красиво. Crysis, при всех его концептуальных прорывах, не содержит и половины того драйва, которым обдает вас Modern Warfare в первые же пять минут. Это как разрыв с неправильным образом жизни — умом мы понимаем, что надо есть фрукты и овощи, но на прощание заходим за картошкой фри и гигантской банкой «Кока-колы».

P.S Важный совет от «Игромании»: обязательно дождитесь окончания финальных титров. Там вас ждет приятный сюрприз.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Лебединая песня жанра рельсовых шутеров — лучше уже не будет, потому что лучше просто некуда.

Рейтинг «Мании»: 9.0

«Великолепно»

Средний игрок проходит сюжетную кампанию Call of Duty 4 часов за пять. Однако люди из Infinity Ward умудрились впихнуть в эти пять часов столько шикарных боевых сцен, что может легко хватить на десяток-другой фильмов Майкла Бэя (ну, десяток, может, и нет, но на пару «Перл-Харборов» хватит так точно). Вот лишь десять моментов из игры, во время которых наша редакция сидела у мониторов с выпученными глазами и мечтательно шептала «ах ты ж блин. » (внимание: если вы вдруг опасаетесь спойлеров, то лучше не читайте этот текст).

Расстрелять

Прямо во время открывающих титров двое крепких мужчин сажают вас в автомобиль, везут по улицам какого-то города (а кругом война!), потом ставят к столбу и расстреливают перед телекамерами — и все это с видом из глаз! Без сомнений, одна из лучших сцен в мировом игроматографе.

Будешь?

Ушанки, тельняшки и матрешки — «русская тема» раскрыта в Call of Duty 4 по всем канонам боевиков восьмидесятых. Один из первых русских спецназовцев, которого вы встретите в игре, ходит, шатаясь, по коридору, орет песни и машет полупустой бутылкой водки в руке.

По ленинским местам

Нам самим страшно это говорить, но Припять получилась в Call of Duty 4 куда натуральнее, чем даже в «Сталкере». Ну, может, масштаб и не тот, но сцену с патрулем и прятками в густой чернобыльской траве вы уж точно забудете очень нескоро.

Не хочу больше жить!

Вы что есть духу несетесь по заброшенному дому: пролет за пролетом скачете по бетонным лестницам, распугиваете остатки националистов короткими очередями, уже видите перед собой затылок главного гада, зажимаете его в угол, и тут… Негодяй выпускает себе пулю в череп. А это, мягко говоря, неожиданно.

Падение «Черного ястреба»

В компьютерных играх мы насмотрелись всякого: видели, как на тысячу осколков разлетаются огромные космические корабли, тонут гигантские острова или взрываются целые планеты. Но, оказывается, самая круто выглядящая катастрофа — это та сцена в Call of Duty 4, где между двух «хрущевок» падает вертолет.

Прирожденные убийцы

Даже если вы всего пару лет играете в шутеры, то уже наверняка участвовали в тысяче профессиональных покушений с использованием снайперской винтовки. В Call of Duty эта же сцена отличается ото всех прочих такой живой постановкой и натуралистичностью, что аж ладони потеют.

Гудбай, Америка

Враг повержен и демократия торжествует? Как бы не так! Буквально за 100 метров до главного гада вы вдруг наблюдаете, как из-за горизонта поднимаются две советские ядерные ракеты дальнего радиуса действия и летят на запад. Ну а дальше все как в том анекдоте про «нет больше твоей Америки!»

Большие гонки

Последний уровень Call of Duty 4 открывается самой шикарной сценой погони в истории игростроения. Вам мало просто взорвать десять машин, двадцать грузовиков и даже один вертолет? Тогда взорвите еще тоннель, мост, телевышку, да и вообще все, что попадется на пути. К чертовой матери.

Последняя пуля

Пока вы, контуженный и побитый, лежите на мосту и буравите небо мутным взглядом, главзлодей и его подручные на ваших глазах добивают раненых сослуживцев и сбивают эвакуационный вертолет. В ваших руках последний пистолет с последней пулей. Вы целитесь. Пульс отдается в висках.

На заборе тоже написано

Ну и, конечно, момент, который до глубины души поразил всю нашу редакцию: гигантское двухметровое слово *** (да-да, оно самое), написанное во весь забор. Самое смешное: в игре на фоне этого забора дважды (!) происходят важнейшие сюжетные сцены, так что ошибки быть не может. *** здесь отнюдь не случайно!

После релиза консольной Call of Duty 3 в Activision верно смекнули, что четвертой скриптовой итерации Второй мировой не выдержат даже всеядные обладатели приставок. Сериалу срочно требовалась свежая кровь, новые идеи. Впрочем, главная проблема заключалась в том, что ни у издателя, ни у разработчиков не было никакого желания менять что-либо в стабильно приносящей доход схеме. Посему, девелоперы выбрали максимально безболезненное для себя решение – перенесли игровой сеттинг на семьдесят лет вперед.

Резкая смена антуража никоим образом не сказалась на канонах Call of Duty. Мы по-прежнему носимся по уровням, наслаждаемся кинематографичными скриптами и отправляем на тот свет сотни статистов. Правда, теперь это приходится делать в соответствии с объявившимся сюжетом повышенной бредовости.

Вообще - если так можно выразиться – сценарий Call of Duty 4 бьет все рекорды тупости за последние несколько лет. Посудите сами: главный злодей, чеченский террорист Имран Закаев, вместе со своим сыном, предпочитающим носить чисто пацанский прикид – спортивные штаны и кроссовки «Адидас», пытаются возродить СССР путем ядерной конфронтации с США. Том Клэнси (Tom Clancy) нервно курит в сторонке.

Амплитуде сюжетных колебаний игры позавидует любой попкорн-блокбастер. Героев бросают на палубы тонущего эстонского танкера, сталкивают лбами с мутировавшими собаками в Припяти, испытывают на прочность в условиях трескучих сибирских морозов и высаживают на узкие улочки арабских городов. События сменяют друг друга со сверхзвуковой скоростью. Имена протагонистов стираются из памяти быстрее ночных сновидений. Пять часов геймплея пролетают незаметно. Но просить добавки желания не возникает. Почему? Все это мы уже видели три раза подряд. Call of Duty 4 не удается скрыть за своими техногенными пейзажами изрядно приевшуюся начинку. Попробуйте мысленно убрать из зараженного украинского городка все заборы с надписью «Х*Й» (sic!), и перед вами предстанут старые-добрые пасторальные пейзажи Нормандии.

В любом случае, заскучать во время прохождения сингла не получится ни на минуту. Разработчики ловко растасовали миссии в сюжетной колоде, состоящей из трех актов, пролога и эпилога. Бесшумные операции моментально сменяются дикими зачистками – после снайперских прогулок по Припяти нас бесцеремонно сажают за все бортовые орудия AC-130U Gunship сразу.

Никуда не делся и бешенный ритм предыдущих частей. В Infinity Ward приложили максимум усилий, дабы мы долго не застаивались на одном месте. Постоянное передвижение по уровням – залог успеха. Замерший солдат имеет минимальное количество шансов на выживание. Искусственный интеллект, как и раньше, демонстрирует чудеса точности и внимательности. Единственный способ оставаться дееспособным под шквальным огнем противника – грамотное использование укрытий. Правда, почувствовать себя в полной безопасности не получится ни в одном «убежище». Враги научились не только простреливать тонкие стены, но и подрывать брошенные на улицах автомобили. После пары-тройки выстрелов практически любая машина подлетает на воздух, отправляя к праотцам невезучего «кемпмера». Функция регенерации здоровья, похоже, закрепилась навечно. Достаточно переждать несколько мгновений в укромном местечке и боец снова готов сражаться. Подобным образом отныне восстанавливается и запас патронов. Простота – залог успеха?

Над чем авторы действительно серьезно поработали, так это – мультиплеер. 16 карт на 32-е персоны и 6 режимов игры смотрятся куда внушительней сетевых «пародий» собратьев. Поклонники онлайновых ристалищ могут выяснить отношения в Deathmatch, Team Deathmatch, Domination (борьба за контрольные точки), Search & Destroy (операция по установке и разминированию зарядов – здрасьте, Counter-Strike), Headquarters (сражения за ноутбуки с секретными данными) и Sabotage. Успешное выполнение заданий и методичный набор фрагов ведут к прямому продвижению по служебной «лестнице». Постепенно перед зеленым новичком открываются пять классов: Assault, Light Machine Gunner, Sniper, Special Ops и Demolitions. Каждая специализация разительным образом отличается от других набором умений и оружия. Достигнувших же высшей ступени мастерства ждет отличный подарок – ручной генератор классов, предоставляющий возможность разгуляться любой фантазии.

Винить Call of Duty 4 в отсутствии серьезных нововведений – пустое дело. Игра до последнего цента отрабатывает вложенные в её покупку деньги захватывающим геймплеем и современной графикой. А большего от нее и не требуется.

Плюсы: современная картинка; фирменный геймплей.
Минусы: быстро приедается.

Учитывая, что Нобелевскую премию мира давали личностям, которые бомбили многие страны, думаю я знаю, кто в следующим году возьмёт Пулитцеровскую премию в журналистике.

Modern Warfare — проект на самом деле знаковый. Во-первых, по словам Infinity Ward, это последняя часть сериала, к которой они приложили руку. Во-вторых, это прощальный выход шутеров на скриптах. Modern Warfare — постановка настолько сокрушительной мощи, что дальше просто некуда. Будущее, безусловно, за такими играми, как Crysis, за свободой, за сложным внутренним устройством. Но Call of Duty уходит очень красиво.

Ну эт к тому, что сингл МВ не просто в 19 году чувствуется устаревшим геймплейно, он был таким уже 12 лет назад.


Денис, как всегда, огромное спасибо за твою подачу. Динамично, весело и интересно) Денис правильные вещи в обзоре говорит. Прошло уже целых 12 лет а Сall of Duty не только продолжает топтаться на месте но и активно паразитирует на успехе старых игр. Все эти постоянные заимствования и капитан Прайс которого добавили только для того чтобы продать игру. Замени его на какого-нибудь капитана Томаса и абсолютно ничего не изменится.
Эта Сall of Duty очень сильно смахивает на ремейки которые штампует Дисней. Попытка продать посредственную игру прикрывшись ностальгией. Фееричный обзор мультиплеера, конечно. Что «свежий» 2 на 2, что «хаос» в мультиплеере. Вроде выводы правдоподобные, а с аргументации орать хочется. Главные тайны человечества:
1) Есть ли разумная жизнь за пределами нашей планеты?
2) Существовала ли на самом деле Атлантида?
3) Когда Денис сменит фоновую музыку в своих роликах? Хороший обзор. С третьей стороны. Настоящий, игровой.
Игра г, как и все предыдущие части. Бесит когда не дают по играть. Сюжет… ну, сценаристы пересмотрели 100000000000 раз Рэмбо 3, и уверовали, что это правда.

Я не согласен с тем, что серия стоит на месте. Она деградирует. Тезис про то, что колда всегда была про кинцо-мыльцо правдив. КоД — дорогой проект, рассчитанный на самую широкую аудиторию, поэтому он такой простой. И то что она состоит из мини-игр — это норма, ее тут и правда не за что ругать. Но кинцо бывает разным. Сколько было запоминающихся моментов в оригинальном модерн варфаре? Припять, спасение президента, выпрыгивание из самолета, смерть от ядерного взрыва. Многие Припять из МВ1 до сих пор считают лучшей Припятью в цифровом виде, в свое время только ради нее играли в мультиплеер. Так что ругать нужно было не за мини-игры, а за отсутствие запоминающихся моментов. Реалистичной плохо идет голливудским вау-эффектам. И новый курс колды в этом плане повредил серии.

И помимо этого ругать стоило и за обещания. Колда осталась колдой, окей, но вот заявления разрабов были другими: полностью перезагруженный движок, полностью переработанный геймплей, реалистичность во все щели. Чуть ли не АрмА должна была получится. В рамках обещаний было бы куда правильнее ругать игру, чем в плане мини-игр, что геймплей никак не эволюционировал.

С мультиплеером все куда сложнее. Любая сетевая игра надоедает за 15 часов. Но здесь многое зависит от политики издательства, про которую было ни слова. Есть ли кастомные сервера, есть ли поддержка модов, будут ли самопальные карты, будут ли ивенты, какие длц ожидаются, как вообще коммьюнити, как с читами, как с модерами на серверах, как сетевой код и тому подобное.

Отдельно стоило бы поругать игру за кастрированный зомби-режим. На минуточку, но он был довольно ярким для коммьюнити. В этом режиме разработчики отрывались по полной, так как издатель переставал их бить, если они сделают что-нибудь не для казуалов. Вот где начиналась наркомания и хордкор. А его просто нет, лишь стерильный и простенький кооп непонятно для чего и зачем.

Ранее в комментариях на СГ я предсказывал, что колда никак не сдвинется с места, приятно быть правым. Но проблема в сообществе, которым каждый год говорят, что новая колда будет ОГОГОГО, а на деле как всегда выходит. И если активижион ничего не меняет, значит формула работает и игроки ее скупают.

Хорошая «колда» с одним из самых дырявых сценариев в истории франшизы.

Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские

Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские

Сколько же ненависти вылилось на новую Call of Duty. Сначала Sony убирают её из российского PS Store, затем её критикуют в новостях, а после выхода подтверждаются одни из самых страшных опасений: в игре море такой неоправданной и неприкрытой чернухи, что даже Балабанов бы засмущался.

При всех своих достоинствах, Modern Warfare полна нелепостей, которые непонятно как просочились в релиз. Вынужден признать, что впервые за историю серии мультиплеер порадовал куда больше, чем одиночный режим, — и то не обошлось без претензий.

Браво-6, иду убивать

Сюжетная кампания удивляет в плохом смысле: как Infinity Ward пропустили в производство настолько слабый сценарий — настоящая загадка. На протяжении всей игры вы будто пристально следите за противостоянием двух художников: режиссёра-постановщика, который делает крепкую военную драму, и сценариста, который решил, что надо опять делать сказочную супергероику.

Исключительно с точки зрения геймплея к кампании не придраться — в этом плане Modern Warfare держится на уровне лучших частей франшизы. Снайперские дуэли с поправкой на дистанцию и ветер, оборона американского посольства в духе сериала «Родина», обезвреживание бомбы на груди у смертника — в общем, нестандартных ситуаций хоть отбавляй.

Отдельно хочется похвалить внимание разработчиков к небольшим деталям — например, к анимациям. Когда играешь за юную, ещё неопытную командиршу повстанцев Фарру, можно заметить, что она даже оружие держит по-другому: неумело его перезаряжает и вообще плохо контролирует отдачу. Подобным приятным мелочам с непривычки даже удивляешься. Ого, мол, неплохо постарались. Почаще бы так.



При допросе семьи Мясника можно обойтись без крови. А можно и выстрелить. Но только в террориста — навредить невинным гражданским не дадут

Задания с тактической зачисткой зданий под командованием капитана Прайса выполнены на ура: приходится действовать с хирургической точностью и следить за целями, среди которых есть и гражданские. Вы не знаете, потянется ли очередной напуганный человек за оружием, которое лежит поблизости. Дать жертве шанс и рискнуть или заранее пристрелить на всякий случай? Именно в такие моменты Infinity Ward и пытаются изобразить ту самую «серую мораль».

Правда, чаще всего игра сама подскажет, кого можно нейтрализовать, а кого — нет, и это ужасно портит заявленную разработчиками концепцию. По идее, вы сами должны решать, стыдно вам убивать невинных людей или нет, но студии не хватило смелости дать игрокам полный карт-бланш. А потому все разговоры о «новой войне» и «новом чувственном опыте» в итоге сводятся к табличке «вы попали в гражданского, так нельзя, возвращаемся на предыдущую точку сохранения».


Герои, которые по сюжету скрывают своё присутствие от местных властей, не стесняясь рассекают по улицам Петербурга на машинах с британскими номерами. Кажись, прорубили-таки окно в Европу

Но всё это меркнет на фоне сценария, от которого хочется рвать волосы у себя на голове. История условно делится на две параллельные линии: конфликт с террористами, укравшими (ну естественно) химическое оружие, и беспредел русских солдат в стране, ну совсем не похожей на Сирию. И если часть про террористов кое-где и впрямь интересна, то сюжет про russkies поднимают на смех даже иностранцы.

Сценарист будто сначала написал классический боевик про ближневосточных экстремистов, а потом подумал, что игре не хватает какого-то вселенского зла, и добавил русских. Вы ведь наверняка слышали нетленные анекдоты про поедание детей на завтрак и игрушки, прибитые к полу? Вот на них сюжет и похож. У злого генерала Баркова, антагониста Modern Warfare, нет ни нормальной мотивации, ни любых других человеческих черт. Почему его форма подозрительно похожа на советскую? Зачем после химической атаки на небольшой городок он согнал всех выживших женщин и детей в концентрационный лагерь? Ну, потому что злой.

Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские

Единственное светлое пятно в сюжете — это новая инкарнация капитана Прайса. Он воплощает в себе все постулаты, которые Infinity Ward заявляли ключевыми для сюжета. Холодный расчёт, харизма, огромный боевой опыт и та самая серая мораль вооружённых конфликтов: то он пожертвует заложником, потому что нет времени обезвредить бомбу, то приведёт на допрос семью пленника и начнёт угрожать им русской рулеткой. Персонажа попросту приятно видеть на экране, за что стоит поблагодарить актёра Барри Слоана, который записал движения и голос Прайса.


Вместо того, чтобы показать распри между политиками или спецслужбами разных стран, разработчики включили в игру отсылку к «Шоссе смерти». Только, в отличие от реальной истории, военное преступление совершили не морпехи США, а снова русские

Semper fi

К счастью, промахи одиночного режима неожиданно удачно компенсирует кооператив — он открывается сразу после титров, и, по сути, служит эпилогом с собственной историей, героями и геймплейными фишками.

Проходить его можно отрядом из четырёх человек, где у каждого пользователя собственный «оператор» (читай, персонаж) и уникальная способность: например, раздача товарищам брони или запас усиленных патронов. Кроме того, перед боем вы можете выбрать оборудование, на покупку которого уходят набранные в сражениях очки — это может быть как шестиствольная турель, так и вызов AC130 или вертолёта поддержки.


На первый взгляд сложно понять, как такие способности вообще влияют на игру. Собственно, некоторые действительно почти не влияют, зато остальные заставляют всерьёз пересмотреть тактику. Моментальное восстановление брони всем товарищам может вытащить отряд с того света

Не знаю, какая гениальная оса ужалила разработчиков, но играется кооператив просто замечательно. Пусть выбор заданий невелик (их всего четыре), зато все долгие и сложные, а главное — интересные. В одном вам придётся штурмовать аэропорт, а затем проникнуть на борт взлетающего самолёта, забрать ядерный заряд, быстро (за 20 секунд) выпрыгнуть из него и дождаться эвакуации. В другом отряду предстоит пометить ящики с важным грузом, а чтобы найти нужные, надо стоять у компьютера и буквально перебирать каждую папку с данными. И всё это под постоянным огнём, где каждая ошибка может стать последней.

Я давно не испытывал такого удовольствия от кооперативных режимов. Прикрываешь товарища из пулемёта, расстреливаешь последнюю обойму — и что есть мочи орёшь напарнику «НАШЁЛ?!», потому что обороняться уже нечем. Тот в ответ вопит «ДА СЕЙЧАС, ПОСЛЕДНЯЯ ПАПКА ОСТАЛАСЬ, ДАЙ БРОНИ!». А вокруг крики, треск автоматных очередей, вертолёты над головой… Красота.

Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские
Обзор Call of Duty: Modern Warfare. Хорошая игра, плохие русские

Хотя без огрехов, конечно, не обошлось. Нельзя, например, закрыть отряд, чтобы к вам не присоединялись случайные люди; кто-то из игроков отмечает, что режим частенько вылетает. Но всё это скоро вылечится патчами — главное, что сама механика работает отлично. К слову, карта, отведённая под эти миссии, огромная: сразу заметен задел на будущую (или бывшую?) королевскую битву. Но надеюсь, что вместо неё разработчики сосредоточатся на поддержке спецопераций — они однозначно удались.

Беги-стреляй

Классический мультиплеер тоже радует — хотя, если задуматься, «классическим» его уже сложно назвать. С одной стороны, динамика тут прямиком из Modern Warfare 2, да и сеттинг тот же. А с другой — нововведений вагон и маленькая тележка.

Например, оружие основательно переработали — теперь оно ощущается более реально. Отдача как будто бьёт в плечо с другой стороны экрана, а звук такой внушительный, что хочется просто носиться по карте и с улюлюканьем палить в воздух. Кастомизация тоже очень радует: каждый модуль не просто меняет внешний вид и функционал оружия, но и влияет на характеристики, будь то отдача, контроль, дальность, скорость передвижения и так далее.




Всяческим модулям для оружия, скинам, брелокам, наклейкам и граффити тут нет конца. Получить их можно через внутриигровые испытания, но некоторые из них до боли странные и заставляют играть «грязно» — кемперить с дробовиком, к примеру

К объёму контента Infinity Ward подошли с размахом. Прокачиваться и разблокировать предметы здесь можно месяцами, как встарь. К тому же режимов в игре достаточно, чтобы постоянно получать какой-то свежий игровой опыт. Есть классический командный бой, а есть старый добрый «Найти и уничтожить», где нет возрождений и надо играть с умом. У последнего есть отдельная вариация под названием «Кибератака», где игроки не делятся на атакующих и защитников, а просто борются за одну бомбу: кто с её помощью уничтожит точку противника на карте, тот и победил.

Есть ещё два новичка: «Огневой контакт» 2 на 2 и «Наземная война» 32 на 32. Первый — хороший снаряд для тех, кто любит напряжённые матчи, а последний — почти что копия «Захвата» из Battlefield, с точками и техникой. Правда, сейчас он выглядит лишь как первая проба пера, первая попытка Infinity Ward в «большие» режимы. К картам для «Наземной войны» можно придираться до бесконечности, потому что у них есть серьёзные концептуальные проблемы: слишком много снайперских точек, криво расположенные флаги, физика техники на уровне «ниже плинтуса». Управляемые бронетранспортёры здесь будто для галочки: ездят, стреляют, да и чёрт с ними.

Снайперские винтовки, убивающие с одного выстрела, тоже усугубляют ситуацию, но лично мне низкий ТТК на громадных картах пришёлся по вкусу. Приходится бегать от укрытия к укрытию, активно использовать гаджеты, продумывать пути отхода. Приятно видеть, что Call of Duty пробует что-то новое.




Есть у режима ещё одна глобальная проблема: все играют в Call of Duty — то есть кемперят на крышах, не общаются с отрядом, играют в «соло» и набивают бессмысленные фраги. А надо играть в Battlefield — захватывать точки и взаимодействовать с товарищами

Чем дольше играешь в мультиплеер, тем больше видишь просчётов. Во-первых, снова карты. Здесь отказались от линейного дизайна уровней, и сама по себе география стала более хаотичной, но на многих аренах можно запросто держать противников на респауне. Во-вторых, есть проблемы с неткодом и TTD: у себя на экране вы погибаете с одного выстрела (что очень раздражает), а потом на повторе выясняется, что противник успел по вам пальнуть целой очередью — и видел именно это, просто до вас «не долетело».


Так или иначе, несмотря на все свои проблемы, новая Modern Warfare хороша. У неё есть достойный мультиплеер, который затянет на несколько месяцев, и отличный кооператив, с которым про зомби даже вспоминать не хочется. И пускай многие постановочные находки сюжетной кампании губит невероятно дырявый сценарий, то, за что серию всегда любили, — стрельба и динамика — удалось как никогда хорошо.

Call of Duty — это такой экшен-максимум. Концентрация зрелища в затасканном сеттинге. И четвертая часть это только подтверждает. Если из какого-нибудь Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter убрать всю тактику и малейшую возможность взаимодействовать с предметами, а вместо этого закинуть кучу врагов, взрывов и эффектных скриптов — то получится как раз Call of Duty 4: Modern Warfare. В нем есть даже сюжет, вдохновленный высокооктановой прозой Тома Клэнси.

Call of Duty 4: Modern Warfare
Ужас! И что этот плакат с экстремально накрашенной Николь Кидман и братом маленькой сестренки из BioShock делает в Припяти?

Call of Duty по-прежнему выступает в жанре «интерактивное кино, но не Fahrenheit». Как и первая часть, это дорогая проголливудская постановка. Но с некоторыми поправками. Если в 2003 году игра была зрелищной (кто забыл, как в битве при Сталинграде ему вместо винтовки вручили лишь патроны?), но топорной и картонной, то теперь это еще и дьявольски красочный фейерверк спецэффектов. И враги с напарниками стали вести себя слаженно. Знаете, если провести параллели с кино, то первая часть оказалась постановкой 60-х, а четвертая — современности. Тем более место действия Modern Warfare — наши дни, а не вгоняющая в скуку Вторая мировая.

Четвертая часть «Зова чести» вообще во многом прекрасна. Например, здесь есть более-менее внятный сюжет. Бредовый, с торчащей из ушей и носа клюквой, но, блин, сюжет. Вот такой: чеченский экстремист Имран Закаев жаждет возрождения СССР посредством взрыва нескольких ядерных боеголовок. Но ему мешает суперорганизация НАТО. Поэтому он нанимает арабов — чтобы отвлекли заморских «миротворцев». Но и НАТО не лаптем колу хлебает — к арабам истреблять террористическую чуму засылают американских морпехов (играем за сержанта Пола Джексона), а в Россию — британских SAS’овцев (тут сержант Мактавиш). Такая вот завязка. Еще перед каждой миссией нам показывают невнятный техногенный ролик (из которого понятно, что «будет драка»). Да и во время забегов по уровням напарники и враги частенько болтают, сообщая нам некоторые сюжетные подробности.

Call of Duty 4: Modern Warfare
Порой главному герою приходится «генерировать» настоящие горы трупов.

Как и прежде, в Call of Duty хоть и не умеют придумать внятный сюжет, зато уж то, что получилось, подадут с таким размахом — сразу и ругать перехочется! Здесь взволнованно бьется сердце не из-за строчек текста, а из-за военной феерии в дорогих декорациях. Игровой процесс, по сути, остался тот же — нас за ручку ведут по линейным коридорным уровням, в которых главная задача — метко стрелять и оглядываться по сторонам. Дается цель, расстояние до нее… и все. Да и миссии, которые мы выполняем, показательно банальны: то нужно охранять танк, застрявший в болоте, то уничтожить вышку электропередач, защитить какой-нибудь объект, освободить заложника, зачистить местность, добежать из точки А в точку Б, наконец. Все это тоже неважно.

Что важно? Запредельная зрелищность. Грозовые тучи спецэффектов. Сотни заранее просчитанных красивейших сценок. Атмосфера настоящей войны. Вокруг нас практически всегда что-то взрывается, вздымаются клубы пыли, в воздухе свистят пули и остаются дымовые шлейфы от ракет, враги и боевые товарищи что-то кричат, стреляют, падают, бегут сломя голову и прячутся за укрытиями.

Совершенно неожиданно радует пролог. Мы быстренько проходим инструктаж (качество выполнения которого определит оптимальную для игрока сложность), слушаем традиционный треп нашего бородатого капитана, высаживаемся на русский корабль. И тут начинается самое интересное. Первые несколько минут напоминают какой-то сильно упрощенный Rainbow Six: Vegas. Такая себе псевдотактика. Просто бегаем с напарниками, осматриваемся, иногда стреляем. Однако после выполнения основной задачи в корабль попадает ракета, мы падаем, на мгновение теряем сознание, окидываем окружение мутным взглядом, капитан что-то орет нам в лицо, мы кое-как поднимаемся, слепо бежим, стекла взрываются, вода хлещет, корабль накренился, мы прыгаем в вертолет, не допрыгиваем, скользим ладонями по полу, с помощью капитана, наконец, в него забираемся и смотрим, как судно вязнет в океане. Собственно, такие сценки и создают здешнее Зрелище.

Call of Duty 4: Modern Warfare
Не подумайте ничего плохого, это он пистолет просто так достал, затылок почесать.

Call of Duty 4 — это миллион деталей. Вот в жарком восточном городке какой-то паренек на секунду высунулся из мусорного контейнера, где он прячется от бунтующего народа (а мы в это время едем в машине на расстрел). Вот по палубе идет, напевая песни, пьяный матрос. Вот. остальное пусть будет сюрпризами, хорошо?

В связи с переносом действия в современность появились традиционные для нашего времени фишки вроде высадки на тросе с вертолета и очков ночного видения. Да и оружие сменилось. Его много, и это священный стандарт нового времени: нож, пистолет, дробовик, АК-47, «Узи», милейший гранатомет РПГ-18, винтовка Драгунова и другие стволы. Нам теперь может в горло даже вцепиться овчарка (есть и они). Ей нужно перерезать глотку до того, как она не перегрызет ее нам — эдакая мини-игра.

Что касается арабов и националистов, то гнать напролом и одаривать их свинцовой брошью не получится даже на легком уровне сложности. Врагов сотни, а умираем мы в пекле сражения относительно быстро. Полоски здоровья традиционно нет, просто нужно в экстремальный момент где-нибудь отсидеться. Если не отсиделись — то традиционно читаем высказывание о войне какого-нибудь Великого и возрождаемся на последней точке сохранения (что радует — попадаются они достаточно часто. Но все-таки лучше не умирать, а активно пользоваться укрытиями, швыряться гранатами (кстати, когда ее кидает враг, то можно поймать и бросить обратно). Враги, что прекрасно, ведут себя практически точно так же: и за укрытиями грамотно прячутся, и гранаты обратно бросают, и даже простреливают двери, когда понимают, что мы находимся за ними.

Call of Duty 4: Modern Warfare
И где только выращивают таких волкодавов?

Где все это происходит? То в деревне северного Азербайджана, то в Алтайских горах в России, то на Востоке. Позабавила стелс-миссия в Припяти. Особенно то, что на стенах вместо Ленина — граффити. Они на самом деле наблюдаются в Припяти современной — в 2005 году группа граффити-художников из разных стран мира оставила на стенах этого города-призрака немало грустных картинок — но. миссия обставлена в виде флэшбека, отправляющего нас в восьмидесятые года.

Так как все вокруг — дорогостоящие декорации, то и физика применяется строго в определенных местах. Например, колеса от машин падают по Ньютону, а мусорные баки и стулья стоят по Хеопсу — и ничем их не расшатаешь. Впрочем, как говаривал Мэтт Деймон в финале «Отступников»: «Ну и ладно». Главное, повторимся, — на экране творится настоящий военный блокбастер!

Музыка войны здесь играет постоянно, а вот настоящая — очень редко, да и то лишь максимум по минуте. Зато есть и рэп, и гитарные запилы, и патриотический выжми-слезу оркестр.
И, наконец, по доброй славянской традиции посмеемся над болтовней здешних русских. Один с тягучим кавказским акцентом вопрошает: «Ну что ви хотите? Ви что, спецвойска?». Другой просвещает товарищей фразой «Американси делають попытку!». А особенно шикарен диалог, когда на вопрос: «Что здесь происходит? Что вам надо?» неизвестному герою отвечают с акцентом Борьки М.: «Не надо прикидываться дурачком! Мы знаем, что вы прячете». Однако большинство русских возгласов более-менее осмыслены, это радует. Да и фразы попадаются без акцента, ведь один из актеров озвучки — россиянин. А еще на многих стенах красной краской выведено знаменитое матерное слово из трех букв. Актуально.

Call of Duty 4: Modern Warfare
Потрясает эпизод после взрыва атомной бомбы, когда нам, истекающему кровью и умирающему, дают прогуляться по обломкам. Жуткое зрелище.

Modern Warfare — практически идеальная интерактивная военная постановка. Сложно придумать, куда серии двигаться дальше. Разве что графику сделать полностью фотореалистичной и добавить физику. И что уж совсем невероятно и утопически — интересный сюжет. Но и без этого игра — сочное зрелище.

Читайте также: