Assassin s creed odyssey обзор

Обновлено: 07.07.2024

Серия «Assassin's Creed» (далее «AC») берет свое начало аж в 2007 году, когда с легкой руки разработчиков, запланированный спин-офф серии «Prince of Persia» превратился в проект совершенно новой IP, в будущем ставшей флагманом «Ubisoft» на многие годы вперед.

Первые пять игр «AC» и по сей день считаются культовыми. Люди любят их за классную идею, интересный геймплей, хороший лор и, что куда более важно, целостную историю. Но, что же было дальше? Дальше была стагнация. За исключением «Black Flag» (далее «BF»), разнообразившей всеми приевшийся геймплей новыми фишками и тем самым отдалившейся от всех прочих игр серии, ничего кардинально нового в играх не было. Да, разумеется, фишки «BF» впервые появились еще в третьей части. Однако именно в «BF» они раскрылись по-полной.

И вот, наконец, спустя годы однообразия и скуки, потеряв целостность сюжета и застроив серию лишь симуляторами различных эпох, мы добрались до перезапуска, произошедшем в 2017 году вместе с «Assassin's Creed Origin» (далее «Ориджин»), и ее прямым сиквелом, ставшим центральной темой данного разбора — «Assassin's Creed Odyssey» (далее «Одиссея»).


Что первым бросается в глаза, рассматривая «Ориджин» и «Одиссею» вместе? Да практически все, но в первую очередь это сюжет. Наконец-то, спустя столько лет после Дезмонда, мы все же получили общий, и в каком-то смысле внятный, сюжет и главного героя. Это несомненный плюс, ведь после третьей части основной сюжет перекочевал в комиксы, до которых нет дела многим геймерам.

Но отбросим лирику. Перейдем к рассмотрению геймплэйных изменений. В «Ориджин» и «Одисее» разработчики добавили то, чего не было в серии прежде — RPG-систему. Эта система породила невероятное количество споров. Некоторые претензии были по делу, некоторые нет. Это и система прокачки и более ярко выраженная система уровней, подталкивающая игрока к лютому гринду. В «Одиссее» и вовсе появилась возможность выбора вариантов ответа, что лишь разозлило преданных фанатов серии. Масла в огонь добавили и «изменения» в лоре серии.

Но, все ли так плохо? Разумеется, нет. Конечно, данные игры имеют ряд своих недостатков. Однако, что можно сказать наверняка так это то, что они определенно не заслуживают всего того негатива, который обрушился на них со стороны как игроков, так и рецензентов.


Первый камень полетел в огород вышеупомянутого гринда. Что в «Ориджин» что в «Одиссее», игроку необходимо регулярно поднимать свой уровень, дабы соответствовать уровню взятого им квеста. Различие между игроком и противником в 3 и более уровня уже приводили к серьезному и даже смертельному для персонажа дисбалансу, превратив даже полюбившуюся всем механику скрытого убийства в абсолютно бесполезную вещь. Однако, знаете, проходя «Одиссею» я ни разу не чувствовал острой необходимости в повышении уровня, так как делал побочные квесты (далеко не все) сразу как прибывал в новый регион. И это не вызывало никакого дискомфорта или отвращения.

Многие побочные квесты (опять же, разумеется, не все) в «Одиссее», в отличие от «Ориджин», выполнены на весьма приличном уровне и содержат в себе интересные, порой трагичные, а порой и забавные истории, проходить которые действительно интересно. Всегда стоит помнить, что ни «Ориджин», ни «Одиссея» никогда не были заточены под спидран. Эти игры всегда были рассчитаны на более медленное и аккуратное прохождение. Такой подход имеет как свои плюс так и минусы. Но об этом как-нибудь в другой раз.


Второй серьезной претензией были лорные изменения. Особенно это касается, опять же, «Одиссеи», так как именно в ней впервые в серии появились мифические существа. Это породило бесчисленное количество споров. Но лично я не считаю эти претензии особо актуальными, поскольку сама игра дает неплохое описание подобных изменений. И конечно данная версия весьма отличается от привычных устоев «AC» в первую очередь подачей, но стоит признать что они все же адекватно (пусть и весьма лениво) вписаны в лор, ведь, как было сказано в каком-то фильме: «Далеко продвинутая вперед наука, для нас будет неотличима от магии». Здесь все зависит лишь от подачи.

Палку в колесо вставляют лишь некоторые навыки, дающие воистину магические возможности. Но я прошел игру ни разу к ним не прибегнув и даже не прокачав их. Так что можно определить это как игровую условность. Не более.


Третьим камнем преткновения оказалась пресловутая система выбора. Как такое возможно? «AC» — это игры про прошлое, в которых мы лишь наблюдаем за событиями прошлого, а тут нам предстоит их менять?! Но, знаете, здесь всё ровно так же как и в предыдущем пункте — всё зависит от точки зрения. Проанализировав данный вопрос, я пришел к мнению, что данная система является ничем иным как развитием всей механики серии в глобальном плане.

Сами посудите, в каждой игре мы так или иначе влияли на происходящее. Пусть не настолько прямо, как в «Одиссее», но все же. В противном случае, вся серия «AC» представляла бы из себя лишь коридорные уровни с четко поставленной задачей и без какой-либо свободы действий. И, если посмотреть на моменты с выбором действий более широким взглядом, то можно понять, что глобально они ничего в истории не меняют. Лишь малые детали. Это сопоставимо с тем как мы выбирали способ устранения цели в предыдущих играх — тихо или же в открытую. Но немного в большем масштабе.


Разумеется, есть и другие претензии к данным играм. Но их справедливо будет адресовать не только «Одиссее» или «Ориджин», но и ко всем играм студии в целом. А некоторые и вовсе к современным трендам игропрома. Это и перенасыщенность аванпостами (хотя стоит заметить, что в случае с «Одиссеей» это хотя бы сюжетно обосновано) и кривую оптимизацию (особенно на консолях) и далеко не всегда качественные анимации и многие другие мелкий косяки, кочующие из игры в игру. Выше я говорил, что эти игры не заслуживают такого негатива, однако стоит понимать что данные проекты несомненно заслуживают долю адекватной и конструктивной критики. И это разные вещи. Определенно.

В завершении, давайте будем честны. Серия «Assassin's Creed» остро нуждалась в перезапуске. Стагнация и однообразие игрового процесса приводила игроков в ярость с каждой новой игрой, а частая лень разработчиков лишь усиливала негатив. «Ориджин» и «Одиссея» несомненно стали глотком свежего воздуха для всей серии, отчего весьма забавно раз за разом наблюдать, как фанаты, прежде критиковавшие «конвейерный» подход разработчиков, после выхода игр с абсолютно новым подходом, откровенно взвыли, требуя вернуть старого ассасина.

К сожалению, очевидно, что и «Ориджин» и «Одиссея» в скором времени так же превратятся (если уже не превратились) в злополучный конвейер. Но это не проблема самих игр. Это проблема их восприятия. Я проходил «Одиссею» сразу после «трилогии Эцио», считающуюся эталоном серии «AC», и хочу сказать, что «Одиссея», после трех по сути одинаковых игр, и вправду была чем-то свежим для меня. Данная проблема справедлива ко всей «Ubisoft» и для каждой ее серии. И вот именно это и есть самое плохое.

Предыдущий текст я написал по итогам двадцати пяти часов игры в «Assassin’s Creed Одиссея». Тогда я был молод, наивен и не подозревал, что даже беглое прохождение основной истории отнимет у меня восемьдесят часов, с долгими перерывами на ИгроМир и прочие форс-мажоры. Но вот он, финал. И чем же в итоге оказалась «Assassin’s Creed: Одиссея»?

Гигантским попурри из минимум трёх разных игр — вот чем.

У дракона три головы

История главной героини (или героя, но я, напомню, играл за Кассандру) разделена на три «одиссеи». Каждая затрагивает разные темы и отличается персонажами, механиками, декорациями и эмоциями, которые испытывает игрок.

Первую одиссею условно можно назвать «про родню». Это сюжетный стержень проекта: история отдельно взятой семьи в общей истории Древней Греции. Сколько бы вы ни отвлекались на другие приключения, именно эта одиссея за ручку проведёт вас по миру.

К счастью, сценарий выправляется к середине повествования, поэтому ругать сюжет за жуткие штампы хочется меньше. К сожалению же, до финала этой одиссеи я дошёл на тридцать девятом уровне, тогда как два оставшихся приключения рекомендовалось заканчивать на пятидесятом. Понятное дело, я бежал через историю галопом и вообще не отвлекался на побочки, если уровень позволял продолжить основной сюжет, — но расплатой за это стали почти двадцать часов скучнейшего гринда в финальной стадии игры.






Как вы понимаете, разговоры между этими двумя — настоящий праздник

Справедливости ради, некоторые культисты всё-таки получили хоть какие-то характеры и строчки диалогов. Истории, связанные с ними, были неплохими и временами всерьёз погружали в события. Некоторых я очень хотел убить за всё, что они сотворили с Кассандрой или её друзьями.

Но эти персонажи попадались мне в заданиях не второй, а первой одиссеи, так что здесь скорее стоит похвалить сценаристов, более или менее умело вписавших один сюжет в другой. Или поругать — за то, что вписали не всех. Потому что из «самостоятельных» культистов не было ни одного интересного. Максимум привлекательности в их убийстве был в том, что они жили в какой-нибудь нестандартной крепости, где дали разгуляться дизайнерам уровней.

В итоге половину культа я вырезал уже после финала основной истории. Будь «Assassins Creed Одиссея» какой-нибудь jRPG, это был бы отличный пост-игровой контент. Но никакой «j» здесь нет. Всё, что мне оставалось, — полубессознательно метаться между точками синхронизации в поисках подсказок в отношении очередного культиста, а потом громко ругаться, поскольку его уровень пока слишком высок.



Приключений и полезных предметов хватает не только на суше, но и на море. А самые классные вещи лежат глубоко под водой. Например, без этого копья моё прохождение затянулось бы ещё минимум часов на пять-десять

Наконец, третья одиссея — «про антинаучное». Она подстерегает, когда не ждёшь, и умело застаёт игрока врасплох крышесносным поворотом сюжета. Как только я подумал: ну вот, красота, основная история выправилась, и сопереживание есть, и даже пара культистов попалась с характерами.

Ты хотел мирских историй? Иди к чёрту! Думал пожить в ролевой игре? Перебьёшься! Все эти выборы в диалогах, попытки отыгрыша — это всё «Анимус». Игра. Виртуальность. А твоя задача — не дать злобным тамплиерам из XXI века захапать магические побрякушки божественных пришельцев (ну или кто они там), убить несколько чудовищ, а заодно глянуть, что там в Атлантиде.

И прежде чем писать в комментариях про спойлеры, посмотрите названия DLC к игре. Конкретно второе: оно так и называется «Судьба Атлантиды». Помните, я уже писал, что игра спойлерит сама себя? Что ж, если разработчики не стараются, то и я не вижу смысла. Да и после выхода уже прошло некоторое время.


Из побочных квестов выделю линию Дочерей Артемиды. Любителям мифологии — проходить обязательно

Третья одиссея — самая короткая, но самая важная в масштабах серии Assassin’s Creed; всё-таки в настоящем мало кого волнует, что там Сократ сказал Периклу. Им нужны артефакты Предтеч и ответы на странные древние вопросы. И то, как разработчики распорядились этой линией (при том, что в «реальность» мы выходим от силы раза три), достойно похвалы. Именно от её финала я получил больше всего удовольствия. Возможно — потому что после первых двух ни на что особо и не надеялся.

Неожиданные последствия

Поделить «Одиссею» на части можно не только с точки зрения сюжета. Примерно к началу третьей одиссеи Кассандра прокачивается настолько, что из вполне достоверного человека превращается в Чудо-женщину. Самую настоящую богиню, земное воплощение воинственной Афины. Например, однажды вы обнаружите, что перестали получать урон от падений и теперь можете сигать с пятисотметровых скал не только в стоги сена, но и на жёсткую землю. Разумеется, с эффектным супергеройским приземлением. Кассандра получает это умение автоматически, им нельзя не пользоваться.




Когда займёте первое место в рейтинге наёмников, получите новый скин для лошадки — коня самого Гелиоса. Хотя кому он нужен, когда у вас есть личный единорог?

Примерно в этот же момент дерево прокачки позволит вам замедлять время, стрелять из лука сквозь стены, лечиться на половину шкалы здоровья, наносить противникам немыслимое количество урона и даже ненадолго становиться невидимым. И всё это — за жалкую частичку шкалы адреналина, одну из многих. Да что там, даже в диалогах всё чаще появляется возможность признаться собеседнику, что вы если не сама богиня, то уж как минимум божественная посланница! Ну и как тут с серьёзным лицом вникать в человеческие проблемы?

Разумеется, это влияет и на то, какие испытания вы себе выбираете. Вот я на первых уровнях боюсь лезть даже на равных себе противников. А уж если прибегают наёмники — это верная смерть. Один тренировочный монтаж спустя я на двадцатом уровне. Передо мной крепость, где все на два уровня старше. Там же живёт правитель области и четвёрка его охранников — ещё на два уровня старше. А рядом с крепостью бродят два наёмника, которые прибегут меня убивать, как только я нападу. Хм. да подумаешь! Я их всех вынесу без единой перезагрузки!

Ещё монтаж. Я на сорок пятом уровне бьюсь с Медузой Горгоной (пожалуй, самым сложным боссом в игре) пятидесятого уровня просто потому, что мне надоело гриндить. И побеждаю — не с первого раза, но лучше так, чем тратить время на бессмысленные побочки.





Морских битв я по возможности избегал. Но не любоваться видами во время плавания было невозможно

Когнитивный диссонанс

Получается, что опыт первых примерно двадцати уровней и опыт всех последующих как будто взят из разных игр. В начале вы чётко ощущаете свою связь с Кассандрой и её проблемами. Но чем дальше, тем лучше вы понимаете, что вы не Кассандра. Вы — Лейла Хассан. Вы играете за игрока, переживая древнюю историю по прокси. И даже баги в какой-то момент начинают не бесить, а скорее напоминать: вы в симуляции, это всё понарошку.

Я не уверен в том, насколько разработчики планировали заложить в ощущения игрока подобные метаморфозы. Даже не так: я почти уверен, что они этого не планировали. Но смешно то, что я не могу записать эти ощущения игре в минус. Хотели разработчики того или нет, они сделали из одного геймплея два, но оба — увлекательные. Ваша божественность не делает игру хуже, она просто делает её другой. Более того, зная, про что на самом деле серия Assassin’s Creed, можно даже попытаться эти изменения оправдать. Выступить адвокатом дьявола и заставить себя получать от игры удовольствие — потому что у тебя ещё полно дел во всех трёх одиссеях и вне их.

Вот только стоит ли это делать? Лично для себя я ответил на этот вопрос утвердительно. Но я уже говорил, что люблю эту серию и готов простить ей многое. Вам же стоит ответить на этот вопрос самостоятельно.


От принятия к отрицанию

Ролевая игра из «Одиссеи» тоже получилась не до конца. Да, в квестах вы будете видеть последствия своих действий. Даже в основной истории оказалось почти десять концовок, пусть и определяются они всего несколькими выборами. Но, в целом, ролевого погружения не случается.

Вот у вас вроде бы диалоги с Сократом о человечности, справедливости и правосудии. А вот вы идёте и вырезаете целую крепость — потому что ваш внутренний манчкин не позволяет оставить область незачищенной. К тому же вам за это дадут горсть опыта, что позволит хоть немного ублажить бога гринда.


Варнава, старший помощник Кассандры на палубе «Адрестии», — один из самых ярких персонажей второго плана, наряду с Сократом и Алкивиадом

А вот перед вами Геродот — невероятный персонаж, который может дать столько всего! И он. вообще не вызывает интереса. Его участие в истории заканчивается ещё на первых уровнях, а дальше он просто плавает с вами на «Адрестии», и от него не добьешься вообще ничего, кроме «Столько дел и столько неизведанного впереди!» и пустой справочной информации. Бездарно слитый персонаж, особенно учитывая, что рядом с ним травит морские байки Варнава.

Наконец, вот перед вами один из главных злодеев, который может раскаяться, если вы найдёте правильные слова. Но его раскаяние происходит настолько топорно и внезапно, что это нельзя ни принять, ни простить.


Что такое «не везёт»: адреналина нет, уровней не хватает, а на хвосте пять наёмников и целый гарнизон высокоуровневой крепости впридачу. И они точно знают, где я засел.

Ну и, чтоб до конца выместить негатив: перевод и русская озвучка. Первый неплох, но временами встречаешь описания способностей, которые называются в дереве прокачки совсем иначе. И догадаться, о чём идёт речь, бывает невозможно.

Что же до голосов. Любимые моменты: когда Кассандра приветствует вернувшегося с охоты орла Икара (когда полминуты не трогаешь геймпад). Видно и слышно, что она любит его и заботится о нём. Также в целом замечательно работают актёры, озвучившие Сократа и Варнаву.

Нелюбимые моменты — почти все остальные. Что Кассандра, что Алексиос, что многие второстепенные персонажи регулярно не попадают ни в интонации, ни в движения героев на экране и напрочь ломают всякую попытку поверить в происходящее. В английской версии подобные проблемы тоже встречаются, но в русской — просто сплошь и рядом. Вдумайтесь: актриса, озвучившая главную героиню, хихикает на слове «задница» — вне контекста, просто вот смешно ей стало, — и это попадает в игру!

Такое ощущение, что я прошел не большую ролевую игру, а техническую демку из разных, скверно сочетающихся фрагментов. Этой игрой Ubisoft как будто говорят: «Смотрите, как мы умеем»! Да, и впрямь, вы умеете. А теперь можно мне, пожалуйста, всё то же самое, только. чуть более цельное, что ли?

«Assassin’s Creed Одиссея» оставляет двойственное впечатление. Это отличная игра. Возможно, лучшая в серии; почти каждый её аспект работает более или менее как положено. Но тебе постоянно что-то мешает безоговорочно полюбить её. Первые часов двадцать-тридцать к ней вообще не хочется придираться, но к финалу все слагаемые вместе являют очень странную картину, цельную в своей неполноценности.

«Одиссея» — это эталонный, почти идеальный Assassin’s Creed. Но совсем не идеальная игра.

Предыдущий текст я написал по итогам двадцати пяти часов игры в «Assassin’s Creed Одиссея». Тогда я был молод, наивен и не подозревал, что даже беглое прохождение основной истории отнимет у меня восемьдесят часов, с долгими перерывами на ИгроМир и прочие форс-мажоры. Но вот он, финал. И чем же в итоге оказалась «Assassin’s Creed: Одиссея»?

Гигантским попурри из минимум трёх разных игр — вот чем.

У дракона три головы

История главной героини (или героя, но я, напомню, играл за Кассандру) разделена на три «одиссеи». Каждая затрагивает разные темы и отличается персонажами, механиками, декорациями и эмоциями, которые испытывает игрок.

Первую одиссею условно можно назвать «про родню». Это сюжетный стержень проекта: история отдельно взятой семьи в общей истории Древней Греции. Сколько бы вы ни отвлекались на другие приключения, именно эта одиссея за ручку проведёт вас по миру.

К счастью, сценарий выправляется к середине повествования, поэтому ругать сюжет за жуткие штампы хочется меньше. К сожалению же, до финала этой одиссеи я дошёл на тридцать девятом уровне, тогда как два оставшихся приключения рекомендовалось заканчивать на пятидесятом. Понятное дело, я бежал через историю галопом и вообще не отвлекался на побочки, если уровень позволял продолжить основной сюжет, — но расплатой за это стали почти двадцать часов скучнейшего гринда в финальной стадии игры.






Как вы понимаете, разговоры между этими двумя — настоящий праздник

Справедливости ради, некоторые культисты всё-таки получили хоть какие-то характеры и строчки диалогов. Истории, связанные с ними, были неплохими и временами всерьёз погружали в события. Некоторых я очень хотел убить за всё, что они сотворили с Кассандрой или её друзьями.

Но эти персонажи попадались мне в заданиях не второй, а первой одиссеи, так что здесь скорее стоит похвалить сценаристов, более или менее умело вписавших один сюжет в другой. Или поругать — за то, что вписали не всех. Потому что из «самостоятельных» культистов не было ни одного интересного. Максимум привлекательности в их убийстве был в том, что они жили в какой-нибудь нестандартной крепости, где дали разгуляться дизайнерам уровней.

В итоге половину культа я вырезал уже после финала основной истории. Будь «Assassins Creed Одиссея» какой-нибудь jRPG, это был бы отличный пост-игровой контент. Но никакой «j» здесь нет. Всё, что мне оставалось, — полубессознательно метаться между точками синхронизации в поисках подсказок в отношении очередного культиста, а потом громко ругаться, поскольку его уровень пока слишком высок.



Приключений и полезных предметов хватает не только на суше, но и на море. А самые классные вещи лежат глубоко под водой. Например, без этого копья моё прохождение затянулось бы ещё минимум часов на пять-десять

Наконец, третья одиссея — «про антинаучное». Она подстерегает, когда не ждёшь, и умело застаёт игрока врасплох крышесносным поворотом сюжета. Как только я подумал: ну вот, красота, основная история выправилась, и сопереживание есть, и даже пара культистов попалась с характерами.

Ты хотел мирских историй? Иди к чёрту! Думал пожить в ролевой игре? Перебьёшься! Все эти выборы в диалогах, попытки отыгрыша — это всё «Анимус». Игра. Виртуальность. А твоя задача — не дать злобным тамплиерам из XXI века захапать магические побрякушки божественных пришельцев (ну или кто они там), убить несколько чудовищ, а заодно глянуть, что там в Атлантиде.

И прежде чем писать в комментариях про спойлеры, посмотрите названия DLC к игре. Конкретно второе: оно так и называется «Судьба Атлантиды». Помните, я уже писал, что игра спойлерит сама себя? Что ж, если разработчики не стараются, то и я не вижу смысла. Да и после выхода уже прошло некоторое время.


Из побочных квестов выделю линию Дочерей Артемиды. Любителям мифологии — проходить обязательно

Третья одиссея — самая короткая, но самая важная в масштабах серии Assassin’s Creed; всё-таки в настоящем мало кого волнует, что там Сократ сказал Периклу. Им нужны артефакты Предтеч и ответы на странные древние вопросы. И то, как разработчики распорядились этой линией (при том, что в «реальность» мы выходим от силы раза три), достойно похвалы. Именно от её финала я получил больше всего удовольствия. Возможно — потому что после первых двух ни на что особо и не надеялся.

Неожиданные последствия

Поделить «Одиссею» на части можно не только с точки зрения сюжета. Примерно к началу третьей одиссеи Кассандра прокачивается настолько, что из вполне достоверного человека превращается в Чудо-женщину. Самую настоящую богиню, земное воплощение воинственной Афины. Например, однажды вы обнаружите, что перестали получать урон от падений и теперь можете сигать с пятисотметровых скал не только в стоги сена, но и на жёсткую землю. Разумеется, с эффектным супергеройским приземлением. Кассандра получает это умение автоматически, им нельзя не пользоваться.




Когда займёте первое место в рейтинге наёмников, получите новый скин для лошадки — коня самого Гелиоса. Хотя кому он нужен, когда у вас есть личный единорог?

Примерно в этот же момент дерево прокачки позволит вам замедлять время, стрелять из лука сквозь стены, лечиться на половину шкалы здоровья, наносить противникам немыслимое количество урона и даже ненадолго становиться невидимым. И всё это — за жалкую частичку шкалы адреналина, одну из многих. Да что там, даже в диалогах всё чаще появляется возможность признаться собеседнику, что вы если не сама богиня, то уж как минимум божественная посланница! Ну и как тут с серьёзным лицом вникать в человеческие проблемы?

Разумеется, это влияет и на то, какие испытания вы себе выбираете. Вот я на первых уровнях боюсь лезть даже на равных себе противников. А уж если прибегают наёмники — это верная смерть. Один тренировочный монтаж спустя я на двадцатом уровне. Передо мной крепость, где все на два уровня старше. Там же живёт правитель области и четвёрка его охранников — ещё на два уровня старше. А рядом с крепостью бродят два наёмника, которые прибегут меня убивать, как только я нападу. Хм. да подумаешь! Я их всех вынесу без единой перезагрузки!

Ещё монтаж. Я на сорок пятом уровне бьюсь с Медузой Горгоной (пожалуй, самым сложным боссом в игре) пятидесятого уровня просто потому, что мне надоело гриндить. И побеждаю — не с первого раза, но лучше так, чем тратить время на бессмысленные побочки.





Морских битв я по возможности избегал. Но не любоваться видами во время плавания было невозможно

Когнитивный диссонанс

Получается, что опыт первых примерно двадцати уровней и опыт всех последующих как будто взят из разных игр. В начале вы чётко ощущаете свою связь с Кассандрой и её проблемами. Но чем дальше, тем лучше вы понимаете, что вы не Кассандра. Вы — Лейла Хассан. Вы играете за игрока, переживая древнюю историю по прокси. И даже баги в какой-то момент начинают не бесить, а скорее напоминать: вы в симуляции, это всё понарошку.

Я не уверен в том, насколько разработчики планировали заложить в ощущения игрока подобные метаморфозы. Даже не так: я почти уверен, что они этого не планировали. Но смешно то, что я не могу записать эти ощущения игре в минус. Хотели разработчики того или нет, они сделали из одного геймплея два, но оба — увлекательные. Ваша божественность не делает игру хуже, она просто делает её другой. Более того, зная, про что на самом деле серия Assassin’s Creed, можно даже попытаться эти изменения оправдать. Выступить адвокатом дьявола и заставить себя получать от игры удовольствие — потому что у тебя ещё полно дел во всех трёх одиссеях и вне их.

Вот только стоит ли это делать? Лично для себя я ответил на этот вопрос утвердительно. Но я уже говорил, что люблю эту серию и готов простить ей многое. Вам же стоит ответить на этот вопрос самостоятельно.


От принятия к отрицанию

Ролевая игра из «Одиссеи» тоже получилась не до конца. Да, в квестах вы будете видеть последствия своих действий. Даже в основной истории оказалось почти десять концовок, пусть и определяются они всего несколькими выборами. Но, в целом, ролевого погружения не случается.

Вот у вас вроде бы диалоги с Сократом о человечности, справедливости и правосудии. А вот вы идёте и вырезаете целую крепость — потому что ваш внутренний манчкин не позволяет оставить область незачищенной. К тому же вам за это дадут горсть опыта, что позволит хоть немного ублажить бога гринда.


Варнава, старший помощник Кассандры на палубе «Адрестии», — один из самых ярких персонажей второго плана, наряду с Сократом и Алкивиадом

А вот перед вами Геродот — невероятный персонаж, который может дать столько всего! И он. вообще не вызывает интереса. Его участие в истории заканчивается ещё на первых уровнях, а дальше он просто плавает с вами на «Адрестии», и от него не добьешься вообще ничего, кроме «Столько дел и столько неизведанного впереди!» и пустой справочной информации. Бездарно слитый персонаж, особенно учитывая, что рядом с ним травит морские байки Варнава.

Наконец, вот перед вами один из главных злодеев, который может раскаяться, если вы найдёте правильные слова. Но его раскаяние происходит настолько топорно и внезапно, что это нельзя ни принять, ни простить.


Что такое «не везёт»: адреналина нет, уровней не хватает, а на хвосте пять наёмников и целый гарнизон высокоуровневой крепости впридачу. И они точно знают, где я засел.

Ну и, чтоб до конца выместить негатив: перевод и русская озвучка. Первый неплох, но временами встречаешь описания способностей, которые называются в дереве прокачки совсем иначе. И догадаться, о чём идёт речь, бывает невозможно.

Что же до голосов. Любимые моменты: когда Кассандра приветствует вернувшегося с охоты орла Икара (когда полминуты не трогаешь геймпад). Видно и слышно, что она любит его и заботится о нём. Также в целом замечательно работают актёры, озвучившие Сократа и Варнаву.

Нелюбимые моменты — почти все остальные. Что Кассандра, что Алексиос, что многие второстепенные персонажи регулярно не попадают ни в интонации, ни в движения героев на экране и напрочь ломают всякую попытку поверить в происходящее. В английской версии подобные проблемы тоже встречаются, но в русской — просто сплошь и рядом. Вдумайтесь: актриса, озвучившая главную героиню, хихикает на слове «задница» — вне контекста, просто вот смешно ей стало, — и это попадает в игру!

Такое ощущение, что я прошел не большую ролевую игру, а техническую демку из разных, скверно сочетающихся фрагментов. Этой игрой Ubisoft как будто говорят: «Смотрите, как мы умеем»! Да, и впрямь, вы умеете. А теперь можно мне, пожалуйста, всё то же самое, только. чуть более цельное, что ли?

«Assassin’s Creed Одиссея» оставляет двойственное впечатление. Это отличная игра. Возможно, лучшая в серии; почти каждый её аспект работает более или менее как положено. Но тебе постоянно что-то мешает безоговорочно полюбить её. Первые часов двадцать-тридцать к ней вообще не хочется придираться, но к финалу все слагаемые вместе являют очень странную картину, цельную в своей неполноценности.

«Одиссея» — это эталонный, почти идеальный Assassin’s Creed. Но совсем не идеальная игра.

Ежегодный выпуск новых игр об ассасинах завел серию в тупик и в 2015 году издательство Юбисофт решило сделать перерыв — дать разработчикам больше времени и
понять, в каком направлении развивать новую часть.
Результатом этого решения стала Assassins Creed: Истоки, которая довела до ума старые механики и порадовала свежими идеями: мы получили новую боевую систему, новую механику паркура, влияние времени суток на окружение и новый подход к изучению локаций с помощью верной птицы.
Не обошлось и без недостатков, но Истоки все равно качественно освежили серию и были неплохо приняты игроками.

Какой же вывод из этого сделали Юбисофт? Нужно проанализировать все ошибки и не спеша подготовить новую часть? Нет. Нужно срочно выпустить через год новую игру. И вот перед нами Асассинс Крид Одиссея.


События Одиссеи разворачиваются в Древней Греции во время Пелопонесской войны — берега островов залиты кровью и завалены обломками кораблей, в крупных городах плетутся заговоры, а тайный орден пытается взять под контроль не только политиков, но и провидцев.
Главный герой игры — потомок царя Леонида — работает наемником на далекой Кефалонии и мечтает повидать мир.

Еще в момент анонса многим показалось, что Одиссея уж очень похожа на предыдущую часть — те же звуки, та же графика, то же освещение, те же анимации.
Что ж, первое впечатление оказалось верным — геймплейно Odyssey действительно ощущается не как новая игра, а крупное дополнение к Истокам.
Защитник Меджай сменился на наемника Мистия, орлица Сену на орла Икара, темные пирамиды со змеями на темные гробницы со змеями, папирусы с загадками на глиняные таблички с загадками, битвы со слонами на битвы с крупными животными.

Из новых идей имеется возможность играть за мужчину или девушку, диалоги с выбором реплик и режим исследователя. От выбора пола героя особо ничего не меняется — сюжетная линия у обоих персонажей одинаковая, лишь немного отличается анимация в нескольких заставках.

Новая диалоговая система — это попытка Юбисофт сделать из Асассина ролевую игру. И надо сказать попытка вышла вполне удачная. Перед каждым квестом у вас есть возможность подробно поговорить о сути задания, лучше понять быт древней Греции и взаимоотношения персонажей. И разумеется вам придется принимать решения и делать выбор.
В дополнительных квестах он по большей части просто помогают отыгрывать роль — взять денег с заказчика или нет, обмануть во благо или рассказать горькую правду.
А вот в основном сюжете ваши решения действительно оказывают влияние на историю. Причем, не всегда выбирать придется из двух конкретных действий. Иногда даже ваш тон в разговоре — это тоже выбор, с последствиями которого придется столкнуться позже. В итоге все ваши поступки приведут к одному из нескольких финалов.

Сюжет — это лучшее, что есть в Одиссее — авторы рассказывают по-настоящему интересную историю, радуют атмосферой большого путешествия и делают упор не на
исторические события, а на личное приключение главного героя и ярких запоминающихся персонажей.
Чего только стоит одноглазый бандит, впадающий в ярость при любом упоминании Циклопов или капитан Варнава, который искренне верит в богов и любит рассказывать прикольные мистические истории в стиле: «однажды я плыл по морю и моего напарника похитили сирены» — в своем путешествии вы встретите множество колоритных личностей.


А вот режим исследователя это потенциально крутая идея, которая, увы, загублена исполнением. В этом режиме вас не ведут за руку по сюжетным маркерам, а предлагают самостоятельно изучать окружение и находить цель по наводкам: например, нужная вам винодельня находится на склоне холма к югу от статуи Зевса. Всё, самое время двигаться в указанном направлении, по пути изучая локацию. Вот только где-то за километр до нужного места игра попросит вас вызвать орла и пометить значком точное расположение нужной локации. При этом отказаться от этого нельзя — даже если выключить весь интерфейс в настройках, огромная надпись на пол-экрана будет висеть, пока вы не выполните указание.
Да и в целом особого смысла в свободном изучении островов нет. И проблема даже не в том, что вы можете натолкнуться на врага уровнем выше, который практически неуязвим для ваших атак. Проблема в том, что вы вряд ли найдете что-то по-настоящему интересное. Разработчики
предыдущей игры как могли старались проработать окружение — раскладывали записки в руинах и бандитских лагерях, использовали визуальный сторителлинг, т.е. позволяли игроку самостоятельно сложить представление о произошедшем глядя на детали сцены. Вот путешественники поставили палатку на берегу, но не подумали о крокодилах, вот бандиты решили спрятать украденное в пещере и столкнулись с хищным зверем.
Ничего подобного в Одиссее нет.

Опять же, в отличие от Истоков, вы не всегда можете выполнить дополнительный квест или найти важный предмет до того, как поговорите с квестодателем. И временами это просто противоречит здравому смыслу.
Вот забредаете вы в разрушенную деревню, кругом дым, разваленные дома, над головой кружат вороны. «Что же здесь произошло?» — вслух спрашивает герой и вы
начинаете внимательно осматриваться, но ничего не находите. В итоге окажется, что данная локация просто не активна, пока вы не поговорите с квестодателем совсем в другом месте. В диалоге он посоветует проверить деревню и вернувшись туда, вы уже встретите горстку выживших жителей. Почему нельзя было встретить их сразу, а потом сказать квестодателю, что уже решили проблему?

Вообще дополнительные квесты делятся на два типа — полноценные, которые дают персонажи и простенькие подай-принеси, которые берутся с доски объявлений в каждом городе. Полноценные задания рассказывают довольно неплохие истории, в то время как простые допы в большей степени завязаны на зачистке бандитских лагерей.
Вот только нормально работает эта система лишь в прологе.
Как только пролог заканчивается, качество проработки доп. заданий резко падает, а грань между типами квестов размывается — в обоих случаях вас ожидают монотонные зачистки лагерей и крепостей от врагов с довольно слабой сюжетной мотивацией.
Направляясь к очередному квестодателю чаще всего уже заранее знаешь, что ожидать — ну конечно же нужно перебить бандитов в пещере, перебить бандитов в лагере, а потом перебить воинов в крепости.

Боевая система изменилась не сильно — есть мощный удар, слабый удар и уворот, а вот спрятаться за щитом теперь нельзя. Герой умеет только парировать атаки, когда вражеский клинок сверкнет белым светом.
Желтая шкала адреналина заполняется от удачных уворотов, скрытых убийств и успешных атак. тратится она на скиловые приемы, которые приобретаются после повышения уровня — можно прокачать возможность замедлять время, наносить мощный пинок this is sparta, зажигать собственный меч и тому подобное. Есть скиловые атаки и для оружия дальнего боя — например, можно выпустить сразу несколько стрел во врага или прицелиться с огромного расстояния.

Что ж, сундки обчищены, патрульные мертвы — миссия выполнена, самое время переходить к следующей. От подобного однообразия натурально начинает болеть голова.
Иногда среди этой массы уныния все-таки попадаются дополнительные квесты с действительно проработанными и интересными историями, но их не так много, как
хотелось бы.
При этом видно, что разработчики старались: размещали и прописывали задания так, чтобы они соответствовал логике региона. Вот только исполнение подкачало.
Авторы погнались за количеством, а не за качеством.


Каждый регион Греции находится под контролем определенного правителя. Шкалу стабильности опускают все ваши противоправные действия и если снизить ее достаточно сильно, можно устроить большую битву за контроль над местностью. Во время массового побоища между воинами Спарты и Афин нужно носиться среди по полю боя и устранять капитанов армии противника. Уровень сложности сражения зависит от того, за какую из сторон вы сражаетесь — оборонительную или нападающую.

Важно иметь в виду, что ваши противозаконные действия привлекают внимание наемников, которые с радостью начнут охоту на героя за мешок монет. Каждый наемник
уникален — обладает кличкой, краткой характеристикой, а также сильными и слабыми сторонами. Всю информацию о них можно посмотреть в отдельном меню. Да, разработчики из Юбисофт подрезали идею из Shadow of Mordor и вписалась она в Одиссею очень даже хорошо.
Если вы не готовы к бою с сильными преследователями, всегда можно устранить их нанимателя или просто заплатить штраф.

По миру игры главный герой путешествует на корабле под громкие песнопения верной команды. Команда набирается на берегу — достаточно со всей силы ударить любого врага, потом привести его в чувство, и вот он уже радостно бежит вам служить под воздействием волшебного тумака.
Прокачивать корабль можно и за ресурсы, которые добываются путем нападения на другие суда. В морских баталиях вы обстреливаете врагов из луков, закидываете копьями, огнем и яростно тараните. После того, как жизнь вражеского судна опустилась до нуля, можно брать его на
абордаж и весело рубиться с толпой врагов на горящем корабле.

Авторы игры уверяют, что проект находился в разработке на год дольше предыдущей части, но верится в это с трудом: игра явно делалась в спешке: здесь похуже графика, локации лишены уникальной цветовой гаммы, качество звука может меняться в одном и том же диалоге, а герои делают ошибки при произношении имен… и да, речь про оригинальную озвучку.
Техническое исполнение тоже довольно неряшливое — мы играли на обычной PS4 — несколько раз игра проваливалась в дикое слайдшоу и чуть ли не вешала консоль намертво.


Лучший способ получить удовольствие от Одиссеи — двигаться по основному сюжету и останавливаться только на тех дополнительных квестах, которые действительно
покажутся вам интересными. Сюжетных миссий в этой части достаточно, чтобы получить весь геймплейный опыт игры. Более того, разработчики не заставляют вас пылесосить карту мира ради опыта: сюжетная линия игры не требует особой прокачки и почти всегда подстраивается под ваш уровень.

По итогу Assassins Creed: Odyssey — это довольно неплохой проект, который может порадовать интересной историей, колоритными персонажами и атмосферой опасного путешествия. К сожалению, все остальные аспекты остались на уровне предыдущей игры, а проработка открытого мира и вовсе сделала несколько шагов назад.

Ну и важно понимать, что итоговые впечатления от нового Ассасина напрямую зависят от того, играли ли вы в Истоки. Если нет, Одиссея подарит вам гораздо больше положительных эмоций. И даже бесконечные проникновения на базы врагов смогут какое-то время вызывать интерес.

Читайте также: