Final fantasy 15 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Final Fantasy XV возникла из материалов отмененной Final Fantasy Versus XIII. Директор разработки Хадзимэ Табата утверждал во многих интервью, что разработку начали с нуля, оставив только основы.

Но складывается впечатление, будто в Final Fantasy XV попало чуть больше, чем ключевые образы и идеи. Она состоит из множества удачных и не очень удачных ситуаций, будто бы собранных из совершенно разных игр.

Final Fantasy XV можно разделить на две большие и очень разные линии. Во-первых, это история про дорожный мальчишник — четверку друзей, затерявшихся в открытом мире. Мудрый Игнис, могучий Гладио и раздолбаистый Промпто сопровождают принца Ноктиса на свадьбу. По пути глохнет машина — и теперь они без денег, посреди пустыни, вынужденные толкать свою «Регалию« до ближайшей заправки.

Так начинается одна Final Fantasy XV — та, в которой вы путешествуете по интересным местам на карте и выполняете побочные квесты. Квесты по большей части сводятся к охоте на монстров или почтовым поручениям, но открытый мир все равно умудряется затянуть, потому что по пути нет-нет да попадется какая-то неожиданная мелочь.

Тут есть отдельная мини-игра про рыбалку, например. Или ставки на битвы монстров в городском колизее. Даже для сбора ингредиентов на полях, умеренно бесполезного занятия самого по себе, есть неожиданная причина: Игнис готовит из них самую красивую еду в видеоиграх, на которую просто приятно посмотреть.

Но на фоне путевой истории в открытом мире происходит основной сюжет. Именно на фоне — это отдельная сущность, драматический эпос про войну, судьбы людей, легенды мира, пророчества и чуть-чуть про геополитику.

Основной сюжет и открытый мир — это два совершенно разных настроения. Из них легко можно было бы составить две раздельные игры, и тем не менее они всегда рядом, хотя сочетаются друг с другом очень странно. Даже главный герой в них воспринимается по-разному.

Со стороны сюжета — принц Ноктис как вершитель судеб. Последний наследник, герой, выступающий при поддержке отважных сподвижников. Его Final Fantasy XV темная, трагичная, но пафосная и возвышенная.

Со стороны открытого мира — легкомысленный принц-нищеброд и троица разнотемпераментных раздолбаев, побирающиеся подработками и ночующие в трейлерах. Эта Final Fantasy XV легкая беззаботная, часто — наивная и абсолютно житейская.

И игра попросту не успевает органично перестраиваться между этими двумя настроениями. Она создает ложное впечатление спешки в основном сюжете, но тут же позволяет отвлечься и заняться какой-нибудь ерундой как ни в чем не бывало.

Разворачиваются войны, гибнут люди. А я? А я останавливаюсь покормить кису. Эта киса очень привередливая, её нельзя так просто взять и покормить. Сперва я ловлю рыбу — сам, ведь тут можно рыбачить. Потом иду к шеф-повару дорогого ресторана с морепродуктами, чтобы тот приготовил из рыбы корм для кисы. А пока тот готовит, я иду ловить еще одну рыбину, чтобы расплатиться ею с шефом.

Войны разворачиваются. Люди гибнут. А мы? Мы развлекаемся как можем.

Даже если не брать в расчет диссонанс между центральной историей и открытым миром, сюжет Final Fantasy XV — это великолепный, роскошный, но все-таки бардак.

Многим ключевым персонажам явно не хватает экранного времени. Куда оно делось — становится ясно, если посмотреть аниме-сериал Brotherhood, фильм Kingsglaive и сценарий аудиопьесы-пролога. Эти истории позиционировали как расширение вселенной для тех, кто хочет знать больше. На деле расширяет контекст разве что Brotherhood, а все остальное его формирует. Это необходимые части истории, которые показывают, почему происходящее действительно важно.

Если не знать про дидактический материал, получится, что практически все ключевые события происходят за кадром. «Ноктис, пока вы проходили подземелье, кое-где произошло кое-что важное, поэтому срочно собирайте вещи и едем еще куда-нибудь», — это самый используемый сценарный инструмент в первые десять-двадцать часов.

Пятнадцатая Final Fantasy дает поразительно мало поводов начать о ком-то заботиться.

Почему гибель Айрис в Final Fantasy VII в свое время так задела многих? Потому что вы проводите с ней целую четверть игры. Первый акт полон интересных сцен и взаимодействий между героями, Айрис и окружающим миром. В итоге к критическому моменту вы многое испытали вместе, и воспринимать происходящее близко к сердцу становится намного проще.

Здесь же похожую связь пытаются наладить не через личное взаимодействие, а через флэшбеки. Они — будто бы чьи-то рассказы о ком-то, кого вы никогда не видели. Почему все расстраиваются после гибели персонажа, ясно. Но ясно лишь потому, что причину расстройства объясняют прямым текстом, вместо того, чтобы помочь прочувствовать её самому.

При этом то, что начинается часу на пятнадцатом-двадцатом (или намного позже, если вы наседаете на побочные квесты), показывает совсем другую игру. Открытый мир заканчивается, побочные миссии практически исчезают — начинается быстрый путь к развязке, с чередой линейных, эпичных постановочных сцен.

И тогда Final Fantasy XV будто бы собирается воедино. Контраст двух настроений наконец-то начинает работать, потому что вместо беспорядочных переходов туда-обратно, сценарий четко фокусируется на конкретной цели. Лапша не связанных друг с другом ситуаций находит структуру и получает реальное развитие. Впервые отчетливо проявляется разница в характерах главных героев и сталкивает их друг с другом. Первый за долгое время ощутимый внутренний конфликт наконец-то заставляет переживать.

И самое интересное: долгий, неровный период в открытом мире после линейной части начинает казаться по-настоящему необходимым. Он создал эмоциональную связь между игроком и героями, которую не удавалось наладить с другими персонажами. Поэтому события последних актов ударяют намного, намного сильнее.

В Final Fantasy XV многое отлично сделано само по себе, но слабо сочетается или вообще конфликтует с общей картиной.

К примеру, один из самых эффектных и интересных злодеев для серии в принципе. У него есть мотивация, есть стиль, его история заставляет подвергнуть сомнению устройство всего мира. Но вплоть до последних актов он играет роль deus ex machina: появляется из ниоткуда и волшебным образом решает проблемы, мешающие развитию сюжета. Ему дают считанные часы, чтобы как следует поиграть с восприятием игрока и действительно себя проявить.

Другой пример — боевая система. Летать по полю боя, чередуя быстрые сабли и тяжелые железные рельсы, легко шагать по воздуху, растворяться в одном месте и возникать в другом приятно всегда. Магия — дефицит, но она дает ощущение огромной мощи и губит всё на пути, включая подвернувшихся в зону взрыва союзников. И в то же время, хотя механика поддерживает свободное перемещение, тонкое позиционирование и быстрые маневры на большие расстояния, сражаться часто приходится в совсем небольших помещениях. Теснота превращает приятную, воздушную, то напряженную, то расслабляющую боевку в обыкновенный трудночитаемый хаос.

Или поездки на чокобо. Эти грузные, но ловкие страусы кричат, роняют перья, артачатся, отвлекаются на свои дела — они кажутся живыми. Но насколько уместно смотрится Промпто, радостно тянущий команду покататься на птицах, «потому что всегда об этом мечтал», когда пять минут назад произошла одна из главных трагедий в игре?

И так далее. Final Fantasy XV создает яркие, волшебные ситуации — но они чаще существуют в вакууме, чем поддерживают друг друга. Только что ты был в восторге, сейчас возмущаешься и не понимаешь, как такое можно делать в 2016-м, а через десять часов рыдаешь от того, как всё красиво, и делаешь скриншоты раз в три секунды.

Final Fantasy XV получилась неидеальной, местами спорной, но, безусловно, красивой и захватывающей игрой. А многие поклонники франшизы любят серию Final Fantasy именно за уникальную, поистине сказочную атмосферу. Мы подготовили для вас несколько советов, как получить от FFXV побольше удовольствия.

Если вы не знакомы с серией Final Fantasy и откладывали знакомство из-за боязни запутаться во всех хитросплетениях сюжета — смело отметайте любые сомнения! Все основные (номерные) части серии рассказывают независимые истории, которые происходят в разных мирах и никак не связаны между собой.


Игра с самого начала утверждает, что предназначена как для поклонников сериала, так и для новичков

Что нужно сделать, чтобы поиграть в новую игру? Верно — купить. Обычно на вопрос «где именно?» грамотно отвечает ценник, но в случае с Final Fantasy XV. Windows Edition есть несколько неочевидных выборов. В Steam к игре через Workshop доступен бесплатный набор Half-Life, включающий знаменитый костюм Гордона Фримена, очки и, конечно же, монтировку! А магазин Origin предлагает яркий костюм ламы из The Sims 4 и знакомый зеленый кристалл над головой персонажа… только не спрашивайте зачем. Мы и сами не знаем. Так или иначе, оба предложения в силе до 1 мая.



Глядя на такие костюмы, невольно вспоминаешь знаменитые своими странностями японские шоу и рекламу…

В любом случае PC-версия содержит не только весь дополнительный контент из DLC и патчей, которые выходили на консолях, но и ряд особенностей, вроде режима от первого лица и возможности переключаться между персонажами.

Но даже если у вас нет хорошего PC (а требования у «финалки» в этот раз неслабые) и консолей, прикоснуться к прекрасному можно даже с помощью смартфона. Final Fantasy XV: Pocket Edition — официальный порт с сильно упрощенной боевой системой, но бережно сохраненным сюжетом и милой мультипликационной графикой. Отличный способ скоротать время в дороге. Если сомневаетесь, сыграйте в первую главу — она бесплатна для всех обладателей IOS 11.1 или Android 5.0.



От графики «большой» Final Fantasy не осталось и следа, но персонажи узнаваемы, а большинство сцен перенесены покадрово

Со всех сторон красив

Сюжет вертится вокруг Ноктиса, наследного принца государства Люцис. Его верные товарищи, Гладиолус, Игнис и Промпто, — своеобразные телохранители, которые помогают принцу добраться до островного города Альтиссия. Там Ноктис должен жениться, заключив тем самым жизненно необходимый для государства военный союз. В самой игре предыстория подана весьма рвано и до неприличия кратко. Поэтому мы настоятельно советуем ознакомиться с полнометражным (1 час 50 минут) CGI-фильмом Kingsglaive: Final Fantasy XV. Он проливает свет на большую часть важных событий начала игры.


Square Enix вставила в игру фрагменты из полнометражки с одним из первых патчей для консольной версии

В пути товарищи узнают, что на столицу Люциса, Инсомнию, напала империя Нифльхейм. Отец Ноктиса, похоже, убит, а ему самому придётся силой возвращать законный престол. Путь предстоит непростой, и первая половина FFXV представляет собой игровой road movie — «дорожное приключение» в роскошной машине «Регалия». Персонажи постоянно общаются, шутят и комментируют происходящее. Невольно хочется влиться в их компанию, побольше разузнать о каждом члене «бойз-бенда»… но, как ни странно, по-настоящему парни и их взаимоотношения раскрываются в пятисерийном аниме Brotherhood: Final Fantasy XV. За сто минут этого сериала о компании можно узнать чуть ли не столько же, сколько за всю игру. И оно того стоит.

Как правильно играть в FFXV? Полный гайд Игромании

Кстати, о товарищах. По ходу повествования друзьям придется ненадолго разделиться, а о приключениях каждого из них можно узнать из личных DLC. Но не торопитесь включать их раньше времени. Дополнение про Гладиолуса стоит проходить после девятой главы основной кампании, историю Промто — после двенадцатой, а с Игнисом лучше вообще подождать до завершения главного квеста.

Огромные пространства

Когда впервые попадаешь в Люцис, открытый мир поражает. На огромных локациях с доступом ко множеству самых разнообразных занятий очень легко потеряться. И хотя трагичное начало побуждает поскорее разобраться с захватчиками, наш главный совет — не торопиться!

В первую очередь потому, что во второй половине игры суть повествования изменится, и в открытый мир нас уже не пустят. Притормозить стоит уже в третьей главе, когда Промто предложит нанять чокобо. Эти милые существа придают особый шарм забегам по дикой местности, куда «Регалия» без должных улучшений не сунется. Птенцам даже можно изменить внешний вид! А при должной прокачке питомцы сами рвутся в бой.

Как правильно играть в FFXV? Полный гайд Игромании

Другой талисман серии, существа под названием «муглы», принесут не меньше пользы, чем чокобо. Правда, живых котопоросят в игре вы не встретите. Зато в той же третьей главе можно найти очень полезные амулеты — талисманы-муглы. Эти хитрые вещицы увеличивают весь получаемый опыт на 20%. А уж если найти второй такой же…

Но есть подвох. Талисман работает только на того персонажа, который им владеет. Так что для равномерной прокачки вам понадобится минимум четыре, иначе придется постоянно передавать амулет между героями.


Впервые появившись в Final Fantasy Ⅲ, муглы каждую фразу заканчивали словом «ня». В последующих играх серии конец фразы изменили на «купо»

Выполняйте квесты на ферме чокобо. Хозяин фермы, Виз, в благодарность за выполнение трёх заданий поделится рецептом, ни много ни мало, бутерброда с ветчиной! Надолго насытиться вряд ли получится, зато двойной опыт вам гарантирован. Правда, есть ещё одно условие — придётся купить толстого чокобо за 1100 гил.

Рыбачьте вместе с Ноктисом, готовьте вкусности для усиления отряда с Игнисом, фотографируйте пейзажи и забавные ситуации с Промто, но, главное, не забывайте отдыхать. Опыт вы получите за множество разнообразных занятий, не только за сражения и квесты, но «усвоить» XP реально только во время стоянок на природе или в комфортных номерах гостиниц. И чем удобнее (читай, дороже) кровать, тем больше множитель опыта. К тому же по ночам на дорогах демоны выбираются буквально из-под земли, и сражения с ними на начальных уровнях вряд ли доставят вам удовольствие.

В дороге время течет куда медленнее — и тем важнее проводить его с пользой. В комфортной «Регалии» можно не только послушать разговоры компании друзей или саундтреки из прошлых частей FF, но и закупить восстанавливающие зелья и продать ненужный хлам. А порулить и Игнис может.


«Регалия» после апгрейда может перемещаться по бездорожью. Да что там, она даже по воде может ходить!

Зелья восстановления здоровья особенно пригодятся после того, как вы посетите королевские гробницы. Пожалуй, стоит заняться их поиском как можно раньше. В этих местах похоронены правители королевства Люцис. Наследный принц может поглощать их души и тем самым получать огромную силу в виде королевского оружия. Большая огневая мощь поможет выбраться из сложных ситуаций, но увлекаться такими подарками не стоит: каждое применение будет стоить вам очков здоровья. Существует одиннадцать подобных склепов, разбросанных по всему игровому миру, и только половину вы найдёте по ходу основных заданий.

Умение выживать

Как правильно играть в FFXV? Полный гайд Игромании

В боевой системе и прокачке боевых умений каждый игрок найдет что-то своё, в зависимости от понравившегося оружия и стиля боя. Так что главные общие советы: не забывайте про урон по своим, телепортируйте Ноктиса на высокие объекты, чтобы ускорить регенерацию и экономить аптечки, а также как можно раньше изучите следующие навыки:

  • «Эффективное уклонение» (8 очков способностей, вкладка «Бой») — снижает затраты маны на уклонение во время блокирования.
  • «Телефактер» (24 ОС, вкладка «Бой») — повышает урон от телепортирующих атак. В дальнейшем позволит буквально разбирать врагов по кусочкам.
  • «Сталкер» (26 ОС, вкладка «Бой») — повышает урон по врагам со спины. Очень поможет в сражениях с сильными противниками.
  • «Первый выстрел», «Ва-банк», «Сканирование» (6 ОС, вкладка «Бой») — три базовых умения для каждого вашего компаньона. Используются автоматически.
  • «Смертоносный рывок» (28 ОС, вкладка «Бой») — позволяет наносить урон с расстояния.
  • «Цепь ударов» (8 ОС, вкладка «Командная работа») — повышает силу связанных атак.
  • «Запас здоровья» (10 ОС, вкладка «Характеристики») — увеличивает запас здоровья согласно уровню героя. Даёт постоянный прирост здоровья по мере прокачки персонажей.
  • «Ячейка для аксессуаров» (16 ОС, вкладка «Характеристики») — дает по второму слоту аксессуара каждому из героев.
  • «Перегруппировка» (18 ОС, вкладка «Приёмы») — с этим умением Игнис может вывести всю группу из опасной ситуации и восстановить здоровье друзей без использования зелий.


Сто тринадцать навыков скромно ютятся на семи ветвях способностей. Ещё шестнадцать откроются по сюжету

Как видите, очков способностей потребуется много, так что в начале игры стоит позаботиться о комфортной прокачке. Помимо заданий и повышения уровней, вы зарабатываете ОС за добивание противника телепортирующим ударом или парированием, а также за проведение тактических операций во время боя. Проще говоря, если Гладиолус говорит, что врагов лучше сжечь, — спорить не стоит. В Final Fantasy XV ценят командную работу. Даже во время отдыха товарищи порой могут предложить квест, выполнение которого не займет много времени, но щедро вознаградит ОС.

Кроме вышеозначенных умений, стоит как можно раньше выучить навыки для быстрого набора очков способностей за перемещение на машине, отдых в лагерях, езду верхом на чокобо и использование магии.

Как правильно играть в FFXV? Полный гайд Игромании

Неважно, какой магией вы пользуетесь чаще, какое оружие предпочитаете и какой компаньон вам больше нравится. Любите ли вы рыбалку, гонки на ездовых птицах или вечерние посиделки у костра. Станете ли вы выполнять побочные задания или сосредоточитесь на основном квесте. Какой бы путь вы ни выбрали, главное — получать от игры наслаждение. И в этом, вместе с нашими советами, вам помогут волшебная музыка Ёко Симомуры и преданные товарищи на надёжном автомобиле.


Смена режиссёра — самое важное, что произошло с проектом. Номура оставил после себя концепцию «фантазии, которая основана на реальности», большой открытый мир и основу для персонажей. Сюжет, его подачу и раскрытие героев доделывал уже Табата. Так Final Fantasy XV стала историей про четырёх друзей и восхождение на трон. Восходить будет принц Ноктис, наследник государства Люцис, единственный, кем управляет игрок. Его товарищи — Гладиолус, Игнис и Промпто — своеобразные телохранители, их первая цель — помочь принцу добраться до островного города Альтиссия, где он должен жениться на подруге детства, Лунафрейе.

В пути товарищи узнают, что на столицу Люциса — Инсомнию напала империя Нифльхейм, отец, похоже убит. История быстро окрашивается в тёмные тона. И постепенно становится мрачнее и мрачнее. Сюжет трагичен, но трагичность не передаётся по эту сторону экрана. Сценарий Final Fantasy XV создан как будто не для посторонних. Вы окажетесь в центре событий почти сразу — и никто не будет рассказывать в подробностях, что к чему.

С одной стороны, это правдоподобно — было бы странно, если бы принца, главное действующее лицо, вели за ручку. С другой — сюжет не создаёт целостной картины. Вставленные патчем первого дня видео из фильма Kingsglaive не помогают, даже немного сбивают с толку, так как не совсем похожи по стилю на те ролики, что сделаны на движке. Добавляются к этому нелогичность некоторых действий героев и подача заданий в стиле «принеси-подай». Такие квесты наша четвёрка выполняет для всех подряд — автомехаников и журналистов, ювелиров и детей.

Более того, во второй половине лёгкий сумбур сменяется неожиданными поворотами сюжета буквально в каждой главе. И повороты эти иногда безумны и ничем не оправданы. Не вдаваясь в спойлеры, скажу, что любимый приём господина Табаты — убить кого-нибудь, желательно за кадром. А когда товарищи доберутся до Альтиссии, вас просто «отключат» от открытого мира, позволив возвращаться туда лишь в воспоминаниях Ноктиса. Получается глупо: сюжет — отдельно, открытый мир — отдельно.

Немного спасает ситуацию наш «бойз-бенд». Характеры парней проработали, они выглядят настоящими давними друзьями и развиваются по ходу сценария. Понимаешь, почему в компании нет ни одной девушки. Не хочется раскрывать, что произойдёт с каждым из четвёрки, но не только Ноктис окажется в сложной ситуации — все пройдут через определённые испытания.


«Что могут короли?»

Игра-путешествие просто обязана привлекать прекрасным миром. И здесь перед Square Enix стояла сложная задача: японские RPG всегда отличались условностями — настолько, что они стали частью жанра. И мечами тут машут трёхметровыми, и летающие корабли стоят в паре километров от первобытных деревень, и монстры за каждым поворотом не мешают развитию технологий. Это нормально воспринимается, когда герои состоят из разноцветных квадратиков, лишены носов и одеты в смешные балахоны. Но когда перед тобой «фантазия, основанная на реальности», надо объяснять и приближать всё к настоящему миру. Здесь Табата и его команда постарались, но справились не со всем.

То, что связано с вещами глобальными, продуманно и логично. Дикие звери живут вдали от людей, и днём их найти непросто. За пределами крепостных стен Инсомнии городки невелики и редки. День плавно сменяется ночью, на дороги выходят огромные демоны, Игнис отказывается садиться за руль. На континенте нет резких переходов из пустынь в джунгли, хотя непроходимых гор многовато. Подземелья очень здорово вписаны в рельеф местности. Особо приятно углубиться в какой-нибудь лес и обнаружить руины с сильными противниками и артефактом в глубине.

В открытом мире Эоса можно зависнуть на десяток часов, прежде чем бежать дальше по сюжету. Гонки на страусах чокобо, поиск королевского оружия в усыпальницах, охота на диких зверей и фотографирование впечатляющих пейзажей. Можно ехать неспешно, слушая песни из старых «финалок» по радио, либо быстро перемещаться к нужной точке за символическую плату.

Но в мелочах и наполненности уже есть проблемы. Людей, дающих побочные задания, очень мало. Сами поручения однообразны и ограничиваются в основном охотой да поисками вещей. Вокруг полно мест, куда просто напрашивается какой-то контент, но его нет. К примеру, рядом с маяком на юге, откуда отходят корабли в Альтиссию, есть спуск к воде. Туда очень хочется пойти, но дорожка кончается обрывом, и монстры рядом не обитают. Пустоту заполняют разве что имперские транспорты с роботами-пехотинцами, источники магической энергии и ценные растения с грибами.


В поездках я включал треки из любимой FFVII — и слёзы подступали к глазам.

Король и суп

Флора и фауна тут играют важную роль. Ноктис и его друзья становятся сильнее не сразу после получения очков опыта, а лишь после того, как обсудят итоги дня и лягут спать. Перед сном Игнис готовит из собранных и купленных ингредиентов ужин, который повлияет на характеристики четвёрки на следующий день. Хороший шашлык или суп сделают атаки мощнее, а запас жизненной энергии могут увеличить раза в два.

Промпто вечером показывает всем фотографии, и вы можете выбрать, какие из них сохранить. Гладио предлагает провести тренировочный бой, за который дадут баллы для развития умений. Ну а Ноктис не только пользуется умениями друзей, но ещё и рыбак со стажем. Рыбалка тут тянет на самостоятельную игру — мест для ловли, видов приманок и самой рыбы очень много. При этом для мобильных устройств отдельно вышел здешний пинбол — Justice Monsters Five. В нём тоже нетрудно провести пару часов подряд, тем более что за прохождение дают предметы типа снадобий. Впрочем, их и так легко купить: деньги быстро набираются за счёт «лута», остающегося от монстров, а экипировка и расходные предметы стоят совсем недорого.

Королевский приём с магией и мечом

Перечисленные вещи нужны прежде всего в боях. Сражения получились ровно такими, какими я уже описывал их в двух превью, — простыми и яростными. Зажимаем одну кнопку для атаки, другую для защиты — дело сделано. Иногда стоит использовать специальный приём из арсенала друзей. Иногда — лечащее или усиливающее средство. Потому что сами по себе компаньоны сражаются не очень хорошо. А когда закончатся очки магии, отвечающие за уклонение от атак, лучше телепортироваться на какой-нибудь столб — там Ноктис быстро восстановит силы.

Магия при этом работает как оружие. Сначала нужно сделать заклинание из найденной магической энергии и, если хочется, добавить к нему статусный эффект. Потом отправляем чары в слот для оружия. У вас будет всего три выстрела, но они настолько мощны, что решают исход большинства рядовых поединков. Беда в том, что неуправляемые товарищи так и норовят подставиться под «Огонь-2». Заклинания с призываемыми «богами», известные в сериале как Summon, выполнить можно, лишь когда битва затянулась, и обычно одна такая атака убивает всех врагов сразу.


Карта не слишком большая, как и продолжительность кампании в целом: закончить сюжет можно часов за двадцать пять — тридцать.
Ничего особенного изобретать Square Enix не стала. Поэтому фанаты системы материй из Final Fantasy VII или гамбитов из двенадцатой части будут разочарованы. Но FFXV не кажется «однокнопочным» слэшером. Скорее всего, потому, что схватки стремительны и простота боевой системы очень хорошо сочетается с высокой динамикой.

Король красоты

Ещё драки справляются с задачей создать «вау»-эффект, опустить вашу челюсть на пол. На то же самое работают и превосходные заставки, и гигантские животные, и потрясающие пейзажи, и треки из классических частей серии. Способ очень простой, но с любителями жанра он сработает. Любая из больших «Фантазий», кроме, пожалуй, тринадцатой, прежде всего захватывала объёмом и передовым техническим исполнением. Вы словно попадали в прекрасный, неизведанный, непонятный мир — и целью было узнавать его, восхищаться красотами.

В этом смысле Табата и его команда сделали всё как надо. Местами качество графики страдает от недоработанного освещения — видно, что проект родом с PlayStation 3. Но в большинстве случаев игра света и тени безупречна — получается красота неописуемая. Даже хочется поблагодарить авторов за то, что скриншоты делают за нас. Из прочих проблем я заметил разве что редкие проседания частоты кадров и низкую дальность прорисовки теней во время езды, но это мелочи.


Final Fantasy XV и повезло, и не повезло от перемены руководства. Повезло потому, что она вышла и получилась достойной своих предшественниц. Не повезло потому, что вышла лоскутным одеялом, а не цельным произведением. Где-то лоскутки отлично сочетаются друг с другом, где-то совершенно не подходят.

На открывающем экране написано, что делалась игра для новичков и давних фанатов. Те, кто не слишком знаком с жанром и сериалом, должны полюбить большой мир, яркие битвы и четвёрку героев. Поклонникам JRPG будет сложнее: они привыкли к более качественным историям, более навороченным механикам и нелегко переносят линейные сегменты повествования. Но для всех верно одно: это один из главных релизов года, который очаровывает чаще, чем разочаровывает.

Плюсы: запоминающаяся четвёрка героев; качественная графика; большой, впечатляющий открытый мир, где есть чем заняться; увлекательные битвы; игра магическим образом создаёт «вау»-эффект.
Минусы: странная подача и нелогичность сюжета; побочные задания и наполнение мира могли бы быть разнообразнее; первая и вторая половины получились очень разными.

Final Fantasy относится к той редкой серии игр, на которой многие буквально выросли. Переживали десятки жизней вместе с героями, участвовали в сотнях баталий, тысячи раз умирали, чтобы воскреснуть и с новыми силами ринуться в бой с превосходящими силами противника. Здесь квест по «спасению мира от плохих парней» всегда отходил на второй план, уступая место маленьким персональным путешествиям героев.

В этом, пожалуй, и заключается магия «Финалки» — оставаться близкой сердцу каждого игрока, апеллируя к эмоциям, стремлениям, желаниям, страхам, которым подвержены все, будь то наемник Шинры, кадет элитной академии SeeDs, знаменитый блитцболист или наследник престола в бегах. Final Fantasy XV как никакая другая часть следует этому канону, рассказывая нам историю о принце Ноктисе и его друзьях детства, чья жизнь вот-вот выйдет из колеи, меняя их цели и стремления, меняя их самих.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Концепция «роуд-муви», о которой так много говорили создатели FF XV, не нова для серии, но именно здесь она получает самое прямое воплощение: почти всю игру наши персонажи проводят в роскошной «Регалии» — машине, некогда принадлежащей отцу Ноктиса королю Регису. Мир Эоса пугающе огромен, и на своих двоих здесь далеко не уйти, поэтому без помощи этой стальной красотки вам никак не обойтись.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Если где-то машина бесполезна, на помощь придут известные всем фанатам серии цыплята-переростки чокобо, которых можно арендовать на любом перевалочном пункте. Более того, в пятнадцатую часть вернули возможность менять внешний вид вашего питомца. Можно прокачивать основные параметры и учить его разным фокусам, вплоть до помощи на поле боя. Хоть особям голубых кровей и не пристало гонять на цыплятах, но в непролазных чащах и болотах пернатый транспорт — это необходимость.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Вся мифология игры построена на противостоянии королевской семьи Люцисов (Ноктис — последний выживший представитель рода) и злых имперцев, жаждущих мирового господства. Королевская семья издавна хранит кристалл — реликвию могучей силы, на которой зиждется Эос. Но, по традиции, есть сторона, не согласная с подобным порядком вещей. Мы застаем героя и его друзей в горестный для королевства час, и именно от нас зависит судьба кристалла и мира, каким они его знают.

Если на секунду забыть, что у наших героев есть «главный квест», то все, что нам предстоит в FF15, — это путешествовать по бескрайнему миру, охотиться на монстров, исследовать подземелья в поисках королевских гробниц, хранящих древнее оружие рода Люцисов, ночевать под открытым небом, познавать себя и друзей.

К слову, отдых нашей четверки — чрезвычайно важная часть игры, ведь именно в эти моменты персонажам начисляется полученный опыт и совершенствуются специальные навыки (у Ноктиса — это рыбалка, у Игниса — кулинария, у Гладио — сбор предметов, а у Промпто — фотография).

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Эос полон людей, которым нужна наша помощь в самых различных насущных вопросах, будь то изведение разбушевавшегося зверя в окрестностях, проверка паровых вентилей в городе или сбор красных лягушек на болотах. Побочных квестов неисчисляемое количество, но не обольщайтесь — все они однообразны и довольно быстро наскучат даже самому заядлому «гриндильщику».

Другое дело, что тривиальное задание зачастую может привести вас к скрытому подземелью с серьезными боссами и высококлассным лутом. Кроме того, это единственный способ быстро прокачаться, если вы не дотягиваете по уровню до босса в сюжетной миссии.

Это первая игра за всю историю серии, где исследование мира формирует отдельный, не зависящий от главной сюжетной линии геймплейный цикл. Вы, конечно же, вольны двигаться строго по сюжету, но будьте готовы к тому, что подобный выбор лишит вас львиной доли удовольствия от игры.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Завораживающий мир Эоса кипит жизнью, здесь всегда есть чем заняться: рыбалка, гонки на чокобо, огородничество, игра на аркадных автоматах, дегустация блюд Игниса, селфи на фоне местных достопримечательностей.

Последнее, к слову, — обязанность блондинчика Промпто. Он щелкает все, что происходит на экране, будь то исполинская рыба, пойманная Ноктисом, или эффектный кадр во время боя. Снимки можно посмотреть, отобрать самые удачные и добавить на них фильтры (как же без этого в 2016-м) во время отдыха. Эх, главное — не «утонуть» в этих сторонних забавах, ведь нам еще мир спасать.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Сражения с монстрами все еще основная задача нашей команды, и уж с этим у новой «Финалки» все хорошо. Забудьте о выборах «парадигм» из тринадцатой части и долгих цепочках действий. Боевка в FF XV чем-то похожа на экшен-ориентированную систему из Final Fantasy Type-0. Все завязано на однокнопочных атаке и парировании. Удачное парирование дает возможность эффектно контратаковать и оглушить врага.

Не стоит забывать и о чрезвычайно полезной способности Ноктиса телепортироваться в любую часть «арены». Ее можно использовать как для стратегического отступления, так и для атаки: принц запускает оружие в монстра и молниеносно телепортируется в его сторону, дабы нанести мощный удар.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Во время боя управлять можно только Ноктисом, все остальные персонажи подчинены ИИ. Однако вы вольны инициировать специальную атаку напарника, возможную при заполнении «шкалы приема». Разработчики полностью отказались от возможности программировать поведение команды в бою. На замену «гамбитной» механике пришли совместные атаки, которые срабатывают в зависимости от «контекста» (вашей позиции, используемого оружия и прочего).

Только представьте: в один момент Ноктис и Гладио оказываются плечом к плечу, верный телохранитель при помощи двуручного меча запускает принца в небо, дабы тот кометой сокрушительно спикировал сверху. С совместными атаками поле боя превращается в балет, где персонажи сменяют друг друга в очереди на раздачу пинков недругам.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Также наследник линии Люцисов обладает магией предков: позаимствованное у усопших королей оружие собирается в поток света и наносит десятки мощных ударов по цели. Чем больше оружия вы соберете, тем сильнее будет атака. В игре есть и свой аналог «айдолонов» — так называемые «астралы», которых можно призывать на помощь. Больше ничего про это не скажу, так как их появление тесно связано с сюжетом.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Для боя больше нет отдельной подгружаемой фазы, все происходит в реальном времени. На карте красным ореолом очерчена зона видимости врага, она же служит границей арены во время боя. Зачастую в пылу схватки вы случайно можете выйти за невидимые границы зоны, и тогда бой резко прервется, здоровье врагов может восстановиться (зато ваше — не особо) и все придется начинать заново.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Еще один неприятный момент связан с зачем-то добавленным в игру friendly fire. Это невероятно затрудняет использование элементной магии в бою: учитывая, что заклинания Ноктиса покрывают довольно большую часть арены, нередка ситуация, когда принц поражает льдом, молниями или огнем не только монстров, но и своих напарников, так что колдовать приходится либо в самом начале боя, либо убедившись, что товарищи отошли на безопасное расстояние.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

По сравнению с остальными частями, в Final Fantasy XV не так уж много второстепенных персонажей, и это скорее плюс: все софиты направлены на основную четверку, и никакие харизматичные злодеи и милые дамы не способны отвлечь внимание настоящих друзей от их миссии по спасению мира.

И все же будем честны: главная сюжетная линия проста как валенок и вдобавок преподнесена из рук вон плохо. Большую часть времени на игрока выливают ушат информации о вселенной так, будто он все о ней уже знает. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с полнометражным фильмом Kingsglaive перед началом игры, потому как сценаристы не сочли нужным плавно вводить пользователей в курс дела.

А однажды Ноктис надолго останется совсем один — это означает, что наступила стелсовая часть игры. Тут-то и становится ясно, как тяжело на самом деле могучему принцу без друзей. Драма притянута за уши: из нас просто клещами пытаются выдавить слезы, а это, согласитесь, совсем халтурный подход. На прохождение основной истории уходит примерно тридцать часов, десять из которых как минимум откровенно хочется зевать.

Дружба — это магия. Обзор Final Fantasy XV

Все это подводит к мысли, что самые запоминающиеся моменты новой «Финалки» не в сюжетных кат-сценах, а в геймплейных сторонних ситуациях: радость от победы над секретным боссом, двухчасовое шастание по подземельям, язвительные комментарии и милые издевки товарищей.

В этом вся магия FF XV. На первый план выходит не псевдоэпичный сюжет, а дружба четырех ребят, ее становление и расцвет на фоне дикого, невообразимо красивого мира. Эту игру ни в коем случае нельзя рекомендовать ретроградным фанатам, но, если вы готовы к изменениям, у новой «Последней фантазии» есть все шансы стать вашей любимой частью.

Серия Final Fantasy меняется, эволюционирует. И это, как нам кажется, прекрасно.

Читайте также: