Fate обзор игры

Обновлено: 06.07.2024

Fate/Stay Night - графическая (визуальная) новелла от студии Type-Moon, известной также по Tsukihime, Kara no Kyokai, и серии файтингов Melty Blood. Новелла вышла в 2004 году и стала началом целой серии произведений.

Итак, Обычный Японский Школьник.
. но нет, школьник все-таки не совсем обычный, а с интересной способностью видеть вещи изнутри и чинить их, не разбирая. Обогреватель, например, или чайник отремонтировать. Трудно назвать это суперсилой, да?
Так вот, дернул этого школьника какой-то непонятный порыв ночью в школу попереться и наткнуться там на двух верзил, которые как раз решили, что школьный двор ночью - это лучшее в мире место для выяснения, кто из них более крут. Естественно, Эмия не мог не получить по первое число, от чего и скоропостижно скончался на месте. БЫ, если бы его не оживила вовремя подоспевшая ученица той же самой школы. После чего к уже порядком ошарашенному герою явилась блондинка в сверкающей броне и внезапно заявила, что будет сражаться на его стороне, и что он - её Мастер.
Вот на этом месте и начинается сама новелла. А все, что выше - это так, предыстория, не более.

Практически всех героев игры объединяет одно: они - Мастера. Повелители. Маги.
Каждому из них подчиняется один из семи Слуг: Сэйбер, Арчер, Берсеркер, Райдер, Лансер, Кастер, Ассассин. Все Слуги - духи великих героев прошлого, настоящего, а иногда и будущего.

Главный герой, по совместительству совсем не обычный японский школьник - Эмия Широ.


Случайно (или неслучайно?) оказавшаяся рядом с поверженным Эмией не менее необычная школьница - Тосака Рин.
Милая малышка, приехавшая непонятно откуда, и явно одержимая жаждой крови - Илиясфиль фон Айнцберн.

Но не все герои - Маги, есть среди них и простые люди. Например, подруга Эмии, олицетворение доброты, скромности и чистоты, Матоу Сакура.

Графические новеллы совершенно справедливо можно сравнить с книжками с картинками: весь игровой процесс заключается в чтении текста на экране, который сопровождается иллюстрирующими его изображениями. Текст также часто проговаривается вслух, а изображения анимируются, но это уже зависит от конкретной новеллы. Отличают графические новеллы от книг обычно несколько составляющих:
Во-первых, это сюжет. В новеллах подчас все настолько закручено и запутанно, что не всякая книга выдержит. (исключение, пожалуй - это "Игра Престолов. ")
Во-вторых, это интерактивность и, как следствие, нелинейность (некоторые новеллы, однако, вполне линейны).
Ну и в-третьих. это хентай. Эротика. Исторически сложилось, что жанр графических новелл очень многие приравнивают к эротическим новеллам: это не совсем справедливо, но часто оправдано.

Конкретно сейчас мы говорим о Fate/Stay Night: объем текста в ней, по подсчетам переводчиков, превышает объем всех трех томов "Властелина колец". Текст сопровождается красивейшими иллюстрациями и отлично подобранными голосами актеров (естественно, говорят герои на японском). Интерактивность проявляется в том, что в определенные моменты повествования игроку нужно выбирать действие героя из нескольких вариантов. На практике же почти все выборы в игре сводятся к одному и тому же: герой либо благополучно переходит к следующему эпизоду, либо расстается с жизнью. и попадает в Tiger Dojo - необычно выполненную систему подсказок, где ему как двоечнику популярно объясняют, что же он на этот раз сделал не так. Эротика в игре есть, при этом она весьма органично вплетена в сюжет.

Вокруг героя плетутся интриги; среди Мастеров идет борьба не на жизнь, а на смерть, с простейшей идеей: победитель получает все.
Сюжет новеллы вращается вокруг слуги Эмии Сэйбер (той блондинки в сверкающих доспехах), а также событий, происходящих в городе. Герой узнает, что происходит, кто такие маги и Слуги, и почему он сам стал Мастером. По ходу повествования станет ясно, кто на самом деле Сэйбер, почему именно она стала его Слугой и её цель и роль во всем происходящем.
Трем-пам-пам, в реальности прошло часов 10, а в игре несколько дней и поединков, и вроде бы вот уже и конец.
Кстати, по игре снят аниме-сериал и он заканчивается на этом же месте

Но! После концовки герой внезапно попадает в уже наверняка знакомое Tiger Dojo, где узнает, что если "попробовать переиграть все заново, но в один весьма конкретный момент выбрать не вариант А, а вариант Б. "

. и вот тут-то игра и расцветает во всей красе, потому что начинается абсолютно другая история. Завязка и герои те же, а события развиваются, можно сказать, перпендикулярно предыдущей истории: смещаются акценты, герои демонстрируют другие черты характера. В фокусе оказываются, внезапно, спасшая жизнь героя Рин Тосака (девица с весьма скверным характером) и её Слуга Арчер. А главным антагонистом становится. становятся. нет, спойлеров я здесь делать не буду.

Прочитав вторую историю, игрок получит ответы на многие оставшиеся вопросы: перед ним откроется более глубокая и детальная история сражений, наконец-то станет ясна сущность Арчера (о, сколько тем об этом в интернете поднялось после выхода аниме), и многое другое. Ну и, конечно, неизменные сцены смерти героя вследствие неверного выбора.
Вторая история, кстати, уже не совсем линейна: у неё две возможных концовки.
Аниме-OVA, снятое по второй части, как отдельное произведение смотреть почти бессмысленно. Зато роль иллюстрации происходящих в новелле событий аниме исполняет на 10 баллов из 10.

И вот, после прочтения второй истории, становится понятно, что Fate/Stay Night - это на самом деле игра-матрешка. Потому что после второй открывается третья история, на этот раз последняя, но также с двумя концовками.
Про третью историю не скажу ничего, кроме того, что в ней все, что уже известно игроку, переворачивается с ног на голову. Открываются такие вещи, о которых даже подумать было сложно, но зато наконец-то становится более-менее понятно, что за каша тут заварилась и кто на самом деле зачинщик всего этого безобразия.
Если после прочтения первых двух историй кажется, что игра мрачная, третью даже не начинайте - она погрузит в глубины жестокости, безысходности и отчаяния. Но закончится все. ну, либо хорошо, либо не очень (в третьей истории, в отличие от первой, действия игрока на протяжении всей истории отвечают не только за выживание героя, но и за то, к какой концовке он придет). Как обычно, смещены акценты, открываются новые черты характера. и. читайте.

Про новеллу Fate/Stay Night я узнал совершенно случайно после просмотра аниме - задавшись вопросом, кто же такой Арчер, потому, что он был единственным Слугой, чья история в аниме не раскрывались. К счастью, в то время новелла уже была переведена на английский.
Из жизни у меня выпала почти неделя. Я просыпался, читал, ложился спать, снова просыпался и читал дальше: дело было летом и я был в отпуске. Уже полностью прочитав всю новеллу, я нашел в ней счетчик времени: он показывал три дня и полтора часа, в сумме почти 75 часов. Оторваться было нереально.
Эта новелла - без сомнения, лучшая из тех, которые я когда-либо читал, с точки зрения исполнения; сюжет в ней не имеет равных. Fate/Stay Night - это настоящий шедевр, с которым я настоятельно рекомендую ознакомиться, если вы считаете себя ценителем аниме, графических новелл или просто фантастических историй.
История Fate/Stay Night тесно связана с двумя произведениями:
Fate/Hollow Ataraxia - графическая новелла, продолжение истории Fate/Stay Night. Перевод игры на английский язык близок к завершению.
Fate/Zero - приквел истории, вышедший в форме ранобэ, по которой было снято отличное аниме.

После выхода в свет прекрасной Diablo, удивить нас RPG в стиле hack-and-slash (дословно: рубить и хлестать) было тяжело. На свет порождалось множество клонов, но никто так и не смог затмить Дьявола. Геймеры всего мира ждали чего-то большего, чем простое конвейерное штопанье РПГ-проектов. И дождались. Как гром посреди ясного неба, показалась эта игра. Вроде все то же, но посмотрите на мир - он теперь полностью в 3D! Кто-то будет рьяно спорить и утверждать, что это опять подделка, но мы просто заложим уши ватой и погрузимся в игровой процесс…

Diablo - игра, которая на протяжении вот уже 10 лет питает своей энергией все action-РПГ, и Fate вобрала все самое лучшее из этого заряда, все лучшие качества Diablo. Увлекательный геймплей, подобный интерфейс, подобная структура, даже некоторые звуки как будто бы прибыли к нам из Дьявола! Все бы хорошо, да вот про мультиплеер разработчики забыли, а зря, ведь игра открывает нам поистине широкие возможности.

Теперь о самой игре. Играть нам придется за мальчика или девочку. Одним из них мы отправимся в таинственный город под названием Grove, взяв с собой в путешествие кота или собаку. Город Grove странный, находится рядом с Темницей, которая состоит из множества лабиринтов и зданий, по которым нам нужно будет разгуливать, сражаясь с монстрами. Ничего сложного в процессе нет: входим в темницу, рубим всех на пути, зарабатываем, тем самым, золота и опыта. У горожан снова берем какие-либо квесты и в путь. Иногда можно будет телепортироваться обратно в Grove, чтобы что-нибудь продать или подкупить, но все же бОльшую часть времени вы будете находиться в Темнице.

Как уже было сказано, в Темнице вам будут встречаться враги, которых предстоит порубить на кусочки. Ничего нового в этом нет, приходиться снова ломать мышку, но выглядит это, поверьте, забавно! Врагов имеется большое множество, причем каждый из них обладает своими способностями и определенным сопротивлением к вашим ударам. Поэтому приберегите до лучших времен свою тактику "кто быстрее по мышке клацнул, тот и выиграл". Каждому монстру нужен свой подход. Но все же не забывайте положить в рюкзачок парочку бутылок "здоровья" или "манны", а то можете и голову свою сложить в бою.
За убиение монстра вы получаете определенное количество опыта, который потом можно распределять на различные способности, а также деньги, на которые в магазинчике вы купите себе меч, броню и т.д. Всяческих разнообразных вещиц много, поэтому заскучать не придется.

Теперь еще одно нововведение - домашние питомцы. Поначалу выглядит глуповато, но это только поначалу! Ах, как они полезны!

Для дальнейшего роста и развития питомца ему понадобится пища, которая добывается через мини-игру или покупается в магазине. Все время животина будет бегать рядом с вами и всячески помогать, будь это нападение на врага или даже роль курьера! Наш друг по приказу сбегает в городок, обменяет вещи, что-то докупит или продаст. Тем самым мы экономим свою энергию и оберегаем ноги от мозолей. Мало того, у питомца есть свой инвентарь и его можно использовать как самого настоящего мула.

На этом список всех новшеств не заканчивается, потому что их предостаточно. Некоторые из них мы опустим и поэтому перейдем к самому приятному - графическая оболочка игры.

Fate выглядит симпатично, хорошо проделана работа со светом, все лабиринты и катакомбы - полное 3D. Монстры проработаны нормально, некоторые из них достаточно огромны, чтобы внушить нам страх. Приятно. Но, несмотря на эти роскоши, игра спокойненько запустится даже на машинах времен того самого Diablo.

Звуковая часть выполнена на уровне. Рассказчик не надоедает нам своими репликами, а говорит по делу. Музыка приятна и не навязчива, поэтому включать в фоновом режиме свою любимую сборку mp3 хитов не стоит. Только есть один маленький совет. Лучше в путешествие брать с собой собаку, потому что постоянное "мяу" кота заставит вас отправлять пушистика в город намного чаще, чем положено.

Подведем итог. Fate явно оправдала все свои ожидания и теперь уже называть ее клоном Diablo язык не поворачивается. Все выполнено на высоком уровне и разработчики заслуживают аплодисментов. Отсутствие мультиплеера нельзя отнести ни к минусам, ни к плюсам. Ведь WildTangent, получается, полностью погрузилась в сюжетную кампанию, и им это удалось. Вывод: забавная и захватывающая игра, которая позволит вам отвлечься от мирских дел и поможет скоротать время до релиза Diablo 3.

Fate/stay night (Судьба/ночь схватки) — это настоящая классика среди визуальных новелл. Сюжет произведения строится вокруг Войны Святого Грааля, в которой Грааль выбирает семь мастеров, а те, в свою очередь, призывают себе слуг из числа героических духов. Их цель — выжить. Та пара мастер/слуга, которая сумеет пережить соперников, побеждает и получает главный приз — исполнение любого желания. Если вы хорошо знаете японцев, то должно быть уже догадались, кто является фаворитом пятой Войны за Святой Грааль. Правильно, обычный японский школьник! Но не волнуйтесь, он не один такой. Половина мастеров тоже школьники! Устраивайтесь поудобней. Будет весело!



В 2004 году компания Type-Moon выпустила визуальную новеллу Fate/stay night. Это стало началом для целой франшизы, которая пользуется бешеной популярностью как в самой Японии, так и по всему миру, но сегодня речь пойдет не о культурном феномене, коим стала серия, а о той самой игре, с которой все началось.

Fate/stay night делится на три арки, в которых ход пятой Войны за Святой Грааль кардинально меняется. Несмотря на то, что события в них являются взаимоисключающими, проходить их придется в определенном порядке: Fate, Unlimited Blade Works и Heaven's Feel. В чем отличия между ними? В том, с какой девушкой у главного героя будет роман! Не стоит так удивляться. Напоминаю, это всё ещё японская игра.

Почему Fate/stay night обрел такую популярность? Что выделило его на фоне конкурентов? За что полюбили данную визуальную новеллу? Вот вам короткая версия:







А вот и длинная версия: В этом произведении вы играете за Эмию Широ. Обычный школьник, посредственный маг, знающий лишь одно (два, но скрывает) заклинание, доброхот-идеалист, убежденный сексист, упрямый дурак, превосходный знаток оружия и мифов, отличный кулинар и просто хороший человек. Думаете, путь этого парня будет устлан розами? Ха, разве что шипами от них. И в этом вся прелесть.

В игре имеется сорок пять концовок. Из них три являются истинными, одна хорошей, одна нормальной, а остальные сорок — плохие, в которых главный герой погибает… или хуже. Как вы можете видеть, путь Широ к успеху сложен и тернист. Более того, его победу можно смело считать статистической погрешностью.

Fate/stay night состоит из крови (преимущественно самого протагониста), пафоса и такого уровня превозмогания, что даже космодесантники из Warhammer 40K были бы впечатлены. А также бытовухи, свиданий и прочего фансервиса. Японцы, что с них взять? Любят они это дело, на контрастах играть. Но обо всем по порядку.

Акт 1. Fate.



Арка Fate (Судьба) является рутом Сэйбер — слуги, которую случайно призывает главный герой, что вовлекает того в Войну Святого Грааля. Волею случая Широ заключает союз с мастером Арчера, Тосакой Рин, которая объясняет незадачливому магу, во что тот встрял. Как всё это отражается на главном герое? Готовьтесь: Эмия Широ, несмотря на участие в Войне за Святой Грааль, продолжает ходить в школу и заниматься повседневными делами. Вот тут ваше удивление полностью оправдано. Даже персонажи самой новеллы ужасаются, узнав о наплевательском отношении Широ к собственной безопасности. Особенно Сэйбер, в чьи обязанности входит обеспечивать сохранность тушки этого оболтуса.

Так что же входит в повседневные занятия Эмии Широ? Завтраки, ужины и походы в школу. Значительная часть арки посвящена именно этим занятиям. Поверьте, это так же увлекательно, как и звучит. Т.е. совсем не увлекательно. На эти праздники жизни заходят следующие лица: Сэйбер и Рин, которые заселяются в его особняк в японском стиле (это важное уточнение… по крайней мере, для сценариста, так как разделение на западное и японское в новелле встречается регулярно), его опекун Фуджи-нээ и подруга детства Сакура. В школе Широ встречается со своими друзьями: с братом Сакуры по имени Синдзи и парнем, чье имя можно и вовсе не запоминать. Кстати, Синдзи регулярно избивает Сакуру. И Широ об этом прекрасно знает, но на что-то большее, чем избить Синдзи в ответ, неспособен. Назовем это замысловатой химией между персонажами и двинемся дальше, так как этот конфликт будет разрешен лишь в третьей арке.


Интересный факт: Существует спин-офф про кулинарные подвиги Эмии — Emiya-san Chi no Kyou no Gohan (Сегодняшнее меню для Эмии). Поверьте, это далеко не самое странное из того, что связано с этой франшизой.



Подборка мудрых изречений Эмии Широ.

Если бы произведение осталось на этом уровне, я бы забросил прохождение (что я и сделал в какой-то момент, но после изучения вопроса решил дать новелле второй шанс), однако в дальнейшем сюжет начинает двигаться в нужное русло. Широ взрослеет, а его взгляды на жизнь начинают меняться. Более того, в какой-то момент ты узнаешь, что главный герой понимает абсурдность своего поведения, но не может поступать иначе из-за своих принципов, которые он буквально унаследовал от своего приемного отца. Также его выкрутасы обусловлены психологической травмой, полученной в результате жуткой трагедии. Если я не ошибаюсь, это называется «синдромом выжившего», когда человек винит себя за то, что он выжил там, где все остальные погибли. И в дальнейшем эта тема получает развитие, которое было так нужно арке.


К этому моменту начинает развиваться и любовная линия с Сэйбер, которая, надо признать, очень похожа на самого Широ. Она даже страдает от схожих проблем, потому в отношениях между ними возникает настоящая химия. И, несмотря на всю абсурдность свиданий во время войны между магами, эту часть рута можно смело назвать важной. И, к тому же, весьма милой.


Интересный факт: При жизни Сэйбер была изнасилована, после чего стала отцом. Её очаровательный сынишка (дочь) тоже будет призвана в качестве слуги, но уже в другой части серии. Это канон!


К моему глубочайшему облегчению, под конец произведение не только смещает акцент на битвы и раскрытие тайн, стоящих за этой войной, но и практически полностью отходит от повседневности. И, как вишенка на торте, эпичный финал, во время которого главный герой неистово превозмогает, а игрок понимает — оно всё же того стоило!


На правах ремарки, я бы хотел упомянуть одну немаловажную вещь, которую можно легко упустить во время прохождения. В игре с таким большим количеством плохих концовок просто необходим элемент, который бы помогал игрокам расслабиться после напряженной сцены. И он здесь есть — «Додзё Тайги». Это небольшие сценки, которые можно посмотреть после каждого «бэд энда». Они представляют собой юмористические вставки, в которых персонажи новеллы объясняют, какие именно ошибки игрока привели к неутешительному финалу. Если решите начать прохождение Fate/stay night, смело смотрите их, несмотря на предупреждение о спойлерах. Они того стоят.

Акт 2. Unlimited Blade Works.



В арке Unlimited Blade Works (Край бесконечных клинков) любовным интересом главного героя становится Тосака Рин, мастер Арчера. Вы бы знали, насколько шикарно этот дуэт дополняет друг друга! Если описывать Рин в двух словах, то она — эталонная цундере. Хоть в палату мер и весов отправляй. Если незнакомы с данным термином, то, грубо говоря, его можно перевести, как «заботливая стерва». И, в отличии от Эмии Широ, Тосака Рин — настоящий маг! Не дилетант-самоучка, не случайный прохожий, а маг, который понимает, что делает на этой войне! Ох, как бы мне хотелось, чтобы она была протагонистом! Но имеем, что имеем.


К чему я не был готов, хотя это и было предсказуемо, Эмия Широ вновь вернулся к своему исходному состоянию. Благо в этом руте он развивается быстрее, но это всё равно чувствуется регрессом, хоть и оправданным.


Пожалуй, главное преимущество Unlimited Blade Works над Fate заключается в отходе от бытовухи. Война за Святой Грааль в этом руте идет куда напряженнее. Главные герои здесь противостоят не неудачнику и девочке, не понимающей концепцию добра и зла, а хитроумной злодейке, готовой на всё ради победы — Кастер. Кроме того, между Эмией Широ и Арчером начинается идеологический конфликт, который сталкивает их друг с другом. Наблюдать за этим намного приятнее и интереснее, чем за событиями первой арки.

На мой взгляд, Unlimited Blade Works — это лучшая часть Fate/stay night. Не только из-за большей динамики или возросшего градуса пафоса, но и из-за того, что здесь полностью раскрывается линия главного героя. Я даже проникся к нему некоторым уважением, хоть и до сих пор считаю его идиотом. Если и проходить данную новеллу, то ради этого рута.


Хочется вставить пару копеек насчет эротических сцен в этом произведении. Они ужасны! Это самые постыдные эротические сцены, которые я когда-либо видел! Я испытывал дискомфорт от одного лишь намека на их приближение! Если решите начать прохождение этой новеллы, поищите версию с цензурой.


К сожалению, из-за правил сайта я не могу выложить всю подборку мемов на эту тему.

Акт 3. Heaven's Feel.



Если вы когда-нибудь задавались вопросом, может ли автор вставить фанфик по мотивам в собственное же произведение, то третья арка Fate/stay night даёт ответ на этот вопрос — да, ещё как! Перед вами Heaven's Feel (Прикосновение небес). Этот рут посвящен Сакуре — подруге детства главного героя (я все равно буду так её называть, хоть они и знакомы всего пару лет). Если раньше добровольно-принудительный характер любовных линий не вызывал у меня каких-либо вопросов, то здесь они появились. И их весьма много. Но об этом далее.

Heaven's Feel, по моему мнению, является чем-то абсолютно чужеродным для этого произведения. Все, что сценарист так долго выстраивал, рушиться здесь в одночасье. Ситуация настолько серьезна, что обсудить её без спойлеров, увы, не получится.

Во-первых, вы помните про насилие, которому Сакура подвергалась в своей семье? Начнем с того, что, на самом деле, это не её семья. Настоящая фамилия Сакуры — Тосака. В детстве её отдали в семью Мато, так как у магов принято избавляться от «лишних» наследников. Лучше бы вместо этого отец Сакуры её просто убил. Это было бы гуманней, ведь в семье Мато её ожидали несколько лет релаксирующих процедур в подвале, заполненном членочервями. Поверьте, на деле это ещё ужаснее, чем звучит! Кстати, её сводный брат, Синдзи, не только бил её, но и насиловал. Если вы чувствуете, будто произведение неожиданно стало в разы мрачнее и абсурдней, то вы правы. Скажу прямо, для меня подобное стало полной неожиданностью, несмотря на два пройденных до этого рута.

Во-вторых, персонажи, которых мы так хорошо узнали в предыдущих арках, начинают меняться до неузнаваемости. Чего только стоит появление Тёмной Сэйбер, роль которой низводится до препятствия на пути главного героя. Что до Широ — с ним всё ещё хуже. Те принципы, ради которых он до этого рисковал своей жизнью… Он просто переступил через них. Кроме того, сценарист буквально избавился от нескольких персонажей максимально незатейливым способом, будто не зная, что с ними делать.



В-третьих… Попробуйте угадать, кто стал финальным злодеем в этой истории. И это… Анхра-Майнью, зороастрийский дьявол! Неожиданно, не правда ли? Сразу отвечу: догадаться об этом во время прохождения было нельзя. Вообще.

В-четвертых, роман с Сакурой вызывает множество вопросов. Главный из них — почему наибольшую жестокость она проявляет по отношению к единственному человеку, который по-настоящему заботиться о ней и всеми силами старается спасти? При этом, терпя издевательства со стороны своих мучителей до самого финала. Когда по вине Сакуры Широ лишается руки, она бежит в ванную, блюет в раковину и смотрит на свою улыбающуюся физиономию в отражении, радуясь тому, что с такой травмой тот больше не сможет участвовать в Войне Святого Грааля (наивная). Согласитесь, сложно сопереживать такому персонажу.


Рут пытается быть мрачнее, но это просто не работает. Вся эта гипертрофированная жестокость, абсолютно внезапные сюжетные повороты… Чтобы подобное не превращалось в фарс, необходимо было подготовить игроков, добавить в произведение элементы, позволяющие заподозрить нечто неладное. Но этого не было сделано, поэтому впечатления остаются смешанные.

В этой арке всё ещё есть хорошие моменты. Например, взаимоотношения с Илией, мастером берсерка. Более того, оказывается что у неё и Широ есть много общего. Он даже может позвать её к себе в гости… Я упоминал, что она может убить его в любой момент? Хотя она все равно лучше Сакуры, так что не мне его судить.


Интересный факт: У Илии есть свой спин-офф — Fate/kaleid liner Prisma Illya (Судьба/девочка-волшебница Илия). Япония — безумное место, не так ли?

Fate/stay night (Судьба/ночь схватки) — это настоящая классика среди визуальных новелл. Сюжет произведения строится вокруг Войны Святого Грааля, в которой Грааль выбирает семь мастеров, а те, в свою очередь, призывают себе слуг из числа героических духов. Их цель — выжить. Та пара мастер/слуга, которая сумеет пережить соперников, побеждает и получает главный приз — исполнение любого желания. Если вы хорошо знаете японцев, то должно быть уже догадались, кто является фаворитом пятой Войны за Святой Грааль. Правильно, обычный японский школьник! Но не волнуйтесь, он не один такой. Половина мастеров тоже школьники! Устраивайтесь поудобней. Будет весело!



В 2004 году компания Type-Moon выпустила визуальную новеллу Fate/stay night. Это стало началом для целой франшизы, которая пользуется бешеной популярностью как в самой Японии, так и по всему миру, но сегодня речь пойдет не о культурном феномене, коим стала серия, а о той самой игре, с которой все началось.

Fate/stay night делится на три арки, в которых ход пятой Войны за Святой Грааль кардинально меняется. Несмотря на то, что события в них являются взаимоисключающими, проходить их придется в определенном порядке: Fate, Unlimited Blade Works и Heaven's Feel. В чем отличия между ними? В том, с какой девушкой у главного героя будет роман! Не стоит так удивляться. Напоминаю, это всё ещё японская игра.

Почему Fate/stay night обрел такую популярность? Что выделило его на фоне конкурентов? За что полюбили данную визуальную новеллу? Вот вам короткая версия:







А вот и длинная версия: В этом произведении вы играете за Эмию Широ. Обычный школьник, посредственный маг, знающий лишь одно (два, но скрывает) заклинание, доброхот-идеалист, убежденный сексист, упрямый дурак, превосходный знаток оружия и мифов, отличный кулинар и просто хороший человек. Думаете, путь этого парня будет устлан розами? Ха, разве что шипами от них. И в этом вся прелесть.

В игре имеется сорок пять концовок. Из них три являются истинными, одна хорошей, одна нормальной, а остальные сорок — плохие, в которых главный герой погибает… или хуже. Как вы можете видеть, путь Широ к успеху сложен и тернист. Более того, его победу можно смело считать статистической погрешностью.

Fate/stay night состоит из крови (преимущественно самого протагониста), пафоса и такого уровня превозмогания, что даже космодесантники из Warhammer 40K были бы впечатлены. А также бытовухи, свиданий и прочего фансервиса. Японцы, что с них взять? Любят они это дело, на контрастах играть. Но обо всем по порядку.

Акт 1. Fate.



Арка Fate (Судьба) является рутом Сэйбер — слуги, которую случайно призывает главный герой, что вовлекает того в Войну Святого Грааля. Волею случая Широ заключает союз с мастером Арчера, Тосакой Рин, которая объясняет незадачливому магу, во что тот встрял. Как всё это отражается на главном герое? Готовьтесь: Эмия Широ, несмотря на участие в Войне за Святой Грааль, продолжает ходить в школу и заниматься повседневными делами. Вот тут ваше удивление полностью оправдано. Даже персонажи самой новеллы ужасаются, узнав о наплевательском отношении Широ к собственной безопасности. Особенно Сэйбер, в чьи обязанности входит обеспечивать сохранность тушки этого оболтуса.

Так что же входит в повседневные занятия Эмии Широ? Завтраки, ужины и походы в школу. Значительная часть арки посвящена именно этим занятиям. Поверьте, это так же увлекательно, как и звучит. Т.е. совсем не увлекательно. На эти праздники жизни заходят следующие лица: Сэйбер и Рин, которые заселяются в его особняк в японском стиле (это важное уточнение… по крайней мере, для сценариста, так как разделение на западное и японское в новелле встречается регулярно), его опекун Фуджи-нээ и подруга детства Сакура. В школе Широ встречается со своими друзьями: с братом Сакуры по имени Синдзи и парнем, чье имя можно и вовсе не запоминать. Кстати, Синдзи регулярно избивает Сакуру. И Широ об этом прекрасно знает, но на что-то большее, чем избить Синдзи в ответ, неспособен. Назовем это замысловатой химией между персонажами и двинемся дальше, так как этот конфликт будет разрешен лишь в третьей арке.


Интересный факт: Существует спин-офф про кулинарные подвиги Эмии — Emiya-san Chi no Kyou no Gohan (Сегодняшнее меню для Эмии). Поверьте, это далеко не самое странное из того, что связано с этой франшизой.



Подборка мудрых изречений Эмии Широ.

Если бы произведение осталось на этом уровне, я бы забросил прохождение (что я и сделал в какой-то момент, но после изучения вопроса решил дать новелле второй шанс), однако в дальнейшем сюжет начинает двигаться в нужное русло. Широ взрослеет, а его взгляды на жизнь начинают меняться. Более того, в какой-то момент ты узнаешь, что главный герой понимает абсурдность своего поведения, но не может поступать иначе из-за своих принципов, которые он буквально унаследовал от своего приемного отца. Также его выкрутасы обусловлены психологической травмой, полученной в результате жуткой трагедии. Если я не ошибаюсь, это называется «синдромом выжившего», когда человек винит себя за то, что он выжил там, где все остальные погибли. И в дальнейшем эта тема получает развитие, которое было так нужно арке.


К этому моменту начинает развиваться и любовная линия с Сэйбер, которая, надо признать, очень похожа на самого Широ. Она даже страдает от схожих проблем, потому в отношениях между ними возникает настоящая химия. И, несмотря на всю абсурдность свиданий во время войны между магами, эту часть рута можно смело назвать важной. И, к тому же, весьма милой.


Интересный факт: При жизни Сэйбер была изнасилована, после чего стала отцом. Её очаровательный сынишка (дочь) тоже будет призвана в качестве слуги, но уже в другой части серии. Это канон!


К моему глубочайшему облегчению, под конец произведение не только смещает акцент на битвы и раскрытие тайн, стоящих за этой войной, но и практически полностью отходит от повседневности. И, как вишенка на торте, эпичный финал, во время которого главный герой неистово превозмогает, а игрок понимает — оно всё же того стоило!


На правах ремарки, я бы хотел упомянуть одну немаловажную вещь, которую можно легко упустить во время прохождения. В игре с таким большим количеством плохих концовок просто необходим элемент, который бы помогал игрокам расслабиться после напряженной сцены. И он здесь есть — «Додзё Тайги». Это небольшие сценки, которые можно посмотреть после каждого «бэд энда». Они представляют собой юмористические вставки, в которых персонажи новеллы объясняют, какие именно ошибки игрока привели к неутешительному финалу. Если решите начать прохождение Fate/stay night, смело смотрите их, несмотря на предупреждение о спойлерах. Они того стоят.

Акт 2. Unlimited Blade Works.



В арке Unlimited Blade Works (Край бесконечных клинков) любовным интересом главного героя становится Тосака Рин, мастер Арчера. Вы бы знали, насколько шикарно этот дуэт дополняет друг друга! Если описывать Рин в двух словах, то она — эталонная цундере. Хоть в палату мер и весов отправляй. Если незнакомы с данным термином, то, грубо говоря, его можно перевести, как «заботливая стерва». И, в отличии от Эмии Широ, Тосака Рин — настоящий маг! Не дилетант-самоучка, не случайный прохожий, а маг, который понимает, что делает на этой войне! Ох, как бы мне хотелось, чтобы она была протагонистом! Но имеем, что имеем.


К чему я не был готов, хотя это и было предсказуемо, Эмия Широ вновь вернулся к своему исходному состоянию. Благо в этом руте он развивается быстрее, но это всё равно чувствуется регрессом, хоть и оправданным.


Пожалуй, главное преимущество Unlimited Blade Works над Fate заключается в отходе от бытовухи. Война за Святой Грааль в этом руте идет куда напряженнее. Главные герои здесь противостоят не неудачнику и девочке, не понимающей концепцию добра и зла, а хитроумной злодейке, готовой на всё ради победы — Кастер. Кроме того, между Эмией Широ и Арчером начинается идеологический конфликт, который сталкивает их друг с другом. Наблюдать за этим намного приятнее и интереснее, чем за событиями первой арки.

На мой взгляд, Unlimited Blade Works — это лучшая часть Fate/stay night. Не только из-за большей динамики или возросшего градуса пафоса, но и из-за того, что здесь полностью раскрывается линия главного героя. Я даже проникся к нему некоторым уважением, хоть и до сих пор считаю его идиотом. Если и проходить данную новеллу, то ради этого рута.


Хочется вставить пару копеек насчет эротических сцен в этом произведении. Они ужасны! Это самые постыдные эротические сцены, которые я когда-либо видел! Я испытывал дискомфорт от одного лишь намека на их приближение! Если решите начать прохождение этой новеллы, поищите версию с цензурой.


К сожалению, из-за правил сайта я не могу выложить всю подборку мемов на эту тему.

Акт 3. Heaven's Feel.



Если вы когда-нибудь задавались вопросом, может ли автор вставить фанфик по мотивам в собственное же произведение, то третья арка Fate/stay night даёт ответ на этот вопрос — да, ещё как! Перед вами Heaven's Feel (Прикосновение небес). Этот рут посвящен Сакуре — подруге детства главного героя (я все равно буду так её называть, хоть они и знакомы всего пару лет). Если раньше добровольно-принудительный характер любовных линий не вызывал у меня каких-либо вопросов, то здесь они появились. И их весьма много. Но об этом далее.

Heaven's Feel, по моему мнению, является чем-то абсолютно чужеродным для этого произведения. Все, что сценарист так долго выстраивал, рушиться здесь в одночасье. Ситуация настолько серьезна, что обсудить её без спойлеров, увы, не получится.

Во-первых, вы помните про насилие, которому Сакура подвергалась в своей семье? Начнем с того, что, на самом деле, это не её семья. Настоящая фамилия Сакуры — Тосака. В детстве её отдали в семью Мато, так как у магов принято избавляться от «лишних» наследников. Лучше бы вместо этого отец Сакуры её просто убил. Это было бы гуманней, ведь в семье Мато её ожидали несколько лет релаксирующих процедур в подвале, заполненном членочервями. Поверьте, на деле это ещё ужаснее, чем звучит! Кстати, её сводный брат, Синдзи, не только бил её, но и насиловал. Если вы чувствуете, будто произведение неожиданно стало в разы мрачнее и абсурдней, то вы правы. Скажу прямо, для меня подобное стало полной неожиданностью, несмотря на два пройденных до этого рута.

Во-вторых, персонажи, которых мы так хорошо узнали в предыдущих арках, начинают меняться до неузнаваемости. Чего только стоит появление Тёмной Сэйбер, роль которой низводится до препятствия на пути главного героя. Что до Широ — с ним всё ещё хуже. Те принципы, ради которых он до этого рисковал своей жизнью… Он просто переступил через них. Кроме того, сценарист буквально избавился от нескольких персонажей максимально незатейливым способом, будто не зная, что с ними делать.



В-третьих… Попробуйте угадать, кто стал финальным злодеем в этой истории. И это… Анхра-Майнью, зороастрийский дьявол! Неожиданно, не правда ли? Сразу отвечу: догадаться об этом во время прохождения было нельзя. Вообще.

В-четвертых, роман с Сакурой вызывает множество вопросов. Главный из них — почему наибольшую жестокость она проявляет по отношению к единственному человеку, который по-настоящему заботиться о ней и всеми силами старается спасти? При этом, терпя издевательства со стороны своих мучителей до самого финала. Когда по вине Сакуры Широ лишается руки, она бежит в ванную, блюет в раковину и смотрит на свою улыбающуюся физиономию в отражении, радуясь тому, что с такой травмой тот больше не сможет участвовать в Войне Святого Грааля (наивная). Согласитесь, сложно сопереживать такому персонажу.


Рут пытается быть мрачнее, но это просто не работает. Вся эта гипертрофированная жестокость, абсолютно внезапные сюжетные повороты… Чтобы подобное не превращалось в фарс, необходимо было подготовить игроков, добавить в произведение элементы, позволяющие заподозрить нечто неладное. Но этого не было сделано, поэтому впечатления остаются смешанные.

В этой арке всё ещё есть хорошие моменты. Например, взаимоотношения с Илией, мастером берсерка. Более того, оказывается что у неё и Широ есть много общего. Он даже может позвать её к себе в гости… Я упоминал, что она может убить его в любой момент? Хотя она все равно лучше Сакуры, так что не мне его судить.


Интересный факт: У Илии есть свой спин-офф — Fate/kaleid liner Prisma Illya (Судьба/девочка-волшебница Илия). Япония — безумное место, не так ли?

Этот закон давно перестал быть секретом: создание чего-то нового и доселе неповторимого обрекает на неминуемое внимание общественности. Рано или поздно, но оно проявит себя, и последствия могут быть самыми ужасными: критика, неприятие идей и замыслов, вплоть до злобы и даже ненависти. Но это в настолько крайнем случае, что примеров привести практически невозможно. На другой стороне медали всё противоположно наоборот – почет и подражание. Подражание, превращающееся в самоиронию и гротескные карикатуры, на которые не скупится… Fate. Просто Fate.

Жанр: adventure, RPG
Год выпуска: 2005
Разработчик: WildTangent

Игра Fate (в переводе с английского — судьба) появилась еще аж в 2005 году. Спустя пять лет в ней мало что изменилось — обыкновенная RPG средней графической паршивости с минимальным набором достоинств. Однако удивительная особенность этого продукта заключается в том, что недостатков в нем практически нет, ибо Fate проста, как тетрис. Да и не хочется искать эти недостатки, знаете ли. Обыкновенные freeware и shareware игры, к примеру, гипотетически тоже не обладают ни одним набором стандартных минусов, так как создавались как некоммерческие и совершенно несерьезные игры «по теме». Для одних коллективов такие разработки являются банальной тренировкой, так сказать, практической частью обучения. Для других же это полноценное хобби. Даже увлечение. А может, дело всей жизни. Последних, к сожалению, меньше остальных вместе взятых, так как помимо увлеченности у человека должно быть элементарное представление о собственной идее, ибо без нее любой мало-мальски компьютерный (или любой другой) проект загнется на первом этапе развития. Исторические факты, как и всегда, к услугам читателей.

WildTangent. О таких ничего не слышали и никогда таких не видели. Пример штатного коллектива людей, объединенного общим названием. Кстати, об идее — тут без неё опять же, никуда. Если нет идеи, не спасет даже название. Тем более такое незамысловатое («дикая касательная», «дикий тангенс»?!). С математической точки зрения тангенс не может быть диким. Кстати, это и к правилам русского языка, оказывается, применимо. Разве что он обрел способность менять свое значение вне зависимости от синуса и косинуса, например. В общем, следуя из названия компании ребят, решивших делать игры, можно представить, чем они стали заниматься. Кислая идея, которую можно позаимствовать из других проектов, почему бы и нет? Вот, растасканный по кускам, многострадальный колосс Diablo, к примеру. Старик приказал долго жить, но шанс вернуть ветерана все еще есть. Артель WildTangent взялась за возрождение века.

Правда, представление молодых разработчиков о новом продолжателе (помимо Sacred, Titan Quest и прочая, прочая) Hack’n’Slash жанра кардинально иное. Мастистый слэшер делать они явно даже не намеревались, его зачатков не видно ни в детали геймплея, ни в текстурах. Зато производители осуществили мечту любого ребенка из сотен тысяч по всему миру — сняли с горшка, подарили собаку и пустили самостоятельно гулять по миру, позволяя в одиночку бороться с условностями вездесущего зла и выполнять всякого рода задания. Теперь ясно, чем предстоит заниматься? Резать, рубить, месить, шинковать и взбивать. Одним словом, кулинарить. Рецепт до боли знаком: огромное количество подземных уровней, которые, кажется, насквозь испещрили планету, и многочисленная братия агрессивно настроенных существ, живых и не очень. Единственный путь пролегает вглубь бесконечного кишечника, который рано или поздно выведет… к решающему сражению, ради которого юный герой отчаянно рос в уровне. Обычно, по закону жанра единственный путь выводит к полной заднице, ребята. И к этому надо готовиться.

На поверхности, откуда еще зеленый карапуз начинает свое триумфальное шествие по затхлым коридорам близлежащего подвала, всё спокойно. Людям здесь прекрасно живется, никто никого не беспокоит. Что на самом деле странно, потому что толпы озверевших кровопийц обитают совсем рядом, буквально по соседству. Еще больше удивляет полное отсутствие желания поговорить на отстраненные темы, не говоря уже о метафизических изысканиях. Все, что надо обывателям — это продать какую-нибудь жизненно необходимую вам безделушку или заломить высоченную плату за какую-нибудь безделушку, жизненно необходимую им, но по воле случая покоящуюся где-то в недоступной им части подземных туннелей. Причем, не выполнить задание герой, в принципе, не может, так как лишь на их выполнении и растет багаж опыта и приятная сумма в бездонном кошельке. Чисто из интереса, поначалу следует заняться истреблением исключительно слабых, почти беспомощных тварей, не способных дать достойный отпор разгулявшемуся ребенку.

Но большие братья, обитающие на глубине двадцати тысяч лье под землей, однажды обретут свободу действовать. Всем им должно прикрепить ярлык прожженной сказочности: немногословные бородатые мужики, гигантские прямоходящие крысы в капюшонах, черви, призраки, элементали, зомби, скелеты и даже черти с дубинами и молотками… очевидно, парня, за которого предстоит проходить полосу препятствий, периодически накрывает волна то ли сновидений, то ли галлюцинаций. То ему кажется, будто за углом показался единорог, объятый голубым пламенем, то растолстевший до размера медведя скарабей щелкает клешнями над самым ухом, а временами дают о себе знать наверняка чернобыльские крысы, готовые целиком сожрать главного героя. И его питомца в придачу. От обилия количества врагов и их видов разбегаются глаза, словно на блошином рынке. Каким образом под одним потолком могут уживаться белые тигры, лесные волки и прямоходящие грибы? Ответ на этот вопрос не даст даже самый заядлый зоолог или флорист.

А разработчикам из WildTangent такое положение вещей кажется вполне нормальным. Пространство, в котором застрял главный виновник подземной суматохи, с каждым часом становится, в буквальном смысле, теснее. Разгуляться негде, подлинной красоты жизни не видать, да еще этот чертов торговец прикарманил несколько тысяч и отдавать их явно не намерен. А с наличными здесь, честно говоря, всё не так уж плохо: клады и те «карманные» деньги, что отстегивает большой Босс своим меньшим отпрыскам, обитающим на всех подземных уровнях без исключения, могут стать отличным подспорьем. Для начала. Но, со временем, при правильной тренировке персонажа монет будет хватать всё больше и больше. Закупить колдовские лекарства, пару книг для создания порталов и распознавания вещей с неизвестными свойствами, приобрести приглянувшийся опал и уговорить чародея добавить новые магические слоты в боевой меч… Можно еще рискнуть сотней-другой тысяч и попытаться зачаровать стальную кирасу до «легендарного» уровня. Сколько дел, однако.

На этой мелкой мишуре увлекательный геймплей завершается, но по каким-то мистическим причинам совершенно не надоедает даже после трех часов беспрерывной игры. Процесс выбивания денег из пожизненных «должников» уже через час начинает приедаться, но вкус к однотипной мясорубке с использованием предметов самых разных эффектов становится чуть приторным, но не более. Выставив графические настройки на максимум, приглушив фоновый саундтрек, найдя на компьютере какой-нибудь пиратский Running Wild или любое другое музыкальное сопровождение по вкусу, можно двигаться вперед, на поиски до поры до времени неизвестного окончания грандиозного путешествия. Игра Fate не удивит чем-то неожиданно неприятным, оттого ее предсказуемость играет лишь на руку. И пусть зрителя не удивляет полное отсутствие биографии героя. Всю недолгую человеческую историю истинными спасителями оставались те, кто сумел скрыть свою личность и обнародовать подвиг.

Дела делами, но насколько разнообразны, как графически прорисованы катакомбы! Порядок их никогда не повторяется, и, начиная новую игру, нужно быть готовым к тому, что цель явления героя в этот мир может обитать как на сороковом, так и на пятидесятом уровне подземелий. И глубже. Непросто пробиться к самому центру всех проблем, не так ли? Но Fate будет сложна, пока процесс не сделается для игрока обыкновенной «работой». После грамотной прокачки умений и навыков даже такой неблагодарный труд, как рыбалка, станет приятным времяпрепровождением на километровой глубине под землей. Не говоря уже о сборе легендарных предметов военной роскоши.

Артефакты, не раз попадающиеся в виде допотопных топориков и щитов, можно продать по огромной цене, но использовать их рекомендуется лишь в начале приключения. Кстати, о рыбалке здесь народ наслышан, и в некоторых локациях появится возможность прикупить или половить самостоятельно разноцветной воблы для верного питомца. После сытного обеда друг человека растет, здоровеет, мех его лоснится… а далее начинаются необратимые до поры до времени последствия: выпадение зубов, когтей и шерсти. Проще говоря, малыш котопёс мутирует. В кого — зависит от рыбки. Экспериментировать с этой возможностью тоже немалое удовольствие. До поры до времени.

Бросить вызов посредственности и проходить один уровень пещерных кругов ада за другим, и не от скуки, а интереса ради… почему нет? Взяться за выполнение серьезнейшего задания. И, быть может, Лесной город с его нетривиальными жителями совершенно не вписывается в ваши представления о сказочной стране, а несерьезные задания типа «поди, убей, принеси» изматывают, и даже раздражают. Но красота Fate стоит того, чтобы пожить в её мире. Стоит один раз пройти через огонь, воду и медные трубы затхлых подземелий, пробраться через километры комичных сражений и горы плюшевых трупов чтобы в долгожданном конце длительного путешествия, похожего на детское сновидение, улыбнуться и сказать «Я сделал это!»

Читайте также: