The longest journey обзор

Обновлено: 05.07.2024

The Longest Journey — губительной красоты декадентский шедевр Funcom, вышедший в темное для классических квестов время (релиз состоялся в 2000-м, спасительная Syberia появится только через два года). Это неторопливая хрестоматийная игра — нечто среднее между лучшими произведениями Sierra и LucasArts. Имеется умопомрачительный сюжет эпических пропорций, филигранные персонажи и какое-то очень уютное, домотканое ощущение, как будто оборачиваешься в шерстяной икеевский плед в крупную клетку. Фигурируют: мировой баланс, художественная школа, студенческий дом, венецианские мосты (Венеция тут — район гигантского мегаполиса) и говорящие драконы.

The Longest Journey неспешно раскачивается (многие критиковали Funcom за вязкую, утопающую в диалогах первую треть), после чего аккуратно обвивает вас за шею и не отпускает от монитора аккурат до финальных титров. Надо ли говорить, что восхитительный Dreamfall, которому мы пели дифирамбы в этом году, — сиквел к семилетней давности The Longest Journey? Так что если вы по какому-то недоразумению взялись проходить игру, будучи незнакомы с предысторией, — срочно бросьте это неблагодарное занятие и пройдите для начала оригинал.

ПЕРЕВОД: The Longest Journey переводилась, извините за пошлейший каламбур, бесконечно долго. Это, в принципе, ожидаемый эффект — по заверениям компании snowball. ru, для того чтобы история Рагнара Торнквиста зазвучала по-русски, потребовалось 46 актеров и 115 часов студийной работы. Мы не то чтобы удивлены — персонажи The Longest Journey говорят очень много и со вкусом, практически по каждому диалогу можно нарисовать раскидистое дерево вариантов.

Оставив за скобками сработавший маркетинг (офис компании, говорят, раскаляется от телефонных звонков), заметим, что локализация как раз вышла довольно обычная. То есть 17 народных и заслуженных актеров — это прекрасно, но вот Эйприл озвучивает Полина Щербакова, про которую известно, что она играет в театре, говорит за всех наших теннисисток в рекламных роликах, а на досуге шьет кукол из войлока. То есть типаж вроде бы подобран идеально. И тембр голоса очень точно совпадает с Эйприл. К сожалению, Полина слишком часто играет, то есть очень сильно старается, отчего вся естественность и непосредственность оригинала моментально улетучивается.

Кроме того, переводчики периодически несут отсебятину: когда главгероиня отчего-то начинает цитировать «Бриллиантовую руку» («не эстетично, зато дешево, надежно и практично»), а то и вовсе несет что-то вроде «арбайтен них шлиссен», становится грустно, потому как атмосфера заметно страдает. С другой стороны, работа «Сноуболлом», конечно, проделана колоссальная, ведь диалогов в The Longest Journey наберется на три «Властелина колец». Так что если вы за семь лет не удосужились ознакомиться с одним из лучших квестов последних десяти лет, что называется, видеть.

Выкладываем на сайт обзоры культовых игр из самых первых номеров журнала.

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims
Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims
Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Мы впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно плохого качества — их кое-где пришлось поменять).

Правда, в классической Игромании далеко не сразу появились полноценные рецензии — поначалу их роль играли ёмкие короткие вердикты.
Два таких текста мы сегодня и собрали: это мнения редакции о The Longest Journey (№6, 2000) и The Sims (№3, 2000). Приятного чтения!

The Longest Journey

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Что: квест
Кто: Funcom
Сколько: Р200, 32 МБ
Объем: 4 CD

В основе

Талант группы скандинавских разработчиков. Богатые традиции жанра «квест». Современная полигонная графика. Вот, собственно, и всё.

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Как играть

Мышкой указываем персонажу, куда ему идти, мышкой подбираем и используем предметы — налицо классический inventory без лишних выкрутасов. При встрече с NPC всё той же мышкой выбираем линию диалога.

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Rulezzzzz

Пять «z» — это жалкий намек на то, насколько в The Longest Journey все хорошо. Потрясающая для квеста графика. Бэкграунды фантастической, запредельной красоты! Тщательные диалоги — их много, они интересны, они изложены хорошим языком. Грамотные паззлы — опять-таки, соответствие традициям. Сбор предметов, их комбинирование и применение — толково, в меру очевидно, в меру сложно. То, что надо.

Я знаю людей, которые не переносят квесты на дух. Так вот, только в этой группе есть игроки, которые могут не прийти в восторг от этой игры.

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Ретро-обзор. The Longest Journey и The Sims

Приколись

Никто не мог поверить, что в 2000 году может появиться настоящий квест без экшеновых и прочих добавлений. Кроме того, согласитесь, забавно, что и в Швеции забивают в сюжет параллельные миры.

Разработчики Dreamfall: The Longest Journey, наверное, не особенно беспокоились за судьбу продолжения одного из самых впечатляющих квестов всех времен и народов, раз за разом откладывая дату релиза. Поклонники "Бесконечного путешествия", начитавшись многообещающих превью, в страшном нетерпении изгрызали подушки в пух и прах, а норвежцам хоть бы что. Но Dreamfall на то и Dreamfall, чтобы позволить себе некоторые вольности. Явиться, например, на званый геймерский банкет много позже обещанного.

Трудности перевода.

Примерно десять лет назад завершилось долгое путешествие Эйприл Райан, главной героини оригинального The Longest Journey. Юная "избранная", наделенная даром путешествовать между пространством времени, спасла два параллельных мира - техногенный Старк и сказочную Аркадию - от хаоса, восстановила равновесие между ними и возвратила на законное место Хранителя Баланса.
Однако, по закону развития волшебных миров, покой - состояние недостижимое. Для поддержания тонуса героев, злодеев и просто NPC в подобных мирах обязано что-то происходить. Так и случилось. Новая непонятная угроза мешает жизни обывателей Старка и Аркадии, а это значит, что Эйприл вновь окажется в центре событий.
Впрочем, не совсем в центре. Ей придется немного потесниться, чтобы освободить местечко для двух новых персонажей. Киан Олвайн, нареченный апостолом в официальных превью, таковым и является. Он защищает богиню и появился на арене событий с тем, чтобы выполнить секретное поручение Совета Шести. Внешне - настоящий воин: суровый, жесткий и немногословный (это, прошу заметить, лишь поначалу) внутренне - мы обнаруживаем потрясающе неоднозначный характер. Кажется, Киан мечется, словно попавшая в силки птица и не знает, как ему поступать в стремительно меняющихся условиях. Нерешительность и некоторый юношеский максимализм Олвайн пытается скомпенсировать внешней наглостью, но мы-то понимаем, что "сов нужно считать, когда они прилетят" (с) проф. Дамблдор.
А теперь все внимание на Зою Кастилло, типичную дочь состоятельного отца, а по совместительству одного из главных участников нового "Бесконечного путешествия". В полном жизни мегаполисе Зоя задыхается от скуки и внутренне понимает, что что-то вокруг не так. Вечеринки тоскливые, пиво теплое, листва не выкрашена в зеленый цвет. А тут еще галлюцинации. Дело в том, что с недавнего времени Зою преследуют труднообъяснимые видения: холодный, жгучий ветер, мрачный дом и голос, настойчиво предлагающий спасти некую Эйприл.
Проницательный читатель, конечно же, догадался, что это имя неспроста появилось в истории скромной и заурядной девушки.
Жизненные пути Эйприл Райан, Зои Кастилло и Киана Олвайна по мановению кого-то неизмеримо более могущественного скрутились в тугой клубок, и распутать его предстоит игроку.

Очень страшное кино.

Только без обид, друзья, я не собираюсь выкладывать вам все перипетии сюжета Dreamfall, дабы не лишать вас удовольствия проследить их самостоятельно. Посему - исключительно кратко и по делу. Близкий друг Зои исчез при невыясненных обстоятельствах, но перед исчезновением успел попросить подругу о небольшом одолжении (прим. автора - ох уж, эти "небольшие одолжения", перерастающие в проблемы титанических масштабов) - нужно забрать кое-что с места работы.
Честно попытавшись выполнить просьбу, Зоя обнаружила труп неизвестной девушки. В лучших традициях голливудских боевиков в этот самый момент в комнату врываются полицейские, и Зое приходится лихорадочно вспоминать матчасть курса "Выживание главного героя".
И начинается стремительная круговерть сюжета. До финальных титров, которые пройдут под ваши аплодисменты.
В своих странствиях Зоя посетит волшебную Аркадию, Старк и еще один новый мир - Винтер.
Странно было бы увидеть в мире со столь прохладным названием теплый песок и пальмы. Мы и не увидим их. Винтер покрыт вечными снегами. Это мрачное и неприветливое место, но здесь сходятся дорожки сюжета.

Уйма времени, потраченная разработчиками на Dreamfall, кажется, оправдалась. Новизна чувствуется буквально во всем. Готовьтесь к самому сногсшибательному откровению. Funcom предлагает нам не чистокровную адвенчуру. Теперь в игру вплетается значительный элемент экшена (кстати, прослеживаете тенденцию все большего единения жанров?). Игровой процесс стал гораздо более динамичным. Зое, а соответственно, и вам, потребуется живо реагировать на изменения обстановки, анализировать ситуацию и принимать мгновенные решения.
Но, конечно, мастера жанра адвенчуры не собираются демонстрировать нам унылую надпись "Loading. " после каждого промаха. Из каждой ситуации можно выйти разными путями, причем от действий игрока зависит, как много он узнает о творящихся в волшебных мирах непотребствах.
Например, в вышеуказанной случае, когда Зоя сидела возле свежего трупа, а полицейские настойчиво требовали открыть, можно было поступить по-разному. Убежать и попытаться запутать следы, сопротивляться и получить по симпатичному личику весьма неизящной дубинкой или спрятаться и подслушивать.
Funcom прикрутила к игре боевую (!) и stealth-системы (!!). Если необходимость появления второй еще можно как-то объяснить высокой популярностью сей мульки у игровой общественности, то ногодрыжество и рукомашество ничем иным, как поклоном в сторону экшнов, язык не поворачивается назвать.
Однако, вопреки моему брюзжанию, Funcom достойно справилась со своим капризом. В антураже Dreamfall сражения выглядят неожиданно органично. Во-первых, персонажи очень хорошо анимированы, и поединки по-настоящему зрелищны, во-вторых, управлять действом несложно, чем зачастую грешат игры, изначально на мордобой не ориентированные. Задействовано всего несколько клавиш, комбинируя которые, можно отправлять неприятелей в глубокий и здоровый сон парой стремительных ударов. Киан, как и положено "танку", укладывает недоброжелателей спать наиболее эффективно.
Stealth-система проработана более тщательно. Хрупкая Зоя может, при желании, совершить свое путешествие, ни разу не ударив по вражьей физиономии. Благо, темных и просто удобных для игры в прятки мест в игре предостаточно. Мы сознательно не сравниваем здешнюю "невидимку" с грандами жанра вроде Theif и Splinter Cell, так как Dreamfall не выдержит такой конкуренции. Но, тем не менее, прятаться можно, нужно, и реализован этот процесс весьма толково.
А еще нам придется по ходу игры взламывать разнообразные информационные системы и дверные замки. Не спешите пугаться, никто не заставит вас играть в зубодробительную мини-игру "вскрой замок с клавиатуры или купи геймпад". У Зои совершенно случайно завалялась отмычка - мечта вора, вскрывающая абсолютно все замки, и телефон, неведомым образом ломающий информационную защиту, так что никаких препятствий на пути героев это не составит.

Руководство к действиям.

Изрядно удивив и попугав поклонников первого The Longest Journey, разработчики спешат напомнить, что сражаться с противниками и изображать тренированного спецагента, хобби которого лазать по потолку, вовсе не обязательно. Свобода в выборе стиля игры - вкусное блюдо, которое приготовила для нас Funcom.
Если заинтересовались боевой системой - пожалуйста, бейте их, бейте сильнее. Станьте грозой всех миров, в которых доведется побывать героям. Манит стезя Сэма Фишера? Тогда превратитесь в тень, и пусть враги помнят, что если они слышат ваше дыхание - это верный признак близкой смерти. Никто не запрещает играть в классическую адвенчуру: исследовать локации, убалтывать недружелюбно настроенных персонажей и мирно беседовать с положительными NPC, выполнять квесты, проповедуя принцип несотворения зла.
Но не спешите, будьте последовательны, ведь от ваших действий зависит развитие персонажа. Funcom использовала затею гения Мулине, придумавшего проецировать поступки на героя и воплотившего это в великолепной Fable. Какой будет к концу игры Зоя Кастилло, зависит лишь от вас. Превратится ли она в грубую, нахальную девчонку, привыкшую отвечать ударом на доброе слово, или наберется жизенного опыта и станет неким подобием остепенившейся Эйприл?

Сильнейшей стороной оригинала были интересные диалоги и сцены взаимодействия персонажей. Спешу обрадовать, они благополучно переехали во вторую часть. Кое-кто, конечно, может посетовать, что общению не хватает интерактивности, что ж, это его право. Вариантов реплик могло бы быть и больше, но те, что в наличии, выше всяких похвал.
Диалоги необыкновенно живые, герои говорят именно так, как говорили бы в реальности. Здешние шутки, язвительные упреки, угрозы запоминаются раз и навсегда. Держу сцепленные пальцы, чтобы излишне ретивые локализаторы не испортили превосходно выполненную работу сценаристов.
А вот квесты, к величайшему сожалению, немного подпортили общее радужное впечатление от игры. Нет, они совсем неплохи, но вот. как бы сказать помягче. Слишком просты, пожалуй. Во множестве случаев решение лежит прямо на виду, или его уши торчат столь явно, что проглядеть их можно разве что, находясь в состоянии полудремы.

Адвенчура экстра-класса, Dreamfall: The Longest Journey, на первый взгляд, обречена на коммерческий успех. Но, как показывает практика, порой столь талантливые игры проходят незамеченными для основной части игровой аудитории. Самое время вспомнить Fahrenheit, потрясающе кинематографичную игру, как и наша сегодняшняя гостья. Пресса встретила его восторженными рукоплесканиями, игроки - опасливым молчанием.
Будем надеяться, что Dreamfall ждет долгое и счастливое будущее. Отличная игра.

Искусство — это замечательно. Каждый человек воспринимает искусство по разному, и для каждого человека искусством могут являться диаметрально противоположные вещи. Кто-то на каждом углу кричит о картинах, скульптурах, кто-то говорит о кино, театральных постановках. А кто-то говорит о компьютерных играх. Все говорят о разном, ибо каждого вдохновляет то, что ближе ему. Меня, например, вдохновляют музыка и, you guessed it, компьютерные игры. И вот вдохновило меня одно старьё произведение написать этот обзор. Я хочу рассказать об игре, которая в свое время стала одной из капель в иссыхающем море жанра квест. Сегодня я хочу поговорить о The Longest Journey.


Начнем с малого.Это игра, а значит в ней должен быть геймплей. The Longest Journey является до мозга костей классической point-and-click адвенчурой. Водишь мышкой по экрану, ищешь предметы, которые можно подобрать, переходишь с одного экрана на другой и.т.д. Все по заветам классиков. Так что тут говорить особо не о чем, ибо какой-то уникальности в геймплее нету.


Переходя к истории хотел бы сказать, что спойлеры — неизбежная часть моего рассказа, т.к история — главный козырь игры, и именно из-за неё стоит опробовать TLJ. Я предупредил, если вы не играли, то читайте на свой страх и риск.

Но прежде я обязан немного расскзать о человеке, без которого мы бы не получили этот, не побоюсь этого слова, шедевр, о Рагнаре Торнквисте. Будучи достаточно подкованным в плане кино, написания сценариев человеком (2 года в Оксфорде, изучая историю, искусство и английский, год в Университете Осло и 3 года в Тишской школе Искусств в Нью-Йорке на отделении базового изучения кино и телевидения), Торнквист пришел в Funcom с хорошим багажом знаний. Первым его проектом была игра по лицензии Каспер, где он выступил как продюсер, дизайнер, сценарист и редактор. В общем человек был явно увлечен тем, что делал. Поработав над другими проектами Рагнару дали разрешение на разработку собственной игры (не опракидывать же такого перспективного работягу с его первым, крупным проектом). Речь идет о The Longest Journey.


Играем мы за Эйприл Райан. Эйприл — обычная девушка, которая сбежала от вечно пьяного отца и пофигистически настроенной матери в Ньюпорт, где готовиться поступать в престижную художественную академию. А живет она в доме у двух престарелых лесбиянок, чем не райская жизнь. Но все не так просто как хотелось бы. Девушку мучают творческий кризис и ночные кошмары, хотя лично я с такими кошмарами бы в последнюю очередь жаловался на творческий кризис. Сбросим это на неопытность Рагнара в работе со сценариями.


Главная фишка вселенной The Longest Journey является то, что Старк, мир науки и логики, также являющийся нашей родной Землей со всеми отсылками на ЗВ, Стартрек и Властелин Колец, лишь половина когда-то существовавшего мира. В то время, как наша реальность — пристанище науки и порядка, существует также полностью противоположный мир, являющийся домом магии и хаоса.

Немного отступлю от темы и скажу и скажу про графику, ибо нам с вами гулять по этим мирам. Учитывая её возраст (игре в следующем году будет 20 лет!), то выглядит она… неплохо. Текстуры не режут глаз, некоторые задники так вообще меня поразили, а учитывая, что Эйприл Райан называли одной из самых красивых героинь в истории компьютерных игр… это о чем-то да говорит.

Эйприл Райан, во всей красе
Мифологии этой вселенной посвящено очень много времени в игре. Буквально после вашего первого появления в Аркадии вам сразу же прочтут лекцию минут на 20, без возможности пропуска. Короче, это уже выглядит пересказ сюжета с Википедии, так что, подводя итог, скажу, что сюжет в игре потрясающий. Честно, по вселенной игры можно написать реферат. Но во время прохождения у меня возник вопрос, а удобно ли истории в той оболочке, в которой ее преподносят создатели? Я думаю, что все же нет. На мой взгляд это больше книжная или же киношная история. Если бы вышла книга или фильм с подобной историей, учитывая что пишут и снимают некоторые люди.

Я не верю в приметы, я не суеверный, я не верю в сверхъестественные силы, мне все это чуждо. Вокруг себя я часто встречал людей, фанатов фэнтези и подобных вещей, которые верили во все это, верили, что такие миры существуют, и хотели в них попасть. Я их не осуждаю, ни в коем случае, просто привожу пример. Я люблю фэнтези, очень. Но благодаря моим убеждениям я воспринимаю все произведения в этом жанре как хорошую сказку. Но эта вещь, эта уникальная история, она смогла заставить меня поверить, захотеть оказаться в том мире, понимая, что сказки являются сказками. А это что-то да значит.

Читайте также: