Ex machina обзор

Обновлено: 04.07.2024

Fallout в России — больше чем Fallout. В то время как весь цивилизованный мир успел забыть о существовании этой игры, похоронить разработчиков, развеять их пепел по ветру и распрощаться с иллюзиями относительно выхода третьей части, варвары с одной седьмой части суши пытались, что называется, сказку сделать былью. В ход шли все возможные способы: онлайновые петиции и слезные письма разработчикам, «постапокалиптические» модификации ко всему на свете, регулярные публикации в игровой прессе (один наш знакомый из компании 1С, который по долгу службы читает все игровые журналы и сайты, утверждает, что ностальгические статьи о Fallout появляются не реже, чем раз в полгода) и, конечно же, «фоллауты» собственного изготовления. С ролевыми «фоллаутами» как-то не срослось (вспоминается разве что игра «Фаза: Исход», о которой в последнее время практически ничего не слышно), зато есть «фоллаут»-стратегии («Койоты» и «Карибский кризис»), как минимум один «фоллаут»-экшен (S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl — если когда-нибудь выйдет), один «фоллаут»-квест («Ядерный титбит 2»), а теперь еще и «фоллаут» на колесах. Речь идет об Ex Machina, на обложке которой прямо так и написано: «Fallout на колесах. В лучшем смысле этого слова».

Физическая модель машин напоминает Carmageddon: даже на скорости 20 км/ч грузовички подпрыгивают как кузнечики.

Сюжет Ex Machina (произносится «Экс махина», а не «Экс машина») стартует на традиционной для постапокалиптических игр оптимистичной ноте. В 2011 году на поверхность голубого шарика плюхнулась летающая тарелка. Причем плюхнулась не абы где, а на Ближнем Востоке, рассаднике сионизма, терроризма, радикального исламизма и всех остальных измов. Западные державы охватывает коллективный мандраж: арабы и прежде не отличались миролюбием, а уж с технологиями инопланетян хорошего поведения от них ждать не приходится. Тем временем на планете начинает происходить что-то странное: сначала птицы, а за ними и все остальные живые существа вымирают с устрашающей скоростью. Пока Запад и Восток обмениваются дипломатическими нотами и взаимными угрозами, очередь доходит и до потомков обезьян. Когда человечество оказывается одной ногой в могиле и уже приподнимает вторую, неизвестный гений создает защитные маски, благодаря которым остаткам людей удается спастись. Выжившие приспособились к изменившемуся климату и создали новые поселения (вдали от мегаполисов, ставших коллективными могильниками). Основным средством передвижения стали тяжеловооруженные грузовики: на них удобно ездить по бездорожью, а в случае чего всегда можно дать сдачи.

Запаса прочности автомобиля вполне хватает на бой с четырьмя-пятью противниками.

Вся эта предыстория остается за кадром (если не выполнять побочные квесты и не читать книг, вы ничего толком не узнаете), сама же игра начинается с того, что главный герой (молодой фермер), достигнув совершеннолетия, на ржавом рыдване покидает родное селение и отправляется в свободное плавание. Вернувшись через некоторое время домой, он обнаруживает, что неведомые враги сожгли родную хату (вместе с родителями) и надо бы кому-нибудь за это отомстить. Долгие поиски приведут его в итоге к тем самым инопланетянам и разгадке того, что же все-таки случилось с Землей. Главная интрига связана с масками, которые носят на лице все обитатели мира Ex Machina. На первых порах искренне думаешь, что под масками прячутся хоть и мутировавшие, но все-таки люди, а на самом деле.

Мир Ex Machina мало чем отличается от любого другого «постапокалипсиса». Огромные пустынные территории с разбросанными повсюду заправками и хорошо защищенными поселениями утюжат торгаши, фермеры и бандиты, которые постоянно воюют друг с другом. Самые ходовые товары — оружие, горючее и металлолом. Трофеи вываливаются из подстреленных противников и перепродаются потом в городах, а вырученные деньги идут на бензин, починку автомобиля, новые запчасти (более прочные кабины, более вместительные кузова и более мощное вооружение) и, разумеется, на покупку новых экипажей. Недостатка в трофеях никогда не бывает (на каждые полкилометра дороги встречается в среднем по три бандюгана), было бы в чем возить — большая часть награбленного просто не влезает в кузов. Квесты выдаются все в тех же городах.

Чего у Ex Machina не отнять, так это обаяния. Грузовички выглядят настолько мило, а музыка настолько приятна, что игра сразу располагает к себе. На этом фоне не обращаешь внимания даже на простенькую по нынешним временам графику — стилизация решает все.

Хм-м. а ведь когда-то на этой машине действительно возили молоко.

Через два-три часа, увы, понимаешь, что Ex Machina гораздо. проще, чем она кажется поначалу. Бои похожи один на другой как две капли воды: для победы нужно постоянно крутиться вокруг противника, стараясь все время быть позади него. Баланс оружия весьма условен: ракеты и пулеметы всегда в фаворе, а вот пушки почти бесполезны. Искусственный интеллект врагов и союзников исчерпывающе описываются фразой «тупой и еще тупее»: первые еще могут вести бой, но не в состоянии догнать игрока или заехать на самый завалящий холмик, вторые в большинстве случаев не способны даже самостоятельно передвигаться по дорогам — все время застревают между деревьями, зданиями или камнями. Квесты донельзя примитивные: отвезти кого-то или что-то в определенное место, убить злодеев, терроризирующих округу/отравляющих колодцы/отбирающих у детей погремушки, проводить грузовик с ценным грузом и так далее. Противники возрождаются на одних и тех же местах с таким упорством, что доходит до смешного: доедешь до какой-нибудь точки, перебьешь всех врагов, соберешь их манатки, отвезешь в город, починишься, возвращаешься на это же самое место — а тут снова они. Торговля получилась как бы с боку припека — во всех городах продается только один вид товаров, да и тот по завышенной цене.

В таких вот сражениях мы будем изучать правила дорожного движения!

В сюжете зияют дыры одна больше другой: в одной из книг сказано, что после падения тарелки на Землю вымерли все живые существа, кроме людей, но деревья и трава почему-то не пострадали. В описании города Пешт утверждается, что это единственное место в мире, где берут плату за проезд через мост — но есть по меньшей мере еще один мост, где за проезд тоже надо платить (там деньги, правда, берут «неофициально»). На одной из локаций круглые сутки идет дождь, но вокруг на многие километры почему-то простирается пустынная местность с редкими островками леса, а грязи нет и в помине. Заехав во время вражеской атаки в город (или на заправку), а потом, покинув его, вы обнаружите всех бандитов на тех же самых местах, хотя за это время успела наступить ночь (или день).

Еще больше нареканий вызывает подача сюжета. Сколько квадратных километров бумаги потрачено на стоны о том, что российские игроделы экономят на сценаристах и озвучке, — а воз и ныне там. Диалоги оставляют желать, желать или еще раз желать лучшего — хотя они и не настолько убоги, как в том же «Ночном Дозоре». Озвучка выполнена «профессиональными программистами»: голоса поставлены плохо, там, где это не нужно, нагнетается пафос. Радиоэфир практически пуст, что тоже непростительно: значительная часть атмосферы в подобных играх создается именно за счет болтовни по радио. Дежурные фразы «Привет!», «Как дела?» и «За что?» — не в счет. И ведь сам по себе сюжет Ex Machina достаточно неплох (в конце есть даже развилка!), но эти «мелочи» очень сильно портят впечатление.

А вот то, насколько быстро и стабильно работает игра, стало для нас самой настоящей неожиданностью. Хотя бы потому, что тестирование и отлов багов среди большинства российских разработчиков до сих пор считаются дурным тоном (см. «Багсары III»). Ex Machina в этом плане — без пяти минут образцово-показательный пример. Уровни грузятся быстро, тормозов нигде замечено не было, серьезных багов не обнаружено. Раздражают только непомерно долгие сохранения — секунд по десять, не меньше. В остальном же — никаких претензий. Всегда бы так.

Ex Machina явно сделана наспех, недостатков в ней выше крыши, но, несмотря на все это, мы совершенно искренне рекомендуем как минимум с ней ознакомиться. Эта игра слишком проста и бесхитростна, чтобы увлечь надолго, но на несколько часов ее «заряда» хватит с лихвой. Ну, а если все-таки втянетесь (уж больно Ex Machina обаятельная), то уж точно пройдете ее до конца.

P.S. На официальном форуме тем временем открылась тема, где высказываются предложения о том, что стоило бы добавить в аддоне. Разработчики на этот счет пока хранят молчание, но, судя по косвенным признакам (авторы говорят, что история осталась недосказанной), дополнению все-таки быть.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Приятная почти во всех отношениях игра с букетом болезней, присущих большинству российских проектов. «Сгорает» Ex Machina очень быстро, но первые впечатления от нее остаются исключительно положительные.

Неожиданное начало несколько обескураживает. Без сколько-нибудь вменяемых объяснений, мы прыгаем с обрыва, отстреливаемся от назойливого бандита и въезжаем в Малое Яблоко – первые две минуты игры. Затем игра сбавляет обороты, и да здравствует прежняя Ex Machina, с ее ленивым отношением ко всем окружающим. В городке болтаем с местными аборигенами по нетрадиционно урезанной для RPG схеме. Там, где диалоги должны были растянуться на 1-2 кб текста, мы получаем куцые три предложения, «в полной» мере описывающее положение вещей. Нетерпеливым геймерам такая «изюминка», безусловно, по вкусу, но к сведению, главная особенность Ex Machina – удачное сплетение «завтрашнего» дня со здравой фантазией разработчиков, в итоге вытекающее в заманчивую приключенческую адвенчуру на колесах. Правда, этот пробел решили восполнить, снабдив «Меридиан 113» просто огромным количеством кат-сценок, кое-как слепленных на движке. Даже мутные текстуры не приводили меня в шок, чего не скажешь об анимации. Кривлянья героев более похожи на пытки электроприборами, а однообразность их действия утомляет (местами смешит!) после первых 10 минут. Моменты, в которых показаны только машины, а не их владельцы, умиляют больше, ибо модели «железных коней» наделены обильным количеством полигонов и четких текстур. Местность, на этот раз состоящая всего из 4 локаций, контрастна по отношению к друг другу, отчего рейтинг «приелось» стремится к нулю.

«Меридиан 113» по паспорту числится адд-оном, следовательно, отличие от прародителя должно быть не столько качественным, сколько количественным. В адрес разработчиков в первых рядах споют дифирамбы фанаты, без труда определивши два типа новых машин и нескромную горстку оружия вкупе с приборами. И это только цветочки. К месту прикрученный показатель «харизмы», меняющийся в зависимости от заработанных статусов. Успешно вкатали в асфальт десяток человек? Получите минус. Заработали свои первые 100 тысяч? Припишем плюс. Положительный итоговый балл иначе можно охарактеризовать «мирным»: скидка на бензин и ремонт, дешевые примочки. «Злым» товарищам предлагают обширный список оружия по смешным ценам. Какой путь выбрать – зависит от вас.
Далее по списку – возможность покраски «коня» в тусклые цвета радуги. Ура, теперь индивидуальность выпячивается не только за счет новой кабины или кузова!
После несколько сомнительного, в плане необходимости, введения с разукрашиванием авто, интерес привлекает возросшая сложность. Сражения в оригинале проходили по простой схеме: педаль газа в пол, левая кнопка мышки зажата до полного уничтожения противника – для сложных боссов. В основном, достаточно было три раза осадить зарвавшегося бандита Фрегатом, и дело в багажнике. «Меридиан 113» учит играть только по первому правилу, и никак иначе. В Америки поодиночке передвигаться опасно, поэтому нарушители порядка всегда нападают скопищем по 3-5 машин. Было бы наивно предполагать, что Урал (одна из самых толковых машин в игре) решит разом все проблемы. Зачастую именно его неповоротливость и обрекает геймера на поражение, а юркий Скаут, способный за секунды набрать порядочную скорость, легко выходит из передряг.

Покатушки по просторам проходят под бодрые композиции, имевшие место в первой части. Все как одна просты и маловыразительны, не ждите взрывных моментов, завораживающих дух. Из плюсов стоит отметить привязанность определенных мелодий к локациям и к событиям, но сегодня, увы, этим не удивишь никого.
Актерская игра уже вызывает только положительные эмоции. Голоса подобраны наилучшим образом, а сами актеры зачитывают речь с правильной интонацией и эмоциональностью, местами лишь тихо. К счастью, тех героев, кто фигурировал в Ex Machina, озвучивают те же люди.

Итоговые комментарии:

Умеренное количество новшеств, абсолютна та же графика, ныне морально устаревшая, и до сих пор отсутствующие сервера для Интернет-баталий. Оценка по-прежнему высока, но тому есть объяснение: конкурентов для Ex Machina попросту нет! Мир, в котором живет Бродяга, Сэм и Одноглазая – единственен в своем роде! Однако, если Ex Machina 2 окажется обыкновенной добавкой, как «Меридиан 113», геймеры Targem Studio это не простят.

Геймплей: Дальнобойщики в Америке после катастрофы. Звучит заманчиво, реализация же, местами, дает сбои. Зато переезды между городами не скучны как прежде – озверевшие противники банально не дадут зазеваться!
Графика: Качественные модели машин, перешедшие по наследству, и скудные локации. Постапокалипсис! Но ведь не из-за этого же персонажи дергаются, как ошпаренные?
Звук: 13 невыразительных мелодий и шикарная работа актеров - слишком сильный контраст. Чтобы сгладить его, выбираем опцию «Пользовательская музыка» и наслаждаемся.
Надолго ли?: Одиночная кампания едва ли сподвигнет вас к переигровке, а мультиплеер – всегда, пожалуйста. Но только когда сделают, а пока покоряйте Ле Канаду!

Ex Machina (и аддон к ней, «Меридиан 113»), эдакий постапокалиптический римейк «Вангеров», была игрой обаятельной, но довольно спорной — недочетов хватало, и практически все они касались ролевого элемента. Скучные квесты, возрождающиеся противники, перекошенный торговый баланс. После недолгих раздумий разработчики из Targem Games решили все лишнее просто-напросто выбросить, оставив самое интересное: постапокалиптический мир и вооруженные до зубов грузовики. «Безумный Макс», в общем.

Итак, в Ex Machina: Arcade мы играем за безымянного спецагента, который выполняет правительственные задания. Смысл их, как правило, сводится к уничтожению всего живого, что есть на карте. То есть схема примерно следующая: мы едем из одного конца карты в другой и стреляем, стреляем, стреляем. Иногда случаются аттракционы вроде перестрелки с десятком злоумышленников на замкнутой арене. Врагов не то чтобы очень много, но они резво огрызаются: здоровье здесь тает с катастрофической скоростью. А поскольку сохранение происходит только в строго определенных местах, уровни нередко приходится проходить заново. Надо ли говорить, как такой подход раздражает?

Впрочем, помятый автомобиль можно чинить прямо на ходу — для этого нужно подбирать разбросанные по уровням бонусы. Также есть шанс подобрать новое оружие или повысить мощность уже имеющегося. Эти изменения, правда, носят временный характер. Если же вы хотите основательно прокачать свою тачку, будьте любезны потратиться на апгрейд. Список возможных улучшений стандартен: двигатель помощнее, броня потолще. Есть и экзотика вроде тарана или миноукладчика. Разумеется, все это стоит немалых денег: они здесь выдаются за успешно выполненные задания и убитых противников, а порой валяются прямо на земле. Все прочие виды торговых отношений упразднены.

В остальном игра изменилась мало: приятная глазу графика и мелодичная музыка в стиле кантри остались на месте, что хорошо. А вот искусственный интеллект можно было бы и доработать: противники по-прежнему не умеют преследовать игрока и тычутся в любой холм, словно слепые котята. С управлением тоже приключился неприятный казус: оно здесь слишком чувствительное, машину заносит буквально на каждой кочке. Да и движок за полтора года успел покрыться слоем пыли. В остальном же Ex Machina: Arcade — это очень правильная эволюция серии. Targem наконец оставили романтические попытки сделать «Fallout на колесах» и собрали понятную, атмосферную авторезню. К сожалению, время ушло — проекту надо было быть таким с самого начала.

государство и власти исчезли бесследно, за пределами городов творится полнейший беспредел: все воюют со всеми, население передвигается исключительно на автомобилях, обвешанных броней и самым мощным оружием, а фермеры вспахивают поля на отдаленном подобии

Ex Machine
Ex Machine

Урал/Camion
“Урал”, как правило, выбирают преуспевающие буратины — эта машина отлично сбалансирована в плане грузоподъемности и вооружения. Объем бензобака и запас хит-пойнтов у него в два раза больше, чем у предыдущей модели, кроме того, это самый быстрый из всех грузовиков.

БелАЗ/Belaz
Грузовик чудовищной грузоподъемности. По словам разработчиков, в мире Ex Machina на “БелАЗе” можно обогатиться буквально за пару рейсов. Но еще больше шансов на то, что вы так и не довезете свой груз — даже несмотря на мощную броню — “БелАЗ” слишком лакомая добыча для дорожных пиратов.

Читайте также: