Empire total war the warpath campaign обзор

Обновлено: 06.07.2024

Что можно купить на $10? Чашку
капучино в модном кафе на Невском.
Китайскую футболку с надписью «Hugo
Boss». Три метра импортной
водопроводной трубы… Загружаемые
мини-аддоны к популярным играм
апеллируют к человеческой жадности.
С психологической точки зрения
легче несколько раз заплатить по
чуть-чуть, чем сразу отдать
немаленькую сумму.

Топор маркетинговой войны

Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц
1 Гб памяти
3D-ускоритель с 256 Мб памяти
15 Гб на винчестере

Core i7 2.6 ГГц
2 Гб памяти
3D-ускоритель с 768 Мб памяти
15 Гб на винчестере


Ветераны Total War быстро
подберут подходящую аналогию. The
Warpath Campaign не ровня Barbarian
Invasion и Kingdoms; ее
ближайший родственник — Alexander,
самый слабый и короткий из всех
проектов, выходивших в известной
серии. Забудьте о покорении мира —
ареной для конфликтов цивилизаций
стала Средняя Америка. Авторы
доработали знакомую карту,
увеличили количество регионов и
распределили их между десятью
основными фракциями.

В Empire колонизаторы
планомерно изводили коренное
население Нового Света. Настал
черед отомстить, украсив пояс
скальпами завоевателей. Выбор
небогат: ирокезы, гуроны, пуэбло,
чероки и индейцы Великих равнин.
Поскольку игра начинается в 1763 году,
в Америке уже полно иноземцев (сыграть
за них нельзя). На юге бесчинствуют
испанцы, на восточном побережье
разрастается грибница США, с севера
подступают англичане. На правах
зрителей с галерки присутствуют
Франция и Республика Соединенных
провинций, хотя вряд ли вы
столкнетесь с ними напрямую — лишь
по дипломатическим каналам.
Впрочем, пожелают ли лощеные и
образованные господа
разговаривать с полуголыми
дикарями? Даже если встреча
увенчалась успехом, не стоит
рассчитывать на верность и доброту
бледнолицых, рано или поздно они
всадят нож в спину. А вот
долговременный союз племен —
вполне реальное явление. Со «своими»
всегда проще найти общий язык.

Важнейшая роль отведена
географии. Несколько ходов без
поножовщины дадут хороший старт
экономическому развитию, но
ирокезы и чероки, живущие между
молотом и наковальней, лишены этой
привилегии. На максимальной
сложности враги не церемонятся —
только смелые и решительные
ответные действия обезопасят племя.
Первое же сражение с выходцами из
Европы сбивает спесь с игрока.
Проверенные тактические схемы
больше не работают! Обыкновенные
лучники бессильны против линейной
пехоты, а элита пока недоступна.
Нужно навязывать неприятелю
ближний бой, прятаться от огня в
складках местности, использовать
засады и неожиданные удары в тыл и
фланги. Позже в распоряжении
индейцев окажутся современные
мушкеты и пушки, но залогом победы
все равно будут стрелы и томагавки.

Освоившись на тропе войны,
замечаешь прочие детали интерьера,
например окошко для исследований.
Куцее научное древо — не повод для
гордости. Нужды зарождающегося
государства с лихвой покрывает
пара «университетов», где
многомудрые старцы окуривают
молодежь клубами табачного дыма.

Священнодействовать разрешено
только на пороге вигвама, ибо
европейские постройки подлежат
обязательному уничтожению.
Необходимость с нуля отстраивать
захваченные города удручает. Если с
деньгами туго, можно сойтись с
чужаками, продав часть плодородных
земель под ранчо. Альтернативный
источник валюты — небритые
золотоискатели, готовые поделить
барыши в обмен на право процеживать
вашу грязь. Представителям разных
культур непросто ужиться друг с
другом. Вдобавок вместе с
работягами приходят
протестантские миссионеры, растет
число недовольных, а там и до
восстания недалеко.

Вся надежда на шаманов, несущих
миру слова Великого Духа и
вправляющих мозги легковерным
соплеменникам. Плечом к плечу со
служителями культа вышагивают
скауты — суперагенты, способные по
приказу вождя убить, спалить что-нибудь
или «заморозить» целую армию на
один ход.

The Warpath Campaign не
ограничивает нас борьбой с
компьютерными интервентами (после
патча 1.5 они заметно поумнели).
Улюлюкающие толпы прорвались и в
мультиплеер. В «раннем» периоде все
племена одинаковы, поэтому играть
не очень интересно, однако в «позднем»
наконец появляются уникальные
юниты. Пуэбло и жители Великих
равнин ценят конных стрелков, у
гуронов сильная пехота (прежде чем
рвануть врукопашную, порадуйте
противника метательным топориком),
чероки и ирокезы соблюдают золотую
середину, комбинируя пеших бойцов и
кавалерию. Поднадоевшие режимы
атаки и обороны обрели второе
дыхание — штурм деревянного форта
размалеванными индейцами выглядит
весьма колоритно. Морские баталии
остались без изменений.
Полноценного флота у туземцев
никогда не было, и разработчики
решили не превращать мировую
историю в балаган.



Официальный сайт

Один против всех

Скрытность - залог успеха



НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира


БУДНИ ИНДЕЙСКОГО ВОЖДЯ
И вот долгожданный день пришел. Запускается аддон The Warpath Campaign, из основного меню игры Empire и тут же слегка разочаровывает. На выбор предлагаются лишь пять индейских фракций: Гуроны, Ирокезы, Чероки, Пуэбло, степняки…. На этом всё. А где же, спрашивается, возможность подавить туземцев мощью пороха? Где колонисты? Пришлось сходу, так сказать не пристрелявшись, взять под свой чуткий контроль племена Чероки.
Изменений достаточно, но не так много как может показаться на первый взгляд. Весь интерфейс, выполненный “в коже”, по началу в новинку. На кнопках непонятные индейские рисунки. Хотя, потыкав их немного, понимаешь, что это они же, родимые, только принарядившееся слегка. Уже в начале игры становится ясно, почему центральное место кампании занимают именно индейцы. За них интереснее и сложнее всего играть. Абсолютно все изменения в игровом процессе касаются именно этих пяти фракций. Игра начинается в середине 1780-х годов, в период становления США. Игрок сразу же оказывается запертым с востока США, Испанией с запада, Англией с севера. В таких условиях самая выгодная стратегия это заключение мира и, по-возможности, союза с бледнолицыми. Далее потихоньку завоевываем близлежащих соседей-индейцев. Так я и поступил. На начальном этапе фракция слабо развита. Ни одна технология не изучена, зданий очень мало, зато в казне целых 30000 золотых. Начинаем с постройки образовательных учреждений и найма нескольких отрядов. Технологическое древо тоже полностью переделано. Теперь здесь есть всего где-то по семь-десять технологий в каждой из трёх областей наук. Каждая технология уникальна. Ни одна из них не была задействована в оригинале. Из-за этого в начале очень трудно выбрать, что нужнее и выгоднее изучать. Кстати, теперь у индейцев за религию и за образование отвечает один агент-шаман.
Обилие юнитов относительное. Здесь и воины с двуручными топорами, и с метательными, и лучники и стрелки с мушкетами. Но в целом каждая линейка ограничена 10-15 бойцами. Обещанная куча на деле вылилась всего лишь в три-четыре уникальных отряда для каждой фракции, да и то они примерно схожи у всех.
Надо сказать, война против таких же “как мы” туземцев дело весьма скучное. ИИ откровенно туповат и слаб даже на максимальном уровне сложности. Истинное удовольствие доставляют битвы с европейцами. Бить автобоем их очень сложно. При личном командовании же становятся видны все преимущества полупартизанской тактики индейцев. Особенно радует индейское умение скрытного перемещения и даже
стрельбы без обнаружения собственной позиции, что открывает огромные возможности на поле боя. Приятно смотреть, как противник, опережающий тебя в развитии на целую эпоху, беспомощно расстреливается из засады, а потом добивается ударом топороносцев. Впечатляющее зрелище


Поначалу у индейцев не было ни денег, ни долгов, а всю работу выполняли женщины. Потом пришли бледнолицые и решили, что могут улучшить систему. Рыбу распугали, лес порубили, запустили неэкологичное производство. По причине столь вопиющих безобразий 9 ноября 2009 года началась истинная война за независимость Америки: война индейцев с европейскими колонизаторами.

Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны) Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны)

Действие The Warpath разворачивается на обновленной карте Северной и Латинской Америки. Кругом 1870 год, континент заполонили гастарбайтеры из восточного полушария и бедокурят. Пять индейских племен – чероки, гуроны, ирокезы, пуэбло и народы прерий - очень ждут вашего чуткого руководства в борьбе с вторженцами, уже извелись от нетерпения. Проходить новую кампанию за европейцев нельзя, для них уже есть Grand Campaign.

Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны)

С самого начала войны за независимость у индейцев начинаются большие проблемы. По жуткой прихоти Великого Маниту (то есть геймдизайнера) все пять племен оказались зажаты европейцами в кольцо: с юга наступают испанцы, с севера ползут британцы, на востоке бесчинствует молодое, но очень гордое государство США, на западе – край карты. Приходится проявлять гибкость и курить бульбулятор мира с неразлучными и вновь нажитыми врагами. Ирокезы, например, вынуждены срочно дружить с чероки и мучительно выбирать между соперничающими США и Великобританией: очень хочется оказаться на стороне победителя, а предсказать наперед, как там будут разворачиваться события, ни один шаман не в состоянии. У меня по итогам прохождения кампании Нью-Йорк, например, стал захолустьем на окраине Конфедерации Ирокезов.

Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны)

Этого, однако же, надо еще добиться. Краснокожие сильно отстают от Европы в развитии – в технологическом древе у них присутствуют такие передовые вещи, как охота на бизонов и зимняя одежда. Можно ли эффективно бороться с иноземцами, если отпор линейной пехоте вынуждены давать голозадые охотники с томагавками? В экономике, опять же, сплошное горе: как обскакать супостата, если небольшой европейский заводик приносит в сезон больше дохода, чем все деревни гуронов? Они и слова-то такого – «экономика» – не знают. Гуронов это очень огорчает.

Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны)

Бессмысленно бороться с европейцами их же методами – в первом же лобовом столкновении они приголубят индейского вождя, да так, что перья в разные стороны полетят. В стремлении к победе ему приходится уповать на массовку, дешевизну армий и непогоду. Во время дождя ружья бьют хуже некуда, зато отлично летают томагавки; кроме того, отборные пернатые головорезы в ближнем бою совершеннейшим образом кошмарят европейскую военную элиту. Вот на это и стоит напирать: просочились в тыл маленькими группировками по сто-двести человек, дождались ливня – и вперед в рукопашную, собирать скальпы, пока бледнолицые лихорадочно перезаряжают свои бесполезные мушкеты.

Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны)

Когда финал кампании близок, выясняем, что США просто так не сдаются. Они ведь страшные жулики: каждый раз, когда в Северной Америке вспыхивает восстание, бунтующий регион немедля входит в состав Штатов. Даже если вы полностью уничтожите страну борцов за свободу Америки от коренного населения, она обязательно всплывет на отдаленной окраине карты. Как с горечью писал баснописец Хлебов, все паразиты выносливы и плодовиты. В Латинской Америке, кстати говоря, роль несносного паразита исполняет Мексика.

Пернатые головорезы - обзор Warpath DLC (На тропе войны)

Я люблю серию «Total War». Это моя любимая серия стратегий… Была, до выхода первого «Warhammer: Total War». И нет, я не хочу сказать что данная игра плохая, даже наоборот. Проблема была в том, что это уже не «Total War». В ней не было прежнего размаха, и речь не о сражениях, а о самой компании. Играя в неё, не чувствуешь себя у руля государства. О чем можно говорить, если в компании за Бальтазара Гельта в «Warhammer 2: Total War», наша цель стать верховным магом. Серьезно? Серьезно?! Я точно в «Total War» играю? А как же интересы государства? Экспансия, жизненное пространство, экономика? То есть, мы ведем на убой сотни солдат ради… ничего? Плюс к этому, из игры вырезали социальную политику, вроде слоев населения. А так же, они вырезали морские бои.


Содержание


Золотые галуны, яркие мундиры и запах пороха

Так же, стоит отметить стартовых генералов у некоторых фракций. У русских Меньшиков и Мазепа, у австрийцев Евгений Савойский, фон Борке у Пруссии. Также, в ходе найма генералов могут появиться и другие полководцы 18 века, исторические и с особыми характеристиками. Да, это мелочь, но крайне приятная.

Но не армий одной едины. Флот! Впервые в серии, мы можем взять на себя управления морскими баталиями. И, как давнему фанату серии «Корсары», мне было приятно, что управление взято практически оттуда.


Да, изменения были, но не такие значительные как может показаться на первый взгляд. И это хорошо, все же, управление кораблем в «Корсарах» было одним из лучших.

К сожалению, у вас не получится сформировать огромную эскадру, движок того времени, просто не вывозил. Но, ударное соединение, способное выполнять задачи вдалеке от баз базирования, вполне себе возможно. Я, предпочитаю соединение на основе кораблей второго и третьего ранга, при поддержке двух крейсерских судов с высокой скоростью. Этого более чем достаточно, если у игрока прямые руки, в противном случае, даже эскадра из бригов превратит ваш флот в решето.

Сражения на суше стали куда более эффектными, по сравнению с предыдущими частями, да, не уровень «Total War: Shogun 2», но залпы тяжелых орудий производили впечатление, да и сейчас производят эффект.

Основной боевой единицей становится пехота. А именно разные виды линейной пехоты. Но, с ней можно баловаться самыми невероятными способами: остановить кавалерию, уничтожить артиллерийский расчет, в прямой перестрелки перебить отряд пехоты врага. Ну, а если не получается, то примкнуть штыки и в бой. Спрятать линейную пехоту в лесу, выстроить различные укрепления, запихать отряд в дом, разместить его за каменным забором. В общем: отряд линейной пехоты это универсальная боевая единица, способная практически на все. А если это Прусская элитная линейная пехота то… все что я могу вам пожелать, иметь грамотные артиллерийские расчеты с зарядами картечи, иначе от вашей армии ничего не останется.

Помимо линейной пехоты есть: легкая пехота (застрельщики), гвардия, ополчение, пикинёры и ходячая артиллерия: гренадеры.

Собственно об артиллерии.


Из оружия поддержки, как это было в «Medieval II: Total War», артиллерия становится настоящим богом войны (если конечно игрок не допустил оплошность и не встал в низине, вместо того чтобы забраться на гору). Картечь, шрапнель, ядра, ядра с зажигательной смесью и известью. Все это в распоряжении игрока. В общем, нести свет монархии/демократии с помощью ядер, приятно.

Кавалерия: в основном представлена легкой. Да, есть кирасиры. Но, в целом, теперь стоит применять лишь для фланговых атак, так как удар на линию пехоты во фронт. Ой, мама… будет больно. Если конечно, вы не играете за Речь Посполитую с их отрядами крылатых гусар, пусть они и очень дороги, но эффективны сверх всякой меры.

НО! Игра дала ещё и новые типы войск:

  • Колониальные: войска европейцев в Америках и Индии. Полный аналог своих европейских коллег, кроме некоторых характеристик. В Индии они зовутся: войска ост-индийской компании.
  • Индийские: войска Маратха и Моголов. Отличаются огромным количеством кавалерии и войск с холодным оружием. У Моголов так же есть боевые слоны.
  • Берберские/Османские: Турки и арабы, обладают своим уникальным набором. Сперва это крайне дешевые и неэффективные пехотинцы, но их можно нанять много. Но, после реформ, пехота и кавалерия Осман, ни чуть не уступает европейцам. А благодаря частям янычар, превосходит среднее европейское войско.
  • Индейцы: мало стрелкового оружия и пушек, отсутствие флота. Но, при этом, мастера партизанской войны. И здесь, стоит процитировать классика: «Джонни! Они на деревьях!»

Наука и экономика

И вот, мы подбираемся к самым главным изменениям в серии.

Первое, что стоит отметить, это наука. В этой части, для развития своего государства, нужно строить образовательные учреждения, которые и будут продвигать ваше государство по научной лестнице. Всего, таких лестниц три: военная, промышленная, социальная.

И если с военным аспектом все просто и понятно: развиваем технологию, получаем улучшение отряда. Так пехотинцы получают сперва багинеты (штык вставляемый в ствол мушкета), а потом и полноценные штык-ножи. Иногда, прокачка той или иной технологии, открывает новые подразделения: легкая пехота, ракетная артиллерия и т.д.

Военная ветка делится так же на три части: флот, артиллерия, пехота и кавалерия.


Некоторые технологии позволяют строить новые типы зданий: казармы, адмиралтейство, верфи, литейные мастерские. Именно они и позволяют нанимать новые типы войск и продолжать научные исследования в нужной сфере.

Следующая ветка: промышленная. Она позволяет превращать небольшие предприятия в полноценные фабрики с паровыми машинами, которые способны прокормить и одеть ваше войско.

И третий аспект: социальный. Данный аспект таит в себе угрозу для всего вашего монархического строя. Так как чем больше вы его развиваете, тем больше ваши жители требуют прав и свобод. Что понижает общий уровень довольства разных классов населения страны. В то же время, это повышает ваши доходы и поздравляет строить разные финансовые учреждения: биржи, торговые дома, портовые торговые комплексы.

И как говорилось выше: для каждого исследования нужно учреждение. И чем таких учреждений больше, тем быстрее страна может вырваться вперед по научному прогрессу. Правда… чем таких учреждений больше, тем больше население требует социальных реформ.

В общем, процесс развития выглядит так: строим школу, ставим два отряда в гарнизон, дабы местные не восстали. Исследуем начальные технологии, развиваем школу в колледж, исследуем технологии дальше. Можем построить ещё одну школу, дабы ускорить научное развитие. Конечно, при условии, что у вас есть деревня, где её можно построить и ещё пара отрядов для гарнизона.


Культура, религия и революция

Общего показателя культуры в стране. Для каждого региона нужно строить свои объекты: оперы, театры, гостиные дворы. Эти объекты нужны для улучшения настроения разных слоев вашего общества. Исключение столица, где можно строить объекты которые поднимают уровень довольства по всей стране.

Религия: в этой части, наибольшее количество религий, на момент выхода игры, во всей серии. Одно только христианство представлено тремя конфессиями: православие, католичество, протестантизм. Мусульманство представлено шиизмом и суннизмом. На территории Америки есть шаманизм, а в Индии: индуизм и сикхизм. И с религией нужно бороться, ведь в противном случае, вы получите восстание. Для этого нужно слать проповедников и строить объекты религиозного культа: семинарии, церкви и т.д.

Здесь я признаю свою ошибку, в комментариях меня поправили: наибольшее число религий в «Total War: Attila»

Но, что будет, если не следить за довольством населения? Révolution! Но, не стоит бояться. Ведь революцию можно специально подгадать и принять сторону восставших. Но тогда встает вопрос: чем республика отличается от монархии?

  1. Возможность смены правительства, если у него малая поддержка населения.
  2. Новые виды войск: республиканская гвардия в количестве шести единиц.
  3. Замена высшего класса на средний.

В целом, республику контролировать значительно проще, чем абсолютную монархию. Значимый минус лишь один: не всегда выбранный штатгальтер, может быть переизбран. Но это лучше, чем дурак на троне, поверьте.

Недостатки

Я могу выделить следующие:

  • Первый и самый значимый: слишком маленькая карта. Такие страны как Франция и Испания представлены всего одним городом. Спорные области Мец и Гибралтар не в счет.
  • Второй минус: не самый лучший ИИ. Да, сейчас он намного лучше того, чем тот что был на выходе, но даже сейчас, его нужно подкручивать.
  • Третий минус: недоделанные социальные механики. Видно, что авторы лишь заложили их в серию. Идея с разными религиями, уровнем технологий и прочим, это невероятно интересно. Но это лишь начальной стадии. Да и различий между республикой и монархией не так уж и много.

Вывод

На мой взгляд, это одна из лучших частей серии. Если бы её докрутили, доделали, игра была бы великолепна. К сожалению, этого сделано не было. Но, я надеюсь, что однажды создатели выпустят вторую часть, с более глобальной и проработанной картой и доделанными социальными механиками. И тогда, свет Эскорила осветит мир: от залива Горн до Запретного города.

Читайте также: