Эдна и харви обзор

Обновлено: 02.07.2024

В избранных моментах авторы дают постмодернизма: вот эта девочка, например, — явная отсылка к мультсериалу «Эй, Арнольд!».

Когда-то давно Марлен Дитрих рассказала, что в диалоги своей героини из «Голубого ангела» она добавила щепоть «специфического берлинского юмора висельника». Так вот, юмор Edna and Harvey: The Breakout можно описать схожими эпитетами: «едкие шуточки гробовщика», «гротескный стеб палача» или «хохот Шляпника из Страны чудес». Стоит заглянуть этому Шляпнику под облезлый цилиндр — и можно увидеть много интересного.

Если коротко, то «Эдна и Харви: Взрыв мозга» (под таким названием игра продается в России) — это юмористический квест про сумасшедший дом. История появления игры на свет — отдельная тема для разговора. Разработчики, немцы из Daedalic Entertainment, всю сознательную жизнь делали очень серьезные квесты про спасение мира от экологических катастроф (A New Beginning) и путешествия по фантастическим мирам с парящими в облаках замками (The Whispered World). А тут вдруг неожиданно сменили амплуа, взяв за основу студенческую работу одного из основателей студии, человека с замечательным именем Ян Мюллер-Михаэлис. И получилась Edna and Harvey.

Графика в игре неряшливая, но не лишенная шарма: вглядитесь в эти огромные, бессмысленные глаза героини!

Итак, Эдна — пучеглазая пациентка сумасшедшего дома. Она носит застиранную ночную рубашку, а ее лучший друг — синий плюшевый кролик Харви, существо с добрым сердцем и некрофильскими наклонностями. Вместе они преследуют общую цель — сбежать из дома скорби. Естественно, для этого понадобится решить не одну безумную загадку. Например, чтобы выбраться из камеры, нужно отломать ножку стула, расковырять ею войлочную обшивку и выкрутить шурупы в вентиляционном люке откусанным ногтем.

Нет нужды лишний раз напоминать, что сумасшедший дом — идеальная обстановка для реализации самых диких идей. И само собой, каждый персонаж здесь — ходячий абсурд. Один наряжен в костюм пчелы и требует кофе, другой охраняет лифт и не пропускает без входного билета — вешалки. Изредка дело доходит чуть ли не до злободневной сатиры: так, в одном из коридоров свихнувшийся яппи вопит своему брокеру (в отрезанную телефонную трубку) о курсе акций и почему-то боится, что если у него родится сын, то его карьера пойдет прахом.

Эдна не отстает и буквально на каждом шагу творит осознанное, почти ницшеанское зло. Например, начав разговор с тихим алкоголиком Питером, она в качестве утешения разразится тирадой о том, какое ужасное это имя — Питер и как его проблемы мелочны в сравнении со всей Вселенной, не говоря уже о том, как мелочен в сравнении со Вселенной он сам. Масла в огонь подливает и Харви, который по сути — точная копия Макса из Sam & Max, разве что менее харизматичная.

Механика игры прилежно копирует квесты середины/конца прошлого десятилетия — никаких интерактивных курсоров, внизу экрана нужно самостоятельно выбрать желаемое действие: говорить, взять, использовать и т.д. Разумеется, без привычных упражнений по перебору предметов тоже не обошлось. Единственное отступление авторов от классической схемы — периодические флэшбеки Эдны, в которых приходится играть непосредственно за Харви.

Конечно, Edna and Harvey — игра крайне специфическая. В конце концов, здесь предлагают цинично, злонамеренно издеваться над душевнобольными. Но чего уж там, заниматься этим бывает по-настоящему весело. Так что если вам интересно, что представляет собой немецкий абсурдный юмор, то это он и есть.

ПЕРЕВОД: К собственно переводу нет никаких претензий, чего не скажешь об озвучке — в ней задействованы те же самые актеры, которых мы слышали примерно в миллионе других локализаций. Их голоса изрядно приелись, да и сами они, похоже, устали от этой работы — читают текст с вымученными, будто из-под палки, интонациями.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 6

Дождались? Edna and Harvey — это абсурдный немецкий квест про сумасшедший дом, в котором синий кролик отпускает скабрезные шутки в адрес трупов. Если подобный расклад вас не смущает — смешно будет практически наверняка.

Сотрудники студии Daedalic Entertainment, похоже, твердо намерены монополизировать адвенчурную нишу игрового рынка. Мы только-только успели восхититься оригинальной «олдскульной» Deponia, а за углом нас уже поджидает сиквел безумной Edna and Harvey.

Продолжая создавать все новые и новые адвенчуры, разработчики тем не менее не то чтобы совсем уж позабыли свое старое детище. В прошлом году сумасшедшая девочка Эдна и ее воображаемый синий кроликодруг Харви почтили своим присутствием iPad. Теперь же вышло продолжение, которое естественным образом заставило нас насторожиться: не потеряется ли специфический шарм проектов Daedalic при таком «конвейерном» производстве?

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Покрытый волдырями мокрый мальчик, колодец, в котором плавает улей с пчелами, и Лили. Она, как всегда, ни в чем не виновата.

Нет ничего страшнее маленькой девочки

Опасения отчасти развеиваются, когда в первое же игровое мгновение мы узнаем, что компьютерный вирус, подселенный разработчиками на компьютеры пользователей, обнаружил перед мониторами детей. Поэтому наполненная ненормативной лексикой и насилием история о гигантском роботе-опоссуме в этот раз рассказана не будет. Речь пойдет о маленькой девочке по имени Лили — послушной и милой ученице монастырской школы.

На самом деле, неизвестно, кто страшнее — девочка Лили или гигантский робот-опоссум. Хотя нет. Известно. Опоссум точно проиграл.

При чем же тут Эдна и Харви вообще? Дело в том, что Эдна теперь учится в школе при монастыре. Харви временно не с ней, зато у нее есть Лили — соседка, всей душой привязанная к бывшей пациентке психбольницы.

Причина такой бескорыстной любви очень проста. Только Эдна обращается с Лили по-человечески. Все остальные, от преисполненной ненависти к детям настоятельницы до хулиганов-одноклассников, считают своим долгом унижать и высмеивать маленькую девочку с большим розовым бантом на голове. Потому что Лили — очень послушный ребенок. Она всегда старается сделать то, что ей говорят, и не может не то что постоять за себя, но даже договорить до конца свои реплики. Окружающие перебивают ее буквально на полуслове, поэтому малышка уже привыкла изъясняться в основном вздохами.

К моменту, когда мы знакомимся с этой крошкой, она уже успевает создать для себя вымышленный мир, в котором у нее со всеми прекрасные взаимоотношения. В конце концов, ее любят растения и животные, она «отлично ладит» с кухаркой Дорис — неуравновешенной рецидивисткой, для которой работа в монастырской столовой стала лучшим способом сбежать от заслуженного тюремного срока. Вот только с поручениями настоятельницы у ребенка не слишком хорошо складывается — не умеет матушка адекватно ставить задачи. Сказано: избавиться от термитов на дереве. Лили избавилась. А то, что термиты по дороге съели одноклассника и обосновались непосредственно во дворе школы — так по этому поводу никаких указаний от начальства не поступало.

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Мы ни разу не видели, чтобы настоятельница кормила свое плотоядное растение детьми. С другой стороны, кем-то же оно должно питаться…

Осторожно: гипноз

Дела в монастырской школе начинают идти совсем печально, когда мать-настоятельница вызывает к детям нашего старого знакомого — доктора Марселя, чтобы эскулап наставил юные умы на путь истинный своим, особенным методом. Перепуганная Эдна тут же планирует побег — ведь именно этот злобный психиатр мучил ее в первой части серии. Лили должна помочь подруге замести следы, попутно выполнив поручения настоятельницы. В процессе маленькая блондинка успевает ненароком убить всех своих одноклассников и одного клоуна. Но самое интересное начинается потом.

Оказавшись в руках злого доктора, Лили попадает под власть гипнотических запретов. Она не может играть с огнем, лгать, ходить в опасные места, перечить старшим, пить алкоголь — словом, все те действия, из которых обычно состоит геймплей большинства адвенчур, для девочки оказываются недоступными. Конечно, есть способ обойти все эти многочисленные табу, но даже при помощи хитростей нарушать их можно только по одному.

Фишка с запретами добавляет в игровой процесс особую изюминку и открывает простор для путешествий по параллельным пространствам, как водится, упрятанным в середине головы главной героини. Так, Лили регулярно по тем или иным причинам впадает в гипнотический транс и попадает то в Лимб — то есть на первую ступень загробного мира, — то в сюрреалистические пещеры, где живут демоны страхов, внушенных ребенку взрослыми.

Сила любви против бомбы

В Daedalic Entertainment, похоже, не собираются изменять традициям великой и ужасной механики point-and-click. Пусть себе другие компании клепают модные 3D-адвенчуры, а Daedalic тем временем будет делать квесты в духе ретро, но с душой. Так что мы вместе с Лили, как обычно, собираем предметы, комбинируем их в инвентаре и применяем где-нибудь, чтобы получить порой совершенно неожиданный результат.

Большая часть игры проходится практически интуитивно благодаря ограниченному количеству вариантов действий. Но время от времени мы нет-нет да и застрянем где-нибудь, потому что поступок, которого ожидают от нас разработчики, оказывается чересчур шизоидным. Понятно, что если клоун готов скрутить из шарика наряду с разными животными и моделью ДНК также гаечный ключ, то это неспроста. Мы не станем возражать против возможности отвинтить этим ключом из воздушного шарика вполне металлическую деталь — по крайней мере, сразу понятно, что делать. Но как можно предположить, что повернутые на аниме девочки захотят обезвредить бомбу силой любви, заключенной в заколке для волос с цветочком?

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Вас удивляет, что парень в наушниках использует отбойный молоток прямо в церкви? Вот и всех остальных это не удивляет. Ничуть.

В большинстве случаев на ту или иную сумасшедшую идею нас могут навести только хорошенько упрятанные внутри диалогов подсказки. Если мы слышим, как повариха в который раз сетует на то, что у нее под рукой нет банки с маринадом, чтобы успокоить пальцы, и поэтому она вот-вот начнет отвинчивать детям конечности — нам стоит насторожиться и запомнить эту деталь. Значит, мания кухонной работницы нам где-то впоследствии пригодится. NPC в Harvey’s New Eyes вообще очень редко дают задания напрямую. Чаще нам приходится вычислять возможные ответы на вопрос «кому бы показать эту штуковину», исходя из невзначай оброненных реплик. Шикарных реплик, нужно отметить.

Буквально каждую вторую фразу, произнесенную кем-нибудь из персонажей или закадровым голосом, хочется записать и повесить в рамочку. «Маленькая девочка играет с ножом — какая безответственность! Вот, возьми лучше бензопилу», — говорит кухарка. «Лили знала, что ей нельзя играть с едой. Еда часто проигрывала. А когда еда начинала возмущаться, Лили пугалась», — доверительно сообщает нам некто за кадром, когда мы пытаемся сделать что-то неправильное со съестным.

Немертвая, но опасная девочка

Вполне возможно, что к удивлению будет примешиваться еще специфическое щемящее ощущение, какое обычно вызывают трагикомедии. В Harvey’s New Eyes скрыта настоящая бездна черного юмора.

Лили никому не хочет зла. Людей она убивает случайно и, как правило, даже не понимает, что кому-то навредила — ведь ее маленькие друзья-гномы, похожие на бобы, тут же замазывают трупы яркой розовой краской.

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Судоку на самом деле изобрели тамплиеры. Обычные самураи-тамплиеры.
Более того, окружающие тоже не замечают смертей вокруг себя. Настоятельница благополучно хвалит и награждает за усердие ребенка, чей труп висит тут же, прямо у нее перед носом. Пропавших детей никто не ищет, на бренные останки взрослые не натыкаются. Все ведут себя так, как будто смерти не существует или, уж во всяком случае, ничего особенного в ней нет. Этим Edna and Harvey немного напоминает мультсериал Lenore, the Cute Little Dead Girl. Да и сама Лили во многом похожа на Ленор. Она так же обезоруживающе наивна и несет такой же мощный заряд разрушения для окружающих. А ее способность в состоянии гипнотического транса запросто путешествовать по Лимбу говорит о том, что Лили тоже принадлежит нескольким мирам сразу. Мультсериал о маленькой мертвой девочке Ленор увидел свет в 2002-м году. Он состоит из небольших эпизодов, в каждом или почти каждом из которых героиня кого-нибудь убивает или просто делает что-то ужасное. При этом Ленор, которая застряла между мирами после того, как умерла от пневмонии в возрасте десяти лет, вовсе не желает зла окружающим. В большинстве случаев она не ведает, что творит. К тому же сама смерть для нее — нечто абстрактное, так что малышка не всегда может отличить мертвого котенка от живого, например. Мы не знаем, вдохновляло ли разработчиков творчество Романа Дерджа (Roman Dirge), подарившего не-жизнь «маленькой мертвой девочке», но параллели между Ленор и Лили кажутся слишком заметными, чтобы быть просто случайностью.

В свете духовного родства серии Edna and Harvey и современных абсурдно-циничных мультсериалов здешняя картинка в стиле той же Lenore или South Park выглядит более чем органично. Впрочем, мы-то знаем, что настоящей «бабушкой» Лили, как и Эдны, была кэролловская Алиса.

Так что даже неудивительно, что рисовка очень точно отображает характерные черты каждого персонажа в символической форме. У самой Лили, например, есть бантик и две косички, но нет рта — неслучайно она не может произнести ни одной фразы до конца. А мать-настоятельница — озлобленный синий чулок — радует глаз синюшным цветом кожи. Немного странно только то, что при столь неприхотливом графическом воплощении игра так долго подгружает локации. Бегать туда-сюда приходится очень часто, так что неторопливая загрузка, бывает, раздражает. С другой стороны, на фоне общих несомненных достоинств адвенчуры это такая мелочь…

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Фемида синяя потому, что у нее нарушено кровообращение. В конце концов, она веками стоит, держа в высоко поднятой руке тяжелые весы. А длинные уши как раз сейчас на Олимпе последний писк моды. Вы просто не в курсе.

Конвейер там или не конвейер — разработчики из Daedalic не теряют своей хватки вне зависимости от того, как часто им приходится выпускать игры. Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes — «must have» для всех, кому нравятся необычные адвенчурные истории, смешные и грустные одновременно.

Плюсы: ладно скроенный сюжет; необычная концепция; прекрасные диалоги; густая атмосфера веселого абсурда; черный юмор; харизматичная и оригинальная главная героиня.
Минусы: чересчур неспешная загрузка локаций.

Сотрудники студии Daedalic Entertainment, похоже, твердо намерены монополизировать адвенчурную нишу игрового рынка. Мы только-только успели восхититься оригинальной «олдскульной» Deponia, а за углом нас уже поджидает сиквел безумной Edna and Harvey.

Продолжая создавать все новые и новые адвенчуры, разработчики тем не менее не то чтобы совсем уж позабыли свое старое детище. В прошлом году сумасшедшая девочка Эдна и ее воображаемый синий кроликодруг Харви почтили своим присутствием iPad. Теперь же вышло продолжение, которое естественным образом заставило нас насторожиться: не потеряется ли специфический шарм проектов Daedalic при таком «конвейерном» производстве?

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Покрытый волдырями мокрый мальчик, колодец, в котором плавает улей с пчелами, и Лили. Она, как всегда, ни в чем не виновата.

Нет ничего страшнее маленькой девочки

Опасения отчасти развеиваются, когда в первое же игровое мгновение мы узнаем, что компьютерный вирус, подселенный разработчиками на компьютеры пользователей, обнаружил перед мониторами детей. Поэтому наполненная ненормативной лексикой и насилием история о гигантском роботе-опоссуме в этот раз рассказана не будет. Речь пойдет о маленькой девочке по имени Лили — послушной и милой ученице монастырской школы.

На самом деле, неизвестно, кто страшнее — девочка Лили или гигантский робот-опоссум. Хотя нет. Известно. Опоссум точно проиграл.

При чем же тут Эдна и Харви вообще? Дело в том, что Эдна теперь учится в школе при монастыре. Харви временно не с ней, зато у нее есть Лили — соседка, всей душой привязанная к бывшей пациентке психбольницы.

Причина такой бескорыстной любви очень проста. Только Эдна обращается с Лили по-человечески. Все остальные, от преисполненной ненависти к детям настоятельницы до хулиганов-одноклассников, считают своим долгом унижать и высмеивать маленькую девочку с большим розовым бантом на голове. Потому что Лили — очень послушный ребенок. Она всегда старается сделать то, что ей говорят, и не может не то что постоять за себя, но даже договорить до конца свои реплики. Окружающие перебивают ее буквально на полуслове, поэтому малышка уже привыкла изъясняться в основном вздохами.

К моменту, когда мы знакомимся с этой крошкой, она уже успевает создать для себя вымышленный мир, в котором у нее со всеми прекрасные взаимоотношения. В конце концов, ее любят растения и животные, она «отлично ладит» с кухаркой Дорис — неуравновешенной рецидивисткой, для которой работа в монастырской столовой стала лучшим способом сбежать от заслуженного тюремного срока. Вот только с поручениями настоятельницы у ребенка не слишком хорошо складывается — не умеет матушка адекватно ставить задачи. Сказано: избавиться от термитов на дереве. Лили избавилась. А то, что термиты по дороге съели одноклассника и обосновались непосредственно во дворе школы — так по этому поводу никаких указаний от начальства не поступало.

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Мы ни разу не видели, чтобы настоятельница кормила свое плотоядное растение детьми. С другой стороны, кем-то же оно должно питаться…

Осторожно: гипноз

Дела в монастырской школе начинают идти совсем печально, когда мать-настоятельница вызывает к детям нашего старого знакомого — доктора Марселя, чтобы эскулап наставил юные умы на путь истинный своим, особенным методом. Перепуганная Эдна тут же планирует побег — ведь именно этот злобный психиатр мучил ее в первой части серии. Лили должна помочь подруге замести следы, попутно выполнив поручения настоятельницы. В процессе маленькая блондинка успевает ненароком убить всех своих одноклассников и одного клоуна. Но самое интересное начинается потом.

Оказавшись в руках злого доктора, Лили попадает под власть гипнотических запретов. Она не может играть с огнем, лгать, ходить в опасные места, перечить старшим, пить алкоголь — словом, все те действия, из которых обычно состоит геймплей большинства адвенчур, для девочки оказываются недоступными. Конечно, есть способ обойти все эти многочисленные табу, но даже при помощи хитростей нарушать их можно только по одному.

Фишка с запретами добавляет в игровой процесс особую изюминку и открывает простор для путешествий по параллельным пространствам, как водится, упрятанным в середине головы главной героини. Так, Лили регулярно по тем или иным причинам впадает в гипнотический транс и попадает то в Лимб — то есть на первую ступень загробного мира, — то в сюрреалистические пещеры, где живут демоны страхов, внушенных ребенку взрослыми.

Сила любви против бомбы

В Daedalic Entertainment, похоже, не собираются изменять традициям великой и ужасной механики point-and-click. Пусть себе другие компании клепают модные 3D-адвенчуры, а Daedalic тем временем будет делать квесты в духе ретро, но с душой. Так что мы вместе с Лили, как обычно, собираем предметы, комбинируем их в инвентаре и применяем где-нибудь, чтобы получить порой совершенно неожиданный результат.

Большая часть игры проходится практически интуитивно благодаря ограниченному количеству вариантов действий. Но время от времени мы нет-нет да и застрянем где-нибудь, потому что поступок, которого ожидают от нас разработчики, оказывается чересчур шизоидным. Понятно, что если клоун готов скрутить из шарика наряду с разными животными и моделью ДНК также гаечный ключ, то это неспроста. Мы не станем возражать против возможности отвинтить этим ключом из воздушного шарика вполне металлическую деталь — по крайней мере, сразу понятно, что делать. Но как можно предположить, что повернутые на аниме девочки захотят обезвредить бомбу силой любви, заключенной в заколке для волос с цветочком?

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Вас удивляет, что парень в наушниках использует отбойный молоток прямо в церкви? Вот и всех остальных это не удивляет. Ничуть.

В большинстве случаев на ту или иную сумасшедшую идею нас могут навести только хорошенько упрятанные внутри диалогов подсказки. Если мы слышим, как повариха в который раз сетует на то, что у нее под рукой нет банки с маринадом, чтобы успокоить пальцы, и поэтому она вот-вот начнет отвинчивать детям конечности — нам стоит насторожиться и запомнить эту деталь. Значит, мания кухонной работницы нам где-то впоследствии пригодится. NPC в Harvey’s New Eyes вообще очень редко дают задания напрямую. Чаще нам приходится вычислять возможные ответы на вопрос «кому бы показать эту штуковину», исходя из невзначай оброненных реплик. Шикарных реплик, нужно отметить.

Буквально каждую вторую фразу, произнесенную кем-нибудь из персонажей или закадровым голосом, хочется записать и повесить в рамочку. «Маленькая девочка играет с ножом — какая безответственность! Вот, возьми лучше бензопилу», — говорит кухарка. «Лили знала, что ей нельзя играть с едой. Еда часто проигрывала. А когда еда начинала возмущаться, Лили пугалась», — доверительно сообщает нам некто за кадром, когда мы пытаемся сделать что-то неправильное со съестным.

Немертвая, но опасная девочка

Вполне возможно, что к удивлению будет примешиваться еще специфическое щемящее ощущение, какое обычно вызывают трагикомедии. В Harvey’s New Eyes скрыта настоящая бездна черного юмора.

Лили никому не хочет зла. Людей она убивает случайно и, как правило, даже не понимает, что кому-то навредила — ведь ее маленькие друзья-гномы, похожие на бобы, тут же замазывают трупы яркой розовой краской.

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Судоку на самом деле изобрели тамплиеры. Обычные самураи-тамплиеры.
Более того, окружающие тоже не замечают смертей вокруг себя. Настоятельница благополучно хвалит и награждает за усердие ребенка, чей труп висит тут же, прямо у нее перед носом. Пропавших детей никто не ищет, на бренные останки взрослые не натыкаются. Все ведут себя так, как будто смерти не существует или, уж во всяком случае, ничего особенного в ней нет. Этим Edna and Harvey немного напоминает мультсериал Lenore, the Cute Little Dead Girl. Да и сама Лили во многом похожа на Ленор. Она так же обезоруживающе наивна и несет такой же мощный заряд разрушения для окружающих. А ее способность в состоянии гипнотического транса запросто путешествовать по Лимбу говорит о том, что Лили тоже принадлежит нескольким мирам сразу. Мультсериал о маленькой мертвой девочке Ленор увидел свет в 2002-м году. Он состоит из небольших эпизодов, в каждом или почти каждом из которых героиня кого-нибудь убивает или просто делает что-то ужасное. При этом Ленор, которая застряла между мирами после того, как умерла от пневмонии в возрасте десяти лет, вовсе не желает зла окружающим. В большинстве случаев она не ведает, что творит. К тому же сама смерть для нее — нечто абстрактное, так что малышка не всегда может отличить мертвого котенка от живого, например. Мы не знаем, вдохновляло ли разработчиков творчество Романа Дерджа (Roman Dirge), подарившего не-жизнь «маленькой мертвой девочке», но параллели между Ленор и Лили кажутся слишком заметными, чтобы быть просто случайностью.

В свете духовного родства серии Edna and Harvey и современных абсурдно-циничных мультсериалов здешняя картинка в стиле той же Lenore или South Park выглядит более чем органично. Впрочем, мы-то знаем, что настоящей «бабушкой» Лили, как и Эдны, была кэролловская Алиса.

Так что даже неудивительно, что рисовка очень точно отображает характерные черты каждого персонажа в символической форме. У самой Лили, например, есть бантик и две косички, но нет рта — неслучайно она не может произнести ни одной фразы до конца. А мать-настоятельница — озлобленный синий чулок — радует глаз синюшным цветом кожи. Немного странно только то, что при столь неприхотливом графическом воплощении игра так долго подгружает локации. Бегать туда-сюда приходится очень часто, так что неторопливая загрузка, бывает, раздражает. С другой стороны, на фоне общих несомненных достоинств адвенчуры это такая мелочь…

Edna and Harvey: Harveys New Eyes

Фемида синяя потому, что у нее нарушено кровообращение. В конце концов, она веками стоит, держа в высоко поднятой руке тяжелые весы. А длинные уши как раз сейчас на Олимпе последний писк моды. Вы просто не в курсе.

Конвейер там или не конвейер — разработчики из Daedalic не теряют своей хватки вне зависимости от того, как часто им приходится выпускать игры. Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes — «must have» для всех, кому нравятся необычные адвенчурные истории, смешные и грустные одновременно.

Плюсы: ладно скроенный сюжет; необычная концепция; прекрасные диалоги; густая атмосфера веселого абсурда; черный юмор; харизматичная и оригинальная главная героиня.
Минусы: чересчур неспешная загрузка локаций.

В моде нынче негатив. Быть циничным, злым, притворяться психом, ненормальным или хотя бы нигилистом — таковы свежайшие молодежные веяния. Хорошо вписывался в эту модель интернет-поведения квест Edna and Harvey: The Breakout (почему «Побег» в локализации стал «Взрывом мозга» — загадка). Эдна — пациентка психиатрической клиники, вся из себя особенная и уникальная, беспощадно изводит соседей по палате и товарищей по шизофрении. Но продолжение ее похождений — произведение совсем другого рода, ведь в Harvey's New Eyes ненормальность перестала быть напускной. Теперь она скрытая и не очень-то лицеприятная.

Harvey’s New Eyes — это уже не ода безумию, не «театр абсурда», как принято называть все, что оглядывается на юморески от Lucas Arts. Поначалу даже не верится, что играешь в продолжение Edna & Harvey: скромница Лили, монастырский дворик, нервная мать-настоятельница, Эдна копошится в клумбе — клад ищет! Воспитанники приходской школы такие. обычные, вполне здоровые подростки, пусть и со своими подростковыми причудами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: сперва не очень-то ясно, приквел это или продолжение. Но со временем игра себя выдаст: это именно продолжение, которое очень нескоро обнаруживает свою связь с оригиналом. И гораздо более слабую и призрачную, чем казалось ранее.

Впрочем, сомнения в адекватности окружающего мира быстро рассеиваются. Теперь абсурд наполняет собой систему, а не конкретных персонажей, — психов-то осталось немного. Этот мир — обитель смерти: качели висят над обрывом на дереве, которое точат термиты; коктейли в сельском баре несовместимы друг с другом (хозяин заведения узнал об этом слишком поздно); по окрестностям шастает дикий вепрь — похоже, тот самый, что мял машины в «Особенностях национальной охоты в зимний период». Вселенная жаждет крови, а Лили. Лили отпаивает ею мироздание по первой просьбе.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Лили обитает в одной комнатке с лучшей подругой Эдной. Занятно, но последняя, спустив с лестницы психиатра Марселла (этим закончилась первая часть), угодила в монастырь. Впрочем, доктор пережил падение и даже продолжил практику — теперь он едет в монастырскую школу, опробовать новый «метод» перевоспитания непослушной детворы. Как мы выясним, основа методики — перешитый игрушечный кролик Харви, спутник Эдны из первой части, попавший в руки престарелого изувера. Только раньше грызун был полноценным персонажем, а теперь стал куклой с особой начинкой и способностями к гипнозу. Но Эдна уже знает, что «перевоспитание» в понимании Марселла — это превращение в послушного раба. Поэтому чокнутые девчата не желают встречаться с инвалидом от психиатрии и бегут из интерната, оставляя за собой след из трупов.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Обитатели монастыря, соседней деревни и знакомой по оригиналу психушки передают привет своим коллегам из первой части — это еще один сборник стереотипов, только от абстрактных образов (чистюля, параноик и прочие) перешли к конкретным (тираны от педагогики, школьные хулиганы и лизоблюды, нелюбимые дети, спрятанные в подвале). К несчастью (а точнее — к несчастному случаю), большинство из них живет недолго и не успевает раскрыть потенциал, другие же выступают в роли статистов. А жаль! Каждый по-своему интересен.

Конспиролог, подрабатывающий в часовне, готов осквернить святое место, чтобы найти склеп тамплиеров. Дальше как в приключениях Астерикса и Обеликса: «Эта гробница станет вашей гробницей!» Только галлы сумели сбежать, а рисованный поклонник Дэна Брауна — нет.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Немцы не стесняются проехаться и по модным тенденциям. В глаза бросаются две барышни с волосами ядовитых цветов, изъясняющиеся на смешенье японского с нижегородским. Понадерганные из разных аниме персонажи, цитаты, аллюзии — все при них. Равно как и примитивное мышление, упрощенный взгляд на жизнь и апробация в ней установок, усвоенных в ниппонской мультипликации.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Наконец, самая злая ирония заключена в шамане. Этот обрюзгший, небритый тип с одним жалким пером вместо шикарного веера обрел единение с компьютером. Разговаривает поисковыми запросами, приветствует фразой «Мам, я AFK», цитирует «Википедию». Герой нашего времени.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Но милашку Лили, конечно, не затмить никому. Она — эталон скромности, послушания и безобидности, видящий мир исключительно через розовые очки. На самом же деле окружающая ее реальность, как в «Матрице», чудовищней самого жуткого кошмара — Лили, прикрываясь чужими просьбами и заданиями, хладнокровно и безучастно убивает окружающих людей одного за другим. Если требуется снять петарды с каменной горгульи, то нужно непременно уронить ее на влюбленную парочку: и умерли в один день, как завещал О.Ж. Грант. Взорвать авиабомбу в бронированной печи? Совершенно необязательно выгонять оттуда трусоватого мальчугана, который в этой зловонной домне обрел долгожданное убежище от всех напастей. кроме Лили.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Особую роль играет посредник между двумя мирами: рассказчик. Он озвучивает происходящее на экране, поскольку сама героиня не в силах прокомментировать ни одно событие или действие — безвольную Лили в разговоре всегда перебивают сразу после начала ее реплики. Закадровый голос объясняет и оправдывает дела рук своей подопечной, выдает желаемое за действительное — особенно умиляет его удивление, когда жертвы Лили «куда-то пропадают». Зато рассказчик не удивляется «дружелюбным гномам», красящим трупы и останки в розовый цвет, маскируя кровавую вакханалию. Нехитрый трюк подсознания лишает девочку возможности в полной мере оценить масштаб своих злодеяний.

Мы привыкли, что с ходом игры протагонист получает все новые и новые возможности воздействовать на окружение. В Harvey’s New Eyes принцип level-up’ов перевернули вверх дном. В первой же главе Лили становится почти беспомощной: гипноз вынуждает ее повиноваться восьми стандартным запретам типа «Не играй с огнем», «Не ври» и тому подобное. Надо ли говорить, как это осложнит жизнь герою любой игры? Вот и Лили не мирится с оковами внутри себя. Один за другим нам предстоит ликвидировать эти запреты, погружаясь в подсознание девочки и побеждая олицетворение запретов — своеобразных демонов. В реальности же можно обходить только одно табу за раз, но менять выбор разрешено в любое время. Нельзя сказать, что система запретов выворачивает геймплей наизнанку: скорее это неплохой способ разнообразить досуг.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Порой Harvey’s New Eyes рвет шаблоны и устраивает сюрпризы. В один прекрасный момент Лили попадает в мир ролевой игры, а мы становимся свидетелями драки двух рассказчиков — фэнтезийный «чревовещатель» на время отвоевывает микрофон. Вы будете долго смеяться над своими рефлексами, когда встретите в HNE quick-time event. Лили попадет в передрягу, и посреди экрана возникнет значок QTE, призывающий на него жать, — что игрок и делает, поддавшись привычке. Значок будет немедленно проглочен девчонкой, которая слыхом не слыхивала про QTE, а нам останется недоумевать — что это было?!

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Daedalic наконец ушли от перебора вещиц и от неведомой обычному землянину логики. Теперь не знакомые с жанром люди не будут скрипеть зубами и мозгами над морем предметов в инвентаре, пытаясь не мытьем, так катаньем пристроить их к активным точкам в локации. Персонажи с удовольствием намекают на решения задач, даже рассказчик не чурается подтолкнуть своего слушателя к ответу. Не все довольны легкостью прохождения, но мы-то знаем, что квестовый локомотив Telltale Games еще восемь лет назад отбросил предрассудки и упростил головоломки до уровня среднего обывателя, а независимые гении типа Якуба Дворски тоже смещают внимание в сторону истории и вселенной (разве что Нэнси Дрю лежит, простите, бревном, игнорируя реалии современности).

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Компенсировать простоту прохождения призваны вставленные невпопад головоломки. Конечно, сюжетно их пытаются оправдать, но судоку в плитах над тайным склепом — это абсурд! И вовсе не потому, что судоку. Не раз придется решать «логические» задачки, вроде «украсьте пиццу перекрашенными ингредиентами, чтобы угодить компании игроков в настолку». Задачка с пиццей слабо вяжется не только с нашей реальностью (это абсурдной игре простительно), но и с любой вообразимой. Перекрашивать брокколи и бананы, чтобы обмануть четырех дальтоников, — даже для такой буффонады это немного слишком.

Edna and Harvey: Harvey’s New Eyes

Harvey’s New Eyes — это в первую очередь игра-история. История о том, как социальный взрыв может следовать за абсолютным подавлением воли. И еще — о воображаемых людях, но это уже страшный спойлер. Важный изъян — концовки игры; все три отличаются разве что словами рассказчика (и только одна — словами Лили). HNE можно упрекнуть в мрачности, в тщетности усилий, которые затрачены на движение к цели, но все это не делает ее продолжение менее значимой для жанра игрой, чем оригинал.

Читайте также: