Dawn of war 2 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Студия Relic если не главные индустриальные RTS-новаторы (по-настоящему новая идея у них была одна — и называлась Homeworld), то как минимум одни из основных законодателей жанровой моды. Они собирают интересные, но плохо задействованные геймдизайнерские приемы из других игр, умножают их на прилежание, талант и деньги и в итоге устанавливают такую планку качества, до которой мало кто может дотянуться. Вот, например, Company of Heroes — по сути, скриптовая RTS, работающая на механике Warhammer 40 000: Dawn of War (которая, в свою очередь, существовала на идеях Ground Control 2) и боевой системе Z. Но при всех наших уколах это, безусловно, лучшая WW2-cтратегия, которую видела планета Земля. И именно она обозначила вектор развития для большей части подобных игр.

Однако Dawn of War нас сегодня интересует больше. За вычетом «граундконтроловской» системы захвата точек (а значит, и экономики), Dawn of War сделала несколько очень важных жанровых шагов. Во-первых, ввела моду на сквады. Во-вторых, сделала возможным ближний бой в RTS. Пока Blizzard зомбировала миллионы в World of Warcraft, Relic практически полностью монополизировали жанр — такого успеха с тех пор не добился практически никто. Три аддона только закрепили триумф. Рецензию на последний из них, Soulstorm (созданный, кстати, уже в застенках Iron Lore, мир ее праху), ищите в этом номере.

Слухи о том, что Dawn of War 2 грядет, витали в воздухе уже довольно давно (как только было объявлено, что Relic не занимаются Soulstorm), но официальный анонс последовал только в апреле. Над игрой, оказывается, работали еще с 2006 года, и мы оказались в числе первых изданий, кто получил в этом месяце не скупой пресс-релиз и три скриншота, а полный карт-бланш.

RTS 2.0

Джет-паки, которые в первой части носили скорее декоративную функцию, в Dawn of War 2 будут использоваться по полной программе.

Если кто-то тут боится, что вместе со смещением акцентов игра потеряет в зрелищности, — посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот скриншот.

О сюжете сейчас известно очень мало. Разумеется, события, как и предполагает вселенная, разворачиваются в 41-м тысячелетии и нам снова нужно будет защищать подвергнувшийся нападению участок галактики. Заявлены на данный момент лишь две стороны конфликта: знакомые уже вам космодесантники и орки. Кто еще из всей Warhammer-братии приглашен на банкет — одна из основных интриг. Есть предположение, что это будут давно ожидаемые поклонниками тираниды (которые ни в оригинале, ни в аддонах задействованы не были). Впрочем, сюжетная кампания точно будет только для упомянутых уже двух фракций. Остальным в лучшем случае придется довольствоваться скирмишем и многопользовательскими сражениями. Кампании, кстати, будут доступны и для кооперативного прохождения (привет, Red Alert 3!). Но все остальное, что касается мультиплеера, пока находится под завесой тайны.

Дредноут космодесанта всегда менял расклад на поле боя самым решительным образом

В качестве агрессоров выступают, естественно, орки. Играющим за космодесант между миссиями будет доступен космический корабль, на котором они смогут выбирать (вероятно, посредством глобальной карты) следующее задание. Задания бывают «красными» (самые сложные), «синими» (средней сложности) и «зелеными» (наиболее легкие). Сами миссии происходят на планетах. Все дело в том, что в Dawn of War 2, помимо целей, определенных для каждой конкретной миссии, будут и долгосрочные задания, для завершения которых надо будет выполнить не одно поручение. И особенность тут в том, что достигнуть своей цели можно по-разному. То есть придется думать, за какую миссию стоит взяться сейчас, к чему это приведет и насколько хорошо вы сможете это сделать.

Да-да, именно «насколько хорошо» — критериями успеха является не только сам факт выполнения задания, но и то, насколько быстро и качественно вы с ним справились. От этого, например, зависит, какие миссии вам откроются в дальнейшем.

Надо ли говорить, что отлетающие куски фасада делают это не просто так, а согласно законам физики?

А теперь главная информация. Микроменеджмент полностью, раз и навсегда отправился на заслуженный отдых. То есть строить базы не придется вообще. В самом начале игры вам выдается определенное количество элитных отрядов, с которыми нужно протянуть вплоть до — внимание! — самого конца игры. « RTS, как и играм других жанров, сегодня отчаянно не хватает эмоциональной привязки»¸ — говорят Relic. Именно поэтому у каждого бойца в отряде — свое имя, своя внешность и своя специализация. Последний параметр вы вольны менять сами. Причем не примитивным выбором из набора уже существующих профессий. Вы экипируете воина собственными руками. То есть на манер какой-нибудь RPG из павших на поле боя будут выпадать артефакты и различные объекты. А у вас будет возможность подбирать это самое оружие и экипировку и чуть позже примерять на себя в какой угодно комбинации. На миссию можно будет взять не больше 6 сквадов. Подкрепления поставляются на поле боя посредством уже знакомых вам падающих капсул. Для того чтобы вам не засчитали поражение, достаточно, чтобы в бою выжили командиры отрядов. Это уже, кстати, в какой-то степени напоминает Warhammer: Dark Omen — там тоже были строгие ограничения на количество отрядов и каждого отдельного солдата приходилось холить и лелеять.

Все это приводит к тому, что во время миссий вам часто придется делать определенный выбор, в основном между долгом и жаждой наживы. Например, спасти мирных жителей или же заполучить себе новую экипировку? При этом положение дел на поле боя зависит не только от того, какой выбор вы совершили в определенный момент, но и того, как хорошо идут дела у вас в кампании в целом.

Тактические бонусы — одно из самых положительных нововведений Dawn of War 2. Мы, к сожалению, знаем на сегодня только об одном таком бонусе — орбитальном лазерном ударе. Но даже если в итоге останется только он, этого уже будет достаточно.

По стопам героев

Разговоры о графике Dawn of War 2, как обычно, сведутся к обсуждению таких вот ракурсов.

Боевая система тут в общем и целом напоминает Company of Heroes, только, конечно, всячески улучшенную. Кроме обычных солдат, на поле боя будут присутствовать разве что немногочисленные виды техники (например, шагающие дредноуты космодесанта; водных и летающих юнитов не будет вовсе), поэтому воины наделены множеством очень интересных способностей. В основном они будут зависеть от того, какие у юнита имеются приспособления. Помимо различных гранат, пил и топоров (что уже само по себе занятно), возвращаются десантники с реактивными ранцами за спиной. Плюс будет возможность красиво добивать врага, если тот, истекая кровью, ползет куда-нибудь к ближайшей стенке. Арсенал Dawn of War к этому всегда располагал. Особенно зрелищными обещают быть схватки между командирами: они сильны, хорошо вооружены, да и выглядят внушительно.

Намеренное уменьшение количества подконтрольных вам лиц Relic заменят тысячей нюансов. Забросать врага гранатами, обрушить ему на голову соседнее здание (об этом подробнее см. ниже). За успешно проведенные маневры вы регулярно поощряетесь глобальными бонусами. На сегодня известен только один — орбитальный лазерный удар. Всю силу этого аргумента можно оценить на окрестных иллюстрациях.

И вот тут становится понятно, зачем Relic понадобилась вселенная Warhammer 40 000. Как и первая часть, Dawn of War 2 заимствует все, означенное выше, из библии Warhammer, и им действительно нужны все эти автоматические бензопилы, утыканные шипами орки и прочая жесть. Это — основа, фундамент большого стратегического пиршества.

От экранов по традиции надлежит убрать беременных и детей: расколотые, распиленные и разрезанные пополам орки возвращаются в полном объеме.

Большой взрыв

Простите, у нас уже кончились печатные слова, но мы не можем не напечатать этот скриншот.

За графику отвечает собственный «реликовский» движок Essence Engine 2.0 (предыдущая версия использовалась в Company of Heroes). Учитывая, что в сражениях примет участие очень небольшое количество юнитов, Relic радостно предались прорисовке каждой заклепки на броне космодесанта. На сегодняшних скриншотах Dawn of War 2 выглядит, без дураков, шикарно, причем до 2009 года графику определенно еще доработают. Сохранилась фирменная плотность, физичность картинки. Когда персонаж врывается в толпу орков, размахивая заведенной пилой, это выглядит именно так, как должно: юниты не елозят ногами по воздуху, не суют друг другу полигоны в лицо, а честно, физически корректно разваливаются на части тела и элементы экипировки.

И вот тут кроется самое важное: как технологии будут влиять на геймплей? За физику в Dawn of War 2 отвечает Havok, деформация же окружающего пространства — очень важная составляющая игры. Речь идет не только и не столько о банальном «разрушить ко всем чертям здание и расчистить путь» (хотя и этот трюк проделать позволяется далеко не в каждой стратегии). Мы говорим (наконец-то!) о стратегическом разрушении. Взрывы сносят вражеские укрепления, валят стены домов, выкуривая оттуда засевших неприятелей, в земле образуются воронки, которые автоматически используются в качестве укрытия… Легко себе представить, как будет выглядеть уровень после длительного сражения: повсюду руины, дыры в земле, обломки баррикад. Но главное — здесь позволяется обрушивать целые мосты. Это особенно эффективно, если вы отступаете или если на мосту расположились юниты противника.

Командиры (которых тут зовут Warboss) в состоянии в одиночку разнести несколько отрядов.

Ну и, конечно, новые технические мощности позволяют избавиться от целого ряда приевшихся стратегических условностей. С помощью джет-паков можно будет заскочить практически на любую конструкцию. Размер всех строений и объектов, естественно, установлен пропорционально юнитам. Если враг заходит в дом, то прекрасно видно, как он подбегает к окну, прижимается к стене и отстреливается, лишь изредка высовываясь. Гранату можно будет кинуть именно в определенное окно, а не банально забросать ими все здание. Строения здесь вообще используются довольно активно — они не только дают стратегическое преимущество, но и могут застать вашего врага врасплох, если вы неожиданно начнете палить откуда-нибудь с балконов.

Все это, в общем, похоже на обещания, которые Relic выдавали еще в Company of Heroes. Разница в том, что сегодня технологии наконец дошли до нужного уровня. Тут важно уловить этот тонкий момент — здания не просто разваливаются на куски, они делают это физически корректным образом: каждый обломок, каждая балка остается на поле боя в качестве интерактивного объекта. Это влияет на геймплей благодаря AI, который прекрасно осведомлен о реальности окружающего его мира. Солдаты припадают к гигантскому обломку здания и используют его в качестве укрытия. Они знают, что мост можно взорвать, знают, что это же самое укрытие совсем необязательно брать на абордаж — пара гранат быстро изменит ситуацию.

Если проанализировать все вместе, то получается, что Relic действительно готовят переворот, который, вопреки традициям, начали в прошлом году не они, а шведы из Massive Entertainment. World in Conflict точно так же отсекал от жанра все лишнее, и Dawn of War 2, с одной стороны, следует этому тренду: нет строительству, нет ресурсам. Но, с другой стороны, там, где шведы разыгрывали холодный, эстетский стратегический театр, Relic предпочитают кровавую, хлюпающую резню. И в этом состоит их истинное достижение: убрав все лишнее, они добавили жанру несколько ключевых моментов — собирательство, кастомизацию каждого отдельного юнита.

Говорят, фанаты восприняли все эти начинания в штыки. Все боятся главным образом того, что Dawn of War 2 потеряет свою фирменную зрелищность. Мы бы могли написать на этом месте теоретический трактат в защиту Relic, но лучше всего просто посмотреть на окрестные скриншоты. Мужчины, скажите, есть ли хоть одна стратегия на Земле, которая выглядит сегодня настолько же грубо, жестко и бескомпромиссно? То-то же.

Будем ждать? RTS 2.0, первое большое высказывание Relic со времен Company of Heroes. Готовьте вашу космоброню — за Императора!

Dawn of War 2 забыли быстро. Игра держалась на плаву первые месяца два, а потом интерес стал падать. Проблем хватало. В сетевом режиме все жили от одной «имбы» к другой. То тираниды захватывали сервера, и в бою могли встретиться до пяти героев этой расы. То космические десантники оказывались сильными сверх всякой меры. Да и чисто в техническом плане не все гладко было в сорокатысячном королевстве. Ну, а что касается одиночной кампании, то чего-чего, а реиграбельности ей не хватало очень даже сильно. Вот и вышло, что довольно яркий проект перестал быть у всех на слуху. И потому хочется узнать — а что вообще сделает Chaos Rising? Неужели просто подарит Dawn of War 2 лишний месяцок жизни? И если да, то очень ли нужно нам такое дополнение?

Если вы забыли события оригинала, то коротко напомню, что там несколько отрядов Кровавых Воронов чистили мир от тиранидов. Летали от одной планеты к другой и тысячами убивали тараканов. При этом даже была кое-какая история, которую, правда, сами десантники стеснялись бы рассказывать юнцам, сидя у костра. Потому что скучная она.

Снег и лорд хаоса — иллюстрация дополнения.

Однако игровой процесс был подинамичнее. Вот только действительно удивляло, что приходилось из раза в раз высаживаться в одном и том же секторе (то есть на одной карте) и гонять поочередно то тиранидов, то орков, то эльдаров. Увлекательности это способствовало слабо.

Ну и плюс к недостаткам можно отнести то, что все бои были словно близнецами. Сложно выделить какие-то уникальные поединки, которые бы западали в душу. Чтобы прийти на форум и отписаться, мол, «Дорогой StopGame, ваш автор несет чушь, вот я в DoW 2 так-то вот интересно посражался, а потом еще вот так вот, а затем еще. ». Так что даже если и случалось что-то интересненькое, потом оно повторялось.

Вот такая предыстория первой части. В черных красках я ее обрисовал. Но мне кампания действительно не понравилась. Потому в дополнении хотелось больше разнообразия. И гораздо меньше рутины. Это привилегия корейских MMO — заставлять нас выполнять одни и те же действия сотни раз.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Структура миссий все такая же. Медленно пробиваемся вперед, захватываем точки, порой отступаем к ним.

Поменялась ли структура?

На первый взгляд дополнение мало преобразило игровой процесс. Ушли тираниды, пришел хаос. А вслед за ним и старые друзья — эльдары да орки. Что надо делать? Мы получаем задание, высаживаемся на планете и, убивая бесчисленное количество врагов, идем к цели. Обычно это где-то в конце карты. По пути же мы порой занимаем точки воскрешения, где можем пополнить отряд.

Все задания по структуре безумно схожи, их опять тяжело отличить друг от друга. Нет, в этот раз нам не придется на одной и той же карте по десять раз бегать, однако разработчики снова жадничают и не вводят какие-то особенные, надолго запоминающиеся события.

Допустим, миссия № 7. Высадились, кто-то попросил о помощи, мы прошли три метра — убили пару сотен хаоситов, сидящих в зданиях и возле них. Прошли пять метров, завалили еще сотенку врагов, которые не давали нам занять точку. Захватили ее, побежали на север — убили еще двести гадов. Ближе к концу миссии нашинковали уже бойцов пожирнее. В финале победили героя.

Теперь миссия № 12. Высадились, некий гвардеец молит, чтобы мы спасли товарищей. Проходим три метра — убиваем эльдаров, которые сидят в зданиях и возле них. Еще три метра — и валим вражин, не дающих захватить точку. И так далее.

У каждого задания, конечно, своя предыстория, даже события порой неповторимые происходят: то нам портал надо разрушить, то выручить товарища, а заодно убить толпу орков, которые устроили бойню с хаоситами. Но при этом действуем в итоге мы всегда очень уж одинаково.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Вновь разработчики прибегают к своему любимому трюку — стравливают сразу несколько рас в одном месте.

Все как в оригинале. Но там дополнительные квесты выполнять не хотелось. Ради чего? Они отчасти упрощали прохождение, но даже на высшем уровни сложности можно было вполне спокойно закончить игру без всяких «облегчалок».

В дополнении разработчики пересмотрели подход к побочным заданиям. Теперь они практически обязательны. И их выполнение действительно влияет на игру. Помогли, допустим, гвардейцам — получили несколько очков к преданности Императору. Стали хихикать над чужими бедами и не вмешались — пустили в душу толику хаоса.

И это уже совсем другое дело. Ведь помимо умений, которые получают либо добренькие ребята, либо отступники, в Chaos Rising еще большую роль стала играть экипировка. Раньше мы не могли носить клевый доспех только потому, что уровнем малы были. Сейчас же некоторые вещички из гардероба не налезут на парней с «неправильным» мировоззрением.

Вот тут-то и появляется желание что-то да сделать. В рюкзаке валяется силовая броня, которая, во-первых, весьма красива, а во-вторых, еще и параметры увеличивает. А для нее нам не хватает немножко хаоса в крови. Потому, когда вылетаем на задание, сразу смотрим, как же нам послужить темным богам. Причем все такие дополнительные поручения доступны практически сразу. То есть пришли спасать разведчиков, а нам и говорят: «Погибнут все — вам воздастся». Вот и ходим мы по карте на носочках, переговариваемся шепотом да прячемся в кустах, а то, не дай Тзинч, товарищей выручим!

Правда, разработчики порой надоедают тем, что считают зло бездействием. Чтобы совершить добро, надо активно сражаться. А вот многие задания хаоса — не вмешайся, допусти, не пойди, не помоги. И порой это лишь затягивает геймплей.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Теперь перед каждой миссией будет появляться такое окошко. Мол, вы точно хотите сделать из своего героя негодяя?

Мой пластмассовый десантник

Также разработчики сделали еще более разнообразной игру в «куклы» — одевание и раздевание героев, подбор им лучшего вооружения, брони и умений. И всякие занятные вещички можно найти уже в первых же миссиях. А поскольку уровни у всех солдат довольно высокие, то и доступного снаряжения много.

Плюс армия наша сразу же в полном сборе. И можно каждую миссию самостоятельно разнообразить. Сначала пойдем со снайперами и пулеметчиками, потом возьмем братию с ракетными ранцами и дредноутом. Да и один и тот же отряд можно менять до неузнаваемости. Одно дело, когда бойцы бегают с молотом и умениями на увеличение скорости и силы удара, и совсем другое — если они используют огнеметы и оглушающие гранаты.

Так что этот аспект — просто на высоте. Реально интересно заниматься подготовкой команды перед схваткой и не менее здорово потом еще и испытывать солдат в бою — как работает полученный меч, как стреляет снайперская винтовка, и что дает определенное сочетание умений.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Один отряд может выглядеть абсолютно по-разному.

Нашего полку прибыло

Не забудем еще и о том, что помимо оружия и брони появился еще и новый член команды — библиарий. Это новый герой, который в отличие от нашего главного бойца специализируется не на прямом уроне в ближнем бою, а на заклинаниях. Этакий «маг», да простят меня любители серии Warhammer 40000 за столь кощунственное сравнение.

Он умеет усилять товарищей, позволяет наносить им больший урон или же передвигаться быстрее. Он лечит и восполняет энергию. А может и против неприятеля что-то «волшебное» придумать. Хотя если понадобится — то со своим посохом ринется и в ближний бой. И благодаря усилениям, будет неплохо крушить врагов. Это как монах из D&D, который себя «обкастует», а потом начинает раздавать всем смертельные затрещины.

Однако библиарий — не чертовски необходимый герой. И это даже очень хорошо. Вы можете заменить его на любой другой отряд. И вводить в свою армию «волшебника» по необходимости, если есть интересная тактика с его участием. Так что тут Relic можно только похвалить — она создает нового персонажа, делает его эффективным, интересным, но не принуждает играть только им.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Знакомьтесь, герои хаоса.

Сетевые нововведения

Однако Dawn of War 2 запомнили не за кампанию. Именно сетевой режим был хорош и довел практически до совершенства все идеи разработчиков, которые они начали развивать еще в Company of Heroes. Потому и интересно, что привнесло дополнение в мультиплеер.

И первое нововведение — это, разумеется, появление расы хаоса. Теперь доступны четыре стороны конфликта. Что, конечно, сделало тактику только глубже и интереснее. Особенно в поединках 3 на 3, ведь именно здесь взаимодействие различных бойцов и героев больше всего влияет на игровой процесс.

Если сравнивать хаос с другими расами, то больше всего он напоминает, конечно, космических десантников. Особенно на первом уровне развития. Там мы можем заказать пулеметчиков (практически копия тех, что есть у космодесантников) или же отряд Space Marine (опять-таки калька). На втором уровне есть дредноут, а на третьем — танк.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Солдаты хаоса перед получением усовершенствования на несколько секунд погружаются в такой транс. Порой это сильно подводит в бою.

Однако схожесть лишь частичная. Некоторые отряды напоминают другие, но поскольку в бой их ведут совсем иные герои, а рядом сражаются и полностью особенные хаоситские бойцы, то и всей расой надо действовать иначе. Например, вместо лекаря здесь есть колдун. Он напоминает библиария из кампании. Усиливает союзников, ослабляет противников, может использовать мощные атакующие заклинания. Техмарин же превратился в зловонного восставшего мертвеца, которого невозможно подавить пулеметным огнем. И уже только это позволяет придумывать особые тактики.

А еще у хаоса есть просто великолепнейший противопехотный боец — кроводавец. Его можно уничтожить только тяжелым оружием, которое применяется против техники. А поскольку у начальных солдат его нет, то он возле себя оставляет куски оторванного от недруга мяса. Очень жестокий, но эффективный гад.

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Chaos Rising

Эта жирная тварь — один из сильнейших бойцов в игре. Принадлежит, разумеется, хаосу.

Коротко о главном

Ну а теперь надо все же ответить на вопрос — как долго дополнение будет поддерживать интерес к проекту, и не забудем ли мы вновь о Dawn of War 2 слишком быстро? И боюсь, что Relic не смогла переработать сетевой режим очень уж сильно. Создатели добавили новую фракцию и каждой расе дали по дополнительному бойцу. На этом все. Поиск противников все еще длится долго, сама игра частенько лагает, многих выкидывает. Тактики не стали глубже, бои вполне обычны. По сути ничего и не изменилось. Все как прежде.

Так что дополнение явно не сетевое, оно для кампании. Теперь в Dawn of War 2 одному гораздо веселее. Больше развилок и возни с «куклами», меньше скуки и надоедающих однообразных действий. Теперь битвы с сотней противников куда более интересны и сложны.

И если ради одиночной кампании я бы вряд ли советовал купить Dawn of War 2, то вот дополнение ради нее приобрести стоит. Особенно если вы можете перенести своих героев из оригинала в Chaos Rising. Если нет — все равно не страшно. Так или иначе — будет весело. И это главное.

Плюсы: возможность пустить хаос в душу и разум солдат; больше развилок в кампании; много оружия, брони и умений; интересно наряжать «куклу»; новая раса для сетевого режима; в дополнение можно играть и без оригинала, но тогда в мультиплеере будет доступен только хаос.
Минусы: вновь приходится слишком много бестолково изничтожать противников в кампании; не хватает запоминающихся эпизодов (но они уже есть!); сетевой режим остался прежним, просто с новой расой.

Такое случается редко - атмосферная стратегия, обросшая множеством аддонов и получившая отличные оценки в прессе, почти меняет концепцию. Стратегические битвы со строительством и добычей ресурсов превращаются в тактические стычки, уровни меняют гектары на квадратные километры, боевые единицы обретают личности… А результат по-хорошему удивляет.

Gears of War(hammer)

Обучающий уровень подозрительно милосерден к игроку и его виртуальным подчиненным. Никаких эпических задач на первое время, разрушение здоровенных баз с превосходящими силами противника откладывается. В кадре - скромный окоп, заполненный обороняющимися, и пара десятков орков. Те, что в окопе, - наши, Космодесантники. По голосовой связи взывают о помощи, укрепления вот-вот перехватят. Ситуация ясна, исправлять положение и лезть под пули будет наш герой.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Дуэль двух героев. В тропиках.

Первым делом понимаешь, что меню строительства нет. Совсем. То есть спустить прямо сейчас с орбиты теплую казарму с ротой-другой десантников никто не позволит - вот отряды, в меру крепкие и отважные ребята по четыре, изволь вести их в бой и вернуть на базу в целости да сохранности. Не какие-то там "начальные юниты", а вполне подготовленные бойцы. Только теперь их мало выделить рамкой и класть на амбразуру.

Поначалу такой подход очень даже работает, но переучиваться заставляют быстро. Войска стали послушнее и по клику мыши могут занимать откровенно самоубийственные позиции, прячась от пулемета за камушком или стоя во весь рост. Чтобы уберечь солдат от вражеских пуль, приходится находить укрытия. Первая ассоциация - Gears Of War. Это, конечно, стратегия и впору вспомнить Company Of Heroes, однако ярко-алая броня и неслабые физические данные словно шепчут заветное "Маркус Феникс" - даром что банданы не в почете. Кликаем на ближайшей каменной кладке - отряд шустро шмыгает за неё и открывает огонь по залетным гостям-оркам…

Go, Brothers!

Dawn Of War 2 поначалу недооцениваешь. Она кажется легкой и какой-то слишком простой. Зачем эти заборы и укрепленные дома, гранаты у одного и невидимость у второго отряда? Метод рамки ведь работает - группа закованных в сталь мужчин без всяких проблем сдерживает натиск противника и с блеском выполняет миссию за миссией. Главный герой (все его называют commander, хотя имя придумывает сам игрок) так и вообще бессмертен - сначала супостатам нужно пробить его щиты, чтобы добраться до заветной зеленой полоски. И это при возможности полного лечения одним нажатием кнопки.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Ну, обычно тут так и бывает. Сначала вроде держат позиции, а потом как смешаются в кучу!

Тут-то и всплывает новый сюрприз. Обучение как раз заканчивается, начинаются серьёзные, хотя все еще и локальные, дела. После очередного пафосного сброса на поверхность (красный такой челнок врезается в грунт) каждым шагом отряда уже не руководят вышестоящие чины, есть только задание и голова на плечах. Врагов становится непривычно много, прячутся они очень хорошо и не стесняются заходить в тыл, подавлять шквальным огнем, а зачастую попросту раскидывать подопечных как кегли, приземляясь после прыжка на ракетном ранце.


Космический десант - это не просто закованные в красный доспех солдаты. Непосредственно в игре их происхождение освещается мало, однако фанатам вселенной Warhammer 40.000 наверняка известно, почему у некоторых из головы торчит что-то похожее на болты и кабели. Методы отбора в элиту крайне жесткие: кандидатов разыскивают на планетах с агрессивным окружением, где они ежедневно борются за жизнь. Потом начинается инициация: молодого бойца подготавливают на психическом и физическом уровнях, вживляют в тело имплантаты и меняют на генном уровне вплоть до того, что силовая броня становится его вторым телом, нисколько не мешая восприятию и движениям. Процесс становления длится годами, однако даже в случае больших потерь Space Marines (оригинальное английское название) никого не берут "по объявлению", соблюдая жесткую дисциплину. Видимо, из-за этого в игре даже в случае провала миссии отряд не бросают, а срочно эвакуируют с поверхности планеты.

Начинается тактика. Каждому отряду присваиваешь цифру на клавиатуре (цеплять курсором из мельтешащей массы своих и чужих не очень-то удобно), вместо рамки используешь выверенные ходы: эти отвлекают орков, другие заходят в тыл, а герой для верности отправляется в гущу событий. Тааак, ещё пять аптечек, до следующего ящика отряд точно продержится…

Способности тут же приобретают смысл - будучи невидимым, разведчик может положить пару кило взрывчатки рядом с вражьим бункером. Прижатые к земле космодесантники бросают гранату размером с гирю в окошко некогда жилого дома и выкуривают оттуда обнаглевших орков. Наш герой способен победно взмахнуть мечом оригинальной конструкции и разломать в щепки стену, уронив ближайших противников на пол. Пользоваться особенностями отряда приходится постоянно - кто ж, пусть и с крепкой броней, но разрушит три пулемета одновременно? Вона - даже бесстрашный герой довольно скоро теряет сознание. Хотя и принципа "Hero Must Die" не наблюдается - солдаты здесь хоть и погибают, но ведущему их начальнику можно помочь - применить аптечку, зовущуюся стимулятором, или подойти поближе и поднять на ноги.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Межмиссионный экран. Тут можно и автомат сменить, и брифинг почитать.

Pain and Gain

Кстати, аватары прокачиваются. После боя можно распорядиться заработанными очками опыта, улучшив один из четырех навыков: силу, выносливость, волю или меткость. Чем больше очков вкладывается в полоску навыка, тем более ценные умения приобретает отряд. Например, хорошенько развившие "стамину" юниты могут становиться неуязвимыми на короткое время.

Но самое приятное перед заданием - выдать бойцам новое снаряжение. Разработчики не жадничают, выдавая то броню покрепче, то оружие посерьезнее. Садистских прибавок "+0,5 к урону" ждать не приходится - разжившись качественными доспехами, герой уже спустя одно задание может продать их за очки опыта по ненадобности, ведь в трюме его дожидается еще более продвинутый вариант.

На подвиги не тянут за уши, предлагая на стратегической карте выбирать себе зону высадки. Один район - одна цель, плюс несколько дополнительных заданий вроде перехвата контроля над зданиями (хотя строительства в игре нет, обладание фабриками приносит бонусы). При этом тотальная зачистка района может проводиться несколько раз: командование, например, не разрешает захватывать все здания на карте в один присест.

Неприятная деталь в Dawn Of War 2 - боссы. Это такие особо крепкие монстры, способные швыряться гранатами, давить подопечных ногами и не обращать внимания на тонны свинца. Сражаться с ними странно и неудобно: только что победоносно шагавший сквозь толпы врагов десант бегает по импровизированной арене туда-сюда, тщетно пытаясь увернуться от очередной взрывной волны, затем дружно останавливается, робко постреливает и снова бежит. Смена имиджа? Впрочем, после скучного эпизода нас вновь пускают в тактические закрома Warhammer, расходящиеся аж на несколько виртуальных планет. Смена окружения и расы-противника в комплекте.

Warhammer 40.000: Dawn Of War 2

Тираниды сражаются с тиранидами.

Подвести итог можно банальными словами про хорошую графику вкупе с качественным звуком, упомянуть об интересных деталях вроде реалистичных взрывов (сначала на экране виден эффект волны, а спустя пару мгновений становится слышен звук) и порекомендовать всем любителям стратегий ознакомиться. Мол, где встретишь безумную смесь Full Spectrum Warrior, Company Of Heroes да ещё нескольких стратегий/экшенов с позиционными боями?

Мы скажем иначе. Warhammer 40.000: Dawn Of War 2 - просто добротная и интересная стратегия, донимающая игрока лишь изредка. По крайней мере, об этом говорит наш опыт общения с ней.

Плюсы: отличная атмосфера; зрелищные позиционные сражения; обновленная концепция.
Минусы: не совсем продуманные боссы; частенько глупящий AI полигональных союзников; управление может показаться экзотическим.

Warhammer 40 000: Dawn of War 2 – достаточно неожиданное развитие одной из лучших стратегических серий недавнего прошлого. Разработчики решили сделать свой проект еще динамичнее и дружелюбнее к игроку и в результате превратили его в самую натуральную RPG с элементами стратегии и тактики. Да, в чем-то игра оказалась проще, но такой шаг позволил ей стать еще динамичнее и зрелищнее.

Dawn of War уже давно заслужила место в пантеоне самых лучших стратегий. Эта игра демонстрировала потрясающее внимание к жанру – кампания здесь регулярно подкидывала нам неожиданные, непривычные повороты, а битвы радовали потрясающей динамикой и зрелищностью. Проект оказался крайне успешным, обзавелся множеством аддонов и вот теперь дорос до полноценной второй части. Которая преподнесла нам неожиданный сюрприз…

Сюжету в Dawn of War 2 уделено крайне мало внимания даже по меркам стратегий. Ну да, очередная кровопролитная война всех против всех, которая подается с традиционным для вселенной пафосом, громкими речами и броскими лозунгами. Суть же всего этого представления простейшая: собирай монатки, солдат, и вперед – на поле боя.

А вот тут, на поле боя, нас и ждет обещанный ранее сюрприз. Если первая часть вместе с аддонами была вполне нормальной стратегией с простеньким строительством и гипертрофированной боевой частью, то теперь перед нами… почти что полноценная ролевая игра. Строительство полностью отмерло, а вместо громадной армии мы получаем на руки главного героя и свиту из нескольких персонажей попроще и пары-тройки боевых отрядов. Вся эта братия реками набирает экспу, растет в уровнях, изучает новые способности и с радостью выступает в роли манекенов, на которые вы будете примерять заработанные во время сражений шмотки. Вариантов развития коллектива огромное количество – многое зависит как от того, какие умения вы выучите, так и от того, какие типы отрядов вы возьмете с собой на войну.

Из всего этого, по идее, должна была получиться тактическая ролевая игра, в которой бы мы, действуя небольшой группой, по-умному уничтожали противников. Более того, разработчики даже попытались что-то предпринять в этом направлении – к примеру, здесь есть полноценная система укрытий. Однако результат оказался совсем другой. С точки зрения тактики здесь нет практически ничего интересного: большинство игровых ситуаций решаются огневой мощью, грамотным напором и своевременным применением умений. Игра скорее на реакцию, чем на хитрость и продуманность. Это, возможно, было бы и грустно, если бы разработчики не выдали геймплей, который суперперенасыщен событиями. Игра яркая, зрелищная и динамичная, нам постоянно нужно куда-то мчаться, кого-то убивать, что-то взрывать. Все это подкреплено сочной графикой, отличным дизайном и яркими спецэффектами – поэтому скучать не приходится. Впрочем, пройти местную кампанию по второму разу отважатся совсем немногие – игре все-таки не хватает глубины.

Аналогичную претензию, кстати, можно высказать и к мультиплееру. С одной стороны, именно в нем бережно хранится стратегическое наследие первой части: мы захватываем и удерживаем контрольные точки, зарабатываем ресурсы, покупаем на них юниты и т.д. С другой – на данный момент в мультиплеере всего шесть карт и два режима игры. Маловато будет.

Второй Dawn of War вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, перед нами игра высшего класса, в которой присутствует ролевая возня с персонажами, зрелищные и адреналиновые битвы, а также традиционный для вселенной пафос. С другой стороны, проект оказался чуточку поверхностным. Так что главное для разработчиков сейчас – не медлить с дополнениями, качественными и оригинальными.

  • Очень грамотные ролевые элементы
  • Зрелищный и насыщенный геймплей

Какие типы отрядов мы можем взять с собой?

Понравилась ли нам известная по видеоролику битва с Провидицей эльдаров?

Чем можно экипировать своего героя?

Какие виды огневой поддержки разрешено запрашивать во время боя?

Удался ли перевод?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ИГРУ WARHAMMER 40 000: DAWN OF WAR 2 В АПРЕЛЬСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (№04’2009).

Читайте также: