Darksiders 1 обзор

Обновлено: 07.07.2024

Если титульная идея Darksiders — всадник Апокалипсиса в качестве главного героя — кажется вам оригинальной, не спешите с выводами. В начале двухтысячных уже была игра, в которой упомянутые всадники были если не главными героями, то ключевыми боссами. Речь, конечно, о Four Horsemen of the Apocalypse от знаменитой когда-то компании 3DO (студия New World Computing, создатели Might & Magic, принадлежала именно им). Проект закрыли много лет назад вместе с самой 3DO, но вспомнили мы о нем не случайно: Four Horsemen — первая, но далеко не единственная игра, из которой Vigil Games заимствовали идеи для Darksiders.

Супергерои из Библии

Попробуйте подсчитать, сколько игр цитируется на одной этой картинке (и да, герой здесь действительно облачен в доспех Братства стали)!

Пролог у игры многообещающий: битва между ангелами, демонами и вертолетами в декорациях современного мегаполиса, из трещин в земле лезут адские чудовища, метеориты крушат небоскребы, и посреди всего этого бегает Война, лирический герой с огромным мечом.

После короткой схватки с боссом Война погибает, и действие Darksiders переносится на 100 лет вперед, уже после Апокалипсиса. Человечество вымерло, кругом полуразрушенные небоскребы, зомби бродят по улицам. Высшие силы поручают свежевоскрешенному Войне найти и убить Дьявола, восстановить Равновесие и по ходу дела разобраться, почему Седьмая печать была снята раньше времени.

Сюжет у Darksiders чудовищно навороченный и запутанный, явно сочиненный бывшими комиксистами (глава Vigil Games Джо Мадурейра в прошлом писал и рисовал «Людей Икс» для издательства Marvel). Ангелы и демоны ведут себя как воюющие фракции мутантов, пестрая толпа супергероев носит громкие имена Самаэль, Азраил или Аваддон, и очень трудно разобраться, кто кого успел предать и кто кому хочет отомстить. Изначально задача у Войны очень простая: по заданию архангела Самаэля победить четырех боссов и собрать их сердца, за это Самаэль откроет доступ в Темную башню, Война наконец-то получит шанс отомстить демону, сразившего его в начале игры.

Но, положа руку на сердце, всю лишнюю комиксово-библейскую мишуру можно смело пропустить мимо ушей. Darksiders — игра абсолютно линейная, осваивать постапокалиптический город и убивать боссов тут нужно в строго заданной последовательности. Поэтому и без душераздирающих роликов понятно, куда идти (к следующей желтой точке на карте) и что делать (убить все то, что обитает в этом секторе). Основа Darksiders — бесхитростный и очень красивый слэшер. Война сражается со множеством разнокалиберных противников (тут и ангелы, и всевозможные мелкие и крупные чудовища), проводит эффектные фаталити (ангелам отрубает крылья, демонов подбрасывает в воздух и рассекает там пополам), превращается в здоровенного огненного демона и крушит врагов во все более грандиозных декорациях.

Добивать противника в Darksiders можно множеством разных способов (в среднем по два фаталити для каждого вида врагов).

Для такой разнообразной игры боссы в Darksiders довольно скучные и простые. Но зато способы финальной расправы с ними почище, чем в God of War!

Блоки, контрудары, уходы с линии атаки и комбо со спины — все это в Darksiders присутствует и даже на уровне сложности Normal требует незаурядных навыков игры в слэшеры. Бои хитроумно рассчитаны так, что даже трансформация в демона не всегда гарантирует победу: самый сильный и опасный противник выходит против Войны тогда, когда вы как раз успели растратить свои демонические силы на мелкую шушеру.

Тени колоссов

Позаимствованный из Resident Evil 4 демон-торговец продает инкрустации для оружия, дополнительные удары, мелкие апгрейды и прочие практически не влияющие на исход боя вещи.

Различные спецсредства (серп, бумеранг, перчатка, пистолет, гарпун) тоже могут применяться в бою, но не дают значительных тактических преимуществ. Чаще всего они нужны для расправы с боссами (гарпун, например, используется для подтягивания к телепортирующемуся пауку) и решения пазлов. Шинкование врагов в Darksiders чередуется с интеллектуальными упражнениями, причем загадки в игре на удивление сложные. Большинство логических задачек уместнее смотрелись бы не в слэшере, а в какой-нибудь независимой пазл-игре типа Portal. Да, и если у вас еще остались какие-то сомнения насчет любимой игры разработчиков: в Темной башне Война получает специальную пушку для установки двух волшебных порталов, через которые можно прыгать и пропускать энергетический луч.

Это не шутка! Создатели Darksiders часто и охотно переходят ту грань, за которой кончается здоровое жанровое заимствование и начинается то ли откровенное воровство, то ли какой-то постмодернизм. Одно дело, когда игра в целом смутно напоминает смесь Devil May Cry и God of War в оставшихся от Fallout 3 декорациях, и совсем другое — когда в игре покадрово воспроизводятся сцены из Portal, Panzer Dragoon, Shadow of the Colossus и прочей классики. Один только пример: если Война подбрасывает демона в воздух и рубит его там мечом — все выглядит в рамках приличий. А что, если он подбросит демона в воздух и расстреляет его там из пистолета в точности так, как это делает Данте в DMC? И хватит одного беглого взгляда на скриншоты, чтобы понять, что страсть разработчиков к Fallout 3 не ограничивается заимствованием сеттинга и что Portal — не единственная игра Valve, из которой Vigil Games «одалживали» идеи.

Прежде чем садиться за Darksiders, нужно ответить на вопрос: согласны ли вы играть в игру, которая на 95% состоит из цитат из других игр? Единственное, что спасает Darksiders, — удивительная наглость разработчиков. Каждую чужую идею они вставляют в игру с помпой, каждый новый уровень играется по новым правилам, имитирует другой проект и, возможно, другой жанр: Война расстреливает ангелов из волшебной BFG, дерется в затопленном метро со светящимися электрическими рыбами, удирает на лошади от гигантского червяка, ставит порталы, летает на грифоне, побеждает разумных пауков и каменных роботов. Там, где Dante’s Inferno использует наработки всего одной игры (God of War), Darksiders цинично эксплуатирует сразу двадцать.

С помощью метательного четырехлезвийного ножа в Darksiders решаются все те пазлы, в которых не нужно ставить порталы.

Darksiders — одна из немногих игр, где врагов можно рубить мечом сидя в седле.

В создании игр, как и в любом виде искусства, в принципе можно обойтись без оригинальных задумок, если ловко и умело скомбинировать элементы из множества чужих проектов, — но все эти проекты надо действительно знать и любить, понимать, как и почему они работают, имитировать не только внешний вид, но и внутреннюю сущность каждой сцены.

Так вот, Vigil Games — знают и понимают. Когда в Darksiders решаешь головоломки, игра действительно может поспорить по аддиктивности с Portal, когда верхом на лошади сражаешься с огромными монстрами, игра по эпичности на самом деле сопоставима с Shadow of the Colossus, а когда это обычный слэшер, рубить врагов и лазить по стенам здесь ничуть не менее приятно, чем в God of War или DMC.

Конечно, на стороне Bayonetta и Dante’s Inferno — опытные разработчики, бюджеты, многоступенчатые рекламные кампании и женские груди, в латексе и без. Но такого разнообразия, как в Darksiders, там нет и в помине, поэтому, пожалуйста, постарайтесь не пропустить эту игру: всадника Апокалипсиса с пушкой из Portal вам больше нигде не покажут.

Вот я так и знала, так и знала, что скоро обязательно наступит конец света. Устроят его всякие сомнительные ребята вроде всадников Апокалипсиса, крылатых ангелов, закованных в латы, и могучих рогатых демонов. Вот именно — действующие лица Darksiders, в принципе, всем нам знакомы. Между этими мифическими существами разной степени узнаваемости назрел нешуточный конфликт, а также вполне себе эпичная драма — случилось это в начале года на консолях, а вот теперь проект добрался и до персональных компьютеров.

Рубим активнее, товарищи!

Расхлебывать сюжетную кашу предстоит главному герою по имени Война (War). Он будет метаться по игровому миру, периодически возвращаясь на уже открытые локации, — примерно так, как это было в Batman: Arkham Asylum или Prince of Persia (2008). Так уж получилось, что хоть Война сам по себе дяденька и суровый, его в один момент лишили всех умений и разнообразного оружия. Так что добывать первое и второе нам придется по ходу развития событий. Частично добро будет само падать нам в руки (как, например, смертельный бумеранг или мощный пистолет), но в основном приобретать арсенал и прокачивать его мы будем в магазинчике Вальгрима (Vulgrim). Этот демон — тот еще барыга: за энное количество душ (добываемых нами во время убийства врагов или в результате опустошения сундуков) он готов и новое оружие продать, и улучшить возможности уже имеющегося, и вообще всячески поспособствовать успешному решению проблем.

Darksiders: Wrath of War

Крылышки у нашего героя вовсе не ангельские. Даже наоборот.

А проблемы здесь, какую ни возьми, одна пафоснее другой — Война с героическим оскалом вырывает еще бьющиеся сердца у гигантских боссов и в эффектном slo-mo рубит десятки противников помельче. Для этого имеется набор всевозможных комбо — несмотря на не самое внушительное разнообразие встречающихся на пути врагов, к некоторым все-таки требуется индивидуальный подход.

Кроме размышлений над способами убийства того или иного адского отродья, нас ожидают и всякого рода задачки. Их постановка и способы решения живо рождают в голове образы того же Принца или его акробатичной сестрички Лары Крофт. И пускай Война довольно крупный товарищ, да еще и носящий тяжеленные доспехи, сумасшедшего размера мечи да стальные перчатки, сигает через обрывы и ползает по стенам он не хуже двух уже упомянутых худосочных персонажей. И дело не только в прыжках — частенько нам придется и с механизмами управляться, дабы открыть дальнейший путь. В помощь пойдет все: и уже знакомый бумеранг, и крылья за спиной нашего героя (очень помогут для преодоления расстояний больших, чем длина прыжка). Причем путешествовать придется и по воде, периодически отбиваясь от обитающих там агрессивных килек, и рассекая по песчаным просторам на преданном скакуне по кличке Руина (Ruin).

Darksiders: Wrath of War

Вот такие боссы в Darksiders. Не меньше.

Больше пафоса, хорошего и разного

Несмотря на то, что Darksiders — по сути слешер с бездумным кромсанием всего движущегося и периодическим замиранием в поисках путей решения поставленной проблемы, разработчики не забыли и о том, что без качественно рассказанной величавой истории далеко не уедешь. И пусть все эти пафосные речи персонажей не рождают в душе сочувствие и не тянут проронить слезу, тем не менее грозные взгляды и фразы типа «Ты ответишь за все, злодей!» оказались исключительно на своем месте. Так уж оно задумано: суровый, но справедливый главный герой; могучие враги с кучками миньонов; борьба мифических существ, происходящая на руинах нашего с вами вполне себе реального мира. Поэтому они просто обязаны произносить вот те самые пафосные речи, кидать именно такие грозные взгляды и приговаривать исключительно «Ты ответишь за все, злодей!». Так что те, кто обвиняет Darksiders в излишней театральности, просто-напросто не «просекли фишку». Тем более что к исполнению придраться точно не получится — великолепная озвучка и игра актеров выводят все происходящее на экране на действительно достойный уровень. В работе над проектом принимал участие и всем известный Марк Хэмилл (Mark Hamill). Интересно, сколько наших читателей узнают его в роли Смотрителя (The Watcher)? Ага, того самого подленького симбионта, постоянно едко комментирующего действия Войны и получающего настоящее удовольствие от неудач и страданий окружающих. Правда, порой Смотритель оказывается даже полезным — дает советы главному герою и ориентирует в прохождении.

А вот и демон-торгаш.

Проекту никак не избежать сравнения с другими играми. Я сама сделала это в статье пару раз, ну а если задаться целью, то еще много названий придет на ум. И это только на персональных компьютерах — обладатели консолей наверняка припомнят еще несколько тайтлов, включая God of War. Тем не менее, будучи «сборной солянкой» из идей, Darksiders может увлекать и удерживать у экранов. Хотя бы потому, что все уже знакомые элементы довольно ловко нанизаны на единую нить. Игровой баланс выдержан практически идеально — дают и покромсать, и попрыгать, и прокачаться, и посмотреть эффектные ролики. И хотя не совсем понятно, чем занимались разработчики столько времени, к качеству портирования претензий тоже не имеем.

Мало на персоналках таких проектов, мало. Действительно качественные игры в этом жанре появляются крайне редко. Так что обвинять Darksiders во вторичности был бы смысл лишь в том случае, если бы подобное выходило каждую неделю, и замученный обилием классного и увлекательного пользователь отмахивался направо и налево от всего, что чуть хуже, чем идеально. Не надо стесняться признавать — перед нами качественно портированный экшен с отличным дизайном, достойным сюжетом и увлекательным геймплеем. И, вероятно, с хорошим будущим — разработчики сообщили, что рассматривают возможность создания сиквела. Кроме того, имеются планы на съемку кинофильма по мотивам. В общем, так держать, Darksiders!

Плюсы: отличная реализация уже знакомых идей; бодрый и разнообразный геймплей; качественный, хотя и немного запоздалый порт с консолей.
Минусы: недостаточное разнообразие противников, а также комбо-ударов и добиваний.


У Darksiders было продолжение, переиздание которого вышло на современных консолях в прошлом году. Выпуск второй части без первой выглядел странной затеей, так что теперь издательство THQ Nordic исправилось, наградив «ремастер» оригинала дурацким подзаголовком Warmastered Edition.

Главный герой оригинала — Война, один из Всадников Апокалипсиса. Его обвинили в разжигании конфликта между Адом и Раем и в том, что из-за него на Земле начался конец света. Приговорённый к смерти герой просит у Совета дать ему ещё один шанс, и его просьбу выполняют, приставляя к нему наблюдателя, готового убить Всадника в случае нарушения договора. Вернувшись, Война узнаёт о том, что прошло уже более сотни лет, человечество полностью уничтожено, а силы зла одержали победу, оставив в живых лишь один ангельский легион.

Прелесть Darksiders в том, что это слэшер с элементами исследования, а потому устареть такому геймплею не удалось даже спустя много лет. Герой посещает новые локации, рубит монстров, ищет секреты и идёт дальше, встречая на пути всё более опасных противников. Его основное оружие — меч, с помощью которого он красиво кромсает нечисть, а позднее накопленная ударами энергия позволит Войне значительно увеличиваться в размерах и наносить внушительный урон. Со временем становятся доступны другие виды оружия, в том числе метательные, и с каждым из них связаны какие-то уникальные комбо.

Игра напоминает оживший комикс, но в ней нет сэл-шейдинга, как в The Walking Dead или Borderlands. В переиздании явно старались сохранить такой стиль, поэтому при увеличении разрешения до 1080р внешний вид никак не пострадал. Даже наоборот — здесь проделано столько работы над освещением, тенями и эффектами, что почти семилетний возраст игры совсем не ощущается. Наверное, сделать лучше вряд ли было возможно — здесь даже кадровая частота возросла до отметки в 60, чего добиваются не все авторы переизданий.


Чем крупнее противник, тем чаще приходится использовать рывок и ставить блок.

Одинокий странник

Поэтому в какой бы битве игрок ни принимал участие, какие бы локации ни изучал и какие бы секреты ни находил, ощущения того, что перед ним «какое-то старьё», не возникнет. Для игровой индустрии семь лет — это огромный срок: достаточно сравнить Assassin’s Creed II и Syndicate. Но если визуально игра уникальна, а в жанре за это время не придумали практически ничего нового, возраст не помешает с удовольствием пройти такой боевик даже спустя десятилетие. В Darksiders и комбо много, и оружия, и спрятанных сундуков, и типов противников — если сразу втянуться в игровой процесс, оторваться будет сложно.

К этому подталкивает и постоянное ощущение прогресса — Война быстро изучает дополнительные приёмы, а новые способы умерщвления нежити приобретает у торговца за души убитых монстров. Немалое число душ можно обнаружить и в спрятанных сундуках, но большая их часть выдаётся именно во время драк. В боях и пригождаются все умения героя, правда, на их использование тратится ярость, которая очень медленно восполняется. Пополнив свой арсенал и изучив комбо, персонаж может впоследствии вернуться на уже зачищенные локации и пробить путь к пропущенным секретам — разрушать синие кристаллы, к примеру, он обучится далеко не сразу.

К переизданию есть несколько претензий, которые наверняка будут исправлены патчами. Во-первых, на PS4 в некоторых кат-сценах звук отстаёт от происходящего на экране. Поначалу казалось, что это происходит лишь во вступлении, так как после этого долгое время такой проблемы не было. Однако в какой-то момент недочёт вылез вновь. Что странно, некоторые обладатели версии для PS4 утверждают, что ничего такого ни разу не замечали.

Во-вторых, на паре локаций звуковые эффекты банально отсутствуют. Один из моментов, где это особенно заметно, в то же время является одним из самых захватывающих эпизодов, так что придётся обходиться без спойлеров. Но здесь мы сталкиваемся с тем же парадоксом — немалая часть игроков, прошедших переиздание до конца, с удивлением узнаёт о таком недостатке, так как у них всё было в порядке. В общем, со звуком на PS4 есть какие-то не зависящие от покупателей проблемы, но вряд ли из-за них стоит откладывать прохождение и ожидать патча.

В остальном переиздание получилось очень хорошим. Конечно, хотелось бы видеть хотя бы крошечные изменения в геймплее (к примеру, одинаковые добивания быстро надоедают), а также дополнительный контент для проходивших оригинал, но жаловаться уже поздно. С другой стороны, издатель и не просит за «ремастер» много — он стоит всего $20, что по современным меркам довольно щедрое предложение. Удивляют лишь российские цены: на PS4 игра стоит аж 1 299 рублей, а на Xbox One — всего 699.


Пропустить возможность добить противника сложно — круг очень уж большой.

Советовать переиздание, конечно, стоит лишь тем, кто не играл в оригинал. Им не придётся мириться со старой графикой, плохим разрешением и низкой кадровой частотой — здесь с этим уже нет проблем. Тем же, кто уже прошёл Darksiders, вряд ли будет интересно делать это вновь, тем более что осенью вышло много отличных новинок. Но если вдруг захочется ностальгии, Warmastered Edition идеально для этого подойдёт.

Плюсы: отличная работа над визуальной стороной; геймплейно игра не кажется устаревшей.
Минусы: у некоторых пользователей возникают проблемы со звуком; ничего нового игравшие в оригинал не увидят.

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Когда в 2010 году вышла оригинальная Darksiders, игру моментально разобрали по винтику. Там были загадки из Portal, лазанье по стенам из God of War, главный герой, похожий на Артаса из Warcraft, и еще много-много элементов, которые мы уже, кажется, где-то смутно видели. Вплоть до боевой системы, предельно типичной для любой игры в жанре слэшера: кому Legacy of Kain напомнила, кому — серию Devil May Cry.

Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна

Но это «чудище Франкенштейна», сшитое из тут и там вырванных лоскутков, оказалось на диво жизнеспособным. Бои приятно отзывались в пальцах, геймплей был достаточно разнообразным и вовсе не сводился к одним только стычкам, да и сеттинг оказался любопытный.

Все ж сыграть за натурального всадника Апокалипсиса было очень даже приятно, тем более что ему противостоят одновременно и ангелы, и демоны, да еще и на вполне привычных городских улицах. И довольно часто получалось, что войска ада и рая заняты друг другом, а мы — третья сторона, которая внезапно врывалась и навешивала и тем и другим.

Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна

Потом была вторая часть — уже с относительно открытым миром и даже ближе к жанру ролевого экшена, чем к чистокровным слэшерам. И на ней серия заглохла.

Но, увы, издателя — компании THQ — не стало аккурат после выхода Darksiders II. И хотя их проекты раскупили, третью часть Darksiders никто не анонсировал. Но зато выпустили переиздания: сначала Deathfinitive Edition для второй части, а буквально недавно — Warmastered Edition для первой. В ней мало что изменилось относительно оригинала. Даже графика, хоть и стала четче, все равно не впечатляет — в HD стало заметно, что локации слишком безлики. Мало объектов, нет мелких, цепляющих взгляд деталей.

Darksiders: Warmastered Edition — жизнеспособное чудище Франкенштейна

Так что если вы в свое время пропустили оригинал — что ж, стоит наверстать. Хороших слэшеров сейчас не так-то много выпускают. К тому же если продажи пойдут — возможно, это убедит издателей в том, что надо делать третью часть. А мы ее, честно-честно, очень ждем.

Читайте также: