Crossing souls обзор

Обновлено: 01.07.2024

Игры, построенные на ностальгии по восьмидесятым годам, не редкость — но и не то чтобы растут на деревьях. Среди крупных релизов вспоминается Far Cry 3: Blood Dragon, которая все же была дополнением, а не полноценной частью серии. А на инди-сцене большую популярность завоевали Hotline Miami и Broforce. Но все они в основном отсылают к боевикам, наполненным взрывами, стрельбой и кровью. Авторы Crossing Souls попытались взять в своем дебютном проекте более широкий срез культуры.

Один из главных героев, к примеру, в самом начале истории прогуливается по дому под воздушную романтическую музыку, очень похожую на заглавную тему «Инопланетянина» Спилберга. В его комнате висит постер с королем рок-н-ролла Элвисом, к пузатому телевизору подключена консоль с картриджем «Легенда о Вельде», а рядом стоит шкаф с видеокассетами, среди которых есть «Охочие до привидений» и «Кое-что». Многие детали легко упустить, если не взаимодействовать с окружением, но внимательные игроки непременно улыбнутся при виде очередной отсылки.

Шутки и отсылки переведены на русский язык отлично

Шутки и отсылки переведены на русский язык отлично

Первая глава Crossing Souls напоминает сюжет фильма «Балбесы» 1985 года (хотя кто-то наверняка вспомнит и «Останься со мной») — там парень нашел на чердаке дома карту сокровищ и позвал друзей для поиска клада. Здесь история тоже начинается с находки — подросток по имени Кевин обнаруживает загадочный камень в форме маленькой пирамиды. Он звонит брату Крису и просит его прийти со всеми товарищами. Компания подобралась разношерстная: один из семьи ученых и умен не по годам, другой необыкновенно силен, девушка Чарли вынуждена жить в окружении пьяниц и дебоширов, но сама держится от выпивки подальше.

Поначалу все они — наивные подростки, жаждущие приключений и постоянно уверяющие друг друга в вечной дружбе. Очень скоро эти слова приходится подкреплять действиями, ведь найденный камень принадлежит карикатурному злодею, который решает вернуть находку себе и готов добиваться этого любыми способами, испытывая отношения героев на прочность. События разворачиваются стремительно, и если поначалу игра выглядит легкой комедией, то дальше будут и экшен-сцены, и трагические эпизоды, и диалоги на серьезные темы. За историей следить интересно — в Crossing Souls постоянно что-то происходит, но при этом нет лишних эпизодов. Впрочем, сюжет стирается из памяти довольно быстро — будто посмотрел хорошее кино из восьмидесятых, здорово провел время и сразу переключился на что-то другое.

Шикарная атмосфера создается не только разбросанными по всем углам «пасхалками», но и многими другими штрихами в духе эпохи — от игровых автоматов и бумбоксов до ярких причесок. Главарь местной банды хулиганов — попавший под влияние глэм-культуры юноша, напоминающий Дэвида Боуи в образе Зигги Стардаста. Главные герои восстанавливают здоровье сахарными леденцами, а сохранение прогресса происходит в специальных местах с помощью дискет. Это не говоря уже о коллекционных предметах, которые представляют собой видео- и аудиокассеты с пародиями на классику восьмидесятых.

Противники ведут себя по-разному — некоторые взрываются после смерти

Противники ведут себя по-разному — некоторые взрываются после смерти

При этом геймплейно Crossing Souls не кажется устаревшей — она играется как большинство современных платформеров. Это не метроидвания, а линейное приключение, в котором нельзя вернуться в пройденные локации. При этом геймплей довольно часто меняется: то вы бродите по локациям, решая простенькие головоломки, то оказываетесь запертыми с пачкой врагов или боссом на манер классических beat ‘em up, а то и вовсе участвуете в погоне. Все это очень часто сопровождается роликами, напоминающими старые мультсериалы с соответствующими визуальными артефактами — будто смотришь запись на видеокассете с бегающими по экрану белыми полосками.

Между персонажами можно свободно переключаться, что нередко требуется для продвижения по сюжету. Умений у ребят не так много, но рано или поздно пригодится каждый из героев. Синеволосый Крис — единственный, кто способен пользоваться лестницами и взбираться по стенам, если на них есть растительность. Очкарик Мэтт носит кроссовки, позволяющие ему на несколько секунд зависать в воздухе, — он особенно полезен при прыжках с платформы на платформу. Оба носят с собой оружие, но у Криса это бейсбольная бита, а у Мэтта — бластер, поэтому их ценность в бою зависит от местоположения цели на экране.

А вот остальные персонажи получились не такими интересными. Большой Джо сильнее всех прочих и может двигать некоторые объекты, но на этом его умения заканчиваются. И хотя здоровья у него побольше, чем у товарищей, в драке он совсем неуклюжий. От Чарли тоже толку мало — ее «фишка» заключается в способности перелетать через огромные пропасти, используя скакалку и столбы у края платформ как рогатку. Делать это нужно два или три раза за всю игру, а в остальное время управлять героиней нет желания, так как прыгать она не способна — только быстро перемещаться на небольшое расстояние. О Кевине во избежание спойлеров лучше не рассказывать, но он тоже не самый полезный компаньон.

Если вы не знаете, к какому фильму отсылает эта сцена, название «ачивки» подскажет

Если вы не знаете, к какому фильму отсылает эта сцена, название «ачивки» подскажет

Поэтому почти всегда игрок управляет либо Крисом, либо Мэттом — остальные персонажи ситуативные. В каком-то смысле это логичное решение, все-таки менять героев на каждом шагу было бы не очень удобно. Да и в драках нет необходимости переключаться между ними, как это было в Full Metal Furies, поэтому можно просто выбрать любимого героя и постоянно использовать его в сражениях. Кому-то больше понравится стрелять издалека, другой предпочтет размахивать битой и отбивать ей вражеские снаряды. Большой Джо может поглощать получаемый урон и выплескивать всю накопившуюся энергию на стоящих вокруг него оппонентов. В большинстве ситуаций не принципиально, кого вы выбрали, хотя в некоторых сражениях с боссами тот или иной подросток окажется предпочтительней.

Почти все способности персонажей расходуют запас их энергии, с чем связан другой недостаток Crossing Souls. Кроссовки Мэтта позволяют ему парить над землей на протяжении нескольких секунд, но после приземления приходится ждать, пока шкала заполнится и можно будет совершить следующий прыжок. Под конец прохождения из-за этого приходится часто переключаться между героями, и это раздражает — то у одного запас иссякнет, то у другого. Да и сами прыжки с паузами слегка утомляют. А в драке персонаж может в самый ответственный момент устать и потерять пару единиц здоровья. В боях с обычными противниками это не проблема, но, если рядом находится стреляющий во все стороны босс, ситуация усложняется.

Из-за таких небольших, но все же досадных недостатков Crossing Souls немного не дотягивает до уровня лучших инди-игр. Многое в ней сделано на совесть: нельзя не восхититься множеством деталей, напоминающих о старых, порядком подзабытых фильмах и играх. Но если изучить страницу проекта на Kickstarter, можно заметить немало изображений и «гифок» с вырезанными из финальной версии эпизодами. Как ни крути, а незавершенность ощущается, особенно когда некоторые герои не получают никакого развития (в геймплейном плане). С сюжетом такой проблемы нет, поэтому необычная и наполненная событиями история удерживает у экрана вплоть до финала. Ради нее легко смириться с возникающими время от времени недочетами в игровом процессе.

Press Team


Карма: 211472 ( 10) 121114


Гарнитура есть

Гарнитура:


PlayStation Network

FenixBK


Часть системы


Обзор Crossing Souls


Ох и наделал же сериал Stranger Things шума. История о детях, столкнувшихся с чем-то неизведанным – это не пышущая свежестью идея, однако манера подачи, антуражи, музыка и целая прорва других мелочей сделали это произведение поистине интересным. Шарм 80-ых и синти-поп – невероятный ретро коктейль, от употребления которого просто невозможно отказаться. Команда Fourattic на волне романтической грусти по невероятным временам тотального распространения VHS решила, что игроделы тоже могут сделать увлекательный и захватывающий продукт по теме. Заручившись поддержкой издательства Devolver Digital, они создали приключенческий экшн Crossing Souls.

Действие этой игры переносит нас в Калифорнию 1986 года. Начало лета – пора каникул, главные герои собираются встретиться и отдохнуть в первый день после учёбы. Что может быть лучше времяпрепровождения в дружной компании из пяти человек:


  • Крис – негласный лидер команды, обладатель роскошной шевелюры и фамильной бейсбольной биты. Очень ловкий и храбрый. Умеет карабкаться по стенам и прыгать.
  • Мэтт – в каждой команде должен быть свой гений, и в этой компашке Мэтт самый мозговитый. В его арсенале летающие боты и бластер, доставляющий противникам массу проблем.
  • Большой Джо – темнокожий здоровяк и фанат хорошего питания. Благодаря внушительным габаритам Джо может двигать тяжёлые объекты и хорошенечко бить кулаком.
  • Чарли – единственная девушка среди парней, но при этом она способна дать им фору по части твёрдости духа. Может постоять за себя и проявить мужество там, где необходимо.
  • Кевин – младший брат Криса. Непоседа и любитель приключений, который не умеет сражаться, но умеет прыгать, как и брат. Он самый юный и шебутной член компании.








Кевину вещица безумно понравилась, так как он смог благодаря ей увидеть свою погибшую собаку. Но просто так наслаждаться общением с потусторонним нельзя, камень высасывает силу из того, кто использует. Об этом известно и могучей организации, возглавляемой майором Оу Русом. Этот опасный человек мечтает вернуть камень для того чтобы использовать его мощь в деле уничтожения мира. Чтобы ему помешать, пятёрка героев отправляется в приключение, которое навсегда изменит их жизни.

Под контроль нам отдают всю компанию, мы можем переключаться между персонажами в любой момент времени, применяя их способности и умения. Этакое разделение обязанностей в духе Lost Vikings. Почти все головоломки построены на особенностях героев, однако есть и те, которые требуют не грамотного использования умений ребят, а листочка и ручки. Например, шифрованный код для прохода через электронные двери карантинной зоны приходится буквально собирать по символам в разных местах. Запомнить очень сложно – проще записать. Схожая ситуация с задачкой в шахте, когда необходимо найти нужное место для взрыва, руководствуясь картинками на стене.


Сражения в Crossing Souls выполнены в стиле beat`em up. Они получились не очень сложными, однако некоторые боссы могут дать жару. Каждый член бравой команды отличается от своих товарищей боевыми приёмами. Крис наносит средний урон и умеет перекатываться, равно как и Большой Джо, но здоровяк гораздо мощнее лупит врагов, нежели юркий паренёк. Мэтт и Чарли уклоняются с помощью рывков, однако девушка наносит урон по зоне, цепляя нескольких врагов сразу, в то время как обладатель большого интеллекта и круглых очков может только стрелять из бластера. Разработчики не стали создавать врагов, которых нужно было бы побеждать конкретными тактиками и героями - бейтесь кем нравится.

Просто и со вкусом
С одной стороны, у Crossing Souls простой комплект трофеев, состоящий из 33 кубков: платина, 5 золотых, 9 серебряных и 18 бронзовых наград. Вся соль в том, что львиная доля трофеев – пропускаемые, а переиграть конкретные эпизоды здесь, увы, нельзя. Если нацелились на платину – лучше обратиться к гайду. Часть удовольствия потеряется, но заветный комплект будет собран за одно прохождение.






Визуально Crossing Souls создаёт впечатление очень радужного и весёлого проекта, но на самом деле это не так. В сюжете игры нашлось место очень трагичным твистам, а ещё здесь гораздо меньше юмора, чем хотелось бы. Это история о дружбе, которая подаётся в формате абсурда. Где ещё, как не в кино 80-ых подростки могли легко противостоять вооруженной до зубов злодейской сети и ужасным призракам? На фоне серьёзных вопросов, поднимаемых в сюжете, это вызывает диссонанс. Поэтому непонятно, как в конечном итоге отнестись к сценарной части игры. С одной стороны, она очень трогает - финальный эпизод с его музыкой прост и великолепен одновременно, с другой – сюжет о бравых школьниках настраивает на позитив, а его тут, мягко говоря, маловато. Впрочем, из-за этого игру ничуть нельзя назвать плохой, возможно этого и добивались разработчики, так как история попросту не оставляет игрока равнодушным – и это здорово. Многие инди стремятся выезжать на одной идее, но в Crossing Souls есть прекрасный баланс между качеством составляющих.

Crossing Souls

Еще немного и, кажется, приедет Хассельхофф на «КИТТе» и увезет вдаль к приключениям.

Завязка истории отчасти перекликается с Кинговской повестью «Тело» и снятым по ее мотивам фильмом «Останься со мной»: группа американских подростков, лес, труп, хулиганы и неминуемые последствия. С одной лишь оговоркой — на трупе герои игры находят таинственный артефакт «Камень Дуата», который в прямом смысле становится источником злоключений друзей и причиной ни много ни мало конца света.

Волшебный камень оказывается дверью в мир мертвых. И, конечно, за ним уже охотятся злые люди в военной форме.

Во главе злых людей в военной форме стоит обремененный идеей мирового господства майор Оу Рус, у которого, как обычно, есть пара злобных помощников — Бронсон и Хартман, они всю игру будут вставлять палки в колеса нашим подросткам. Ученый МакКиттрик из лаборатории майора, чей труп и находит брат главного героя в начале игры, в героическом порыве попытался выкрасть артефакт и отсрочить неминуемую «Войну одного дня».

Но у него, как водится, ничего не получилось и теперь маленький городок Тохуна, штат Калифорния, а по совместительству и весь мир, в огромной опасности. Впрочем, ничего нового.

Стоит заметить, по мере прохождения вы увидите парочку-другую действительно интересных сюжетных поворотов, некоторые и правда могут приятно удивить. Но скажу сразу — никаких откровений, все строго для того, чтобы двигать персонажей вперед.

Всего в команде пять персонажей: Крис, Кевин, Большой Джо, Чарли и Мэтт. У каждого свои способности и характеристики. Многие задачи в игре можно решить только сообща, а кое-где вообще придется записывать решение на листок бумаги. Приятным бонусом в игре идут сторонние задания — это, конечно, не метроидвания, но леденец для восполнения здоровья и достижение дадут.

Кто же у нас в команде и что они умеют:

Крис — безоговорочный лидер. Мастерски орудует отцовской битой и единственный из друзей умеет прыгать и лазать по лестницам и лианам.

Мэтт — мозг команды. Хранит в гараже опасные материалы и изобретает лазерные пушки из подручных средств. Умеет стрелять и пролетать длинные дистанции на реактивных кроссовках. Обуздал энергию «Камня Дуата», засунув его в walkman.

Чарли— любовный интерес Криса, опасная рыжая девчонка из трейлер-парка реднеков. Мастерски орудует скакалкой и передвигается со скоростью молнии. С помощью той же скакалки может перелетать через огромные пропасти. Вжух, и ты на другой стороне!

Большой Джо — добрый малый в баскетбольной форме. Любит своих друзей, покушать и тяжести потягать. Только он может с легкостью передвинуть залежавшийся валун или древнюю плиту в индейской пещере. Танк классический.

Кевин — нашел труп в лесу. Пукает и ест козявки.

Играть всеми пятью детьми интересно, все их возможности в равной степени будут задействованы в игровом процессе, но порой тебя не покидает ощущение, что это просто один взрослый герой, разделенный на пять персонажей поменьше.

А отсылок тут действительно хватает. Кто-то скажет, что это наглая эксплуатация образов, кто-то, что — уважительная дань памяти культуре 80-х годов. Лично мне показалось, что находить забавные пасхалки очень даже приятно: они не притянуты за уши и вписываются в мир игры. Особенно отсылки к «Охотникам за привидениями», так как главный мотив игры — взаимодействие с миром мертвых.

И отсылки не только текстовые, но вполне себе наглядно-визуальные — спасибо действительно качественному и детальному пиксель-арту. Скажем даже так, пиксель-арт Crossing Souls к лицу, что, согласитесь, редкий комплимент, когда дело касается пиксель-арта. В детализации игра не уступает той же Celeste, которую за работу с пикселями мы недавно очень нахваливали. Локации здесь не кажутся пустыми, будь то городская площадь, заброшенный особняк или кладбище домашних животных. История настолько быстро меняет место действия, что от мира игры не устаешь, а наоборот гадаешь, куда же в этот раз занесет нелегкая непутевых подростков.

На культурных референсах держится также и местная система коллекционирования предметов — собирается тут все: секретные документы, NES-картриджи, плакаты фильмов и кассеты с записями известных музыкальных групп. Все названия изменены, но настолько, чтобы легко было понять, кто скрывается за тем же псевдонимом US2.

Игровые заставки подаются в виде классической рисованной анимации, стилизованной под олдскульный мультсериал. Представьте себе, тут есть полноценные заставки — такого даже не ждешь от инди-игры.

Несмотря на некоторую вторичность сюжета Crossing Souls, он дает большой простор для игрового дизайна. Кажется, что в этой игре есть все — топдаун платформер с простыми загадками типа «найди ключ», различные аркадные вставки и в один момент даже квест на зачаточном уровне. Да и продолжительность для инди немаленькая — около восьми часов.

А еще вы будете умирать. В основном в аркадных вставках, но будете. Это я вам гарантирую.

Эти самые аркадные вставки заслуживают отдельного абзаца, потому что по сравнению с ними основная игра кажется прогулкой в парке. Возможно, разработчики все так и задумывали, но от этого прохождение превращается в американские горки — вот ты с легкостью раскидываешь кучу духов, а потом, страшно матерясь, минут десять пытаешься уехать от Бронсона на велосипеде.

В некоторых вставках приходится менять персонажа на лету, отчего ты точно пару раз-другой, да сиганешь в бездонную пропасть. Умирал я в основном там — даже битвы с боссами тут проходятся не так тяжко. И это очень странно.

Боссов же хвалю, тут по классике: к каждому нужен свой подход и тактика. Особенно запоминается усатый жирный водитель школьного автобуса с армией детей-призраков.

Он есть — и это уже хорошо.

В игре нет озвучки (кроме пары моментов в заставках), так что русский текст на экране выглядит как родной. Стоит отметить грамотную локализацию шрифтов — русскоязычный игрок получает почти ту же самую картинку, что в оригинале. Но, как всегда бывает, в локализации есть мелкие огрехи, что, правда, на общих впечатлениях не сказывается.

Непонятная подмена

Как видно из английского текста, Крис перечисляет названия современных и модных на то время фильмов. Русские переводчики зачем-то заменили эту отсылку семейной хроникой и записью футбольного матча. Побоялись, что русский человек в 2018 году не слышал про «Охотников за привидениями» и «Нечто»? Или просто в русской колонке строки местами перепутали? Перевод все равно приятный, несмотря на то, есть ли там подмена или нет.

Шрифты похвалил, теперь можно и поругать

Согласитесь, приятно, когда в игре есть хорошие русские шрифты. В Crossing Souls шрифты — это часть атмосферы, поэтому разработчики и постарались сохранить преемственность версий. Но вот со шрифтом городской карты немного промахнулись: не слишком он пиксельный.

Загадочный мистер Уильямс

Например, тут отец Криса на мгновение стал женщиной и «сделала предложение руки и сердца своей школьной подруге Николь». Согласитесь, эта мелкая опечатка сразу поднимает кучу вопросов. Конечно, нет — это всего лишь опечатка.

Увы, новой игровой иконы не получилось: игра прекрасно справляется с ролью культурного посла из 80-х годов, но почти не воспринимается, как самостоятельное произведение — слишком уж много тут заимствований. Но это достаточно крепкий платформер с функциональным сюжетом, вагоном отсылок и милой, старательно нарисованной пиксельной графикой. В зависимости от ваших вкусов, игра вполне может завоевать ваше сердце.

Devolver Digital продолжает выпускать игры от подающих надежды инди-разработчиков, а мы продолжаем в них играть.

Если вы зададитесь вопросом, где одновременно можно встретить пять бравых и крайне самостоятельных подростков, волшебный артефакт, ультимативное зло, историю о нерушимой дружбе и самопожертвовании, синти-поп и пиксель-арт, то ответ один — Crossing Souls.

Завязка истории отчасти перекликается с Кинговской повестью «Тело»: группа американских подростков, лес, труп, хулиганы, последствия. Но с одной лишь оговоркой — на трупе герои игры находят таинственный артефакт «Дуат», который в прямом смысле становится источником злоключений друзей. А дальше по накатанной — секретный заговор, великие тайны, страшные потусторонние силы.

Всего в команде пятеро персонажей: Крис, Кевин, Большой Джо, Чарли и Мэтт. У каждого свои способности и характеристики. Многие задачи в игре можно решить только сообща, а кое-где вообще придется записывать решение на листок бумаги. В игре даже есть сторонние задания — это, конечно, не метроидвания, но леденец для восполнения здоровья дадут.

Crossing Souls — это красочный топдаун платформер с аркадными вставками в духе олдскульных игр с NES. Сюжет не стоит на месте и проносит Криса с командой через череду опасных, а порой и душещипательных приключений. Все это сдобрено просто огромным количеством отсылок к поп-культуре 80-х годов. Находить забавные пасхалки очень даже приятно: многие из них не притянуты за уши и вписываются в мир игры. Тут даже такое знакомое слово Souls в названии неспроста.

Графически игра изобилует деталями. Пиксель-арт ей к лицу, что, согласитесь, редкий комплимент, когда дело касается пиксель-арта. Локации не кажутся пустыми, будь то городская площадь, заброшенный особняк или кладбище домашних животных. Примечательно то, что игровые заставки подаются в виде классической рисованной анимации, стилизованной под олдскульный мультсериал.

Devolver Digital продолжает выпускать игры от талантливых инди-разработчиков, а мы продолжаем в них играть. Если вы соскучились по приключенческим мультсериалам из детства или же хотите наверстать упущенное, то Crossing Souls может подарить вам пару приятных вечеров в розовом градиенте под модный синти-поп.

Игра вышла на PC, Mac, Linux и PS4. В Steam доступна бесплатная демоверсия.

Читайте также: