Company of heroes 2 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Оригинальная Company of Heroes была, простите за тавтологию, игрой про героев. Не попирая исторической достоверности, она как могла чествовала простых американских парней в лице роты «Эйбл». С помощью цифровых солдатиков канадские разработчики разыгрывали всамделишную военную драму, к которой очень трудно было оставаться равнодушным. Отвага, смелость, самоотверженность — игра воспевала эти качества, и человек за клавиатурой и мышкой постепенно проникался ими. От второй части, обратившейся к событиям на Восточном фронте, хотелось ожидать того же самого, и преисполненные пафоса трейлеры крепили наши надежды. Но — не случилось. То есть среди русских герои, конечно же, были, но сиквел, к сожалению, акцентирует внимание скорее на том, чем в Советском Союзе такие герои заканчивали.

1952 год, Норильск. К одному из обитателей здешнего ГУЛАГа с визитом из самой Москвы прибывает посетитель. Они знают друг друга — вместе воевали. Но они больше не товарищи по оружию. Один — молодой офицер Лев Исакович, до конца верный своим людям и разочаровавшийся в собственном начальстве, за что и сосланный в места не столь отдаленные. Второй — полковник-чекист, представитель того самого начальства, без раздумий бросавший сотни бойцов на верную смерть и теперь ведущий дело своего бывшего подчиненного. Сидя в тесной каморке, они вспоминают события отгремевшей войны во всем её неприглядном свете.

Два человека, две противоположные идеологии.

Два человека, две противоположные идеологии.

Неправильно взятый вектор повествования — вот, пожалуй, единственный серьезный просчет разработчиков. Каждая из полутора десятков миссий представляет собой воспоминания Исаковича, в ходе которых игрок переживает те ужасы, которые молодому лейтенанту довелось повидать за годы Великой Отечественной. Игра охватывает практически все основные события войны на Восточном фронте, от Сталинграда до Берлина. Беда в том, что складываются они не в летопись победы советского народа над фашистскими агрессорами, а в историю падения одного человека. Тактика выжженной земли, заградотряды, согласно приказу 227 «Ни шагу назад!» расстреливающие отступающих солдат, добивание сдающихся немцев, безжалостное забрасывание врага пушечным мясом из новобранцев — разработчики словно нарочно концентрируют в игре весь негатив, приписываемый советскому военному руководству и Красной армии. Я не историк — и рассуждать о правдоподобии такого отражения действительности не стану. Скажу лишь, что этой игре такой подход совершенно не к лицу. Те же репортажи «от советского информбюро» с большим упором на героическую борьбу русских солдат с врагом были бы на порядок лучшей основой для повествования.

Огнеметы — вернейшее средство для зачистки вражеских укреплений

Огнеметы — вернейшее средство для зачистки вражеских укреплений

Но, как бы то ни было, в качестве исполнения кампании не откажешь. Разработчики не бросают серьезного вызова игроку, а берут его за руку и аккуратно ведут по полю боя, давая насмотреться и проникнуться. Company of Heroes 2, как и первая часть, отличается совершенно феноменальной степенью погружения, вплотную приблизившейся к таковой у перворазрядных шутеров. Повсеместные скрипты, зрелищность, шикарная графика и анимация, внимание к деталям — все работает на благо атмосферности и драмы, и работает, надо сказать, чертовски успешно.

При этом миссии разнообразны и проходят по своим особым условиям. Тут есть и отчаянная оборона под натиском превосходящих сил противника, и масштабные наступления, и тайные операции — словом, все, что душа пожелает. А если кампании окажется мало, к вашим услугам новый режим «Театр военных действий». Он представляет собой набор заданий, воссозданных по архивным документам и обыгрывающих важные события каждого года войны, причем как со стороны СССР, так и с позиции немцев. Пока что таких миссий не очень много, но со временем разработчики обещают добавлять новые.

Впрочем, для настоящего стратега что кампания, что «Театр военных действий» — баловство и детский лепет. Как это часто бывает с глубокими RTS, весь свой потенциал Company of Heroes 2 раскрывает только в мультиплееере. Никакого сюжета, никаких скриптов, никакого показушного антуража и, главное, никаких поблажек — только тактика в чистом виде.

«Катюши» ровняют город с землей, квартал за кварталом — врагу не должно достаться ничего!

Катюши ровняют город с землей, квартал за кварталом — врагу не должно достаться ничего!

Со времен «беты» игра практически не изменилась. Расширился список карт, прибавили в числе бонусы для настройки армии, появилось нормальное окно профиля с кучей возможных медалей и плашек, — обновки по большей части косметического плана. Серьезных инноваций, по сути, всего две, и на них стоит еще раз остановиться поподробнее.

Первая — это широко разрекламированная суровая русская зима, она же «генерал Мороз». Добрая половина карт выполнена в заснеженном антураже, так что придется привыкать. Война в зимних условиях чревата кучей проблем, но в то же время открывает много новых возможностей. Лютый холод — страшный враг любой пехоты. Не боятся его только снайперы, все же остальные, оказавшись по недосмотру командира вдалеке от спасительного тепла, быстро отдают богу души. Самый верный способ защититься от мороза — разводить костры. Окопы и прочие укрытия уберегут солдат от пробирающего ветра, но не согреют. Зимой начинаешь, как никогда, любить бронетранспортеры, позволяющие передислоцировать войска без риска обморожения.

Пока гвардейцы греются у костра, саперы спешно чинят реквизированный немецкий танк

Пока гвардейцы греются у костра, саперы спешно чинят реквизированный немецкий танк

Неотъемлемые атрибуты любой зимы — снег и лед. Большие снежные наносы сильно замедляют продвижение пехоты и бронетехники, делая их легкими мишенями для грамотной засады. Лед же — штука еще более коварная. Скованные им реки представляют отличную переправу для наступающих частей. Но несколько метко брошенных гранат или удачный артиллерийский залп могут расколоть твердый покров и попросту утопить марширующую армию. Искусственный интеллект, к слову, прекрасно обо всем этом осведомлен и с радостью использует грязные трюки против вас.

Вторая фишка — полностью переработанная система обзора, получившая название True Sight. Больше никаких абстрактных «радиусов зрения» и им подобных. Отныне солдаты, как живые люди, видят только то, что могут. То есть посмотреть, что находится за стеной, можно, лишь обогнув её. Таким образом, противники могут стоять чуть ли не вплотную друг к другу и ничего не подозревать. Разведка в таких условиях приобретает решающее значение.

«Победа», «Бей фашистов!», — практически каждая советская машина исписана такими вот лозунгами

«Победа», «Бей фашистов!» — практически каждая советская машина исписана такими вот лозунгами

Добавить сюда еще миллион мелких факторов вроде разницы в точности между винтовками и автоматами — и получим огромный простор для тактических маневров. Стратегии от Relic в этом плане всегда были уникальны. Они умудрялись соблюдать баланс, не скатываясь ни в картонные условности, ни в лютый реализм. И Company of Heroes 2 является венцом такого подхода.

Как стратегия Company of Heroes 2 близка к идеалу, тем самым оправдывая все те почести, что оказывались её предшественницам и их канадским создателям. Но механику трудно отделить от контекста, и это бросает тень на всю игру. Непонятно, почему Relic пошла именно по этому пути, сгущая краски и нагнетая драму там, где, пожалуй, и не следовало бы. Вот и получается невеселая картина — игра-то вроде как про победу, но уже не про героев.

Достоинства:

  • пожалуй, самая реалистичная зима в играх на сегодняшний день;
  • множество тактических возможностей;
  • разнообразные и увлекательные миссии — как в кампании, так и в «Театре военных действий»;
  • бодрый мультиплеер;
  • визуальное великолепие, детальность и зрелищность.

Недостатки:

  • компания задает совершенно не тот настрой, на который изначально рассчитываешь.

Игра про русских просто не могла быть переведена плохо. На деле «1С-СофтКлаб» неплохо потрудилась, переложив довольно-таки немаленькую текстовую составляющую на русский язык. По крайней мере никаких серьезных ошибок или опечаток замечено не было. К озвучению претензий тоже нет: голоса подобраны вполне удачно, а различные комментарии солдат в редкие минуты спокойствия («Эх, а пироги самые вкусные в Киеве!» или «Американцы прислали нам бронетранспортеры, но почему не Марлен Дитрих?») позволяют отвлечься и слегка расслабиться.

Company of Heroes 2

Полноценная советская кампания — безусловно, главное новшество Company of Heroes 2. Многие с нетерпением ждали возможности освободить Сталинград, поучаствовать в сражениях под Ленинградом и Москвой и взять Рейхстаг в составе Красной армии. Но далеко не всем понравится то, как студия Relic Entertainment все это преподносит в своей новой игре.

Клюква начинается уже в стартовом ролике кампании, где нам представляют главного героя. По мнению великих знатоков вселенной Warhammer и истории СССР, типичного советского офицера тех лет звали… Лев Абрамович Исакович. Сидит он, естественно, в одной из тюрем ГУЛага, ждет расстрела и вспоминает, как дошел до жизни такой. Выясняется, что наш Лев Абрамович храбро сражался и постоянно конфликтовал с НКВД. Коварные комиссары только и делали что расстреливали отступающих солдат, бросали их в бой без оружия, сжигали поля вместе со своими, чтобы не оставлять ресурсы фашистам. А однажды без суда и следствия застрелили рядового, который покинул свой пост, чтобы вырвать Исаковича из лап немцев.

И вообще, из миссии в миссию, из ролика в ролик авторы назойливо повторяют, что Красная армия победила нацистов только благодаря заградительным отрядам, ужасным морозам и простому численному превосходству, позволявшему бестолковым и жестоким генералам легко жертвовать тысячами людей. И заградотряды, и НКВД, и ГУЛаг, и приказ №227 «Ни шагу назад», и морозы, и большие потери — все это было. Но сводить все исключительно к этому — значит пойти по стопам великого манипулятора общественным сознанием Йозефа Геббельса. Министр пропаганды Третьего Рейха тоже объяснял беспрецедентное сопротивление русских страхом перед комиссарами. И тут же сам себе противоречил, утверждая, что «на протяжении всей своей истории русские неизменно проявляли необычайное упорство и стойкость в обороне».

Кровавые комиссары и генерал Мороз

Все это, конечно, неприятно и некрасиво, но долго обижаться на разработчиков не получается. У них там, на Западе, своя пропаганда и свои штампы. Это все равно что обижаться на неразумных и наивных детей, которые мало чего знают, редко читают и верят всему, что слышат, не проверяя источники.

Company of Heroes 2

Зимой от взрывов проваливается лед. Так можно утопить вражескую технику.

А главное, сама кампания поставлена умело и динамично. Каждая миссия заставляет действовать на два, а то и на три фронта. Любая, даже самая очевидная задача вроде захвата опорных пунктов врага обязательно обрастает новыми подробностями и поручениями. Захватили вы их, предположим, — и тут же вас заставят отбивать массированные контратаки, потом попросят выбить снайперов из указанных точек. И параллельно порыскать по окрестностям в поисках запасов топлива. Или захватить вражеские гаубицы. Или за ограниченное время провести бронетранспортер с саперами к главному герою, которого вот-вот схватят немцы.

И все это время враги ни на секунду не дают вам расслабиться. Ситуации, когда они просто сидят у себя на базе и ждут вас в гости, практически исключены. Мобильные отряды фрицев при поддержке бронетехники периодически носятся по карте, совершают дерзкие вылазки и всячески мешают вам жить. А если они этого не делают, то портить кровь игроку начинают артиллерия и минометные расчеты, которые периодически обстреливают именно то место, где вы решили передохнуть, собрать подкрепления и зализать раны перед очередным марш-броском.

В пылу таких жарких схваток у нас просто не остается времени думать о том, кто там и как извращает факты. К тому же и комиссары со своим «ни шагу назад!», и суровые советские морозы нашли применение непосредственно в игровом процессе, что сделало игру и колоритнее, и увлекательнее, и динамичнее.

Так, у нас появилась возможность получать бесплатные подкрепления, которые по своей эффективности делятся на три типа: новобранцы, фронтовики и штрафники. Чем активнее и успешнее вы сражаетесь, тем быстрее станут доступны более мощные пополнения. Так вот, после появления на поле боя таких «халявных» бойцов на определенное время вступает в силу тот самый приказ №227: если кто-то из ваших подчиненных, прижатый огнем или изрядно потрепанный, запаникует и побежит с поля боя, то его тут же расстреляют. То же самое произойдет, если вы сами захотите вывести из сражения один отряд, чтобы освободить место для другого.

Что же касается морозов, то теперь на некоторых картах вам приходится сражаться не только с неприятелем, но и с суровым русским климатом. Долгое пребывание на холоде может убить весь отряд. Тем более если пойдет метель, усиливающая эффект замерзания. Поэтому приходится вовремя рассовывать бойцов по домам и бронетранспортерам, искать костры или разводить их с помощью саперов, чтобы отогревать подопечных. И все это — одновременно продолжая сражаться, удерживать и отбивать.

Company of Heroes 2

Одиночные задания предлагают разные интересные условия: нужно, например, за отведенное время уничтожить залпами «Катюши» все захваченные немцами здания.

Хорошо не забытое старое

Комиссары, влияние сурового климата, бесплатные подкрепления — все это главные, но не единственные изменения в игровом процессе. Так, теперь иначе учитывается «туман войны»: если вам или врагу обзор закрывает какое-то здание или техника, то ни вы, ни он не увидите, что происходит за препятствием. Это позволяет совершать более эффективные фланговые маневры и вынуждает чаще использовать дымовые гранаты. Кроме того, тяжелая техника стала живучее, некоторые начальные постройки возводятся автоматически, а подкрепления теперь прибывают не из воздуха, а из-за краев карты.

Такие перемены, безусловно, в чем-то делают игру более интересной, сложной и разнообразной, но в целом они характерны скорее для дополнения, чем для полноценного сиквела. Суть игрового процесса за 7 лет не изменилась. Мы все так же возводим саперами различные здания по производству отрядов пехоты и техники. Копим три знакомых вида ресурсов: людские резервы расходуются на новых «юнитов», боеприпасы — на использование ими разных умений, топливо — на строительство зданий и техники. И конечно же, захватываем и удерживаем контрольные точки: чем больше их в вашем распоряжении, тем больше ресурсов и ближе победа.

На месте и командные очки, позволяющие использовать особые умения, заказывать уникальных «юнитов», проводить бомбардировки, артобстрелы указанной точки или, например, сбрасывать туда прокламации, заставляющие врагов нервничать, колебаться и отступать. Как и раньше, вам нужно выбрать один из наборов таких способностей. Только теперь они ассоциируются с конкретными генералами, проповедующими одну из нескольких доктрин ведения войны. Если выберете, например, доктрину под названием «Гвардейская тактика совместных действий», то получите доступ к атакам Ил-2, саперы научатся строить 152-мм гаубицу, а новобранцы — залегать по вашему приказу, чтобы не получать урон.

Игра все так же мешает реализм с аркадой и всякими условностями, которых тут в разы больше, чем, например, в отечественной «В тылу врага 2». Танки лучше пробиваются с тыла, бойцы паникуют и бросаются на землю под сильным огнем, ищут укрытия и заходят в здания, которые, впрочем, можно разрушить мощными артобстрелами. В то же время здесь частенько случаются трагикомичные ситуации, когда немецкий танк и русская противотанковая пушка долго обстреливают друг друга на расстоянии нескольких метров, а между ними носится пехота, не получая урона. Или когда единственный оставшийся в живых боец, находясь рядом со спасительным бронетранспортером, одновременно замерзает до смерти, лечится (то бишь восстанавливает численность отряда) и сражается.

Как и раньше, солдаты могут поднимать трофейное оружие, захватывать технику и собирать брошенные врагом ресурсы.

Наконец, никуда не делись и давние проблемы с ИИ: например, подопечные без вашей указки не догадаются развернуть пулемет или пушку в сторону противника, убивающего однополчан где-то в 10 метрах от них.

В бой с бюллетенем

Если на какие-то глобальные перемены в игровой механике авторы так и не решились, то некоторые тренды они все-таки учли. Благодаря этому в игре появились особые сценарии для совместного прохождения, возможность покупать в Steam за отдельные деньги уникальных генералов с их доктринами, встроенная функция просмотра трансляций сетевых матчей, более широкие возможности по настройке собственной армии и система испытаний.

На двух последних пунктах остановимся подробнее. В Company of Heroes 2 есть особая система бюллетеней. По сути, это пассивные навыки. Один увеличивает дальность броска коктейлем Молотова, другой — живучесть легких танков, третий — урон, наносимый новобранцами, и так далее. Открываются такие бюллетени по мере того, как вы играете, зарабатываете опыт и новые звания, а также выполняете особые условия (например, чтобы те же новобранцы сражались на 5% эффективнее, нужно 100 раз использовать способность «ура!»).

Потом с помощью этих бюллетеней можно формировать собственные наборы армий. Помимо трех пассивных навыков нужно выбрать трех генералов с их уникальными доктринами. Можно даже настроить внешний вид разных родов техники.

Такие наборы нужны для «скирмиша» и сетевой игры, где можно сражаться как против других игроков, так и против ИИ. Именно в этих режимах, как и раньше, раскрывается вся суть Company of Heroes 2. Проблемы, которые предлагает сюжетная кампания, покажутся детским лепетом по сравнению с этими испытаниями: здесь побеждает тот, кто быстрее принимает правильные решения, грамотнее строится, активнее штурмует контрольные точки и дольше их удерживает. Впрочем, и тут не обошлось без ложки дегтя — в игре не все ладно с балансом, поэтому армии фашистов изначально сильнее советских солдат.

Company of Heroes 2

Company of Heroes 2, безусловно, можно предъявлять претензии. Предвзятое и где-то даже провокационное освещение действий Красной армии, небольшое количество важных изменений в механике (особенно учитывая тот факт, что первая часть вышла аж 7 лет назад!), проблемы с ИИ, странные понятия о реализме, некоторый дисбаланс. А еще — плохая оптимизация движка, из-за чего игра тормозит, часто вылетает и всячески чудит с сохранениями. И все-таки заострять на этом внимание мы не будем. В сложившихся условиях, когда классические RTS уже почти никто не выпускает, да и релиз самой Company of Heroes 2 одно время был под угрозой срыва, авторы, видимо, сделали все, что могли. Игра вышла, не скатилась в очередное условно-бесплатное нечто и предложила пусть не кардинально новый, но все равно интересный, местами улучшенный и дополненный геймплей. Скажем разработчикам за это спасибо.

Плюсы: отличный мультиплеер; увлекательный игровой процесс; зрелищная постановка миссий и заданий; появление климатического фактора.
Минусы: однобокое освещение действий советских войск; не всегда адекватный ИИ; проблемы с оптимизацией и балансом; мало существенных нововведений.

С коробки Company of Heroes 2 (предзаказ игры уже открыт) на нас гордо смотрит русский командир с ТТ в руке и красной звездой на шапке. Обычно от такой игры ждешь либо развесистой клюквы, либо лютого советского китча в духе «Пришельцы против Михалкова». Но ведь это Relic Entertainment — единственный разработчик, которому в стратегии реального времени удалось передать ощущение войны на уровне индивидуальных бойцов, а не абстрактных юнитов.

Со времен первой Company of Heroes прошло шесть лет — команда разработчиков небольшая, пришлось отвлечься на игры по Warhammer 40 000 (Dawn of War 2 и Space Marine), — но мы все еще помним шок первого артобстрела. Чудовищные фонтаны дыма, огня и осколков, скачущие по крышам обломки техники и фигурки уцелевших солдат, потерянно бредущие в пыли среди гигантских воронок. Такими нам запомнились четыре месяца, проведенные в Нормандии 1944-го (не считая аддонов и мультиплеера).

В Company of Heroes 2 кампания отличается и размахом (с 1941 по 1945 год), и местом действия — на сей раз перед нами не американские парашютисты, выбивающие немецкие танковые соединения из маленьких французских городков. Вторая часть — это бойцы Красной армии в фуфайках и с ППШ на фоне избушек, заснеженных сосен и танков Т-34 (как вариант — угрюмые немецкие пехотинцы на фоне горящей церкви). В США происходящее называют Восточным фронтом, в Германии — зимней кампанией на Востоке, а у нас — Великой Отечественной войной.

Company of Heroes 2

Лики войны

Больше всего в игре привлекает опять-таки гуманистический подход разработчиков — все показано не на уровне громящих друг друга крошечных железных юнитов, а от лица замерзающего под Москвой и отчаянно пытающегося хоть что-то разглядеть в дымящейся морозной дали солдата. Одиночная кампания подается с точки зрения советского военного корреспондента — разработчиков очень впечатлили похождения сотрудника газеты «Красная звезда» Василия Гроссмана. В его шинели мы пройдем всю войну, от приграничных боев июня сорок первого до пригородов Берлина.

Company of Heroes 2

Главные игровые козыри — новая технология ColdTech (позволяющая вам умереть без помощи врага, просто от погодных условий) и система True Sight (делающая невидимой большую часть вражеских юнитов). Хотя на протяжении кампании и сеттинг, и времена года будут меняться многократно, самыми интересными с тактической точки зрения будут зимние месяцы войны. Тут вам и бураны, и заморозки, и ломающийся под тяжестью техники или ракетным обстрелом лед, и разведчики в белых маскхалатах, палящие из ППШ в немецкий патруль, и тела в серых шинелях на обочине обледенелого шоссе.

Ледяные гробы

Company of Heroes 2

Почти не виден

Все основные игровые принципы первой Company of Heroes сохранены и в сиквеле — бой идет не ради славы, а ради чекпойнтов с ресурсами; укрытия используются как пехотой, так и техникой. Но вместо обзора на 360 градусов нам предлагают укутанное туманом войны поле боя в стиле XCOM. Из-за системы True Sight поле зрения юнитов ограничивается постройками, деревьями и изгородями — абсолютно непонятно, из-за какого здания к нам во фланг может выскочить немецкий танк или на каком участке извивающегося по заснеженному лесу шоссе ждать засады.

Company of Heroes 2

Соваться в необследованную деревню на танке с его ограниченным углом обзора — значит напрасно потерять ценный юнит. В опасные участки карты теперь нужно посылать разведчиков для проведения рекогносцировки — ну, или просто гнать вперед «пушечное мясо» для разведки боем.

Company of Heroes 2

Еще можно расчистить поле зрения, вызвав шквальный огонь «катюш» на какой-нибудь особо подозрительный лесок или сжигая домики до основания из огнемета. Да, огнеметы в Company of Heroes 2 нужны не только для создания эффектных скриншотов с гигантскими языками пламени — они имеют не меньшую тактическую ценность, чем снайперские винтовки или ручные пулеметы Дягтерева с дисковым магазином.

Если не обращать внимания на лишние тактические грани, перед нами все та же Company of Heroes: отлично анимированные пехотинцы бегают большими группами, закидывают друг друга гранатами, обходят с фланга, прижимают огнем к земле и ждут, когда подтянутся танки.

Но именно новые мелочи и детали полностью преображают игру. Зрелище заиндевевших трупов и уходящих под лед танков создает ощущение абсолютной обреченности, картину целой страны, балансирующей на грани гибели и противостоящей самой мощной в истории человечества военной машине. Это не клюква и не китч — это настоящая игра про ужасы зимней войны, и смущает нас только то, что первую хоть сколь-нибудь правдивую битву за Советский Союз в RTS отобразили канадские, а не отечественные разработчики.

Доступ к бета-версии Company of Heroes 2 мы получили еще этой весной, и увиденное нас обнадежило. Та же отчаянная борьба за контрольные точки, что и в первой части, те же правила и требования к игроку, множество приятных мелочей, вроде погодных эффектов или дизайна строений. Играбельная Красная Армия, наконец!

Мы наивно полагали, что Relic готовы рассказать западному миру о настоящей роли СССР во Второй мировой. Наверное, зря.

Канадская студия Relic набила руку на стратегиях, и мало кто беспокоился о механике и балансе в будущей игре. Куда большие треволнения вызывала странная инициатива — переселить игру с запада на восток. Маршрут армий союзников изучен вдоль и поперек, от атлантических пляжей до германских земель, не один десяток игр посвящен этим операциям. Во многих боевиках про Вторую мировую имелись кампании с советскими бойцами в главных ролях, но отдать на откуп коммунистам целую игру — такое случалось редко.

Relic выкопали творчество советского писателя и военного корреспондента Василия Гроссмана, чтобы продемонстрировать историческую, прости господи, достоверность. В чем же она заключается? Офицеры НКВД, которые расстреливают без суда и следствия всех, кто ослушался приказа или проявил инициативу. Приказ 227 и пули в спину от своих. Поджог родных земель вместе с солдатами, которые не успели отступить. Казнь польских союзников лишь за то, что после войны они могут выступить против СССР. Долгие годы в лагерях для тех, кто не хочет мириться с этими ужасами. Главный герой кампании, с типично советским именем Лев Абрамович Исакович, именно так и поступил — «утратил веру в Курс Партии» и отправился в места не столь отдаленные. Его разрозненные воспоминания на допросе складываются в сюжет кампании.

Нельзя сказать, что Relic огульно оклеветала советский строй, что подобных злодейств никогда не было (хотя приказ «Ни шагу назад», возможно, спас страну от гибели). Проблема в том, что показанная история почти целиком состоит из зверств и предательств. Словно Красная Армия воевала не столько с немцами, сколько с собственным руководством. Вся фабула подчинена одной идее — победа вопреки, а не благодаря. Да что там! Кампания открывается наступлением безоружных новобранцев на пулеметный расчет, а титры ползут на фоне освещенной прожекторами «зоны»! Лишь единожды мы увидим настоящий подвиг, все прочее экранное время занято битвами, расстрелами, допросами и бессмысленными жертвами.

Даже оправдать эти кошмары Relic не потрудились. Мы-то с вами знаем, какой ценой был взят Берлин, а в странах просвещенного запада роль СССР в войне принижают и порой пытаются обвинить Советский Союз в каких-то абсурдных грехах. Сюжет никак не покажет американцу, британцу или французу, что вклад Страны Советов был значительно больше, чем принято считать. Битва за Сталинград выглядит жалкой возней в окопах, о блокаде Ленинграда упомянуто лишь намеком. Зато в изобилии и в ассортименте — заградотряды, штрафные батальоны и прочие преступления. Не летопись победы, а папка с уголовным делом.

Несмотря на цветущую антисоветщину, кампания в Company of Heroes 2 по-своему хороша. Не раз и не два приходится завершать задание из последних сил, без подкрепления и, что называется, без штанов. Сами по себе сценарии несложные и не оставляют простора для тактической мысли, но грамотная постановка помогает пощекотать нервы.

На протяжении четырнадцати глав нам устраивают экскурсию по местам воинской славы (а порой и бесчестья). Подступы к Москве, руины Сталинграда, «Дорога жизни», польские крепости — и, наконец, рейхстаг. Каждый раз боевые задачи рознятся, условия постоянно меняются: отступление с применением тактики выжженной земли, охота за «Тигром» (в институт его сдать, для опытов!), диверсии и самоубийственные контратаки, штурм Познаньской цитадели. Так и будем скакать от счастья до самого Берлина — если, конечно, вам по душе линейные задания с обучающим уклоном.

Company of Heroes 2

ЭТО ИНТЕРЕСНО: бои в Европе продолжались и после взятии Берлина. На юге Германии, где по-прежнему сопротивлялись силы вермахта, в лесах Прибалтики, в Дании и Норвегии. Окончательно Рейх умер лишь после ареста остатков немецкого правительства 23 мая. Однако последние бойцы нацизма сдались лишь в ноябре 1945 года — то были несколько солдат на острове Шпицберген, отправленные для налаживания метеостанции еще в 1944 году.

Company of Heroes 2

Однако вместе с кампанией исторический ликбез не заканчивается. В игру встроили «Театр военных действий», вдохновленный, очевидно, историческими сражениями в серии Total War. Здесь нас выпускают на карту Европы и выдают на руки список сценариев, основанных на реальных операциях. В отличие от сюжетных побоищ, «театральные» сражения куда менее линейны, содержат соревновательный элемент и достаточно сложны. Дело не сводится к обычной борьбе за контрольные точки: то вас заставят истреблять «Катюшами» ключевые объекты (отступление из Киева), то попросят четверо суток отбивать танковые клинья врага (битва за Броды).

Company of Heroes 2

Кроме того, в «Театре» нашлось место кооперативу — некоторые задания позволят позвать друзей с собой в битву. Сражения один на один с компьютером от этого, надо сказать, хуже не стали. Тем более сражения с ботами или в мультиплеере, которые были и остаются самой задиристой частью игры, кладбищем разбитых надежд для тех, кому не хватило воли, и триумфом стратегических замыслов для тех, кто оказался крепче.

Company of Heroes 2

Со времен бета-тестирования здесь изменилось многое, но суть та же — это по-прежнему динамичная битва за контрольные точки, ресурсы и территорию, причем гораздо более яростная, чем в первой Company of Heroes. Пехота штурмует высоты, танки оставляют воронки, инженеры роют траншеи и тянут колючую проволоку.

Если не замерзнут насмерть.

Потому что многие карты засыпаны снегом по самые уши, а время от времени налетают зимние бури. Не успеют пехотинцы прибежать к костру или укрыться на стенами здания — и останутся лежать до весны. Кроме того, метель замедляет отряды, ухудшает видимость и вообще путает все карты — новация преотличная, хотя и не столь масштабная. Косвенное ее следствие — замороженные водоемы: врагов можно топить, словно шведов, обстреливая ледяную толщу из минометов.

Company of Heroes 2

ЭТО ВАЖНО: во время закрытого бета-теста минометы были кошмаром похуже концлагерей. ИИ строил их в немереном количестве, а их эффективность поражала. Сейчас гаубицы присмирели, и компьютер перестал ими злоупотреблять.

Другое важное изменение — система True Sight. Говоря по-простому, туман войны рассеивается только там, куда может смотреть ваш отряд. Снайпера зорки, как орлы, но им не судьба увидеть, что происходит за соседним домом, пока они не подойдут хотя бы к его углу. Номинально это свойство можно использовать для засад, но темп игры просто не позволяет сосредоточиться на обустройстве подобных ловушек. Нас теснят в трех секторах, а в тылу кто-то сжигает лес. Какие уж засады!

Наконец, в ходе битвы вам предложат выбрать одного из трех командиров, которые дадут вам различные бонусы в зависимости от своих стратегических предпочтений. Например, танки особого назначения, авиаудар или доступ к каким-нибудь войскам. Выбор «подручных» генералов можно изменить в меню бюллетеней, только сначала командиров придется открыть. или купить. Кроме того, в меню есть вкладки внешнего вида и бонусов. Прибавки открываются по выполнении условий: убил 600 солдат пулеметным огнем — и отряд пулеметчиков станет на 5% быстрее стрелять.

Что касается новой стороны конфликта — Красной Армии, — то здесь все и хорошо, и спорно. Про ее колорит можно и не говорить, штаб в землянке говорит сам за себя. Вот баланс сил. тут уже сломана тысяча копий и предстоит сломать еще немало.

Company of Heroes 2

Советский Союз гораздо разнообразнее и универсальнее Третьего рейха по пехотной части. Есть дешевые новобранцы, есть бывалые штрафники, есть штурмовики и гвардейцы, которым палец в рот не клади. И в каждом отряде по шесть человек против четырех в формированиях немцев. Это касается и орудийных расчетов: там, где у нацистов три пулеметчика, у коммунистов их шесть.

Мало того, для пополнения пехотных отделений не нужно отступать на базу. Во-первых, новобранцы умеют пополнять другие отряды своими бойцами: было три гвардейца и шесть призывников, а стало шесть гвардейцев и три призывника. Во-вторых, есть дешевые и быстрые американские грузовики (лендлиз!), играющие роль полевого штаба, — то есть у отрядов поблизости активна кнопка пополнения.

ЭТО ВАЖНО: саперные бригады остались жалкой тенью своих немецких коллег. Строить бункеры их так и не научили, только расставлять противотанковые мины, обматывать тротуары колючей проволокой да собирать орудия из подручного хлама.

Пехоту попытались сделать универсальной. Советские новобранцы умеют кидать коктейли Молотова — очень полезно против пулеметных расчетов; их же можно вооружить противотанковыми гранатами. В теории толпа пушечного мяса должна разгонять панцерваффе, как ОМОН — несанкционированный митинг, но на практике бронемашины почти всегда остаются вне зоны броска гранаты. Хотите гоняться за танком? Даже если не хотите — он убегать хочет.

А с танками у Советского Союза, как ни странно, туго. Очень многие жалуются, что на поздних этапах игры Германия зажёвывает «Тиграми» любую оборону. Доказать чью-либо вину здесь крайне сложно, потому что ни урон, ни прочность, ни другие характеристики нигде не обозначены. Подбили с одного выстрела? Вот и гадай — почему. Шесть фугасов в гусеницу, и всё нипочем? Радуйся — и тоже гадай. Одно можно сказать точно: даже если немецкие танки крепче, быстрее и кусаются больнее, в целом баланс сохранен. Это показали исследования самой Relic — 51% побед остался за нацистами, 49% — за Советами.

В любом случае, без умения играть в Company of Heroes 2 живется трудно. После десятка поражений неизбежно начнешь совершенствоваться. Отрицательный опыт — тоже опыт.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сообществе многие уверены, что немцы несбалансированны и по всем статьям круче русских. Некоторые форумные эксперты объясняют дисбаланс тем, что в рунете игроки из патриотизма сражаются только за Советский Союз. Больше играющих — больше проигравших — больше жалоб. Хорошая шутка с оттенком правды: Красная Армия на самом деле труднее дается, и микроконтроль тут почти необходим, а к этому готов не каждый.

Несмотря на трагическую гибель THQ, Relic удалось довести Company of Heroes 2 до ума. Нельзя сказать, что это прорыв, — оригинал и так был хорош, а продолжение, что называется, «развивает идеи». Притом удачно и не разрушая хрупкую экосистему (тут, правда, найдутся несогласные). А вот благое намерение — показать истинное лицо Советской Армии — пошло прахом. Вместо великих деяний и подвигов нам четырнадцать миссий кряду показывают тоталитарное безумие, достойное Никиты Михалкова с его «Утомленными солнцем-2». И даже музыка, отличная музыка, сплетение классических мотивов в духе композиторов начала века с народной музыкой и военными маршами, — нагоняет больше трагизма, чем пафоса. Вот уж не думали, что будем жалеть об отсутствии пафоса.

Читайте также: