Carrier command gaea mission обзор

Обновлено: 02.07.2024

Наш сегодняшний пациент — очередной гость из прошлого, ремейк культового проекта Carrier Command родом аж из далекого 1988 года. Уникальная в своем роде игра выступала оригинальным симбиозом сразу двух жанров — стратегии и симулятора, при этом каждый из аспектов содержал море всевозможных нюансов и особенностей, что сплотило вокруг нее огромную армию преданных поклонников и дало «зеленый свет» будущим последователям и подражателям, например Hostile Waters: Antaeus Rising.

Теперь же, спустя более чем два десятка лет, в век повсеместных стенаний о творческом застое и кризисе идей, Carrier Command получила второе рождение. Поработать реаниматорами вызвались чехи из Bohemia Interactive, известные игровой общественности двумя вещами: своими сериями ультрареалистичных военных шутеров Operation: Flashpoint и ArmA, а также эпопеей вокруг сентябрьского ареста двух ее сотрудников в Греции. При этом разработчики сразу заявили, что делают именно ремейк классики, то есть никаких упрощений, «оказуаливаний» и прочих оглядок на современные тенденции — только предельно тщательное следование канонам оригинала, поставленное на рельсы новых технологий. Начинание, безусловно, похвальное, только вот неизменно возникает вопрос: «Как такой «возвращенец» будет чувствовать себя в новом времени?» Практика показала, что довольно шатко.

Правда, сказать, что чехи совсем уж ничего не меняли в мощах Carrier Command, было бы легким лукавством, потому как один момент они добавили полностью от себя — одиночную сюжетную кампанию. А вместе с ней — и несколько аспектов, которыми оригинальный проект похвастаться не мог.

Например, сюжет. В наше время выпустить проект без самой минимальной сюжетной подоплеки, пусть даже умещающейся в две строчки на обрывке салфетки, как-то не солидно, поэтому обновленный Carrier Command обзавелся собственной историей. При этом сценаристы сделали хитрый «финт ушами» — перенесли действие ремейка в мир Gaea Universe. Вряд ли в наших краях сыщется много его знатоков, а между тем это довольно обширная и известная на Западе фантастическая вселенная, насчитывающая даже несколько книг. В итоге получается этакий взаимовыгодный симбиоз, всю прелесть которого, увы, поймут лишь те, кто в теме.

Если же абстрагироваться от отсылок к первоисточникам, синопсис нового Carrier Command укладывается в те самые несколько строчек. На Земле уже долгое время бушует война между Объединенной земной коалицией и Азиатско-тихоокеанским альянсом, при том что перевес определенно на стороне воинствующих азиатов. Конфликт истощил природные ресурсы нашей планеты, в особенности водные, и поэтому новой надеждой для ОЗК становится Таурус — плотно занятый АТА океанический спутник черт знает какой планеты. Первая же попытка высадки терпит крах: капсулы с солдатами зенитным огнем разметало по всему островному архипелагу. Главному герою, лейтенанту Мирику, и группке его людей чудом удается выжить. Они в глубине вражеской территории, подкрепления ждать неоткуда, но разве это повод отчаиваться, особенно когда во-о-он там, на горизонте, виднеются очертания огромного авианосца? Корабль, конечно, старый, но выбирать не приходится. Расправившись с маленькой армией азиатских дроидов, бойцы прибирают судно к рукам и отправляются бить злобных узурпаторов.

Собственно, где-то на этом моменте и начинается полноценный классический Carrier Command, с тактической картой и островами (об этом ниже по тексту), а весь сюжет отходит куда-то на задний план, чтобы лишь время от времени напоминать о себе простенькими роликами и глобальными дополнительными заданиями вроде «Найти на островах детали ракеты «Молот». История здесь отнюдь не является образующим центром, и заморачиваться над глубокой ее проработкой создатели явно не стали. Есть — и на том спасибо.

Но нельзя не упомянуть еще об одной отличительной особенности одиночной кампании, а именно — о шутерных эпизодах. В самом деле, трудно передать словами первое удивление вашего покорного слуги, когда игра, по паспорту проходящая как «экшен-стратегия», прямо со старта дает в руки винтовку и отправляет отстреливать узколобых дроидов. Более того, этот случай совсем не единичный, ибо наш не в меру ретивый лейтенант с завидной регулярностью решает размять косточки и лично продемонстрировать врагам азимут на место зимовки раков. И все это было бы хорошо и весело, если бы не было так скучно. Подобные эпизоды мало того что до смешного легкие, так еще и выполнены откровенно халтурно. Если уж делать — то с чувством, толком и расстановкой, а чешские разработчики явно решили расслабиться. Подобной посредственности от проверенных мастеров своего дела как-то не ожидаешь.

Впрочем, все это из разряда лирики, потому что истинный Carrier Command показывает себя именно в тот момент, когда Мирик возвращается в кресло капитана. Расклад таков: имеется архипелаг, насчитывающий около трех десятков островов. Каждый из этих клочков суши обладает собственной специализацией: добывающая, производственная и оборонная. Причем на подконтрольных островах ее можно менять по своему усмотрению. Цель проста и незатейлива: захватить все территории.

Главное средство для этого, а по совместительству и новый дом родной для уцелевших бойцов, — это наш красавец-авианосец. И хотя какими-то особыми «фишками» наподобие «Хелликаррьера» Мстителей из одноименного фильма посудина обделена, она более чем способна сделать мечту о контроле над архипелагом реальностью. Благодаря целому ряду орудийных систем корабль вполне может постоять за себя в открытом бою, но истинная его ценность кроется в трюме — там ждет своего часа боевая техника, подразделяющаяся на две разновидности.

Первая — БТР-амфибия под названием «Морж» (Walrus), универсальная полевая машина, которую при желании можно превратить во что угодно: хоть в дальнобойную артиллерию, хоть в зенитную установку, хоть в ремонтный модуль. При этом только «Моржи» могут нести на себе капсулы для захвата вражеских построек. Второй же вид представляет собой авиацию, а именно — юркие конвертопланы «Скат» (Manta). Более уязвимые, нежели непробиваемые БТР, именно «Скаты», как ни странно, представляют основную ударную силу на поле боя благодаря возможности навесить на них внушительный арсенал. Кроме того, летательные аппараты могут использоваться для оперативной переброски «Моржей» по территории острова, для разведки и много чего еще — были бы в запасе соответствующие модули. Вся эта техника не автономна, а связана с авианосцем, и, в случае если машина по каким-то причинам покинет область контроля судна, ее можно считать потерянной. Настолько же пристально необходимо следить и за запасом топлива — поверьте, чертовски обидно смотреть, как «Скаты» с пустыми бензобаками валятся на землю.

Принцип захвата каждого острова примерно одинаков. Мы приплываем к желанным берегам, высаживаем необходимые для операции войска и могучей кучкой прорываемся к центру управления. Однако практически всегда этому изначально что-то мешает: либо разбросанные по острову брандмауэры, предохраняющие центр от нежелательного проникновения и подлежащие захвату, либо генераторы помех, резко ограничивающие радиус действия вашей техники. С этими можно не церемониться и просто повзрывать. Непосредственный контроль над процессом может осуществляться как в стратегическом режиме (то есть на карте), так и от «лица» любой из боевых единиц, присутствующих на поле боя. В последнем случае игра превращается в облегченный вариант симулятора с минимальными командными возможностями, реализуемыми через круговое меню.

Главная беда обновленного Carrier Command кроется в том, что привлекательно звучащая на словах концепция в итоге превращается в дикие мытарства в попытках организовать своевольных подчиненных. Временами трудно разобрать — или привитый войскам искусственный интеллект слишком умный и сам знает, что ему лучше, или слишком тупой. Представьте ситуацию. Вот вы тщательно продумали план захвата острова, раздали подчиненным команды, нажимаете «Выполнить» и откидываетесь на спинку кресла в желании увидеть, как ваши «Моржи» и «Скаты» порвут азиатов на британский флаг. ан нет! Обязательно кто-то застрянет в трех соснах, упрется в гору, начнет бездумно кататься взад-вперед или просто замрет в странной прострации. Поначалу такие картины вызывают как минимум недоумение, а потом — раздражение, плавно перерастающее в натуральное бешенство. К слову, попытки переключиться на ручное управление спасают далеко не всегда; те же «Моржи» даже так любят буксовать перед какой-нибудь березкой, которая для них является непреодолимым препятствием. А совсем уж добивает общая медлительность процесса. По мере выполнения задания обязательно придется несколько раз посетить пункты дозаправки и пополнения боезапаса, ибо заканчиваются те и другие ресурсы, как всегда, не вовремя. Ну а если вам не посчастливилось потерять в неравном бою какую-то машину, сразу готовьтесь ждать минут пятнадцать, пока снабжение подвезёт новую.

Усидчивость и терпение — вот два обязательных качества, которые просто необходимы любому, кто соберется играть в Carrier Command: Gaea Mission. Именно чересчур быстро накатывающее уныние мешает получать от нее заслуженную долю удовольствия. Будучи жанровым «миксом», она вряд ли чем-то удивит сторонников экшена, зато стратеги будут довольны большим простором для творчества, предоставляемым игрой. Только вот когда постоянно спотыкаешься о грабли, которые тебе подбрасывают собственные солдаты, разум начинает подтачивать крамольная мыслишка: «А стоит ли оно того?» На одной ностальгии, увы, далеко не уедешь. Тем не менее обратить свое внимание на проект Bohemia Interactive стоит. Попытка — она ведь не пытка, не так ли?

Достоинства:

  • само по себе сочетание стратегии, шутера и симулятора нынче нечасто встретишь;
  • удобный и наглядный интерфейс;
  • большой выбор вооружения и различных приспособлений для техники;
  • красивая музыка, хоть временами и не соответствующая событиям на экране;
  • приятная графика.

Недостатки:

  • идиотский искусственный интеллект;
  • сюжет «для галочки»;
  • отсутствие мультиплеера;
  • полная неинтерактивность мира;
  • интерес убивают чрезмерная монотонность и однообразие игрового процесса;
  • убогие ролики.

Локализация

Притом что повествовательного материала в Gaea Mission не то чтобы много (диалоги да описания различных систем и деталей), локализаторы из «Буки» решили отработать самую минимально приемлемую программу, ограничившись переводом лишь текстовой информации, а голоса оставив в первозданном виде. Но при этом даже то, что есть, сделано не без изъяна: местами проскакивают английские строчки и корявости, да и имя «Майрик» слабо созвучно с оригинальным Myrik.

Детства не бывает без мечты. Скажем, мы с друзьями в свое время мечтали об игре, в которой сочетались бы боевик и стратегия. Так, чтобы построил базу, раздал приказы, сел за штурвал боевой единицы — и рванул показывать молодецкую удаль. И не знали мы в ту далекую безинтернетную эпоху, что еще в 1989 году вышла Carrier Command, где этот принцип был воплощен точно и умело.

Без помощи википедии не каждый вспомнит сейчас, что же это за пестрый индеец — Carrier Command. А ведь личность весьма интересная. Игроку доверяют управлять авианосцем, несущим на борту комплект боевых машин: четыре летательных аппарата «Скат» и столько же машин-амфибий «Морж», — и каждым из этих агрегатов можно управлять самолично. Самая заметная часть игрового процесса — участие в битвах на островах за эти же клочки суши, но «пиу-пиу»-фазой игра отнюдь не ограничивалась.

Carrier Command: Gaea Mission

На архипелаге, где наш авианосец противостоит аналогичной посудине, после захвата нескольких островов налаживается инфраструктура. На одних заводы клепают новые самолеты и драндулеты, на других добываются материалы для фабрик, третьи служат форпостами, а наш корабль — мозговой центр «островной империи». В этой ипостаси Carrier Command — отличная RTS с уклоном в экономику. Необязательно бороздить пески или небеса лично — не адмиральское это дело. Поставили на «Моржей» и «Скатов» вооружение, которое только что сгрузили со снабженческой подводной лодки, раздали приказы на мини-карте и выпустили аппараты на свободу: автопилот все сделает сам. Стало скучно? Прыгаем в кабину и подаем другим экипажам хороший пример своими боевыми навыками.

Мы живем в прекрасное время: что ни день, очередные умельцы вызывают очередного языческого бога — иначе и не назовешь эти игры далекого прошлого, с армией поклонников и аурой исключительности. Может, в индустрии наступил дефицит идей и создание ремейков превратилось из рискованного мероприятия в надежный источник дохода, гарантированный кусок хлеба с маслом для всей команды разработчиков? Спорный вопрос. Обойдемся без словоблудия, лучше вспомним, какими эпичными возрождениями богаты наши дни.

Jagged Alliance: Back in Action

Black Mesa

Истинная благотворительность: полный ремейк первой Half-Life, условно называемый «модификацией» и раздаваемый даром! Талантливые парни из Black Mesa Team битых восемь лет переносили механику FPS эпохи второго Quake на реалии эпохи третьей Uncharted. Они не слепо копировали локации и врагов; они доработали игру ровно настолько, чтобы дряхлость геймплея обратилась в почтенную седую старину.

XCOM: Enemy Unknown

Еще один пример умелого возвращения к истокам. В 1994 году помесь стратегии и тактики вкупе с небезынтересной экономикой базы, да еще про защиту Земли от инопланетных «демократизаторов». а в 2012 вышла немногим хуже. Firaxis Games реставрировали атмосферу легендарной UFO, безжалостно выбросив все пыльные детали, которые должны остаться в девяностых. Дорого, солидно, современно, но почти так же захватывает, как и раньше.

С минимальными потерями механика перекочевала в ремейк, о котором и идет речь. Мы снова на борту авианосца с «Моржами» и «Скатами» в трюме, а за стеклом иллюминатора — неизведанное море планеты Таурус, в котором затеряны несколько десятков островов. И за каждый клочок суши будет разгораться битва.

Carrier Command: Gaea Mission

Тактическая часть: на карте строим план атаки, протягиваем линии, выбираем нужные действия для боевых машин, давим клавишу «выполнить» и любуемся последствиями. При неудаче — повторить. При желании — управляем любой из единиц своими руками. И так пока не захватим командный пункт. Тогда оборонительные силы острова перейдут под наш контроль.

Carrier Command: Gaea Mission

Стратегическая часть: путешествуем по архипелагу, выбирая цель послаще. Копим топливо и материалы, попадающие в наш карман с островных фабрик. Строим новые машины, оборудование для них — пулеметы, лазеры, ракетницы, броню и прочее. Вывозим сию продукцию в плавучий генштаб на подводной лодке.

Carrier Command: Gaea Mission

Все принципы оригинала уцелели, слегка осовременившись. Разработчики не стали впадать в крайности и делать все по-своему, оправдываясь тем, что времена нынче другие. Но и в фанатичном поклонении эпохе Первого Царства (ZX Spectrum) их не заподозришь, удобством современных игроков они тоже озаботились. Carrier Command то прикидывается уютной игрой, пока вы раздаете приказы с борта авианосца и, щурясь от яркого солнца, провожаете глазами юркие «Моржи», то мутирует в легкомысленное полеталово-покаталово, постоянно подкидывая новых впечатлений.

Carrier Command: Gaea Mission

По идее, на каждом этапе все должно быть в меру занудно, чтобы игроку хотелось менять роль, а не упираться во что-то одно. Поэтому боевиковая часть геймплея небогата: жми на газ, стреляй почаще, заправляйся на подстанциях, дабы не заглохнуть под шквальным огнем противника. Стратегическая тоже: за раздачей заказов фабрикам много времени не проведешь, переделать все дела по хозяйственной части можно очень быстро — и снова к островным баталиям.

Carrier Command: Gaea Mission

Впрочем, внимания они требуют самого пристального: наши силы невелики, у защитника почти всегда численное преимущество, за каждым действием нужен глаз да глаз — иначе самолеты-разведчики быстро падут жертвами зениток или еще какая пакость случится. Причиной тому может стать как внезапный форс-мажор, так и некоторая бесноватость местного ИИ. Скажем, автопилот «Моржей» нормально работает только на равнинах и в лесу. Оказавшись на воле, машинки лихо маневрируют, словно прирожденные мустанги, но на пересеченной местности тут же превращаются обратно в моржей: неуклюжие, грузные, постоянно сбиваются в кучу.

Дорога, проложенная вдоль склона горы, — гарантированное застревание машины: по только ей ведомым скриптам она вновь и вновь будет штурмовать обрыв. Два, а тем более три «Моржа» запирают собой любой проход гораздо эффективней Цербера. И даже если на все барханы острова геймдизайнер послал всего лишь один кактус, кто-то в него непременно врежется. И застрянет, потому что кактус — иммигрант из страны устаревших движков, он никак не реагирует на удары, стрельбу и взрывы.

Carrier Command: Gaea Mission

Словом, как бы хорош ни был стратегический план, пускать битву на самотек очень опасно, хотите сделать что-то хорошо — сделайте это самостоятельно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в игре шесть типов островов: пустынные, ледяные, заболоченные, вулканические, горные и умеренные. Это означает смену не просто фона и декораций, но и геймплея. Топкие местности — пытка для шоферов, а, например, гористые — для пилотов.

Оригинал прекрасно обходился без сюжета. Только заглянув в руководство, можно было обнаружить здоровенный «кирпич» текста, повествующий об автоматизированных кораблях-колонистах, один из которых украли террористы. Для тех же, кто читать не любил, игра оставалась девственно-бессмысленной, важен был только процесс.

В ремейке сюжет играет чуть большую роль, появились даже герои. Объединенный Земной союз, оплот справедливости, демократии и фастфуда, после некоей страшной войны был выдворен с родной планеты Азиатским тихоокеанским альянсом (коварные и беспощадные японцы со товарищи). Теперь хорошие парни взяли курс на Таурус — планетоид, напоминающий Землю, где нагло своровали авианосец у АТА и приступили к вендетте.

Carrier Command: Gaea Mission

Только не пугайтесь: тут и протагонист есть. Такой, знаете, положительный персонаж, вроде как проводник гуманистических ценностей, а по сути — говорящая картонка с тучей полигонов.

Но не так страшен герой, как его первые шаги. Гибрид стратегии и боевика на колесах начинается с. шутера. Полчаса, а то и все сорок минут нам придется бегать в неинтерактивном окружении с пукалкой, претендующей на звание футуристического бластера, в руках. Врагов мало, дохнут быстро, наш боец движется как парализованный гусь, а уровни — худшая интерпретация термина «коридорный шутер». Словно боевичок прикрутили в последний момент, чтобы порадовать любителей пострелять.

Carrier Command: Gaea Mission

Единственный неоспоримый плюс этого томительного эпизода — возможность полюбоваться окружающими красотами. Графика вроде бы ничем не выдающаяся, однако пейзажи так и просятся под снятие скриншотов. Горизонт тонет в дымке, брызги воды летят в камеру, а когда солнечный свет пробивается сквозь листву, даже не верится, что играешь в RTS.

Carrier Command: Gaea Mission

Непросто подводить черту под Carrier Command: Gaea Mission. Плохой игрой не назвать, хорошей — можно, но с рядом оговорок. Повторяет пращура он почти безупречно, но из своего добавляет только более удобный интерфейс (с консольным радиальным меню — отличный повод для холиваров) и красочные пасторальные пейзажи. Даже такая банальная вещь, как мультиплеер, осталась без внимания — понятно, что игра изначально не рассчитана под сеть, уж больно затяжные выходят партии. Но, с другой стороны, это не мешает играм класса Europa Universalis и Total War: Shogun 2 внедрить возможность проучить другого стратега. О сценарии же лучше тактично промолчать.

Таким образом, главное (и, к сожалению, единственное) достоинство, как и у любого ремейка, — возможность приобщить юных игроков к классике. Анна Каренина в комиксах для старшего школьного возраста. Но, по крайней мере, в сравнении с оригиналом тут и правда почти ничего не потеряно.

В последнее время чешская компания Bohemia Interactive будто специально борется с имиджем «студии одной игры». Всю сознательную жизнь она делала разные версии Operation: Flashpoint (которая потом стала называться ArmA), но сейчас вдруг сменила курс. Чехи выпускают вертолетный симулятор Take on Helicopters, а параллельно с этим работают над ремейком некогда культовой стратегии Carrier Command.

Наш собеседник

Ян Кунт

Carrier Command: Gaea Mission

Должность: главный дизайнер Carrier Command.

Предыдущее место работы: младший продюсер в компании IDEA Games, тестер.

О работе: «Фирменная особенность игр Bohemia - это возможность почувствовать битву во всех ее проявлениях. Carrier Command отлично подходит под этот принцип, именно поэтому мне так интересно заниматься этой игрой».

Им снятся острова…

В целом Carrier Command: Gaea Mission очень похожа на оригинал. На дворе — недалекое будущее, в котором человечество столкнулось с дефицитом ресурсов на Земле. Объединенная земная коалиция (ОЗК) затеяла операцию «Гея»: она колонизирует новые звездные системы и добывает там важнейшие для выживания человечества ресурсы. Другая супердержава, Азиатский тихоокеанский союз (АТС), опасаясь роста влияния Коалиции, устраивает серию ядерных взрывов и саботирует проект. Основные силы ОЗК разгромлены, половина колонизируемых планет превратилась в ядерные пустоши. АТС продолжает в одиночестве, не опасаясь конкуренции, осваивать новые космические просторы, но в этот момент немногочисленные выжившие бойцы Коалиции крадут у врага один из авианосцев и с его помощью пытаются основать колонию на богатой ресурсами планете Таурус. Естественно, силы Альянса против.

Carrier Command: Gaea Mission

Обе стороны сражаются за огромный архипелаг, состоящий из 33 островов. Как сообщил нам директор проекта Ян Кунт, игрок выступает в роли командующего огромного футуристического корабля, который является центром всех операций. Этот монстр может и сам участвовать в сражениях, но основными вашими инструментами станут летательные аппараты и машины-амфибии. Именно с их помощью вы будете исследовать планету и отвоевывать острова у неприятеля. Но для того, чтобы производить эту технику, нужны ресурсы и фабрики.

«Острова делятся на несколько типов, — рассказывает Ян. — Горнодобывающие, с шахтами и очистительными системами, обеспечивают вас ресурсами. Чем большее их число вы контролируете, тем больше ресурсов. На производственных островах можно строить фабрики для сборки техники. Тут тот же принцип: чем больше фабрик, тем быстрее вы обеспечиваете себя готовой продукцией. Но произведенную там технику нельзя сразу пустить в дело, сначала нужно доставить ее на материнский авианосец. Поэтому продукция поступает на острова-склады, откуда уже идут поставки в центр».

Carrier Command: Gaea Mission

Как видите, получается цикл: добыча, производство, хранение и доставка. Все острова вы должны объединять в единую сеть. В этом и плюс, и уязвимость такой схемы. Стоит врагу захватить один из островов в цепочке, и нарушится весь цикл, прекратятся поставки. Поэтому нужно делать так, чтобы враг на пути к вашим ресурсам и технике сначала натолкнулся на остров-крепость. Это четвертый тип: такие острова ничего не добывают и не производят, зато могут обороняться.

Трансформеры

Важно, что вы сами можете конвертировать выбранный остров в любой из этих четырех типов. Нужно больше ресурсов — превратите остров-фабрику в шахту, а если он после очередного вражеского наступления вдруг оказался на передовой, то лучше трансформировать его в неприступную крепость. Правда, преобразование острова занимает некоторое время, в течение которого он ничего не производит и не добывает и становится совершенно беззащитен.

Ваш враг, то есть силы Альянса, тоже добывает ресурсы, производит технику, захватывает и преобразовывает острова. И у него тоже есть материнский авианосец.

Carrier Command: Gaea Mission

Фокусы с превращением на этом не заканчиваются. Помимо островов вы можете на ходу трансформировать и саму технику. И у вас, и у противника парк в основном состоит из двух типов машин. Во-первых, это «Манта» — легкий самолет, предназначенный в основном для разведки и аэрофотосъемки и оборудованный сравнительно слабым вооружением. Во-вторых, «Морж» — машина-амфибия на воздушной подушке. И ту и другую можно модернизировать, то есть ставить на борт новое оружие, увеличивать объем топливных баков, улучшать броню, двигатель и систему ремонта. Часть оборудования для таких апгрейдов вы будете производить сами на фабриках, часть найдете на захваченных островах, а для некоторых модернизаций придется украсть вражескую технологию.

А дальше начинается самое интересное. «Такую модернизированную технику, например «Манту», вы сможете несколькими щелчками мыши превратить в бронированный самолет или в тяжелый боевой вертолет. А «Морж» из легкого джипа может стать тяжелым танком», — рассказывает Ян.

Как мы уже сказали, материнский авианосец тоже может участвовать в сражении, например оказывая огневую поддержку вашим амфибиям. Соответственно, модернизировать разрешат и его. Трансформировать эту глыбу во что-то радикально новое, правда, не получится, но сделать турели, ракетные установки и системы защиты более мощными вы сможете.

Мастер на все руки

Наконец, чудеса превращения будут происходить и с самим игроком. В оригинальной стратегии было четкое разделение на два режима игры. В стратегическом мы управляли происходящим как в обычной RTS: заказывали строительство техники, захватывали и переоборудовали острова, выстраивали производственные цепи, возились с апгрейдами. А в режиме экшена могли сами сесть в одну из машин и управлять ею, поливая врага огнем из бортовых орудий. Между двумя режимами нужно было переключаться через главное меню.

Carrier Command: Gaea Mission

Более того, современная версия периодически будет включать натуральный шутер. То есть вы сможете покинуть брюхо боевой машины и взять в руки автомат. Естественно, тут сразу встает вопрос, а насколько эта шутерная часть (да и управление техникой тоже) будет близко к тому, что мы видели в серии ARMA. Пока авторы не спешат делиться подробностями, но, судя по всему, той же степени реализма ждать не стоит: все будет попроще и подинамичнее.

Занимательная география

Carrier Command: Gaea Mission

В кампании нас последовательно познакомят со всеми аспектами игры, но в целом она все же будет ближе к экшену. В отличие от классического режима, в каждой миссии будет заранее задаваться список доступных вам инструментов: придется и побегать с автоматом, и порулить войсками. Да и цели тут более четкие: вам нужно собрать технологии для производства ядерной бомбы, с помощью которой можно уничтожить вражескую базу.

Авторы уверяют, что и в прокрустовом ложе сюжета будет где развернуться, но понятно, что только в оригинальном режиме вы полностью почувствуете, что такое истинная Carrier Command: именно там вас ждет настоящая свобода. Здесь вы предоставлены себе и сами определяете стратегию и тактику победы.

Карта планируется открытой и бесшовной, а исследовать ее разрешат в любых направлениях. Все будет очень масштабно и реалистично: размер каждого острова составит от 4 до 16 кв. км, при этом вся карта поделена на 6 природных зон — тут вам и пустыня, и арктическая тундра, и болота, и умеренный климат, и горы, и вулканы. Заявлена смена времени суток и погодные эффекты. Важно, что ландшафт и погода влияют на геймплей. «В местности, где есть высокие холмы и долины, удобно прятаться и проводить скрытые операции, а на равнине можно открыто использовать всю свою мощь. На островах, покрытых льдом или болотами, воевать вдвойне тяжелее, поэтому сначала придется раздобыть технологии, которые повысили бы ваши шансы выжить», — поясняет наш собеседник.

Carrier Command в свое время оказала огромное влияние на жанр: из нее потом вышли Hostile Waters, отечественные «Стальные монстры» и многие другие игры. Но нам кажется, что суть Carrier Command кроется не только в возрождении подзабытого, но жизнеспособного жанра. Разобрав по кусочкам оригинальную игру, а потом собрав ее заново, разработчики неожиданно придают ей новое свойство. Острова-трансформеры, самолеты-трансформеры, амфибии-трансформеры, игрок-трансформер… Эта игра как кусок пластилина: вы сами лепите из него то, что вам нужно. Перед огромным разнообразием тактик — при всей хардкорности и недружелюбности игр Bohemia — будет трудно устоять.

Знаменитая игра Carrier Command вышла на ранних PC в 1988 году и представляла собой смесь модных в то время симуляторов военной техники (F-19 Stealth Fighter, Abrams Battle Tank) с не изобретенным еще жанром RTS. Всех, кто не играл, приглашаем прямо сейчас ознакомиться с нашей врезкой, потому что дальше речь пойдет о дотошном ремейке.

Спустя 22 года после выхода оригинала Bohemia Interactive (при поддержке постоянных партнеров из Black Element Software) занимается созданием Carrier Command: Gaea Mission. За плечами у чехов — Operation Flashpoint, Armed Assault, ArmA 2, но, в отличие от прежних работ Bohemia, ремейк ориентирован не только на отъявленных хардкорщиков, но и на более-менее обычных игроков. Не исключен релиз на консолях, и разработчики даже беспокоятся о том, удобно ли будет управлять пятисоттонным авианосцем при помощи геймпада.

Капитан, улыбнитесь

Одно из последних добавлений в игру — динамическая смена погодных условий.

Как говорит исполнительный продюсер проекта Ян Кунт, изначально команда разделилась на две группы: тем, кто играл в CC в начале девяностых на Amiga, не терпелось приступить к созданию ремейка; молодые же разработчики не понимали, чему так радуются старики. Но это было до того, как молодежь сама поиграла в Carrier Command! После этого над новой версией CC начали работать в едином порыве — на технологиях двадцать первого века, но с сохранением оригинального геймплея.

Вдобавок ко всему оригинальная игра — главная причина, по которой основатель Bohemia Interactive Марек Спанел решил стать игровым разработчиком: «Да, все знают, что Bohemia разрабатывает военные симуляторы, но не многие помнят, с чего все началось. Первый Carrier Command — самая сложная трехмерная игра своего времени. То же самое можно сказать и обо всех наших проектах».

Если Carrier Command, за исключением номинальной предыстории, была начисто лишена сюжета, то к сиквелу Bohemia собираются серьезно поработать над фабулой. Важнейшая новость — теперь появится главный герой, капитан корабля. Слово Яну: «Капитан — это вы. Вы стоите на мостике, контролируете системы управления. Но хотя корабль максимально автоматизирован, у вас также есть и команда, так что про отношения с живыми людьми забывать ни в коем случае не стоит».

Наличие разных климатических поясов позволяет безнаказанно использовать на Тауресе березки из ArmA 2 и елочки из Flashpoint.

. наряду с совершенно инопланетными горами и пустынями.

Оригинальная предыстория повествовала о дележке некоего архипелага двумя авианосцами — вашим «Эпсилоном» и вражеской «Омегой». В CC: Gaea Mission все события происходят на Таурусе — терраформированной луне в далекой солнечной системе. Точнее, на одном из участков Тауруса — на территории огромного архипелага из трех десятков островов, известного как Мертвая зона (электромагнитные помехи защищают его от наблюдения из космоса). Архипелаг лежит в нескольких климатических зонах: одни острова вулканические, другие покрыты снегом и льдом, третьи поросли джунглями, четвертые, наоборот, сплошная пустыня.

Жил-был авианосец.

Компромисс

Корабль в игре — комбинация современного авианосца и авианосца из оригинального Carrier Command. Его название пока не разглашается.

Со своим авианосцем игрок высаживается на враждебной территории Тауруса, где уже давно и успешно действуют силы безымянного пока противника. Кампанию надо выстраивать соответствующе: тихо развиваться, стараться не привлекать к себе внимания. а уже потом, поднакопив ресурсов, вступать в битву с вражескими авианосцами.

Базовые правила остаются теми же. Вы контролируете сам корабль, а также дистанционно управляете боевой техникой: спускаете ее на воду и атакуете врага. Основная задача — захват островов архипелага, причем завоевывать участки суши вы сможете в произвольной последовательности, с полной свободой перемещения на огромном открытом пространстве.

Еще один пронзительно инопланетный пейзаж. По сюжету луна терраформированная!

«Разумеется, мы не могли взяться за ремейк Carrier Command и проигнорировать все стратегические элементы. У игрока ничего не получится, если он не будет строить базы на островах, заниматься выработкой ресурсов и производить технику. На одних участках суши можно ставить шахты, на других — заводы, из третьих получатся укрепленные точки в ключевых местах архипелага. Как и в оригинале, игроки будут выбирать специализацию для каждого острова и тем самым определят план развития своей кампании», — говорит Ян.

В оригинальном CC в рейдах на острова принимали участие истребители MANTA и амфибии WALRUS. Их названия расшифровываются как Multi-role Aircraft for Nautical Tactical Assault и Water And Land Roving Utility Shuttle, а переводятся, соответственно, как «манта» и «морж» (!). В оригинале ими можно было управлять напрямую — естественно, эта возможность сохранится и в ремейке. Поскольку воевать теперь предстоит в различных климатических условиях, двумя видами отпочкованных от корабля юнитов отделаться уже не удастся. Именно поэтому и самолет, и боевую амфибию можно будет апгрейдить. Внешний вид, вооружение и технические спецификации вы сможете подобрать по своему вкусу. Помимо основных боевых единиц появятся и вспомогательные — автоматические защитные турели, дроны и разведывательные беспилотники.

Пехотинцам на поле боя Gaea Mission делать совершенно нечего.

Вторая особенность, связанная с сеттингом, — использование живой силы. Таурус слабо освоен людьми, каждый человек на вес золота. «Количество людей в мире, где происходит действие игры, ограничено — и возможности восполнить потери у вас не будет. Прежде чем посылать кого-то с авианосца на остров, придется убедиться, что экипажу ничто не угрожает. Ну и кроме того, поскольку вся техника управляется по радио с мостика, нет никакого смысла гнать в бой живых людей», — объясняет Ян.

Мультиплатформенные баталии

За свой долгий творческий путь Bohemia Interactive так и не научилась моделировать реалистичную физику автомобилей. Надеемся, в Carrier Command разработчики существенно поправят положение вещей — ведь основных видов транспорта там всего лишь два.

CC: Gaea Mission может стать первым мультиплатформенным проектом чешских разработчиков. Конкретные платформы Кунт пока назвать не может. «Нам очень хотелось бы выпустить игру и на PC, и на одной из консолей, так что мы на это ориентировались с самого начала разработки. Движок одинаково плавно работает на любой платформе».

Если Bohemia и правда планирует выпускать Gaea Mission на приставках, то можно надеяться, что нас наконец-то минует дикая схема управления, в которой задействована минимум сто одна клавиша. «Сама игра очень сложная и реалистичная — мы не хотим разочаровать хардкорных поклонников CC. Но нужно учитывать и интересы современных игроков, и ограниченность консольного управления. В общем, мы решили пойти на компромисс. Турели, например, защищают авианосец автоматически, но при желании можно будет переключиться на любую из них и лично помочь системам защиты избавиться от врага», — обещает Ян.

В 2001-м уже успел выйти один (неофициальный) ремейк CC — Hostile Waters: Antaeus Rising от покойной ливерпульской компании Rage Software. Тоже про авианосец и его юниты. Действие происходило в мрачном апокалиптическом будущем, а сценарий к игре сочинил гениальный британский комиксист Уоррен Эллис. «Безусловно, авторы Hostile Waters вдохновлялись Carrier Command, — говорит нам Ян Кунт, исполнительный продюсер нового проекта. — Но в центре HW лежали миссии и сюжет, в то время как мы стараемся воспроизвести открытую игровую механику, за которую многие так любили оригинальный CC».

Carrier Command: Gaea Mission

Колония в далеком космосе; сюжет по мотивам скверной боевой фантастики; полномасштабная симуляция авианосца и каждого отдельного юнита; свободное стратегическое развитие кампании.

Hostile Waters: Antaeus Rising

Земля, будущее; великолепный сюжет про нанороботов и фальшивое инопланетное вторжение; быстрый аркадный геймплей; стратегические элементы на уровне средней RTS (харвестер, ресурсы).

Сплав технологий

Узнаете? Это MANTA.

Игра создается на гибридном движке Bohemia Interactive, использующем последние наработки ArmA 2. Даже делая фантастический боевик, поляки верны себе и стараются смоделировать всю технику максимально достоверно. Например, MANTA — это футуристическая версия многоцелевого истребителя типа F-35. Что же касается самого авианосца, то здесь разработчики поступили интересным образом: «Ключевой мотив дизайна — смоделировать корабль так, как если бы его рисовали настоящие военные инженеры, держа в уме образ из оригинальной игры. То есть этакая помесь «Эпсилона» и реального авианосца».

Мы наблюдаем весьма интересное явление. Все творчество Bohemia Interactive было вдохновлено Carrier Command, но сама эта игра сегодня — музейный раритет, который современным игрокам воспринимать довольно сложно. Получается, что полякам дан шанс замкнуть круг, то есть воссоздать проект, с которого и началась их история, и тут уж они стараются изо всех сил. Нас ждет новая ArmA, только в еще большем масштабе и с авианосцем в центре внимания.

Помимо заснеженных лесов и песчаных отмелей ожидаются также безжизненные пустыни и вулканические острова с лавой!

По слухам, чтобы снять этот скриншот, разработчикам пришлось установить патч на еще не вышедшую игру.

Управление разными видами военной техники, огромные открытые пространства (в том числе и морские), свободное развитие миссий — все это нам знакомо по ArmA 2. Но ведь не каждый день выходят игры с авианосцем (или хотя бы авианесущим крейсером) в главной роли! Любой другой разработчик сделал бы по лицензии CC лихой мультиплатформенный шутер — и уж точно пожертвовал бы большей частью симуляционных и стратегических элементов. Перед нами, пожалуй, единственная компания, способная воссоздать причудливый жанровый гибрид на современных платформах. При этом CC: Gaea Mission — самая коммерческая игра Bohemia Interactive. Возможно, что ее даже можно будет пройти без установки пяти-шести патчей.

Будем ждать? ArmA 2 с авианосцем в главной роли, в научно-фантастических декорациях и со стратегическими элементами. Конечно будем!

Постоянные баги, глюки, дурная оптимизация, вылеты на рабочий стол, уничтоженные игрой сохранения, необходимость сразу после релиза выкачивать жирные патчи, неудобное тактическое управление и местами идиотский ИИ – все это в случае с Operation Flashpoint и ARMA им не то чтобы прощалось, но воспринималось как неизбежное зло. Дескать, его нужно перетерпеть ради того, чтобы наслаждаться свободой, размахом, невиданным реализмом, достоверно воспроизведенным духом настоящей войны, увлекательными сетевыми баталиями и возможностью примерить форму твоей родной армии. Ради чего все это терпеть в Carrier Command: Gaea Mission, где мультиплеер только в планах, а роботы могут очень реалистично расстреливать из автоматов бронетехнику, пока решительно непонятно.

Огромный авианосец выполняет роль плавучей базы, на которой мы свободно перемещаемся по глобальной карте и решаем, какой остров брать следующим. На борту нужно заказывать производство техники, оружия и апгрейдов для нее. На все это, конечно, требуются ресурсы, а их размеры и скорость поступления (равно, как и скорость производства) зависят от того, сколько островов и какого типа находятся у нас под контролем. Есть добывающие, производственные, смешанные или «обороноспособные» острова, способные долго сдерживать наступление врага. Непосредственно захват осуществляется силами двух видов техники – это бронемашины-амфибии «Варлусы» и футуристические самолеты «Манты». Подойдя к новому острову, мы выгружаем их с борта авианосца и отправляем сначала, как правило, отключать систему защиты местного командного центра, а потом переформатируем его на свою сторону. При этом, как и раньше, можно побывать в двух ипостасях: в качестве главнокомандующего, отдающего приказы с борта авианосца через тактическую карту, и в качестве непосредственного участника сражений, управляющего техникой.

Все вроде бы на месте. И даже больше: появился сюжет, а переключаться между стратегией и экшеном можно не через главное меню, а непосредственно в игре, что называется, “на лету”. Но вот как это реализовано… Сюжетная кампания, которую чехи, стараясь соответствовать тренду, наполнили роликами, пафосом и интригами, выглядит дешево и неказисто. Интрига здесь быстро умирает, а попытки в рамках сюжета включить шутер от первого лица и вовсе вызывают чувство стыда за людей, сделавших, на минуточку, Operation Flashpoint и ARMA. Как после этого они умудрились сотворить такое убожество – уму не постижимо.

В итоге сюжет превращается в скучный, неимоверно растянутый туториал, способный практически сразу убить интерес к игре. Но самое страшное начинается, когда ты понимаешь, что чехи снова, причем, кажется, даже с каким-то вызовом и изощренным удовольствием наступили на свои старые добрые грабли: в Carrier Command: Gaea Mission много просторов, полей и рек, по которым ездят пьяные танкисты.

То есть вы через тактическую карту отправляете отряд «варлусов» в такую-то точку, потом минут 10 реального времени наблюдаете за тем, как они пытаются разъехаться и вписаться в поворот, психуете, с криками переключаетесь на одного из них, берете управление на себя, выруливаете и, включив команду «Прикрывать меня!», ведете всех к цели. А это еще минут 5 неторопливого заезда. Оставив их буквально на минутку, чтобы установить новую очередь производства, вы возвращаетесь и видите, как один из ваших варлусов забуксовал в текстурах разрушенного здания, а двое других с таким упорством пытаются сдвинуть друг друга с узкой дороги, что, кажется, сейчас оттуда выскочат пьяные водилы и начнут что-то непечатное орать про КАСКО.

Те, кто покрепче духом, в принципе могут получить свое удовольствие от игры – мужественно преодолевая все баги. Благо в основном, стратегическим режиме, где сразу доступны все возможности, приходится чаще думать, вовремя заказывать производство, следить за запасами топлива на корабле, ремонтировать его, грамотно экипировать технику оружием и капсулами, подходящим под разные ситуации, и стараться, чтобы авиация прикрывала «варлусы». Но, во-первых, и экшен, и стратегия в исполнении Carrier Command: Gaea Mission все равно получились куцые. Две стороны конфликта по юнитам и стратегическим возможностям ничем не отличаются друг от друга, видов техники всего два (возможность назначить кому-то свою специализацию лишь частично решает проблему!). Захват островов почти всегда идет нудно, долго и по одной и той же схеме, а ускорить время во время военной операции или включить «автобой» тут нельзя.

Во-вторых, когда игра в очередной раз вылетит с ошибкой на рабочий стол, или радостно сообщит вам о том, что не может загрузить сохранения из-за их несовместимости с текущей версией – в этом случае, думается, даже прирожденные, привыкшие к неудобствам и хардкору стратеги захотят постучать головой о клавиатуру и написать петицию. Но уже не в поддержку арестованных сотрудников Bohemia, а непосредственно в саму студию и несколько иного содержания.

6.0 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC

Читайте также: