Call of juarez обзор

Обновлено: 01.07.2024

Оригинальный Call of Juarez был удивительной игрой. Мы карабкались на вершину горы за орлиным пером, охотились с луком на шустрых кроликов и зачитывали цитаты из Библии, одновременно расстреливая мечущихся врагов. Там были интриги, стрельба с двух рук, слоу-мо и преподобный Рэй Маккол — самый харизматичный персонаж вестернов по ту сторону Red Dead Redemption.

Вышедший следом приквел Bound in Blood взял курс на зрелищность и постановку. Сериал немного растерял атмосферу, свойственную старым приключенческим романам, зато у нас появился свой Call of Duty про Дикий Запад, со взрывами, детонированием мостов и пушечным обстрелом барж.

А потом Techland отчего-то решили, что могут все, и выпустили The Cartel — кооперативный боевик про дальнего потомка преподобного Рэя (несмотря на то, что в игре Бен Маккол был детективом полиции, он почему-то тоже зачитывал вслух строки из Священного Писания — не иначе дух предка не давал покоя). Игра оказалась ужасной. Действие перенесли в наши дни, стрелять стало невыносимо скучно, компьютерные напарники то и дело застревали в деревьях, сюжет доставлял невыносимые муки: дыры в сценарии и рваный монтаж путали, а идиотские диалоги раздражали своей бестолковостью. Потому анонс Gunslinger вызвал в редакции лишь сдержанное любопытство — что еще учудят поляки?

На круги своя

К счастью, все более-менее обошлось. Возвращение к истокам, на Дикий Запад, вернуло серии былой запал, а заодно — доверие к Techland. Новый Call of Juarez есть за что ругать, но есть и за что хвалить.

Для начала, разработчики наконец-то оставили Макколов в покое. Gunslinger — абсолютно самостоятельная история, рассказывающая о похождениях Сайласа Гривза, бывалого охотника за головами.

Структурно игра представляет собой ряд воспоминаний, которыми главный герой делится в баре. Сайлас в «прямом эфире» бахвалится перед слушателями, постоянно комментирует и поясняет происходящее. Время от времени его перебивают собутыльники, стремящиеся влезть со своим вариантом развития истории, вычитанным «где-то в грошовой книге», на что старый Гривз лишь усмехается. И правильно делает — крайне редко написанное о нем или его товарищах оказывается правдой. В этот момент действие «отматывается» назад, и нам показывают все так, как оно происходило на самом деле.

Call of Juarez: Gunslinger

События могут принять крутой поворот и в том случае, если друзья старого охотника за головами отвлекутся и услышат что-то не так. Раз — и на месте дорожных бандитов возникают индейцы. Сайлас говорил о том, что противники сражались рьяно, словно апачи, тогда как его компаньоны уловили лишь одно слово — «апачи». Или идете вы по проселочной дороге, как Гривз замечает, мол, в ту пору стояла золотая осень, — и тут из земли прямо на ваших глазах вылезают деревья с ветвями, покрытыми огненно-рыжей листвой. Честно говоря, и не припомним, когда видели в играх нечто подобное. Не сказать чтобы Гривз был каким-то очень интересным или уникальным персонажем, но личный характер историй и то, как необычно они поданы, добавляют игре шарма, создают едва ли не книжную атмосферу.

Call of Juarez: Gunslinger

Возникает ощущение, будто вы сами сидите перед Гривзом и внимаете его невероятным байкам, выходите на личный диалог. Techland нашли оригинальный метод взаимодействия с человеком по ту сторону экрана, нащупали новый пласт, ранее не затрагивавшийся разработчиками шутеров.

Другое дело, что, в отличие от первых частей Call of Juarez, повествование в Gunslinger тормозит действие, причем в буквальном смысле. Иногда игра «ставится на паузу» чуть ли не посреди боя, и вместо того, чтобы продолжить яростную схватку, приходится выслушивать очередные замечания главного героя (а далеко не все они представляют ценность).

Танцы с револьвером

Переделали Techland и боевую систему. Она сохранила наследие предыдущих частей, но теперь это скорее помесь из Bulletstorm и Far Cry 3. От первого здесь рейтинговая система с премированием наиболее изящных убийств, от второго — древо прокачиваемых скиллов. Специальные умения сильно облегчают жизнь: потратив на одну из способностей баллы, получаемые при повышении уровня, вы можете увеличить скорость перезарядки, научиться палить по-македонски и т.п.

Перестрелки вышли ожесточенными и динамичными, но не безупречными. Они сложные, интересные, но в то же время слишком прямолинейные. Подход к неприятелю всегда один, и, допустим, обойти недругов сзади и устроить диверсию не получится. Тактика сражений на протяжении всей игры почти не меняется. Убивают Гривза быстро, потому приходится постоянно перемещаться и прятаться за стенками, перевернутыми телегами и бочками. Словом, все это мы уже видели много раз, причем на куда более высоком уровне.

Call of Juarez: Gunslinger

Но вот какое дело. Все это справедливо лишь в том случае, если оценивать новый Call of Juarez привычной жанровой линейкой. Если же отнестись к Gunslinger как к попкорновому боевику, то игра обернется для вас захватывающим забегом, в котором главный герой бесстрашно, словно терминатор, ступает по городским улочкам и штабелями кладет рискнувших встать у него на пути. Специально подчеркиваем: сама стрельба в игре реализована как следует.

Techland не стали сочинять интересные ситуации, решив задавить игрока толпами врагов. Местами подход срабатывает, и Gunslinger превращается в настоящий мясной шутер на манер все того же Bulletstorm. Местами — нет, и тогда револьверная канонада начинает утомлять. Но в целом это довольно веселое, хардкорное смертельное шоу со свистящими пулями и танцами вокруг огрызающихся неприятелей.

Враги тоже не дураки — резво перебегают от укрытия к укрытию, не переставая палить во все стороны. К слову, стреляют они так, что дай бог каждому: пулю в голову можно получить, даже будучи от них на весьма и весьма приличном расстоянии. Вот только все это мельтешение и суета лишь ширма, имитация жизнедеятельности. Стоит исчезнуть из виду, как противники тут же забудут о вашем существовании. Не бросятся в погоню, как того можно ожидать, а просто застынут на месте. Зато едва вы высунете из-за угла хотя бы подол шляпы, как по вам сразу же откроют прицельный огонь из всех стволов.

Новому Call of Juarez очень не хватает ярких, запоминающихся эпизодов. Игра сильно потеряла в зрелищности в сравнении с почти эталонным Bound in Blood. После прохождения силишься припомнить какие-нибудь сцены, но не можешь — в голове витают лишь разрозненные образы да смутные картинки из разных моментов игры.

Тем не менее надо отметить, что хоть Gunslinger и не стала лучшей частью Call of Juarez, но это определенно прогресс. Несмотря на ряд серьезных недостатков, игра все-таки очаровывает, не в последнюю очередь — своей прямодушностью. Это обыкновенный шутер, который даже не пытается метить в высшую лигу. Никаких сложных механик, теории струн или душещипательной драмы, новый Call of Juarez не более чем способ скоротать вечер в компании двух дымящихся револьверов и одного болтливого охотника за головами.

Techland создали качественный скачиваемый шутер (если не сказать лучший — все-таки так много труда в игры для цифровых сервисов обычно не вкладывают), который совершенно точно стоит своих денег. Gunslinger — отличная разминка перед полноценным продолжением серии и вместе с тем убедительное извинение за отвратительный The Cartel.

Call of Juarez: Gunslinger

1910 год. Дикий Запад уже совсем не такой дикий, каким он был всего четверть века назад. Битвы с индейцами, тяжелое освоение новых земель, бандиты всех мастей и законники, перестрелки, громкие ограбления поездов и банков, побеги из тюрем — все это в прошлом. Герои былых времен давно стали персонажами дешевых книжек и театральных постановок, и не понять уже, где правда, а где выдумка в рассказах об их подвигах.

Тихим, ничем не примечательным вечером в один из салунов городка Абилин, штат Канзас, зашел немолодой мужчина — передохнуть после долгой дороги, пропустить стаканчик-другой да поболтать со случайными знакомыми. Те были только рады незваному гостю — юноша по имени Дуайт сразу же признал в нем героя своих любимых вестернов, охотника за головами Сайласа Гривза, и не преминул воспользоваться возможностью услышать историю его жизни из первых уст. Да и сам Гривз оказался не против неторопливой беседы — ему было о чем рассказать, а немногочисленные посетители салуна оказались внимательными слушателями…

Сюжет Gunslinger представляет собой воспоминания бывшего охотника за головами, который за свою богатую на события жизнь повстречался практически со всеми классическими героями Дикого Запада — от Билли Кида и Пэта Гарретта до Бутча Кэссиди и его Дикой банды. С кем-то из них он дружил, с кем-то — враждовал, а некоторые даже пали от руки Гривза. Впрочем, этому не до конца верит даже Дуайт, обожающий вестерны и наизусть знающий приключения своего любимого героя.

Каждый уровень — это небольшой рассказ, в центре которого одна из легенд того времени — как правило, очередной преступник или банда. Поначалу история Гривза совсем не впечатляет — миссии практически не связаны между собой, а их персонажи показаны вскользь и не успевают раскрыться во всей красе, чтобы хоть как-то заинтересовать игрока. Но потом начинаешь замечать нестандартную подачу сюжета и понимаешь, что Techland здорово постаралась.

Call of Juarez: Gunslinger

Чем дольше идет рассказ, тем сильнее хмелеет Сайлас, а история его становится все запутаннее и все больше походит на пьяные басни старика, который уже сам не понимает, где реальность, а где выдумка. Порой его перебивают слушатели, замечающие уж совсем грубые неточности, или сам Гривз, опомнившись, исправляется. В зависимости от рассказа меняется и игра — локации перестраиваются прямо на глазах, противники исчезают или появляются, порой приходится даже возвращаться назад во времени и проходить заново половину уровня, чтобы показать важный момент, пропущенный Сайласом. Сделано это столь умело, что типичный, по сути, шутер выглядит именно как хмельные байки умелого болтуна. Серьезно эти россказни не воспринимаешь, скептически к ним относятся и собеседники главного героя, но совсем не веселая концовка заставляет по-другому взглянуть на историю бывшего охотника за головами.

Стреляй первым

Если в плане сюжета (точнее, его подачи) разработчики сумели проявить оригинальность, то с геймплеем все не столь радужно. К сожалению, стоит признать, что как шутер Gunslinger является худшей его разновидностью — тем самым тиром, что в изобилии имелись задолго до появления в боевиках открытых пространств, умных противников, разнообразного оружия и прочих составляющих хорошего экшена. Враги здесь выступают в роли мишеней, чье единственное предназначение — в нужный момент появиться из-за угла и начать без перерыва палить в сторону игрока. Их мозгов хватает только на то, чтобы далеко не лучшим образом использовать укрытия да совершать короткие перебежки, не заботясь о собственной жизни. Зато неприятелей много — к концу своего рассказа Гривз отправит на тот свет столько народу, сколько не убивали, пожалуй, все бандиты Дикого Запада, вместе взятые.

Но если не строить ненужных иллюзий и с самого начала относиться к Gunslinger как к тиру, то даже из однообразного процесса отстрела полчищ бандитов и индейцев можно выжать толику удовольствия. Перестрелки не страдают излишней хардкорностью, зато выглядят довольно бодро, а сэл-шейдинговая графика с нарочито карикатурными фонтанами крови от удачных попаданий только усиливает динамику происходящего на экране. Правда, уже после пары миссий начинает остро не хватать разнообразия в вооружении: воюет главный герой пистолетами, винтовкой да дробовиком, изредка применяя динамитные шашки. Но тут уж ничего не поделать — сеттинг не оставляет особого выбора.

Call of Juarez: Gunslinger

Перед боем с очередным «боссом» нам показывают ну очень крутую заставку-комикс.

Разработчики стараются выкрутиться добавлением в игру «слоу-мо» и «прокачки». Режим концентрации замедляет время и подсвечивает врагов, позволяя выходить сухим из воды в самых безнадежных ситуациях. Cистема развития предлагает три специализации: рейнджер любит дальнобойное оружие, зверолов может получить дополнительную броню и виртуозно обращается с обрезом, а стрелок предпочитает перестрелки с использованием сразу двух револьверов. Тем, кто хочет как можно быстрее изучить приглянувшееся умение, придется попотеть — за обычные убийства перепадает не так много опыта, а вот попадания в голову, удачное применение динамитных шашек, меткая стрельба по движущимся целям и прочие проявления стрелкового мастерства приносят заметно больше «экспы». Но какого-то сильного влияния на игровой процесс улучшения не оказывают; при должном старании всю кампанию можно пробежать с одним пистолетом.

Почти каждую главу завершает дуэль с очередным героем Дикого Запада. Здесь есть свои правила и особенности — к примеру, можно выхватить оружие раньше положенного времени, но такой прием достоин лишь труса и приносит куда меньше очков. Если стреляться по-честному, то игроку достанется дополнительный опыт — в случае победы, разумеется. Для тех, кому противостояния один на один особо полюбились, авторы предусмотрели отдельный дуэльный режим, для прохождения которого необходимо победить в пятнадцати схватках, имея в запасе лишь пять «жизней». Еще один режим, «Аркада», предлагает пройти знакомые локации, чтобы набрать как можно больше очков за убийство противников.

Особой похвалы заслуживают художники, работавшие над проектом. Рисованные заставки между миссиями, «визитные карточки» «боссов» в комиксном стиле — все выполнено на высоком уровне. Язык не поворачивается сказать, что создатели решили сэкономить на роликах, наоборот — далеко не факт, что с их помощью удалось бы добиться тех же ощущений, что вызывают эти рисунки. Декорации тоже выполнены с любовью к деталям. А вот дизайн уровней подкачал — большинство из них представляет собой коридор без разветвлений, который можно пробежать из конца в конец, отвлекаясь лишь на поиск секретов, открывающих карточки с небольшой иллюстрированной справкой о знаменитости или важном событии того времени.

На самом деле, побеждать в дуэлях довольно просто, если стрелять первым. А вот чтобы добыть честную победу, придется попотеть.

Gunslinger, несмотря на возвращение в рамки привычного для серии сеттинга, получилась куда менее похожей на первые две части, чем The Cartel. От мультиплеера решили полностью отказаться, а эпичной истории братьев Макколл пришел на смену короткий (кампанию можно пройти за несколько часов) рассказ бывшего охотника за головами, обрывками повествующий о знаменитых людях эпохи Американского фронтира.

Именно они — бандиты и убийцы, шерифы и законники — главные герои игры. Тем, у кого есть желание познакомиться с историей Дикого Запада, Gunslinger пропускать определенно не стоит. Давним поклонникам вестернов тоже советуем обратить на нее внимание — игры в подобном сеттинге появляются не так часто, как хотелось бы. Да и, в конце концов, где еще представится возможность попытать счастья в дуэли с самыми знаменитыми стрелками Америки?

Плюсы: необычная подача сюжета, сполна передающая атмосферу Дикого Запада; симпатичное графическое оформление.
Минусы: глупые противники; перестрелки напоминают тир; коридорный дизайн уровней.

Честно сказать, мы не ожидали от нового проекта поляков из Techland такой вот прыти. Их предыдущий экшен Chrome был довольно посредственной игрой. Call of Juarez на выставках тоже не сказать чтобы блистал. Так, очередная игра про Дикий Запад со всеми классическими штампами от не слишком маститого разработчика.

Но вот совершенно неожиданный и, несомненно, приятный сюрприз: Call of Juarez вдруг оказалась чуть ли не лучшей игрой-вестерном, которую мы только видели. Бывает в жизни и такое.

А я люблю ковбоя!

Давным-давно, в далекой Америке жил-был мальчик по имени Билли. Жил не то чтобы очень хорошо — в семье постоянные скандалы, отчим допекает, перспектив никаких. Поэтому в один прекрасный день Билли решил, что пора искать счастья, да и свалил из родительского дома куда подальше. Через два года, как и положено блудному сыну, он вернулся и обнаружил, что на родном ранчо буквально несколько минут назад случилось страшное родители убиты, а на стене кровью написано Call of Juarez.

В этот самый момент заявляется преподобный Рэй — священник и, по совместительству, родной брат отчима Билли. Застав парнишку рядом с трупами собственных родственников, пастор тут же решает, что это и есть убийца (вполне логично, кстати). Билли такой расклад решительно не нравится, и он во второй раз покидает отчий дом. На этот раз — бегом. Ну а дальше начинается классический вестерн — с погонями, разоблачениями, долгим расследованием смерти родителей, столкновениями с индейцами, поисками сокровищ ацтеков. Ну, и ограбление поезда тоже будет. И трупы, трупы, трупы — пускать в расход персонажей здесь не стесняются. Скажем по секрету — к концу игры в живых остаются только два ключевых персонажа.

Штурм ранчо в самом разгаре.

Как видите, игра щедро черпает вдохновение из лучших вестернов прошлого века. Причем черпает на редкость аккуратно — все эти погони-драки-перестрелки мы, конечно, уже видели, но ощущения вторичности не возникает. Очень сильно здесь помогает оригинальная манера подачи сюжета — играть предстоит и за Билли, и за преподобного Рэя.

Игра за Билли больше всего напоминает похождения какого-нибудь Индианы Джонса. Сходство дополняется тем, что основным орудием труда у нашего героя становится хлыст. Это, к слову, совершенно незаменимый инструмент. Взобраться на недоступную смертным высоту? Пожалуйста! Переключить рычаг в трех метрах от себя? Верный кнут опять придет на помощь. Да и врагов им можно хлестать.

А вот с пистолетами у Билли роман явно не сложился — ожесточенной пальбе он предпочитает более тонкие методы. Главное его преимущество — ловкость и скрытность. А уж если малыш Билли кого-нибудь и убивает, то делает это по возможности тихо и незаметно. Например, с помощью лука.

Виртуальный тир объявляется открытым! И не кривите лицо на архаичный внешний вид станкового пулемета — свою работу он выполняет отменно!

С Рэем ситуация иная. Религиозный фанатик-садист, настоящая машина смерти на службе то ли бога, то ли дьявола. Игра за Рэя — классический шутер от первого лица. Причем шутер качественный, динамичный и сделанный явно со знанием дела. Пастор — очень меткий и, что немаловажно, быстрый стрелок. Последнее, правда, целиком зависит от навыков игрока: в Call of Juarez регулярно встречаются классические ганфайтинг-сценки: на экране идет обратный отсчет, и как только счетчик достигает нуля, нужно быстро двинуть мышью сначала вниз (в кобуру за револьвером), а потом вверх — чтобы успеть навести прицел и выстрелить первым.

Еще Рэй умеет стрелять с двух рук, причем в нескольких противников сразу. Происходит это так: два прицела медленно выползают с противоположных сторон экрана, стремясь слиться воедино где-то по центру. Как только они сходятся вместе — надо сразу же открывать огонь. Благодать, одним словом.

Не забывайте, кстати, что Рэй — человек высокой духовности. И если пуль вдруг оказывается недостаточно, он смело пускает в ход слово божье. Для этого у пастора всегда есть с собой боевая Библия, избранные пассажи из которой он может зачитывать прямо во время перестрелки. После такого вот психологического прессинга слабовольные враги немедленно прудят в штаны от страха и бегут куда подальше.

Оружие в Call of Juarez живет недолго: несколько десятков выстрелов, и иконка ствола начинает истошно мигать красным цветом, а еще через какое-то время оружие просто взорвется у вас в руках, и его останется только выкинуть.

Спили мушку, Билли!

Пассажиры поезда сегодня явно «зажгли».

Вообще, видно, что поляки всеми силами пытались сделать свою игру как можно более разнообразной, — и это у них, надо сказать, получилось (за некоторыми исключениями). Миссии сменяют друг друга, как картинки в калейдоскопе. В кадре есть лошадь — жди скачек. Появилась слишком уж злобная группа бандитов — будет стелс-миссия. Увидели станковый пулемет — приготовьтесь к виртуальному тиру. Встретился мудрый индеец — готовьтесь к спецкурсу «Путь молодого индейца». Ну и так далее.

К сожалению, из попытки авторов разнообразить игру вытекает и основной ее недостаток — тотальная власть скриптов. Все здешние аттракционы — штука сугубо одноразовая, что сводит реиграбельность проекта к нулю. AI, опять же, лениво отдыхает в сторонке — зачем напрягаться, когда за тебя все сделают скрипты? Поэтому нет ничего странного в том, что в редкие минуты «свободы» противники просто тупо палят по игроку. Соответственно, о нелинейности и прочем «плюрализме» можете сразу же позабыть.

Еще один спорный момент — графика. Для РС-эксклюзива Call of Juarez выглядит местами коряво. Убогие текстуры, дешевые эффекты, дерганая анимация. Хотя пейзажи здесь порой встречаются умопомрачительные. Если у вас вдруг ненароком установлен Fraps, то после прохождения игры вы с удивлением обнаружите, что наснимали по меньшей мере несколько сотен скриншотов. Особенно красив один из последних уровней — мексиканская пустыня, залитая предзакатным солнцем.

В товарищеском боксерском матче руки то и дело застревают в противнике — ругать за это стоит физический движок.

Видите красный крестик? Он обозначает ровно одну вещь — «низ-з-зя!».

В США, как известно, вовсю подрастает очередное «поколение П». Нет, не «пепси» — эти граждане уже давно получили высшее образование и расселись по мягким офисным креслам. Мы же говорим о «поколении политкорректности». Суть этого социального явления вы, наверное, и сами знаете: узрел нечто отдаленно похожее на дискриминацию кого-то — стукани куда полагается. Ну а там уже примут меры. Причем железобетонные щупальца защитников угнетенных распространяются на все сферы жизни — в том числе на компьютерные игры.

И ничего бы в этой самой политкорректности не было страшного, если бы некоторые люди не стали перегибать палку. Вот, например, в Call of Juarez — игре про жестокий Дикий Запад — категорически запрещено:

— стрелять по трупам;

— стрелять в невинных (с точки зрения разработчиков) NPC, даже если те настроены враждебно;

— стрелять по лошадям;

— погонять лошадей кнутом;

Нарушение любого из этих правил ведет к неминуемому «геймоверу». Глупость, конечно же, полная — особенно в случае с пунктом про лошадей и хлыст. Но разработчиков вполне можно понять: в последние годы нападки на игры усилились многократно. Все мы помним скандал вокруг GTA: San Andreas и модификации Hot Coffee. «Наехать» пытались даже на Gun — за то, что там можно убивать индейцев.

Хотя, с другой стороны, ну их к черту, эту графику и линейность. Никто же не отказывается смотреть старые фильмы только потому, что они черно-белые? Call of Juarez — динамичная и разнообразная игра. Любители Дикого Запада просто обязаны помереть от восторга.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 8.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Одна из лучших игр-вестернов — разнообразная, с увлекательным сюжетом и всеми теми вещами, за которые мы так любим Дикий Запад. Жаль только, что одноразовая и на лицо страшноватая.

После выхода Call of Juarez: The Cartel впору было списывать цикл Call of Juarez в утиль — больно уж тщательно «Картель» вытащил на поверхность недостатки серии, утопив все без исключения ее достоинства. Многие поклонники заочно похоронили и Gunslinger, анонсы которой особой убедительностью не отличались, — и, как выяснилось, похоронили совершенно напрасно. Игра-то получилась совсем не плохая.

Call of Juarez: Gunslinger

Никаких больше мексиканских наркокартелей, никаких «хороших полицейских, плохих полицейских» — Call of Juarez возвращается к классике. На дворе начало двадцатого века. Старый ковбой заходит в салун и представляется Сайласом Гривзом, известным охотником за головами. Завсегдатаи салуна тут же заваливают старика предложениями угостить его выпивкой в обмен на пару рассказов о ковбойской жизни — тут-то и начинается игра.

Каждый уровень игры — это одна из историй о бурной молодости Гривза. Первые пару часов его байки кажутся не просто невероятными, но и бессмысленными — старик «Казань брал, Астрахань брал», с самим Малышом Билли бегал и, разумеется, всех тогдашних знаменитых бандитов (от Старика Клэнтона до Бутча Кэссиди) лично ухлопал. Гривз охотится за бандитскими головами, сбегает из тюрьмы, охотится за головами, участвует в ковбойских дуэлях, охотится за головами, срывает ограбления поездов и банков, выслеживает беглых мстителей-индейцев, ну и, конечно, охотится за головами. От фамилий разной степени известности рябит в глазах, новые персонажи появляются каждые пятнадцать минут только для того, чтобы тут же умереть, а рассказы связаны друг с другом лишь общим главным героем.

Call of Juarez: Gunslinger

Тем не менее история от этого не становится скучной — ее вытаскивает язвительный юмор рассказчика, который откровенно издевается над штампами вестернов, над предыдущими играми серии, над собой и даже над слушателями. А как только эти шутки начнут приедаться, в баснях стрелка внезапно покажется и смысл, и общий сюжет. За непрерывным потоком иронии проступит мрачная история — разумеется, имеющая прямое отношение к золоту и маленькому городку под названием Хуарес. История, в которой вскроется, что привело Сайласа в салун и для чего он рассказывает свои байки.

Call of Juarez: Gunslinger

Сказать, что Сайлас слегка привирает, — значит, основательно погрешить против истины. Дед заливает так, что барон Мюнхгаузен уважительно снял бы треуголку. А подкрепляет его вранье игровой процесс. Как в Bastion, только наоборот — там закадровый голос комментировал каждое наше действие, а тут мы делаем то, чем хвастается рассказчик. «И тут они меня окружили! Человек двадцать, не меньше! Подкрались незаметно — любимая тактика апачей!» — вещает Гривз, а на экране буквально из воздуха материализуются несколько десятков индейцев и начинают поливать нас шквальным огнем. «Погоди, дед! Какие, к черту, апачи? Ты же выслеживал банду Ковбоев?» — интересуется внимательный слушатель, пока мы лихорадочно мечемся по ущелью, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от свистящих в воздухе пуль. «А я и не говорил, что это были апачи, — моментально «отмазывается» рассказчик, — я сказал, что Ковбои налетели на меня прямо как апачи!» — и индейцы растворяются в воздухе, а их место занимают бандиты в красных шарфах.

Call of Juarez: Gunslinger

Не меньше половины игры занимает такое вот интерактивное вранье. Уровни меняются на наших глазах, потому что старик внезапно вспомнил о «красных кленах, радовавших глаз» или о лестнице, которую «убей не пойму, почему не замечал до этого». Иногда слушатели начинают спорить с рассказчиком — они выдают свои версии описываемых событий, а мы «проходим» вариант за вариантом. Иногда Гривз сам расписывает несколько вариантов того, как могли бы развиваться события.

Оригинальный, красивый и изящный способ загнать боевик в сюжетные рамки уровней. Но ситуацию портит то, что разработчики этим способом жестоко злоупотребляют. Не пристрелили последнего врага — Сайлас не вспомнит, как он выбрался из пещеры. Хотите повоевать — ан нет, Гривза как раз пробило на сообщить, что у него внезапно закончились патроны и что он бежал как подстреленный. В итоге прекрасный прием не разнообразит игровой процесс, а ограничивает его — что раздражает, и порой довольно сильно.

Call of Juarez: Gunslinger

Все свои приключения Гривз переживает в одиночку — прошли те времена, когда мы выбирали одного из двух (или трех) персонажей с разными навыками. Теперь персонаж один, зато навыки ему можно развить собственноручно, выбирая из трех веток — стрелка, ориентированного на быструю пальбу с двух рук, зверолова, специалиста по дробовикам и ближнему бою, и снайпера-рейнджера.

Набираем опыт, зарабатываем очки уровней, тратим их на навыки — все просто. Очки опыта, как и в Bulletstorm, валом сыплются за разнообразные способы быстрого и красивого убийства врагов. К сожалению, самих способов тут не так уж и много — чай, ни телекинеза, ни высоких технологий на Диком Западе не водилось.

Call of Juarez: Gunslinger

По части боевых возможностей Гривз напоминает своего предшественника — Рэя Макколла из «Уз крови». Он тоже ничего не понимает в скрытности, зато неплохо держит удар и умеет входить в хорошо знакомый ветеранам серии режим концентрации, в котором время замедляется, а враги подсвечиваются. Отметка на шкале пафоса в такие моменты достигает космических (точнее, космодесантных) величин.

А еще он умеет чувствовать смерть — в ситуации, где капитана Шепарда убило бы, для Сайласа Гривза время остановится, он четко увидит летящую в него смертельную пулю и получит возможность увернуться от нее. Мелочь, но неимоверно эффектная и время от времени спасающая от необходимости начинать с ближайшей контрольной точки. Впрочем, те здесь разбросаны настолько густо, что отсутствия обычных сохранений просто не замечаешь — точка ставится чуть ли не каждые десять секунд, перед каждой завалящей перестрелочкой, на каждом опасном мостике, на любой высокой крыше.

Call of Juarez: Gunslinger

На наше огромное счастье, Gunslinger не стал продолжать отвратительную тенденцию «сто стволов, все как один плоские, выглядят как пластиковые и стреляют одинаково», опробованную в «Картеле». Оружия тут, как и в «Узах крови», немного. Да что там «немного» — очень мало. Зато каждая винтовка, каждый револьвер уникальны — а уж до чего красивы! Словом, стрелять здесь — одно удовольствие.

Здесь много удовольствий, только длятся они недолго — прохождение кампании едва ли займет больше шести-семи часов, — а повторяются частенько. Например, эпизоды с «боссами», палящими по Гривзу из пулемета Гатлинга, успеют не просто надоесть, а буквально встать поперек горла — преодолевать дистанцию короткими перебежками от укрытия к укрытию, выжидая паузы во вражеском огне, забавно только первые пару раз. То же касается и ситуаций со «внезапно окруженным» на круглом пятачке земли Сайласом — первый раз из окружения вырываться весело, второй раз интересно, на третий уже скучновато, на десятый бесит.

Call of Juarez: Gunslinger

Зато на разнообразие декораций пожаловаться грех — что ни уровень, то новая красота. Тут и прерии, и разноразмерные городки, и горные перевалы, и леса, и озера, и мосты над пропастями, и поезда на полном ходу. Разработчики учли опыт «Картеля» и вернули в локации самую капельку нелинейности — там развилка, сям ответвление. И хоть развилки очень скоро сольются в один путь, а ответвления скорее всего упрутся в надпись «вы отклоняетесь от истории!» с последующим возвращением на основную дорогу, ощущения запертости в невидимом коридоре нет.

Call of Juarez: Gunslinger

Разработчики вообще много где учли опыт «Картеля» и совершенно правильно решили еще раз так не делать. Gunslinger куда ближе к «Узам крови», и это одновременно хорошо и плохо. Хорошо потому, что «Узы крови» были отличной игрой. Плохо — потому что они были отличной игрой четыре года назад, а с тех пор успели появиться и Bulletstorm, и огромная дикозападная песочница Red Dead Redemption.

С другой стороны, после выхода RDR толковыми вестернами нас больше не баловали — а в этом-то качестве Gunslinger показывает себя с лучшей стороны. Разве что конных погонь сюда не завезли — во всем остальном это прекрасная история стрелка и достойная глава в серии Call of Juarez.

Читайте также: