Swat 4 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Если вы ранее не слышали о серии SWAT, то вам и волноваться не стоит. Первые две части представляли собой не самые удачные вариации на тему тактического симулятора полицейского спецназа. Третья часть показала все то же самое, только от первого лица – и гораздо, гораздо сложнее. Четвертая же, обозреваемая ныне, является, пожалуй, самым лучшим образчиком жанра. Сюда бережно сложили все самое лучшее, подрихтовали баланс и предложили любителям тактики в самом лучшем виде на блюдечке с голубой каемочкой.

Впрочем, на свежую кровь, скорее всего, слетелись и хардкорные фанаты Rainbow Six. Вынужден разочаровать вас, дорогие любители Спланированных Операций: ничего интересного вы здесь не найдете. В SWAT 4 вам не придется просиживать часами над маршрутом карты, назначением точек обследования, прогонять карту по десять раз и мучительно думать над тем, как бы снять во-о-он того снайпера, что ухмыляется вам из окна второго этажа. Операции полицейского спецназа тем и отличаются от действий суровых коммандос, что им нужно делать все очень быстро, очень четко, и не дай вам Аллах потерять хоть одного заложника. Карта местности? В лучшем случае бармен захваченного диско-клуба предъявит вам салфетку с нарисованной дрожащей рукой схемой подсобных помещений. Если повезет – в ваши руки попадет детальная карта отеля, в котором русские мафиози ведут перестрелку. Но вам, как правило, не везет.



SWAT (Special Weapons And Tactics) – отряд быстрого реагирования, впервые организованный в Лос-Анджелесе в 1963-м году. Отряд вооружен по последнему слову техники: штурмовые винтовки и автоматы, гранаты со слезоточивым газом, взрывчатка и наручники. Задача отряда – разрешать различные ситуации, которые не входят в компетенцию полиции: освобождение заложников, штурм зданий с вооруженными преступниками и так далее. Кстати, по американским законам, несмотря на всю серьезность своего предназначения, SWAT не считается армейским подразделением. Каждый отряд состоит из пяти членов (командир и две «двойки»).

О чем эта игра – вы уже догадались. Каждая миссия игры – это определенная ситуация, из которой нужно выйти самой малой кровью. Командуя «двойками», необходимо избежать гибели заложников и офицеров, желательно не убивать преступников, а захватывать их живыми, также в вашей компетенции сбор улик (как правило, оружия) и обязательный доклад обо всем найденном, повязанном и застреленном. Учитывая, что разработчиков консультировал Дэрил Гейтс, тридцать лет проработавший начальником управления SWAT, задания будут максимально приближены к реальным боевым «вылетам». С одной, впрочем, оговоркой: в реальной жизни у настоящих спецназовцев такие задания встречаются от силы раз-другой за все время службы. Но зато брифинги к каждой миссии подготовлены очень тщательно: вы можете выслушать диалог между сообщившим о преступлении и службой 911, прослушать и прочитать брифинг непосредственного начальства, ознакомиться с делами на каждого подозреваемого, ознакомиться с фотографиями местности (если есть необходимость), ознакомиться с таймлайном и т.п.



Инструментов управления командой, в общем-то, мало. Вы можете отдавать приказы от первого лица, наведя мышку на указанный участок в пределах видимости, а можете переключаться на маленький экранчик в правом верхнем углу и, очень ограниченно управляя обзором подчиненного, выдать приказ ему самому уже как бы от его имени. Команд не так уж и много, что дает вашим ребятам полную свободу действий, включая проявление тотальной глупости в рамках отдельно взятого AI. Так, например, если подозвать к себе бойца, он пойдет не по уже проторенному и безопасному пути, а напрямик – даже если на пути у него будет неисследованная комната, набитая вооруженными до зубов мексиканцами. Иногда, кстати, боец может и пройти такую комнату, бодро оставляя за собой трупы. Но это редкость – чаще все-таки убивают.

В качестве отдельного бонуса а-ля «звонок другу» вам на каждую миссию выдают снайпера, всегда сидящего в такой удобной засаде, при которой он может снять одного-двух подозреваемых. Правда, если вы хотите заслужить больше очков, вы им никогда не воспользуетесь – за арестованных преступных элементов «платят» больше. Кстати, арест – очень забавная штука. Противника можно морально подавить газовой гранатой и криком «Брось пушку! Полиция!», но он будет продолжать кашлять и размахивать УЗИ. Можно вдогонку кинуть дезориентирующую гранату (вызывает глухоту и ослепление) – та же ситуация. Один такой крендель, верный своим принципам, сдался мне только после предупредительного выстрела в ногу.

В SWAT 4 не такое большое поле действий. Основной алгоритм прохождения каждой миссии – зачистка комнат. Отдали «двойке» приказ move and clear, ребята вскрывают дверь (при необходимости – отмычкой или взрывчаткой), вламываются в помещение, орут дурными голосами и ждут, пока вы им прикажете арестовать каждое биологически активное существо в пределах видимости. Иногда вам, командиру элитного подразделения, приходится лично заковывать в наручники каждого преступника – потому что все тот же просветленный AI будет долго искать путь к нему. Продвигаясь по комнатам, желательно использовать гранаты (газовые, дезориентирующие и начиненные резиновыми шариками), потому что враг, будь он хоть местным маньяком или бандой юнцов, стреляет метко и всегда на поражение. Иногда штурм какой-нибудь захудалой комнатки может положить всю вашу команду, а может – никого не задеть.



Все дело в том, что при каждой новой загрузке уровня враги и заложники на нем расставляются случайным образом. И если вы проиграли миссию, в которой главный бандит прятался в туалете, то в этот раз он может быть уже в подсобке. Учитывая, что во время миссий сохраняться нельзя, это жутко раздражает. К счастью, грамотное использование гранат в большинстве случаев позволяет зачистить комнату без потерь – но иногда и этого мало, к тому же гранат весьма ограниченное количество. Каждый раз, грязно выругавшись в адрес генератора случайных врагов, приходится начинать с самого начала. Самое обидное – это то, что вы можете просчитать абсолютно все, кроме того, что враг может ходить по комнатам и, пока вы зачищаете одну часть помещений, он зайдет с тыла и застрелит если не вас, то вашего сотрудника – а это тоже очень обидно.

Перед каждым заданием вы можете выбрать оружие для каждого сотрудника. Арсенал самого элитного спецподразделения лос-анджелесского управления полиции не отличается богатством и разнообразием. Пара видов дробовиков, несколько автоматов – и, что вполне понятно, ни единой снайперки. Бои-то идут чуть ли не вручную, какая тут снайперка? Автоматы, правда, тоже вызывают определенное сомнение: неудобно стрелять, они отчаянно мажут, да и в игре нет таких перестрелок, в которых автоматы были бы важнее шотганов. Поэтому дробовики – вот это наш выбор. Если что – всегда можно засадить дробью в голову палящего вразнобой врага и доложить на базу, что преступник отчаянно сопротивлялся, потому что так оно и было. Правда, среди суровой правды жизни встречаются еще и баллончики с газом и даже пейнтбольные ружья с соответствующим снаряжением. Зря смеетесь, выстрел из такого ружья в упор в голову – в лучшем случае потеря сознания.



К амуниции прилагаются всякие безделушки вроде камеры, позволяющей смотреть за угол (высокотехнологичная новинка: раньше в SWAT для этих целей использовали зеркальце), мини-врызвчатки для вышибания двери, отмычки и так далее. Это набор юного спецназовца есть у каждого бойца, так что если вам, простите, «западло» сесть на лесенке просветить и камерой заугольное пространство, можете отдать соответствующий приказ подчиненному. Кстати, если приказать им открыть дверь, и выяснится, что она заперта, они скажут, что нужно взломать – сами же ни отмычкой, ни взрывчаткой без вашей отмашки не воспользуются. Иногда, кстати, очень раздражает.

Если AI для вас настолько глуп, что вы принципиально отказываетесь с ним играть, собирайте друзей из локальной сети и устраивайте кооперативные побоища. Вот уж где реальная веселуха, особенно если нацепить на себя гарнитуру (микрофон+наушники). Этакий виртуальный вариант игры в командира и подчиненных. Рекомендуется лицам с ярко выраженной лидерской составляющей и любителям отыгрывать боевиков под начальством у строгого капитана. Есть еще режим чистого незамутненного мультиплеера – этакие «казаки-разбойники», где одни отыгрывают отмороженных «братков», а другие – честную и неподкупную полицию.

Игра красивая. Движок Unreal последней модификации (я уже сбился со счету, если честно) выдает хорошую, плавную, а главное – реалистичную картинку. Физики никакой нет, трупы не отлетают на двадцать метров от выстрела из дробовика, элементы окружающей среды не разлетаются на тысячи кусков, лишь на текстурах остаются следы от пуль. Не самый подходящий движок для игры, которая проповедует реализм – но вполне можно играть и без этих условностей. Звук не подводит: пожалуй, если в игре есть чего-то больше, чем в других, то это именно звук. В игре очень много диалогов, отдельных реплик, звуковых эффектов – даже музыка есть, как ни странно.



SWAT 4 – не для тех, кто любит бегать, вооруженным до зубов, и стрелять во все, что движется. Тут в первую очередь надо анализировать и разрабатывать свою тактику. Торопиться не следует. Каждый удачный тактический ход – плюс не только к вашему самолюбию, но и к результативному прохождению уровней. Этакие боевые шахматы от первого лица.

С фонариком наперевес
Первые скриншоты из SWAT 4 выглядят особенно выигрышно, если их рассматривать вперемешку с полотнами, запечатлевшими мрачно-угловатый закат SWAT: Urban Justice. Сотрудники Irrational Games не стали изобретать очередное графическое колесо, а просто лицензировали свежие версии графического движка Unreal Technology и физического моторчика Havok. Эту смесь приправили старательностью художников, и в итоге SWAT 4 может похвалиться не только поддержкой самых современных “фишек”, но и потрясающе высокой детализацией практически всех игровых объектов.
Ну и еще один приятный подарок, который хитрецы из Irrational Games явно припасли напоследок — это мощный многопользовательский режим. В нем, помимо нескольких вариаций на тему Counter-Strike , обещана возможность прохождения кампании. вчетвером. Так что поклонники онлайн-баталий вряд ли будут разочарованы.

Я сомневался, не верил - а они взяли и сделали. Казалось бы, после ужасной во всех смыслах Tribes: Vengeance (предыдущий проект Irrational Games) мой персональный Иисус SWAT4 наверняка превратится в ужасающий образчик trigger-based FPS, где все тактические заморочки, так радовавшие хардкорных фанатов CQB в предыдущей игре, упразднились бы в пользу тупого героизма и прямолинейного, как шест в стриптиз-клубе, прохождения.
Выкусите, дети. SWAT4 - лучший тактический экшен последнего времени.

Нигде еще (кроме разве что полицейских квестов) мы не были так уверены, что выполняемые нами действия - это РАБОТА. Не крестовый поход супротив терроризма, не эпик "Нападение на 13-й полицейский участок", а именно работа. И выполнять ее надлежит сообразно правилам, несмотря на жесточайшее сопротивление.

Вот, скажем, в Raven Shield мы редко задумывались перед выстрелом. Хороший враг - мертвый враг, вот вам моральная индульгенция. Здесь все иначе. Хороший враг - это враг целый, без сколов и вмятин, без следов ржавчины и, свят-свят, без пулевых отверстий. Одетый в наручники, причесанный и чуть ли не протертый губкой. Да-да, убийство в SWAT4 - крайняя мера пресечения, безрадостная отметка в личном деле офицера и почти наверняка судебное разбирательство.
Ну, не моделировть же трибунал, в самом-то деле? Разработчики пошли по более простому пути.
Каждое действие/противодействие оценивается в определенное количество очков. Взяли врага живым? Вот вам пять очков. Доложили о нем по рации? Еще три. Ранили врага? Минус десять. Убили? Минус двадцать.
И так далее. А для успешного прохождения миссии требуется набрать не менее 50 очков (на уровне сложности Normal). Вот так-то.
Еще нужно доложить обо всех раненных и убитых, собрать в пластиковый мешочек все отобранные "стволы" и избегать ранений.
Кстати.
Вы в курсе, что стрелять на поражение можно лишь в случае, если подозреваемый:
а) имеет оружие;
б) не реагирует на неоднократные устные приказы положить оружие и поднять руки;
в) целится в заложника или офицера SWAT?
Тренируйте выдержку. И реакцию.
А вот если подозеваемый выстрелил, тогда пожалуйста - хоть изрешетите. Ведь за потерю подконтрольных офицеров (и уж тем более заложников) тоже отнимают очки.

Прочувствовали сложность системы? Да, офицер SWAT - самый бесправный участник этой игры, ничего не поделать. Приходится изощряться - и здесь на помощь приходит тактический арсенал.
Здесь есть все, что теоретически способно помочь нам пройти миссию с пристойным рейтингом. Три вида гранат (High Explosive нету, кстати), заглушки под двери, оптическая камера (для проверки "а что там за углом?"), отмычки, breaching charge/breaching shotgun и еще много чего.

Арсенал огнестрельного оружия послабее, чем в той же Raven Shield, что обуславливается очень узкой направленностью подразделения: бои в условиях замкнутого пространства гораздо удобнее вести посредством пистолетов-пулеметов. Зато здесь есть уникальные несмертельные виды оружия: электротазер, выстреливающий два провода в мягкие части жертвы, пейнтбольное ружжо с шариками, начиненными перечным газом, газовый баллончик и дробовик, стреляющий специальными мешочками.

Несмертельное оружие гораздо выгоднее в плане того, что можно стрелять без предупреждения и без риска убить цель. Да и некоторых сопротивляющихся заложников им можно обработать - для придания соответствующего обстановке настроя. А то руки они отказываются поднимать - видите ли, они невиновны. А у нас инструкция, дорогие, так что не обессудьте: слезящиеся глаза после дозы из газового баллончика еще не самое худшее.

Игра берет тем, что не всегда ясно кто заложник, а кто - террорист. Миловидная девушка вполне может выхватить из-за спины УЗИ и изрешетить вас, как только вы отвернетесь, а за пазухой у бросившего АК-47 засранца вполне может лежать Беретта. Отсюда алгоритм: зашли в комнату, положили всех на пол, всех же обули в наручники, доложили по рации, пошли дальше. Натурально, оперативная съемка получается.

Что касается управления четырьмя подконтрольными офицерами, то здесь все в полном порядке. Два варианта тактического интерфейса (цифровой - как в SWAT3 - и выпадающе-менюшный, кому как удобней) обеспечивают быстрый доступ к приказам, ведут подчиненные себя очень и очень хорошо: грамотно прикрывают все возможные векторы атаки, метко стреляют и никогда не убьют невиновного. Верьте им, они молодцы. Отличники. Ведь не станете же вы самостоятельно зачищать комнату, если есть возможность дать сделать это четверым громилам, с применением слезоточивого газа или светошумовой гранаты? И риска меньше - после вашей смерти вы не сможете переключиться на другого члена команды, как в RS. Здесь это автоматический мишшн овер.
В идеале, вы как командир вообще не должны учавствовать в зачистке, довольствуясь ролью прикрывающего вход при зачистке комнаты элементом.

Перестрелки весьма натуральны, несмотря на сомнительную баллистику и избирательную проницаемость поверхностей. Смерти, выполненные согласно заветам движка Havok, выглядят довольно достоверно, попаданий для убийства требуется немного, система точечных ранений работает (я практиковал стрельбу по рукам, сжимающим пистолеты-автоматы - и не убиваешь, и обезвреживаешь). Противники ведут себя довольно натурально: могут испугаться или запаниковать (а последствия самые разные - от добровольной сдачи до беспорядочной пальбы в нас, в белый свет и в копеечку), могут отступить на более выгодную для ведения стрельбы позицию. Очень похожи на живых людей, любят покричать (к сожалению, не матом).

Получилось у Irrational, ох как получилось. Есть у SWAT4 и недостатки, но это несущественно - атмосфера, графика и звуковое сопровождение, намертво приклеившиеся к подробно изображенному процессу работы полицейского спецназа, образуют очень и очень крепкую игру, способную затянуть почище героина.

Один из самых лучших тактических шутеров и симуляторов про спецназ. Вряд ли кто то помнит об этой игре, но напомнить стоит. Swat 4 относится к серии Police Quest, в которой находятся 8 игр, и 4 из них относятся к подсерии SWAT. Первая часть была квестом, вторая была средней стратегией, а вот Swat 3 уже стала похожа на Rainbow Six, тоесть шутер с элементами тактики. Чтобы полностью подкрепить успех, кудесники из всеми известной Irrational Games выпустили Swat 4, которая является скорее доработанной 3-ей частью, а не продолжением.

Сюжета у игры нету, и тут уже понятно почему. Разработчики хотели показать не историю, с юмором как Police Quest 1-3, а суровые дни спецназа и их работу. У нас есть 14 заданий, считая тренировку, которую кстати проводит главный герой выше упомянутого Police Quest. Остальные 13 миссий не связаны между собой и представляют зачистку локации, в которой мы должны спасти всех заложников и обезвредить противников. Все локации проработаны, поэтому для интереса можно пройти её ещё раз чтобы исследовать все углы, комнаты на этой карте. В брифинге миссий всё понятно. Мы можем прослушать инструктаж, выбрать снаряжение для команды состоящая из 5-ти человек, считая главного героя, посмотреть досье на преступников и заложников, выбрать место из которой начать задание и посмотреть ход событий. В некоторых случаях можно прослушать звонок от 911, который поступил от заложников. Оружия будет много. Они делятся на основное, личное, тактическое и специальное оружие. В основном мы должны взять оружие и тип патронов к нему. Личное это пистолет или шокер. Тактическое это гранаты, зонд и блокатор дверей, а специальное это либо взрывчатка С2 (Да, не С4), и спецружьё для выбивания дверей. На всякий случай, если вы довольно слабо разбираетесь в оружии, внизу будут заготовленные наборы вооружения (Бесшумные, нейтрализующее, штурм, зачистка и т.д).

Дальше стоит сказать о геймплее. Чтобы пройти каждое задание на идеально, надо обязательно освобождать заложников, противников заковать в наручники, не убивая их. Стрелять только в крайних случаях. Это главная фишка игры. Главное не стрельба, а обезвреживание, помните это. Так же нужно чтобы никто из отряда не схватил пулю в голову и не погиб самый умный человек в команде. Сделать на словах это вроде и легко, для любителей Counter Strike, которые просто вполную подходят к немым заложникам и жмут на букву E, а в противника всаживают весь магазин от винтовки. На деле же всё довольно трудно. Проходя дальше по уровню, противники начинают становиться серьёзнее и сдаваться они явно не будут. ИИ как ни странно, очень высокий и порой приходится попотеть. Заложники так же будут сопротивляться. Чтобы их успокоить надо брызнуть аэрозолью. Что ещё у игры вышло идеально, так это меню управления членами команды. Жмём на ПКМ, и даём команду нашим напарникам. Выполнять они могут такие же действия что и коммандир отряда, в зависимости на что вы смотрите (К примеру на дверь или заложника). Отряд делится так же на красных и синих. К примеру вы можете послать 2-х из красного отряда к дверям чтобы разведать обстановку, а с другими 2-мя из синего отряда обезвреживать террористов. В крайнем случае вы можете запросить поддержку от снайпера который просматривает 2 окна на локации. К сожалению напарники порой тупят, но это не особо портит ощущение от игры. Про локации я уже говорил, они тщательно отпалированы, и некоторые довольно атмосферные. Очень отлично вышло с уровнем маньяка, который в дальнейшем по моему послужил местом для главного злодея в игре Condemned Criminal Origins, а ещё уровень с домом сектанта, где зарыты дети. В игру так же вставлен редактор уровней. Ставите своё количество противников, заложников, уровень наглости и условия прохождения и вуаля, получаете поле испытания. Графика так же довольно неплохая, но анимация обещает желать лучшего. Но для 2005-го графон даже был чем то высоким, по крайней мере лучше чем в посредственном Rainbow Six Lockdown. Если вам лень играть с ботами, то в игре так же есть кооператив на 5 человек и мультиплеер, который давно уже не поддерживается, но через Tunngle, Evolve и Hamachi поиграть всё таки можно.

Таков SWAT 4. Кому не понравилось то что нет цельного сюжета и мало заданий, то советую вам также поиграть в SWAT 4 Stechkin Syndicate. О нём я напишу в следующий раз, если это необходимо. В основном, перед нами одна из лучших игр 2005-го года, один из лучших тактических симуляторов про работу спецназа, одна из очень атмосферных и продуманных игр. Советую всем поиграть, если вы не какой либо любитель Call of Duty у которого 4к часов и трудно играть в такие игры. Приятно получить вам удовольствие =)

Плюсы: Отличная реализация будней спецназа; Хорошая реализация управлением команды и подчинение к коммандующему; Хорошая графика; Умные противники; Один из лучших кооперативов в истории игр.
Минусы: Нету сюжета; Пару незначительных косяков которые не портят оценку игре.

Читайте также: