Black book обзор

Обновлено: 02.07.2024

Поиграв в американскую Where the Water Tastes Like Wine , я подумала: как жаль, что у нас нет подобного приключения, в котором были бы собраны русские народные предания и городские легенды. Это ведь непаханое поле для игроделов! Я уже начала лениво размышлять, мол, здорово было бы сколотить команду и самим попробовать сделать такую вот игру мечты, как мне в руки попала « Чёрная Книга », самый настоящий кладезь отечественного фольклора, сделанный в формате RPG. На самом деле, жанр этой игры сложно описать лаконично: тут у нас и текстовый квест, и визуальная новелла, и ККИ, и адвенчура с пиксель-хантингом, ну и, конечно, «ролёвка» с отыгрышем доброй или злой ведьмы.

Я уже писала про Black Book в материале про самые ожидаемые инди-игры 2021 года и отмечала там, что она в первую очередь привлекает внимание незаезженным сеттингом. Небольшая пермская студия Morteshka постаралась на славу и сделала большой шаг вперёд по сравнению с предыдущей The Mooseman (которая также базировалась на народных преданиях). Новый проект «Мортёшки» оказался куда более комплексным, глубоким и масштабным. Запуская «Чёрную Книгу», я ждала от неё прежде всего увлекательного карточного геймплея, щедро сдобренного национальным колоритом, но никак не захватывающего сюжетного приключения, погружающего в себя на несколько десятков часов. Это было неожиданно, но чертовски приятно.

В некотором царстве…

На дворе 1879-й. В этом году родился будущий автор теории относительности Альберт Эйнштейн (Albert Einstein), а немецкий инженер-изобретатель Вернер фон Сименс (Werner von Siemens) показал берлинцам первый электровоз. В том же 1879-м американец Томас Эдисон (Thomas Edison) испытал свою лампу накаливания, а между Петербургом и станцией Малая Вишера состоялся первый в России телефонный разговор.

Black Book: Обзор

Не могу не отметить язык игры, поэтичный, но при этом невероятно простой и складный.

Всё в том же материале про самые ожидаемые инди-игры я задавалась вопросом, отразятся ли решения девушки на концовке или характере самой Василисы. Как оказалось, и да и нет. «Плохие» варианты увеличивают счётчик грехов, но он сам по себе не ожесточает героиню. Зато чем больше пакостей натворит колдунья, тем больнее ей будет в финале и тем выше шансы получить самую «злую» концовку. Довольно логично.

Всё прохождение я старалась держать количество грехов на минимуме — выше десятки оно, кажется, у меня не поднималось — и переживала, что совсем сбросить греховные оковы никак не получается. Но, как оказалось, это я зря: праведницей можно стать, даже если у тебя хоть сотня грехов. После Undertale с её наказанием даже за одно убийство это выглядит как-то по-читерски!

Дайте, что ли, карты в руки

Black Book: Обзор

Двоих бисяков можно сплавить на бессмысленную работу — там они и людям не навредят, и Василису донимать не будут.

После того как с делами покончено, можно и в путь отправляться. Перед нами лежит карта небольшой области с проложенным маршрутом, по которому мы должны двигаться от точки к точке. Каждое место можно посетить лишь раз (за редким исключением), и там нас ждёт текстовая зарисовка, по ходу которой мы сможем либо узнать что-то новое о мире Василисы, либо сделать очередной важный выбор, либо сразиться с нечистью.

Бои в Black Book проходят в формате карточной игры. У нас есть своя колода (та самая Чёрная книга), карты в руке, от которых мы вынуждены «плясать», и место под заговор. У противника тоже есть карты, но если это не какой-нибудь колдун, то их немного. И выкладывают враги всего по одному слову за ход. Как и в любой уважающей себя ККИ, в «Чёрной Книге» есть свои ограничения на колоду: она должна содержать от 13 до 33 карт, максимум по четыре копии каждой штуки. Доступных карт в игре, разумеется, гораздо больше, и, чтобы найти свою идеальную механику, придётся поэкспериментировать. Делать это, правда, не очень сподручно: в Black Book нельзя сохранять несколько колод — можно только пересобирать одну и ту же. Для игры, в которой тебе постоянно дают новые карты, тем самым подталкивая к активному исследованию механик, это довольно странно.

Свою убойную комбинацию я нашла довольно быстро. Моя колода на «сглазе» работала так хорошо, что некоторые боссы из финала вообще ничего не могли ей противопоставить.

Боевой заговор Василисы состоит из слов — приказов и ключей, которые, в свою очередь, делятся на цвета — чёрный (атакующие и направленные на противника) и белый (поддерживающие и направленные на себя). Например, завершающий заговор белый ключ под названием «Аминь» увеличивает получаемую защиту на три, ещё и остаётся в заклинании дополнительный ход. А некоторые особо «злые» чёрные карты добавляют грехов в копилку Василисы.

Приказы и ключи разрешают отменять в любой момент до подтверждения готового заговора — и это очень удобно: можно сколько угодно подбирать подходящий расклад. А неудобно то, что урон по каждому отдельному противнику (враги редко ходят поодиночке) нужно считать самому — почему-то в игре показывается только общий ущерб от атаки. А порой вырисовывается непростая такая математика — приходится чуть ли не с калькулятором сидеть. По крайней мере такому гуманитарию, как я.

Ещё сложнее, но при этом ещё интереснее приходится во время битв-головоломок в ограниченное количество ходов с заранее заготовленным набором карт. Вот там действительно приходится пораскинуть мозгами. Никакого права на ошибку, зато какое удовольствие, когда разгадываешь такую задачку! Правда, пока я писала этот обзор, успело выйти обновление, в котором разработчики вроде как исправили сложность таких сегментов, и головоломки стали проще. Как по мне, зря!

Black Book: Обзор

Ещё один вид битв со своими правилами — поединки с колдунами. Они тоже плетут заговоры из нескольких карт, и первым ходит тот, у кого заговор получился короче. Правда, Василиса и тут на шаг впереди — она заранее видит, сколько карт будет использовать противник.

Несмотря на немаленькую продолжительность игры, бои в ней не успевают наскучить. Они тут далеко не на каждом углу, а некоторых сражений при желании вообще можно избежать. Плюс, Black Book постоянно ставит игрока в непохожие друг на друга ситуации, а сами монстры различаются способностями, и, даже когда бьёшься с ними одной и той же колодой, бои всё равно получаются разными.

По описанию это звучит как какой-нибудь «рогалик», но никакого рандома и случайно генерируемой карты тут нет. Эта игра насквозь сюжетная, и все события в ней происходят тогда, когда и должны происходить.

Black Book: Обзор

На карте сразу помечается, какие ценности и в каком количестве на ней можно обнаружить. Здесь речь идёт не о материальных предметах, а об устном народном творчестве — песнях, быличках, ну и о пополнении словарика терминов.

Бочка мёда

Славянский фольклор пронизывает всю «Чёрную Книгу» насквозь. Заводя в новое место, игра тут же отправляет нас в местный глоссарий, который активно пополняется по ходу сюжета. Оттуда можно узнать, например, чем так примечательна была в те времена русская баня. Кроме того, если персонажи употребляют в своей речи малопонятные современному носителю языка слова, то никто не мешает навести на них мышкой и прочитать их толкование. Стилизация стилизацией, но и об удобстве игрока тут не забывают.

Black Book: Обзор

Реплики героев мало того что под завязку наполнены архаизмами и имитируют устаревший говор, так ещё и полностью озвучены. Ощущение, будто слушаешь радиопостановку, не пропадает всю игру.

«Чёрная Книга» умеет удивлять, но подробно расписывать, как она это делает, — значит портить вам часть удовольствия от прохождения. Поэтому я просто отмечу, что игра постоянно меняется. К примеру, не успеваешь ты подумать, что мы долго ходим по лесам, как действие переносится совсем в другую локацию. В какой-то момент Black Book даёт почувствовать себя настоящим детективом, в другой заставляет решать головоломки, которых ты совсем не ожидал увидеть. За всё время прохождения я ни разу не заскучала, наоборот — мне хотелось идти вперёд и узнать, что же будет дальше.

В «Чёрной Книге» есть небольшие трёхмерные локации со свободным перемещением, на которых можно искать траву (в битвах без неё порой никак) и осматривать объекты. Именно в таких местах простенькая графика игры сильнее всего бросается в глаза. На мой взгляд, у «Чёрной Книги» довольно стильное визуальное оформление. Такой минимализм кажется мне приятным, а лаконично нарисованные 2D-портреты персонажей и иллюстрации на картах гармонично его дополняют. Но могу понять, если кому-то такой стиль может и не прийтись по душе.

Black Book: Обзор

По ходу путешествия Василиса обзаведётся уже не раз упомянутыми в обзоре напарниками. Некоторых из них можно даже ненароком пропустить. У каждого из помощников есть способность (её можно использовать раз в несколько ходов героини) и персональный квест, выполнение которого выльется в отдельную интересную историю.

Ложка дёгтя

Продолжая тему локаций со свободным перемещением, не могу не отметить, что перемещение это не всегда можно назвать свободным. Порой Василиса застревает, отказывается идти туда, куда ей велят, или начинает бежать упираясь в невидимую стену, вместо того чтобы взять себя в руки и дойти до цели, до которой рукой подать.

Как я уже говорила, игра с завидной регулярностью ставит героиню перед выбором, но порой это лишь его видимость. Вот спорим мы с одним из антагонистов, он рассказывает нам о своём взгляде на мир, мы можем не согласиться с ним и напасть на него. А можем согласиться с тем, что мысли-то у него здравые, но сражаться всё равно придётся. Лично мне не хватило большего выбора действий и сложных дилемм. И слотов под сохранения тоже — хотелось «запомнить» прогресс в любой более-менее интересной ситуации, чтобы потом её перепройти, но ограничение, увы, сказало мне: сохраняй только самое-самое важное.

Но это всё по большому счёту мелочи, которые не портят впечатления от игры. Тот самый случай, когда бочка мёда настолько велика, что ложку дёгтя в ней если и заметишь, то проглотишь не поморщившись.

Всякий раз, когда я думаю, что современные игры меня уже ничем не порадуют и я уже всем пресытилась, появляется совершенно очаровательный проект, в который я отчаянно влюбляюсь. Вдвойне отрадно, что новый объект моей страсти ещё и сделали наши соотечественники.

Казалось бы, «Чёрная Книга» просто берет за основу классический миф об Орфее и Эвридике (герой хочет вырвать свою вторую половинку из лап смерти), добавляет в неё щедро сдобренных славянским колоритом деталей и разнокалиберных дел (это я ещё о прокачке Василисы и артефактах рассказывать не стала!), но в итоге выдаёт едва ли не уникальную игру с увлекающим на десятки часов геймплеем и масштабной историей, которая не ограничивается одним только Чердынским уездом. Это ли не настоящее колдовство?

Плюсы: самобытный и неизбитый сеттинг; захватывающий сюжет, который тут явно не для галочки; заставляющие напрячь мозг головоломки; общий стиль и оформление игры; колоритные персонажи, каждый из которых обладает своим характером; возможность сыграть в дурачка чуть ли ни с кем угодно.

Минусы: немного однообразная музыка; проблемы с управлением на трёхмерных локациях; порой выбор является выбором только на словах.

Скриншоты из игры

Трейлеры




Наткнулся на игру случайно, очень заинтриговала, а тут ещё и обзор с изюмом вышел — точно надо брать при случае.

Ну с игрой года конечно перебор громадный, а так геймплей не плохой, но однообразный. Графика одна из самых уродливых за последние 10 лет, при чем и 3д и 2д. Постоянно переназначать чертей на бессмысленную работу довольно душно.

Вот да по мере прохождения игры так и создаётся ощущение словно читаешь сборник сказок. Я как раз в детстве любил читать этот сборник. И игра просто заходит на ура.

все таки графика хоть и стильная но лицо героини очень уж неказисто сделано. Как будто из времен пс1.

И я к этому не смог привыкнуть за время игры.

Благо видим мы его не так часто.

да уж, действительно неожиданная отсылка на идущего к реке..

В наше время выходит слишком мало годных проектов родом из России, так что пропускать нельзя. Спасибо за обзор, теперь представления об игре стали куда больше.

Ок, верю, игра хорошая, надо брать. Но, «Наш выбор»? Ну, то есть, такая же оценка как в Ведьмаке, Hades, Deus Ex HR? Как тогда вообще ставится эта оценка игре? Я понимаю, когда у каждого автора свое мнение и что одному «Изумительно», то другому «Проходняк». Но, «Наш выбор» ставится от лица всей редакции, разве нет? И как тогда такая во всех смыслах нишевая игра получила такую оценку?

Вдогонку к плюсам.

Озвучка от GamesVoices архикрута, и архиканонiчна. Я не знаю, где нашли актрису на роль Василисы, но ее говор это эталон дерёвни (в хорошем смысле). «Ты че, Коль, с дуба рухнул?» в ее произношении в палату мер и весов нужно положить как образец. Чихачев в роли деда-наставника вообще генерирует такое кол-во убойных фраз. «Надо мне внедрится» без контекста это прям… Что вообще забавно. Значит у инди студии бабла на фанатских звуковиков хватило, а у всяких AAA компании не хватает.

Подкидной дурак — лучшая реализация дурака вообще на текущий момент. Соблюдены все каноны. Рубашки и лица карт — зачет. Звуки аутентичны, будто с дедом и бабкой раскидываешь колоду, которой лет уж 40 от роду. И чертовской мухлеж. 5 козырных тузов не просто в рамках одной игры, а в рамках одного подкида это нечто. Плюс, дурачок еще и заставляет поскрипеть мозгами, ибо игра часто идет 2х2 и надо не только себя от «погонов» избавить, но и товарища в паре.

Кладбища бэкеров тоже классно сделаны к слову и по канонам.

Однако к минусам.

Баланс поломан нафиг и неизвестно когда его разработчики починят.

Те же головоломки это хорошо, но не тогда, когда из-за корявого описания самой карты ты тупо НЕ догадался, что белая карта «Луны братья» наносит урон при применении на врага врагу, а щит дает Василисе! Причем в остальных боях карта дает то, что написано. На кого применили, тот и получит и урон, и щит. Плюс, головоломки практически всегда идут в комплекте с квестами на лояльность т.с. напарников. И когда тебе, только только освоившему 1-2 печати и складные карты, кидают ПОЛНЫЙ набор карт, которые из 5-6 печати, которых ты знать не знаешь, это натурально раздражает.

Бои с не-боссами достаточно быстро превращаются в рутину. Настолько, что я тоже с удовольствием игрался в Подкидного каждый раз, как давали возможность. Бои с боссами тоже чудят от «тьфу» до «да как тебе, бисяк проклятый, обратно в ад то заслать». Финальный босс 6 главы гарантированно навешивает люлей больше, чем финальный, даже если вы грешник. Более того, если вы грешник, то предварительные боссы 7 главы могут доставить больше гемора. 95% врагов ложатся штабелями от билда «Порча+Сглаз+Максимум и того и другого+Кипящая кровь». А другой билд делать не очень-то и хочется, ведь при этом билде враги будут буквально убиваться об Василису. А оставшиеся 5% это головоломки и тот самый финальный босс 6 главы.

Так что в минусах стоило бы написать, что если вы будете играть в ККИ и не будете пропускать бои, то либо будет конкретная боль, либо пойдете по гайдам и станет скучно.

Так что хз как насчет изюма. Хотя, с патчем позволяющим пропускать бои можно и так сказать. Остросюжетный темнославянский фентези-сказ о том, что с желаниями аккуратнее надо быть!

У создателей «Человеколося» может получиться нечто действительно самобытное.

Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми

Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми

На прошлогодней выставке DevGAMM среди множества игр я заприметил «Чёрную книгу»: ролевую игру, вдохновлённую славянскими мифами. Тогда в неё ещё нельзя было поиграть — разработчики дразнили коротеньким тизером, который уже разжигал неподдельный интерес.

А теперь, почти год спустя, в Steam вышла бесплатная демо-версия игры, Black Book: Prologue, приуроченная к запуску кампании на Kickstarter. И, надо сказать, она дразнит даже похлеще тизера. Как в хорошем, так и в плохом смысле.

Ночь на Ивана Купалу

На дворе 1879 год. Девчушка по имени Василиса живёт в глуши где-то в Чердынском уезде, под Пермью, вместе с дедом Егором — колдуном, что опекает осиротевшую девочку с детства. Старик воспитывал её как будущую ведьму, однако у Васи были совсем другие планы на жизнь. Повзрослев, она повстречала возлюбленного и забросила обучение, чтобы выйти замуж, — но её суженый покончил жизнь самоубийством.

Отчаяние и вынуждает безутешную Василису вернуться на путь ведьмы. Легенды о таинственной Чёрной книге, исполняющей желания, правдивы — с её помощью можно вернуть избранника к жизни. Нужно лишь открыть все печати книги, вот только есть одна проблема: начинающей знатке эта задача явно не по зубам. Василиса только-только прошла обряд инициации, и ей предстоит ещё многому научиться, прежде чем Чёрная книга откроет свои секреты.


Катсцен в прологе раз-два и обчёлся, зато каждая радует постановкой: авторы хорошо понимают, что некоторые вещи лучше показывать, а не рассказывать

Black Book: Prologue можно неторопливо пройти за сорок минут, но студия Morteshka не тратит ни секунды этого времени понапрасну. Возможно, дело в том, что это демка, но всё равно приятно видеть простую, искреннюю историю, которая цепляет с первых сцен. Сложно не проникнуться печалью Василисы, когда та стоит у могилы любимого и обещает вернуться к нему. Попрощавшись, она выбегает из леса в бескрайнее поле ржи, вдали виднеется купол церкви — ведь самоубийцам нет места на кладбищах. А уже через мгновение героиня, под чутким руководством деда Егора, чертит мелом круг на перекрёстке, чтобы совершить свой первый ритуал. События пролога создают хороший задел на приключение — он уже вызывает желание узнать, куда ещё нелёгкая занесёт Василису.


У жениха даже нет имени, но его всё равно по-человечески жаль. Хотя будет смешно, если он останется безымянным и в релизной версии

Это чувство приключения во многом возникает благодаря вселенной игры. Разработчики, как и в случае с их первым проектом, The Mooseman, взяли за основу фольклор: тогда базой послужили предания финно-угорских племён, а в Black Book — сказания коми-пермяков. Однако в этот раз у них получилась не просто интерактивная энциклопедия по устному народному творчеству, а самый настоящий мир. Русь на стыке христианства, язычества и всевозможных суеверий, где серость провинциальных будней щедро разбавлена всякой бесовщиной. Здесь чудища работают на мельницах, вращая жернова, под каждой печью живёт домовой, а в соседском самоваре может поселиться чёрт — если не окрестить посуду перед чаепитием.



Управлять Василисой можно только в важных для сюжета локациях: там, где можно найти предметы или решить какую-нибудь простую головоломку. Скудно, но остаётся надеяться, что в финальной версии таких мест будет больше

Контраст реализма и фантастики, вкупе с подобными деталями и маленькими историями, заставляет российскую глубинку (одно из самых унылых мест на земле) выглядеть волшебной. В прологе представлен лишь небольшой кусочек Чердынского уезда, да и тот нельзя толком исследовать, — но он всё равно ощущается необъятным и полным тайн. Над этим, конечно, постарались не только сценаристы, но и художники. Правда, здесь всё не так однозначно. С одной стороны, скромный низкополигональный дизайн вполне подходит эстетике и ничего не портит. От некоторых пейзажей, напоминающих полотна Шишкина, просто захватывает дух. С другой, кое-где разработчикам стоит задуматься над композицией и красками. На экране часто хватает «пустого» места, а гамма получилась слишком уж тёмной — иногда буквально ничего не разглядеть. Хотя, возможно, так дизайнеры просто маскировали низкую детализацию интерьеров: им тоже не помешала бы фактура.


Все колдуны получают свою силу в одном месте, от одного покровителя. Но до Василисы эта новость, похоже, ещё не дошла

С диалогами, да и с остальными литературными текстами, примерно та же ситуация. Разработчики, очевидно, проделали исследование: речь персонажей пестрит историзмами и архаичными терминами, а именослов (местный «кодекс») довольно занятно написан. Большинство текстов стилизовано под «старый» русский, но порой уж слишком натужно. Их не сложно читать, нет — просто они звучат неестественно, почти как пародия. Понятно, что авторы хотели сделать аутентично, но иногда персонажи разговаривают настолько цветисто, что их просто не получается воспринимать всерьёз. Особенно когда каждый второй крестьянин изъясняется как матёрый баснописец.

Мастер муши

Что касается геймплея, здесь Black Book: Prologue не то чтобы сдаёт позиции, но… Смотрится не так любопытно, как можно подумать по видео. Если вы ждёте большой RPG в открытом мире в духе «Ведьмака», то сразу расстрою — ничего подобного здесь нет. По структуре и масштабам Black Book гораздо ближе к жанру roguelike. Если точнее, к Slay the Spire, которую студия честно называет одним из главных источников вдохновения — и оно заметно.




Отголоски собратьев по жанру узнаются в Black Book даже на глаз. Если б ещё интерфейс был посветлее, то было бы просто замечательно

На практике это выглядит так. Колдовское ремесло — точно такая же профессия, как мельник или пахарь, поэтому Василиса зарабатывает на жизнь, помогая местным жителям. К ней в избу регулярно приходят гости: кого-то можно выручить советом, а другие просят разобраться с проблемой лично. Тогда игра выбрасывает вас на глобальную карту, где вы просто кликаете по локациям, чтобы дойти из точки А в точку Б. Как если бы вы поднимались по этажам Шпиля в Slay the Spire, только здесь нельзя выбрать путь — он задан заранее. Максимум свободы действий — это решить, свернуть в опциональную локацию или нет.

Опять же, это можно списать на то, что Black Book: Prologue всё-таки демка, но путешествие не предлагает никаких интересных решений. Не нужно заниматься менеджментом ресурсов, продумывать маршрут, взвешивать риски… Нет даже стоящей причины отвлечься на побочные задания. На каждую достопримечательность, будь то село или рощица, отведён строго один экран с диалоговым окном. Экран, безусловно, красивый, но постоянно хочется вырваться за его пределы. Погулять, пообщаться с селянами, сплести себе венок из луговых цветов, обнять берёзу — ну, сами понимаете. Увы, всё, что вас ждёт в большинстве случаев — это какое-нибудь текстовое событие. Подать ли милостыню нищенке, проклясть ли случайную бабку по просьбе незнакомого мужика… Мило, но довольно бессмысленно. По крайней мере, пока что.

Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми

Иногда в странствиях можно наткнуться на враждебных чертей — изгонять нечистых придётся в пошаговом бою. Здесь Black Book почти не отходит от формулы Slay the Spire и подобных ей roguelike с элементами декбилдинга. Существенные отличия кроются в мелочах. Так, в свой ход Василиса выбирает сразу несколько слов из колдовской книги и складывает их в заговор — то бишь комбо. Всё просто и без изысков. Бьёте врагов, «отравляете» их проклятиями, накладываете на себя щиты и полезные эффекты. Действительно занятная идея в боёвке только одна: некоторые карты после розыгрыша остаются «в игре» и автоматически переходят в следующий заговор. Поэтому с каждым новым ходом можно плести всё более мощные комбо — правда, в демке в этом не было особой нужды.

Сейчас, понятное дело, сложно сказать, насколько хорошо боевая механика будет работать в релизной версии Black Book. Но одну проблему можно отметить уже сейчас — сражениям отчаянно не хватает динамики. Плевать, что она пошаговая: за происходящим на экране просто скучно следить. У действий Василисы и монстров нет «отдачи», они анимированы как деревянные куклы. Музыка и звуковые эффекты на редкость блёклые, а сам декбилдинг не настолько развит, чтобы получать удовольствие от витиеватых комбинаций. Механики вроде есть, но они не складываются в одно целое как надо. Обидно ведь: из-за этого даже схватки с действительно неплохой постановкой не раскрываются в полной мере.




В лучшие моменты бои напоминают позднюю серию Persona: сюр и приземлённый реализм смешаны в правильных пропорциях

Естественно, по Black Book: Prologue рано делать окончательные выводы. В ней нет кучи фишек, обещанных студией Morteshka к релизу: ансамбля колоритных спутников, своры ручных бесов, системы кармы… А то, что есть сейчас, явно не дотягивает до потенциала, который сулит сеттинг. Но, на самом деле, оттого даже любопытнее, какой получится полноценная Black Book, благо игра уже собрала достаточно средств на Kickstarter.

Ведь, несмотря на все недочёты, после сорока минут пролога в Чердынском уезде хочется остаться как минимум на пару дней дольше. Как максимум — на все летние каникулы.

У создателей «Человеколося» может получиться нечто действительно самобытное.

Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми

Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми

На прошлогодней выставке DevGAMM среди множества игр я заприметил «Чёрную книгу»: ролевую игру, вдохновлённую славянскими мифами. Тогда в неё ещё нельзя было поиграть — разработчики дразнили коротеньким тизером, который уже разжигал неподдельный интерес.

А теперь, почти год спустя, в Steam вышла бесплатная демо-версия игры, Black Book: Prologue, приуроченная к запуску кампании на Kickstarter. И, надо сказать, она дразнит даже похлеще тизера. Как в хорошем, так и в плохом смысле.

Ночь на Ивана Купалу

На дворе 1879 год. Девчушка по имени Василиса живёт в глуши где-то в Чердынском уезде, под Пермью, вместе с дедом Егором — колдуном, что опекает осиротевшую девочку с детства. Старик воспитывал её как будущую ведьму, однако у Васи были совсем другие планы на жизнь. Повзрослев, она повстречала возлюбленного и забросила обучение, чтобы выйти замуж, — но её суженый покончил жизнь самоубийством.

Отчаяние и вынуждает безутешную Василису вернуться на путь ведьмы. Легенды о таинственной Чёрной книге, исполняющей желания, правдивы — с её помощью можно вернуть избранника к жизни. Нужно лишь открыть все печати книги, вот только есть одна проблема: начинающей знатке эта задача явно не по зубам. Василиса только-только прошла обряд инициации, и ей предстоит ещё многому научиться, прежде чем Чёрная книга откроет свои секреты.


Катсцен в прологе раз-два и обчёлся, зато каждая радует постановкой: авторы хорошо понимают, что некоторые вещи лучше показывать, а не рассказывать

Black Book: Prologue можно неторопливо пройти за сорок минут, но студия Morteshka не тратит ни секунды этого времени понапрасну. Возможно, дело в том, что это демка, но всё равно приятно видеть простую, искреннюю историю, которая цепляет с первых сцен. Сложно не проникнуться печалью Василисы, когда та стоит у могилы любимого и обещает вернуться к нему. Попрощавшись, она выбегает из леса в бескрайнее поле ржи, вдали виднеется купол церкви — ведь самоубийцам нет места на кладбищах. А уже через мгновение героиня, под чутким руководством деда Егора, чертит мелом круг на перекрёстке, чтобы совершить свой первый ритуал. События пролога создают хороший задел на приключение — он уже вызывает желание узнать, куда ещё нелёгкая занесёт Василису.


У жениха даже нет имени, но его всё равно по-человечески жаль. Хотя будет смешно, если он останется безымянным и в релизной версии

Это чувство приключения во многом возникает благодаря вселенной игры. Разработчики, как и в случае с их первым проектом, The Mooseman, взяли за основу фольклор: тогда базой послужили предания финно-угорских племён, а в Black Book — сказания коми-пермяков. Однако в этот раз у них получилась не просто интерактивная энциклопедия по устному народному творчеству, а самый настоящий мир. Русь на стыке христианства, язычества и всевозможных суеверий, где серость провинциальных будней щедро разбавлена всякой бесовщиной. Здесь чудища работают на мельницах, вращая жернова, под каждой печью живёт домовой, а в соседском самоваре может поселиться чёрт — если не окрестить посуду перед чаепитием.



Управлять Василисой можно только в важных для сюжета локациях: там, где можно найти предметы или решить какую-нибудь простую головоломку. Скудно, но остаётся надеяться, что в финальной версии таких мест будет больше

Контраст реализма и фантастики, вкупе с подобными деталями и маленькими историями, заставляет российскую глубинку (одно из самых унылых мест на земле) выглядеть волшебной. В прологе представлен лишь небольшой кусочек Чердынского уезда, да и тот нельзя толком исследовать, — но он всё равно ощущается необъятным и полным тайн. Над этим, конечно, постарались не только сценаристы, но и художники. Правда, здесь всё не так однозначно. С одной стороны, скромный низкополигональный дизайн вполне подходит эстетике и ничего не портит. От некоторых пейзажей, напоминающих полотна Шишкина, просто захватывает дух. С другой, кое-где разработчикам стоит задуматься над композицией и красками. На экране часто хватает «пустого» места, а гамма получилась слишком уж тёмной — иногда буквально ничего не разглядеть. Хотя, возможно, так дизайнеры просто маскировали низкую детализацию интерьеров: им тоже не помешала бы фактура.


Все колдуны получают свою силу в одном месте, от одного покровителя. Но до Василисы эта новость, похоже, ещё не дошла

С диалогами, да и с остальными литературными текстами, примерно та же ситуация. Разработчики, очевидно, проделали исследование: речь персонажей пестрит историзмами и архаичными терминами, а именослов (местный «кодекс») довольно занятно написан. Большинство текстов стилизовано под «старый» русский, но порой уж слишком натужно. Их не сложно читать, нет — просто они звучат неестественно, почти как пародия. Понятно, что авторы хотели сделать аутентично, но иногда персонажи разговаривают настолько цветисто, что их просто не получается воспринимать всерьёз. Особенно когда каждый второй крестьянин изъясняется как матёрый баснописец.

Мастер муши

Что касается геймплея, здесь Black Book: Prologue не то чтобы сдаёт позиции, но… Смотрится не так любопытно, как можно подумать по видео. Если вы ждёте большой RPG в открытом мире в духе «Ведьмака», то сразу расстрою — ничего подобного здесь нет. По структуре и масштабам Black Book гораздо ближе к жанру roguelike. Если точнее, к Slay the Spire, которую студия честно называет одним из главных источников вдохновения — и оно заметно.




Отголоски собратьев по жанру узнаются в Black Book даже на глаз. Если б ещё интерфейс был посветлее, то было бы просто замечательно

На практике это выглядит так. Колдовское ремесло — точно такая же профессия, как мельник или пахарь, поэтому Василиса зарабатывает на жизнь, помогая местным жителям. К ней в избу регулярно приходят гости: кого-то можно выручить советом, а другие просят разобраться с проблемой лично. Тогда игра выбрасывает вас на глобальную карту, где вы просто кликаете по локациям, чтобы дойти из точки А в точку Б. Как если бы вы поднимались по этажам Шпиля в Slay the Spire, только здесь нельзя выбрать путь — он задан заранее. Максимум свободы действий — это решить, свернуть в опциональную локацию или нет.

Опять же, это можно списать на то, что Black Book: Prologue всё-таки демка, но путешествие не предлагает никаких интересных решений. Не нужно заниматься менеджментом ресурсов, продумывать маршрут, взвешивать риски… Нет даже стоящей причины отвлечься на побочные задания. На каждую достопримечательность, будь то село или рощица, отведён строго один экран с диалоговым окном. Экран, безусловно, красивый, но постоянно хочется вырваться за его пределы. Погулять, пообщаться с селянами, сплести себе венок из луговых цветов, обнять берёзу — ну, сами понимаете. Увы, всё, что вас ждёт в большинстве случаев — это какое-нибудь текстовое событие. Подать ли милостыню нищенке, проклясть ли случайную бабку по просьбе незнакомого мужика… Мило, но довольно бессмысленно. По крайней мере, пока что.

Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми
Первые впечатления от Black Book. Вечера на хуторе близ Перми

Иногда в странствиях можно наткнуться на враждебных чертей — изгонять нечистых придётся в пошаговом бою. Здесь Black Book почти не отходит от формулы Slay the Spire и подобных ей roguelike с элементами декбилдинга. Существенные отличия кроются в мелочах. Так, в свой ход Василиса выбирает сразу несколько слов из колдовской книги и складывает их в заговор — то бишь комбо. Всё просто и без изысков. Бьёте врагов, «отравляете» их проклятиями, накладываете на себя щиты и полезные эффекты. Действительно занятная идея в боёвке только одна: некоторые карты после розыгрыша остаются «в игре» и автоматически переходят в следующий заговор. Поэтому с каждым новым ходом можно плести всё более мощные комбо — правда, в демке в этом не было особой нужды.

Сейчас, понятное дело, сложно сказать, насколько хорошо боевая механика будет работать в релизной версии Black Book. Но одну проблему можно отметить уже сейчас — сражениям отчаянно не хватает динамики. Плевать, что она пошаговая: за происходящим на экране просто скучно следить. У действий Василисы и монстров нет «отдачи», они анимированы как деревянные куклы. Музыка и звуковые эффекты на редкость блёклые, а сам декбилдинг не настолько развит, чтобы получать удовольствие от витиеватых комбинаций. Механики вроде есть, но они не складываются в одно целое как надо. Обидно ведь: из-за этого даже схватки с действительно неплохой постановкой не раскрываются в полной мере.




В лучшие моменты бои напоминают позднюю серию Persona: сюр и приземлённый реализм смешаны в правильных пропорциях

Естественно, по Black Book: Prologue рано делать окончательные выводы. В ней нет кучи фишек, обещанных студией Morteshka к релизу: ансамбля колоритных спутников, своры ручных бесов, системы кармы… А то, что есть сейчас, явно не дотягивает до потенциала, который сулит сеттинг. Но, на самом деле, оттого даже любопытнее, какой получится полноценная Black Book, благо игра уже собрала достаточно средств на Kickstarter.

Ведь, несмотря на все недочёты, после сорока минут пролога в Чердынском уезде хочется остаться как минимум на пару дней дольше. Как максимум — на все летние каникулы.

В послужном списке команды Morteshka пополнение — вышла «Чёрная книга», приключение в сеттинге пермской глубинки XIX века. К релизу разработчики рассказали о боевой системе своего детища. В арсенал главной героини Василисы входят заговоры, проклятия, обереги и благословения.

Напомним завязку: возлюбленный молодой колдуньи Василисы погибает загадочным образом, поэтому девушка вооружается Чёрной книгой, чтобы вернуть того к жизни.

На своём пути ведьма столкнётся с целым ворохом противников, поэтому важно уметь постоять за себя. Так как RPG всё-таки карточная, сражения предстоит вести пошагово, выкладывая карты с заговорами ход за ходом. Ещё в бою пригодятся артефакты, отвары и другие расходники. Разберём всё подробнее.

Состоялся релиз «Чёрной книги» — карточной RPG про пермскую колдунью. Авторы также рассказали о боевой системе

Чёрная книга

Главный инструмент Василисы — Чёрная книга, при помощи которой девушка накладывает те или иные заклинания. По сюжету ей необходимо открыть все семь печатей артефакта, дабы получить возможность вернуть суженого. За каждой печатью кроются более мощные заклинания, а с ростом сил Василисы дадут использовать больше карт в начале схватки. Новые чары также продаются у торговцев или выпадают после победы над врагом.

Как правило, первый ход сражения за Василисой, поэтому можно навязать противнику определённый стиль боя. Следом черёд бить переходит к врагам — у каждого из них свои способности и чары.

Заклинания

В бою колдунья произносит особые магические слова — они-то и наполняют вашу колоду. Для нападения и обороны используются тёмные и светлые карты.

Василиса в силах проклясть оппонента, вывернуть, поджечь и так далее. Часто эффект атакующих заклинаний складывается, образуя крайне мощные заговоры. Важно знать, что самые сильные чары могут навредить и самой Василисе, ибо произносить их — грех. Чем чаще колдунья будет пользоваться подобными заговорами, тем сильнее вырастет счётчик грехов. А это, в свою очередь, будет влиять на диалоги и концовку игры.

Для защиты предусмотрены белые карты: молитвы, благословения, светлые слова. В бою эти чары могут, например, поглотить урон, усилить другие карты или даже временно сделать Василису неуязвимой.

Состоялся релиз «Чёрной книги» — карточной RPG про пермскую колдунью. Авторы также рассказали о боевой системе

Зелья, артефакты и другая периферия

В схватке с очередным лихом собственных сил может оказаться недостаточно. На этот случай разработчики добавили различные усилители.

Травы, что Василиса собирает по пути или покупает у торговцев, обладают магическими свойствами. А артефакты и обереги помогут сделать героиню сильнее. Искать их стоит на ярмарках.

«Чёрная книга» уже доступна на следующих платформах (цена указана без скидки в честь релиза):

Отдельно продаётся так называемый Supporter Pack с саундтреком, цифровым артбуком, отдельным скином для Василисы и многим другим.

Читайте также: