Bayonetta 3 обзор

Обновлено: 04.07.2024

К сожалению (или к счастью), вносить в эти игры существенные изменения не стали. Это самые обыкновенные ремастеры, которые отличаются от оригинальных консольных версий лишь поддержкой разрешения 4K, увеличенной в два раза кадровой частотой и графическими улучшениями, которые можно было наблюдать ещё в PC-версиях.

Никакого бонусного контента здесь не предложено, так что если за последние десять лет вы уже не раз успели пройти Bayonetta и Vanquish, то в приобретении сборника вряд ли есть какой-то смысл. Цифровые версии загружаются и запускаются отдельно друг от друга, а розничная версия сборника упакована в роскошный стилбук со специально нарисованной для коллекции обложкой.

Езда на пятой точке

Vanquish за все эти годы устареть не успела — она как была весёлым безостановочным экшеном, в котором каждую минуту что-то происходит, так им и осталась. До сих пор мало какие боевики могут предложить настолько динамичный геймплей и такие яркие перестрелки. Главный герой Сэм Гидеон обладает специальным костюмом с ускорителями, позволяющими ему носиться по локации на высокой скорости, чтобы быстрее добираться до врагов или доскользить до ближайших укрытий. Бесконечно двигаться таким образом нельзя из-за опасности перегрева, но и в тесных рамках себя не ощущаешь.

«Умный» костюм реагирует на попадания и в случае серьёзных ранений активирует замедление времени. При желании замедлить его можно самостоятельно, но и в том, и в другом случаях нужно действовать быстро — в случае перегрева герой не сможет быстро ездить, а потому станет лёгкой мишенью. В результате весь геймплей сводится к использованию ускорителей и постоянной стрельбе, регулярно приходится сталкиваться с группами противников (которые то стреляют из обычного оружия, то сидят за турелями, то ещё как-то пытаются насолить), но Vanquish старается предлагать игроку разнообразные ситуации. Миссии могут представлять собой как обычную зачистку территории, так и защиту важного объекта или нечто другое.

У Vanquish есть недостатки, которые были заметны ещё в версиях для старых консолей. Сюжет, к примеру, абсолютно неинтересен. Злые русские, организованный военно-воздушными силами РФ орден Русской звезды во главе с агентом Виктором Зайцевым (который с забавным акцентом произносит фразу «До свиданья!») — всё это проходит мимо играющего и теряется за взрывами и перестрелками. Это несмотря на то, что роликов тут множество, — просто не цепляет история, и ничего с этим не поделаешь.

Продолжительность тоже немного огорчает — пройти игру удастся максимум за восемь часов, хотя многие это делали и за шесть. После титров останутся лишь несколько бонусных испытаний, потрепавших в своё время нервы желающим получить «платину». В переиздании они, конечно, никуда не делись и становятся доступны после прохождения первого акта.

Bayonetta & Vanquish 10th Anniversary Bundle обзор игры

Сидеть за турелью не менее весело, чем ездить по всей локации.
Ремастер Vanquish не сильно отличается от того, что PlatinumGames сделала в PC-версии. Мало того, некоторые её недостатки, в том числе проседания кадровой частоты во время некоторых роликов, перекочевали сюда без изменений. Но это всё придирки — в остальном найти явные недостатки у этой версии трудно. Выглядит игра чудесно, фильтров и «мыла», как на PS3, нет и в помине, работает всё стабильно, ролики (которые, к слову, воспроизводятся при 30 кадрах/с) смотрятся отлично. В общем, достойное переиздание хорошей игры.

Настоящая звезда

А вот Bayonetta просто хорошей игрой не назвать. Даже спустя десять с лишним лет это один из лучших экшенов такого типа (а для кого-то и вовсе лучший) — чтобы понять почему, достаточно пройти один лишь пролог. Потрясающая постановка, прекрасная музыка, восхитительная хореография боёв, завораживающие ролики, удобное управление — перечислять достоинства можно бесконечно. Даже сейчас ей можно ставить оценку «Изумительно» и рекомендовать всем, кто в восторге от серии Devil May Cry, но почему-то до сих пор не ознакомился с ранним творчеством PlatinumGames.

Оригинальная Bayonetta выглядела довольно паршиво, особенно на PS3. Консоль Sony в те времена вызывала у разработчиков множество проблем (достаточно вспомнить Mafia II с отсутствующей травой), и даже японские студии не могли разобраться в её начинке. Поэтому Bayonetta воспроизводилась на PS3 с частотой 30 кадров/с с постоянными просадками, а на Xbox 360 достигала 60. И там, и там разрешение было 720p, плюс не обошлось без привычных для игр той эпохи особенностей вроде блёклой цветовой палитры и текстур, на которые будто наложен коричневый фильтр.

Bayonetta & Vanquish 10th Anniversary Bundle обзор игры

Загонять врагов пинком в гильотину никогда не надоест.

Переиздание не делает цвета ярче, зато с нормальным разрешением, стабильной кадровой частотой и более чёткой картинкой визуальный ряд становится значительно круче. Байонетта выглядит ещё сексуальнее, её плавно перетекающие друг в друга безумные приёмы ещё больше захватывают дух. А вот ролики (как и в Vanquish) по-прежнему показываются при 30 кадрах/с.

У Bayonetta тоже есть свои недостатки, вроде не всегда адекватной камеры, пары неудачных эпизодов, не самого выдающегося сюжета и секундных QTE, которые могут привести к гибели персонажа, если вы захотели почесать нос во время ролика. Однако всё это легко игнорировать благодаря восхитительным дракам.

Одна из ключевых особенностей здешних боёв — активация «слоу-мо» при увороте от атаки в последнюю секунду. Благодаря ей и тому, как много комбинаций с лёгким и тяжёлым ударами здесь есть, каждой стычке с врагами не перестаёшь радоваться. Особенно когда действие разворачивается в роскошных декорациях, а среди противников — существа с невероятным дизайном.

Никто, кроме PlatinumGames, не делает бои настолько плавными и красивыми.

Консольное переиздание ничем не отличается от того, что доступно в PC-версии, но один «уникальный» недочёт мне всё же удалось обнаружить — в очень редких случаях игра вылетает с ошибкой после смерти. То же самое, судя по всему, было и с Vanquish, но ещё до того, как я начал её тестировать, вышел патч, в описании которого сказано об исправлении похожего бага. В результате в случае с Vanquish я ни с чем таким не столкнулся, а вот Bayonetta на момент написания статьи обновиться не успела. Но соответствующий патч наверняка не заставит себя ждать.

Сборник Bayonetta & Vanquish 10th Anniversary Bundle отлично подойдёт тем, кто никогда эти игры не проходил или был вынужден играть в них на старых консолях, которые с трудом с ними справлялись. Если оба экшена приобретены в Steam, эта коллекция ничем заинтересовать не сможет — тут нет ни бонусного контента, ни эксклюзивных улучшений, как, к примеру, в Devil May Cry 3 для Nintendo Switch. А если одни из лучших игр в своих жанрах вы до сих пор не проходили, то чего же вы ждёте?

Плюсы: две великолепные игры PlatinumGames с поддержкой 60 кадров/с и 4K-разрешением — нужны ли ещё какие-то плюсы?

Минусы: отсутствие хоть каких-то нововведений; периодические (очень редкие) вылеты после смерти.

Bayonetta — прежде всего очень эффектная игра. Она намертво врезается в память каждому, кто краем глаза видел хотя бы дебютный трейлер. Краткое описание рядовой сцены из этой игры звучит примерно так: «Пышная дамочка стреляет из пистолетов, сворачивает головы гигантским курицам, насаживает монстров на шипы и ходит в костюме, который превращает ее в двадцатиметрового дракона» — куда уж эффектнее? Что там у игры внутри, не сильно интересовало даже журналистов, и Sega, правильно оценив ситуацию, исправно привозила на выставки новые ролики со взрывами, кишками и щупальцами. А ноги главной героини, казалось, становились все длиннее и длиннее.

Атака пятидесятифутовых цыплят

Пистолеты Байонетты немного мощнее стволов Данте.

А меж тем за гипертрофированными монстрами и затянутыми в латекс вторичными половыми признаками стоят очень серьезные люди. Например, Хидеки Камия, японский геймдизайнер с блистательным послужным списком. Он участвовал в разработке концепции оригинального Resident Evil, руководил созданием второй части и приквела с подзаголовком Zero. Затем придумал психоделический beat’em up Viewtiful Joe и удивительную игру Okami. Но главное — он изобрел оригинальный Devil May Cry, а значит, и слэшеры в том виде, в каком они существуют сейчас (дальше серией занимались совершенно другие люди, которые, очевидно, боялись менять что-то в изначальной концепции). Камия преподносил Bayonetta как новый взгляд на жанр, но зрелищные трейлеры и презентации настолько заморочили публике головы, что все почему-то решили, будто «новый взгляд» — это нарисовать чудовищ побольше и сменить пол главного героя.

Действительно, поначалу кажется, что Bayonetta — это DMC, в котором Данте заменили на бойкую ведьму в аккуратных очках. Героиня прибывает в вымышленный европейский городок и старается что-то разузнать о своем прошлом. В следующие несколько часов на сцене появляется девочка Сереза (за которой Байонетта, сама толком не зная зачем, гоняется добрую треть игры), похожие на цыплят архангелы и некий зловещий клан, представители которого убеждены, что Создателю пора начать второй цикл сотворения живых существ.

Это — не босс. Любой местный босс может легко раздавить это ладонью.

Сценаристы Bayonetta не пытаются закрутить интригу на пустом месте. Вместо этого они придумывают запоминающихся персонажей и не стесняются шутить. Диапазон тем самый широкий: от ожидаемых скабрезностей про роскошную грудь героини до пародий на другие игры. В частности, в одной из сцен Байонетта явным образом передразнивает повадки Данте из Devil May Cry, а мрачный торговец оружием Родайн, завидев ведьму в своем баре, на манер торговца из Resident Evil 4 шипит «Whaddya buying?», после чего весело смеется над своей же шуткой.

Большой игре — большой саундтрек

Поскольку Bayonetta длится несколько десятков часов, сборник вошедших в нее музыкальных композиций занимает аж пять (!) CD, на которых поместилось ровно полторы сотни треков. В композиторах значатся: Массами Уеда (работал над музыкой всех игр Хидеки Камии последние пятнадцать лет), Акари Каида (его работы см., например, в Dino Crisis), Норихико Кибино (постоянный композитор серии Metal Gear Solid) и Такахиро Изутани (Ninja Blade, Yakuza 2). Самая дерзкая композиция, что есть в Bayonetta, — ремейк легендарной Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры с женским вокалом.

Порхай и жаль

После убийства некоторых врагов можно на время подобрать их оружие, например эту секиру.

Однако, разумеется, не сценарий и не шутки делают Bayonetta выдающейся игрой. Боевая система сбалансирована безупречно. Ведьма умеет стрелять из пистолетов (как руками, так и ногами — стволы вмонтированы прямо в шпильки на ее сапогах), делать перекаты, взлетать в воздух, отращивать крылья и ловко обращаться с оружием: сначала катаной, потом c какими-то когтистыми перчатками, а под конец — базуками, при помощи которых можно и в живот заехать, и ракетой ужалить. Разделения на боевые стили, как в Devil May Cry, нет, Байонетта умеет всего понемногу, но двигается раза в два быстрее, чем герой любого другого слэшера. Это в обычном режиме, а если удалось вовремя увернуться от мощного удара, включается так называемое Witch Time, и на пять секунд время замедляется. Наконец, во второй половине игры Байонетта научится превращаться в пантеру и бегать с совершенно невероятной скоростью.

Новые приемы покупаются в баре «Врата ада» за выпадающие из убитых ангелов кольца. Можно купить и оружие, но стоит оно неприлично дорого. Гораздо проще собирать по кусочкам граммофонные пластинки — за каждую из них торговец Родайн вознаградит вас амуницией. У него же покупаются и золотистые ростки, дающие временную неуязвимость, и лечебные травы.

Халк крушить

Редкий момент, когда все в игре не залито золотым цветом.

Но ключевая особенность Bayonetta в том, что это мастерски поставленный слэшер, начиненный действием от макушки до кончиков каблуков главной героини.

Раньше отчего-то считалось, что затеявший драку персонаж уровня Данте или Кратоса — это уже само по себе интересно и лучше им просто не мешать. Как до сегодняшнего дня было принято делать уровни в слэшерах (хотя бы в том же Devil May Cry)? Когда начинается битва, вы словно попадаете в другой мир: героя запирают на тесной локации, вбрасывают туда каких-нибудь монстров — развлекайтесь как хотите. Аналогичным образом организованы битвы с боссами: две минуты кто-нибудь огромный корчит страшные рожи и валит колонны вокруг, а потом вы методично стучите ему по голове (или забиваете огромным камнем сверху). Остальное время герой расслабленно бегает туда-сюда, решает головоломки и лениво дергает за рычаги.

Это еще далеко не самое причудливое перевоплощение костюма героини.

Bayonetta от этих искусственных ограничений избавлена: тут постоянно происходит что-то интересное и неожиданное. Пока вы бежите по мосту, из реки может внезапно вылезти огромное щупальце, с мясом вырвать этот самый мост из земли и поднять в воздух. Если после тяжелой битвы вы не спеша идете по вроде бы тихой городской улочке, нет никакой гарантии, что в следующую секунду в вашу сторону не полетит горящий трамвай. А во время драки с боссом на крыше небоскреба, пожалуйста, не удивляйтесь, если в один прекрасный момент здание неожиданно рухнет. Действие развивается быстро, нагло, шумно — игра не сбавляет обороты все тридцать часов (именно столько требуется на прохождение на среднем уровне сложности — по современным меркам немало), а к концу и вовсе слетает с катушек, окончательно и бесповоротно. Ситуаций, когда вас запирают, скажем, в замке и заставляют постоянно метаться по одним и тем же помещениям, просто нет. Как нет и долгих, сбивающих ритм головоломок: пазлы разгадываются на раз-два и обычно требуют от вас каких-то несложных действий. Например, найти ключ или применить артефакт, отматывающий время — чтобы восстановить разрушенный мост.

Что радостнее всего, Bayonetta не просто разнообразна, она поставлена с характерным азиатским безумием. Забудьте безвкусный Ninja Blade, фантазия Хидеки Камии достигает порой каких-то чудовищных, абсолютно фантасмагорических масштабов. Тут есть какие-то летающие флотилии, которые пускают ракеты и отращивают электрические щупальца. Есть огромный босс с лицом младенца и пальцами-пушками. Есть, наконец, чудище, весь бой с которым вы проводите на доске для серфинга.

У некоторых боссов несколько полосок здоровья, следующих одна за другой. У финального босса (на картинке, конечно, не он) их пять.

Очень интересно, что на это ответит Кратос.

На экране постоянно происходит что-то неописуемое. Байонетта скачет, разрубает ангелов напополам, меняет формы (ее волосы умеют «мутировать», превращаясь в разные предметы, например в костюм из латекса, который носит героиня), швыряется машинами, вокруг — кровь, кишки и перья. Выполнив хитрое комбо, можно прямо из воздуха достать гильотину и обезглавить врага. Войдя во вкус, игра ставит вас в такие безумные условия, что происходящее буквально перестает укладываться в голове. Все перемешивается: демонические города, астральные миры, взрывы, самолеты, уровень, где вы управляете ракетой. А финал (простите за спойлер) вообще происходит в открытом космосе.

Как и все ведьмы, героиня знакома с азами алхимии

Bayonetta, как и Devil May Cry, игра довольно сложная, и, чтобы вам не приходилось сражаться с одним и тем же боссом по тридцать раз (посреди сражения доступа к бару-магазину нет), авторы придумали собственную систему алхимии, которая позволяет получить ценные расходные материалы в любое время. Алхимические ингредиенты — специальные травы, которые мы собираем по ходу игры (в основном их выдают за эффектные убийства). Всего растений три вида — зеленые, желтые и красные. Для приготовления некоторых зелий (например, лечения) требуется смешать травы одного цвета, но есть и более сложные (для их создания придется бросить в котел ингредиенты всех трех цветов в нужных пропорциях).

Сегодня Bayonetta — самый стильный, самый разнообразный, самый сумасшедший слэшер на текущем поколении консолей. Эта игра аккумулирует весь предыдущий опыт жанра и представляет его в новом, совершенно безумном свете. Она умудряется привнести что-то новое в игры, в которых формула успеха, казалось бы, заключается в том, чтобы вовремя вытащить на арену монстра побольше. Где-то рядом околачивается Война из Darksiders, на горизонте маячит Dante’s Inferno, но Bayonetta уже сейчас дерзко показывает им язык. И только Кратос из God of War все еще загадочно улыбается — до его выхода остается еще больше месяца.

Формула игры: 60% Devil May Cry + 30% Ninja Blade + 10% Call of Duty

Bayonetta 3 анонсировали в декабре 2017-го. Получается, что фанатские муки длились почти четыре года — лишь прошедшей ночью Nintendo и PlatinumGames устроили первый полноценный показ триквела. А значит, разработчики наконец могут поговорить с публикой о конкретике.

Официальное описание игры пока короткое:

На опустошённые улицы Сибуи в Токио нападают загадочные формы жизни, которые не являются ни ангелами, ни демонами. Там же с присущим ей изяществом появляется Байонетта. Что ей нужно в Токио? Насколько серьёзно вторжение нового врага?

Посмотрите на новые геймплейные механики, такие как Демонический маскарад, когда Байонетта сливается с адским демоном и получает ещё более грозную магическую силу, или Демонический раб, который позволяет Байонетте контролировать адских демонов и уничтожать врагов.

Руководителем Bayonetta 3 стал Юсукэ Мията (Yusuke Miyata) — гейм-дизайнер Scalebound, Astral Chain и The Wonderful 101. В своём обращении к поклонникам он пишет следующее:

Я впервые работаю над серией Bayonetta, но, как и все вы, я очень большой фанат и запоем играл в предыдущие игры. После того как меня назначили руководителем, я не только прошёл предыдущие игры снова, но также прочёл все существующие книги о Bayonetta от корки до корки, затем провёл подробные беседы с Камией-саном о каждом аспекте игры от систем до настроек и лишь после этого приступил к работе.

Я очень тщательно подхожу к экшену — жизненно важному элементу для серии Bayonetta. Камия-сан прожужжал мне все уши о том, что «мозг должен управлять экшеном напрямую». Грубо говоря, в таком типе геймплея персонаж обязан действовать именно так, как вы хотите, — генетику этого экшена бережно перенесли в новую игру.

Как рассказывает Мията, механика Demon Slave из Bayonetta 3 позволяет игроку контролировать действия призываемых демонов. Это главное отличие от Climax Summon из прошлых игр, когда существа сражались автоматически. Демонов-рабов в Bayonetta 3 несколько, каждый отличается способностями и особенно хорош в определённых ситуациях.

PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре
PlatinumGames делится радостью от полноценного показа Bayonetta 3 и первыми подробностями об игре

Хидеки Камия (Hideki Kamiya) стал исполнительным руководителем Bayonetta 3 и тоже написал письмо:

Теперь мы наконец можем показать плоды своих трудов, а команда вздохнёт с облегчением. Мы сможем сконцентрироваться на работе ещё сильнее. Для нас это тоже были долгие четыре года.

В Bayonetta 3 я слежу за миром и сюжетом, но, чтобы вдохнуть в игру новую жизнь, я выбрал на роль руководителя Юсукэ Мияту — своего давнего коллегу, которому могу доверять (хоть он иногда и бывает тем ещё балбесом).

Мы также заручились поддержкой режиссёров Юдзи Симомуры и Масаки Судзумуры, чтобы создать в кат-сценах беспрецедентное количество улыбок, чувства времени, драмы, юмора и сексапильности.

И, конечно, внешний вид Байонетты сотворён человеком, которого можно назвать её личным дизайнером, — Мари Симадзаки. Байонетта ещё никогда не танцевала в драках в настолько модном и элегантном наряде.

Юдзи Симомура (Yuji Shimomura) был постановщиком кат-сцен в двух предыдущих Bayonetta, Масаки Судзумура (Masaki Suzumura) работал над трюками в роликах Devil May Cry 3, а Мари Симадзаки (Mari Shimazaki) занималась дизайном персонажей не только во всех Bayonetta, но и в SoulCalibur V и Tekken 7.

Bayonetta 3 выйдет в течение 2022-го эксклюзивно на Nintendo Switch. Есть отдельная приятная новость для наших краёв: впервые за всю историю серии для третьей части обещают официальный перевод на русский.

Камия так доволен показом и реакцией публики, что даже пообещал не банить всех зарубежных комментаторов в своём «Твиттере», как он обычно это делает. Но только сегодня.

PlatinumGames рассказала, что разработка горячо ожидаемой Bayonetta 3 активно ведётся, вот только раскрыть подробности студия не может — у неё нет на это прав.

Портал VGC поинтересовался у Хидеки Камии, увидим ли мы что-нибудь в этом году, на что геймдиректор ответил, что решение не за ним, а за Nintendo. Но поклонникам не стоит переживать — студия продолжает трудиться над игрой и очень гордится проделанной работой.

Напомним, что анонс Bayonetta 3 состоялся на The Game Awards 2017, где показали короткий тизер. С тех пор никакой информации об игре не поступало, хотя сам Камия очень хочет показать больше.

Читайте также: