Амон ра настольная игра обзор

Обновлено: 05.07.2024

Игровой отчет за майские праздники

Амон-Ра (Amun-Re)

Современное искусство (Modern Art)

Аукционы бывают следующих видов:

Карты из игры Современное искусство


Transatlantic

Игровой процесс Transatlantic

Волшебные королевства (Fantasy Realms)

Неплохо. Хороший филлер на 5-10 минут. Чисто семечки. А большего и не надо. Приятное чувство удовлетворения от сбора крутых комбин.

Переходим к сложным играм, вызвавшим у меня весьма и весьма смешанные чувства, ближе к негативным. Сложным не с точки зрения процесса, который простецкий, а с точки зрения оценки самой игры.

Архитекторы западного королевства (Architects of the West Kingdom)

Игра, в принципе, очень даже быстрая. У каждого игрока на старте 20 рабочих. В свой ход ставишь рабочего, выполняешь действие того слота, который занял.

Игровой процесс Architects of the West Kingdom

Второй твист: в игре нет раундов. Мы просто ставим рабочих и делаем действия. И так до конца игры. Возникает вопрос: как же поднимать их в руку? Отвечаем: есть особый слот поля, поднимающий ВСЕХ рабочих с одного из слотов поля, причем можно целить этим действием и сам данный слот поля.

Третий твист: можно поднимать этим слотом и чужих рабочих, беря их в плен. Из плена их можно сдавать в тюрьму, получая кучи монет. Так что, ты делаешь себе вдвойне приятно: и развитие другого игрока замедляешь (ему опять приходится постепенно стакать рабочих на слоте для повышения эффективности, плюс рабочие в тюрьме недоступны игроку, пока он не зайдет их всех освободить, подняв их обратно в руку, но это, сам понимаешь, надо потратить ход), и сам немало денег зарабатываешь.

Четвертый твист: есть один из слотов поля, за размещение рабочего в который ты либо строишь здание с руки, либо вкладываешься в постройку монастыря. Этот рабочий кладется в этот слот до конца партии, снижая доступное тебе количество рабочих. За монастырь дают среднее число ПО и всякие мелкие награды, за здания обычно дают много ПО и небольшие бонусы во время игры или дополнительные ПО на подсчете очков. Игра заканчивается как раз тогда, когда в этом особом слоте поля заканчиваются места под рабочих (все занято игроками).

Карты построек

Карты помощников

Последний нюанс: каждый играет каким-то персонажем с особой асимметричной абилкой и различным сетапом в плане ресурсов и положения на треке добродетели.

Вот, в принципе, и вся игра. Казалось бы, что с ней не так? Тут тебе и твисты, и карточки с разными абилками, и занятный движок, и взаимодействие игроков за счет тюрьмы и взятия в плен чужих рабочих. Однако:

Санта-Мария (Santa Maria)

Компоненты игры Санта-Мария

Здесь стоит сказать, что при использовании кубика на активацию ряда ты можешь сначала заплатить монетки, чтобы изменить значение кубика: за 1 монету добавь или вычти 1 из взятого значения. Так можно сделать сколько угодно раз, например, взять пятерку, заплатить 4 монеты и использовать как единицу, активировав первый ряд, а не пятый.

Это полный список возможных действий, потому перейдем к деталям, благо их немного. В игре есть два трека, по которым ты продвигаешься, используя здания:

Планшет игрока в Санта-Мария

Есть чуть-чуть продвинутые правила (прямо в базовой коробке), которые на старте дают каждому игроку один уникальный тайл ученого и один стартовый тайл 2*1. Они дают разный сетап и уникальную абилку каждому игроку. Добавляем сюда еще и тот факт, что планшеты игроков слегка отличаются. Эти правила обязательны к применению.

Факторы вариативности: различающиеся планшеты, дайс-менеджмент, порядок выхода кораблей и накладок, используется только часть жетонов ученых и епископов, борьба за продвижение по треку конкистадоров, стартовый ученый и накладка каждую игру выбираются из пула.

Эверделл (Everdell)

Компоненты игры Эверделл

Карты из игры Эверделл

Игровой процесс Эверделл

Итак, помимо крутого оформления (пафосные компоненты, красивые картинки), в игре прикольные комбо из карт. Пособирать поначалу интересно. На этом плюсы заканчиваются.


«Амон-Ра» — старая игрушка от мастера математических абстрактов Книции, бородатого 2003 года. То есть коробке уже 16 (!) лет, а локализовали у нас её только сейчас. Как ведётся отбор настолок для издания в России — загадка за семью печатями, и почему предпочтение отдаётся, например, сегодняшней пациентке вместо какой-нибудь свежатинки, лично мне не понятно. Понятно одно — как любитель творений Книции, не смог пройти мимо этой штуки, поэтому опробовал и оценил со всем пристрастием.

Признаться честно, не играл в эту коробку на протяжении всех 16 лет с самого выхода, только сейчас удалось приобщиться. И это несмотря на то, что автор один из любимых. Отчасти опробовать «Амон-Ра» было решено из-за имени создателя, а отчасти благодаря заманушным фигуркам пирамид, хотя кого я обманываю — просто локализация вышла и коробка появилась в шаговой доступности. Всем известно, что геймдизайнер не новичок и вообще могёт, но часто его механистичные игры оформляют — ну, так себе. Исключение составляют несколько наименований (обычно, кстати, очень классных геймплейно — типа Through the Desert или Tigris & Euphrates), которые весьма приятно брать в руки. И «Амон-Ра» подпадает под эту категорию, так что все шансы на успех есть.


О чём это?

Как обычно, боремся за власть в условном месте, на этот раз в Египте. На большом игровом поле-карте расположился Нил и 15 локаций-местностей по обеим его сторонам. Игроки облагораживают локации пирамидами — чтоб туристам будущего было куда ездить смотреть на результаты мастерства древних — и за контроль над ними получают очки. Так что, по факту, цель — контролировать большее количество пирамид на определённом отрезке партии.

Атмосфера никакая особо не чувствуется, разве что маленько ей веет благодаря песочному цветовому оформлению и, конечно же, пластиковым пирамидам, которые вживую прям как каменные. О них стоит сказать отдельно. Материал, из которого они сделаны — двухкомпонентный пластик. На ощупь словно какая-то. глина, что ли. Тяжёленькие такие и приятные, словно кирпичики маленькие. Специально узнавал, что это за материал такой — сомневался, что это вообще пластик, но нет, это он.

Другое дело, что обманываться не стоит, и нужно понимать, что играть вы будете в просто абстракт/евро, нарративных и ярких эмоциональных впечатлений получить от подобных игр не выйдет. Так что, если любите миньки — проходите мимо, если же предпочитаете посчитать-поприкидывать — добро пожаловать.

Что в коробке?

Начну с пирамид и кирпичей. Как уже сказал выше, сделаны из двухкомпонентного пластика, благодаря чему имеют вес и солидность глины. Очень доставляют, но на геймплей и общее восприятие сильно не влияют. Однако приятный факт, что дизайнеры заморочились над подобным решением.


Игровое поле. Тут тоже неожиданный сюрприз — здоровенное и толстенное. Я не шибко заморачиваюсь и угораю по физическому качеству настольных игр, но тут прям не смог не обратить внимание во время распаковки. Огромное — то ли в угоду моде, то ли ради вау-эффекта — раскладывающееся в несколько раз картонное поле призвано служить вместилищем нескольких карточек, пары колод и местом расположения пирамидок.

Карты. Здесь они делятся на карты действий и денежек. Умеренно толстенькие.


Горка картонных жетонов рабочих и плодородия.


И несколько фишек игроков.


Как в это играть

Есть игровое поле, разделённое на 15 территорий. Каждая чем-то примечательна: некоторые дают возможность покупать карты действий, некоторые дают доход разным манером, некоторые — очки. Ничего необычного, просто каждая по этим параметрам отличается от других. В любой из них можно строить пирамиды за денежки. Пирамиды дают очки в конце третьего и шестого раундов.

Каждый раунд все участники делают ставки (открытый аукцион) за выпавшие случайным образом из колоды территории, в итоге столбят за собой одну. После чего могут строить там пирамиды и получать причитающиеся с них доходы. Так продолжается три раунда, после которых подсчитываются очки за пирамиды, которые удалось выстроить, плюс, за храмы, изображённые изначально на некоторых территориях, плюс, за карты действий, среди которых иногда попадаются «задания», награждающие выполнивших их условия владельцев.


В конце третьего раунда каждый игрок имеет в наличии три подконтрольные территории, но сразу после подсчёта очков владение этими территориями аннулируется и начинаются последние три раунда игры, где вышеописанные действия повторяются, только на этот раз борьба будет происходить за те же самые, но уже отстроенные территории. То есть первые три раунда мы как бы выстраиваем на игровом поле очковую базу в виде пирамид, а последние три раунды мы пытаемся отжать области побогаче.

Впечатления

Начну с самого главного — сухость почерка дедушки Книции чувствуется в «Амон-Ра» такая, что кажется, будто песок посыплется прямо с игрового поля на колени. Если вы современный настольщик и привыкли к тому, что вас облизывают при помощи супер-модных компонентов или какого-то навороченного (или пытающегося таковым казаться) геймплея, то с этой игрой вам, возможно, не по пути. Это олдскул как он есть. Раньше, когда настолкам не нужно было быть «самыми неповторимыми» и состоять в «топ-5 огненнейших», они брали своим игровым процессом, вызовом, бросаемым настольщикам, либо просто незатейливыми, но продуманными механиками. Сейчас таких тоже немало, но это уже стало не таким важным параметром, к сожалению — конкуренция огромная, каждый завлекает как может, и запутаться в мишуре проще простого.

В своё время — когда противостояние дизайнеров ещё не было таким напряжённым — Книция покорял большую часть игроков своим умением делать выверенные, просчитанные с профессорской точностью математические модели, внедряемые в настолки. В них интересно разбираться, их интересно настраивать и пользоваться в процессе игры. Мы словно на занимательной лекции дедушки сидим, а он нам, своим студентам, в увлекательной форме выдаёт порционно знания.


В общем, к чему это я? К тому, что есть у настолок геймдизайнера неповторимый флёр, многим кажущийся не очень приятным. Если сейчас стандартное евро и даже абстракт (посмотрите на «Азул» и «Саграду») стараются развлечь потребителя, то у изделий Книции словно лишь одна задача — научить и продемонстрировать игрокам какую-либо математическую модель. Это звучит, словно что-то плохое, но на самом деле подобной фишкой его коробки и цепляют сотни людей по всему миру.

Не знаю, как лучше передать это ощущение. Вот есть плохие игры, которые совершенно пустые внутри, при всех своих возможных достоинствах. Сейчас приведу пример, не бейте меня любители названной коробки (если есть тут такие вообще). Lagoon: Land of Druids — красивая, оригинальная, но… совершенно никакая. Бессмысленные действия, выбора ноль, эффект от принимаемых решений отсутствует — и всё это завёрнуто в красивейший фантик. Механики придуманы, но не работают как надо, они просто есть. Сухо, чёрство, даже грызть не хочется, внутри одна труха. А игры Книции хоть и сухие, но наполнены сутью. Циферками, просчётами, графиками. Это может быть не по душе некоторым, но другие от этого же в восторге. А трухе, кому в рот не напихай, рад не будет никто. В этом всё отличие.

Неповторимые настолки Книции не похожи и на стандартные, сделанные как под копирку евро-коробки. Ну, знаете, которых выходят десятки и десятки каждый год. Если имя мастера красуется на обложке, то знающий человек определённо осознаёт, что он получит внутри, сняв плёнку с покупки. Всё время пытаюсь подобрать какое-то ёмкое определение почерку немецкого геймдизайнера, но ничего лучше «ретро-евро» в голову не приходит, так что пусть будет так.


Честно, очень сложно описывать впечатления от игры, от которой из впечатлений только какие-то запоминающиеся моменты, типа, когда ты выгадал не две, а пять монеток, и получил на одно очко больше. Вся суть кроется в процессе и подобных моментах партий. Вообще все вышеописанные впечатления можно смело вставить в обзор любой игры немецкого доктора наук и они точнёхонько подойдут. Поэтому давайте лучше опишу привлекательные моменты механики Амон-Ра, чтобы либо и вас заманить в пробную партию, либо же оттолкнуть:

► Интересный элемент двух эр. Первую часть игры (раунды I–III) идёт подготовка земель ко второй половине, малый подсчёт очков и заготовка ресурсов (монеток). А вторая половина (раунды IV–VI) — это жестокий аукцион за сферы влияния на берегах Нила, за те области поля, которые были отстроены в первой части партии. То есть игроки балансируют на гранях «вложиться сейчас и поиметь что-то хорошее» и «просесть здесь, но позже рвануть вперёд». Как определить, когда что делать — задача игроков. С одной и двух партий оно не понимается, так что придётся поднапрячься и изучать урок доктора Книции тщательней.

► Настолка весьма конфликтная из-за механики торгов за территории. Каждый из шести раундов вы фактически ставите свои монетки за количество победных очков, которое получите. Естественно, всё это здорово завуалировано наворотами и прочими механиками, но суть такова. Это может не понравится хиппи, но в «Амон-Ра» выживает тот, кто знает, когда нужно вышвырнуть оппонента с важной территории, чтобы занять её самому. Просчёт опять-таки будет идти чуть ли не помонетно. Какая территория вам нужнее — с денежным доходом или с притоком карт действий? С очками за храмы или с затратными пирамидами? И самый важный вопрос — сейчас или потом?


► Довольно интересный аукцион, причём их в настолке два вида. Первый, основной — торги за территории, когда вы стараетесь отхватить угодья побогаче за максимально низкую цену, которую можете себе позволить. Второй — подношение богам, которое определит доход в конце раунда и бонусы для самых щедрых. Забавный момент, когда вы ставите деньги, чтобы получить ещё больше денег, чтобы на эти деньги прикупить что-нибудь полезное — камни для пирамид, карточки действий или рабов, чтоб… они ещё денег вам принесли.

В этих картах, кстати, тоже необычность для настолок немецкого геймдизайнера, так как он подобным обычно не балуется. У него в основном вся информация открыта, и все карты на столе, так сказать — считай не хочу.


Итог

Итак, кому же можно посоветовать данную настолку? Любителям Книции однозначно. Только учтите, что в «Амон-Ра» есть немного не типичный для дедушки элемент случайных карт с эффектами, способными внести коррективы в выверенную схему и последовательность действий. Обычно хоть каким-то существенным рандомом немец не пользуется, но тут решил поэкспериментировать, видимо. Пусть этот рандом и заключается в различных числовых модификаторах и вовсе не подталкивает к изменению вектора развития, а просто даёт приятные скидочки и бонусы вашим действиям.

Если вы не желаете просчитывать выгодность каждой из территорий и эффективность вложений, то делать в «Амон-Ра» нечего. Игра про это. Про вложения и подсчёты прибылей. А ещё её желательно раскладывать максимально большим составом, именно тогда появляются самые весёлые (в контексте игры) расчёты. Что интересно, так это указанное на коробке число игроков, от 3 до 5, хотя механически ничто не мешает играть вдвоём. Я даже попробовал несколько партий. Работает, но аукцион становится совсем предсказуемо-унылым. А вот от троих уже можно о какой-то конкуренции и борьбе говорить, но всё равно впятером вы почувствуете тот самый настоящий дух аукциона, который был заложен автором.


Фараоны живут и исчезают в безбрежном Ниле, дарующем свои блага земледельцам, и лишь пирамиды вечны. Каждый властитель хочет войти в историю и вкладывает деньги в наиболее удачные для установки пирамид провинции.​

Амон-Ра игра про аукционы и развитие, влияние которого сохранится по прошествии столетий. Игроки будут делать ставки за контроль над провинциями, покупать камни и земледельцев, приносить дары Амону-Ра. Победит построивший лучшую стратегию.

  • Игровое поле ​
  • Правила игры​
  • Летописцы деревянные – 15 шт.​
  • Маркеры победных очков – 5 шт.​
  • Пирамиды – 30 шт.​
  • Камни – 15 шт.​
  • Игровые жетоны – 53 шт.​
  • Карточки Благ, Золота и Провинций – 120 шт.
Артикул 8977
Производитель Звезда
Возраст 10+
Время партии 60-90
Количество игроков 3-5

Нашу продукцию можно заказать в магазине и лично забрать в Пунктах выдачи в Вашем городе.


Фараоны живут и исчезают в безбрежном Ниле, дарующем свои блага земледельцам, и лишь пирамиды вечны. Каждый властитель хочет войти в историю и вкладывает деньги в наиболее удачные для установки пирамид провинции.​

Амон-Ра игра про аукционы и развитие, влияние которого сохранится по прошествии столетий. Игроки будут делать ставки за контроль над провинциями, покупать камни и земледельцев, приносить дары Амону-Ра. Победит построивший лучшую стратегию.

  • Игровое поле ​
  • Правила игры​
  • Летописцы деревянные – 15 шт.​
  • Маркеры победных очков – 5 шт.​
  • Пирамиды – 30 шт.​
  • Камни – 15 шт.​
  • Игровые жетоны – 53 шт.​
  • Карточки Благ, Золота и Провинций – 120 шт.
Артикул 8977
Производитель Звезда
Возраст 10+
Время партии 60-90
Количество игроков 3-5

Нашу продукцию можно заказать в магазине и лично забрать в Пунктах выдачи в Вашем городе.

Читайте также: