Alone in the dark обзор

Обновлено: 04.07.2024

С игрой под названием Alone in the Dark у автора этих строк связаны самые теплые детские воспоминания. Когда шестнадцать лет назад я увидел, как по экрану пузатого четырнадцатидюймового монитора ходит комок зеленых полигонов, изображающий усатого рыжего мужчину, который двигает часы с кукушкой, заводит граммофоны и стреляет из антикварной пищали по угловатым красноглазым зомби, — в голове случился полный, абсолютно настоящий шок. Круче, казалось, уже невозможно в принципе, эта игра точечно воздействовала на все те части головного мозга, которые отвечают за невероятный, искренний восторг.

Только потом я узнал, что Alone in the Dark, оказывается, изобрел и на долгие годы вперед определил основные законы жанра survival horror. Последовавшая затем вторая часть закрепила успех — Alone in the Dark 2 до сих пор считается чуть ли не эталоном приключенческих игр. Зато потом серия вдруг стремительно пошла под откос. Третья часть переехала на Дикий Запад и сильно сдала по части сюжета и атмосферы. К тому же через год случился гениальный BioForge (если вы никогда не слышали об этой игре, то считайте, что ничего не знаете о survival horror), на горизонте уже маячил Resident Evil, а игроиндустрия стремительно входила в эпоху шутеров и «полного тридэ». Попытки реанимировать сериал предпринимались дважды — в начале двухтысячных в виде невразумительного Alone in the Dark: The New Nightmare, а три года назад по мотивам вышел один из самых худших фильмов в истории кинематографа за авторством Уве, конечно же, Болла.

Жизнь как чудо

С 1992 года Эдвард Карнби сменил прическу и явно прибавил в полигонах.

То, что произошло сейчас, когда компания Atari в свое не самое лучшее время решила полностью перезапустить старый франчайз и вдруг сделала игру такого уровня, иначе как чудом назвать нельзя. Предвосхищая все, что будет написано на ближайших трех страницах, мы прямо на месте признаемся, что новый Alone in the Dark — это без пяти минут гениально. Эта игра буквально заново переизобретает весь жанр survival horror: концентрация изящных решений и новых идей здесь беспрецедентно высока, а все последние достижения прогресса вроде реалистичной физики и способов подачи сюжета работают исключительно на благо геймплея.

Согласно местной легенде, события первых трех частей (The New Nightmare благоразумно забыт), которые происходили в 20-30-х годах прошлого века, остались в далеком прошлом. Главный герой — детектив, специалист по оккультным наукам и паранормальным явлениям Эдвард Карнби — вдруг просыпается в наше время в квартире в центре Нью-Йорка, а какие-то незнакомые люди тут же приставляют к его голове пистолет и ведут убивать.

История, в процессе которой всплывут все классические жанровые клише вроде необъяснимой амнезии, тамплиеров и очередного пришествия Люцифера, пусть и не самая оригинальная на свете, зато подается по принципу незабвенного телесериала Lost (здесь даже есть фраза «Previously on Alone in the Dark»). Сюжет условно разделен на восемь частей, в каждой из которых есть своя главная интрига, свой неожиданный поворот и шокирующая кульминация. И если первые семь-восемь часов от напряжения и частой смены героев и декораций у вас будет стучать в висках, то в седьмом эпизоде игра неожиданно дает расслабиться и в полном одиночестве, на десять часов, отпускает бродить по парку в «свободном», почти GTA-режиме.

Библия анархиста

Горящий стул — практически ультимативное оружие даже против самых крепких зомби.

Геймплейно Alone in the Dark совершенно неожиданно… не напоминает вообще ничего. Ну то есть как: с виду это по-прежнему классический survival horror, похожий и на Resident Evil, и на Silent Hill, он примерно в равных пропорциях состоит из экшена и решения всевозможных головоломок. Но! На самом деле Alone in the Dark — игра про, заранее простите за сложную формулировку, взаимодействие главного героя с полностью интерактивной окружающей средой.

На первый взгляд случилось невероятное — исчезли практически все условности, которые удивляли не знакомых с играми людей («А почему нельзя взять вон тот стул и подпереть им дверь?»). Карнби может в любой момент взять любой предмет и ударить им по голове очередного зомби. Он может схватить веник, поджечь его в костре и распугать окрестную нечисть. Взяв в руки пожарный топор, в щепки разломать закрытую дверь. Как настоящий городской анархист, он превращает все, что попадается ему под руку, в оружие.

Все необходимые предметы аккуратно распиханы по внутренним карманам куртки: слева лежат ножи, отвертки, мотки скотча, носовые платки, коробки патрон или батарейки для фонарика, а справа — сигнальные фонари, пластиковые бутылки с бензином, флакончики средств против насекомых. Из куска бинта и бутылки получается отличный коктейль Молотова. Примотайте к нему скотчем коробку с патронами — и выйдет практически граната. Возьмите дихлофос и зажигалку — и вот у вас уже есть карманный огнемет… И таких комбинаций — десятки.

Alone in the Dark очень ловко симулирует кучу совершенно обыденных вещей. Это единственная в мире игра, где с видом от первого лица нужно рыться в бардачке автомобиля в поисках коробки с батарейками, периодически моргать (помогает прочистить глаза от ядовитой слизи) и перебинтовывать раны, разглядывая кровоподтеки на собственном теле. Такие откровенно простые действия неожиданно переносят достоверность происходящего на совершенно новый качественный уровень. Подобных ощущений до этого момента не давала ни одна компьютерная игра.

Кроме крайне динамичных автомобильных погонь, в Alone in the Dark нашлось место самой убедительной сцене разрушения Нью-Йорка в компьютерных играх.

Тропа света

Чтобы вы лучше понимали смысл происходящего, поясняем: в данный момент Карнби пытается выбраться из летящего в пропасть вагона метро.

Что больше всего поражает в Alone in the Dark, так это богатство возможностей для решения игровых задач. Здесь нет ни одного «классического» пазла про поиски ключа к закрытой двери, перестановку шестеренок в каком-нибудь хитром механизме или комбинирование самых неожиданных предметов. Абсолютно все проблемы решаются знанием базовых законов физики и здравым смыслом. Запертую дверь можно сжечь (если она деревянная), выбить каким-нибудь тяжелым предметом вроде огнетушителя или снести, устроив рядом взрыв. Очередного адского зомби можно расстрелять из пистолета, забить первой подвернувшейся под руку табуреткой, отпугнуть ярким светом или просто спрятаться от него в ближайшей туалетной кабинке.

И что особенно отрадно, в Alone in the Dark практически нет одинаковых ситуаций — и после решения очередной сложной загадки где-то внутри возникает почти забытое в современных играх чувство глубокого удовлетворения от собственной крутости и гибкости ума. Таких примеров тут миллион. Не открываемая чугунная дверь, которая слетает с петель после того, как вы паркуете рядом автомобиль и взрываете его выстрелом в бензобак. Стайка мелких тварей, которые сбегаются на брошенный медицинский пакет с кровью и попадают в лужицу разлитого бензина (главное — вовремя успеть чиркнуть зажигалкой!). Повисший на краю пропасти автобус, где для того, чтобы пройти в кабину водителя и не упасть, нужно перетащить на заднее сиденье трупы пассажиров. Адская Черная Жижа, которая моментально проглатывает Карнби, но панически боится света и с визгом расплывается по комнате, когда на нее попадает луч фонарика…

Любая местная ситуация нестандартна, и все моменты, когда включается истинная игровая механика, балансируют где-то между «отлично» и «гениально». Финальный набор головоломок, где в лучших традициях Индианы Джонса главгерой «проходит по тропе Света» на личную встречу с Люцифером, — это вообще что-то из запредельного. Это сорок минут чистого, незамутненного счастья, искреннее «вау» от каждой решенной загадки и долгие, продолжительные аплодисменты тем дизайнерам, которые такое придумали.

Центральный парк смоделирован в игре с точностью до метра, и, поверьте, ночью одному там действительно жутко.

Вспомнив школьный курс физики про свойства электричества, можно быстро сообразить, как при помощи высоковольтного провода и решетки убить стаю летучих мышей.

В качестве завершения нужно сказать еще одну очень важную вещь. С тех пор как в Half-Life 2 нам показали гравипушку и объяснили, как нужно правильно переставлять с места на место деревянные ящики, физика, интерактивное окружение и весь остальной некстген носил в играх чисто декоративную функцию (самый очевидный пример бездарного его использования — Crysis). В этом смысле Alone in the Dark — настоящий прорыв, первая в новейшей истории игра, где буквально все создано ради геймплея, ее стоит купить как минимум хотя бы ради того, чтобы посмотреть, как вообще-то должны правильно работать все эти технологии последнего поколения.

С другой стороны, Alone in the Dark — вещь весьма специфическая. Оценить его мощь и понять реальный потенциал можно только после долгого периода привыкания — к нетрадиционному управлению, когда мышкой вы двигаете не глазами, а руками главгероя, к загадкам с физикой, к интерфейсу «с карманами», которые вовсе не бездонные, к монстрам, которых обязательно нужно сжигать, иначе они снова оживут. Однако если вы найдете силы освоиться с этой нестандартной механикой, то, вполне возможно, откроете для себя персональную игру года.

ПЕРЕВОД: Кстати говоря, официальная русская версия сделана вполне на уровне, но грешит ворохом мелких и обидных ляпов: то главный герой вдруг обращается к своей спутнице в мужском роде, то сбивается с «ты» на «вы», то в дневнике попадается какая-нибудь кривая фраза, смысл которой доходит только после второго прочтения. Но ситуацию, как и в Assassin's Creed, другой масштабной локализации «Акеллы», неожиданно спасают актеры, которые крайне удачно передают характеры своих героев и вообще играют по-настоящему. Всем бы так.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 95%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Спустя шестнадцать лет после выхода оригинального Alone in the Dark новая игра с тем же названием заново изобретает жанр survival horror и дает совершенно уникальные ощущения. Местами все настолько хорошо, что даже не верится.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Великолепно»

Локализация: 2/3

Друзья! Всесоюзный культурологический альманах «Игромания», российский издатель Alone in the Dark компания «Акелла», а также вечномолодая компания Microsoft представляют вашему вниманию беспрецедентный конкурс с не менее беспрецедентными призами.

Условий всего несколько: во-первых, фотография должна быть только одна — фотоальбомы, к сожалению, не принимаются. Во-вторых, фото должно быть действительно мрачным, жутким, страшным — короче говоря, таким, которое можно описать емким английским словом spooky. В-третьих, обязательно укажите в письме, что за парк на вашей фотографии и где он находится. Наконец, в-последних, это должна быть именно ваша фотография, так что если вы вдруг пройдете в финал, то мы попросим прислать подтверждение в виде собственного фото на том же месте, где вы снимали конкурсный кадр.

И самое главное — призы!

1 место

Тому, кто пришлет самую жуткую и мрачную (ну и качественную, конечно) фотографию парка, достанется наш главный приз — консоль Xbox 360 и игра Alone in the Dark для нее же.

2 место

Наш второй финалист не уйдет без самой стильной, самой современной, самой, в конце концов, дорогой мыши SideWinder от Microsoft (вы, кстати, в курсе, что это единственная в мире мышь с LCD-дисплеем?).

3 место

Наконец, наш третий внештатный фотокор получит вещь всесторонне приятную и незабываемую — коллекционное издание Alone in the Dark с бонусным диском, артбуком и фигуркой Эдварда Карнби в натуральную величину.

Нет, это вовсе не кадр из любительской модификации Half-Life 2.

Стартовать разработчикам удалось отлично, не смотря на банальнейшую сюжетную затравку. Хоть и не помнит ничего главный герой, а события развиваются самым стремительным образом: очнуться толком не успели, глазами вручную поморгать (типа ноу-хау - клавишей Х можно веки опустить), а монстры и разрушения тут как тут. Труднее всего не забросить Alone in the Dark 2008 в самом начале, на протяжении первых минут двадцати, когда главной геймплейной задачкой становится борьба с управлением. Ещё задолго до релиза мы узнали, что нам в кои-то веки предоставят возможность порулить персонажем от первого лица в любой момент - ставки на то и были, что таким образом типичные недуги подобных игр сойдут на нет, ибо шутерная схема управления всегда считалась наиболее простой и удобной. Однако девелоперы так старались втиснуть в игру целый вагон своих находок различной степени сомнительности, что, не сумев преодолеть ряд сложностей на стадии реализации, мужественно победили в себе голос здравого смысла и реализовали-таки взаимоисключающие вещи. Восторг от долгожданной возможности спокойно идти вперёд даже по карнизу, не боясь, что камера вдруг изменит ракурс, и герой решительно шагнёт в бездну из-за того, что ты вовремя не успел сориентироваться заново, улетучивается с началом первого же поединка.

Инвентарь. Да, прямо так.

Смириться с тем, что вид из глаз - не полноценный режим, а лишь возможность, которая через каждые два метра отключается по триггеру, отправляя камеру в ненавистное положение где-то под потолком, ну никак нельзя. К тому же, принудительное возвращение её к первому лицу работает не всегда - сражаться, например, можно только и только от третьего, за исключением перестрелок. И не потому, что так удобнее, а потому, что так труднее, опаснее и красивее, по мнению разработчиков. Ведь камерой с видом из глаз можно игроков лишь порадовать, а надо их ещё и удивить - для этого, мол, подойдёт новая фишка: мышь нынче отвечает за движение рук, а ходить и камеру вертеть в режиме от третьего лица нужно при помощи клавиш движения. Главное, что в бою заметно - можно кочергой замахнуться именно так, как хочется, будь то слева, справа или вообще из-за головы брать размах. И плевать, что толку от этого чуть, а нервы надо ни к чёрту - главное, что удалось и работает. Это же касается и перетаскивания трупов, которые скоропостижно возвращаются к жизни, если их не сжечь. Волочить невесомые тушки разрешается только, простите, задницей кверху, согнувшись в три погибели и передвигаясь строго задом наперёд. С камерой, которая по умолчанию и не подумает хотя бы развернуться и показать, с чем рискует вот-вот столкнуться беззащитная задница главного героя, на которую и без того выпала нелёгкая доля спасения мира от пробудившегося Ктулху Сатаны. Не удивительно, что в большинстве случаев, отправляя очередного зомби в пекло, наш протагонист раз за разом и сам подпаливает конечности. С тем же успехом реализовано и большинство прочих оригинальных находок, благополучно превративших перспективный хоррор в довольно занудный и кривой квест. Собственно, сам хоррор вообще сделать забыли - нет ни атмосферы, ни достойных великой серии жутких моментов. Новый Alone in the Dark ближе по духу к "Ёжику в тумане", чем добротному хоррор-трешу вроде "Темнота наступает".

Ползучая трещина - не частый, но очень надоедливый гость.

Зато есть автомобили, загадки, простенький конструктор средств членовредительства и даже кое-какая свобода в перемещениях. Одну лишь логику почему-то совсем забыли прикрутить. Будучи страстными поклонниками уже ставшего каждой дырке затычкой сериала "Остаться в живых" (дежурное уточнение: он же "LOST"), разработчики поделили игру на восемь эпизодов, после каждого приклеив титры и нарезку "ранее вы видели…". Каждая глава, мол, имеет свою завязку, развитие событий и кульминацию, после чего обрывается на самом интересном месте. Ну, с этим ноу-хау чуточку опоздали, да и сюжета в игре слишком мало, чтобы гордо делить его на серии. Стоит лишь задуматься, а что, собственно, произошло в этом эпизоде, как сразу же осознаешь, что ничего - только начальный и финальный диалоги, разорванные посередине границей главы.

В статике выглядит мрачно. В игре ни разу не страшно. Трудно сказать, почему.

Между ними - просто процесс достижения очередного места на карте, где вновь не произойдет ничего, кроме очередной загадки, решать которую вновь предстоит, разглядывая, ощупывая и обнюхивая всё вокруг, чтобы таки догадаться: к бутылке алкоголя нужно прикрутить двухсторонний скотч, воткнуть в неё тряпку, поджечь и "без палева" приклеить к конкретному жуку, который должен этот гостинец послушно отнести мамочке. Нет, бесспорно такие задачки - сильная сторона игры, но вкупе с множеством прочих, кхм, находок игровой процесс активно напрягает, окончательно и бесповоротно лишая нас возможности отдохнуть, расслабиться и получить удовольствие. Конечно, преодолев все трудности и добравшись до финальных титров, можно себя похвалить, облегчённо вздохнуть и, в общем-то, прийти к выводу, что оно того стоило. Но далеко не каждый заставит себя это сделать, а брошенная на середине Alone in the Dark способна лишь заставить пожалеть о потраченном времени и силах.

Эхх… твою налево… а что вчера было-то?

В противовес всем этим загадкам и искусственным сложностям вроде как должна была работать оригинальная схема взаимодействия с окружающей средой, физика там и всё прочее, существенно облегчающее временами игровые задачи и расширяющее возможности. К примеру, не раз и не два говорилось о дверях, которые теперь можно просто выломать, бросив попытки разыскать ключ. Задумка не новая, но важнее реализация - можно ведь и за счёт хорошо забытого старого красиво выступить. Увы, на деле всё оказалось куда тупее и проще. Будь эта возможность действительно альтернативой возне с ключами и кодами, доступной только тем, кто в поисках оных отыщет где-нибудь в тёмном углу кувалду и догадается её прихватить до двери - претензий бы не было, были бы восторги. Здесь же никаких вариантов в девяти из десяти случаев нет, ключ не надо искать просто потому, что он не предусмотрен вовсе, и единственный вариант открыть дверь - это её выбить лопатой, что валяется где-то неподалёку. Причём, как правило, ещё молоток, фомка и тяжеленный огнетушитель любезно раскиданы и вовсе прямо перед нужной дверью - для самых сообразительных. В таком случае имеет смысл как находку представить концепцию дня открытых дверей, когда всё и везде нараспашку - это было бы как минимум оригинально.

А вот так выглядит лечение. Ещё вариант - перебинтовка.

С тем же успехом выступили и покатушки на автомобилях, в условиях центрального парка необходимые ровно настолько же, насколько главному герою - умное лицо. За исключением пары моментов, машины стоят без дела - такие доступные и… такие бесполезные, ибо вокруг туча (отнюдь не разрушаемых) препятствий, деревьев и столбов, а дорог толком нет, только тропинки. Вообще довольно много вещей можно охарактеризовать именно как ненужные. Та же физика, при всём многообразии возможностей, банально не доведена до ума, движок время от времени впадает в ступор, и если вам повезёт в этот момент взаимодействовать с каким-либо объектом, есть шанс увидеть, как алгоритм, прокашлявшись, примется судорожно и очень старательно делать то, что не успел или не смог.

Куда ж без карнизов.

Лично мне довелось столкнуться с этим во время перетаскивания трупа, который вдруг намертво приклеился головой к полу, а ногами к протагонисту, лихо завязавшись с ним в единый узел. Главный герой при этом, не потрудившись даже поинтересоваться, надо ли оно мне, принялся безо всяких тому команд оттаскивать мертвяка, который, в свою очередь, не отлип от пола и растянулся, как резиновый. Dance Macabre завершился вынужденной загрузкой чекпойнта где-то по ту сторону стены, сквозь которую благополучно уплыл герой вместе с нижней частью тела поверженного соперника. Вот один из немногих моментов, когда действительно страшно от неожиданности и неведения: задумано так или это всё же глюк. Или другой пример: в самый разгар скоростного заезда по заваленному обломками шоссе задеваешь что-нибудь крайне тяжёлое, а физический моторчик куда-то "отлучился" - представьте себе, насколько эффектно выглядит машина, безо всяких на то причин сбрасывающая с себя бампер, двери, крышу и всё прочее на ровном месте. А это всего лишь алгоритм повреждений опомнился…

У местных зомби очень задумчивый взгляд.

Казалось бы, беспросветный отстой получается - справедливо недоумевают те, кто не играл, а большие поклонники давно уже захлопнули окно браузера, возмутившись количеству критики. Что ж, оставшихся торжественно заверяю, Alone in the Dark 2008 - отстой далеко не полный. "У последней черты" - это отстой крайне находчивый, оригинальный, запредельно зрелищный и красивый - где-то забавный, где-то впечатляющий, где-то стильный. Подробнее обо всём этом, о достоинствах и о том, ради чего всё же стоило бы попробовать в это сыграть (за исключением очевидной причины, конечно - надо ж спасать Atari, а это уже хороший повод прикупить лицензию) - в нашем не менее зрелищном видеообзоре.

Плюсы: шикарная графика, анимация; стильный дизайн уровней; любопытные задачки; огненная физика; потрясающие спецэффекты.
Минусы: отвратительное управление; сомнительные нововведения; возня с камерой.

Alone in the Dark: Illumination обзор

Мы уже рассказывали о том, что Alone in the Dark: Illumination, первая за 7 лет игра в именитой серии, отправляет нас в заброшенный шахтерский город в штате Вирджиния. После наводнения его покинули местные жители, и теперь там поселилась Тьма, которая убивает все живое. Из темноты лезут монстры, которые боятся только огня и света. Поэтому постоянно приходится включать какие-то фонари и лампы, разжигать костры в бочках — лишь на свету ваши пули смогут причинить врагам вред.

Сюда приезжают четыре разных героя — каждый по своим причинам. Ведьма Селестия выполняет поручение своего магического ордена, инженер Габриэла хочет разобраться в причинах гибели ее отца, работавшего в местной шахте, священник Гигер прибыл по заданию Ватикана, чтобы найти некий важный религиозный артефакт. А охотник Тед Карнби, потомок главного героя самой первой игры серии, ведет собственное расследование случившейся здесь катастрофы.

У каждого из них свой набор оружия и способностей. Так, ведьма взбадривает врагов электрическими разрядами и бросается в них шаровыми молниями, священник обрушивает на монстров карающий свет с небес и заряжает патроны своего револьвера праведным огнем, инженер может использовать некий механический бумеранг, дробовик и портативные турели. А охотник стреляет с двух рук, ловко обращается с автоматом и периодически пускает в дело огнемет.

Одна скука на четверых

В полной версии можно играть и одному, выбрав на старте любого из четырех персонажей. Однако Illumination рассчитана прежде всего на совместное прохождение. В «сингле» постоянно прущие со всех сторон чудища превращают игру в откровенный мазохизм — особо не помогают ни разведенные костры, ни включенные лампы, ни закрытые двери за спиной. Поэтому приходится убегать со всех ног, стараясь поскорее выполнить задание, или же раз за разом погибать, забрав с собой как можно больше врагов — это позволяет «прокачиваться», набирать уровни и улучшать характеристики.

Alone in the Dark: Illumination обзор

Стрельба здесь реализована так же невразумительно, как и все остальное.
В кооперативе, конечно, все происходит пободрее, особенно при грамотной координации и командной работе. Жаль, желающих сыграть по Сети, мягко говоря, не очень много. Оно и понятно: в мультиплеере тоже все достаточно быстро наскучивает. Враги тупы и мало отличаются друг от друга, задания примитивны (добраться до лифта, активировать генератор, собрать батареи, мотки проволоки, взрывчатку и так далее), история, если ее вообще так можно назвать, подается скупыми строчками текста, внятной режиссурой и не пахнет. В общем, явно не Left 4 Dead… Плюс баги, все такая же ужасная оптимизация, кривая анимация, неудобное управление и периодически застревающие в монстрах или текстурах персонажи — со времен бета-версии разработчики так толком ничего и не исправили. Разве что качество картинки чуть подтянули.

Несмотря на шквал критики во время бета-теста, студия Pure FPS не отложила релиз и не стала ничего менять. В итоге, кажется, именно Illumination окончательно добьет серию Alone in the Dark. Мы получили игру, в которой нужно не бродить и пугаться в одиночестве, а вчетвером сражаться с примитивным гейм-дизайном, скукой, однообразием и многочисленными техническими огрехами.

Плюсы: четыре разных героя со своими способностями и биографией.
Минусы: ужасная реализация всего и вся — от анимации до управления; примитивный дизайн уровней; нет внятного сюжета; однообразные задания.

Как? Полсуток в самолете на Нью-Йорк, пара дней на ознакомление с городом и его достопримечательностями («Здание охотников за привидениями! Тот самый небоскреб на Columbus Circle, откуда герои «Монстро» вытаскивали свою подругу!»), презентация в отеле через дорогу от Центрального парка, прогулка по самому парку в компании историка-консультанта и около 40 минут с геймпадом в руках

Если посмотреть на то, какие игры выходят сейчас и выйдут в ближайшее время, то легко заметить, что в большинстве ключевую роль играют две вещи: физика и идеология открытого мира. Какой жанр ни возьми — хоть экшены (Crysis, Prototype, Assassin’s Creed, Borderlands, Far Cry 2, Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction), хоть стратегии (Spore, Demigod), хоть головоломки (Crayon Physics Deluxe) — везде одна и та же картина. Даже survival horror, едва ли не самый консервативный жанр, не меняющийся уже черт знает сколько лет, — и тот не устоял. На соседних страницах вы найдете рассказ о Dead Space, клаустрофобическом экшене от Electronic Arts о судьбе одного непростого шахтера, который волею обстоятельств попал на зараженную какой-то инопланетной дрянью станцию, а здесь пойдет речь о нашем старом знакомом Alone in the Dark. В 1992 году эта серия создала сам жанр survival horror, а к 2001-му, после Alone in the Dark: A New Nightmare, превратилась в игру третьего эшелона, оказавшись далеко позади собственных подражателей в лице Silent Hill и Resident Evil. Теперь ситуация снова меняется: Silent Hill пребывает в плачевном состоянии, а Alone in the Dark перезапускается в настолько новом и непривычном виде, что ему даже подзаголовок никакой придумывать не стали. Просто воспринимайте его как совершенно новый Alone in the Dark.

Previously on Alone in the Dark

Отправной точкой для Alone in the Dark нового поколения стало одно из главных медиасобытий последних лет — сериал Lost («Остаться в живых»). Когда он стартовал в 2004 году, коллектив Eden Games подсел на сериал с такой силой, что каждый день в студии начинался с бурного обсуждения свежего эпизода. По словам продюсера игры Нур Полони, выглядело это точь-в-точь как у нас редакции: «Ты уже посмотрел эту серию? Нет-нет, не рассказывай, не рассказывай мне ничего, я еще на три серии позади. Только скажи, они там люк в итоге открыли или нет?!»

Alone in the Dark старается очень бережно обходиться с игроком. Например, когда швыряешь бутылку с зажигательной смесью, время немного замедляется — чтобы проще было целиться.

Но одними лишь обсуждениями дело не закончилось. Очень скоро в Eden Games задумались, а можно ли как-нибудь воспроизвести присущее таким сериалам напряжение в формате компьютерной игры. Ведь что мы имеем в играх: 8—15 часов на прохождение и размазанный по нему тонким слоем сюжет. Зачастую бывает так, что вначале тебе интересно, потом ты потихоньку начинаешь терять интерес, а ближе к концу — забываешь, с чего вообще все началось. В Eden Games подумали, поприкидывали и решили, что наилучшим решением будет просто перенести в игру саму структуру сериала. Не один в один, конечно, но примерно в том же ключе.

Alone in the Dark разбит на уровни, но здесь эти уровни уместнее назвать эпизодами или главами. Каждый эпизод — это новый кусочек истории, который и начинается максимально ударно, чтобы у вас был стимул его пройти, и заканчивается так, чтобы нагнать интригу (в кино это называется cliffhanger). Все эпизоды открыты с самого начала, и проходить их можно в любой последовательности. В начале каждой «серии» дается вводная, кратко рассказывающая о произошедшем ранее и начинающаяся с фразы «Previously on Alone in the Dark…», которая наверняка вызовет радость узнавания у любого Lost’омана и любителя современных сериалов вообще (понятно, что речь идет не о «Не родись красивой», а о Heroes, 24, Prison Break и им подобных). Для слабых духом и людей, увлекающихся играми постольку-поскольку, это просто находка: если где-то застрял или заскучал, всегда можно перейти к следующему эпизоду, а текущий добить потом. Единственное, что недоступно, так это концовка, ее можно будет увидеть только по завершении всех эпизодов.

Даже меню в Alone in the Dark больше похоже на меню DVD-фильма, чем на игровое: главы представлены как отдельные кадры на кинопленке, по каждой есть статистика (пройдена ли глава и за какое время), а статус текущего эпизода отображается специальной шкалой — сразу видно, сколько ты уже прошел и сколько еще осталось.

Почти все предметы можно использоваться несколькими разными способами. Тот же огнетушитель сгодится и для того, чтобы по темечку кого-то огреть, и чтобы дверь разнести, и чтобы огонь потушить.

Нью-Йорк никогда не жаловался на недостаток внимания со стороны кинематографа и игровой индустрии, но в последнее время он пользуется какой-то повышенной популярностью. Что особенно интересно, направление мыслей у всех поклонников Нью-Йорка одно и то же: разрушить его до основания и чтобы побольше, побольше конспирологии. По киношной линии эту программу недавно отработал Cloverfield («Монстро»): там и намеки на теорию заговора есть (откуда взялась эта гигантская жаба? Не иначе как ее создали правительственные ученые, и не иначе как в подземельях Manhattan Project), и Нью-Йорк ровняют с землей на совесть (сначала его утюжит монстр, потом он старается на пару с военными, а в конце, когда двое выживших героев прячутся под одним из мостов Центрального парка, Манхэттен накрывает взрывная волна страшной силы, предположительно от ядерной бомбы).

Что касается игр, то, кроме Alone in the Dark, покуражиться в Нью-Йорке в скором времени можно будет в Prototype, sandbox-экшене про парня, который стал жертвой эксперимента военных, но не сильно по этому поводу расстроился, и в Legendary: The Box — тоже sandbox, но уже про то, как стараниями одного не в меру удачливого вора и некоего тайного общества был открыт ящик Пандоры и Нью-Йорк атаковали полчища грифонов и оборотней.

Но больше всего ассоциаций с Alone in the Dark вызывает, конечно же, Fahrenheit, «Игра года — 2005» по версии «Игромании». Тут схожесть настолько сильная, что поневоле задумаешься, а не случайно ли это. Сходится все: разработчики тоже французы (Quantic Dream), сюжет тоже конспирологический и апокалипсический, место действия тоже Нью-Йорк; наконец, обе игры очень близки в жанровом плане. На наш намек прокомментировать каким-нибудь образом эту ситуацию продюсер Нур Полони провела четкий водораздел: Fahrenheit была игрой о судьбах людей, а Alone in the Dark — о том, какие тайны скрывает в себе Центральный парк.

Central Dark

Все гениальное просто: решение было очевидным, но только Eden Games догадалась сделать инвентарь таким образом.

В Lost сюжет построен на немыслимом количестве тайн, недомолвок и заговоров. Alone in the Dark, в принципе, тоже всегда не прочь был нагнать таинственности, но не в таких масштабах, а как в любом среднестатическом хорроре. Теперь же, под влиянием Lost, здесь возвели такую интригу, что местами непонятно, где заканчиваются реальные события и начинается фантазия сценаристов игры.

Местом действия нового Alone in the Dark является Центральный парк (Central Park) Нью-Йорка и его окрестности, место настолько же известное, насколько и мифологизированное. Парк находится на острове Манхэттен, в сердце Нью-Йорка. Сам остров англичане заполучили в 1667 году, выменяв его у голландцев на остров Ран в архипелаге Банда (ныне часть Индонезии). В ту пору особой ценности Манхэттен не представлял — но зато сейчас это одно из самых дорогих мест на Земле и в самом центре его находится Центральный парк. Это был самый первый публичный парк в США, и за 150 лет на него кто только не претендовал, но все попытки освоить эти земли под строительство неизменно заканчивались неудачей. Сама земля, на которой он стоит, насыпная (прежде там было болото), считается, что ее привезли из Нью-Джерси — но есть также версия, что она вообще с какого-то другого континента. Еще одна странность заключается в том, что из 800 видов птиц, проживающих в Северной Америке, 275 используют Центральный парк как перевалочный пункт во время сезонной миграции, хотя в округе есть и другие лесонасаждения размером побольше.

Survival horror научил нас уважительно обходиться с трупами: обычно их надо хотя бы попинать, чтобы удостовериться, что труп — это действительно труп. А в Alone in the Dark их надлежит сжигать.

Фантазий и домыслов по поводу Центрального парка еще больше. Например, считается, что под парком есть система тоннелей под названием Manhattan Project, где и создали атомную бомбу. Сами тоннели якобы существовали давно, военные их только нашли и расширили. Самые смелые теории гласят, что в подземельях Manhattan Project доживали свой век Николай II и Адольф Гитлер, пообещавший Рузвельту все наработки и всех ученых Германии, работавших над созданием ядерной бомбы, в обмен на свою жизнь.

Нагнав такую интригу, Eden Games деликатно переходят к собственному объяснению всех этих странностей: у парка есть свой секрет, и этот секрет носит мистическую природу, а охраняет его некое тайное общество. С этим тайным обществом мы сталкиваемся уже в самом начале игры: Alone in the Dark открывается сценой пробуждения главного героя игры Эдварда Карнби (бывшего военного следователя по паранормальным явлениям) в компании нескольких вооруженных мужчин и одного старика, такого же пленника, как и он сам. После короткой прелюдии Карнби ведут на расстрел, но тут игра дает F.E.A.R.: неопознанная сила утаскивает нашего конвоира в вентиляцию и превращает в кровавую суспензию, а потом начинает крушить здание и весь город вокруг. Карнби же тем временем прыгает по шахтам лифтов и обваливающимся карнизам и размышляет, каким образом он переместился на 80 лет вперед, почему у него такое серое, опустошенное лицо и седые волосы, откуда этот шрам через все лицо и что имел в виду тот демон в обличье женщины, который заявил, что Эдвард тоже когда-то был в его власти. Последнее обстоятельство наводит на мысль, что в игре могут быть флэшбеки по образцу Lost. А может, и не только флэшбеки: начиная с третьего сезона в Lost появились флэшфорварды — это когда показывают события будущего (по отношению к основной сюжетной линии).

Мы наш, мы новый мир построим

В такой отчаянной ситуации спрей можно задействовать в роли огнемета. Но, возможно, уже за следующим поворотом вы будете жалеть, что не сберегли его для того, чтобы обработать ранения.

Новый Alone in the Dark называют новым не только потому, что он идет стопами Lost, но и прежде всего потому, что он играется совершенно по-новому. Практически все, что так раздражало и надоедало в предыдущих частях и в родственных играх (Silent Hill, Obscure, Resident Evil старого образца), отсюда выкинуто или изменено до неузнаваемости.

Больше всего в традиционных survival horror бесила фиксированная камера, вечно висевшая в самых неудобных позициях. В новом Alone in the Dark камеру если и фиксируют, то только в маленьких помещениях, а в остальное время она болтается у героя за спиной, при необходимости же можно переключиться на вид от первого лица.

Вялые препирательства с монстрами и решение навороченных головоломок уступили место так называемому «коридорному sandbox». Эта примерно как в Half-Life 2 и BioShock: путь всегда только один, но одни и те же ситуации можно обыгрывать абсолютно по-разному. У нас ведь теперь есть физика, помните? Любой крупный объект (топор, трубу, обломок дерева, лампу дневного света) можно взять в руки и использовать в бою или в решении очередной головоломки, мебель можно поломать на куски, а дверь — выбить чем-нибудь вроде топора или огнетушителя. Если дверь стальная, то можно попробовать подобрать код (если терпения хватит) или просто расстрелять замок и замкнуть провода.

В такие моменты Alone in the Dark очень напоминает Resident Evil 4. Чисто внешне, не по ощущениям.

Огонь в Alone in the Dark не ограничивается ролью заградительной декорации, а ведет себя так, как и положено стихии: быстро расползается по всему, что может гореть, перекидывается с объекта на объект. Это добавляет в игру одновременно и новые сложности (надо следить за распространение огня, чтобы самому не сгореть; трупы врагов приходится сжигать, иначе они опять оживают), и новые возможности. Можно разрубить на куски деревянный стол, сунуть ножку от него огонь и использовать ее как оружие или факел. Можно пробить бензобак у машины, сделать дорожку из топлива, потом поджечь ее и взорвать тем самым автомобиль. Можно добавить горючего в магазин пистолета и получить таким образом зажигательные патроны, в буквальном смысле испепеляющие врагов. Общее число этих «можно» зависит только от того, сколько вещей доступно в данный конкретный момент, и, конечно, от вашей фантазии.

Размахивать топорами/трубами/стульями при помощи стика поначалу кажется непривычным. Но вообще решение очень разумное.

Сами вещи теперь выбираются не на отдельном экране (который испокон веков принято называть садово-огородным термином «инвентарь»), а самым логичным и удобным способом, какой только можно придумать: Эдвард просто распахивает плащ, опускает взгляд вниз, и мы смотрим, что у него есть в карманах и на поясе. Вещей там обычно немного – пистолет, световые шашки, бутылки с горючей смесью, скотч, пакетики с кровью, спрей и т.п., но их можно комбинировать между собой. Например, коктейль Молотова можно просто швырнуть и подстрелить на лету, можно обвязать его скотчем и метким броском приклеить к спине какой-нибудь ползучей дряни или еще интереснее: предварительно расстрелять одного из врагов, швырнуть в другого обвязанную скотчем бутылку и выстрелить в нее, когда все гады сгрудятся возле кровоточащего трупа. Некоторые вещи универсальны: тот же спрей используется и для заживления ран, и для ослепления врагов, и для создания импровизированного огнемета (в сочетании с зажигалкой).

Очень неожиданным образом выполнено управление. На приставках — а мы смотрели версию для Xbox 360 — левый стик обычно отводится под передвижение героя, а правый — под управление камерой. В Alone in the Dark левый стик тоже отвечает за передвижение, а вот правый оперирует не камерой, а тем, что в данный момент находится в руках у героя (соответственно, на РС это будет управляться при помощи WASD и мыши). Главный герой в точности воспроизводит движения стика: плавное движение вперед — и Карнби так же опустит предмет (будь то топор, пылающая деревяшка или обломок трубы) перед собой, начнете резко вращать — Карнби будет махать им вокруг себя как безумный. Поначалу приспособиться к этой системе довольно сложно, но, в принципе, любая непривычная вещь первое время кажется неудобной.

Кстати, выступал Харрисон будучи в джинсах и простом свитере (что было немыслимо на его прежней должности) и не преминул отметить эту деталь в своей речи. Видимо, свою роль в уходе из Sony сыграла и усталость от стандартов больших корпораций.

История повторяется дважды?

Машина с продырявленным бензобаком — это уже оружие массового поражения, удобна против групп врагов.

В Eden Games при каждом удобном случае повторяют, что делают игру совершенно нового типа, лишенную главных родовых недостатков survival horror. По большей части это действительно так, но, когда берешь в руки геймпад, легкое чувство разочарования все же остается: выясняется, что смотреть на нее гораздо интереснее, чем играть самому. Тактильно игра ощущается лучше, чем любой Silent Hill, но управление все равно достаточно вязкое и неточное, не чета нынешним экшенам.

Безотносительно к тому, что в итоге будет с этими автомобильными эпизодами, Alone in the Dark выглядит как игра без пяти минут высшей лиги, такой стопроцентный ААА-хит. Если она вся выглядит так, как она выглядела на презентации в Нью-Йорке, мы станем свидетелями невероятной истории: игра, которая однажды уже создала жанр survival horror, переизобретет его заново. И это тоже наверняка часть какого-то большого заговора.

Читайте также: