Age of empires 3 the warchiefs обзор

Обновлено: 30.06.2024

Разработчики Ensemble еще не создавали плохих дополнений. Их подход состоял в том, чтобы накапливать и создавать гораздо больше качественного контента, не пытаясь добавить много разных функций и режимов за один раз. Учитывая, что прошлая Age of Empires 3 была довольно фантастической, неудивительно, что разработчики не склонны слишком сильно изменять основную механику своего проекта с последней частью, The WarChiefs.

Age of Empires 3 The WarChiefs смещает акцент с цивилизаций Старого Света на народы, которые уже жили в Америке, когда начали появляться первые европейские исследователи. Ирокезы, Сиу и Ацтеки — всех их можно использовать в качестве игровой стороны, и каждый народ предлагает немного разные особенности. Большинство миссий в кампании дают шанс сражаться с силами против коренных и европейских войск. К сожалению, ацтеки доступны только в мультиплеере.

Ирокезы используют широкий спектр юнитов европейского стиля, что делает их хорошим выбором для игроков, которые все еще хотят каких-то устоявшихся подходов к игре. Сиу похожи на гуннов в эпоху королей, кавалерийской цивилизации, не нуждающейся в сложной инфраструктуре и разнообразности. Это дает им мобильность, с которой трудно бороться.

Ацтеки почти с точностью до наоборот. Вместо того, чтобы полагаться на быстрые удары, они сосредоточены исключительно на пехоте.

пехота ацтеков

Чтобы привыкнуть к ним, требуется некоторое время, но как только вы попробуете различные типы юнитов, они будут столь же эффективны, как и любая другая цивилизация.

Американские коренные племена, безусловно, отличаются друг от друга и от европейцев, но хотелось бы, чтобы они играли немного по-другому. Те же ресурсы, те же базовые типы юнитов, те же здания, та же концепция родного города — кажется, что разработчики изменили только внешний вид и названия европейских цивилизаций, чтобы они соответствовали новым американским. Конечно, есть прикольные вещи: юнит Военный Вождь, огненные ямы и отсутствие жилья у Сиу. Но в новых цивилизациях нет ничего, что требовало бы от вас кардинально менять свои привычные действия в развитии и сражениях.

Это не значит, что здесь нет интересных нововведений. Военный Вождь, например, служит своего рода героическим исследователем для коренных американцев. В Age of Empires 3 The WarChiefs к способности захватывать сокровища, Военный Вождь также может предоставлять военные бонусы ближайшим подразделениям.

вождь

Это значительно облегчает быстрый захват сокровищ в начальном периоде, когда у вас есть всего несколько боевых единиц. Со временем Военный Вождь становится еще более мощным, поэтому он может перейти от исследования и захвата сокровищ к серьезным сражениям.

Огненная яма коренных американцев — это совершенно новое здание, которое позволяет игрокам получать небольшие, но заметные бонусы. Когда вы направляете своих жителей в огненную яму, они начинают танцевать и генерировать энергию, которую можно потратить, чтобы набирать новых юнитов, увеличивать боевой урон ваших юнитов или даже увеличивать прирост населения.

огненная яма

В то время как индивидуальные бонусы приятно иметь при определенных обстоятельствах, польза от работающей огненной ямы настолько мала, что вам часто лучше регулярно отправлять своих жителей на сборы других ресурсов.

Европейские цивилизации также могут объявить Революцию вместо развития до имперской эпохи. Восстание не должны быть легкомысленным, однако, оно влияет на сбор ресурсов, превращая всех ваших жителей (нынешних и будущих) в ополчение. Ваши хозяйственные родные города заменяются большим количеством ополченцев, броненосцев и фортов. Владение достаточным количеством торговых постов реально ломает эту стратегию.

Европейские цивилизации также получат некоторые маленькие новинки в Age of Empires 3 The WarChiefs. Салон позволяет европейским игрокам покупать наемников за золото.

салон

Наемникам требуется некоторое время для вербовки, но время от времени приятно иметь дополнительное здание, выпускающее юнитов, особенно когда оно предлагает тип юнита, к которому у вас нет другого доступа.

Один из новых интересных подразделений — петарда. Эти взрывные устройства действительно идеальны для того, чтобы справляться с большими сооружениями.

взрыв юнита петарда

К сожалению, бедный герой, несущий взрывчатку, буквально взлетает на воздух от своей собственной петарды и погибает.

Новая кампания The WarChiefs рассказывает еще две главы истории семьи Блэков. Первая часть вращается вокруг Натаниэля Блэка и его роли в американской революции. Вторая часть посвящена участию Чейтона Блэка в индийских войнах, от Войны Красного Облака до Войны Черных Холмов. В обеих главах игрок попадает в некоторые из самых известных сражений эпохи, сражаясь с такими известными фигурами, как Вашингтон, Кастер и Сидящий Бык.

Хотя обе главы доставляют удовольствие, вторая намного лучше. Здесь намного больше двусмысленности с точки зрения привязанности к героям и событиям, которые делают всю главу намного более эмоциональной. Вы не можете не принять участие, наблюдая, как Чейтон борется со своим смешанным наследием коренных американцев и европейцев, одновременно пытаясь предотвратить войну, которая, как все знают, неизбежна. Вам особенно может понравится, как более поздние миссии все еще могут заставить вас чувствовать, что вы проиграли, даже если вам удалось выполнить все необходимые задачи.

Большинство миссий в кампании Age of Empires 3 The WarChiefs следуют стандартному формату строй-разрушай. Вы начинаете с малого, устанавливаете базу, отбиваете ранние атаки от своих соседей и, как только вы наберете достаточную силу, разбиваете врагов.

задание спасти рабочих

К счастью, в стандартном дизайне миссий есть ряд поворотов и вариаций, требующих от вас спасения бегущих рабочих, сопровождения вагонных поездов, зарабатывания очков опыта, сбора тонн древесины и выполнения других различных задач. Есть даже миссия, где вы невероятно усердно работаете, чтобы получить базу и работать, только чтобы обнаружить, что вам придется сражаться с ней позже. Это довольно круто.

Есть также несколько миссий, которые предлагают интересные испытания с ресурсами. В некоторых случаях вы сможете собирать только один ресурс и полагаться на торговлю и сокровища, чтобы получить остальные. В то время как вы можете определенно полагаться на свои торговые площадки для этого, реальная хитрость для достижения успеха на картах с ограниченными ресурсами состоит в том, чтобы захватывать и удерживать торговые посты. Некоторые миссии действительно отдают приоритет захвату постов. Это может стать реальной проблемой, чтобы удержать их перед лицом очень подвижного врага, такого как Сиу.

Торговые посты также в значительной степени отражают еще один вариант победы помощью монополии в торговле, доступной в мультиплеере. Всякий раз, когда игрок (или команда) владеет более чем половиной постов на карте, он может купить монополию. Как только она приобретена, у других игроков есть определенное количество времени, чтобы сократить покупателя-монополиста до менее чем половины постов на карте.

торговая монополия

Атака "торговлей постов" всегда была характерной чертой многопользовательских баталий, это новое условие победы превращает ваш стиль игры в гораздо более тревожный и всесторонний — вы должны быть готовы к этому развитию событий. Игроки, которые предпочли бы более неторопливое развитие, могут воспользоваться периодами перемирия с компьютерным управлением, которые позволяют всем развиваться в относительной безопасности в течение первых 10–40 минут игры.

Как уже было описано в начале данного материала, студия Ensemble не имеет славу создавать новые части проектов, которые слишком сильно изменяют стратегии и концепции их основных проектов. Учитывая популярность и качество основных игр, о чем можно спорить? Поклонники Age of Empires 3, которые просто ищут больше контента, наверняка будут рады новой части — The WarChiefs. Те, кто надеется на что-то новое или хотят получать что-то действительно другое, вместо обычного дополнения, не найдут это здесь. Некоторые из концепций коренных американцев предлагают интересные моменты, как и использование революций и монополий, но, если быть полностью честным, они могли бы просто назвать это дополнение "чуть больше чем Age of Empires 3", и игроки все равно будут играть в нее.

Главная идея дополнения к Age of Empires 3, одной из лучших стратегий 2005 года, была очевидна еще на стадии официального анонса. В оригинальной игре, как вы помните, мы играли за европейцев, активно осваивая Новый Свет, а индейцы — коренные жители Америки — оставались на заднем плане. Поэтому вполне логично, что основной действующей силой Age of Empires 3: The WarСhiefs стали как раз краснокожие, обделенные вниманием в первой части игры.

Местный колорит

Сюжет The WarChiefs продолжает историю семьи Блэк, с которой мы познакомились еще в оригинале. В этот раз нам предстоит влезть в шкуру Натаниэля Блэка и биться за независимость Америки от Англии. Свою карьеру наш герой начинает в неком индейском племени. Между охотой на бизонов и собиранием бананов Натаниэль всячески борется с иноземными захватчиками, которые представлены англичанами, немцами и прочими европейцами. Спустя пару уровней, на сцене появится непотопляемый Джордж Вашингтон с саблей наголо, старый индейский вождь, то и дело изрекающий мудрые советы, и прочие сценарные штампы. Ну а Натаниэль в итоге возглавит американское ополчение и успешно выбьет коварных англичан с континента.

Игровой процесс снабжен одной любопытной достопримечательностью, ради которой стоит прямо сейчас бежать в магазин за игрой. Называется новшество «костер племени». Суть сего адского устройства состоит в следующем. Вы строите, собственно, костер, загоняете туда как можно больше индейцев, после чего они поджигают кучу хвороста и устраивают вокруг полыхающего огня танцы с бубном. Индейцы водят хороводы, поют заунывные песни и всячески добавляют происходящему достоверности. Так вот, эти самые пляски исключительно полезны — с их помощью можно в три раза повысить сбор урожая, увеличить в несколько раз боеспособность вашей армии или резко ускорить постройку юнитов и зданий. Выбор за вами.

Все остальное стандартно. Три новых стороны конфликта, представленные разными индейскими племенами. Пачка свежих юнитов и апгрейдов индейской, так сказать, направленности: краснокожие братья насылают на врага лучников, полуголых всадников, бойцов с томагавками и прочих чингачгуков. Воевать такой армией — сущее мучение. Любой мало-мальски серьезный отряд европейцев, вооруженный ружьями, в секунды рвет пару десятков индейских всадников. Радует, однако, что длится это недолго. Уже в пятой миссии под вашим командованием окажутся американские ополченцы, вооруженные пушками, ружьями и представляющие весьма грозного врага для англичан.

Миссии довольно разнообразны. Приходится устраивать засады на торговые караваны британцев, оборонять стратегически важные высоты и организовывать диверсионные вылазки в лагерь противника с целью поджога. При этом сам геймплей, что очевидно, не изменился. Так же, как в оригинале, нам предлагается строить необходимые здания, выращивать юнитов, изучать апгрейды и устраивать битвы. Механика не изменилась, но отменно работает и сегодня.

Плюс, конечно, графика. Разработчики изрядно доработали одряхлевший было движок, так что картинка на экране радует глаз буйством красок, яркими спецэффектами и отменно нарисованными персонажами. Правда, AI остался таким же деревянным, как и раньше, так что пройти пятнадцать здешних уровней труда не составит.

Развал сараев в исполнении американского ополчения.

Особенно смешно, когда вокруг индейского костра начинает выплясывать толпа цивилизованных американских граждан.

Три новых расы, пачка свежих юнитов, больше десятка качественных карт. Плюс, конечно, гениальная идея с костром, вокруг которого водят хороводы местные шаманы, призывая милость богов.

Age of Empires 3: The WarChiefs — вполне достойная игра, на которую можно смело потратить кровный рубль и не пожалеть. Заслуженные восемь баллов и наши самые лучшие рекомендации.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 9.0

Дождались? Свежая кровь для уже немного подзабытой стратегии. Новые стороны конфликта, сюжет, юниты и апгрейды, а также уникальная возможность организовать большой индейский костер с плясками и заунывными молитвами.

В мире компьютерных игр существуют вещи, которые по своей незыблемости могут переплюнуть даже закон сохранения энергии. Да, все верно, мы опять хотим завести наш любимый разговор о древнем обычае лепить аддоны к любой мало-мальски успешной стратегии. А вы, на секундочку, хоть немного сомневались в успехе Age of Empires 3? Парни из Microsoft тоже, так что по всем правилам, традициям и канонам нас чуть меньше чем через год после выхода оригинала ждет богатое на новшества дополнение.

Если в двух словах, то WarChiefs это оригинальная Age of Empires 3 с дополнительными играбельными расами в лице наиболее известных представителей коренного американского населения: ацтеков, ирокезов и сиу. Однако все мы знаем, что индейские племена отличались от покорителей Нового Света не только цветом кожи, вооружением и дурацкой привычкой носить на голове птичьи перья, но и хозяйственным, социальным и религиозным укладами. Именно благодаря этим радикальным отличиям мы увидим в аддоне не просто три дополнительных набора из новых юнитов и домиков, но и принципиально новые игровые концепции.

Первая новинка, которая заслуживает упоминания, — это, собственно, сами вожди (WarChiefs), которые, по сути, представляют собой значительно усиленных и конкретно заматеревших юнитов-скаутов из оригинальной игры. Понятно, что дополнительными хит-пойнтами дело не ограничилось, так что теперь кроме возможностей исследования карты и добычи сокровищ каждый вождь станет гордым обладателем перманентного бонуса, влияющего на характеристики близлежащих войск. Так, командир ирокезов сможет увеличивать здоровье дружественных юнитов, лидер сиу — бесплатно раздавать бонусы к скорости перемещения по пересеченной местности, а правитель ацтеков — серьезно прибавлять получаемый юнитами опыт.

Второе значимое новшество — Fire Pit, такой большой индейско-пионерский костер, который можно разложить в любом доступном месте карты, согнать к нему несколько десятков крестьян и устроить вокруг самые настоящие народные гуляния. Исполняя вокруг горящих бревен ритуальные пляски, вы опять-таки сможете вымолить у богов полезные в хозяйстве бонусы.

С введением новых противоборствующих сторон разработчикам также пришлось изменить и концепцию столицы (ну вы помните то строительство и постоянное благоустройство континентального «города» из оригинальной Age of Empires 3). Из трех индейских наций в WarChiefs город в привычной трактовке этого понятия будет только у ацтеков. У ирокезов и сиу аналогом Home City станет совет племени, на котором будут заседать вождь, шаман, предсказательница, посланец, главный воин и другие официальные лица.

При этом каждый член совета фактически заменяет то или иное здание в Home City. Например, шаман используется как эквивалент церкви. Мы уже с ужасом представляем себе возможные, кхм, апгрейды подобных «советов»: совиное перо в прическе вождя — плюс к морали юнитов, скальп бледнолицего на ремне воина — двойной бонус к скорости выращивания маиса на полях.

Кстати, все европейские расы также обзаведутся дополнительными возможностями, главная из которых заключается в праве устроить самую настоящую колониальную революцию. Во время революции доступ к Home City теряется, однако взамен игрок будет получать новый, «революционный» город, который служит поставщиком четырех типов юнитов: ополчения, «мини-ганов» имени товарища Гатлинга, броненосцев и бронефургонов. Все существующие на момент революции поселенцы тоже превращаются в ополченцев, при этом последующее производство крестьян и, соответственно, сбор ресурсов становятся невозможны.

Одним словом, революционная тактика — это классическая игра ва-банк, в которой можно либо оперативно завалить противников большой толпой, либо войти в стремительное индустриальное пике с самыми плачевными последствиями.

Вечный Огонь (см. его в правой части картинки) необходимо поддерживать постоянными круговыми хороводами.

Чингачгук Большой Змей и его партизанский отряд во время совершения набега на поселок бледнолицых агрессоров.

Нельзя не упомянуть, что все нововведения будут искусно упакованы в динамичную и разнообразную кампанию из 15 игровых миссий, а также украшены традиционно неплохой для сериала графикой и музыкой. Не останется в накладе и многопользовательский режим, в который нам также обещают добавить ряд полезных усовершенствований (вроде сильно ожидаемой и так популярной в любительских модах возможности заключения пактов о ненападении сроком до 40 минут).

Ну а вообще, откапывать топор войны можно уже совсем скоро — люди из Ensemble обещают выпустить WarChiefs не далее как в первой половине октября.

Будем ждать? В Age of Empires 3 наконец-то появятся индейцы. Помимо тотального уничтожения бледнолицых дьяволов, в аддоне нам также придется плясать вокруг костров, заседать на совете племени, носить на голове птичьи перья и отзываться на какое-нибудь дурацкое имя вроде «Быстрый Бизон».

Полтора десятка сюжетных миссий преспокойно проходятся за один день, после чего желания возвращаться к игре не возникает. Ensemble Studios возомнили себя Куперами XXI века и настойчиво пытаются приучить игрока к своим потугам на увлекательный и интригующий, извините, сторилайн. Чуда не случилось, а времени на работу над ошибками у разработчиков, увы, не осталось.

Age of Empires 3: The WarChiefs

Ensemble vs Купер

Неугомонное семейство Блэков, полюбившееся – полюбившееся ведь? – игрокам в AoE3, вновь возвращается к нам в первом дополнении к заключительной на данный момент игре культовой трилогии от Ensemble. Для начала очередной Блэк поучаствует в войне за независимость и в обязательном порядке пожмет руку самому Вашингтону, а затем другой представитель примелькавшегося рода окажется между молотом и наковальней, точно не зная, чью же сторону ему принять: притесняемых коренных американцев, чья кровь течет в его венах на равных правах с кровью европейской, или колонистов, влекомых на запад жаждой приключений и наживы.

Сюжет, кажется, стал стандартным изделием, которым в обязательном порядке комплектуется каждая новая игра с «Age of Empires 3» в заголовке. Мы снова будем строить форты наперегонки с противником, греться у костров, магическим образом восстанавливающих жизненные силы во время снежной бури, а главное - нам опять придется пережить предательство со стороны человека, которому мы *так* доверяли. Какая неожиданность. На смену трем актам оригинала пришли две новых истории, но назвать их запоминающимися, увы, нельзя. Забота об экономической стороне вопроса сводится практически к нулю, лучшие войска, как и в оригинальной игре, проще получить в качестве бонуса, нежели отстроить самостоятельно, ведь играть нам придется, по большей части, за индейцев.

Кот наплакал

Именно столько нововведений привносит в игру очередной адд-он. В общем-то, всё сводится к тому, что абстрактные индейцы теперь бывают трех наций: ацтеки, сиу и ирокезы. Ирокезы наиболее близки к европейцам и не поражают воображение подобно ацтекам, чья обделенность как конницей, так и осадными орудиями заслуживает отдельного упоминания. Историчность историчностью, но зачем же тогда вообще пытаться создать хоть какое-то подобие паритета, если в конечном счете все мы знаем, кто кого и чем победил в Новом Свете? На этом фоне сиу, также обделенные вниманием артиллерии, но обладающие мощной кавалерией, уже не кажутся какими-то оборванцами.

Следующим новшеством является непонятно как попавший в псевдоисторический проект круг для ритуальных танцев. Разведя большой костер, поселенцы встают в этот круг и начинают отплясывать танцы на все случаи жизни. В чем польза большей части из них – решительно непонятно, в конечном счете у меня создалось ощущение, что лучше всего сразу ставить «боевой» танец и радоваться бонусу к атаке, получаемому вашими войсками благодаря этому танцу. Откуда, зачем, почему – вот неполный список вопросов, которые возникли у меня при разглядывании сей замечательной постройки.

Ну и уж совсем сомнительное дополнение к системе эпох. Отныне вместо перехода в имперскую эру можно объявить независимость своей колонии и распрощаться с какой бы то ни было экономической деятельностью, получив вместо нее мощные военные бонусы. Сомнительность этого нововведения заключается в том, что я очень сомневаюсь в том, что многих из тех, кто ознакомился с одиночной кампанией, потянет в раздел сетевых баталий, а сингл как-то не располагает к применению этой забавной «революционной» возможности. На этом фоне также неприменимые в прохождении кампании стелс-юниты кажутся нелепыми и ненужными.

Финальный аккорд

Великолепная графика оригинала стала еще лучше. Эффектная водная поверхность отчего-то почти не задействована: задания, в которых нам представится возможность поуправлять военно-морским флотом, можно пересчитать по пальцам одной руки. Великолепные выстрелы, дым, огонь выглядят отлично, но разваливающиеся на куски здания по-прежнему безмерно веселят и удивляют своей формой и траекторией полета. Музыка хороша, но, к сожалению, в данном случае она уже не играет особой роли, ведь неказистый игровой процесс отлично смотрится на фоне немногочисленных роликов, чье исполнение, кажется, чуть ли не уступает заставке из Age of Empires. Конечно, я несколько преувеличил, но разве что самую малость.

WarChiefs не стали последним дополнением к Age of Empires 3, однако знаменитая мелодия в главном меню игры на сей раз отчего-то звучит особенно грустно. То ли всё дело в том, что Ensemble так и не поборола синдром одной – думаю, понятно какой - игры и так и не смогла повторить успех 90-х годов, то ли вся соль в том, что, проходя WarChiefs, я уже знал, что в скором времени Ensemble перестанет существовать. Ведь несмотря ни на что, пройдя копеечный адд-он к не самой лучшей стратегии даже по нынешним меркам, отчего-то с теплотой вспоминаешь те времена, когда надо было отстроить величественный Вавилон или провести Жанну д’Арк из пункта А в пункт Б…

Постановочные скриншоты, в большом количестве выпускаемые Microsoft и Ensemble для подогрева интереса общественности к своему новому проекту, не отражают того, что мы увидим на самом деле. Эта игра вся состоит из целого ряда таких вот незначительных «да, но…». Да, в игре такая графика, но ракурс камеры другой, поэтому самые живописные картинки на сайте издателя – пыль в глаза игроков. Перед нами, по большому счету, все тот же старый-добрый «век империй».

Age of Empires 3.

Однако в заключительной части оригинальной трилогии разработчики пошли на серьезные изменения в игровом процессе. Например, внимательный игрок наверняка сразу заметит, что ресурс под названием «камни» был вычеркнут из списков самого необходимого для развития городов и сел. Сдвинув временные рамки очередной игры на очередные же несколько сотен лет, Ensemble оставила нас один на один с историей освоения Нового Света и диковатым капитализмом тех времен, которому камни не нужны – исключительно золотые самородки.

Поселковое хозяйство практически сведено на нет. Колхозникам больше не надо таскать охапки ягод и мешки с золотом в городской центр: ресурсы переходят в пользование игрока в тот самый момент, когда ваш работник добыл очередную доску, самородок или меру зерна. Кстати, добыча пропитания и золота отныне может быть организована таким образом, что, построив однажды плантацию или ферму и загнав на них до 10 крестьян, игрок может больше не отвлекаться на «унылый» микроменеджмент. Бесконечное зерно, невиданные доселе запасы драгоценного металла – вот оно, счастье.

Список построек претерпел некоторые изменения. Видоизмененные усовершенствования тонким слоем размазаны по всем зданиям в игре, поэтому если хочется, чтобы ваши стрелки были самыми крутыми, а корабли – самыми непотопляемыми, то придется отстроить все предоставленные сооружения. Впрочем, как правило, вполне достаточно возвести казармы, осадную мастерскую и – максимум – конюшни. Да, во втором тысячелетии нашей эры лучников смешали с пехотой, потому и первые, и вторые, и третьи (различные мушкетеры и застрельщики) производятся в одном здании. Удобно.

Еще более удобной кажется возможность составлять очередь производства юнитов таким образом, что последние будут появляться не по одному, а пачками до пяти человек. Стройные ряды мушкетеров пополняются за считанные минуты – ода интерфейсу и дизайнерам игры – достойная награда за великолепную возможность, в кой-то веки, спокойно управлять своим поселением.

Сюжет кампании AoE поделен на три акта и повествует о приключениях Моргана Блэка и его многочисленных потомков в Америке. Кто-то может покритиковать Ensemble за то, что после тяжеловесов мировой истории вроде Орлеанской девы и императора Германии, она ударилась в псевдохудожественное повествование о рыцарях, индейцах, таинственных могущественных организациях и источниках молодости. Но подумайте сами: каждая новая часть Age of Empires кардинальным образом отличается от своей предшественницы в плане сюжета кампаний. Так, в самой первой части, кампаниям которой дизайнеры уделили явно меньшую часть своего внимания во время разработки игры, сюжет миссий был, по большому счету, высосан из пальца и представлял собой заранее срежиссированный и, ввиду тотального превосходства человека над местным ИИ, достаточно скучный скирмиш. В сиквеле Ensemble более подробно углубилась в историю и сделала миссии гораздо более интересными и продуманными. В очередной же, третьей части масштабы повествования и аппетиты сценаристов заметно уменьшились. Однако я бы не назвал кампанию AoE3 скучной. Скорее наоборот – кампания именно третьей AoE, на мой взгляд, - самая интересная и захватывающая за всю историю сериала. Впрочем, не хочу, чтобы после этих слов кто-то решил, что я считаю, что AoE или, не дай бог, AoE2 уступают своему трехмерному сиквелу, вовсе нет.

Дело в том, что кроме более-менее привычного игрового процесса и скромной кампании, AoE3 обладает просто великолепным графическим движком, благодаря чему каждая миссия превращается в сцену не самого плохого вестерна. Да, в чем-то графика могла быть и лучше: сравните скриншоты Age of Empires 3 и Company of Heroes, которая вышла немногим позже AoE, но в целом визуальная составляющая игры производит неизгладимое впечатление. Если не вглядываться в не самые правильные черты лиц местных героев, то перед нами предстанет одна из самых зрелищных RTS современности. У каждой приличной трехмерной стратегии есть своя графическая изюминка, за которую ее хочется хвалить до бесконечности. Я не буду сейчас рассказывать о том, как здорово выглядит попадание ядра в деревянную постройку, – при всем великолепии подобных сцен аналогичные деструктивные действия в той же CoH выглядят на порядок красивее. При всем при том, что здания теперь загораются не от того, что солдаты рубят их торопами, а потому, что последние забрасывают первые заботливо припасенными факелами, боевые действия на суше все равно нельзя назвать самыми зрелищными моментами игры. Попадание ядра в толпу пехотинцев вызовет бурю эмоций, но самое красивое по-прежнему впереди. Я говорю, разумеется, о воде. Таких отражений и таких морских сражений сходу, пожалуй, больше и не припомнить. И хотя размеры кораблей, на мой взгляд, несколько не соответствуют историческим реалиям, а обидный баг, из-за которого один корабль прекрасно себя чувствует, проплыв сквозь корпус другого, портит впечатление от морских баталий, все это не умаляет достоинств почти всамделишного разрушения флотов во время грандиозных заварушек. Впрочем, и тут не обошлось без недоработок. Сквозь дыры, зияющие в борту корабля и в крыше сторожевой башни, отчетливо видно аскетичное внутреннее убранство помещений и трюмов, но ни матросов, ни обслуживающего персонала в домах и на судах замечено не было. Ensemble, берите пример с Relic.

За все действия в игре, в том числе и за сражения, на расчетный счет игрока поступает определенное количество опыта, накопив который в определенном количестве можно заказать поставки продовольствия или оружия из Старого Света. Дело в том, что теперь у каждой колонии имеется свой город-покровитель, который внимательно следит за успехами своих сограждан в Новом Свете, а также растет и развивается, также набирая опыт. Последний можно вкладывать как в украшение *столицы*, которое не несет никакой функциональной нагрузки, так и в «продовольственные» карты. Последние бывают одноразовыми и многоразовыми. Первые можно использовать один раз за миссию, вторые – несколько. Как правило, в качестве подкрепления из Европы можно вызвать отряд солдат, небольшую армию, оборудование для строительства уникальной постройки или продовольствие. Последнее особо ценно на раннем этапе развития поселения. И пусть концепция «убей десять врагов – получи охапку бревен из Европы» выглядит весьма забавно, таким специфическим бонусам все-таки удалось подогреть интерес к игре. Во всяком случае, мой.

Из неупомянутых моментов можно также вспомнить о так называемых «кладах» - убиваем «стража» и получаем, собственно, «клад». В качестве первого, как правило, выступает какое-либо животное или отряд пиратов, которые, однако, в отличие от «обычных» врагов, ни на кого не нападают, а спокойно сидят вокруг костров и ждут того момента, когда им разрешат отбросить копыта. В качестве второго может выступать что угодно: колонисты, небольшие запасы продовольствия или туземные воины.

Кстати, о последних. В игре присутствуют коренные жители Америки, с которыми *можно* сотрудничать. Строим в их поселениях фактории и получаем доступ к средненьким бойцам и очередной порции незамысловатых апгрейдов. Также со временем можно захватить специальные торговые точки: проходящие мимо караваны или железнодорожные составы будут привозить необходимый груз. Древесину, продовольствие, золото и даже… опыт. Мечта тунеядцев.

Впрочем, не все так безоблачно. Ensemble потчевала общественность скриншотами с гигантскими кораблями и обещала, что отныне они не смогут вплотную подбираться к суше, а для высадки десанта придется высылать шлюпки. Как вы, наверное, поняли, это была наглая ложь. Также было обещано, что во время перестрелок солдаты будут выстраиваться рядами и производить выстрелы рядами, дабы первый ряд, пальнув во врага, мог спрятаться за спины второго и в позиции «присед» зарядить ружье. Мечты-мечты…

Музыка не оставила никаких воспоминаний о себе. Наверное, это свидетельствует о том, что она не дотягивает до уровня композиций Age of Empires, которые, похоже, навечно засели в потаенном уголке моей памяти. Локализация "1С" не вызывает особых нареканий. Разве что было бы неплохо, если бы наш издатель побыстрее шевелил извилинами и переводил игры тогда, когда они выходят. Почти годовое опоздание русской версии AoE3 по сравнению с мировым релизом – это еще цветочки в сравнении с тем, сколько приходится ждать до сих пор не вышедшей локализации первого адд-она, я уже молчу о том, что второе дополнение, похоже, пока что никто, видимо, даже не собирается переводить. Наверное, лет через десять этим займется «Новый Диск»…

При всей неоднозначности Age of Empires 3 хочу сказать, что мне игра очень понравилась. Современная, не обремененная лишними телодвижениями, эта стратегия весьма дружелюбна к игроку и содержит множество интересных геймплейных находок, но превзойти предыдущие игры серии ей совершенно точно не удалось. Развлечение на пару-тройку вечеров. Несколько обидный вердикт для очередной части великой серии, не находите?

Читайте также: