В тихий летний день когда я впервые увидел озеро

Обновлено: 01.05.2024

Уже вечерело, когда я вышел из дома. Приятным свежим ветерком подуло мне в лицо. На бледном вечернем небе показались первые звёзды. Луна выплыла из-за туч, застилавших дальнюю сторону небосклона. На низких местах забелел туман. В воздухе запахло вечерней сыростью. Одни кузнечики нарушали общую тишину. Их трещание с каждой минутой становилось сильнее, громче кричал на раздолье дергач в соседнем болоте.

Становилось всё свежее и свежее. Я простоял несколько минут. Я был очарован чудной картиной тихого летнего вечера. Тихо прошёл тропинкою которая была еле заметна при лунном освещении. Она пересекала небольшую берёзовую рощу и скоро вывела на широкое ржаное поле. Через полчаса я приближался к дому.

1.Выписать предложение с придаточным определительным, начертите его схему.

2.Найдите прилагательное в сравнительной степени.

3.Выпишите сложное предложение и выполните его синтаксический разбор.

4.Найти предложение с причастным оборотом, графически обозначь определяемое слово и границы причастного оборота.

1.Над местоимениями надписать разряд.

2.Выписать предложение с однородными членами и выполнить синтаксический разбор.

3.Найти причастие, разобрать его по составу и выполнить словообразовательный разбор.

1.Выполнить морфологический разбор одного местоимения и одного прилагательного.

2.Разобрать по составу слова: небольшую, лунном, приближался.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 9 классе.

Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнилось ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

сложносочинённого предложения(1 вариант),

сложноподчинённого предложения (2 вариант),

простого осложнённого (3 вариант).

2.Придумать и записать предложения с прямой речью, чтобы слова автора находились в разных позициях.

3. Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 10 классе.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни.

Нечем ему было питаться в камне; капли дождя, упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше.

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти.

В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 8 классе.

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и , преследуя её, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – всё мешало идти, но король всё-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырёх нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.

1.Подчеркните в тексте6

I вариант – обособленные обстоятельства;

II вариант - обособленные определения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Административный итоговый диктант по русскому языку

за III четверть для учащихся 9 класса

Дубечня – так называлась наша первая железнодорожная станция – находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно – таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.

Походив часа два, я заметил, что от станции куда – то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.

Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.

Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы – сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.

Сад, все больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру. (241 слово.)

II . Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца ( I вар.); второго предложения из последнего абзаца ( II вар.).

2. Выполнить фонетический разбор слов вправо ( I вар.), еще ( II вар.).

3. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).

4. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу ( I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу ( II вар.).

Административный итоговый диктант по русскому языку

за III четверть для учащихся 5 класса

Собрались лесные жители в своем клубе «Старый пень», начали рассказывать разные истории.

Старая мышь Марфа Никитична и мышка Аленка поведали о своих заботах. На зиму заготовили они много всякого зерна: пшеницы, овса, ржи, ячменя. В кладовке у них полный порядок. Зерно хранится в лукошках, сырость его не берет.

Белочка Настя была большой любительницей орехов и грибов. В каждой ее истории речь идет о сыроежках, лисичках, маслятах и рыжиках.

А медведь Федор Федорович спит в своем кресле, храпит на весь дом. Но иногда и он просыпается и повествует о своих странствиях. Любил он ходить в глухие чащи за лесной малиной, за диким медом. Каждую тропочку, каждое дерево, каждый сучок знал.

А ежик Вася сидел в уголке, друзьями любовался и думал о близкой весне, о тихой речке, о жизни, о счастье.

1.Выполнить синтаксический разбор предложений.

2.Выполнить морфологический разбор местоимения.

Административный итоговый диктант по русскому языку

за III четверть для учащихся 8 класса

Русь деревянная.

Дерево! Древний, извечный материал русского народного зодчества.

Невозможно представить себе кижские церкви, эти вдохновенные народные поэмы в дереве, сделанными из другого материала. Они задуманы в дереве. Построены из него. Вся их красота – в стройных, могучих карельских соснах и елях, в непревзойденном искусстве простых мужиков с плотницкими топорами.

Топор и долото, сверло, скобель да отвес. Немудреные инструменты, а ведь с их помощью возвели они эту исполинскую громаду. Преображенская церковь!

Не всякое дерево годится на стройку. Валили только лучшую, очень крепкую мелкослойную сосну. Рубили, очищали от сучьев, сплавляли по рекам и озерам, сушили и тесали.

Каждый венец требовал от плотника громадного терпения, мастерства, исключительно точного глаза и твердой руки.

Топор в руках северного плотника – универсальное орудие. Наверное, удобное было перерезывать бревна пилой, но власть древних традиций была слишком велика, и бревна перерубали топором. И этим же топором да долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

В Преображенской церкви почти нет чисто украшательских деталей. Польза и красота. В древнерусской архитектуре они сплавлены воедино, неотделимо друг от друга.

Величественный монумент во славу родной земли! Уже два с половиной столетия стоит Кижах Преображенская церковь. Это удивительное создание рук человеческих, воплотившее в себе лучшие традиции народного зодчества.

По А. В. Ополовникову)

1.Надписать вид односоставных предложений.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 6 классе.

Уже вечерело, когда я вышел из дома. Приятным свежим ветерком подуло мне в лицо. На бледном вечернем небе показались первые звёзды. Луна выплыла из-за туч, застилавших дальнюю сторону небосклона. На низких местах забелел туман. В воздухе запахло вечерней сыростью. Одни кузнечики нарушали общую тишину. Их трещание с каждой минутой становилось сильнее, громче кричал на раздолье дергач в соседнем болоте.

Становилось всё свежее и свежее. Я простоял несколько минут. Я был очарован чудной картиной тихого летнего вечера. Тихо прошёл тропинкою которая была еле заметна при лунном освещении. Она пересекала небольшую берёзовую рощу и скоро вывела на широкое ржаное поле. Через полчаса я приближался к дому.

1.Выписать предложение с придаточным определительным, начертите его схему.

2.Найдите прилагательное в сравнительной степени.

3.Выпишите сложное предложение и выполните его синтаксический разбор.

4.Найти предложение с причастным оборотом, графически обозначь определяемое слово и границы причастного оборота.

1.Над местоимениями надписать разряд.

2.Выписать предложение с однородными членами и выполнить синтаксический разбор.

3.Найти причастие, разобрать его по составу и выполнить словообразовательный разбор.

1.Выполнить морфологический разбор одного местоимения и одного прилагательного.

2.Разобрать по составу слова: небольшую, лунном, приближался.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 9 классе.

Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнилось ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

сложносочинённого предложения(1 вариант),

сложноподчинённого предложения (2 вариант),

простого осложнённого (3 вариант).

2.Придумать и записать предложения с прямой речью, чтобы слова автора находились в разных позициях.

3. Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 10 классе.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни.

Нечем ему было питаться в камне; капли дождя, упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше.

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти.

В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 8 классе.

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и , преследуя её, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – всё мешало идти, но король всё-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырёх нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

В тихий летний день когда я впервые увидел озеро

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе (1) и (2) хотя очень тяжело было видеть (3) как он приходит и садится на то место (4) где прежде сидел отец (5) и ест его ложкой из его тарелки (6) всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой (7) когда он уже спал.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После того как все приглашённые расположились по местам (1) хозяйка объявила о начале вечера (2) и (3) когда Антон попросил разрешения первым показать свой номер (4) она милостиво согласилась уступить ему первенство.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Самоуверенный генерал со своей убеждённостью в том (1) что не то хорошо (2) что хорошо (3) а то хорошо (4) что ему пришло в голову (5) написал в послании первые слова (6) которые пришли ему в голову (7) и (8) которые не имели смысла.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Тире между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

а) связ­ка не ну­ле­вая (Брат был умный че­ло­век; Война есть безу­мие);

б) при ска­зу­е­мом есть срав­ни­тель­ный союз (как, будто, слов­но, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто ал­ма­зы; Небо точно море);

в) перед ска­зу­е­мым стоит ча­сти­ца не (Бед­ность не порок);

г) между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым стоит ввод­ное слово (Сер­гей, ка­жет­ся, врач); ино­гда — на­ре­чие (Сер­гей те­перь из­вест­ный ху­дож­ник), союз (Сер­гей тоже врач), ча­сти­ца (Март толь­ко на­ча­ло весны);

д) перед ска­зу­е­мым стоит от­но­ся­ще­е­ся к нему до­пол­не­ние (Сашка мне друг);

а) зна­чит яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом (в зна­че­нии сле­до­ва­тель­но): Сол­неч­ные пятна ис­чез­ли; зна­чит, солн­це скло­ни­лось за пол­день;

1. «озна­чать (о сло­вах, зна­ках, же­стах)» (Кир­джа­ли на ту­рец­ком языке зна­чит ви­тязь, уда­лец);

2. «сви­де­тель­ство­вать о чём-то» (Если я молчу, то это не зна­чит, что я с тобой со­гла­сен);

3. «иметь зна­че­ние, быть су­ще­ствен­ным» (Че­ло­век зна­чит не­из­ме­ри­мо боль­ше, чем при­ня­то ду­мать);

Тире при при­ло­же­нии

Пра­ви­ло При­мер
Если перед при­ло­же­ни­ем можно под­ра­зу­ме­вать без из­ме­не­ния смыс­ла речи союз «а имен­но»Ос­нов­ная ди­рек­ти­ва — по­вы­ше­ние ка­че­ства про­дук­ции — вы­пол­ня­ет­ся успеш­но.
Если при­ло­же­ние стоит на конце пред­ло­же­ния и при­со­еди­ня­ет­ся как бы в по­ряд­ке до­бав­ле­ния к ска­зан­но­муСо мною был чу­гун­ный чай­ник — един­ствен­ная от­ра­да моя в пу­те­ше­стви­ях по Кав­ка­зу
Если при­ло­же­ний не­сколь­ко, чтобы уста­но­вить гра­ни­цу между при­ло­же­ни­я­ми и опре­де­ля­е­мым су­ще­стви­тель­нымЛю­тей­ший бич небес, при­ро­ды ужас — мор сви­реп­ству­ет в лесах
Если при­ло­же­ние от­но­сит­ся к од­но­му из од­но­род­ных чле­нов, чтобы не сме­ши­вать при­ло­же­ния с од­но­род­ным чле­номВ ком­на­те си­де­ла ба­буш­ка, мой брат — пя­ти­лет­ний Петя, сест­ра Нина и я.
Если внут­ри при­ло­же­ния есть за­пя­тыеМы, де­дов­ский храня обы­чай, несём домой из гор до­бы­чу — оленя, сби­то­го стре­лой

Тире со­еди­ни­тель­ное

Бес­по­са­доч­ный перелёт Москва — Ха­ба­ровск; Через эту стан­цию можно было выйти к боль­шо­му пути Уральск — Лби­щенск — Са­хар­ная — Гу­рьев.

Кре­сто­вые по­хо­ды XI — XIII веков, ре­пер­ту­ар те­ат­ра на ян­варь — март.

Матч Кар­пов — Кас­па­ров.

Тире при встав­ных кон­струк­ци­ях

Пра­ви­лоПри­мер
При по­мо­щи тире вы­де­ля­ют­ся встав­ные кон­струк­ции, до­пол­ня­ю­щие или по­яс­ня­ю­щие ос­нов­ное пред­ло­же­ние, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства ав­то­ра и т. д. (часто в про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры)Тут — де­лать не­че­го — дру­зья по­це­ло­ва­лись (Кр.); Но — чуд­ное дело! — пре­вра­тив­шись в ан­гло­ма­на, Павел Пет­ро­вич стал в то же время пат­ри­о­том (Т.)

Тире при при­со­еди­ни­тель­ных кон­струк­ци­ях

Пра­ви­лоПри­мер
Если сле­ду­ет при­со­еди­ни­тель­ная кон­струк­ция, то перед ней ста­вит­ся тире«Мой дом — моя кре­пость» — эта на­род­ная муд­рость пе­ре­даётся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию.

В тихий летний день когда я впервые увидел озеро

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) В тихий летний день, когда я впервые увидел озеро Сайму, оно имело вид светлого зеркала, по которому были раскиданы островки и скалы. 2) На этих островках нет земли, один гранит. 3) Из гигантского сплетения озёр течёт прозрачная и широкая Вуокса в лесной глуши. 4) Беспрестанно заграждают ей путь пороги, и вдруг гранитные скалы заставили реку течь по сильно наклоненной щели, стиснув её светлые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бешеным ревом прыгает, как дикий зверь, высоко подбрасывая гребни волн. 6) Каких только звуков не услышишь в этой дикой музыке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это водопад Иматра.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложениях 4 и 5 есть запятая, выделяющая обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Правило: Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

За­да­ние № 21 ори­ен­ти­ро­ва­но на про­вер­ку уме­ния эк­за­ме­ну­е­мых вы­пол­нять пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз не­боль­шо­го тек­ста. В ва­ри­ан­тах еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го эк­за­ме­на для ана­ли­за будут пред­ло­же­ны тек­сты, пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз ко­то­рых пред­по­ла­га­ет поиск кон­струк­ций с за­пя­той, двое­то­чи­ем, тире. Ко­ли­че­ство вер­ных от­ве­тов в за­да­нии огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ко­ли­че­ством пред­ло­же­ний в тек­сте. Для вы­пол­не­ния этого за­да­ния можно поль­зо­вать­ся ма­те­ри­а­ла­ми таб­лиц, при­ведённых ниже, а также ма­те­ри­а­ла­ми спра­воч­ни­ка сайта РЕШУ ЕГЭ к за­да­ни­ям № 16−20.

Тире в не­пол­ных пред­ло­же­ни­ях

Од­на­ко при от­сут­ствии паузы и ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния на об­сто­я­тель­ствен­ном члене пред­ло­же­ния тире не ста­вит­ся: Там на не­ве­до­мых до­рож­ках следы не­ви­дан­ных зве­рей (П.)

Тире в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях

Как он до­брал­ся сюда — уж этого никак не мог он по­нять (Н. Го­голь).

Что она на­ту­ра чест­ная — это мне ясно… (И Тур­ге­нев).

Пус­кай, как хотят, ти­ра­нят, пус­кай хоть кожу с живой сни­мут — я воли своей не отдам (М. Сал­ты­ков-Щед­рин).

Тире при диа­ло­ге

Тире ин­то­на­ци­он­ное

Пра­ви­лоПри­мер
В од­но­тип­но по­стро­ен­ных ча­стях слож­но­го пред­ло­же­ния без про­пус­ка членаДень­ги — ис­че­за­ют, ра­бо­та — остаётся.
Ин­то­на­ци­он­ное тире между лю­бы­ми чле­на­ми пред­ло­же­нияЛе­жа­ли мёртвые — и ле­пе­та­ли ужас­ную, не­ве­до­мую речь.
Тире, ко­то­рое ста­вит­ся между чле­на­ми пред­ло­же­ния для вы­ра­же­ния не­ожи­дан­но­сти или для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния, также имеет ин­то­на­ци­он­ный ха­рак­терЧерез не­сколь­ко минут за­гре­ме­ли цепи, двери от­во­ри­лись, и вошёл — Шваб­рин.

По­ста­нов­ка тире в бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии

Пра­ви­лоПри­мер
Если во вто­рой части со­дер­жит­ся ука­за­ние на быст­рую смену со­бы­тий (между обе­и­ми ча­стя­ми можно вста­вить союз и).Иван Ива­но­вич по­до­шел к во­ро­там, за­гре­мел ще­кол­дой — из­нут­ри под­нял­ся со­ба­чий лай (Н. Го­голь).
Если во вто­рой части вы­ра­жа­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние по от­но­ше­нию к со­дер­жа­нию пер­вой части (между ча­стя­ми можно вста­вить союз но или а).Про­шла не­де­ля, месяц — он к себе домой не воз­вра­щал­ся (А. Пуш­кин).
Если вто­рая часть за­клю­ча­ет в себе след­ствие или вывод из того, о чем го­во­рит­ся в пер­вой части (между ча­стя­ми можно вста­вить слова по­это­му, тогда).Я уми­раю — мне не к чему лгать (И. Тур­ге­нев).
Если в пер­вой части ука­зы­ва­ет­ся время со­вер­ше­ния дей­ствия, о ко­то­ром го­во­рит­ся во вто­рой части (в на­ча­ле пер­вой части можно до­ба­вить союз когда)Ехал сюда — рожь на­чи­на­ла жел­теть. Те­перь уез­жаю об­рат­но — эту рожь люди едят (М. При­швин).
Если пер­вая часть обо­зна­ча­ет усло­вие со­вер­ше­ния дей­ствия, о ко­то­ром го­во­рит­ся во вто­рой части (в на­ча­ле пер­вой части можно до­ба­вить союз если, когда в зна­че­нии «если».Будет дож­дик — будут и гриб­ки; будут гриб­ки — будет и кузов (А. Пуш­кин).
Если во вто­рой части со­дер­жит­ся срав­не­ние с тем, о чем го­во­рит­ся в пер­вой части (перед вто­рой ча­стью можно до­ба­вить союзы слов­но, будто).Мол­вит слово — со­ло­вей поет (М. Лер­мон­тов).
Если вто­рая часть (не­ред­ко не­пол­ное пред­ло­же­ние) имеет изъ­яс­ни­тель­ное зна­че­ние (перед ней можно вста­вить союз что), при­чем в пер­вой части не со­дер­жит­ся ин­то­на­ци­он­но­го пре­ду­пре­жде­ния о по­сле­ду­ю­щем из­ло­же­нии ка­ко­го-либо факта.Вчера на со­сед­нем зи­мо­вье рас­ска­зы­ва­ли — мед­ведь че­ло­ве­ка за­драл (А. Ар­бу­зов).
Если вто­рая часть пред­став­ля­ет собой при­со­еди­ни­тель­ное пред­ло­же­ние и перед ним можно вста­вить слово это, ко­то­рое может быть в самом пред­ло­же­нии.На стене ни од­но­го об­ра­за — дур­ной знак (М. Лер­мон­тов).

Тире при со­гла­со­ван­ных и не­со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ни­ях

Пра­ви­лоПри­мер
Для обособ­ле­ния рас­про­странённых со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, сто­я­щих в конце пред­ло­же­ния, осо­бен­но при пе­ре­чис­ле­нии ста­вит­ся тиреЭто в одних вит­ри­нах, а в дру­гих по­яви­лись сотни дам­ских шляп, и с пёрыш­ка­ми, и без пёрышек, и с пряж­ка­ми, и без них, сотни же ту­фель — чёрных, белых, жёлтых, ко­жа­ных…
Опре­де­ле­ния, рас­по­ло­жен­ные внут­ри пред­ло­же­ния, могут вы­де­лять­ся с двух сто­рон тиреПод­гля­ды­вая в окош­ко, я вижу на своём дворе, как птицы всех ма­стей — чёрные, се­реб­ри­сто-шо­ко­лад­ные, бе­ло­снеж­ные — сле­та­ют­ся к моим кор­муш­кам.

В тихий летний день когда я впервые увидел озеро

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Быстрая регистрация

Русский язык (Вариант 7)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

Най­ди­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых за­пя­тая ста­вит­ся в со­от­вет­ствии с одним и тем же пра­ви­лом пунк­ту­а­ции. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) В тихий лет­ний день, когда я впер­вые уви­дел озеро Сайму, оно имело вид свет­ло­го зер­ка­ла, по ко­то­ро­му были рас­ки­да­ны ост­ров­ки и скалы. 2) На этих ост­ров­ках нет земли, один гра­нит. 3) Из ги­гант­ско­го спле­те­ния озёр течёт про­зрач­ная и ши­ро­кая Ву­ок­са в лес­ной глуши. 4) Бес­пре­стан­но за­граж­да­ют ей путь по­ро­ги, и вдруг гра­нит­ные скалы за­ста­ви­ли реку течь по силь­но на­кло­нен­ной щели, стис­нув её свет­лые воды. 5) Река, вся белая от пены, с бе­ше­ным ревом пры­га­ет, как дикий зверь, вы­со­ко под­бра­сы­вая греб­ни волн. 6) Каких толь­ко зву­ков не услы­шишь в этой дикой му­зы­ке: тут и гром, и вой, и плач, и шум леса, и стоны. 7) Это во­до­пад Имат­ра.

Тире при не­со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ни­ях

Я на­ло­жу на всех одну обя­зан­ность — тво­рить.

Тире при пря­мой речи

Пра­ви­лоПри­мер
Если пря­мая речь стоит перед сло­ва­ми ав­то­ра, то после неё ста­вит­ся за­пя­тая и тире«Это ло­шадь отца моего», — ска­за­ла Бэла.
Если на месте раз­ры­ва пря­мой речи не долж­но было быть ни­ка­ко­го знака или долж­на была сто­ять за­пя­тая, точка с за­пя­той, двое­то­чие или тире, то слова ав­то­ра с обеих сто­рон вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми и тире«Я го­во­рил вам, — вос­клик­нул Мак­сим Мак­си­мыч, — что нынче будет по­го­да».

Тире в пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми при обоб­ща­ю­щем слове

Пра­ви­лоПри­мер
Обоб­ща­ю­щее слово за­клю­ча­ет пе­ре­чис­ли­тель­ный ряд од­но­род­ных чле­нов, по­это­му перед ним ста­вит­ся тиреНа лес­ной опуш­ке, на по­лян­ке, на про­та­лин­ках — всюду за­ме­тен ве­сен­ний след.
Обоб­ща­ю­щее слово стоит перед од­но­род­ны­ми и после обоб­ща­ю­ще­го стоит двое­то­чие, а после од­но­род­ных пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся, по­это­му ста­вит­ся тиреВсюду: на лес­ной опуш­ке, на по­лян­ке, на про­та­лин­ках — за­ме­тен ве­сен­ний след
Од­но­род­ные члены на­хо­дят­ся в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния, и воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость пред­ста­вить их как вы­ра­же­ние по­пут­но­го, уточ­ня­ю­ще­го за­ме­ча­ния, по­это­му тире ста­вит­ся с двух сто­ронВсё, что могло при­глу­шить звуки, — ковры, пор­тье­ры и мяг­кую ме­бель — Григ давно убрал из дома.

Читайте также: