Сталкер тарковского о чем

Обновлено: 02.07.2024

Краткое содержание

Смысл фильма «Сталкер» (1979) скрыт под толщей сюжетной линии. Дадим краткое описание событий драмы.

Сталкер везет двух мужчин, профессора-физика и писателя, в запретную зону. Сначала на машине, потом на дрезине. По его словам, в зоне 20 лет назад упал метеорит. Потом здесь начали пропадать люди и появилась комната, исполняющая желания.

Чтобы добраться до назначенного места, герои идут окольными путями, кидают гайки с бинтами для обозначения направления. Зона – место таинственное, строгое, полное ловушек, за проступки наказывает. Пропускает она только отчаявшихся людей.

Писатель потерял вдохновение, жалуется на плохое отношение читателей и критиков. Профессор – серьезный, молчаливый борец за мир. Сталкер 5 лет отсидел в тюрьме. Дома его ждут жена и дочь-инвалид по прозвищу Мартышка.

Герои идут по заброшенному зданию, «сухому» тоннелю (водопадам), видят горящие угли. Профессор, вопреки уговорам Сталкера, возвращается за забытым рюкзаком, но оказывается впереди товарищей. Мужчины ложатся передохнуть, спят. После пробуждения Сталкер читает молитвы.

Затем герои проходят тоннель-мясорубку, купель, зал с бугристым песком. Находят нужную комнату. Но никто не решается войти. Писатель считает, что своих истинных желаний никто не знает.

Профессор выдает настоящую причину своего появления здесь – он хочет взорвать комнату, чтобы ей не воспользовались мошенники. Сталкер пытается отобрать бомбу от физика. Писатель мешает ему это сделать – избивает проводника. Сталкер уговаривает ученого не отбирать у него веру. Профессор обезвреживает бомбу.

Все трое сидят у двери комнаты. Пошел дождь. Герои вернулись домой. Сталкер жалуется жене на отсутствие веры у людей. Идет с женой и дочерью на плечах гулять к реке.

В конце показана сцена, где Мартышка читает про себя стихи и двигает взглядом предметы на столе.

Заключение

Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале нашего разбора: действительно ли Андрей Тарковский в своем фильме прикоснулся к трансцендентному, или это было нечто другое?

Из проведенного анализа становится видно, что трансцендентное, образ которого Тарковский показал в зоне и комнате, либо вовсе не является абсолютом, а является лишь одной из внутриприродных сил, либо является абсолютом, объединяющим в себе добро и зло, жизнь и смерть, то есть, таким абсолютом, как он представлен в парадигме имманентизма.

Имманентизм мыслит Абсолют, или Бога, как субстанцию мира. Хотя для познания он и трансцендентен, но в то же время, составляет с миром единое целое.

Этой парадигме принадлежат все формы пантеизма, подавляющее большинство философских систем, любые учения, в которых мир и человек являются частью развивающегося во времени Бога (в том числе учение Карла Юнга и его последователей). И все учения, в которых в Боге постулируется «темная» сторона, т.е. все формы оккультизма.

Ничего общего с Богом монотеистических традиционных религий, которые полагают Бога и мир как две разных субстанции, сталкеровское трансцендентное не имеет.

Образы, которые режиссер использует в фильме, позволяют нам прикоснуться вовсе не к трансцендентному, а к имманентному, но только бессознательному и иррациональному. Зритель здесь погружается в ту же сферу, которая описывается в древних мифах и сказках. И которую сегодня изучает аналитическая психология. Это сфера коллективного психического, но, увы, не сакрального, как бы этого ни хотелось тем, кто в эту сферу погружается.

Возможно, сам Андрей Тарковский в процессе работы над Сталкером и прикоснулся к трансцендентному, но вряд ли этот опыт можно выразить в совокупности кинообразов. Этот опыт выражается иначе.

С другой стороны, за время работы над фильмом намерение режиссера могло измениться. Позднее Тарковский говорил, что «Сталкер» - это фильм о победе материализма. И по факту мы видим в фильме изображение предапокалиптической реальности: это мир, полностью погрузившийся в материю и распадающийся до состояния грязи. В этой реальности уже неразличимы добро и зло, подлинные чудеса и ложные. Здесь невозможно отличить учителя от авантюриста, любовь от ненависти, сакральное от профанного, Христа от антихриста.

В такие времена недостаточно просто «верить», но нужно также и знать. Знать - значит уметь различать. Различать сущности, или, как говорили когда-то, «различать духов» (1Ин.4:1). Ибо тот, кто знает, или хотя бы стремится знать, не соблазнится чудесными артефактами и будет искать не счастья, а Истину.

Краткое содержание

Смысл фильма «Сталкер» (1979) скрыт под толщей сюжетной линии. Дадим краткое описание событий драмы.

Сталкер везет двух мужчин, профессора-физика и писателя, в запретную зону. Сначала на машине, потом на дрезине. По его словам, в зоне 20 лет назад упал метеорит. Потом здесь начали пропадать люди и появилась комната, исполняющая желания.

Чтобы добраться до назначенного места, герои идут окольными путями, кидают гайки с бинтами для обозначения направления. Зона – место таинственное, строгое, полное ловушек, за проступки наказывает. Пропускает она только отчаявшихся людей.

Писатель потерял вдохновение, жалуется на плохое отношение читателей и критиков. Профессор – серьезный, молчаливый борец за мир. Сталкер 5 лет отсидел в тюрьме. Дома его ждут жена и дочь-инвалид по прозвищу Мартышка.

Герои идут по заброшенному зданию, «сухому» тоннелю (водопадам), видят горящие угли. Профессор, вопреки уговорам Сталкера, возвращается за забытым рюкзаком, но оказывается впереди товарищей. Мужчины ложатся передохнуть, спят. После пробуждения Сталкер читает молитвы.

Затем герои проходят тоннель-мясорубку, купель, зал с бугристым песком. Находят нужную комнату. Но никто не решается войти. Писатель считает, что своих истинных желаний никто не знает.

Профессор выдает настоящую причину своего появления здесь – он хочет взорвать комнату, чтобы ей не воспользовались мошенники. Сталкер пытается отобрать бомбу от физика. Писатель мешает ему это сделать – избивает проводника. Сталкер уговаривает ученого не отбирать у него веру. Профессор обезвреживает бомбу.

Все трое сидят у двери комнаты. Пошел дождь. Герои вернулись домой. Сталкер жалуется жене на отсутствие веры у людей. Идет с женой и дочерью на плечах гулять к реке.

В конце показана сцена, где Мартышка читает про себя стихи и двигает взглядом предметы на столе.

Уход сталкера

Из слов жены мы узнаём, что сталкер в последний раз отсидел в тюрьме пять лет. Спрашивается, за что такой срок? У Стругацких сталкера сажали всего на шесть месяцев, вполне разумный приговор для тех, кто лишь выносит и продаёт опасные артефакты. Правда, второй раз его посадили на 2 или 3 года. Но почему Тарковский этот срок увеличил?

Сталкер Тарковского занимается не тем, что таскает из зоны чудесные артефакты. Он целенаправленно водит в зону людей, из которых некоторые погибают. Вроде бы сталкер и не виноват, ведь людей убивает зона. Но известно то, что Тарковский допускал, что Сталкер и Дикобраз могут быть одним лицом. В беседе с Ольгой Сурковой он говорил:

Тут нужно только подчеркнуть как-то в диалоге, когда они будут о Дикобразе говорить, сомнение по поводу существования уже самого Дикобраза. А был ли вообще-то он? Например, кто-нибудь скажет Сталкеру: «А может быть, Дикобраз — это твой псевдоним? При чем тут Дикобраз-то? Может, это ты сам еще собираешься повеситься?»

Если это так, значит это сталкер убил своего брата в «мясорубке» на пути в Комнату, и именно за это его и могли посадить на пять лет.

Но самый главный аргумент в пользу того, что сталкер и есть Дикобраз – это бинт на его шее. Назначение этого бинта – скрывать след от сдавления шеи петлёй. Сталкер пытался повеситься, но по какой-то причине это ему не удалось. Его посадили, он отсидел 5 лет за убийство, а своим спутникам теперь рассказывает, что Дикобраз повесился.


Важным моментом в понимании существа зоны является то, что дети сталкеров рождаются мутантами. Кроме того, Жена сталкера рассматривает их больного ребенка как проклятие Бога за походы сталкера в зону.

«Сам Бог тебя проклял таким ребенком»

Уже из этого можно сделать вывод, зона – это не Бог, как это хотелось бы видеть некоторым. От общения с Богом не рождаются больные дети.

Заключительная сцена

Заключительная сцена фильма – это апофеоз неоднозначности. Тем более, что по воспоминаниям актрисы, по первоначальному замыслу она должна была просто сидеть и расчесывать волосы.

Мартышка мысленно произносит стихи Тютчева. В первой части стихотворения говорится о невинном взгляде, который сравнивается с небесной молнией. На ум снова приходит упоминание Христом своего второго пришествия: «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27)

Во второй части стихотворения речь идет о любовной страсти, которая сравнивается с угрюмым и тусклым огнём. В этом противопоставлении снова слышатся апокалиптические мотивы; небо противопоставляется адскому пламени.

Неспроста режиссер выбрал стихотворение, в котором говорится о желании. Ведь именно исполнения желаний искали наши путники и выяснили, что зона исполняет желания низшего порядка, инстинктивные, которые человек скрывает сам от себя. Но поезд цивилизации уже несет человечеству освобождение его низшего начала и удовлетворение всех сокровенных желаний.

Способность девочки двигать стаканы – это вовсе не метафора веры, переставляющей горы. Это способности, связанные с оккультными силами, которые она получила от зоны. Это силы того инфернального мира, в котором горит «угрюмый, тусклый огнь желанья».

Мы снова слышим звук поезда и «Оду к радости» Бетховена. Интересно, что текст был написан в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года стала гимном Евросоюза.

Знаменитая сцена «Сон сталкера» представляет собой изображение сотворения мира и последующее его разрушение человеком.

Мы видим ряд предметов, которые перечислены в монтажном плане фильма, но не расшифрованы.

  1. «некая черная плоскость гипотенузой в воде» — это отделение света от тьмы, упомянутое в Книге Бытия: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы».
  2. черное пятно из «пепла» — «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».
  3. шприц – о шприцах мы скажем позднее.
  4. метал. тарелка разбитая — отделение земли от вод. «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так».
  5. тарелка как зеркало с пейзажем деревьев, — «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так». Рисунок представляет собой гравюру Рембрандта «Три дерева».
  6. Зеркало — «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной».
  7. аквариум в воде с рыбками — «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода».
  8. шприц —
  9. метал. коробка со шприцем
  10. картина сидящего с книгой святого — Это изображение Иоанна Крестителя из Гентского алтаря. По-видимому, означает начало христианской эры.
    Все следующие предметы помещены на кафеле, что означает, вероятно эру науки.
  11. железка
  12. автомат
  13. на кафеле механизм с шестерней, как бы часовой
  14. пружина толстая
  15. листок календаря
  16. железка
  17. проволка
  18. нечто походящее на ствол пушки. Все предметы на кафеле имеют отношение к технологическому прогрессу. Ствол пушки – это последний предмет, завершающий историю человечества, намекающий на уничтожение человечеством самого себя.

Шприцы и деньги – это вероятно, постоянно сопровождающие сталкера мысли о болезни дочки и тайное желание разбогатеть.

Параллельно с созерцанием предметов в воде мы слышим, как голос жены сталкера произносит Стоки из Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Выбранный режиссером фрагмент описывает бедственные события, которые происходят на земле после того, как Агнец, т.е. Христос, снимает с Книги судеб шестую из семи печатей.

Смех во время чтения Апокалипсиса звучит совершенно неуместно и неестественно и вызывает недоумение. Кто и почему может смеяться над картинами конца мира? Вероятно, только сама зона, для которой уничтожение людей и цивилизации – дело привычное.

В монтажном плане фильма не указано, что читает жена сталкера, обозначено просто: «Стихи женским голосом». Это значит, что главные женские персонажи в фильме – жена, дочка и зона – как бы отражаются и просвечивают один в другом.

После пробуждения Сталкер произносит монолог о музыке, которая, будучи лишенной всякой образности, способна вызывать в душе человека изумление и потрясение. Сталкер не согласен, что такое искусство бескорыстно, но говорит, что всё имеет свой смысл и причину. Тарковский в беседе с Ольгой Сурковой сказал, что в этом монологе речь идет о Боге.

Эпиграф

«…Что это было? Падение метеорита? Посещение обитателей космической бездны? Так или иначе, в нашей маленькой стране возникло чудо из чудес – ЗОНА.»

Зона в фильме связана с понятием чуда. Источник происхождения зоны неизвестен, и тем не менее, она почитается как чудо.

Но дело в том, что понятие чуда проблематично: чудеса бывают истинные и ложные, и Тарковский, заставляя актеров перед съемками читать Евангелие, не мог об этом не знать. Так, в Евангелии от Матфея Христос предсказывает наступление последних времён, когда чудеса станут обычным делом:

«Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.» (Мф. 24:24)

А в Откровении Иоанна Богослова говорится, что чудеса творит антихрист:

«и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле ….» (Откр. 13:13)

В фильме Тарковского показано как раз-таки апокалиптическое состояние мира, последние времена. А значит и понятие чуда должно трактоваться именно в апокалиптическом смысле. Это ложное чудо, чудо как обольщение. Чудо, которое не открывает нам таинственную сущность вещей, а лишь отвлекает от чего-то более важного. Это подмечено даже у Стругацких.

Беседа в баре

Одним из замыслов Тарковского было заставить зрителя усомниться в том, действительно ли в зоне происходят чудеса, действительно ли там исполняются желания. Вот его собственные слова из личных бесед:

«Хорошо бы, в конце зритель вообще усомнился, что он видел какой-то сюжет… … В общем-то никакого сюжета, да и места такого заветного нет, да и быть не может. вот ведь как. И Писатель довольно отчетливо сказал, что вообще-то не очень во все это верит.»

Из этого общего замысла становится понятным монолог Писателя об античном горшке, которым все восхищаются до тех пор, пока не узнают, что он ненастоящий. Отношение людей к фейковому античному горшку — это параллель к отношению главных героев к зоне.

Сначала они верят, что там исполняются желания, но потом приходят к выводу, что сталкер – это и есть тот самый шутник, подсунувший людям фальшивку.

Разбор фильма «Сталкер» (1979)

7 января 1975 года Андрей Тарковский записал в дневнике: «Чем-то моё желание делать „Пикник“ похоже на состояние перед „Солярисом“. Теперь я уже могу понять причину. Это чувство связано с возможностью легально коснуться трансцендентного…».

Но действительно ли Андрей Тарковский коснулся в фильме «Сталкер» трансцендентного или это было нечто иное?

Многие люди увидели в фильме «Сталкер» ни больше, ни меньше, как символически показанный путь к Богу. Так думают даже те, кто работал с Тарковским.

Художник Рашид Сафиуллин: «Зона — это место, где можно правильно жить. … Да, приходится лгать. Да, приходится, крутиться…» (подробнее в видео)

Интереснейшая оговорка! Она выявляет как минимум то, что у зрителей содержание Сталкера вызывает когнитивный диссонанс и им приходится игнорировать некоторые явно показанные на экране вещи, чтобы не разрушить свои идеализированные представления.

Фильм «Сталкер» поднимает вопросы о счастье, чуде, вере. Казалось бы, разве не это самое главное в человеческой жизни? Уже только услышав эти возвышенные слова, люди готовы думать, что общепризнанно гениальный режиссер в своем фильме покажет им путь к достижению счастья при помощи веры в чудо.

Но тот, кому важна истина, должен иметь мужество смотреть в лицо фактам. И нужно признать, что в фильме есть множество сцен, вызывающих недоумение и даже отторжение. Наверное, самая яркая из них – это завершающая сцена, где несовершеннолетняя девочка мысленно произносит стихи о сексуальной страсти. Столь же странно смотрится истеричный припадок жены сталкера. Обилие шприцов, ампул и таблеток в кадре. И многое другое. Все эти вещи, если их специально не игнорировать, очень мешают позитивной трактовке фильма. Но если наша цель – понять то, что нам показано режиссером, эти вещи нужно как-то объяснить.

Для этого давайте обратимся к фактам.

Всем известно, что в основе сценария фильма лежит повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».

В ней авторы изображают человечество, столкнувшееся с необъяснимыми физическими явлениями в замкнутых пространствах, зонах, происхождение которых приписывается инопланетной цивилизации. В повести подчеркивается то, что люди жертвуют своими и чужими жизнями, чтобы добыть чудесные артефакты и заработать денег. В конце концов, всё человечество постепенно «подсаживается» на «подарки» зоны, используя их в своих корыстных интересах. Предполагается, что чудесные артефакты – это всего лишь мусор, оставленный пришельцами на обочине их дороги. Проще говоря, помойка. Но важно то, что люди начинают верить, что один из отбросов в этой помойке (золотой шар), может исполнять их желания. Причем, что тоже очень важно, одним из условий общения с золотым шаром является принесение человеческой жертвы.

Очевидно, что Тарковского что-то зацепило в повести Стругацких, раз он решил делать по ней фильм. При этом, Тарковский, будучи вроде бы религиозным человеком, всю работу над сценарием поручил братьям Стругацким, которые, как известно, были стопроцентными атеистами. Как это понять? Одна из моих гипотез заключается в том, что для Тарковского было важно, чтобы темы чуда, веры и счастья были разработаны именно в атеистическом ключе. Тогда, эти темы будут по определению исключать сверхъестественное, или божественное вмешательство, но при этом, не будут исключать вмешательство другого рода.

В повести Стругацких зона вполне определенно обозначается как нечто дьявольское. И несколько раз персонажами произносится фраза «дьяволу дьяволово», отголосок которой мы слышим в фильме («дикобразу дикобразово»). Также, Стругацкие вполне определенно показывают, что Зона порождает чудовищ. Из нее к живым людям приходят их умершие родственники. А дети тех, кто общается с зоной постепенно перестают быть людьми.

Можно ли представить, что, прочитав у Стругацких про зону как дьявольское место, Тарковский решил сделать из нее место божественного присутствия? Да и вообще, возможно ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в символике фильма.

В чем суть концовки

Смысл концовки «Сталкера» в открытии истинного чуда. Зритель видит не НЛО, не привидение, не комнату желаний, а обыкновенную русскую семью. В ней есть всё: любовь, нежность, забота, верность. Эти люди не уповают на Бога, а радуются жизни и каждому ее проявлению. Их не смущают трудности. «А если бы не было горя, то счастья бы тоже не было. И не было бы надежды».

Фильм «Сталкер», смысл которого в приучении к вере и покаянию, оставляет неизгладимый след в душе сознательного зрителя. Чтобы полностью открыть для себя творение Тарковского, нужно пересмотреть драму не один и даже не два раза.

Поезд

Шум поезда с наложенной музыкой мы слышим четыре раза.

В первый раз – когда камера, проходя над кроватью, задерживается над головой сталкера.

Во второй раз во время истерики жены.

В третий раз камера находится в Комнате исполняющей желания.

В четвертый раз камера смотрит на дочку сталкера.

Таким образом, музыкальные фрагменты как бы маркируют главных действующих лиц фильма: сталкер, его жена, его дочь и зона.

В первый раз на фоне шума поезда звучит Марсельеза. «Отречемся от старого мира…».

В сцене истерики жены мы слышим фрагмент увертюры к опере Вагнера «Тангейзер».

Сюжет оперы имеет много общего с сюжетом фильма. Поэт-певец Тангейзер, однажды в лесу встречает богиню Венеру, которая завлекает его к себе в грот. Несложно в образе зоны увидеть вполне отчетливую аналогию с гротом Венеры. По ходу фильма мы увидим дополнительные подтверждения этому.

Мясорубка

Далее наши путники оказываются в мясорубке. Образ пути по тоннелю перекликается со спуском Тангейзера в грот Венеры.


Если посмотреть глазами психоаналитика, то можно увидеть, что образы помещений непосредственно перед Комнатой напоминают женский половой аппарат. Труба – это родовой канал, а помещение за ней – матка. Таким образом, путь героев обусловлен их стремлением оказаться в материнском лоне. Этот путь является реализацией их самого сильного бессознательного инстинктивного желания: разочаровавшись в жизни, они стремятся вновь слиться с той женственной стихией, которая их породила. И надеются таким образом достичь счастья.

Интересно, что у Стругацких подход к золотому шару тоже имел образ определенной части тела. Не буду говорить здесь, какой; об этом прямым текстом написано в последней части повести.

Мясорубка – это последняя ловушка на пути к комнате. Согласно идее Стругацких, она требует принесения в жертву человеческой жизни. В повести описывались черные кляксы, которые остались от сожранных мясорубкой людей. Как видим, в фильме они тоже присутствуют.

После мясорубки идет затопленное помещение, которое некоторые трактуют ни больше, ни меньше, как крещенскую купель. Но если христианская купель символизирует рождение человека к вечной жизни, то в перевернутом мире зоны она может означать только обратный процесс, вступление в царство вечной смерти.

Помещение, в которое попадают герои, трактуется режиссером как некий «храм».


В дневниках Ольги Сурковой Тарковский говорит: «Хотелось бы, чтобы пол павильона походил на волны, но при этом размеры волн соответствовали масштабам павильона в целом. … Здесь должен быть храм, то есть речь идет о том, чтобы колонны, их ширина и толщина напоминали храм».

А в монтажном плане мы читаем: «Странный интерьер. Холмы в помещении как пшеница, песок, пустыня в миниатюре».

То есть, перед нами пустыня, с возведенными вокруг нее колоннами. Эдакий Храм природы, храм Великой Богини.

Всё, показанное зрителю в этом помещении имеет максимально сюрреалистичный характер и не поддаётся однозначному толкованию. Полет гайки вдруг замедляется, картинка вдруг светлеет и Писатель, кажется, готов потерять сознание. А может быть он переживает видение, в котором появляется птица, летящая в сторону колодца. По словам участников съемки, эта птица – орел.

Из всех образов в фильме орел наверное единственный, который относится к символам духовной, солярной, мужской природы.

После его появления Писатель вдруг оказывается у колодца, который мы уже видели в эпизоде молитвы сталкера. Но если раньше он был заполнен черной водой, то теперь писатель обнаруживает в нем лишь пустоту.

Сидя на краю колодца, писатель произносит монолог, свидетельствующий о произошедших в его душе переменах, связанных с самопознанием. Но к сожалению, это самопознание все больше приближает его не к обретению внутреннего мира, а к отчаянию.

Писатель вновь отпускает циничную шутку:

«А почему не вечно? Как вечный жид.»

Согласно преданию, иудей-ремесленник Агасфер оскорбил Христа, которого вели на распятие и за это был обречен скитаться по земле до второго пришествия. То есть, чтобы жить вечно, как вечный жид, нужно оскорбить самого Христа. И писатель как будто сожалеет о том, что не может получить такую возможность.

Легенду об Агасфере и легенду о Тангейзере объединяет общий мотив — мотив Страшного Суда, которого вынуждены ждать оба героя. Как Агасфер был вынужден скитаться до Второго Пришествия, так и Тангейзер был обречен оставаться в гроте Венеры до Страшного суда. Таким образом, здесь в очередной раз проводится сквозная для фильма тема Апокалипсиса.

Журнал

Среди поклонников отечественной фантастики есть мнение, что братьям Стругацким не везёт с экранизациями. Однако это не мешало фильмам по их произведениям быть любимыми и популярными или даже становиться культовыми, как это случилось со «Сталкером» Андрея Тарковского.

В 1974 году режиссёр прочитал повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Первая версия сценария под названием «Машина желаний» позже была издана отдельным произведением — суть первоисточника сохранилась, а вот герои, детали сюжета и концовка были новыми. Этот вариант Тарковского не устроил — режиссёр посчитал, что получилось слишком живо и пёстро, и история нуждается в «ускучнении». Стругацкие тогда ещё не знали, что переделывать придётся очень много раз, но очень уважали Тарковского и терпеливо вносили бесконечные правки…

Председатель Госкино предупредил режиссёра, что братья-фантасты имеют репутацию «неэкранизируемых». Они были невероятно популярны, но попытки перенести героев их произведений на экраны по разным причинам проваливались. На конец 70-х вышли только телеспектакль «Понедельник начинается в субботу» и чешский сериал по тому же «Пикнику на обочине» — оба были нещадно раскритикованы и сразу исчезли из эфира. Тарковский на такие условности не обращал внимания, его больше пугало то, что в Госкино затягивали с подписанием фильма в производство… Уже были утверждены актёры и подобрана натура в Таджикистане, а разрешения всё не было. Тогда Тарковский написал письмо в КПСС — просил разобраться, почему ему не дают работать.
Приём оказался действенным, но тут в районе запланированных съёмок произошло землетрясение и срочно пришлось искать новую площадку. В результате «Сталкера» снимали недалеко от Таллина — на реке Ягала обнаружили заброшенную электростанцию и плотину, которые идеально вписывались в атмосферу фильма.

На съёмках фильма случился скандал между режиссёром и оператором Георгием Рербергом, которого Тарковский считал гением после совместной работы над драмой «Зеркало». Отношения натянулись ещё до съёмок, когда Тарковский сказал, что в главной женской роли будет снимать свою жену. Оператор не видел в ней таланта и пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая идеально вписалась в образ. Жена Тарковского пообещала, что на фильмах её мужа Рерберг больше работать не будет…

В ходе работы конфликт нарастал. Режиссёру не нравилось качество съёмки, оператор отвечал, что без толкового сценария всё будет плохо. Рербергу категорически не нравилось, что у Тарковского не было чёткого представления о фильме, режиссёр действительно передумывал и перестраивал материал на ходу. Финальной точкой стала порча снятого материала в проявочной «Мосфильма» и перепалка оператора со Стругацкими — фантасты сделали ему замечание по качеству изображения. По поводу плёнки ходили разные слухи — от случайной ошибки до намеренной порчи материала самим режиссёром или кем-то из его врагов. Закончилось тем, что Тарковский обвинил во всём оператора, выгнал с картины, остановил съёмки и… переписал сценарий.

Первый вариант «Сталкера» был загублен, но Тарковскому удалось убедить Госкино увеличить бюджет. Режиссёр пригласил нового оператора, тот проработал всего две недели и ушёл — его тоже угнетала неопределённость. Тарковский всё снятое им выкинул и отдал сценарий на переделку Стругацким. Братья были на грани отчаяния, но придумали очередную концепцию. На съёмочную площадку вышел третий оператор и — о, чудо! — ему удалось снять то, что хотел Тарковский. Некоторые очевидцы считают, что его секрет был в равнодушии к этой работе… Остальных придирчивость Тарковского сводила с ума. Если он говорил, что на лужайке должен быть зелёный цвет строго определённого оттенка, то художники пинцетами удаляли каждую травинку неправильного цвета…

Шёл второй год съёмок и все устали играть одно и тоже по шесть дублей каждой сцены. Анатолий Солоницин за это время успел жениться на девушке-гримёре, и у них появился сын. Кайдановский клялся, что больше никогда не будет работать с Тарковским. Гринько чаще всех снимался у режиссёра, но и то не мог припомнить, чтобы работа шла так трудно. Алиса Фрейндлих начала терять сознание и впадать в истерику на особо напряжённых сценах. Удивительно, но никто из актёров не отказался от работы!

На роль дочери Сталкера Тарковский искал девочку с выразительными глазами, так как роль была почти без слов. Кроме того, зрители должны были верить, что эта девочка может взглядом двигать предметы… На роль Мартышки утвердили юную Наталью Абрамову, которая не соответствовала пожеланиям режиссёра только в одном — у нее была стрижка, а по сценарию Мартышка была длинноволосой. Парики Тарковского не устроили, менять актрису он не хотел категорически, и тогда был придуман новый ход. Девочке выбрили лоб, чтобы он стал широким, как у Кайдановского-Сталкера, и надели платок… Роль Мартышки стала единственной в фильмографии Натальи Абрамовой.

В одной из сцен фильма видно белую пену, которая плывёт по реке. Это не было задумкой режиссёра — соседний целлюлозный комбинат регулярно сливал в воду какую-то отраву… Сейчас сложно сказать, было ли это связано с работой около химкомбината, но Тарковский, его жена и Анатолий Солоницын умерли от рака легких. Ещё на съёмках было понятно, что с точки зрения экологии район небезопасен — периодически воздух и вода начинали отвратительно пахнуть, у многих были проблемы с бронхами и кожные аллергии, но никто не думал, что это всё может быть серьёзно.

В отличие от других фильмов Тарковского, «Сталкер» почти не подвергся цензурным правкам, но успешной прокатной судьбы в СССР не имел. В Москве его показывали в трёх кинотеатрах, по другим городам разошлось всего 196 копий, и то в Госкино считали, что это много. Там ещё помнили, как зрители толпами уходили с премьеры «Соляриса»… Зато на Западе фильм принёс прокатчикам огромную прибыль. В 1980 году «Сталкер» получил специальный приз на Каннском кинофестивале, и только тогда о нём написали в советской прессе, а режиссёр получил звание Народного артиста СССР.

«Сталкер» произвёл гораздо большее впечатление на профессионалов, чем на обычных зрителей. Этот фильм создал новый визуальный киноязык — унылые пейзажи, серые тона, развалившиеся дома и «сталкерская» атмосфера стали часто использоваться отечественными кинематографистами и создателями компьютерных игр. Отголоски «Сталкера» можно встретить и у западных режиссёров, а кадры из фильма несколько раз использовались в зарубежных музыкальных клипах. Изучению картины до сих пор посвящаются статьи и документальные ленты, где фильм рассматривают с философской, культурологической или кинематографической точки зрения. Сам же Андрей Тарковский говорил о «Сталкере», что снимал его два года, а готовился к нему всю жизнь…

Объяснение сюжета

Сначала разберемся в смысле слова «сталкер». Это человек, исследующий заброшенные места. Здесь Сталкер приводит в аномальную зону, появившуюся вследствие падения метеорита, интересующихся людей:

  • писателя – потерявшего вдохновение, упрямого спутника. Он любит рассуждать, спорить, способен применить физическую силу;
  • профессора – серьезного, молчаливого, угрюмого физика. Ученый хочет спасти мир, защитить его от всемирной катастрофы.

Сталкер, кажется, просто зарабатывает деньги. Но это неправда. Таинственное место его притягивает, манит, зовет. Он готов жертвовать своим здоровьем, свободой, общением с семьей ради пребывания здесь. Но что особенного в зоне?

Зона – это место, где герой чувствует себя человеком, свободным, независимым, нужным. Для него это, как глоток свежего воздуха, после душного озлобленного города. Здесь Сталкер нашел свой приют, поверил в себя, перестал бояться. Здесь он обрел ВЕРУ, в себя, в Бога.

Смысл фильма «Сталкер» в силе человека, понимающего истинные ценности жизни. Несмотря на тяжелую судьбу, главный герой не просит ничего у комнаты (у Бога). Он счастлив, как любой истинно верующий человек. Для него главная награда – это любовь к жизни, принятие себя и своих близких такими, какие они есть.

Призвание Сталкера

Сталкер хотел помочь другим упавшим духом научиться верить, захотеть жить дальше. Он постоянно молится за возможность посвящения в ВЕРУ товарищей. Его спутники же слишком закрыты, толстокожи, упрямы, чтобы проникнуться душой. Они сильны телом, умом, но слабы духом. Писатель и Профессор не смогли даже зайти в комнату – испугались своих истинных желаний. Поняли, что хотят совсем не того, чем прикрываются.

На заметку! Анатолий Солоницын, сыгравший роль Писателя, за 2 года съемок успел жениться на женщине-гримере, родившей ему сына.

Смысл фильма Тарковского «Сталкер» в том, что в зоне исполняются только искренние желания от души. Нужно лишь знать, чего хочется. Однако чтобы выявить свои истинные мечтания и принять их, требуется намного больше мужества, чем ударить товарища, как это сделал Писатель.

Не зря Тарковским введена история о Дикобразе, который попросил у комнаты вернуть умершего брата, а получил деньги. Его подсознательная потребность в богатстве перекрыла осознанное желание спасти родного человека. Именно из-за понимания своей алчной сущности Дикобраз повесился. Герои тут же сообразили, что они ни чуть не лучше Дикобраза и ничего хорошего им здесь не получить.

Неужели герои ушли ни с чем

Хотя Писатель с Профессором не смогли зайти в волшебную комнату и загадать желание, зона многое дала этим героям. Пройдя через все испытания аномального места, путешественники смогли заглянуть внутрь себя. Они увидели свою истинную сущность.

Скрытый смысл «Сталкера» в том, что после посещения зоны герои поняли, насколько жалкой была их жизнь, наполненная лишь мечтами о славе и обогащении. Многие свои поступки и свершения они оправдывали высокими целями: Писатель – остаться в народной памяти, Ученый – защитить мир.

Теперь товарищи понимают, что события, окружение, состояние души зависят только от них самих. Никто не виноват в их судьбе. То, что случалось с героями – результат их мыслей, действий. Они получали то, чего сами желали.

На примере Сталкера Писатель и Профессор увидели, что можно быть счастливым, имея самое малое – свободу, Веру, Надежду, Любовь. Главный для них подарок от зоны – это потеря иллюзий и покаяние.

Перед комнатой

Непосредственно перед Комнатой нам показывают трупы умершей пары, из которых вырастает молодое дерево. Это еще один образ, свидетельствующий о том, что зона является областью, где торжествуют и процветают только низшие формы жизни. Человеческая любовь здесь не даёт своего плода, а становится лишь удобрением для растений.

Не буду пересказывать то, что происходит дальше; это не нуждается в специальных объяснениях. Но хочу обратить ваше внимание на саму идею «исполнения сокровенных желаний», которая кажется зрителям столь значительной. Если разобраться в предложенной Стругацкими и Тарковским концепции, то мы увидим, что ничего возвышенного в ней нет, зато присутствует характерная подмена понятий, которую никто не замечает.

Структура человеческой личности, предложенная нам авторами фильма, резюмирована в следующих словах Писателя.

ПИСАТЕЛЬ (говорит очень уверенно). Да здесь он понял, что не просто желания, а сокровенные желания исполняются! А что ты там в голос кричишь.

Да здесь то сбудется, что натуре своей соответствует, сути! О которой ты понятия не имеешь, а она в тебе сидит и всю жизнь тобой управляет! … Дикобраза не алчность одолела. Да он по этой луже на коленях ползал, брата вымаливал. А получил кучу денег, и ничего иного получить не мог. Потому что Дикобразу – дикобразово! А совесть, душевные муки – это все придумано, от головы. Понял он все это и повесился.

Из этого следует, что в человеческой личности есть две главные «части» - сознательная и бессознательная. Бессознательная часть продуцирует инстинктивные желания типа жажды денег, женщин, мести. По мнению авторов фильма, именно эта часть и составляет человеческую «натуру и суть».

Другая часть, сознательная, формирует у человека видение самого себя, других людей и жизненных обстоятельств. Исходя из этого видения человек формулирует сознательные желания – помочь больной дочке, получить вдохновение или спасти человечество.

Подмена понятий, о которой я говорил, заключается в том, что совесть полагается как сознательная функция, как то, что «придумано и от головы».

Получившаяся концепция – это чисто материалистическое понимание личности, напоминающее вульгарный фрейдизм с недоразвитым «супер-эго». Совесть здесь представлена чем-то надуманным и несущественным, бессильным как-то повлиять на могущество Комнаты. Дикобраз вроде мучается и хочет вернуть брата, но получает кучу денег. Из этой концепции логически вытекает, что человек не может раскаяться и измениться. Не может преобразить свою низшую природу, «которая сидит внутри человека и им управляет».

А ведь всегда считалось, что совесть – это нечто, не зависящее от убеждений и мыслей. Считалось, что именно совесть – это проявление человеческой сути.

Но не будем забывать, что в фильме речь идет о последних временах. И мы лишний раз убеждаемся, что если Комната удовлетворяет только желания низшего порядка - бессознательные, инстинктивные, стихийные, то это вовсе не метафора традиционного Бога, который, как известно, желает, чтобы человек изменился и направил свою волю к благу.

Комната олицетворяет не что иное, как человеческое бессознательное. Причем, даже не коллективное, а по большей части индивидуальное. Да еще к тому же не высшее, а низшее бессознательное.

Если вы проанализируете свою жизнь, то увидите, что всегда получали то, что бессознательно желали, даже если полученное вам не нравилось. И не получали то, что сознательно желали, потому что бессознательно противились этому. Об этих внутренних противоречиях сейчас толкует вся популярная психология. Поэтому сталкер и говорит: «зона в каждый момент такова, какой мы ее сделали. Своим состоянием».

Так что Комната — это даже не юнговская самость, а скорее некая инстинктивная телесность, фрейдовское «оно». Поэтому не случайно Тарковский заменил золотой шар Стругацких на вместилище комнаты.

Убедившись, что Комната – это просто комната, а не святая святых, профессор сначала бросает в нее камешки, а потом и часовой механизм от бомбы. И Сталкер, который поначалу требовал уважительного отношения к Зоне, теперь не возражает.

Разговор писателя с дамой

То же самое подтверждает и разговор Писателя с Дамой, в которой он называет зону порождением сверхцивилизации, в которой нет места Богу.

ДАМА. Но вы же сами говорили, что Зона – порождение сверхцивилизации, которая…
ПИСАТЕЛЬ. Тоже, наверное, скука. Тоже какие-нибудь законы, треугольники, и никаких тебе домовых, и уж, конечно, никакого Бога. Потому что если Бог – это тот самый треугольник… хм, то и уж просто и не знаю…

Стакан

В чем смысл сцены с двигающимся стаканом? Это имитация чуда. Кажется, что стакан движется сам, причина его движения невидима, однако мы ее слышим. Причина его движения – тепловоз, техническое устройство. То есть, в этой сцене своеобразно показано чудо, производимое техникой, техническим прогрессом. Именно технический прогресс является главным поставщиком чудес, и вместе с тем приближает апокалипсис.

В баре

Мы снова видим героев в баре, и обыденный мир снова показан однотонным. Приходит жена сталкера и мы обращаем внимание на то, что она одета в дубленку. Дубленка – дорогая одежда, она явно контрастирует с одеждой других персонажей. По-видимому, это остаток того богатства, которым зона когда-то одарила дикобраза-сталкера.

Камера задерживается на дочке сталкера, и мы видим, что ноги у нее на месте. Значит, когда профессор рассказывал, что у нее нет ног, он просто воспроизводил какой-то слух.

Когда камера фиксируется на девочке, изображение снова становится цветным. Так показана связь мартышки с зоной. Зона уже присутствует в нашем мире под видом дочки сталкера.

Девочка-зона, хотя и не может ходить, перемещается по земле при помощи своего служителя, сталкера.

Читайте также: