Сколько магазинов красное и белое в россии на сегодняшний день 2021

Обновлено: 17.05.2024

Студенников московского гостя принял, показал и рассказал, как работают его алкомаркеты, но от партнерства отказался. Кациев возвращался в Москву под большим впечатлением. «Ему так понравился формат, что команда получила распоряжение об открытии подобных торговых точек еще до того, как он вылетел в столицу», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров Кациева. Первый алкомаркет «Бристоль» открылся в сентябре 2012-го в Нижнем Новгороде, и с тех пор сеть ежегодно прирастала на 200–500 новых магазинов, но все равно сильно отставала от сети «Красное & Белое». Тем не менее гонка закончилась полной победой Кациева. В конце 2018 года в офисах и на складах «Красного & Белого» прошли обыски.

Альтернатива малым формам

«Кормовая база» табачных компаний в России становится все меньше и меньше. По оценке Euromonitor International, объем российского табачного рынка в натуральном выражении снижается шесть лет подряд: если в 2012 году он составлял 370,8 млрд сигарет, то в 2017-м — уже 258 млрд. По закону 2013 года из мелкой розницы в крупную должно было переместиться 2,8 трлн рублей совокупной выручки от продажи табака и пива. Из них более 600 млрд рублей, прогнозировала «INFOLine-Аналитика», заработали бы дискаунтеры типа «Пятерочки» или «Дикси». Последнюю Кесаев и Кациев купили еще в 2007 году у основателя сети Олега Леонова, но одного канала сбыта, чтобы качественно нарастить дистрибуцию, было недостаточно. Какое-то время владельцы «Мегаполиса» обдумывали запуск еще одной сети наподобие японско-американских 7-Eleven. Эти компактные «магазины на углу», в которых на небольшой площади представлен широкий ассортимент от снеков и газировки до табака и лекарств без рецепта, очень популярны в мире (более 67 000 магазинов). Кроме того, концепция хорошо ложилась в российский антитабачный закон с минимальными требованиями по торговой площади.

На фоне подобных сетей особенно выделялась специализированная розница, а точнее, магазины по продаже алкоголя. «Сигареты — это сопутствующий товар, который потребитель хорошо берет вместе с алкогольной продукцией», — объясняет Верещагин. В алкомаркетах доля сигарет в ассортименте составляет 10–15%, но при этом они приносят 20–25% дохода, говорят на рынке. Неудивительно, что руководство «Мегаполиса» так заинтересовал один из тысяч партнеров компании — челябинская сеть «Красное & Белое» с амбициозным основателем Сергеем Студенниковым. За первые шесть лет она выросла до нескольких сотен магазинов в Челябинске и области. И, по данным УФАС по Челябинской области, занимала самую большую долю на рынке розничной торговли продуктами — 5,9%, обгоняя в регионе «Магнит» и «Пятерочку».

«Они продавали очень много сигарет, и это впечатлило акционеров «Мегаполиса», — вспоминает один из бывших подчиненных Кациева. На средней торговой площади 80 кв. м сеть «Красное & Белое» размещала около 700 позиций алкоголя, 100 — пива, 300 — «закусок» (сопутствующие продукты) и до 70 наименований сигарет. К 2015 году напитки приносили компании 65% дохода, или 35,8 млрд рублей, по словам Студенникова. На продукты и сигареты приходилось почти 20 млрд рублей. В феврале 2012 года Кациев решил познакомиться со Студенниковым лично, пригласил с собой Илью Якубсона, на тот момент президента ГК «Дикси». «Так, посмотреть магазины, просто со всякими вопросами. Проехали по магазинам нашим, все», — коротко рассказывал о той встрече сам Студенников. Партнерство с «Мегаполисом» его не заинтересовало. «Оно и понятно, — рассуждает собеседник Forbes. — Студенников — нормальный мужик, начинал с нуля, построил все в одиночку. Он хороший пример self-made человека».

На создание собственной сети алкомаркетов «Бристоль» Сергея Кациева вдохновил опыт конкурента — «Красное & Белое». · Фото Валерия Шарифулина · ТАСС

Неуправляемый размер

В последние 14 лет жизнь Сергея Студенникова напоминала гонку. Он признается в интервью: «Мы вышли на рынок с опозданием почти на 10 лет и поставили задачу занять сколько-нибудь значимую долю. Поступательными шагами этого не удалось бы, только интенсивно, без остановки». К 2016 году сеть выросла почти до 4000 магазинов в 40 регионах, через год открылось еще 1290 новых.

Бизнес рос, вопреки строгим ограничениям и контролю за продажей алкогольной продукции. Потребление алкоголя в стране планомерно снижалось: по данным ВОЗ, с 20,4 л чистого алкоголя на душу населения в 2003 году до 11,6 л в 2016-м. «Эффективная работа с алкогольным ассортиментом, эксклюзивные бренды (в том числе в винной категории) и самые низкие цены позволили «Красному & Белому» задавать тренды и влиять на ценообразование не только в алкомаркетах, но и в федеральных сетях FMCG, — считает генеральный директор агентства Infoline Михаил Бурмистров. — Кроме того, сеть вовремя начала расширять ассортимент, чтобы обеспечить полноту потребительской корзины». С 2010 года «Красное & Белое», помимо алкоголя, начала продавать бакалею, молочные продукты и даже детские игрушки. «Сеть заняла перспективную нишу в ретейле — «магазин у дома» с ограниченным ассортиментом, но явным фокусом на одну определенную категорию — спиртное», — добавляет Бурмистров. На сегодняшний день структура продаж сети выглядит так: 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино, 25% — продукты питания, остальное — табак, пиво и непродовольственные товары. При этом постоянно растет доля вина в общем объеме продаж, а доля крепкого алкоголя, наоборот, постепенно снижается.

Но Студенникова уже не радовало лидерство, к которому он стремился много лет. «С самого начала я понимал, что придется терпеть: во всем себе отказать и заниматься делом 25 часов в сутки. Но не знал, что придется терпеть так долго», — устало признается бизнесмен. К тому времени сеть «Красное & Белое» достигла таких масштабов, что стало сложно ею управлять. Кредитная нагрузка росла, а прибыль почти нет. Кроме того, все чаще возникали проблемы с госорганами в разных регионах присутствия. Летом 2018 года межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Челябинской области вынесла решение о взыскании с ООО «Абсолют» (входит в ГК «Красное & Белое») 1,95 млрд рублей за налоговое правонарушение. В течение месяца с момента получения решения компания претензию оплатила. «Бизнес, которым мы занимаемся, — алкоголь, табак — на 100% контролируется государством. Это сказывается и на развитии, и на эффективности в целом, — говорит основатель «Красного & Белого». — Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали».

От первого магазина в Копейске до топ-10 крупнейших ритейлеров России: коротко о развитии сети «Красное & Белое» Статьи редакции

В 2018 году владелец сети стал миллиардером и борется за третье место в списке крупнейших продовольственных ритейлеров в России.

11 августа 2006 года в Копейске (город-спутник Челябинска) «SPS-Холдинг» открыл первый магазин «Красное и Белое». По словам основателя компании Сергея Студенникова, название выбрано «в горящем режиме»: «Для старшего поколения “красное” обозначает вино, а “белое” — водку, а по нынешним временам это красное и белое вино».

Запуск «Красное & Белое» совпал с введением ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы учёта алкогольной продукции) и закрытием импорта алкоголя из Молдавии и Грузии.

Произошёл тотальный дефицит алкоголя на полках. В этот момент мы открыли свой магазин с наполнением больше, чем где бы то ни было. И всё — с первого дня пошла выручка раз в пять выше ожидаемого уровня. Это явилось подтверждением, что мы сделали правильный шаг и что надо срочно заниматься тиражированием этих магазинов.

К концу года сеть расширилась до восьми торговых точек.

Стратегия компании основана на принципах:

  • «Красное & Белое» заявляет о самых низких ценах на алкоголь в городе. По словам Студенникова, «Красное & Белое» отслеживает все скидки конкурентов: если в какой-то сети магазинов конкретный алкоголь стоит дешевле, компания делает точно такую же скидку и в своих магазинах.
  • Низкие требования к помещению. Компания открывает новые магазины на площадях 80–100 м² в многоквартирных домах, чтобы находиться в шаговой доступности. Так «Красное & Белое» может открываться во всех районах города и охватить всё население.
  • Скидки, акции и дисконтная система для привлечения покупателей: «Наша стратегия — работа на низкой марже, на грани рентабельности, но при этом предоставляя высокое качество», — заявляет Студенников.

Сеть «Красное & Белое» расширилась до 38 торговых точек.

«Красное & Белое» открылся в Барнауле, на 2009 год запланировано открытие алкогольных магазинов в Белокурихе и Горно-Алтайске.

«Красное & Белое» меняет позиционирование с «алкомаркетов» на «магазин у дома» и начинает продавать не только алкоголь. Около 30% ассортимента составляет бакалея, кондитерские изделия, молочная и мясная продукция, детские игрушки. По словам Студенникова, позиционирование изменилось из-за негативного отношения россиян к приставке «алко».

Слово «алко» — плохое. Оно отрицательное. Потому что всё, что связано со словом «алко» у нас в обществе, — это беда. У нас алкоголь несёт только беду. Поэтому мы убрали слово «алкомаркет», и мы не позиционируем себя как алкомаркет.

Компания «Красное & Белое» вошла в топ-15 продовольственных ритейлеров страны по итогам 2014 года. Общая выручка компании составила 55 млрд рублей. Студенников планирует открыть более 3000 магазинов до конца 2015 года. Ассортимент «Красное & Белое» — около 100 сортов пива, 70 марок сигарет и 300 позиций сопутствующих товаров.

В 2014 году мы планировали довести численность наших магазинов до 2200. Не удалось — наших магазинов к концу года стало 1700. Открыли 715 и ликвидировали 49. Итого 666 новых точек — таков наш прирост за прошлый год.

По итогам года сеть заняла седьмое место в рейтинге самых быстрорастущих компаний России, основанном на финансовых результатах за 2011–2014 годы. Сеть «Красное & Белое» выросла до 2500 магазинов в 39 регионах.

«Красное & Белое» заявила о планах открыть 500 магазинов в Санкт-Петербурге в течение пяти лет. Сеть магазинов готова потратить на это до 5 млрд рублей. Студенников считал, что на покрытие города потребуется от трёх до пяти лет.

За год открылось более 850 магазинов в 40 субъектах России.

Компания «Красное & Белое» вошла в топ-10 самых крупных ритейлеров России, став в нём первой сетью алкомаркетов. За год компания открыла 1338 новых объектов, заняв третье место после «Магнита» и X5. Всего открыто 5286 торговых точек.

«Красное & Белое» планирует открыть на юге России около 900 магазинов: 400 точек в Ростовской области и 500 в Краснодарском крае. Объём инвестиций в развитие сети в регионах оценивается в 9 млрд рублей.

Компания договорилась о выходе в Татарстан с президентом Республики Рустамом Миннихановым. Для этого Студенников лично встретился с генеральным директором «Татспиртпрома» (лидер по производству водки в стране с 16% рынка) Иреком Миннахметовым и главой республики и договорился не только о приходе на татарстанский рынок, но и о реализации алкогольной продукции Татарстана в магазинах «Красное & Белое».

Встреча Студенникова с главой Республики Татарстан и гендиректором «Татспиртпрома» «Торговый дом Татарстан»

Розничные сети и оптовики Татарстана выступили против прихода «Красное & Белое» на рынок, заявив, что крупная федеральная сеть «полностью перевернёт рынок», и из-за неё «закроются все торговые точки вокруг каждого магазина “Красное & Белое”».

Причины протестов — «Красное & Белое» планировала построить собственный распределительный центр для поставок в регионы Поволжья, обойдя местный рынок, а также продажа продукции ниже рыночной стоимости.

По итогам января-июня 2018 года компания «Красное & Белое» стала вторым ритейлером в России по темпу открытия новых магазинов, обойдя «Магнит»: за первое полугодие 2018 года открыто 882 объекта против 610. Лидером остаётся X5 Retail Group с 1057 торговыми точками.

Сергей Студенников занял 115 место в рейтинге богатейших бизнесменов по версии журнала Forbes с состоянием в $950 млн. В октябре Студенников вошёл в список долларовых миллиардеров по версии Bloomberg Billionaires Index.

В июне 2018 года сеть «Красное & Белое» стала первым алкомаркетом, вошедшим в топ-10 крупнейших розничных сетей России, по версии аналитиков Infoline.

17 октября 2018 года «Коммерсантъ» рассказал о том, что компания «Абсолют», которая входит в группу «Красное & Белое», попыталась оспорить в суде доначисление налогов на сумму около 2 млрд рублей.

100% «Абсолюта» принадлежит основателю сети алкомаркетов Сергею Студенникову. Компания занимается оптовыми закупками алкоголя и владеет складами в Челябинске и Екатеринбурге. Кроме «Абсолюта» поставками в «Красное & Белое» также занимаются ещё шесть компаний, все они принадлежат Студенникову.

Глава сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев отмечает, что в сети «Красное & Белое» находится много разных юрлиц и структура стала запутанной из-за быстрого роста. По его мнению, это может быть одной из причин, по которой компания испытывает проблемы с контролирующими органами.

27 ноября издание «Коммерсант» рассказало о планах «Красное & Белое» построить отдельный логистический центр для расширения на Северо-Западе России.

Вечером 26 декабря 2018 года компания «Красное & Белое» рассказала об обысках в офисах и всех складах сети. По словам представителей сети, работа компании была «полностью парализована». Обыски проводили ФСБ, ОМОН и Росалкогольрегулирование, в качестве основания силовики назвали подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов.

27 декабря «Красное & Белое» возобновила работу после обысков: магазины, склады и офисы заработали в штатном режиме. В компании подчеркнули, что по итогам обыска подозрения в хранении и продаже контрафактного алкоголя не подтвердились. Власти изъяли документацию на товар и осмотрели помещения.

По мнению генерального директора «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, за один день простоя «Красное & Белое» могла потерять 100 млн рублей выручки.

Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области 27 декабря заявило, что у ведомства нет претензий к ритейлеру — сеть вовремя погасила задолженность, хоть и продолжает оспаривать решение налоговиков.

Источники РБК заявляют, что в «Красном & Белом» не исключают версию с недружественными действиями со стороны конкурентов из-за агрессивного продвижения на рынке. У второго по размеру алкогольного ритейлера «Бристоль» в начале 2018 года было 2875 магазинов, у сети «Лит.ра» 472 точки. Выручка «Красное & Белое» в 2018 году составляет 215 млрд рублей, всего открыто более 7300 торговых объектов.

По прогнозам исследовательской компании Infoline, к 2021 году «Красное & Белое» может обойти сети «Дикси» и «Ашан» и побороться с «Лентой» за третье место в списке крупнейших продовольственных ритейлеров в России.

«Алкоголь был самой прибыльной категорией для крупнейших розничных продавцов продуктов питания, но “Красное & Белое” разрушает рынок», — отметил гендиректор Infoline Иван Федяков. В магазинах «Красное & Белое» цены на алкоголь ниже, благодаря чему сети удаётся переманить покупателей традиционных продовольственных ритейлеров, объяснил аналитик.

Сеть магазинов «Красное и белое» запланировала выйти на биржу при оценке в $20 млрд — Bloomberg Статьи редакции

Компания может провести IPO в 2021 году или в начале 2022-го.

  • Владелец сети «Красное и белое» Mercury Retail Group провёл предварительные встречи с инвесторами, пишет Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с вопросом.
  • По данным издания, компания выбрала для сделки такие банки, как JPMorgan, Bank of America Merrill Lynch, ВТБ, «Сбербанк» и Renaissance Capital. Представители Mercury и банков от комментариев отказались.
  • IPO Mercury Retail Group может пройти в 2021 году или в начале 2022 года, пишет Bloomberg. В июле «Ъ» писало, что компания наняла аудиторско-консалтинговую компанию E&Y для проведения due diligence сети перед её возможным выходом на биржу.

Сеть «Красное и белое» основал в 2006 году бизнесмен из Челябинска Сергей Студенников. В 2018 году сеть превзошла по темпам открытия магазинов сеть «Магнит». В январе 2019 года сети «Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль» договорились о слиянии. Владельцам «Дикси» и «Бристоль» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву досталась доля в 51%, Студенникову — в 49%.

"Красное и белое" держится на синих.

Вот она скрепность то в чем!

В достаточной крепости напитков

..и отважных белорусах

$20 млрд? Вы точно не ошиблись?

Ну цены там реально топ

Пиво вообще у них 40-60 рублей за бутылку, можно за дешево нажраться

Помимо алкашки там хорошие цены на другие продукты - сыр, яйца, молоко, йогурты, соки, шоколадки и подобное. Но ассортимент конечно маленький.

Тоже такое замечал, когда заходил за водой или мороженым.
Они зарабатывают на другом.
Statoil пока не стали Circle Key, в качестве коммодити выбрали кофе и зарабатывали миллиарды.
В России тоже были успешны.
Потом ГПН стал обгонять, а Statoil стал Circle Key и кофе стал поганый.

ну если стоит именно такая цель, то можно и еще дешевле))

Это сарказм был)😈

Только более низкого качества))) Производители тоже не дураки, если закупочная цена низкая (а именно благодаря этому цены в КБ ниже другого ритейла), то и производитель удешевляет производство.
Да и крепкий алкоголь там хуже, кругом паль)

Тем более по пивасу снабжаются у местных дистрибьюторов. Работал в таком, никто не складе не делит КБ, ни КБ, всем одно и тоже едет, что в КБ, что в Бристоль, что в розницу.

КБ как и светофор используют для выполнения планов продаж. Рентабельность сотрудничества около нуля, добирают в других сегментах

Идея именно виноводочных магазинов - хороша. Но я бы, даже при сомнительной популярности идеи, запретил бы продажу такой продукции в продуктовых магазинах. Я понимаю - сельпо какое-нибудь, где один магазин. Но для крупных городов, да в контексте тренда на ЗОЖ - убрал бы, без раздумий.

Я бы запретил интернет. В рамках борьбы за здравый смысл. В интернете в комментах можно всякую чушь читать. Ага.

Да ладно вам, в Финляндии например что-то подобное тоже есть.

Так и в Америке так. Наверное, не везде. Хочешь выпить, дуй в liquor store. Не надо заявлять, что алкоголь однозначное зло. Есть у него и плюсы. И минусы есть, куда же без них. Приоритеты разные у людей. Не надо всех под одну гребёнку.

Это же другое, понимать надо.

Идея именно компьютерных клубов - хороша. Но я бы, даже при сомнительной популярности идеи, запретил бы пользоваться компьютером из дому. Я понимаю - сельпо какое-нибудь, где один компьютер. Но для крупных городов, да в контексте тренда на ЗОЖ - убрал бы, без раздумий.

Достаточно старого десктопа с выходом в интернет в почтовом отделении. Пришел и поработал спокойно. ред.

Из получаса отведённого времени он тридцать пять минут только грузится.

Это время вы можете с пользой провести за каталогом подписки на переодику и даже оформить ее.

Если найдёте работника почты России. Впрочем, вы сами за него можете поработать.

Для вашего удобства, сотрудника почты можно пингануть прямо с рабочего места оператора ЭВМ

Кому нужен этот ЗОЖ, кроме некоторых потребителей, учитывая сколько налогов в казну приносят акцизы на алкоголь и табак?

Тем, кто посчитал, сколько расходов приносят казне потребители алкоголя и табака.

Тебе то что с акцизов? Ты то с них что-то получаешь?)))

Захожу в основном туда за яйцами (40 руб. за 10шт), но перед этим пару пивка в корзину закину)

Шаурмячная "Кот Базилио" тоже уже подумывает об IPO. А чо.

Смешно. В соседней ветке Discord оценивают в 15 млрд, а тут пивнушки в 20 млрд. ну хз.. надо шортить)

Дискорт хоть что-то, на днях узнал, что trucaller оценивают в 3млрд, на его фоне КБ за 20 вполне норм. Похоже деньги уже ничего не стоят, если так оценивают.

В последних абзацах непонятно как после череды слияний компания выходит на биржу, она осталась отдельной компанией или нет? (извините, что комментарий не содержит информации о моих покупках сети)

бухать в России всегда любили, вложение надёжное

Вот что-то есть в вашем комментарии такое. знаете ли.

Бухать везде любят (и я), в Токио после 18 00 вообще каждый 2й мужичок в подшофе, особенно зайти в переулки, прямо как на майские праздники в измайловском парке.

Просто никто никогда в мире не жрал одеколоны и не дрался за водку (привет святому ссср).

ну да, для азиат вообще алкоголь — это атас, китайцы, корейцы, японцы, разные коренные народы и т.д

правильно насчёт одеколонов вспомнили, народ может просто перейти на бухло подешевле, что может отразиться на revenue.

в общем, сколько бы ни пили, самое главное, чтобы пили дорогое.

Насчет того что никто и нигде в мире. Я бы поискал истории про времена сухого закона в США. А по потреблению чистого алкоголя на душу населения страны экс-СССР и впрямь в топе в мире. Читал отчет ВОЗ в 2014. С цифрами. Правда там данные 2015 года. Судя по отчету с нами могли поспорить разве что венгры, чехи, румыны, хорваты. Но если сравнивать с Ближним Востоком, Азией и вообще с исламским миром, то и мы и Европа и США в целом все алкаши.

Cтартапы, смузи, ИИ, машин ленинг, генная инженерия

< Дешевое пивко и другие гиперборейские напитки ред.

надо брать. Пить не бросят никогда :)

Мой любимый магазин. Уже живу там просто

Магазины КБ, как и упомянутый Магнит, наверняка открываются по франшизе. Стоит ли тогда говорить, о росте сети, как показателе? Только если частично.

Не было никогда у них франшизы. Продуктовый ритейл почти не знает такого слова. Я даже и не вспомню хоть одну сетку, которая бы франшизу предлагала

Ну не знаю, вроде юрлицо пятерочное везде

не, точно разные. И всегда были разные, во всяком случае в СПб

У них куча юрлиц, но юрлица все X5 принадлежат.

О чем вы спорите, если на сайте Х5 предлагается франшиза пятерочки?

Сеть говорит, что у Магнита была франшиза.

Была, но кто ее видел?

На сегодня я только одну сеть федерального масштаба знаю: Фасоль от Метро С&С.

В ней франшизного намного меньше, чем в том же макдаке

Кроме фасоли:
Фикс прайс
Доброцен
Лет десять назад пятерка (сейчас - не знаю, вряд-ли)

Вроде нет. В разные дни могу видеть одного и того же продавца в разных точках. Как Фигаро. Это касается и Пяторочки и Дикси. На франшизу не похоже.

Это аутсорс персонала

@Nazigul Jusupova
что компания наняла аудиторско-консалтинговую компанию E&Y для проведения due diligence сети перед её возможным биржу.

Поправьте плз: "возможным выходом на биржу" наверное имелось в виду. ред.

У них маленький выбор пива. Я уже все попробовал, и оно надоело. Теперь редко туда хожу:(

Бристоль, Вайнлаб. У меня они тут все в границах одного перекрестка улиц.

Да там тоже ассортимент не ахти

Покупал один и тот же вискарь. Прямо в точности в Метро и в КБ. Вкус НЕБО И ЗЕМЛЯ. Разные. Тоже самое касается и коньяков. А от вина вообще голова гудит, которое в КБ продается. Очень со многими общался - говорят что для КБ "второй эшалон производства". Те бутылка одна, наклейка одна, а качество другое.

Ле, пока такие как вы будут жить, все ещё будут попадаться люди верующие в порошковое вино. Приходят в алко.маркет и трясут бутылку вина из Испании и заявляют, что оно порошковое. А почему именно оно, внятного ответа дать не могут.
Касательно виски, просто разная дата розлива. Блин, да даже водка от партии к партии может иметь незначительные различия, а это может всего лишь связано с другой водой.
Ну не выгодно продавать "палёнку", ну. Попадутся и смысл? Репутация минус, пойдут в другой магазин и.т.п
Ибо тогда не понимаю, зачем столько разных алко.маркетов тогда?
А общем будьте умнее

Что ты говоришь? какая дата розлива? Хеннесси и маккалайн от даты розлива?? Вы реально?? Что за бред. Проблема там в другом! А том что на том заводе есть такая вещь как бочка! И вы наверное в курсе что такое молодая бочка и старая? Так вот в молодых бочках напорядок хуже качество напитка, а уже та которая прошла "обкатку" - там лучше! Вот на нас и гонят то что хуже, так как если еровпейскому обывателю с утонченным вкусом подсунут не то - он это выльет. А у нас и китайцев начхать на утонченный вкус) Это и называется второй эшалон. Только вот например Метро поставляет именно ту продукцию которая на Европу идет. А кб - то что на нас по заказу. Но это не значит что подделка. Нет - все полностью тоже, и из чего. Вопрос в выдержке. ред.

У Студенникова было, скажем так, альтернативное производство алкоголя, импортозамещение ещё до того, как это стало мейнстримом. Его на этом и развели господа, которым 51% достался, или доля или по сроку ему и его жене. Так что лучше Метро

Те кто любит акцизные марки - эти шедевры полиграфии можно приклеить на любую поверхность, даже на подводную лодку или гирю

И 49% несчастного Студенникова это фуфло, которое не генерит прибыль. Но было бы интересно посмотреть отчёт аудиторов и посмеяться над ним, как они этот схематоз на IPO будут выводить ред.

от вина вообще голова гудит, которое в КБ продается

Если сходить в отзывы о товарах в приложении К&Б (да, в какие только клоаки интернета не забрасывало желание пощекотать себе нервы), то две трети отзывов содержат упоминание болела голова или не болела на следующий день. То есть не вкус обсуждается, не что-то ещё.

ну народ наверное хлещет этот алкоголь, вот голова и болит

А что ещё с алкоголем делать? Как антисептик так себе идея

Волковская IPA всегда самая свежая у них. Дата розлива ближайшая среди всех сетевых ритейлеров. ред.

А от вина вообще голова гудит

Голова гудит от плохого напитка или от большого количества выпитого спиртного. Со вторым пунктом всё просто, с первым чуть сложнее, но тоже есть лайфхак: не брать вино дешевле 600-700 рублей. Адекватный винчик начинается от этих цифр, взять не сивуху дешевле — чистая удача.

По образу и подобию

Не договорившись со Студенниковым, Сергей Кациев вернулся в Москву, будучи твердо уверенным в необходимости создать собственную сеть алкомаркетов. Возглавил проект Алексей Топорков, который до этого был начальником управления внутреннего аудита и отвечал за финансовый контроль филиалов холдинга. «Взяли красивое название, сделали бренд-бук и начали с присущим Сергею Солтановичу [Кациеву] увлечением и профессионализмом тиражировать магазины», — описывает запуск проекта один из бывших подчиненных Кациева. (Кациев от комментариев для Forbes отказался.)

Один из бывших сотрудников «Бристоля» вспоминает, что «Мегаполис» настоял, чтобы кто-то из основателей компании остался управлять бизнесом в обмен на небольшую долю в компании. Остался Саляев. Сначала возглавил филиал «Мегаполиса» в Нижнем Новгороде, а сейчас он генеральный директор компании «Альбион-2002», которая управляет алкогольной сетью «Бристоль». В разговоре с корреспондентом Forbes он сообщил, что не уполномочен давать комментарии от своего имени. Уточнил при этом, что нельзя связывать табачного оптовика «Бристоль» с современной розничной сетью алкогольных магазинов: «Это абсолютно разные бизнесы». Кациев сразу собирался строить федеральную сеть — он видел, как развивается «Красное & Белое», и перспективы казались ему заманчивыми.

В одном из интервью основатель сети «Красное & Белое» рассказывал, как, открыв первый магазин, сразу начал зарабатывать в пять раз больше, чем ожидал. «Открыть алкомаркет значительно дешевле, чем тот же универсальный магазин: небольшая площадь, отсутствие холодильного оборудования, недорогие стеллажи и палетная выкладка», — объясняет успех Александр Ставцев, руководитель проекта WineRetail. Вложения в открытие одного магазина «Красное & Белое» и «Бристоль» эксперт оценивает в 1,5–2 млн рублей. Александр Мечетин, основатель Beluga Group, считает, что инвестиции в открытие, включая товар, составляют до 5 млн рублей. Кроме того, для такого формата гораздо легче найти торговые площади под аренду и нет острой необходимости выбирать проходное место: люди, которым нужен алкоголь, сами знают, где его продают. Магазины «Красное & Белое» иногда размещаются в торцах зданий или во дворах жилых домов. Еще одно преимущество — такой магазин легко как открыть, так и закрыть, тестировать локации гораздо проще, чем это обходится ретейлерам типа «Пятерочки» или «Магнита».

Первый магазин под вывеской «Бристоль» открылся в сентябре 2012-го. «Нижегородскую сеть долго раскачивали, — рассказывает один из нижегородских предпринимателей, наблюдавший за развитием проекта. — По табаку они все знали и умели, а вот цены на алкоголь уступали по привлекательности «Красному & Белому». «Бристоль» долгое время была нерентабельной, подтверждает знакомый Сергея Кациева, не могла работать с алкогольными производителями напрямую из-за малых объемов и делала закупки через локальных оптовых операторов в Нижнем Новгороде. Преодолев порог в 1000 магазинов в 2014 году, сеть получила возможность осуществлять прямые закупки алкоголя, а рентабельной сеть стала только в конце 2018 года.

«Бристоль» наращивала сеть не только органически, но и с помощью покупок мелких ретейлеров: «Градуса» в Ульяновске, «Семи пятниц» в Екатеринбурге, «Растяпино» в Нижнем Новгороде. В 2015 году «Дикси-Юг» купила 30% «Бристоля» за 1,78 млрд рублей, но позже акционеры совершили обратную сделку. Знакомый с ситуацией менеджер говорит, что с самого начала объединение было нецелесообразным, бизнесы находились на совершенно разных этапах: «Бристоль» — это стартап, который быстро рос и генерировал убытки, в то время как «Дикси» — публичная компания, получающая прибыль.

К 2017 году общее число торговых точек «Бристоль» превысило 2500, а выручка — 68 млрд рублей. В отчете Philip Morris International за 2016 год было сказано, что Кациев и Кесаев получили свои $100 млн, выполнив условия по эффективности продаж, оговоренные табачными производителями при покупке доли в «Мегаполисе».

Но догнать челябинского конкурента, превосходящего «Бристоль» втрое по выручке и вдвое по числу магазинов, Кациеву и Кесаеву так и не удалось. Да и по эффективности сеть табачных королей сильно уступала челябинской. Один магазин «Бристоль» в год давал 20 млн рублей, а такой же у Сергея Студенникова — в два раза больше.

«Для «Бристоля» они [«Красное & Белое»] как кость в горле, прямой конкурент: формат, места, цены на одном уровне, схожий ассортимент, — перечисляет бывший сотрудник «Мегаполиса». — При этом сам бизнес интересный и динамично развивающийся. Кациев давно предлагал их купить, но гордые челябинцы отказывались». По словам источника Forbes, предложения о слиянии поступали Студенникову до 2017 года.

Сергей Студенников больше 25 лет занимается торговлей алкоголем, пивом, табаком, бакалеей. Свой самый удачный проект он запустил в 2006 году. · Фото Екатерины Кузьминой · РБК · ТАСС

Оставшиеся без ларьков

Бизнесмены Игорь Кесаев и Сергей Кациев занимаются продажей сигарет с начала 1990-х, в 2018 году, по оценке Forbes, выручка их главного бизнеса — табачного дистрибьютора «Мегаполис» — составила 705 млрд рублей. При его строительстве партнеры не жалели ни сил, ни средств. В 1997 году Кесаев получил контракт на продажу в России сигарет американской Philip Morris International (PMI), затем они с Кациевым начали скупку оптовиков, имеющих контракты с другими крупными производителями табачных изделий. Денег не жалели, суммы сделок доходили до $200 млн за актив. Если от предложений отказывались, в регионе открывался филиал или торговый дом «Мегаполиса», который обрушивал цены. К 2013 году оборот «Мегаполиса» превышал 440 млрд рублей, компания получила контроль над 70% всего российского табачного рынка, единственным серьезным конкурентом была компания СНС, работающая по контракту с British American Tobacco (BAT).

Помешать развитию могли только законодатели. «В конце 2010 года мы впервые узнали о готовящемся в правительстве беспрецедентно жестком антитабачном законопроекте», — вспоминает Анатолий Верещагин, бывший топ-менеджер Japan Tobacco International (JTI). Проект предполагал введение запрета на продажу сигарет в нестационарных торговых объектах площадью менее 50 кв. м. А через ларьки и киоски, по оценке Nielsen, продавалось почти 50% табачных изделий.

Три года производители и дистрибьюторы табака держали оборону, пытаясь доказать, что закон не только принесет убытки производителям и вызовет рост теневого рынка табака, но и создаст социальные проблемы: торговля сигаретами была одним из основных источников дохода для владельцев 200 000 российских ларьков и киосков. Закон все же был принят в феврале 2013 года.

Удар для «Мегаполиса» смягчили западные партнеры. В декабре 2013 года Philip Morris и Japan Tobacco купили 40% группы за $1,5 млрд. Таким образом производители табачных изделий получали контроль над сбытом в России, а дистрибьютор — финансовые ресурсы для развития бизнеса в новых условиях госрегулирования. В контракте была оговорена дополнительная выплата $100 млн, которую и JTI, и PMI обязывались заплатить в случае, если «Мегаполис» покажет в течение четырех лет «рост качества и эффективности дистрибьюторской платформы». И у Кесаева с Кациевым, кажется, была идея, как выполнить это условие. «Создание собственной сети магазинов формата «у дома» как раз могло поддержать продажи», — говорит знакомый Кациева.

Сообразили на троих: что стало с компанией «Красное & Белое» после слияния

Выбор напитка

После одной из самых громких сделок в российском ретейле прошло больше полутора лет, и Сергей Студенников впервые согласился поговорить с журналистом. Бизнесмен встретил корреспондента Forbes в своем московском офисе, расположенном в золотой башне «Меркурий тауэр» Игоря Кесаева в «Москва-Сити».

Выпускник Саткинского горно-керамического техникума занялся бизнесом в конце 1980-х. Лично ездил за товаром, стоял в очередях, покупал и перепродавал продукцию возле ресторана «Уральские пельмени» в Челябинске. Позже Студенников участвовал в запуске уральской розничной сети «Монетка» Романа Заболотнова и Александра Жеребцова, был директором представительства в Челябинске. «Сергей там был младшим партнером, а Заболотнов — его боссом», — рассказывает старый знакомый Заболотнова и Студенникова.

Заработав первые деньги, Студенников основал собственный «SPS-Холдинг», куда в разное время входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем и пивом. «Мне сильно повезло в жизни, — признается бизнесмен. — Я общался с людьми, которые начали заниматься ретейлом уже в конце 1990-х. Они вдохнули в меня идею ретейла, расширили мировоззрение». В начале 2000-х Студенников с региональным партнером компании «Р-Модуль» из Нижнего Тагила основал фирму «Ролис», которая управляла сетью строймаркетов «Евроград». Через несколько лет партнер погиб в ДТП, в одиночку Студенников бизнес не потянул и свернул его.

Внимание предпринимателя переключилось на другое направление — в его холдинг входила фирма по оптовой торговле алкоголем «Азимут». Ее Студенников зарегистрировал в 2003 году вместе с тремя основателями продуктовой сети «Три богатыря» из закрытого города Озерска в Челябинской области. «Это было собрание свободных художников: оптовое направление было общим, а розницу каждый мог развивать свою отдельно», — рассказывает знакомый челябинских бизнесменов. Позже интересы партнеров разошлись, но именно тогда Студенников окончательно определился, чем займется дальше.

В 2006 году он открыл первый магазин «Красное & Белое» в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Продажи в точке, специализирующейся на торговле алкоголем, сразу же превысили ожидания. Успех был неожиданным для местных бизнесменов. «Сергей не менеджер, он предприниматель 1990-х, который действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из них. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».

За первый год сеть выросла до 64 алкомаркетов. Небольшие магазины площадью в среднем 80 кв. м вмещали несколько сотен товарных позиций, в основном алкоголя, пива и сигарет. С самого начала была задача дать лучшее ценовое предложение, например пол-литровую бутылку водки в магазине продавали за 29 рублей.

В середине 2013 года в одной только Челябинской области работало 470 магазинов «Красное & Белое». Уже тогда Студенников начал раздражать конкурентов и регуляторов. «Это больше, чем магазинов «Пятерочка» и «Магнит», вместе взятых! «Красное & Белое» нас всех уже… монополизировала», — возмущалась руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова. По данным ведомства, в 2012-м сеть занимала в области самую большую долю продуктовой розничной торговли — 5,9%.

По итогам 2014 года «Красное & Белое» вошла в топ-15 продовольственных ретейлеров страны с выручкой 47 млрд рублей. К этому времени число магазинов выросло до 1700, а через год превысило 2500. В чем секрет столь быстрого роста? На рынке считали, что здесь не обошлось без влиятельных покровителей: чиновников, сотрудников федеральных силовых ведомств. Студенников никогда не стремился опровергать слухи о себе и своем бизнесе, его устраивала роль малозаметного регионального предпринимателя, ни на что не претендующего. «Все думали, что мы ведем бизнес как-то нечисто, с этим связывали успех, — говорит он. —Очень хорошо, когда тебя недооценивают. Важно создать иллюзию слабого игрока, чтобы большие не задавили».

Правильные партнеры

На помощь челябинскому предпринимателю пришли Игорь Кесаев и Сергей Кациев, которые с начала 1990-х занимаются в основном продажей сигарет. За это время они накопили лучшую в России экспертизу на сложном рынке табака и алкоголя. В декабре 2013 года партнеры продали 40% акций «Мегаполиса» международным производителям сигарет Philip Morris и Japan Tobacco за $1,5 млрд. На тот момент «Мегаполис» контролировал 70% российского табачного рынка.

В 2019 году выручка табачного дистрибьютора составила 752 млрд рублей. По словам Студенникова, с Кесаевым и Кациевым он знаком по меньшей мере 10 лет. «Мы давно друг друга знаем, — говорит он. — С 1990-х знакомы заочно, потом уже были очные рабочие встречи, где мы обменивались опытом. Обыкновенная рабочая рутина».

Обсуждали ли предприниматели объединение бизнеса? По словам источника Forbes, предложения о слиянии поступали Студенникову давно. Сам он на вопрос о переговорах отвечает уклончиво: «Гипотетически в разговоре [с Кесаевым и Кациевым] такие темы, естественно, затрагивались. Но таких разговоров и предложений от разных игроков случается по 10 штук в год. Но чтобы давайте кровь из носу объединимся, такого желания не было ни у нас, ни у акционеров «Мегаполиса». Получить комментарии Кесаева и Кациева Forbes не удалось.

«Что нас с партнерами роднит? Это вовлеченность акционеров в операционную деятельность каждой из трех компаний, — рассуждает Студенников. — Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее. Все стратегические решения принимаются акционерами совместно, а оперативные вопросы в дальнейшем дошлифовываются разными командами».

Сегодня сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» управляют разные команды. Тем не менее преимущества от слияния есть. Например, Студенникову, по его словам, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» (до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го) и увеличить прибыль, открыть около 700 новых магазинов (всего сеть насчитывает 8800 точек). Пандемия ретейлера практически не задела: трафик в магазинах упал, зато средний чек вырос с 260 до 300 рублей. По итогам года Студенников прогнозирует рост выручки на 25–27%. В объединенной компании планируется довести оборот до 1,1 трлн рублей до конца года. По словам предпринимателя, развиваться в России ему уже не так интересно — через три-пять лет челябинец хочет вывести «Красное & Белое» на внешние рынки, в частности в США, Китай и Индию.

В марте 2020 года Forbes оценил состояние Сергея Студенникова в $1 млрд. Предприниматель к новому статусу миллиардера равнодушен. «Вы спрашиваете, как я себя ощущаю? Никак. Для меня нет разницы, — пожимает плечами Студенников. — Если ты ретейлер, для тебя действует закон природы — развиваться. А деньги — это лишь следствие, я работаю не ради них».

Новогодний сюрприз

Многие на рынке связали мероприятия силовиков с действиями конкурентов и давлением на «Красное & Белое». Один из поставщиков рассказывает, что встречался со Студенниковым за несколько недель до происшествия и собственник был не похож на самого себя: «Всегда уверенный и спокойный на переговорах, он был буквально на грани нервного срыва».

Сразу три крупных производителя крепкого алкоголя, которые работают или работали с сетью, связывают эти события с последующим объявлением сделки по слиянию «Красного & Белого», «Бристоля» и «Дикси». Вспоминают историю с московским винно-коньячным заводом «КиН», на который владельцы «Мегаполиса» обратили внимание в 2007 году. Тогда налоговики пересчитали предприятию ранее начисленные налоги и увеличили их сумму в 20 раз (через год претензии были признаны незаконными), а позже основного владельца «КиНа» Армена Еганяна и гендиректора Николая Евсеева обвинили в похищении человека (через несколько месяцев это дело было прекращено). В июле 2008 года Еганян согласился продать «Мегаполису» 7,93% акций завода, но правительство Москвы передумало продавать свой пакет «КиНа» (43%), и сделка сорвалась.

Знакомый Кациева исключает подобный сценарий: «Сначала обыски, затем сделка — это слишком топорно и грубо. Сергей Солтанович — интеллигентный человек, профессор». Партнер Кациева Игорь Кесаев — один из основателей фонда «Монолит», поддерживающего ветеранов ФСБ и семьи погибших сотрудников спецслужб. Также он основной владелец оружейного завода им. В. А. Дегтярева, совет директоров этого предприятия возглавляет бывший заместитель директора ФСБ Владимир Анисимов.

Условия сделки по слиянию «Бристоля» и «Дикси» с сетью «Красное & Белое» не раскрываются, в заявлении по ее итогам говорилось, что в результате объединения сеть может занять третье место среди FMCG-ретейлеров в России. «Развитие объединенной специализированной сети дает синергетический эффект всей группе компаний. Чтобы добиться этого в одиночку, «Дикси» потребовались бы огромные вложения», — рассуждает Александр Ставцев. Сергей Студенников, по расчетам Forbes, потерял $100 млн: до сделки его состояние оценивалось в $950 млн, после нее — в $850 млн.

Один из бывших менеджеров «Мегаполиса» считает, что Студенникову может достаться управление объединенной компанией, что даст ему новый стимул для развития бизнеса. Другой собеседник не так оптимистичен, он называет «Красное & Белое» последней крупной региональной сетью, где все решал собственник: «По такому же принципу существовал «Магнит» Галицкого. И пускай кому-то компания Студенникова казалась странной, зато он был настоящим ковбоем, который делал свое дело без страха и упрека».

Читайте также: