Основные черты феодализма как хозяйственной системы аллод бенефиций феод

Обновлено: 17.05.2024

Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное, индивидуальное владение могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наследственном пользовании отдельных семей.

Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности.

Согласно главе 59 «Об аллодах», земля наследовалась по мужской линии: “земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям”. В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, о ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – результат взаимодействия общинных традиций германских племен с институтами классической частной собственности, господствовавшими в римской Галлии к моменту экспансии франков на ее территорию.

Исходный системообразующий элемент новой общественной организации — пахотный земельный участок, обрабатываемый трудом непосредственного производителя, — со временем перешел в полное распоряжение этого производителя с правом передачи наследникам по мужской линии, т. е. превратился в аллод. Последний представлял собой свободную от родовых и общинных ограничений земельную собственность, (но не совсем аналог полной частной собственности по римскому праву).

Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков – сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

Эдиктом короля Хильперика (561—584 гг.), внука Хлодвига, было установлено, что после смерти землевладельца его надел мог быть передан не только сыновьям (как это было в свое время установлено главой LIX Салической правды), но и дочерям, братьям и сестрам, а не «соседям» (т. е. общине). В дальнейшем аллоды стали объектами завещаний, дарений и купли-продажи, эти принципиальные изменения в способах отчуждения земельной собственности  к углублению социальной дифференциации внутри общины, к ее фактическому разложению.

Возникновение аллода  к концентрации земельных богатств в руках крупных собственников, стоявших за пределами общины, а также к превращению верхушки общинников в мелких вотчинников и к массовому обезземеливанию рядовых общинников.

Уже в 7 в. стали складываться феодальные вотчины (сеньории), где примерно одна третья часть земли составляла собственность феодала — домен (от лат. dominus — господин), а остальная передавалась крестьянам на праве держания при условии несения ими повинностей в пользу своего господина (сеньора). Вотчина со временем превратилась в главный социальный и хозяйственный организм феодального общества.

Появление бенефиция — одно из проявлений аграрного переворота, произошедшего во Франкском государстве в 8 в.: аллоды, дарения в полную безусловную собственность были заменены пожалованиями в пожизненное пользование. Изменилась социальная структура франкского общества, появился новый военный слой бенефициариев, связанных с королевской властью поземельными отношениями. Бенефиций способствовал появлению профессиональных воинов-рыцарей и возникновению отношений личной верности и покровительства (вассалитета) между жалователем и бенефициарием.

При Карле Мартелле, который в 715-741 гг. являлся главой королевской администрации и фактически правителем государства, была начата реформа, получившая наименование бенефициальной (была задумана с целью реорганизации вооруженных сил королевства).

Путем конфискаций владений своих политических противников, подавленных после усмирения внутренней смуты в стране, а также в результате захватов новых земель, осуществляемых в ходе завоевательных войн против соседних племен и народов, Карл Мартелл смог образовать значительный по размерам земельный фонд, из которого стали раздаваться участки верным правительству феодалам, но не в полную собственность, а в пожизненное держаниебенефиций (лат. beneficium – знак милости, услуги) с условием несения службы (военной) в пользу короля.

Объем выполняемой службы зависел от размеров бенефиция и возраста бенефициария. Бенефициарий не только являлся на военную службу лично, но и приводил с собой определенное количество воинов.

Земля передавалась в бенефиций вместе с сидящими на ней крестьянами, которые отныне несли повинности (барщину или оброк) в пользу бенефициария. Передача бенефиция оформлялась договором, скрепленным клятвой верности.

Согласно договору король становился сеньором (сюзереном) бенефициария, а последний — вассалом короля (термин «вассал» в переводе с галльского первоначально означал «домашний слуга»).

В случае смерти жалователя бенефиций возвращался его наследнику; если умирал получатель бенефиция, а его наследник желал продолжить пользоваться бенефицием, требовалось новое переоформление договора. Отказ от службы, нарушение верности королю или разорение хозяйства бенефициария приводили к потере бенефиция.

Бенефиций раздавали не только короли, но и крупные феодалы. Вскоре многие бенефициарии стали могущественнее королей.

Феодземли, пожалованные сеньором вассалу в наследственное владение, пользование и распоряжение на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора.

Власть бенефициариев внутри своих владений была безграничной, и как только они добились превращения своих поместий в наследственное владение (феод), их зависимость от королевской власти окончательно исчезла.

Многие земельные магнаты успели обзавестись собственными вассалами, опираясь на которых они чувствовали себя в полной безопасности и не нуждались в поддержке со стороны короля. Поскольку хозяйство в то время носило преимущественно натуральный характер и регулярные рыночные связи практически отсутствовали, не существовало никаких экономических рычагов, опираясь на которые королевская власть могла бы противостоять сепаратизму отдельных феодалов, суверенизации их власти.

Серьезные изменения происходили и внутри класса зависимого крестьянства, затрагивая как материальное положение, так и правовой статус этой самой многочисленной социальной группы. Обезземеливание крестьянства приобрело массовые масштабы, а непосильная военная служба, уклонение от которой влекло за собой громадные штрафы (стоимостью в 20 быков), обременительные налоги и поборы в пользу государства, прямое насилие знати и чиновников довершали разорение свободных франков.

За потерей земли следовала утрата личной свободы крестьянина. Однако интерес феодалов заключался отнюдь не в том, чтобы согнать крестьянина с земли, а, наоборот, в том, чтобы как можно более тесно прикрепить его к земле, — для феодалов это был единственно возможный способ реализации их права собственности на землю.

Маломощный или обезземеленный крестьянин вынужден был искать «покровительства» со стороны «сильных», окончательно теряя свою самостоятельность и независимость.

Акт вступления под личное покровительство назывался коммендацией (от лат. commendo — препоручать, вверять, передавать). Коммендация являлась дополнительным резервом усиления экономического и политического влияния крупных вотчинников на все большую массу трудящегося населения, вырываемого из прежних родовых сообществ и под давлением материальных обстоятельств переходившего в принципиально иной правовой статус.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите три основных сословий в Среднего века
  2. Каким хозяйством занимались крестьяне в Средневековье?
  3. Что входило в правила рыцарской чести?

Подготовка вопросов: Почерняев Н.С

Дополнительная литература по теме

феодальный строй в западной европе x-xiii вв.

Отношения сеньор-вассал - каждый вассал находился в поземельной и личной зависимости от своего сеньора. От сеньора он получал землю. А главной его обязанностью была военная службы у своего сеньора. По первому же его приказу вассал должен был явиться к сеньору в полном вооружении

Феодальное имение - земли в одной местности, принадлежавшие феодалу.

Земля в имении феодала делилась на две неравные части: господские поля (большая часть), - крестьянские наделы (меньшая часть)

Повинности - принудительные обязанности, которые выполняли крестьяне в пользу феодала за пользование крестьянскими наделами: - оброк, - барщина

Оброк - принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся феодалом.

Барщина - принудительный труд крестьян на земле феодала.

Феодальная зависимость - поземельная и личная зависимость крестьян от феодалов

Натуральное хозяйство - хозяйство, при котором продукты труда производились для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи

Междоусобные войны - войны между феодалами в период феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность - распад государств на ряд средних и мелких владений феодалов. Причины: - переход от бенефиция к феоду, - хозяйственная обособленность феодов с их натуральным хозяйством

В большинстве цивилизаций Средневековья господствовал феода̀льный строй. Для того, чтобы разобраться в этом понятии, давайте познакомимся со структурой общества в Средние века. Во главе общества находились феода̀лы. У них во владении была земля, они управляли государством, из них складывалось войско для защиты страны. Мелкие феодалы подчинялись более крупным и получали за это плату в виде землевладения. Такая система подчинения называется феодальной лестницей. У неё была одна особенность: вассалы подчинялись только своим сеньорам. Отсюда принцип: «васса̀л моего васса̀ла – не мой вассал».

Ещё одним важным сословием было духовѐнство – «те, кто молится». Они были свободными и жили за счёт крестьян и феодалов, взамен «вымаливая» их грехи. Основную массу населения составляли крестьяне. Они вели своё небольшое хозяйство и должны были платить за это феодалу налог. Крестьяне были в личной зависимости от феодала. Но средневековый крестьянин не был как древний раб «говорящим орудием труда». Он не был собственностью феодала.

Таким образом, феодальный строй – это общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.

Поэтому и структура феодального общества состоит из трёх групп людей: «те, кто молится» – духовенство; «те, кто воюет» – феодалы; «те, кто работает» – крестьяне и ремесленники.

Крестьяне.

Крестьяне в Средние века помимо земледелия и ско­товодства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них глав­ным делом. Потребности его развития превращали многих сель­ских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником — приспособлением для отвала земли. Придумали и хо­мут для лошади. Он позволил использовать этих животных дли вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье. Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вно­сить навоз и другие удобрения. Широкое распространение полу­чило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно север­ных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот на­дел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы гос­подской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одно­временно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Од­носельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защи­щали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользо­вались лесами и лугами.

Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и к их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.


Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского",XV век

Феодалы.

Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора — замок. Замки строились одновременно со складыва­нием самого феодализма. В IX —X ив. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. 13 замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебра­сывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась темни­ца. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в ма­ленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко про­кладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из полнала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захва­те замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно храни­лись большие запасы продовольствия.

Рыцарство.




Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцар­ской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже пере­двигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, ас 14 лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем», фео­дальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осы­пали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились ры­царями. Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одними из глинных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлят ь храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. На­стоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предуп­редит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Суще­ствовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необуздан­ных, жестоких и жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, цер­ковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства.



Словарь

ВАССАЛ (франц. и англ. vassal, от кельт. gwa-sawl - служащий, отсюда сред.-век.-лат. vassus, vasallus, vassallus). В Западной Европе, в средние века, владелец поземельной собственности, который за право владения платил разными повинностями (службою в войсках и т. п.) сюзерену, т. е. тому, кому принадлежала вся земля.

СЕНЬОР (от лат. senior - старший) - в Западной Европе в Средние века: а) феодал, земельный собственник (собственник сеньории), в зависимости от которого находились крестьяне (а часто и горожане); б) феодал, в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы - вассалы

РЫЦАРЬ (нем. Ritter - первоначально - всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек.

Оруженосец — благородный (в этом случае — обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.
В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего отрок посвящался в рыцари. Исключением могли являться Королевские Оруженосцы, которые иногда оставались оруженосцами всю жизнь.
Простолюдин же как правило служил оруженосцем пожизненно, одновременно являясь сержантом. Только в очень редких случаях простолюдин мог быть за особые заслуги посвящён в рыцари, и именно из потомков таких простолюдинов в Священной Римской империи вышло сословие министериалов.

ПАЖ (фр. le page, от греч. pais - дитя, мальчик). 1) в средние века молодые дворяне, находившиеся в услужении при владетельных особах. В настоящее время, они остались при дворах, как необходимая обстановка в разного рода церемониях. 2) в России, воспитанник пажеского корпуса. 3) пояс с крючками или шнур у женщин для поддержания платья во время грязи.

СОСЛОВИЕ , социальная группа многих докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами, и обязанностями.

Трехполье трёхполка, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые, яровые. Характерен для паровой системы земледелия времён феодализма.

НАДЕЛ - земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). В России после крестьянской реформы 1861 превратился в общинную или подворную крестьянскую собственность

ОБРОК, натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством.

Основные черты феодализма как хозяйственной системы аллод бенефиций феод


Миниатюра "Рыцарский турнир"

Классическое Средневековье в Европе '. — XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «фе­одализм» происходит от слова «феод» — наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.

К Х—XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что ко­роль раздавал большие области споим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы — рыцари. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: "Вассал моего вассала — не мой вас­сал». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцоги, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

Причины возникновения феодализма.

В период Средневековья войны были частым явлением. После распада империи Карла Ве­ликого все страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страш­нее в IX —X вв. оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые вре­менами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско. Усовершенствования в военном деле (на­пример, внедрение полков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь могла пере возить тяжеловооруженного, закован­ного в железо рыцаря, который, опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.

Рыцарь стал грозной силой , но каждого такого воина и его коня теперь должны были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.

Три сословия феодального общества.


Священник, рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция , XIII век)

В Средние века люди дели­лись на сословия молящихся (духовенство, монахи), воюющих (аристократия, рыцари) и работающих. Эти сосло­вия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных лю­дей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими За­падной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающих пошли как потомки обедневших свобод­ных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестья­не оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Счи­талось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию кресть­ян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось соб­ственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.


Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины уче­ния Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьяво­ла и замолить его грехи перед Богом.

Главной обязанностью со­словия молящихся было богослужение. Священники также крес­тили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающих­ся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих, духовенство было от­крытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.




19. Основные черты феодального хозяйства. Аллод, бенефиций,

Непосредственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером: он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер. Внеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно сказывалось при коммутации - переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.

Феодальное хозяйство было построено на жестком функциональном разделении труда, где крестьянин был одновременно и воином. Здесь военное дело было монополией феодала, а монополией крестьянина являлся труд. Молитва была монополией духовенства. Это жесткое разделение труда было оформлено в обществе в виде сосуществования трех сословий, дворянства, духовенства и крестьянства.

Аллод - выделенное в полную власть феодальное земельное владение. Первоначально аллод был неразделимой и неотчуждаемой собственностью большой семьи, постепенно, с увеличением имущественного расслоения и выделением малой семьи из большой, аллод становится владением сначала малой семьи, а затем частным. Господин аллода имеет безграничную власть в своих землях, но не имеет права покидать свои владения без ведома сеньора.

Бенефиций - пожизненное владение при условии несения военной службы.

Феод - земли, пожалованные сеньором вассалу в наследственное владение, пользование и распоряжение на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора.

20.Феодальная экономика Османской империи.

Были развитые феодальные отношения. Феодальная собственность на землю выступала в нескольких формах. До конца XVI столетия большая часть земельных угодий - государственная собственность, верховным распорядителем её был султан. Доходы с этих земель поступали в распоряжение султана.

Все османское общество делилось на 2 категории: 1. Аскери-военные; 2. Райя-посольные - стадо. В случае если военный не являлся на службу, то он терял свою собственность.

Другой формой феодальной собственности на землю - вакуфные владения. К этой категории принадлежали огромные земельные площади, находившиеся в полной собственности мечетей и различного рода других религиозных и благотворительных учреждений.

На всей территории Османской империи крестьяне, сидевшие на землях феодалов, включались в писцовые книги под названием райя и были обязаны обрабатывать отведенные им наделы.

Проблема Османской империи – неэффективная система сбора налогов. С конца XIX века Франция и Англия становятся казначеями Османской империи, которая попадет к ним в финансовую кабалу.

К XX веку население османов сократилось. Поражение Оманской империи было предопределено исторически в виду того, что военизированный феодализм, уже практически нигде не существовал. Вместе с потерей своего государственного статуса, арабский мир оказывается перед лицом индустриальной Европы, которая постаралась взять его под свой контроль.

Читайте также: