Кто правообладатель майнкрафт

Обновлено: 19.05.2024

Российская «Сити» предлагала американской компании вместе производить молочные напитки под этим брендом.

Microsoft и принадлежащий ей разработчик компьютерных игр Mojang Synergies AB обратились в Суд по интеллектуальным правам с просьбой досрочно прекратить правовую охрану торгового знака Minecraft в России, передаёт РБК.

Компании подали иск к российской ООО «Сити», владеющей торговым знаком Minecraft в России. Третьим лицом выступает Роспатент. В Microsoft отказались от комментариев.

Американской компании принадлежит исключительное право на компьютерную игру Minecraft от Mojang. Microsoft не может зарегистрировать в России права на бренд, так как с 2014 года они принадлежат «Сити». Microsoft приобрела Mojang в 2014 году за $2,5 млрд.

Человек, ответивший по указанному в СПАРК телефону «Сити», перенаправил РБК к представителю производства «Коломенское молоко». Последний рассказал изданию, что «Сити» создано для регистрации товарных знаков.

«Компания предлагала Microsoft производить молочные напитки по франшизе под брендом Minecraft. Однако производство не получило ответа от Microsoft и вскоре подало заявление на регистрацию товарного знака», — цитирует издание представителя производства. «Коломенское молоко» планировало производить под брендом Minecraft детские напитки из сока с сывороткой, но в итоге не сделала этого «в силу различных обстоятельств».

В 2016 году с производством от имени Microsoft связывалась консалтинговая компания McKinsey и требовала уступить торговый знак, рассказал представитель «Сити». В ответ «Коломенское молоко» снова предложило сотрудничество.

Как судятся за товарные знаки в России

Сергей Зуйков назвал наиболее известным громкое дело по оспариванию прав на товарный знак уфимского предпринимателя Азамата Ибатуллина. Так, в 2017 году Ибатуллин пытался отменить правовую охрану логотипа телеком-оператора МТС в виде белого яйца на красном фоне. Предприниматель настаивал, что задолго до МТС получил права на изображение, до степени смешения похожее на знак телеком-оператора: на нем желтым цветом на красном фоне изображен колосок, цветок подсолнечника и надпись «МТС», следует из материалов судебного разбирательства. Однако суд отказал истцу.

В 2018 году Ибатуллин подал иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака Top Gear, принадлежавшего BBC. Затем после одобрения Роспатентом он сам зарегистрировал этот товарный знак. В июне того же года BBC обратилась в суд, потребовав от регулятора отменить свое решение. Телеканал сослался на свою мировую известность, а также популярность шоу Top Gear. Кроме того, представители компании отметили, что у Ибатуллина нет заинтересованности в досрочном прекращении знака: его ИП официально занимается недвижимостью, он никак не связан с телерадиовещанием. Но суд отказал BBC в удовлетворении иска. Позже уже BBC успешно оспорила это решение в президиуме Суда по интеллектуальным правам. После пересмотра дела суд первой инстанции признал незаконным решение Роспатента.

С тех пор Ибатуллин подал еще несколько десятков исков в Суд по интеллектуальным правам к различным компаниям, следует из картотеки арбитражных дел. Весной этого года McDonalds Corporation подала иск к Азамату Ибатуллину о досрочном прекращении правовой охраны принадлежащего ему товарного знака «Торговый дом Мак Дак», но в июне отозвала свой иск.

Почему Microsoft решила судиться

Судя по перечню товаров и услуг, по которому «Сити» зарегистрировала товарный знак Minecraft, Microsoft мешают восстановить свои права на бренд услуги 41-го класса — «Различные электронные публикации», считает управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» и патентный поверенный Сергей Зуйков. Если Microsoft или Mojang будут оказывать подобные услуги без разрешения «Сити», то они нарушат права компании, объясняет он. По словам Зуйкова, в услуги 41-го класса входят издание книг, публикация текстовых материалов, за исключением рекламных, публикация интерактивных книг и периодики, редактирование текстов, за исключением рекламных, и другие подобные услуги.

Фото:REUTERS 2014

При этом Дяченко указала, что бренд Minecraft ассоциируется у потребителей именно с популярной компьютерной игрой. Согласно действующему законодательству, нельзя регистрировать обозначения, которые уже ассоциируются у потребителя с определенными товарами, изготовителями или местом происхождения, и использовать их иначе. Поэтому в случае выигрыша в суде истцы защитят свое право на имя и репутацию, которая непосредственно связана с наименованием Minecraft, считает она. Кроме того, Дяченко добавила, что в момент создания игры Minecraft у ее создателей уже возникло авторское право на это наименование, то есть любое использование этого названия может допускаться только с согласия правообладателей.

Чем известна Minecraft

Компьютерная игра разработана шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущена в 2009 году. Весной этого года Microsoft продала 200 млн копий Minecraft для различных платформ, игра является наиболее продаваемой в истории. При этом 126 млн человек играют в нее ежемесячно.

Подробности о создателях Minecraft и самой игре

Игра Minecraft разработана шведским программистом Маркусом Перссоном (Markus Persson) и выпущена в 2009 г. Юридически компания Mojang была основана позже, в сентябре 2010 г., разработчиком игры, а также Карлом Маннехом (Carl Manneh) и Джейкобом Порсером (Jakob Poser). Компания Microsoft купила права на Minecraft и её студию-разработчика Mojang за $2,5 млрд в сентябре 2014 г., и Маркус Перссон с некоторыми другими разработчиками ушёл из компании.

Как оптимизировать затраты на команду и систему управления тестированием


С тех пор Microsoft продала более 50 миллионов копий на ПК, игровых приставках и других платформах. Как писало издание The Verge, в мае 2020 г. продажи Minecraft официально превысили 200 млн. По данным разработчиков, в нее играют более 126 млн человек ежемесячно.

Популярность Minecraft обусловлена наличием крайне широких, практически безграничных, возможностей внутри игры. Отличительной чертой продукта стала упрощенная кубическая графика, которая напоминает конструктор Lego. Как и в случае с Angry Birds, бренд Minecraft вышел далеко за пределы игровой индустрии и стал культовым. В продаже можно найти мягкие игрушки, конструкторы Lego, одежду, украшения, посуду с изображениями Minecraft и другие товары. Игра также породила создание гигантского сообщества, охватывающее миллионы людей.

Microsoft решила отсудить права на торговый знак Minecraft в России

Фото: Thomas Peter/Reuters

ИТ-компания Microsoft и принадлежащий ей разработчик компьютерных игр Mojang Synergies AB подали в Суд по интеллектуальным правам иск к ООО «Сити», следует из картотеки арбитражных дел. Третьим лицом в деле выступает Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Как пояснил РБК ее представитель, «Сити» еще в июне 2014 году зарегистрировала в России товарный знак Minecraft. Microsoft и Mojang попросили суд о досрочном прекращении правовой охраны этого товарного знака в связи с его неиспользованием «Сити».

Microsoft является обладателем исключительного права на компьютерную игру Minecraft, разработчиком которой является Mojang, однако не может зарегистрировать в России указанный товарный знак, пока действует правовая охрана этого бренда для «Сити».

Microsoft приобрела фирму Mojang в 2014 году за $2,5 млрд.

После публикации материала человек, с которым РБК пытался связаться по номеру телефона, указанному в СПАРК как номер «Сити», перенаправил к представителю производства «Коломенское молоко», который сообщил, что юрлицо «Сити» было создано для регистрации торговых знаков. «Компания предлагала Microsoft производить молочные напитки по франшизе под брендом Minecraft. Однако производство не получило ответа от Microsoft и вскоре подало заявление на регистрацию товарного знака», — рассказал он, отметив, что они планировали производить под брендом Minecraft детские напитки из сока с сывороткой, но не сумели сделать этого «в силу различных обстоятельств». Представитель компании также добавил, что в 2016 году компания Baker McKenzie от имени Microsoft выходила на связь с требованием уступить торговый знак. В ответ «Коломенское молоко» вновь предложило сотрудничество по франшизе, однако Microsoft требовал просто отдать торговый знак Minecraft.

О нынешнем иске производитель молока узнал от РБК, он «не в курсе сути дела, однако готов отказаться от торгового знака, если этого потребует суд».

Представитель Microsoft отказался от комментариев.

Что известно о владельце товарного знака Minecraft в России

«Сити» может проиграть в суде

Юристы уверены, что бренд ассоциируется у потребителей именно с популярной компьютерной игрой. Согласно действующему законодательству, нельзя регистрировать обозначения, которые уже ассоциируются у потребителя с определенными товарами, изготовителями или местом происхождения, и использовать их иначе. В случае выигрыша в суде истцы защитят свое право на имя и репутацию, которая связана с наименованием Minecraft. Кроме того, при создании Minecraft у ее разработчиков уже возникло авторское право на это наименование, то есть любое использование этого названия может допускаться только с согласия правообладателей.

Пять важных поводов для любого бизнеса регистрировать товарный знак


В России каждый год увеличивается количество заявок на регистрацию товарных знаков, в 2018 году их было подано почти 50 000, что на 5,4% больше, чем в предыдущем.


Почему бизнес использует данный инструмент и в чем его польза, рассказывает эксперт редакции Ольга Батурина, руководитель департамента корпоративного права Umbrella group.

Кому и зачем нужен товарный знак?

Ваш бизнес начал приносить прибыль и имеет хорошие перспективы развития. Вы планируете работать не один год и хотите отстроиться от конкурентов. У вашей компании оригинальное название или логотип, — значит, рано или поздно вам придется подумать о регистрации товарного знака.

Зачем «Сити» товарный знак

Марина Дяченко отметила, что история с Minecraft похожа на действия мошенников, которые регистрируют на свое имя товарные знаки известных продуктов, особенно иностранного производства. Это делается в тех случаях, когда неизвестная компания хочет продавать свой продукт под уже раскрученным именем, так как у потребителей возникает ассоциация, что они приобретают то, что действительно имеет имя и соответствующее качество. «Другая причина — требовать компенсацию за использование товарного знака, в этом случае мошенники могут рассчитывать на существенные суммы, которые могут доходить до нескольких миллионов, этим занимаются так называемые патентные тролли. В дальнейшем такие мошенники предлагают своим оппонентам выкупить товарный знак во избежание затратных судебных разбирательств», — указала Дяченко. Однако мало зарегистрировать товарный знак, им еще нужно пользоваться, напомнила она.

Microsoft воюет с российским производителем йогуртов из-за бренда Minecraft

Microsoft и принадлежащий ей разработчик компьютерных игр Mojang Synergies AB судятся за торговый знак Minecraft с ООО «Сити», юрлицом компании - производителя йогуртов. Microsoft обладает исключительными правами на эту самую продаваемую в истории игру, но зарегистрировать товарный знак в России не может из-за того, что малоизвестная компания «Сити» является его правообладателем.

Правообладатель торгового знака Minecraft в России никак не связан с играми

Компания Microsoft и принадлежащий ей разработчик компьютерных игр Mojang Synergies AB подали в российский Суд по интеллектуальным правам иск к ООО «Сити». Причина спора – торговый знак Minecraft. Microsoft обладает исключительными правами на эту культовую игру, но зарегистрировать товарный знак в России не может из-за того, что малоизвестная компания «Сити» является его обладателем. Microsoft и Mojang просят суд досрочно прекратить правовую охрану товарного знака.

Как стало известно РБК, юрлицо «Сити» было создано для регистрации торговых знаков и напрямую связано с производителем йогуртов «Коломенское молоко». Его представитель пояснил, что компания предлагала Microsoft производить молочные напитки по франшизе под брендом Minecraft, но не получило ответа и просто подало заявление на регистрацию товарного знака. В 2016 г. компания McKinsey от имени Microsoft выходила на связь с требованием уступить торговый знак. Производитель вновь предложил сотрудничество по франшизе, но это Microsoft не устроило, компания просто потребовала отдать торговый знак Minecraft.

«Сити» зарегистрировала товарный знак Minecraft в 2014 г. Можно предположить, что это было связано с большой популярностью игры в то время – как раз в 2014 г. Microsoft купила компанию-разработчика за $2,5 млрд, и именно эта игра была на слуху. Игра, в том числе, предполагает использование визуального ряда, связанного с фермерским хозяйством и имитацией ручного труда. Возможно, товарный знак Minecraft мог отсылать к имитации ручного производства (craft) качественных молочных продуктов «Коломенского молока» в керамической упаковке.

Как пишет РБК, производитель ничего не знал об иске, но готов отдать товарный знак, если так решит суд. Управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, на мнение которого ссылается издание, уверен, что судя по перечню товаров и услуг, по которому «Сити» зарегистрировала товарный знак Minecraft, Microsoft мешают восстановить свои права на бренд услуги 41 класса — «Различные электронные публикации». Microsoft или Mojang не могут оказывать подобные услуги без разрешения «Сити», так как этим они нарушат права компании. Услуги 41 класса включают издание книг, публикацию текстовых материалов, за исключением рекламных, публикацию интерактивных книг и периодики, редактирование текстов, за исключением рекламных, и другие подобные услуги.

milk550.jpg

Microsoft и принадлежащий ей разработчик игр Mojang судятся за торговый знак Minecraft с российской компанией - производителем йогуртов

С чего начать регистрацию

Основная задача товарного знака — выделить товар или услугу на рынке. Он должен обладать так называемой различительной способностью, то есть быть легко узнаваемым для потребителя. Наибольшей различительной способностью обладают оригинальные товарные знаки: это может быть выдуманное слово, сочетание букв и цифр. Чем необычнее знак, тем выше вероятность его регистрации и надежнее правовая защита в будущем.

а) Разработка. Здесь есть ряд ограничений. Так, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака государственные символы или объекты культурного наследия, есть ограничения и с географическими указаниями.

Важно заранее удостовериться, доступно ли для регистрации соответствующее доменное имя.

б) Классы товаров и услуг. Перед подачей заявки нужно выбрать классы МКТУ (международной классификации товаров и услуг), на которые будет распространяться действие товарного знака. От количества выбранных классов будет зависеть и размер пошлины. Закон разрешает регистрацию похожих товарных знаков, если их действие распространяется на разные классы МКТУ.

Заявка проходит два этапа проверки.

Первый этап — формальная экспертиза, в ходе которой проверяется правильность заполнения заявки и уплата госпошлины.

Если оснований для отказа нет, то товарный знак регистрируется и на него выдается свидетельство.

Процесс регистрации занимает в среднем от 8 до 10 месяцев, в ходе которого, возможно, придется отвечать на запросы эксперта. Предварительные отказы в регистрации в ходе процесса — нередкое явление. Чаще отказы выносят по заявкам индивидуальных предпринимателей и ООО, которые самостоятельно подают заявки на регистрацию без учета тонкостей процесса. Если отказ неправомерен, есть возможность оспорить его в Палате по патентным спорам и в суде.

Где и в течение какого времени действует товарный знак?

Каков размер госпошлины за регистрацию товарного знака?

Госпошлину за регистрацию знака платят в три этапа. При подаче заявки за ее регистрацию и формальную экспертизу документов предприниматель платит 3 500 (до 5 классов МКТУ) рублей + 1 000 руб. за каждый следующий класс. Экспертиза товарного знака обходится в 11 500 рублей. Каждый дополнительный класс МКТУ стоит еще 2500 руб. За регистрацию товарного знака — 16 000 (до 5 классов МКТУ) рублей + 1000 за каждый следующий класс. Заключительная госпошлина за выдачу свидетельства — 2000 рублей. При этом в случае исправлений, которые запрашивает ФИПС, проводят повторную проверку, за которую также нужно платить госпошлину снова.

Как зарегистрировать товарный знак?

✔ Товарный знак можно зарегистрировать самостоятельно. Все необходимые формы и инструкции есть на сайте ФИПС.
✔ Обратиться в юридическую компанию или к патентному поверенному.

Как выбрать юридическую компанию (патентного поверенного)?

5 причин зарегистрировать товарный знак

2. Активы. Товарный знак — это актив компании, который можно оценить и поставить на баланс организации. Правообладатель может продать товарный знак или использовать его в качестве залога. Широко распространено использование лицензионного договора (как еще можно использовать лицензионный договор читайте в материале), когда правообладатель (индивидуальный предприниматель или организация) передает за вознаграждение право использовать товарный знак.

5. Торговые центры. Такая же ситуация при работе с крупными торговыми моллами. Если компания использует фирменные вывески со своим логотипом, руководство центра может потребовать документы о регистрации торгового знака.

Читайте также: