Сколько длится тайм аут в гандболе

Обновлено: 17.05.2024

Гандбол – командный олимпийский вид спорта, где матчи проводятся со специальным мячом в формате 7 на 7 игроков. Особенность игры в том, что ведение, пасы и удары здесь выполняются руками, но не стоит путать с баскетболом, волейболом или американским футболом. Сегодня гандбол – это полноценный независимый вид спорта со своей многомиллионной целевой аудиторией.

Тайм-аут

Время, в течение которого игра будет остановлена, и длительность матча определяются судьями.

Обязательно назначается тайм-аут, если:

  1. необходимо на 2 минуты удалить или дисквалифицировать игрока;
  2. предоставить командный тайм-аут;
  3. делегат или секундометрист дали свисток;
  4. судьи обсуждают создавшуюся ситуацию.

Предоставление тайм-аута зависит от возникшей ситуации. Любое нарушение, зафиксированное, когда шёл тайм-аут, имеет аналогичные последствия, что и в случае с несоблюдением правил в игровом времени. Технически остановка времени производится по алгоритму: судья подаёт 3 свистка (короткие) и показывает соответствующий жест секундометристу, который останавливает отсчёт времени. Однако при обязательных тайм-аутах, если делегат или секундометрист прерывают игру свистком, последний останавливает часы, как только прозвучит сигнал, не дожидаясь подтверждения от судьи. Обязательно подаётся свисток, который будет оповещать игроков об окончании тайм-аута и возобновлении игры.

Бывают случаи, когда судья или часть игроков не понимает вовремя, что игру уже остановили. Любое действие, совершённое в пределах площадки после поданного свистка, будет недействительным. Например, мяч забросили в ворота – гол не засчитают. Под это правило попадают и все назначения судьи по броскам. Игру возобновят, воссоздав ситуацию, имевшую место, когда дали свисток. Типичный случай, когда игру прерывают свистком от столика, наступает, если нарушено правило замены либо команды запросили тайм-аут. Для всех персональных наказаний, назначенных между сигналом об остановке и её самой, имеют силу. Действие правила не зависит от того, насколько строго наказание и каков тип нарушения.

Все команды могут получить один 1-минутный тайм-аут во всех таймах игры. Это относится только к основному времени. Санкционировано несоблюдение требуемого количества командных тайм-аутов (3 каждой команде в течение основного времени) национальными, континентальными федерациями и Международной федерацией гандбола. Они могут дать разрешение на использование только двух тайм-аутов каждой команде.

Разновидности наказаний

Официальными правилами предусмотрены следующие виды персональных наказаний:

Подразумевается показ желтой карточки. Выносится за нарушения против игрока соперника, либо за неспортивное поведение (споры с судьей, чрезмерно активная блокировка, нарушение правил выполнения бросков, пас ногой ниже колена, симуляция и т.п.). Один игрок за матча может получить до 3 желтых карточек, официальное лицо – 1 предупреждение.

Игрока могут удалить на 2 минуты с площадки за опасные действия против соперника, серьезное неспортивное поведение (протесты, нецензурная лексика, провокационные жесты и пр.), выход на площадку в качестве лишнего игрока. За 3 желтых карточки автоматически следует удаление. Оно сопровождается поднятием руки судьи с двумя выпрямленными пальцами. Замена удаленного игрока запрещена, так что команда 2 минуты играет в меньшинстве. За третье удаление игрок дисквалифицируется до конца матча.

Означает удаление с площадки до конца поединка. Назначается за грубое неспортивное поведение (бросок мяча в голову соперника, демонстративная откидка мяча, отказ следовать решению судей и т.д.), а также за серьезные систематические нарушения правил. Дисквалификация сопровождается красной карточкой. При этом игрок, тренер или официальное лицо обязаны покинуть поле без поддержания контакта с командой до финального свистка. Замена дисквалифицированного игрока разрешена только через 2 минуты после его ухода с поля.

Тайм-аут

2.8. Судьи определяют момент остановки времени игры и ее продолжительность (тайм-аут).

Тайм-аут является обязательным при:

а) 2-минутном удалении или дисквалификации;

б) предоставлении командного тайм-аута;

в) свистке секундометриста или технического делегата;

г) обсуждении судьями создавшейся ситуации в соответствии с Правилом 17.7.

Тайм-аут также предоставляется и в других случаях, в зависимости от создавшихся ситуаций (Методические рекомендации N 2).

Нарушения во время тайм-аута имеют такие же последствия, как и нарушения в игровое время (Правило 16.10).

2.9. В принципе, судьи решают, когда останавливать время и предоставлять тайм-аут. Секундометрист останавливает время игры, когда судьи подают три коротких свистка, сопровождая их жестом N 15.

Однако, если тайм-ауты являются обязательными, когда игра прерывается по свистку секундометриста или технического делегата (Правило 2.8 б - в), секундометрист обязан остановить часы немедленно сразу же по свистку без ожидания подтверждения от судей.

Свисток на возобновление игры после тайм-аута является обязательным (Правило 15.5 б).

По свистку секундометриста/делегата игра должна быть остановлена. Даже если судьи (игроки) сразу же не поняли, что игра остановлена, любые действия на площадке после свистка считаются недействительными. Это означает, что если был заброшен мяч в ворота после свистка от судейского стола, то гол не должен быть засчитан. Соответственно и решения судей на назначение 7-метрового броска, свободного броска, броска из-за боковой линии, начального броска или броска вратаря являются также недействительными. Игра возобновляется в соответствии с ситуацией на площадке, которая имела место в момент сигнала секундометриста/технического делегата. (Необходимо помнить, что типичными случаями прерывания игры по свистку от судейского стола являются запрос на командный тайм-аут и нарушение Правила замены).

Однако, все персональные наказания, которые имели место в период между свистком от судейского стола и моментом остановки игры судьями, остаются в силе. Это Правило действует независимо от типа нарушения и строгости наказания.

2.10. Каждая команда имеет право на получение одного одноминутного командного тайм-аута в каждом тайме основного времени игры, но не в дополнительное время (Методические рекомендации N 3).

В играх чемпионата, Кубка России, первенства России разрешено каждой команде использовать три командных тайм-аута в основное время (исключая дополнительное время), но не более двух командных тайм-аутов в каждом тайме основного времени игры. (Методические рекомендации N 3).

Финальный сигнал

Началом игрового времени считается свисток судьи для начального броска. Концом – финальный сигнал, который подаёт информационный счётчик времени в автоматическом режиме либо секундометрист. Когда такой сигнал отсутствует, подаётся свисток «окончить игру» делегатом, секундометристом или судьёй.

Когда информационный счётчик времени, подающий автоматический финальный сигнал, отсутствует, секундометристу предписано пользоваться секундомером или настольными часами, и самостоятельно оповещать спортсменов об окончании игры.

При неспортивном поведении и нарушении правил, произошедших, пока финальный сигнал ещё не прозвучал или прямо во время него (закончился тайм либо игра), назначение наказаний не отменяется. Если уже объявили о свободном или семиметровом броске, их выполняют, когда прозвучит финальный сигнал.

Также требуется повторение броска при финальном сигнале (конец игры, тайма, добавочного времени), прозвучавшем, когда выполнялся свободный либо семиметровый, либо при уже находящемся в воздухе мяче.

Оба случая подразумевают, что игра заканчивается судьями после выполнения (либо повторения) семиметрового или свободного броска и установления его результата.

Выполняя свободные броски (или повторяя их), игроки размещаются на поле и заменяют друг друга по указаниям судьи, учитывающем специальные ограничения. Здесь существуют отличия от действий в обычных ситуациях. Атакующая команда может заменить 1 игрока. Защищающаяся команда вправе провести замену вратаря полевым игроком при условии, что они играли без первого, когда был подан финальный сигнал. Игрок, за которым было замечено нарушение этого требования, будет наказан. Любой член атакующей команды держится на расстоянии 3 м от бросающего и не заходя за линию свободных бросков команды-соперницы. То, как правильно располагаются игроки защиты, регламентируется положениями Правил, относящимися к выполнению свободного броска.

В аналогичных случаях персональные наказания назначаются официальным лицам и игрокам, которые нарушили правила или их поведение было неспортивным. Однако назначение свободного броска, выполняемого в противоположном направлении, запрещено.

При констатации судьями факта слишком ранней подачи секундометристом финального сигнала (конец игры, тайма) игроки остаются на площадке и доигрывают время, которое осталось.

Когда после преждевременного сигнала игра возобновляется, получает мяч та команда, которая владела им до остановки. При мяче, ранее находившемся вне игры, матч возобновят путём броска, соответствующего прерванной ситуации.

При большей, чем положено, продолжительности первого (либо дополнительного) тайма игры второй сокращают на те же самые минуты. При большей длительности второго тайма никакие изменения судьями не вносятся.

Командный тайм-аут

2.17. Каждая команда имеет право на получение одного минутного командного тайм-аута в каждом тайме основного времени игры.

Официальный представитель команды, желающий попросить командный тайм-аут, должен четко показать зеленую карточку. Для этого он выходит в своей зоне запасных к середине боковой линии и поднимает зеленую карточку таким образом, чтобы ее четко увидел секундометрист.

(Размеры зеленой карточки 30 x 20 см и на каждой ее стороне должна быть изображена большая буква "Т").

Команда может запросить свой тайм-аут только тогда, когда она владеет мячом (когда мяч в игре или во время остановки игры). Если команда не потеряла мяч до свистка секундометриста, то ей в этом случае сразу же предоставляется командный тайм-аут.

В этом случае секундометрист подает свисток на остановку игры, используя жест N 14 на командный тайм-аут, и вытянутой рукой указывает на команду, которая запросила командный тайм-аут. Официальный представитель команды втыкает зеленую карточку в песок, по центру боковой линии и в 1 метре от нее. Она должна оставаться в данном месте в течение всего оставшегося игрового времени соответствующего тайма.

Судьи дают разрешение на командный тайм-аут, после остановки времени игры секундометристом. Секундометрист включает отдельные часы, контролирующие продолжительность командного тайм-аута. Секретарь отмечает в протоколе матча время предоставления командного тайм-аута и тайм, во время которого команда его запросила.

Во время командного тайм-аута игроки и официальные лица должны оставаться в своей зоне запасных или на игровой площадке. Судьи остаются в центре игровой площадки, но один из них может подойти к столу секундометриста/секретаря для проведения консультации.

Нарушения во время командного тайм-аута приводят к тем же последствиям, что и нарушения во время игры, при этом не имеет никакого значения, находились ли соответствующие игроки на игровой площадке или вне ее. В соответствии с Правилами 8.4, 16.1г и 16.2в удаление может быть назначено за неспортивное поведение.

Через 50 секунд секундометрист подает свисток на возобновление игры через 10 секунд.

По истечении времени тайм-аута, команды должны быть готовы возобновить игру.

Игра возобновляется броском, который соответствовал ситуации на момент предоставления командного тайм-аута, или, если мяч был в игре, то свободным броском команды, запросившей командный тайм-аут, с места, где мяч находился в момент остановки игры.

Секундометрист включает часы на возобновление игры по свистку судьи.

Понятие "Владение мячом" включает также ситуации, когда игра должна быть продолжена броском вратаря, броском из-за боковой линии, свободным броском или 6-метровым броском.

Понятие "Мяч в игре" означает, что игрок контролирует мяч (держит мяч в руках, бросает, ловит или передает мяч другому игроку своей команды), или, когда команда владеет мячом.

Общие положения

Официальные матчи состоят из 2 таймов по 30 минут (перерыв – 15 минут). В детских и юношеских разрядах допускается сокращение основного времени поединка. После перерыва команды должны поменяться сторонами поля. Если матч завершился ничьей, то назначаются 2 дополнительных тайма по 5 минут с перерывом в 60 секунд. Игра в овертаймах идет до первого победного периода. В случае итоговой ничьи выполняются 7-метровые броски (серия по 5 ударов, далее до промаха).

Время матча останавливается только в случае продолжительных пауз, к примеру, на время совещания судей или при удалении игрока. В течение каждого тайма команды имеют право взять по одному 1-минутному тайм-ауту.

В заявку команды на поединок должно входить 14 человек, но на поле играют только 7 (6 полевых и вратарь). Замены не ограничены и могут производиться в любой момент, но только через линию замены.

В гандболе различают следующие амплуа игроков:

  • Вратарь. Действует в своей штрафной площади и защищает ворота.
  • Крайние. Фланговые игроки, которые должны быть техничными, ловкими и быстрыми.
  • Центральный. Он же разыгрывающий. Играет в центральной зоне. В обязанности входит «умное» развитие атаки посредством грамотных сложных передач.
  • Полусредние. Находятся между крайними игроками и центром поля. Традиционно это самые рослые и сильные игроки, которые отличаются мощными бросками.
  • Линейный. Всегда играет на 6-метровой линии. Главной задачей линейного является борьба за отбитые вратарем противника мячи и препятствие обороне соперника. Такие игроки должны быть крепки физически и одновременно обладать резкостью.

Официальные матчи по гандболу обслуживают двое равноправных судей. Их мнение должно быть единогласным, поэтому нередко случаются короткие совещания. Помогают арбитрам секундометрист и секретарь, которые находятся за столом возле линии замен.

Игровое время, финальный сигнал и тайм-аут в гандболе: таймы, перерывы и их длительность

К игровому времени относят два тайма, каждый из которых длится 30 мин., если команды состоят из игроков от 16 лет и больше. Перерыв в середине игрового времени регламентируется 10 минутами. Детские команды от 12 до 16 лет играют 2 раза по 25 мин., от 8 до 12 – 2 по 20 мин. Таймы по-прежнему разделяются перерывом в 10 мин. Длительность отдыха может быть изменена национальной, континентальной федерацией, IHF. Однако максимально возможное время – 15 мин.

Назначение дополнительного игрового времени происходит, когда в конце основной игры была объявлена ничья, то есть возникла необходимость выявления победителя. Между основной и дополнительной частью должны пройти 5 минут. Последняя состоит из 2 таймов, каждый из которых длится 5 мин. Таймы разделяются перерывом в 1 минуту.

Назначение второго дополнительного времени имеет место, если в первый раз победителя не выявили. Перерыв между ними – 5-минутный. Порядок проведения этого времени аналогичен предыдущему. Когда снова имеет место ничья, основа для определения победителя – регламент состязаний. При необходимости использования семиметровых бросков, чтобы определить победителя, данную процедуру проводят по нижеследующим правилам.

Когда счёт ничейный, до окончания игры в ней не разрешается участвовать дисквалифицированным и удалённым игрокам. Каждой командой назначается пять спортсменов. Броски выполняются представителями команд-соперниц по очереди. Команды не устанавливают порядок заблаговременно. Смена вратарей свободная. Их могут заменять игроки, имеющие разрешение участвовать в игре. Каждый спортсмен имеет право выполнять семиметровый бросок и быть вратарём.

Ворота выбираются судьями. На них же возлагается обязанность определения команды, выполняющей первый бросок, через жеребьёвку. Когда первая серия проходит, но победителя выявить не удалось, последующие проводятся с изменённой очерёдностью.

Пять спортсменов назначаются каждой командой заново. Допускают использование любого игрока или выборочно тех, что выступали в предыдущей серии. Данную методику продолжают применять, пока не определится победитель. Но далее, когда заканчивается каждая серия с одним броском, разница в 1 гол считается достаточной. Игроков дисквалифицируют при допущении повторяющегося или грубого неспортивного поведения. Когда таковым оказался спортсмен, относящийся к составу выполняющих семиметровые броски, он заменяется другим игроком своей команды.

Самые крупные турниры

К наиболее значимым и рейтинговым соревнованиям по гандболу, которые приковывают внимание публики, относят:

  • Чемпионат мира. Проводится каждые 2 года под эгидой Международной гандбольной федерации. Первый чемпионат прошел в 1938 году. В турнире участвуют 24 сборных, которые проходят двухступенчатый групповой этап. Стадия плэй-офф состоит из полуфиналов и финала.
  • Чемпионат Европы. Турнир проводится под эгидой Европейской федерации раз в 2 года, начиная с 1994 года. В сетке участвуют 16 сборных, которые в групповом этапе разыгрывают 4 путевки в полуфиналы. Победитель выявляется в финальном матче.
  • Олимпийский турнир. На Олимпиаде гандбол впервые был представлен в 1936 году, но на постоянной основе закрепился только с 1972 года. В турнире участвуют 12 лучших сборных планеты, которые делятся на 2 группы по 6 команд. В плэй-офф проходят по 4 команды, которые сражаются в 1/4 финале, и т.д.

Кроме того, существует целый ряд престижных международных турниров по гандболу на клубном уровне, например, Лига чемпионов Европы, клубный чемпионат Азии и пр.

Регламент матчей

Правила Международной федерации гандбола предъявляют четкие требования к проведению официальных турниров и определяют права и обязанности игроков на площадке:

  • Гандболистам разрешается ловить, бросать, останавливать и толкать мяч руками, корпусом, головой и бедрами.
  • Игрок может удерживать снаряд не более 3 секунд и делать с ним максимум 3 шага. После этого он обязан передать мяч партнеру по команде, ударить его об пол или бросить в ворота.
  • Полевым игрокам запрещено находиться в пределах площади ворот. Исключением будет только бросок из вратарской зоны в прыжке.
  • В гандболе разрешено отбирать мяч открытой ладонью, блокировать противника корпусом, препятствовать перемещению соперника при контакте согнутыми руками.
  • Запрещено разыгрывать комбинации пассивно, то есть без попытки атаки.
  • Гол засчитывается, если было зафиксировано полное пересечение линии ворот мячом без нарушения правил. Судьи имеют право засчитать гол, если мяч не пересек линию ворот, но должен был это сделать, если бы не «постороннее» вмешательство.
  • В матче побеждает команда, которая забросила больше мячей.

Действия вратарей также регламентируются правилами:

  • Вратарь имеет право касаться площади ворот.
  • При защите ворот в пределах собственной штрафной вратари могут отбивать мяч любой частью тела.
  • Вратарю разрешено находиться с мячом в своей площади без ограничений на время, но намеренно затягивать игру запрещено.
  • Если вратарь выходит за пределы площади, то он рассматривается как полевой игрок, но мяч получать не имеет права.
  • Вратарям запрещено, находясь в площади ворот, касаться мяча за ее пределами.

Стандартные броски

В своде правил гандбола подробно описаны все виды стандартных бросков:

К данной категории относят броски в центре площадки во время розыгрыша начала игры и пропущенного гола. Бросающий игрок должен находиться одной стопой на центральной линии. Остальные игроки команд должны быть на своей половине поля.

Он выполняется с места пересечения мячом боковой или внешней линии ворот от соперника. Бросающий игрок должен одной стопой находиться на боковой линии. Соперники могут располагаться от него не ближе 3 м.

Выполняется в том случае, если мяч пересек внешнюю линию ворот от соперника или вратаря, игрок атакующей команды заступил за линию вратарской площади и коснулся мяча, вратарь взял снаряд под контроль. При этом соперники могут находиться у площади ворот.

Данный стандарт назначается за нарушение правил соперником или после тайм-аута. Бросок может выполняться без свистка судьи. Соперники должны располагаться не ближе 3 м от места выполнения удара.

Назначается за запрещенные действия против очевидного гола соперника, к примеру, за выход вратаря из площади ворот в момент атаки противника. Бросок выполняется с 7-метровой линии. В этот момент вратарь находится между линиями ограничения и ворот, остальные полевые игроки – в 3 м от бросающего.

Требования к инвентарю

Официальные турниры по гандболу проводятся только в закрытом помещении на прямоугольных площадках размером 40 на 20 м. Вокруг игровой зоны размечается зона безопасности, которая должна быть в ширину не менее 1 м. К линии ворот примыкает площадь ворот, которая ограничена разметкой (радиус – 3 м). Линия свободных ударов находится в 9 м от линии ворот. Линия для бросков-пенальти размечена в 7 м от ворот (длина – 1 м).

Центральная линия соединяет середины боковых и делит площадку на зоны соперников. Части боковой линии длиной 4,5 м от места пересечения с центральной линией называются линиями замен.

Ворота должны быть надежно закреплены, имеют в ширину 3 м, в высоту – 2 м. Каркас имеет квадратное сечение со сторонами 8 см. Стойки ворот окрашены попеременно в два контрастных цвета, отличных от цвета площадки. Сетка за воротами обязательна.

Гандбольный мяч принято изготавливать из синтетического материала или кожи. Он имеет круглую форму с окружностью 56-60 см и массой от 375 до 457 г. Не скользит в руках благодаря специальному покрытию.

История развития гандбола

История этой замечательной дисциплины зародилась в далеком 1898 году в Дании. Местный преподаватель физкультуры Х. Нильсен предложил ученикам игру, которую сам назвал «хаандбол». Играть в нее могли две команды по 11 человек. Мяч передавали только руками, кроме вратаря. Главным внешним отличием от современного гандбола считались сравнительно маленькие ворота. При этом матчи зачастую проводились на открытом воздухе.

В 1920 году в Берлине был проведен розыгрыш чемпионата и кубка Германии по «игре в ручной мяч». Спустя 3 года появились правила «3 шагов» и «3 секунд», был уменьшен размер мяча. Первая международная встреча по гандболу состоялась в 1925 году между сборными Германии и Австрии и неожиданно закончилась победой австрийцев со счетом 5:6.

В 1926 году дисциплину признали международным видом спорта. Любительские клубы стали появляться в Испании, Люксембурге, Швейцарии. В 1928 году в Амстердаме была образована Международная федерация любительского гандбола, которая добилась включения игры в программу Олимпиады-1936.

В 1946 году была учреждена Международная федерация гандбола (IHF), которая занялась продвижением профессиональных турниров, но на матчах по-прежнему играли по 11 человек в каждой команде. Привычный формат «7 на 7» был узаконен только в 1966 году, а в 1954 году официальные соревнования были окончательно перенесены в зал, чтобы избежать постоянных отмен и приостановок игр по погодным условиям.

В СССР гандбол стал популярен в конце 1920-х после включения дисциплины в программу Всесоюзной спартакиады. Первый международный матч советская сборная сыграла только в 1960 году. На Олимпиаде 1976 года в Монреале мужская команда СССР взяла первое золото на Олимпиаде, одолев в финале крепких румын со счетом 19:15. Советским женщинам пьедестал Олимпийских игр впервые покорился также в 1976 году. По итогам круговой системы они опередили сильные сборные ГДР и Венгрии.

Сегодня на международной арене гандбола сильнейшие национальные команды имеют Франция, Дания, Норвегия, Россия, Германии, Швеции.

Читайте также: