Same face syndrome что это

Обновлено: 04.07.2024

В английском языке есть такой термин, как Same Face Syndrome , что можно перевести, как Синдром одного лица. Скорее всего, вы не раз сталкивались с этим, когда смотрели аниме или читали мангу. Заключается эффект в том, что персонажи нарисованы буквально одинаково: форма, черты лица, эмоции - и отличить одного от другого вы можете только по одежде или по какому-то особому знаку (цвет волос или аксессуар). Переодень этого персонажа в другую одежду или смени прическу - и вы его не узнаете среди тысяч других так же выглядящих героев.

В 2017 году на аниме-портале Crunchyroll вышла подборка тайтлов , где зрители чаще всего путаются и не могут запомнить, кто есть кто - особенно усугубляют ситуацию одинаковые лица. Синдром одного лица - это одна из причин, почему некоторые люди не любят аниме и мангу, хотя примечательно, что даже всеми любимая студия Дисней на протяжении всей своей деятельности тоже этим страдает.

Давайте разберемся, существует ли cиндром одного лица (далее - СОЛ) и так ли это плохо, как кажется на первый взгляд?

Многие люди считают, что «cиндром одного лица» это последствие лени художников и дизайнеров персонажей. Считается, что черты лица и типы телосложения вполне позволяют создавать героев визуально отличающихся друг от друга, а те, кто применяет СОЛ , уже пошли неверной дорогой и в среде художников не пользуются успехом. Также существует мнение, что художники, совершившие грех СОЛ , обречены оставаться любителями и навечно застряли на одном этапе творчества. Однако не нужно быть столь прозаичными.

Есть несколько причин, по которым СОЛ развивался с течением времени, и лень художников тут ни при чем.

  • «Визуальная привлекательность персонажа (в т.ч. моэ)»

Во-первых, СОЛ - это не только про аниме и мангу. Шаблон красивого, вызывающего нужные эмоции, персонажа возник достаточно давно. И вот почему. Люди, как и большинство животных, реагируют на определенные качества пропорций лица и тела, которые считаются «милыми». В список входят: большие глаза, пропорционально большие головы, маленькие рты и носы и округлые черты лица. Вот почему, например, у нас есть внутренняя положительная реакция на детенышей животных. Можно сказать, что это неофициальные правила создания «милого» персонажа. И когда все работают по одному и тому же набору правил, легко увидеть сходство между огромным количеством персонажей по всем направлениям.

Какие-то схожести можно списать на то, что персонажи родственники, но все равно видно, что лица нарисованы, как по шаблону. Какие-то схожести можно списать на то, что персонажи родственники, но все равно видно, что лица нарисованы, как по шаблону. Какие-то схожести можно списать на то, что персонажи родственники, но все равно видно, что лица нарисованы, как по шаблону.

Мы все состоим из каких-то привычек. Каждый, кто строит карьеру в художественной среде, сталкивается в тем, что его творения объединяет какой-то индивидуальный художественный стиль. К сожалению, бывает и так, что, чтобы стать узнаваемым, приходится сводить выработанный стиль к собственному шаблону. За примером далеко ходить не надо - знаменитая мангака Румико Такахаси. Все ее персонажи действительно похожи, они нарисованы в индивидуальной стилистике, но, тем не менее, несмотря на то, что черты лица одинаковые, этот стиль вы ни с кем не спутаете и всегда узнаете ее. За годы работы она привыкла так рисовать, и ничего уже с этим не поделаешь.

Персонажи манги "Ранма 1/2" Румико Такахаси. Они милые, красивые и одинаковые. Персонажи манги "Ранма 1/2" Румико Такахаси. Они милые, красивые и одинаковые.

Снискавший популярность художественный стиль очень легко превратить в бренд. А если уж манга и аниме отлично продаются и превращаются во франшизу, то отступать от любимого потребителями стиля ну никак нельзя. Нечто легко узнаваемое превращается в товарный знак , благодаря этому люди объединяются по интересам или сами начинают вовлекаться в индустрию. Раз "аниме"-стиль уже сложился и стал узнаваемым во всем мире, почему не продолжать использовать его для заработка и производства новой продукции?

Дизайны знаменитых CLAMP. Манга разная, персонажи похожие Дизайны знаменитых CLAMP. Манга разная, персонажи похожие

Большинство мангак не говорят вам, что почти у каждого более-менее известного автора есть несколько помощников, а то и целая студия. Никто не может рисовать еженедельную мангу с качественным изображением за такой короткий срок, да еще и в условиях жесткой конкуренции (на самом деле, многие ваши любимые мангаки начинали с поста ассистента в создании совершенно чужой манги). Это означает, что ваши любимые персонажи, вероятно, были нарисованы несколькими людьми. Как прямое следствие этого факта, художники-дублеры должны сделать все возможное, чтобы скопировать ведущего художника и друг друга для достижения согласованности. Это облегчают жизнь всем, особенно ведущему мангаке.

Это толпа персонажей всего-то только одной франшизы Precure. Представьте, сколько людей трудится над их созданием. Это толпа персонажей всего-то только одной франшизы Precure. Представьте, сколько людей трудится над их созданием.

Аниме и манга - конкурентные отрасли. Мангаки должны создавать истории в невероятно короткие сроки. Нужно выдавать главы по 30-50 страниц каждую неделю или каждый месяц (зависит от контракта). Аниме-сериалов выходит под сотню штук каждый сезон, считая фильмы и OVA. Не зря отаку говорят - оценивай в первую очередь сюжет, а не графику.

СОЛ, как уже говорилось, нужен для того, чтобы упрощать жизнь аниматорам и художникам. Еще во времена ручной анимации, если кадры можно было повторно использовать и упростить, это давало мультфильму больше шансов одолеть конкурентов. Это объясняет, почему «золотые времена» аниме обычно заполнены персонажами с одинаковыми лицами, чьи губы не совпадают с тем, что они говорят (особенно этим грешил Dragon Ball ). В некоторых случаях поддержание простоты дизайна лиц и одежды на самом деле поможет повысить производительность, поскольку человеческие ресурсы могут быть направлены на улучшение непосредственно анимации - чтобы сделать ее более плавной и правдоподобной.

Студия Ghibli опирается в основном на ручную анимацию. И сохранение шаблонного дизайна лиц персонажей идет только на пользу производству. Студия Ghibli опирается в основном на ручную анимацию. И сохранение шаблонного дизайна лиц персонажей идет только на пользу производству.

Человеческое тело и лицо устроено сложно. Рисуя реалистичные портреты, мы вынуждены разглядывать малейшую деталь, и при этом мы всегда найдем что-то такое, что будет отличать одно лицо от другого. Тем не менее, аниме и манга имеют дело со стилизованной версией человеческого лица. У каждого художника есть свой способ упростить анатомию - убрать некоторые вещи и преувеличивать другие части.

Но в конце концов, когда лица становятся все более и более упрощенными, различий между ними становится все меньше и меньше. Как следствие, лица начинают все больше напоминать друг друга. Эта ситуация у очень многих художников.

Показательный пример: люди создают моды своих собственных "портретов в стиле аниме", но все они в конечном итоге оказываются похожи друг на друга. Показательный пример: люди создают моды своих собственных "портретов в стиле аниме", но все они в конечном итоге оказываются похожи друг на друга.

Что в итоге?

Синдром одного лица в анимации является результатом множества причин, которые варьируются от физиологических и генетических до практических и экономических. Есть много художников и критиков, которые считают, что каждый нарисованный персонаж должен полностью и однозначно отличаться от всего, что этот художник (да и вообще, все остальные) когда-либо рисовал. Но это невозможно. Итак, является ли обвинение использования СОЛ «хорошей» критикой? Это полезно вообще? В некотором смысле, да. Но СОЛ не должен быть единственной причиной, за которую автора можно ругать.

Если кто-то говорит вам, что «вы - жертва СОЛ », то это является скорее предупредительным знаком, чем смертельным ударом. И даже если кто-то обвиняет вас в том, что у вас все герои словно близнецы , это тоже не повод для разочарования. Самое главное, чтобы художник не ленился. Одинаковость в рисунке - это не всегда плохо, главное, прокачивать свой скилл и дальше, а не останавливаться на достигнутом.

В заключение можно сказать, что не лицо определяет характер. Поэтому критик должен также уделить время другим аспектам творчества художника: композиции, цветам и освещению. Можно также попытаться сосредоточиться на других деталях физического облика персонажа, глубины его ума и предыстории, вместо того, чтобы зацикливаться исключительно на том факте, что «лица выглядят как все остальные». Правда это всегда немного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но люди - сложные существа. Нам будет лучше, если мы примем творчество художников, которые дарят нам аниме и мангу такими, какие они есть.

Синдром RBF — это следствие, а не причина

Часто стервозное лицо характерно для подростков. За маской презрения и безразличия они скрывают свою уязвимость. Но если мы видим такое лицо у взрослого человека, это значит, что эмоционально он все еще остался на уровне подростка — на уровне самоутверждения путем обесценивания окружающих.

«Стервозное лицо — не причина, а следствие, — заявил Александр Шахов . — Надменное, презрительное отношение к людям, откуда оно? Это — маска, доспех, который скрывает ранимую душу и неуверенность в себе. Чтобы не испытывать боль непринятия, некоторые люди решают заранее обесценивать других, ведь если тебя не принимают «недостойные», то и обиды никакой: «Да что они, убогие, могут понять?».

Неуверенность в себе мешает жить. Психология давно доказала, что высокая здоровая самооценка — это основа качественной жизни.

Без нее невозможны ни гармоничные отношения, ни творческая реализация, ни общая удовлетворенность настоящим. Ведь сколько денег ни заработай, сколько высот в карьере ни достигни, пока недоволен собой — счастья не будет. Поэтому бороться со стервозным лицом можно только одним способом — поднимать свою самооценку и развивать уверенность в себе.

На лице все написано: как жить с синдромом стервозного лица

О синдроме «стервозного лица» (RBF — Resting bitch face) активно заговорили лет пять назад.

Речь о людях, которые постоянно кажутся надменными, обиженными, расстроенными или злыми. Они словно все время не в духе — даже в те моменты, когда причин для расстройства нет.

От синдрома RBF можно избавиться

«Нужно бороться с этим недостатком — благо, он поддается корректировке», — отметил психолог Александр Шахов. Некоторые полагают, что синдром RBF можно скорректировать макияжем или косметическими процедурами, однако это неверно, ведь эмоции человека проявляются не только на лице, но и в голосе, жестах, манере общения.

«Даже если вы закроете лицо картонной коробкой, собеседник все равно поймет, что вы к нему чувствуете. Сами посудите, даже при разговоре по телефону мы составляем в своем воображении портрет говорящего, наделяя его определенными чертами, и редко когда ошибаемся. Поэтому не пытайтесь закрасить, замазать, скрыть недостатки. Работайте над собой, лечите самооценку, и вскоре вы заметите, насколько легче вам стало общаться с людьми», — подытожил психолог.

Признаки синдрома стервозного лица

  • Опущенные уголки губ.
  • Напряжение в области глаз.
  • Презрительный взгляд.

К примеру, если вы видите человека, который просто выбирает овощи в магазине, но на его лице написано, что это худшее занятие, которым он когда-либо занимался, знайте — это тот самый синдром стервозного лица.

Наверное, у каждого есть такой знакомый — будто вечно всем недовольный. Он редко улыбается и всегда портит жизнерадостное групповое фото своим грустным видом.

Ученые заинтересовались данным феноменом и при помощи компьютерной программы пришли к выводу, что у некоторых людей отсутствует прямая связь между эмоциями и выражением лица. То есть они не контролируют мимику в расслабленном состоянии.

Однако никто из ученых не копнул глубже и не связал это с фоновым психологическим состоянием человека. Семейный психолог Александр Шахов утверждает, что истинная причина кроется именно в нем.

МнениеResting bitch face: Оставьте
в покое каменное выражение лица


Представить себе жизнь без ёмкого «resting bitch face» сегодня невозможно, хотя существует это выражение относительно недавно. Так называют ситуации, когда человек (чаще всего, как можно понять из названия, женщина) спокоен, но окружающие считывают его настроение иначе — считают, что он злится, расстроен, смотрит на всех осуждающе или надменно. Русский аналог фразы — «синдромом стервозного лица» — широко не прижился. Но россиянам такое выражение лица тоже очень знакомо.

Сегодня «синдром стервозного лица» прочно обосновался в поп-культуре, как и в культуре в целом. Более того, ему даже посвящают исследования: компания Noldus Information Technology, например, в 2016 году попытались понять, чем «стервозное» лицо отличается от обычного нейтрального. Сотрудники компании Джейсон Роджерс и Эбби Макбет изучали вопрос с помощью FaceReader — программы Noldus, сопоставляющей выражение лица на фотографии с каталогом из 10 тысяч разных эмоций. FaceReader изучает выражение лица на загруженном фото, отмечает на нем 500 точек и с их помощью определяет, какие базовые эмоции прослеживаются: к ним программа относит счастье, злость, страх, грусть, отвращение, удивление, презрение. Кроме того, FaceReader считывает и нейтральное выражение лица — то самое, которое у многих принимают за «стервозное».

Кристен Стюарт, исполнившую главную роль в «Сумерках»,
и сегодня считают символом «стервозного лица»

В результате эксперимента сотрудники Noldus пришли к нескольким выводам. Оказалось, что в 3 % случаев, когда программа анализировала спокойное выражение лица, она считывала в ней оттенки иных эмоций, например, отвращения или грусти. Возможно, именно такие случаи мы и принимаем за «стервозное» лицо. Кроме того, сотрудники Noldus пришли к выводу, что resting bitch face относится не только к женщинам — нейтральное выражение лица с оттенком иных эмоций программа распознавала и у мужчин.

Но что бы ни говорила программа, в массовом сознании «синдром стервозного лица» гендерно окрашен. Практически единственный мужчина, которого упоминают в связи с этим понятием — Канье Уэст: на ковровых дорожках он выглядит до странного спокойно, особенно на фоне улыбающейся Ким. В остальном же «стервозное лицо» используют, описывая женщин. Неудивительно, говоря о «стервозности», имеют в виду тоже их. Мужского аналога фразы попросту нет: едва ли вы когда-нибудь слышали «asshole face». Джеймс Корден и вовсе как-то заметил, что resting bitch face — то, как выглядят мужчины на любом кинопостере.

Помимо уже упоминавшейся Кристен Стюарт, «стервозное лицо» приписывают целой группы женщин-знаменитостей. От Дженьюари Джонс, которая, по мнению таблоидов, как-то выглядела «абсолютно несчастной» на вечеринке Comic Con, потому что «сидела в одиночестве и курила электронную сигарету, пока её друзья танцевали», до Эммы Уотсон и Анны Пакуин, которые якобы недостаточно радостно выглядят на ковровых дорожках. «Стервозное лицо» находят у знаменитостей самого разного статуса и рода деятельности — например, у королевы Елизаветы II или Хиллари Клинтон. Последнюю, например, обвиняли в том, что она выглядит слишком недружелюбно во время избирательной кампании. Не могут спастись от стереотипов и исторические персонажи — в слишком «стервозном» и хмуром выражении лица обвиняли Мону Лизу и героиню двадцатидолларовой банкноты, американскую аболиционистку Гарриет Табман — вероятно, с рабством она должна была бороться, сохраняя улыбку.

Виктория Бекхам — ещё один символ каменного выражения лица — в 2015 году даже объясняла, почему никогда не улыбается на фото. В интервью Vogue певица и дизайнер сказала: «Я улыбаюсь в душе. Мне кажется, у меня есть определенные обязанности перед модной индустрией». Анна Кендрик наоборот шутит о том, как здорово было бы избавиться от безэмоционального взгляда: в знаменитом твите она спросила подписчиков, нет ли для этого специального фильтра.

Женщины, выходящие за рамки традиционных представлений
о гендерных ролях (нужно быть мягкими и доброжелательными) нередко сталкиваются
с негативной реакцией

Идея «синдрома стервозного лица» кажется безобидной, если не вдумываться, что лежит в её основе. «Улыбнись» и «Тебе бы очень пошла улыбка» — частые фразы кэтколлинга и следствие сексисткой установки: женщина должна быть всегда милой, приятной и веселой, а если она не хочет постоянно улыбаться, значит, с ней что-то не так. В России, где дежурные улыбки распространены реже (привычка вежливо улыбаться связана в том числе и с культурными установками), такое распространено реже, но тоже встречается. Автор этого текста слышала фразу «Почему ты такая грустная?» много раз — в ситуациях, когда просто думала о своем.

Доктор Марианна ЛаФранс, профессор психологии, гендерных исследований и исследований сексуальности Йеля, считает, что женщины улыбаются чаще мужчин, но это не значит, что они больше довольны происходящим. По данным исследований ЛаФранс, улыбка может стать результатом дисбаланса власти: люди с более низким статусом и меньшим влиянием могут улыбаться чаще, чтобы угодить тем, кто выше по статусу. Эту теорию можно распространить и на отношения между мужчинами и женщинами, в конце концов, полного гендерного равенства пока нет ни в одной стране.

Хорошая новость в том, что сегодня женщины всё чаще задумываются о том, что не обязаны соответствовать ничьим ожиданиям. Не нужно быть «мягкой» и «удобной», чтобы вписаться в чью-то картину мира. «Синдром стервозного лица» может стать отличным инструментом в этой борьбе, как в знаменитой сцене «Broad City», где героини на просьбу прохожего улыбнуться просто показывают ему средний палец. «Говорят, в том, чтобы нахмуриться, задействовано больше мышц. Я говорю: хорошо, значит, моему лицу досталась чертовски классная тренировка», — заявляет Челси Хэндлер.

Серена Уильямс на вопрос о её выражении лица в 2015 году прямо ответила интервьюеру: «Сейчас 11:30, и если быть откровенной, я не хочу здесь находиться. Я предпочла бы лежать в кровати, а мне нужно рано вставать на тренировки и отвечать на вопросы, на которые я не хочу отвечать. Вы продолжаете расспрашивать меня об одном и том же, и это не приносит мне никакого удовольствия». Почему бы не взять с неё пример.

A cure to Same Face Syndrome


New comments cannot be posted and votes cannot be cast


Honestly, one of my favorite warm-up exercises is to draw funny shapes and cartoon in the features. Start with just drawing five or six different shapes (square, circle, triangle, peanut, long oval, upside down triangle. ). Then, fill them in, avoiding using the same type of feature twice. Long skinny nose here? Bulbous one here. Triangle nose there? Beaky one here. No -- or at least minimal repeats.

No recycling eyes or mouths either! Making an ugly drawing in this exercise is way better than repition.

Kienan did a video on this and revisited it the past week. He calls it Barbie head syndrome. Basically it comes down to doing sketches and changing the shape of one feature at a time.

Not knowing how to draw a face outside a singular way is a sign of a lack of proper anatomical knowledge, so sit down and do some proper head anatomy studies. I mean right down to the basics of drawing a skull and how the skull/face itself is not always round or V shaped. Understanding how the head is built is step one in knowing how to draw a different face.

Thank you for this, and thanks for the link!

Draw a forehead, a five head, pointy chin, no chil, make the face skinny and make it wide. Give a character thin hair then thick and just draw 1000 shitty drawings as eventually they will look good!

I think that sort of stuff gets noticed a lot more easily when there is a failure in using more powerful design elements. Paying deeper attention to shapes and silhouettes, color, iconographic elements and overall details, along with expressions and attitudes, will mostly take care of any "same face" problems, even in cases when facial features are still similar overall. For example, look at just about any anime, ever. Same face, same face, all over the place. Yet, when all those other elements come together in gestalt, complete and individual characters are formed.

Как узнать, стервозное ли у вас лицо?

«Можно спросить у окружающих напрямую, не выражаете ли вы по отношению к ним презрения и высокомерия? Но надежнее будет задать вопрос самому себе: «Действительно ли я уважаю и ценю окружающих?» Если нет, то будьте уверены, что стервозное лицо у вас есть.

Посмотрите на свои групповые фото, особенно когда вы специально не позировали: опущенные уголки губ, тонко сжатые губы, взгляд сверху вниз, полуприкрытые веки, пренебрежительные позы. Попробуйте получить хорошее место на работе, если с порога на вашем лице написано «Я презираю вас». Принимать свое стервозное лицо не нужно», — сказал Александр Шахов.

Читайте также: