Потому что я не хочу чтобы ты здравствовал

Обновлено: 05.07.2024

Опять наступило молчание, и оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату.
Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.
- Ба! - воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, - менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
- Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей.
- Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, - ты глуп, - ответил Воланд и спросил: - Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?
- Он прислал меня.
- Что же он велел передать тебе, раб?
- Я не раб, - все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, - я его ученик.
- Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, - отозвался Воланд, - но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак.
- Он прочитал сочинение мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и добавил: - А что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
- Передай, что будет сделано, - ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: - И покинь меня немедленно.
- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
- Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Странный отрывок из странного романа. Воланд - Сатана - показан здесь властителем положения, имеющим тотальное превосходство над Левием Матвеем: Воланд сдержаннее, сильнее, он не злится от грубых слов Левия Матвея - в противоположность явному озлоблению Левия; Воланд говорит Левию "покинь меня немедленно", но сначала Левий моляще (!) обращается к нему с просьбой о Маргарите, которая удовлетворяется с презрительной снисходительностью.
Применительно к Левию Матвею Булгаковым употребляются только негативные оценки: "оборванный", "выпачканный в глине", "мрачный", "исподлобья недружелюбно глядящий", озлобляющийся, просящий и даже молящий Сатану. К Воланду Булгаков относится гораздо благодушнее: Воланд суров, властен, требователен, насмешлив, мудр - но ни в коем случае не жалок. Из диалога становится понятно, что Воланд, однако, еще и подобрее Левия Матвея будет. Таков диалог между Сатаной и апостолом Иисуса Христа, в котором апостол поистине жалок.
Как такое могло быть (отнесемся к строкам романа всерьез), и могло ли быть вообще? Мог ли апостол - человек, пошедший за Иисусом Христом до конца, а это требует большой духовной силы - быть действительно жалким по сравнению с Воландом?
Да, Левий - человек с недостатками, а от того, что он решил изменить себя ради Христа, эти недостатки должны были раздуться и усилиться до момента их окончательного преодоления, это надо признать. Левий не идеал. Но идеальные, хорошие и добропорядочные люди в сфере духа и не востребованы - слишком слаба у них мотивация меняться. Левий - ученик. Ученик Христа. Воланд - князь мира сего, отец лжи, падший дух, запятнавший себя предательством и использующий всё полученное когда-то знание и могущество в целях зла.
Учитывая все эти обстоятельства, можно твердо ответить на поставленный выше вопрос: нет, не мог.
А почему выглядит? А потому что видение происходящего автором тенденциозно (мягко говоря), а если быть точнее, то у Булгакова сатанинский взгляд на все происходящее. Именно этим объясняется обаяние Воланда и жалость Левия Матвея, и ничем другим. Был бы взгляд Булгакова с точки зрения Левия, а не Воланда, акценты были бы диаметрально противоположны.

Итак, ситуация, описываемая в романе, однозначна и не допускает двоякого толкования: князь мира сего разговаривает с апостолом Иисуса Христа. Падший ангел, а по существу уже конченая мразь, ведет разговор с учеником Христа, который, несмотря на все свои недостатки, гораздо выше Воланда по своему статусу (да у Воланда в Иерархии Света статуса нет и быть не может по определению, он вне этой системы). По христианству, Сатану невозможно умолить, с ним ни о чем нельзя договориться, а его словам нельзя верить, ибо он - отец лжи. Всё это - по определению, это - аксиомы. Левий же умоляет Воланда, договаривается с ним и верит ему. Очень, очень странный роман.

Но есть нечто еще более странное. Это отношение людей к нему, и в частности, к этому отрывку.
Удивительно часто в беседах люди вспоминают именно этот отрывок из "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова. И что особенно интересно, во всех случаях мои собеседники солидаризуются с Сатаной (Воландом), буквально презрительно хмыкая по поводу слов Левия Матвея. Апостол слишком плоско и тупо смотрит на вещи, ишь чего захотел - чтоб Воланд не здравствовал! Да если ободрать весь земной шар, разве это нормально будет? Люди не думают о том, что существование сознательного зла совсем необязательно для светотени - в людях и так достаточно несовершенства, и не обязательно бить их в спину или прельщать адскими соблазнами, чтобы они упали. Будут падать и сами, без всякого вмешательства, будут падать и снова подниматься. Люди не думают и о том, кто такой Воланд и кто такой Левий Матвей - и что и с какой целью может сказать тот и другой. Зато люди считают себя развитыми и современными, способными оценить мудрые и нетривиальные идеи, доступные далеко не всякому. То, что подколодный змей вряд ли подсунет яблоко из соображений альтруизма, их не интересует - да и к тому же это роман, всего лишь роман, красивая и очень интересная сказка для взрослых.
Сказка, да - но психологические установки она рождает в сознании людей вполне настоящие. И по этой причине восприятие человеком данного отрывка "Мастера и Маргариты" может служить индикатором душевного здоровья. Лояльность Сатане - поистине опасная вещь, и не важно, впитана она через мультфильмы, сказки, поступки или других людей, главное - то, что она есть. И если она есть, то сразу делает невозможной лояльность Богу. "Не можете служить Богу и маммоне". Достаточно приоткрыть злу дверь чуть-чуть, чтобы оно вошло и пристало накрепко. А дверей множество, в том числе и эта.

Письмо тебе.

Она писала это письмо, а слова не кончались….каждый день она наполнялась новыми чувствами….
Все, что она чувствует можно сказать лишь в одном предложениии.
Любовь - это когда ты можешь признаться сама себе в том, что любишь кого то больше, чем себя, чем собственную жизнь………….


Стоит разлука на часах
Как почтальон с недоброй вестью
Но счастлив был наш каждый час
Котрый мы прожили вместе

Она сидела, погруженная в свои мысли…Что-то следовало менять…что-то, что-то, что-то эхом отзывалось в ее голове. Еще вчера она была уверена в себе, ничего не боялась, а сегодня…странно, но она превратилась в маленького испуганного котенка, за которого некому заступиться…
Ее переполняли мысли и чувства, ей хотелось петь, танцевать, просто кричать от счастья. А было ли счастье на самом деле? Может это все мираж, который она сама себе придумала, милая сказка без начала и конца…
Она понимала, что никогда не сможет ему признаться в своих чувствах, да и зачем…он и так все знал. Он словно мог читать ее мысли, словно видел ее насквозь. Она решила написать ему, хотя быть может это письмо никогда не попадет к нему в руки, зато она сможет излить свою душу.
Она взяла белый лист и поняла, что даже не знает с чего начать. Банальное «привет»? А может «здравствуй, мой милый»?
Как все это нелепо…
Может он никогда не прочтет этих строк, а я сейчас ломаю голову – крутилось в ее голове.

…Понимаешь…я сама не знаю с чего начать…ты меня понимаешь…Ты знаешь сам как порой сложно подобрать слова, чтобы в полной мере передать свое состояние. Сейчас это крик души перенесенный мною на бумагу…Чистый белый лист, он первый обо всем узнает…Мы часто пытаемся начать все с новой страницы, с чистого листа…Так вот именно сейчас я решила изменить свою жизнь. Нет, я не хочу стирать все, что было до этого…просто я решила перевернуть на новую страницу…Ты видишь, я меняюсь, а все благодаря тебе.
Я боюсь сказать что-то лишнее, вернее здесь нет лишних слов, я просто боюсь тебя чем-то спугнуть. Хотя ты и так все знаешь, и если бы ты хотел, то давно бы уже оставил меня…Но ты со мной.
Сейчас я понимаю, что ты стал для меня самым близким человеком… Раньше в моем сердце было пусто, вернее там кто-то постоянно был, но чего-то все же не хватало…Просто та пустота, которую никто не мог заполнить – это было твое место. Сердце ждало, что ты появишься. И ты здесь…Для меня ты всегда рядом, где бы ты не находился, ведь ты в моем сердце…И ты останешься там навсегда. Наверное, мои слова сейчас звучат как сказка, в которую даже нельзя поверить…А я в нее верю, ведь это моя сказка…вернее наша с тобой.
Ты ждешь, что вот сейчас я начну писать тебе как же сильно я тебя люблю…Нет, не начну…Это что-то гораздо сильнее, чем простое «люблю». Когда я вижу тебя, мир словно замирает вокруг, время останавливается, как бы давая мне еще пару мгновений, чтобы на тебя наглядеться. А я могу смотреть на тебя вечно и я буду находить что-то новое. Я никогда не устану тобой любоваться. Рядом с тобой я чувствую себя защищенной от всех несчастий, с тобой мне не нужно надевать маску, пытаться играть не свою роль. С тобой я – это я. Сейчас, после нашего разговора, я не могла остановить слезы…их было так много, но они унесли с собой всю боль, накопившуюся за последние дни…Мне стало легче дышать…
Наш разговор…да, ты был прав, я ожидала совсем другого. Пыталась придумать, как мы с тобой разговариваем…а все оказалось совсем иначе. Так всегда, ты чего-то ждешь, а получается совсем наоборот.
Сейчас я тоже жду…Ты даже знаешь чего, просто почему-то не хочешь в это поверить. Боишься? Малыш, я никогда тебя не предам.Ты для меня – ВЕСЬ МИР. Странно это слышать…
Просто когда я тебя увидела впервые, да, тогда это был всплеск. Но это было гораздо сильнее, чем простое «хочу». Это чувство не оставило мое сердце до сих пор, хотя прошло уже довольно много времени. Я много раз пыталась понять свое отношение к тебе. В один момент, я признала себя твоим другом и решила, что если я не увижу ответных чувств с твоей стороны, то я буду просто другом, не больше…Я не хотела тогда, что бы ты знал, что я чувствую, чтобы не ощущал свою вину за то, что в какой-то момент мне становится плохо…
Позволь мне просто быть рядом. Тенью…Мне нужно слышать твой голос, видеть как сияют счастьем твои глаза…
Самое страшное для меня это то, что ты исчезнешь. Вот этого я пережить не смогу…Слова…Нет, не слова…Мое сердце не перенесет этой боли.

…ну вот и все, паденье неизбежно
назад не повернуть часы
я упаду с небес на землю
чтоб завтра стать слезинками росы…

В этом мире меня держишь только ты…Я слабый человек…И не могу бороться с болью и для меня самый простой способ…даже не буду говорить этого слова, и так все ясно…
Ну вот…опять грусть забралась в мое сердце…Да, стыдно признавать это, но я боюсь. Причем сама не знаю чего. Наверное просто вот это подвешенное состояние не дает мне покоя. О чем я говорю…? Столько слов, эмоций…Это все что творится сейчас у меня внутри. Хаос. По-другому это вряд ли моно назвать…
Если ты когда нибудь прочтешь эти строки, прости… мне на самом деле очень сложно говорить о своих чувствах…А тем более о чувствах к тебе…Это что-то неземное, глубокое и чистое, нежное и теплое…Можно найти много слов для описания этого чувства, но как его назвать, я не знаю. Просто ты у меня есть и от этого хочется жить. Я засыпаю с мыслями о тебе и просыпаюсь с надеждой услышать твой голос…Прости…Я просто боюсь сделать этот шаг, боюсь услышать, что для тебя я просто друг, не больше. Хотя, если будет именно так, то я готова быть другом всю жизнь, если это потребуется…В таком случае позволь быть рядом…
Чувства и мысли путаются…Пора погрузиться в сон, чтобы вновь встретить там тебя…Я знаю, там мы всегда вместе….


Она отложила письмо…села, укрылась пледом и слезы тонкими ручейками потекли из ее глаз…


Сегодня она вновь увидела тебя, ты был так близко, но она не могла прикоснуться к тебе…просто боялась…
Она пришла домой, достала вчера начатое письмо и продолжила писать…

Она посмотрела на часы…22:19….
В квартире раздался телефонный звонок…Позвонил тот кого она меньше всего хотела услышать…ее молодой человек…Она не выдержала, она сорвалась и сделала больно ему…он понял, что потерял ее…Ну не могла она изменить себя….она любила, но не его, а того….другого, кому каждый вечер садилась и писала, которому посвящала самые нежные и добрые строки….
Сейчас ей хотелось сесть и заплакать лишь от того, что Тебя нет рядом, что ты уехал и оставил ее одну….прошло всего два часа, а она уже без тебя не может….


Почему все именно так?
Весь день в ее голове крутился утренний разговор…Она сорвалась…слезы, которые текли из ее глаз….она уже не могла их контролировать…
Все изменилось за каких-то пару часов…


…Я на знаю, зачем я начинаю писать тебе об этом, но сегодня я рассталась со своим молодым человеком…Почему? Я знаю, тебе интересно…Просто потому, что не могу я врать ему о том, что у нас все нормально, ничего не нормально…
Внутри меня что-то сломалось еще вчера вечером…зря он позвонил…
Я не хотела делать ему больно…неужели мне суждено всем причинять боль…может и не стоит открывать тебе свои чувства…я не смогу причинить боль тебе…
А сегодня наша общая знакомая сказала мне, что все, что я чувствую можно прочитать в моих глазах…и она смогла прочесть о моей любви к тебе…Я знаю, ты тоже это видишь…просто почему то боишься принять…

Сегодня утром началась новая страничка в моей жизни….Теперь я полностью принадлежу тебе…и только тебе….Я живу для тебя, дышу для тебя…
Я никогда не устану повторять это…
Я погрузилась в неизвестность
Меня укрыла нежность одеялом
Но лишь закрыв глаза тебя не вижу
Я этого сильней всего боялась
Еще вчера ты рядом был со мною
Но все сегодня словно сладкий сон
Я верю – это повторится снова
Я знаю, не закончен он
А у меня все чувства стали глубже
Все стало выше, жарче и нужнее
И лишь когда хочу тебе открыться
Так странно, я как будто бы немею
Но я сейчас ныряю в неизвестность
Меня укрыла нежность одеялом
И лишь закрыв глаза твой образ вижу
Я знаю, ты всегда со мною рядом…


Сегодня она проснулась с мыслью о том, что ты наконец то приехал, хотя ты уезжал всего на один день…Утром она даже не могла представить, чем закончится этот день…а если бы могла?


…Мой маленький…надеюсь ты не против, если я буду тебя так называть…
Сегодня многое изменилось…не знаю, как для тебя, но для меня точно…Я открыла тебе всю свою душу…теперь ты знаешь абсолютно все…
А ведь когда я начинала писать эти письма, я не собиралась их тебе показывать, это просто крик души…мне нужно было выплеснуть свои эмоции и я сделала это на бумаге…
Но, если чесно, я тебя не понимаю…вернее не могу объяснить для себя, почему же ты так себя ведешь…почему ты никак не хочешь признавать, что ты будешь счастлив со мной…Хотя я не учитываю одну вещь…наверное, ты искал совсем не меня…
Просто сегодня, уже после моего письма, вечером…ты снова начал говорить о ней…Я ее ненавижу, я ненавижу всех, кто причиняет тебе боль…Мое сердце сегодня просто разрывалось…Сначала утром, когда ты начал рассказывать, как тебе ее не хватало в Москве…больно….у меня потекли слезы…Ты знал, ты их слышал…
Потом, когда я получила твое письмо, я молила Бога….я просила Его помочь….я боялась прочесть там то, что просто может меня убить…
В тот момент я была готова на все…
Ты написал мне очень много теплых слов, мне стало легче, ведь теперь ты все знаешь сам…правда я думала, что между нами хоть что-то изменится, увы, это был шаг в никуда…Я боялась этого….
Да, ты снова заговорил о ней….Кто она такая? Я не могу понять, почему ей так просто удалось попасть в твое сердце…ей, а не мне…
Пишу…разговариваю сама с собой…задаю вопросы, а в ответ как всегда тишина….
Ты не говоришь нет, но и да я тоже не слышу….Я словно между небом и землей…И, либо я упаду на землю, либо ты мне подаришь крылья и мы будем парить в облаках вдвоем…
Я жду…а ничего не происходит…а может и не должно ничего происходить…
Наверное, эти страдания мне за то, что я причинила боль другим….
Но я ведь тоже не каменная…я хочу получать хоть капельку тепла, принадлежащего только мне….Я не спорю, я получаю его от тебя, но как другу, как хорошему верному другу…
Почему ты не можешь посмотреть на меня как на девушку….
Столько вопросов и ни одного ответа….
Только она….та, что задела твое сердце…
Я знаю, что ты до сих пор надеешься…А что мне прикажешь делать? Сердце ведь нельзя просто взять и выключить….не могу я перестать о тебе думать… Ты все это и сам прекрассно понимаешь…

Я без тебя мерзну
Кутаюсь в свой свитер
Окна темны, поздно
Чувства в одно слиты…………………………………………………….

………пишу…снова обо всем и в то же время ни о чем…в пустоту…Я устала…я устала плакать от любого слова…
Вокруг кипит жизнь, а я словно не живая….Мне совершенно все равно, что происходит вокруг меня…мне перестал быть интересен этот мир…
Сегодня я поняла, как ненавижу все вокруг….меня переполняла ненависть….от чего? Я и сама не пойму….наверное от того, что никто на свете не может понять мою боль…никто ее не видит….Тупая маска безразличия….
Хотелось разбить все стекла…..кричать……
Сижу сейчас и не могу сдержать слез….я и забыла, что любить больно….как мне знакомо это чувство….как я боялась испытать вновь всю эту боль….
В прошлый раз в этом мире меня уже ничто не держало….и никто….только был он, который отвернулся от меня….
А теперь и ты….я знаю, что если ты прочтешь эти строки, ты просто испугаешься….
Я очень ранимый человек….я разучилась доверять людям….Но я поверила тебе…открылась полностью….
Чего я жду? У меня до сих пор надежда, что сегодня я услышу твой голос….

А что будет завтра? Я не могу перестать думать об этом…Завтра я не смогу быть рядом с тобой…да и захочешь ли ты видеть меня рядом, там будет она…
День прошел, а ты и не заметил, что меня рядом нет….просто забыл, что я существую….
Завтра тебе предстоит сделать важный шаг….И я не в праве что то требовать от тебя…Если ты будешь счастлив с ней….что ж, я только буду рада за тебя…но только за тебя, она не заслужила этого счастья….
Что же останется мне? Не знаю…буду смотреть на вас и понимать, что так счастлива могла быть и я….я знаю, что такими мыслями я буду тихо убивать себя…умру…и станет легче….мне станет…
Ты можешь сделать меня самой счастливой на всем свете…Вот оно - то счастье, которое люди ищут и не могут увидеть, поймать и согреть в своих ладонях…
А я его нашла….только не могу прижать к сердцу….не моего сердца стук оно хочет слышать…
……………………………………………………………………………….

Она зашла в квартиру…разделась…Папа сказал ей выйти с собакой, но она его просто не слышала…Она тихо зашла в свою комнату, закрыла дверь и слезы ручьями потекли по ее щекам, обжигая их…Она не могла понять, за что ей все это…Чем она заслужила такое мучение?
Одна мысль – исчезнуть…навсегда…Потушить свое сердце…это нереально…умереть…


….Зачем я снова сажусь тебе писать…эти строки, нужны ли они тебе…Я здесь изливаю свою душу, а ты…ты с ней…Она оказалась лучше меня…она смогла дать тебе то, чего нет у меня, но я не знаю, что это…Что ж…будь счастлив….Только не удивляйся, если однажды ты поймешь, что меня то больше нет, а ты и не заметил…
Сегодня…ты просто не видел меня…была она….Зачем я вновь и вновь прокручиваю тот момент, когда я вас увидела? Зачем мучаю себя? Зачем я вообще сегодня пришла?
Я не хочу, не могу больше жить с мыслью о том, что ты с ней….не могу……………
Снова слезы закапали из ее глаз…Сегодня многое случилось…слишком многое, чтобы оставлять все как было…..

……..Помнишь, ты подошел ко мне, ты держал мои руки и сказал, что меня трясет………………..Ты чувствовал это………….Но ты не заметил слез в моих глазах…А ведь я представляла эту встречу совсем иначе….Я то думала, что …..хотя теперь уже не важно, что я там думала….
Только одно – меня больше нет…я исчезаю…внутри меня умирает твоя любовь….а я умираю вместе с ней…
Я не хочу….но и не могу удержать ее без тебя…ты мне нужен, а ты………ты почему то не хочешь этого понять….Решать тебе…моя жизнь сейчас в твоих ладонях….

Купить билет на поезд. Никому ничего не сказать….уехать….исчезнуть…Не выход…………………………………

Письмо ниоткуда, письмо в никуда, письмо никому и от никого….

Знаешь, в голове проносятся тысячи строк, отрывков стихов и песен, которые могут передать мои чувства…Мне плохо….Недавно ты сказал, что у тебя болит сердце…сегодня я поняла, как это больно….Я хочу уснуть и не просыпаться….никогда….А зачем мне просыпаться? Мне хорошо во сне….я живу там в своей мечте, которую никто не может разрушить, потому что она моя….наша с тобой…..
Без тебя я не я…без тебя меня нет….
Я не шучу…Все мои друзья заметили, как я изменилась за последние несколько дней…Я сама не своя…Я не хочу ничего, я постоянно ухожу в свои мысли….меня нет…я больше не живу…я существую…моя оболочка существует, а я ушла глубоко в себя и никому не под силу выманить меня оттуда…только ты один смог подобрать ключик к этой двери…

А что будет завтра? Я тоже не знаю….Больше всего на свете, я хочу, чтобы ты позвонил мне и позвал смотреть на поезда…вдвоем, чтобы все решить….
Говорят, что если чего то сильно захотеть, то это непременно случится…Я верю….еще верю…

Завтра ничего не случится
Завтра будет все как вчера…

Так и есть….сегодня в ее жизни не произошло никаких изменений…
Все осталось на своих местах…ничего не сдвинулось с места…
Сколько все это будет продолжаться, она уже не знала. Теперь она не понимала абсолютно ничего, запуталось даже сердце…


……..Я не могу молчать, а ты не хочешь меня услышать…
Ты постоянно говоришь о ней…она, она, она….Зачем при мне вспоминать про нее? Ты ведь прекрасно понимаешь, какую это мне доставляет боль…
При каждой нашей встрече я надеелась на чудо…я ребенок и верю в чудеса, но сегодня утром папа сказал, что так и до конца жизни можно остаться мечтателем, что чуда не произойдет….Он прав, чудеса сами собой не происходят…Но неужели я мало сделала, чтобы сбылась моя мечта? Я больше не знаю, как себя вести с тобой, что говорить при встрече….я жду чего то, а это что то и не собирается происходить….
Когда ты держишь меня за руку, переводя как ребенка через дорогу, я ловлю это мгновение…я не забываю о нем, оно навсегда остается в моем сердце….
Я очень часто перебираю в голове наши с тобой встречи, наши разговоры….наши слезы…
Вдвоем все в два раза больше, сильнее, крепче….нужнее……

Сегодня уже неделя с тех пор, как мы с тобой в очередной раз начали разговор обо все….и как появилась она….
Сейчас я понимаю, что еще немного и слезы я уже не смогу остановить…Эта неделя была для меня очень сложной….Я надеялась, что хоть что нибудь определится…увы…..
Ты мог сказать либо «да», либо «нет»…Ты же решил не говорить ничего конкретного…Я так и осталась между небом и землей…


Она понимала, что дни ее ожиданий перетекли в неделю, недели превратятся в месяцы…годы….А сколько придется ждать – только одному Богу известно…
Она отложила письмо, закрыла глаза и вспомнила сегодняшний вечер. Сегодня ты был рядом, был так близко…она невольно улыбнулась….
Вот оно счастье – просто быть рядом с тобой, не важно в роли любимого человека или просто друга…просто быть близко, чтобы видеть все твои радости и радоваться вместе, или в трудную минуту всегда протягивать руку помощи…
Незаметно она уснула…В эту ночь ей снились самые красивые и добрые сны…сны о небе, звездах, о лете и о том, что ты всегда будешь

Почему Мастер «не заслужил света»?

Некоторое время назад предложил я своим френдам вопрос вынесенный в название этого поста.


– Ба! – воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, – менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
– Я к тебе, дух зла и повелитель теней, – ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.

– Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.

– Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.

– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

– Я не буду с тобой спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей.

– Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?

– Он прислал меня.

– Что же он велел передать тебе, раб?

– Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик.

– Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, – отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак.

– Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?

– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий.

– Передай, что будет сделано, – ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: – И покинь меня немедленно.

– Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.

– Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Приведя этот отрывок из романа, я предложил френдам, которые сделали мне честь своим участием в дискуссии вопрос: почему Мастер «не заслужил света»?

Так вышло, что этот вопрос, как мне кажется, до сих пор не получил хоть сколько-нибудь удовлетворительного ответа ни в академическом булгакововедении, ни в литературной критики, ни в концептуальных философских эссейках, которые так любят спускаться скользящей жопой с ассоциативных горок «Мастера и Маргариты».

Есть мнение, которое распространено даже у маститых знатоков Булгакова, что мол покой для Мастера – это то самое, это даже лучше чем свет.

Но посмотрите на вышеприведенную цитату.

Говорится конкретно:
Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий…

Непонятно почему Левий печален, когда говорит о том, что мастер не заслужил света? Почему они не говорят: "Ему не нужен свет, ему нужен покой" или "Он не хочет света, он хочет покоя"? Почему обращаются с этой просьбой к Воланду? Почему награда, о которой просит Иешуа, должна проходить по «ведомству» его антагониста?

Нет. Это не самая лучшая награда.

Причем если смотреть черновики, то эта неполнота награды отмечена уже в набросках второй редакции, дана в финале третьей редакции:


«– . Ты никогда не поднимешься выше, Ешуа не увидишь, ты не покинешь свой приют. Мы прилетели. Вот Маргарита уже снизилась, манит тебя. Прощай!

Мастер увидел, как метнулся громадный Воланд, а за ним взвилась и пропала навсегда свита и боевые черные в o роны. Горел рассвет, вставало солнце, исчезли черные кони. Он шел к дому, и гуще его путь и память оплетал дикий виноград. Еще был какой-то отзвук от полета над скалами, еще вспоминалась луна, но уж не терзали сомнения, и угасал казнимый на Лысом Черепе, и бледнел и уходил навеки, навеки шестой прокуратор Понтийский Пилат».

Почему же мастер не заслужил света? Потому ли, что не совершил подвига служения добру, как Иешуа Га-Ноцри? Может быть, потому, что любил женщину, принадлежавшую другому? («Не желай жены ближнего твоего».) Жил с ней во грехе? Потому как сломался и сдался? Сжег свой роман? Не был праведником?

Давайте вновь посмотрим на вышеприведенный диалог:
Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: «прочитал сочинение мастера».
Не «ознакомился с делом», не «изучил тайные факты биографии», не «узнал его судьбу».

Значит причина в романе? Странно! Почему Левий Матвей, неверно записывающий слова Иешуа, заслуживает света, а мастер, который "всё угадал" - нет?

Чем же не устраивает Иешуа роман Мастера о Понтии Пилате?

В 32 (предпоследней) главе:

– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен.

Главный минус романа – «он, к сожалению, не окончен».

О том, что роман следовало бы продолжить мы узнаем из текста книги раньше, чем то, что Иешуа ПРОЧИТАЛ роман Мастера.

В 24 главе, где по просьбе Маргариты ее возлюбленного извлекают из дома скорби, Воланд беседуя с Мастером, сам намекает на возможность продолжения текста:


«– Так, стало быть, в Арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение?

– У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, – ответил мастер, – ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

– А ваш роман, Пилат?

– Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из-за него».

– Я умоляю тебя, – жалобно попросила Маргарита, – не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу. – Маргарита добавила еще, обратившись к Воланду: – Не слушайте его, мессир, он слишком замучен.

– Но ведь надо же что-нибудь описывать? – говорил Воланд, – если вы исчерпали этого прокуратора, ну, начните изображать хотя бы этого Алоизия.
Мастер улыбнулся».

Так чего же не хватает в тексте? Почему этот роман не превращается ни в «Евангелие от Булгакова», ни «Евангелие от Мастера», ни в «Евангелие от Воланда». Сочинение Мастера не является даже апокрифическим евангельским текстом.

Если Вы помните, немногим ранее, в романе утверждалось, что «каждый получит по вере его». Сын профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова - в отличие от нас с вами хорошо знал такую ВЕРУ как ХРИСТИАНСТВО. И ответы следует искать там.

Послание к Koринфянам (15.14)

Есть немало людей, которые с симпатией относятся к христианству, но которых Церковь не считает христианами только потому, что они не верят в Воскресение Иисуса Христа.

Это главное, что отличает канонические Евангелия от сочинений мастера и прочей душеспасительной интеллигентской литературы, которая может обладать кучей самых разных автономных художественных достоинств, но…

«Каждый получит по вере его» - это вопрос о главном в доктрине христианства: о воскрешении, о жизни вечной, о существовании после смерти. (См. Примечание №1)

Если внимательно прочитать апостольские послания и посмотреть те первые проповеди, что приведены в “Деяниях апостолов”, нас ждет сюрприз: оказывается то, что проповедуют апостолы, никак не свести к этическому учению моралиста из Назарета. Они говорят об одном событии: “событии Христа”, важнейшей частью которого является “событие Пасхи”.

В книге Деяний апостолы начинают свою проповедь еврейскому народу о Иисусе воскресшем как о том Мессии, Которого и ждал Израиль, но по неведению и попущению Божиему убил, «пригвоздив руками беззаконных», то есть римских солдат.

Вот иудаизм – это ТОРА – это учение – это система заповедей, которые надо выполнять день за днем, час за часом. Вера в иудаизме не самое главное. Можно без нее.

А христианство – это не “учение”. Это не моралистика рисовых котлеток, чтоб там ни думал граф Лев Николаевич (см. Примечание № 2). Христианство - это рассказ о факте.

Что такое «Апостол» - это с греческого «посланник»: Они посланы в разные концы света, чтобы доставить Благую Весть.

Они не проповедники высоких нравственных принципов. Это по ходу.

Апостолы проповедуют только ФАКТ – событие, очевидцами которого были. Ни разу за пределами четырех Евангелий они не говорят “как учил нас Господь”, не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Только ФАКТ.

Либо люди принимают этот факт. И тогда они (в отличие от меня) христиане. Или они что угодно другое, но не из этого профсоюза.

Нельзя быть христианином, не веря в Воскресение Христа (см. Примечание № 3). Для человека Христос – это либо Спаситель жизни, либо расширитель эрудиции. Тоже не плохо. Но не о том.

Несколько баек-притч, десяток крылатых фраз и этических принципов вам скажет эстрадный сдендапист. Для этого Бог не нужен.

А с точки зрения Веры - Христос пришел изменить космическую судьбу. Никакие притчи и проповеди этого сделать не смогут. Мир был изменен вхождением туда над-мирного Бога, то есть воплощением Христа, Его Рождеством, Его смертью и воскресением. Если не принять этого главного, любуясь второстепенным – станешь подобен “чайнику”, который ценит компьютер лишь за его дизайн, но включить не может.
ПРИМЕЧАНИЕ № 1
Вспомните как в романе утвержден ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ: «каждый получит по вере его»


– Михаил Александрович, – негромко обратился Воланд к голове, и тогда веки убитого приподнялись, и на мертвом лице Маргарита, содрогнувшись, увидела живые, полные мысли и страдания глаза. – Все сбылось, не правда ли? – продолжал Воланд, глядя в глаза головы, – голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это – факт. А факт – самая упрямая в мире вещь. Но теперь нас интересует дальнейшее, а не этот уже свершившийся факт. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!

А теперь сравните это с процитированным выше отрывком из «Послания к Koринфянам»:


13
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14
а если Христос не воскрес, то и наша проповедь тщетна, тщетна и ваша вера.
15
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16
ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17
А если Христос не воскрес, то ваша вера тщетна: вы еще в ваших грехах.

Мучения Пилата в мире сочинения Мастера – это мучения из-за невозможности вновь увидится с казненным пророком Иешуа.

И только в 32 (предпоследней) главе:


Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: – Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!


ПРИМЕЧАНИЕ № 2:
Главная претензия православной церкви к великому русскому писателю: «Отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых» (из "Определение с Посланием Святейшего Синода № 557 от 20 — 22 февраля того же года об «отпадении» графа Льва Толстого от Церкви")

О соотношение ветхозаветного и новозаветного начала можно прочитать в интересной статье Бердяева
" Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Толстого "

ПРИМЕЧАНИЕ № 3: Здесь конечно нельзя упрощать, как этот делает профессиональный Пинхас Полонский в книжонке “Евреи и христианство”, просто приписавший апостолу Павлу цитату: "если добрыми делами можно достигнуть спасения, то нет тогда никакого смысла в распятии Христа. Христос, следовательно, пожертвовал своей жизнью понапрасну" (Послание к Галатам 2:21)», чтобы на основе приписанной цитаты вести спор.

НО. Послание к Галатам 2:21 звучит совсем иначе. Цитирую этот стих из Нового Завета, который легко найти в интернете на тысячах сайтов:

"Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер"

- как видите ни каких добрых дел никакой Павел не отвергает и даже не упоминает этих слов. О важности добрых дел Павел и другие авторы Нового Завета говорят неоднократно, но Полонский этого "не замечает".

Зачем Пинхасу Полонскому было идти на такую мелкую и довольно глупую фальсификацию? Глупую – поскольку этот подлог легко заметить и проверить?
Вопрос о сущности христианства и отличие его как от других религиозных феноменов так и от интеллигентской, морализаторской версии стоит вести не пытаясь сводить его к пропаганде.

Реплики Джокера в фильме "Темный Рыцарь" (2008)

2. Я верю, что то, что тебя не убивает, делает тебя… страннее!

3. А я думал, это у меня шутки плохие.

4. Как насчёт фокуса? Я заставлю этот карандаш исчезнуть! Та-дааа!… Он испарился! — ставит карандаш вертикально на стол и бьёт подошедшего охранника головой о стол так, что карандаш входит в череп

5. Отмотаем время на год назад. Эти копы и прокуроры тогда не перебегали вам дорогу. А теперь? В чём дело? У вас у всех яйца отвалились?

7. Всё очень просто. Мы убьём Бэтмена.

8. Если умеешь что-то, не делай этого бесплатно.

9. Слушайте, если мы не разберёмся с этим сейчас, скоро, малыш… Гамбол не сможет купить даже косяк своей бабуле.

10. Вот моя визитка. — кладёт на стол игральную карту — Джокера

13. Слушай, ты мне напоминаешь моего отца… А я ненавидел отца!

14. О… Здравствуй, красавица! Ты, наверное, тёлка Харви, хм? Ты и впрямь красивая… А чё ты нервничаешь? Из-за шрамов? Сказать откуда они? Иди сюда. Смотри на меня. У меня была жена. Красивая… Как ты. Она говорила мне, что я слишком грустный. Что мне надо больше улыбаться! Она была игроком, и крупно задолжала этим акулам… Хе… Однажды они ей порезали лицо. У нас не было денег на операцию, и её это убивало… Я лишь хотел, чтобы она снова улыбнулась… Я хотел, чтобы она знала, что мне плевать на шрамы… Поэтому, я вставил лезвие себе в рот — и сделал это. Сам с собой. И знаешь что? Она не могла видеть меня! Она ушла… Теперь я вижу всю иронию… Теперь я всегда улыбаюсь!

15. Вы не впадаете в депрессию, комиссар, зная, насколько вы всё-таки одиноки?

16. С головы начинать нельзя, а то жертва сразу теряется. — Бэтмен бьёт Джокера головой о железный стол

17. Я хотел знать, что ты сделаешь. Ты не разочаровал меня — ты дал пятерым умереть. Затем позволил Денту занять своё место… Даже для таких, как я, это жестоко.

18. Я не хочу убивать тебя! Что я без тебя буду делать? Снова обворовывать мафию? Неееет… Ты… дополняешь меня!

19. Для них ты просто псих, как я. Сейчас ты им нужен, а надоешь — они тебя выкинут, как прокажённого. Их принципы, их кодекс — всего лишь слова, забываемые при первой опасности. Они такие, какими мир позволяет им быть. Я покажу тебе: когда дело плохо, эти… эти цивилизованные люди сожрут друг друга. Я не чудовище, я вижу их насквозь.

20. Убийство — это тоже выбор.

21. Хочешь знать, почему я использую нож? Пистолет — слишком быстро. Не успеваешь насладиться, получить удовольствие. И ещё, в этот, самый последний, момент раскрывается истинная сущность человека. Так что в каком-то смысле я знал твоих друзей намного лучше, чем ты. Хочешь знать, кто из них был трусом?

22. У меня очень простые запросы. Мне нравится динамит, оружейный порох и бензин! И знаешь, что между ними общего? Они дёшевы.

23. Вас только деньги волнуют. Этот город заслуживает преступников получше, и я их ему дам.

24. Псих? Может, покромсать тебя на мелкие кусочки и скормить твоим псам, хмм? Посмотрим тогда, насколько верен голодный пёс!

25. Дело вовсе не в деньгах, главное чтобы дошёл смысл послания — что всё сгорит.

26. Я похож на человека, у которого есть план?

27. Я знаешь кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал… Так что, я просто делаю. И всё.

28. Знаешь, знаешь что я заметил? Никто не паникует, когда всё идёт согласно плану… даже если план чудовищен. Если завтра я заявлю прессе, что один из членов банды будет застрелен, если грузовик солдат взлетит на воздух — паники не будет. Потому что всё это — часть плана. Но когда я говорю, что какой-то жалкий мэр умрёт, все вдруг теряют голову. Совсем немного анархии, нарушение установленного порядка — и всё вокруг повергается в хаос. Я — носитель хаоса. И знаешь, что является основой хаоса? Это страх.

30. Ты ведь не отпустишь меня, верно? Вот что бывает, когда непреодолимая сила… сталкивается с неподвижным предметом.

31. Ты же не убьёшь меня из-за совершенно неуместной уверенности в собственной правоте. А я не убью тебя потому, что с тобой безумно весело!

32. Я взял Белого Рыцаря Готэма и опустил его до нашего уровня. Это было просто. Ведь безумие, ты же знаешь, оно как гравитация — нужно всего лишь слегка подтолкнуть.

Читайте также: