Почему в ил 2 штурмовик

Обновлено: 03.05.2024

Не секрет, что вокруг Ил-2 в Советском Союзе был создан целый культ.

Во всех официальных источниках писали о самолете в восторженных тонах.

В Истории Великой Отечественной войны писали (Т. 1. с. 454):

". был построен первый образец бронированного штурмовика Ил-2. Создание его явилось торжеством советской авиатехнической мысли. Броневой фюзеляж, сильное пушечно-пулеметное и бомбовое вооружение, хорошие летные качества - все это делало Ил-2 незаменимым помощником сухопутных войск в наступлении и обороне".

История второй мировой войны отмечала:

"Достижением советской авиационно-технической мысли явилось создание самолета-штурмовика Ил-2, предназначенного для борьбы с танками противника на поле боя. Впервые в мировой практике самолетостроения конструктору С. В. Ильюшину удалось сделать броню неотъемлемой частью корабля, органически слившейся с элементами скрепляющих устройств, установить различную ее толщину в зависимости от степени уязвимости блоков машины, придать ей обтекаемые аэродинамические формы. Ил-2 имел мощное вооружение: два пулемета, две пушки, реактивные снаряды и 600 килограммов бомб. Первый образец этого одномоторного самолета появился на аэродроме в 1939 г. Война показала, что штурмовик Ил-2 был великолепным оружием переднего края и не имел конкурентов среди самолетов капиталистических стран"

Без больших изменений эта трактовка сохранилась до настоящего времени.

Даже игру создали "Ил-2: штурмовик".

Ветераны тоже ясности не добавляли.

Дважды Герой Советского Союза уже в 2006 году говорил по сути тоже самое:

"Задача штурмовой авиации – поддержка наземных войск, удары по скоплениям войск противника, по его живой силе, минометным и артиллерийским позициям, танкам, железнодорожным перегонам, мостам, эшелонам и аэродромам. Это все наземные цели для штурмовика, их нам определяло командование. Истребитель может выйти из боя, уйти от противника, а штурмовик обязан наносить удар там, где ему приказано, и отступать некуда. Или пан, или пропал!".

Это довольно странно, а если цель плотно прикрыта зенитками и истребителями штурмовики погибнут зря не поразив цель.

Начали появляться глубокие исследования создания и применения штурмовиков Ил-2.

Сейчас таким специалистом является Олег Растренин.

Он и другие исследователи публиковали потери штурмовиков. Да их выпустили десятки тысяч, но и потери их были довольно высоки.

В конце войны в Европе в ВВС было 3075 Ил-2 и Ил-2У (450 неисправных), 120 Ил-10 (26 неисправных) и 214 Ил-2КР (17 неисправных). На флоте было 197 Ил-2 и 12 Ил-10.

Всего за годы войны произвели 34 943 Ил-2 и 1211 Ил-2У.

В бою потеряно было за всю войну 10 759 самолетов ВВС Красной Армии и 807 флотских Илов.

Ещё 10 тыс. было разбито в авариях и катастрофах (небоевые потери).

В среднем Ил терялся за 53,5 самолето-вылетов. Истребитель терялся за 104,5 боевых вылета, бомбардировщик за 80.

В начале войны в запасных авиаполках не было времени и ресурсов учить пилотов, в 1941 г. учили только 3 - 5 часов, в 1942 г. побольше 13 часов и в 44-м, когда появилось время для обучения уже 20 часов.

Боевые потери летчиков-штурмовиков за всю войну составили 7837 человек или почти 30 процентов общих боевых потерь летного состава ВВС Красной Армии. Также около 30 процентов пилотов терялись за первые 10 боевых вылетов, чем больше успевал налетать летчик тем менее становилась вероятность его сбития.

Возникает вопрос: почему же Илы несли такие большие потери.

Сам по себе Ил-2 был маломаневренный самолет, что было почти невозможным его использование против целей прикрытых зенитками. Хорошо сделать противозенитный маневр самолет не мог. Уйти от истребителей, в большинстве случаев тоже.

По идее он должен был летать над полем боя, когда в самолет стреляли чуть ли не из пистолетов.

Был ли бой самолета из пушек и пулеметов точным? Нет, если это был неопытный пилот он пускал пули и снаряды мимо. Он больше пугал немецкую пехоту не желавшую попадать под ураганный огонь 7,62-мм пулеметов ШКАС и 20-мм пушек ШВАК (позже поставили 23-мм ВЯ).

Добавляли жути реактивные снаряды, которые имели осколочно-фугасные боевые части.

Конечно, немцам было мало приятного наблюдать атаку штурмовика, они на время переставали стрелять, давая время советской пехоте подойти поближе.

Удавалось ли точно бомбить с горизонтального полета и пикирования? Нет. Специальных прицелов не было, был довольно неудачный прицел дл бомбардировки с бреющего полета, но он не использовался.

Чтобы точно бомбить у летчика не было никаких приспособлений. Делали метки на капоте. Нос и вынесенные вперед крылья не давали обзора вперед и вниз. Не стали делать и окошечко в полу кабины, как у того же Ю-87.

Точно стрелять и бомбить мог только опытный пилот, но их было в начале войны немного. Летчики-новички могли хорошо отработать по площадям.

Самой большой тайной СССР была даже не медлительность и неповоротливость Ил-2, а неудачная тактика его применения.

Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Ефимов вспоминал о тактике боевого применения так:

"Тактика совершенствовалась всю войну. В начале войны штурмовики летали на бреющем. Это оказалось очень невыгодно. Угловое перемещение цели очень большое, и летчики обычно не успевали прицеливаться и отработать с помощью обычного прицела. Из-за отсутствия прицелов для малой высоты приходилось прицеливаться «на глазок», или, как говорят летчики, «по сапогу».
Была и другая причина больших потерь на этих высотах. По штурмовикам стреляли, образно говоря, чуть ли не из пистолетов. Да, бронекапсула Ил-2 защищала от стрелкового оружия и осколков снарядов. Наиболее сильная защита – бронеспинка 12 мм, от атак вражеских истребителей. Однако прямые попадания зенитных снарядов пробивали броню штурмовика.
От огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии («эрликоны») противника необходимо было уходить на высоту. Мы поднялись на 800-1000 метров. Результаты ударов по врагу улучшились. Наших потерь стало меньше. Освоились на этой высоте, но и она нас не устроила. На ней только обнаружил цель, ввел самолет в пикирование, прицелился, а уже надо бомбить и уходить на повторный заход. А штурмовику надо в атаке обрушивать на врага всю свою огневую мощь. Подняли высоту до 1500-2000 метров и на ней закончили войну. В одном заходе бросали бомбы, стреляли «эресами» и обрушивали на врага огонь пушек и пулеметов. Такая сила удара давала большую эффективность. Конечно, нередко требовалось выполнять несколько заходов на цель, чтобы полностью ее уничтожить".

Но это опять же банзай атаки (самоубийственные) на передний край противника, ведь в первую очередь самолеты должны были поражать цели на поле боя.

А ведь могло быть все по-иному и после войны эту информацию от граждан скрыли или же не слишком афишировали.

Рассмотрим на простом примере.

Фронты миллионных армий поглощали тысячи тонн продовольствия, боеприпасов, в тыл увозили раненных и поврежденную технику, из тыла везли резервы и новую или отремонтированную технику. Что нужно было делать, чтобы оборона противника рухнула. Нужно было прервать линии снабжения, тем самым фронт обороны ослаблялся.

Немцы же действовали так постоянно, они всегда проводили операции на окружение, без бесперебойного снабжения по исчерпании боеприпасов в плен захватывали сотни тысяч красноармейцев.

Именно на создание трудностей со снабжением направляли действия партизан.

Почему же так мало Илов направляли именно на удары по коммуникациям? Дело в том, что в первую очередь штурмовики были в военной доктрине именно самолетами поля боя и в этом было упущение.

На поле боя штурмовики должны были поразить 5% целей, но в реальности в начале войны получалось уничтожить только один процент. Со временем, когда пилоты набрали опыт эффективность возросла.

А в то время "зелёные" пилоты, да и штабы не могли успешно воевать.

Так на Курской Дуге "Илы" штурмовую поддержку сухопутных войск по сути провалили. Из-за стены огня зениток и из-за недостаточной массированности атак.

А ведь для поражения целей надо было делать два-три захода, подставляясь под огонь "эрликонов" и немецких "Флаков".

Но могло было быть все по-иному.

Даже пара штурмовиков с бомбами могла в ближнем тылу немцев взрывать эшелоны с горючим и боеприпасами, что было в ходе войны неоднократно.

Так два пилота Смирнов и Слепов взорвали четыре эшелона на одной станции в 1943 г., чем парализовали железнодорожное движение на четверо суток, противник смог пропустить на Тихорецк только один эшелон, а потом уже пришла Красная Армия. На перегонах красноармейцам достались богатые трофеи.

Семь Илов в 1944 г. взорвали на железнодорожной станции 14 эшелонов, противник ликвидировал последствия налета больше месяца, немцы успели до прихода Красной Армии восстановить только два пути.

Стоило не направлять штурмовики на верную гибель. На сильно защищенные ПВО и истребителями цели на поле боя, а уходить в тыл к немцам и там производить опустошение.

Постоянно в комментариях твердят да были ЖД станции в числе целей штурмовиков. Да, но они не были первоочередными. Сначала передний край, потом штабы и узлы связи чуть дальше за ним.

Если и летали бомбить и штурмовать ЖД станции, то уже потом.

Да и число вылетов для работы по тылам было небольшим.

"К сожалению, для действий по срыву железнодорожных перевозок штурмовики Красной Армии вылетали не так часто – не более 2–4% всего количества боевых вылетов в операции".

Тем не менее несмотря на ошибки в боевом применении штурмовиков (по моему мнению) Ил-2 сыграл очень большую роль поражая небронированные и легкобронированные цели, наводя ужас на противника.

Ересь вторая — бомбардировочная

Конкурентами « Ил» за ценнейшие для СССР ресурсы вроде авиамоторов и высокооктанового авиабензина были также обычные бомбардировщики. Например, в ноябре 1941-го на производство « илов» перевели авиационный завод № 135, который ранее выпускал лёгкий бомбардировщик Су-2, изначально имевший хвостового стрелка и бомбовый прицел. А задержавшийся по ряду причин с появлением на фронте двухмоторный Ту-2 имел нормальную бомбовую нагрузку в тысячу кило ( то есть больше, чем два « ила»), а в перегруз, как пишут в интернетах, мог взять и три тонны.

Су-2 на аэродроме

Впрочем, по поводу последнего в наставлении « Временные указания по боевому применению звена самолётов Ту-2» было сказано следующее: « Сами бомбодержатели дают возможность подвесить бомбы до трёх тысяч кило ( 3×1000 кг), но этот вариант практически не реален, так как самолёт в этом случае не имеет возможности взять горючее».

В общем, подвесить-то было можно, а вот летать и бомбить — уже не очень.

Минусы

Как это часто бывает, часть недостатков Ил-2 оказалась продолжением его же достоинств. Так, бронированный корпус своим весом « сьел» значительную часть полезной нагрузки. Обычный одноместный Ил-2 мог брать 400 кило бомб или 600 — в « перегруз». Для двухместного варианта в справочниках обычно указывается 400 килограмм, однако в донесениях из фронтовых частей про двухместный вариант писали: « Бомбовая нагрузка значительно уменьшается — вместо обычной 600-килограммовой только 300. Попытки увеличить нагрузку до 400 кило не увенчались успехом».

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ ( источник фото)

image

К тому же успешное применение бомб и тех же ПТАБов серьёзно ограничивалось отсутствием нормальных бомбовых прицелов ( и отдельного штурмана-бомбардира).

« Перекос» выпуска самолётов в сторону бронированного штурмовика с относительно небольшой бомбовой нагрузкой приводил к тому, что советские ВВС в ключевых боях зачастую уступали люфтваффе по тоннажу сброшенных бомб.

23-мм пушки ВЯ при всей её мощности для борьбы с немецкой бронетехникой не очень хватало, а для обстрела небронированных целей « гребёнка» из нескольких скорострельных пулемётов работала даже лучше. Да и результаты « лабораторных опытов» на полигоне НИИ ВВС также не внушали оптимизма по части возможностей « илов» уничтожить вражеский танк пушечным огнём или прямым попаданием РС‑а.

К слову, советские танковые части, которые в 44-м и даже 45-м годах регулярно подвергались атакам немецких истребителей-бомбардировщиков и их штурмовых модификаций, также с кумулятивными бомбами SD 4-HL, не зафиксировали значимых потерь от этой угрозы, хотя определённые неприятности немецкая авиация доставляла. Тем не менее, впечатление от появившихся у немцев в 1943-м специализированных противотанковых пушечных штурмовиков было сильнее.

Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севший на брюхо

Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севший « на брюхо» ( источник фото)

Главное преимущество « Ил» — его бронирование — со временем становилось всё менее важным.

image

Южный опыт: как война в Испании повлияла на мировую авиацию

Хотя во второй половине войны наиболее опасных врагов « илов» — немецких истребителей — на советско-германском фронте становилось всё меньше, войсковое ПВО немцев насыщалось 20-мм и 37-мм зенитными пушками, вынуждавшими штурмовиков отказываться от привычной тактики атаки на бреющем полёте и уходить на высоты 600-1000 метров, где они превращались в обычные ( а точнее, плохие — из-за отсутствия бомбового прицела) средние бомбардировщики.

Так может, ну его, этот « Ил»? Были же альтернативы…

Советский штурмовик Ил-2: правда и мифы

Об Ил-2 в разное время говорили разные вещи, мифы они или нет разберемся дальше.

В советское время говорили, что Ил-2 - это прекрасный самолет, у него мощное вооружение, он хорошо выполнял свои штурмовые функции.

Накануне войны на вооружение авиационных частей штурмовой авиации в небольшом количестве начал поступать одноместный бронированный штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина. Опыт его боевого применения уже в первые дни войны показал, что он является незаменимым средством для поддержки сухопутных войск с воздуха во всех видах боя и операции. Успех этого самолета обусловливался хорошей броневой защитой двигателя и кабины летчика, мощным пулеметно-пушечным и бомбардировочным вооружением, удачной компоновкой центральной и носовой части фюзеляжа, а также наличием мощного двигателя АМ-38 в 1600 л. с. Все это придавало ему такие качества, как высокую живучесть, хорошую маневренность и мощное огневое воздействие по наземным целям, столь необходимые при штурмовых действиях
В ходе войны самолет Ил-2 подвергался ряду усовершенствований. Так, он был переделан в двухместный самолет с добавлением кабины стрелка для защиты задней полусферы. Увеличился полетный вес самолета без значительного ущерба для скоростных и маневренных свойств. В 1943 г. конструктором Ильюшиным были сконструированы самолеты Ил-8 и Ил-10, превосходившие Ил-2 по летным характеристикам. В серийную постройку был принят Ил-10, а в 1945 г. он уже применялся на фронте.

Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — М., Воениздат, 1968.

После падения советской цензуры, Ил-2 стали критиковать.

Ф. Чуев рассказывал, что Герой Советского Союза Емельяненко плохо отзывался об Ил-2:

«Ил-2, по-моему, дерьмо. Я всегда с восхищением смотрел на немецкий «Юнкерс-87», «лаптежник». Как они здорово пикировали! Отваливали по одному и точно били в цель. Ил-2 так пикировать не мог. Самое большее, на что он был способен, лететь под углом 30 градусов, и то такая тряска — зуб на зуб наскакивает! Были случаи, когда обшивка с крыльев слетала. Тяжелый, скорость небольшая, как его ни толкай всем своим телом в кабине, быстрей не полетит.У нас были хорошие истребители — «Яки», «Лавочкины», а штурмовиков хороших не было. Немцы не зря Ю-87 сделали с неубирающимся шасси — чтобы он тормозился на пикировании. У нас были самые большие потери у штурмовиков, самая короткая жизнь у летчиков на фронте — у штурмовиков. Конечно, Ильюшин воплотил новую идею — бронированный корпус, что спасло жизнь многим летчикам, это правда. Но «эрэсами», как правило, никуда не попадешь. Пушка — другое дело, это верняк, как врежешь по грузовику! Стрелок мог отогнать «Мессершмитт», предупредить летчика об опасности сзади. Но у «мессера» четыре пушки, а у нашего стрелка — один хвостик пулемета. Немцы тоже не дураки, хотя я на Ил-2 сбил два самолета. Короче говоря, чтоб все понять, надо побыть в шкуре летчика-штурмовика. Я 90 боевых вылетов сделал на Ил-2. Зачем ты взялся за книгу об Ильюшине? Ты будешь вынужден написать неправду».

Летчик Солдатенко вспоминал:

«Тяжеловатый в пилотировании «Ил» не каждому летчику был под силу. Физически слабый пилот не всегда мог вывести машину из пикирования из-за больших усилий на ручке. Мы старались создать угол пикирования как можно больше, но выше 35—40° из-за чрезмерных усилий не получалось. Самолет тяжелый, скорость 350—400 км/ч по тем временам большая и такая махина с трудом выводилась из пикирования лишь двумя руками».

Можно привести воспоминания того же самого Емельяненко "В военном воздухе суровом", как применяли штурмовики, без истребительного прикрытия, без выделения групп подавления ПВО:

"Под Ростовом майор Холобаев ставил мне и двум моим ведомым - сержантам Николаеву и Кладько - боевую задачу: разбить понтонный мост на Дону у станицы Николаевской.
Задача ясна, но как ее выполнить? Сержанты полетят впервые, трех самолетов для этого мало, истребителей для прикрытия не будет. А ведь известно, что над Николаевской с утра до вечера патрулируют "мессеры" и зениток там полно.
. Слушая Холобаева, я считал нас обреченными, и от этого под ложечкой гулял холодок".

Предчувствие не обмануло погибли два пилота, сам Емельяненко чудом не был сбит истребителями, но свой поврежденный Ил посадил в поле и пешком пробирался к своим.

Рассмотрим историю самолета Ил-2, был ли он чудо-оружием или посредственностью.

Сначала военным понадобился самолет поля боя, летающая артиллерия, которая могла поражать огневые точки, аэродромы, а также громить отступающие колонны и подходящие резервы.

Началось все со слабости советского моторостроения, Ил-2 получил слабый мотор АМ-38, к тому же хвост и крылья сделали деревянными, что тоже легкости не добавило. Самого летчика и мотор скрыли в бронированной "ванне". Сам обтекаемый бронекорпус появился благодаря освоению промышленностью технологии производства брони двойной кривизны.

Да и сама идея бронекорпуса была сомнительной. Тот же "Фокке Вульф" 190 в штурмовом варианте прикрывался навесной броней, хотя и значительно хуже, чем Ил, но летал лучше.

Сначала хотели сзади посадить воздушного стрелка с пулеметом, соответственно увеличить бронекорпус. Но от этого отказались, так как летные характеристики становились совсем плохими.

В войну Ил-2 вступил одноместным с двумя пушками и двумя пулеметами в крыльях. Подвешивалось дополнительное вооружение РС и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Общий вес брони составлял около 700 кг. К бронекоробке пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа.

В советское время эффективность Ил-2 преувеличивалась, так маршал Конев так говорил о штурмовике Ф. Чуеву:

"Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!".

Ну это смотря какой танк и точность такая была почти нереальной. РСы хорошо били только по площадям. Хотя удачное попадание 132-мм РС вполне могло повредить или уничтожить танк.

20-мм пушек для поражения танков даже в начале войны не хватало. Ил-2 мог поражать пехоту и небронированные цели.

Бомбардировочный прицел был довольно неудачным, да и летчик при аварийной посадке мог разбить об него голову. Попасть куда-то мог опытный летчик. Прицел в конце концов сняли и летчик прицеливался по отметкам на капоте.

С началом войны Ил-2 демонстрировал какую-то эффективность по пехоте и небронированным целям.

Ил-2 – штурмовик, которого мы не знаем. Подвиг конструктора. Обтекаемая броня.

Мы хотим ответить на вопросы, как и почему первый в мире бронированный штурмовик был создан в нашей стране?

Кто те люди, которые всё это обеспечили своим научным поиском, предвидением, смелостью мысли, государственным подходом, способностью рисковать карьерой ради благородной цели, как они смогли преодолеть недостаток в технологии, материалах, силах и средствах, непонимание и торможение, и, в конце концов, сделали самое главное – как они смогли опередить время ?

1. Дать больше на один мотор в сутки

2. Отставание

3. Конструкторский подвиг Сергея Ильюшина

4. Бронированный самолет.

1. Дать больше на один мотор в сутки

«Насколько остро одно время стоял вопрос о выпуске моторов (для Ил-2), можно судить по тому, что Сталин часто сам звонил на заводы, были случаи, когда просил, а не требовал, как обычно.

Вспоминает директор завода М. С. Комаров:

«Я был в сборочном цехе, когда диспетчер сообщил мне, что нужно срочно позвонить А. Н. Поскребышеву (секретарь Сталина).

– Здравствуйте, товарищ Комаров, – сказал Сталин, – можете ли вы в ближайшее время увеличить суточный выпуск хотя бы на один мотор?

– Трудно и даже вряд ли возможно.

– Подумайте. Нужно это сделать. Очень необходимы фронту штурмовики Ильюшина.

Выпуск моторов лимитировала тяжелая и сложная операция шлифовки центральных шеек коленчатых валов. Обратился к шлифовальщикам Горбунову и Абрамову с просьбой увеличить обработку за смену (11 часов) хотя бы на половину вала.

– Мы бы это сделали, товарищ директор, – отозвался Горбунов, – но покормите нас хотя бы хорошими щами. Видите, как мы опухли, еле ноги таскаем.

Посоветовавшись с работниками ОРСа, я принял решение забить несколько свиней на откормочной базе. Организовали питание рабочих. Через неделю завод повысил сдачу моторов на один в сутки, а в последующем мы еще увеличили выпуск нужных фронту двигателей.

Однако, расходовать мясо самостоятельно мы не имели права, но благодаря вмешательству наркома все обошлось благополучно". (из воспоминаний наркома А. Шахурина)

2. Отставание

Промышленное отставание СССР было обусловлено историческими последствиями Первой мировой войны, революции, интервенции и гражданской войны. Около десяти лет выпало из процесса модернизации производства. Это огромный срок. Так, мощность авиационных заводов в 1927 г. составляла только 15 % французского авиапрома. Для авиационной промышленности это было особенно заметно в области моторостроения, мощных современных моторов не было… От мощности мотора зависело всё: и скорость, и полезная нагрузка, и победа в бою.

27 мая 1927 г. английское правительство консерваторов объявляет о разрыве дипломатических и торговых отношений Великобритании с СССР, (нота Чемберлена).

В воздухе запахло войной.

Из выступления Ворошилова в декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б)

«1. Пятилетний план народного хозяйства должен исходить из неизбежности вооруженного нападения на СССР…

2. Индустриализация страны предопределяет обороноспособность СССР.

3. Строительство вооруженных сил (рабоче-крестьянской Красной Армии, Морского и Воздушного Флотов) должно исходить из необходимости поднятия технической и боевой их мощи до уровня первоклассных европейских армий».

В соответствии с первым пятилетнем планом (1928—1932), в период с 1929 по 1932 год по заказу правительства СССР американская фирма «Albert Kahn Inc.» спроектировала и организовала строительство в СССР более 500 промышленных объектов: тракторные заводы; автомобильные заводы, механические заводы; сталелитейные цеха и прокатные станы.

В 1931 г. Постановлением Совета Труда и Обороны, под председательством В.М. Молотова, принимается решение «приступить к переговорам о закупке за границей трех опытных наиболее совершенных и мощных бензиновых и 4 образцов нефтяных двигателей.

…считать необходимым привлечение иностранной технической помощи, для чего заключить договора с иностранными американскими и европейскими фирмами на нижеследующие объекты (перечислим их достаточно подробно):

на все виды инструмента, разрезные крылья, поршневые кольца, алюминиевое литейно-ковочное производство, оказание технической помощи по литью, ковке, штамповке и термообработке цветных легких и ультралегких сплавов, а также по литью пропеллеров, ковке и штамповке металлических винтов, оказание технической помощи по постройке и подбору оборудования литейного завода, так и по разработке технологических процессов, подбору формовочных земель, спецификации материалов, по изготовлению специальных изделий и деталей, производству карбюраторов, тормозных колес, по производству клапанов, подшипников… на оказание техпомощи по проектированию, постройке и оборудованию двух моторостроительных заводов, приобрести лицензии на моторы «Кертис Конкверер» и «Райт» во всех его типах.

Можно представить по этому постановлению размеры технического и технологического отставания в авиапроме.

За 1931 год авиационная промышленность произвела 900 (больше всего) авиамоторов М-17 (лицензионного БМВ-VI), уже устаревшего, мощностью 500 л. с.

Хорошо видно, что каждый цилиндр находится в собственной рубашке охлаждения. Хорошо видно, что каждый цилиндр находится в собственной рубашке охлаждения.

Модернизацию этого мотора по заданию НИИ ВВС производил Александр Микулин.

Александр Александрович Микулин в рабочем кабинете. Александр Александрович Микулин в рабочем кабинете.

3. Конструкторский подвиг Сергея Ильюшина,

или Как Ильюшин вылетел из Главка на Ил-2

За несколько лет до начала войны Сергей Владимирович был назначен начальником Главного управления авиационной промышленности. Спустя некоторое время он попытался вернуться к конструкторской работе. Еще в конце 1937 года Ильюшин пишет Сталину, просит освободить от административной должности.

Сталин вызвал Сергея Ильюшина:

– Ну, раз назначили, значит, надо работать. Вы человек не случайный, а очень подготовленный. Если вы будете уходить, другие будут уходить, я буду уходить, кто же станет управлять государством?

«Я вынужден был тогда отступить, – вспоминал Ильюшин. – Сталин при мне разорвал заявление, подержал бумажные лоскутки над корзиной и, хитро прищурившись, посмотрел на меня, как бы спрашивая: «Ну что, бросать?» И бросил в корзину».

В 1936 году Центральный Комитет партии решил провести конкурс на лучший боевой самолет, в том числе штурмовик.

Строили штурмовики конструкторы Н.Н. Поликарпов, И.Г. Нейман, П.О. Сухой. В серию эти машины не пошли. Не получались штурмовики и в технически передовых странах. Американцы пытались решить проблему бронирования штурмовика еще в 20-е годы, но не смогли и стали разрабатывать пикирующий бомбардировщик. Под влиянием американского опыта, да и своих промахов в создании штурмовика в Германии построили пикирующий бомбардировщик Ю-87. Возможно, идея блицкрига способствовала тому, чтобы не тратить силы и время на разработку штурмовика.

Совместить в одной машине требования поддержки наземных войск и собственной живучести никому не удавалось. Появились сторонники сокращения и даже ликвидации штурмовой авиации.

Сергей Ильюшин написал еще одно обращение:

«Тов. СТАЛИНУ И.В.
Тов. МОЛОТОВУ В.М.
Тов. ВОРОШИЛОВУ К.Е.
Тов. КАГАНОВИЧУ М.М.
Тов. ЛОКТИОНОВУ (ВВС)
Тов. СМУШКЕВИЧУ (ВВС)

При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня (который будет направлен на штурмовую авиацию) – штурмовая авиация будет нести очень крупные потери.

Наши типы штурмовиков, как строящиеся в серии,…так и опытные,… имеют большую уязвимость, так как ни одна жизненная часть этих самолетов: экипаж, мотор, маслосистема, бензосистема и бомбы – не защищена. Это может в сильной степени понизить наступательные способности нашей штурмовой авиации.

Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или, иначе говоря, летающего танка , у которого все жизненные части забронированы.

Сознавая потребность в таком самолете, мною в течение нескольких месяцев велась работа над разрешением этой трудной проблемы, результатом которой явился проект бронированного самолета-штурмовика, основные летно-боевые данные которого изложены в нижеследующей таблице.

Для осуществления этого выдающегося самолета, который неизмеримо повысит наступательные способности нашей штурмовой авиации, сделав ее могущей наносить сокрушительные удары врагу без потерь или с очень малыми потерями с ее стороны, прошу освободить меня от должности Начальника Главка, поручив мне выпустить самолет на государственные испытания в ноябре 1938 г.

Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью за успех берусь за это дело.

Сер. Ильюшин 27.1.1938 г.»

После письма Ильюшину в три часа ночи позвонил командующий ВВС Локтионов и сообщил об освобождении от должности, решение было принято на заседании Политбюро.

Как мог Сергей Илюшин быть « полностью уверенным в успехе » не имея ни двигателя нужной мощности, ни технологии производства брони обтекаемой формы, нужной прочности и веса? Может быть потому, что он решил задачу не так как другие, он придумал главное – сделать бронекорпус несущей конструкцией, основной частью фюзеляжа.

Штурмовик Ил-2: триумф или трагедия?


Этот боевой самолёт с характерным « горбатым» силуэтом кабины стал самой массовой боевой машиной в истории авиации — общее число выпущенных « илов» составило более 36 тысяч штук. Но если с этим достижением всё понятно, то насчёт остального есть сомнения.

Этот боевой самолёт с характерным « горбатым» силуэтом кабины стал самой массовой боевой машиной в истории авиации — общее число выпущенных « илов» составило более 36 тысяч штук. Но если с этим достижением всё понятно, то насчёт остального есть сомнения.

Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош…

В СССР долгие годы все было достаточно просто и однозначно. Ильюшинский Ил-2 — гениальная машина, « не имеющая аналогов», оружие победы — самолёт, едва ли не в одиночку разбомбивший все панцерваффе, утопивший значительную часть кригсмарине и сбивший всё, что успевало убежать от не менее доблестных истребителей Яковлева и Лавочкина.

Все это подтверждалось многочисленными мемуарами и прочими « сборниками боевых примеров».

Лишь после 1990 года начали раздаваться поначалу робкие, а затем и уверенные голоса, утверждавшие, что с « чёрной смертью» было далеко не всё так однозначно, да и вообще — немцы называли Ил-2 « цемент-бомбер». И лучше было вместо « илов» делать побольше ' title=>истребителей-бомбардировщиков, как союзники, или просто бомбардировщиков.

Но если не витать в облаках…

…то при более пристальном рассмотрении получается, что проблемы Ил-2 — это недостатки не только и не столько самолёта, сколько ВВС Красной армии в целом.

Техники готовят штурмовик Ил-2 к вылету

image

Наклепали: 12 самых массовых боевых самолётов в истории

Например, наши союзники во второй половине войны вполне успешно применяли в качестве ударных множество одноместных самолётов, не испытывая при этом острой нужды любой ценой впихнуть туда хвостового стрелка. Да и немцы на Восточном фронте не только вполне успешно использовали « штурмовые» модификации истребителей FW-190, но и умудрялись в 1945-м бомбить с Ju-87.

То есть необходимость посадить на « Ил» стрелка, « сожравшего» и без того не сильно великую бомбовую нагрузку, была вызвана в первую очередь проблемами с надёжным истребительным прикрытием ударных самолётов. А проблемы с точностью бомбометания имелись, например, и у не менее знаменитого Пе-2, который, формально считаясь пикирующим бомбардировщиком, сплошь и рядом применялся как обычный — из-за недостатка подготовленных пилотов.

При этом бронезащита « Ил», хоть и не являлась абсолютной панацеей, всё же хоть как-то позволяла компенсировать некоторые ошибки командования и самих лётчиков, давая им шанс набраться опыта и просто прожить на несколько боевых вылетов дольше. И это уже было очень и очень немало.

Плюсы

Замена повреждённого крыла штурмовика Ил-2

image

Если же до аэродрома самолёт не дотягивал, то бронекорпус позволял обойтись минимальными повреждениями при посадке « на брюхо».

« Ил» мог похвастаться и мощным вооружением. Особенно хороша была 23-мм пушка ВЯ ( Волкова-Ярцева), которая имела более тяжёлый снаряд и бóльшую начальную скорость, чем 20-мм ШВАК, стоявшая на большинстве советских истребителей. А ведь ещё были ракеты РС и бомбы, включая кумулятивные противотанковые — знаменитые ПТАБы.

Во второй половине войны самолёт также получил ( как принято говорить — по многочисленным просьбам с фронта) стрелка с крупнокалиберным пулемётом, который обеспечивал прикрытие задней полусферы.

Воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 у пулемёта УБТ

Воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 у пулемёта УБТ ( источник фото)

Ересь первая — истребительно-бомбардировочная

Здесь можно вспомнить, что до появления Ил-2 в ВВС Красной армии вполне себе существовали штурмовые части, которые к 22 июня 1941 года главным образом служили местом ссылки или свалки для « морально устаревших» истребителей старых типов. Например, базировавшийся в Киевском особом военном округе 62-й ШАП ( штурмовой авиаполк) имел 64 истребителя И-153. Схожая картина была и в остальных частях, так что когда дело доходит до цитат немцев об атаках советских штурмовиков в 41-м, с высокой долей вероятности это были не редкие пока ещё « илы», а куда более многочисленные И-15, И-153 и И-16.

И-15бис выруливает на взлёт во время советско-финской войны

И-15бис выруливает на взлёт во время советско-финской войны ( источник фото)

РС и даже небольшие бомбы на них вполне подвешивали, мотор воздушного охлаждения выдерживал несколько попаданий винтовочного калибра и заодно прикрывал пилота с передней полусферы, наиболее опасной при атаке наземной цели. Подобное положение сохранялось и в 1942 году, особенно на второстепенных участках фронта. Например, в отчёте ВВС Крымского фронта весной 42-го приводится весьма интересная оценка сравнительной эффективности старых и новых самолётов:

image

Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

« Благодаря длительному воздействию ( по три-четыре захода) на цели и отличной мобильности при подготовке повторных вылетов, несмотря на сравнительную слабость вооружения — наибольший непосредственный эффект при содействии наступающей пехоте дали штурмовые атаки подразделения 653 ШАП ( к-р майор Зворыгин) И-15 бис.

214 ШАП ( Ил-2) действовал небольшими группами ( благодаря хронической неготовности материальной части), понёс большие потери и серьёзного значения ( в ходе боевой работы ВВС) не имел, несмотря на мощное вооружение».

Отдельно заметим, что машины старых типов летали на менее дефицитном авиабензине Б-70, тогда как новые самолёты требовали Б-78 и выше, с производством которого в СССР было всё сложно.

В общем, если вдруг поломка вашего темпорального утюголёта нечаянно забросит вас в Крым весны 1942 года, в качестве поддержки вызывайте лучше старые « и-пятнадцатые».

Читайте также: