Одна заря сменить другую спешит дав ночи полчаса что это значит

Обновлено: 07.07.2024

Пушкин. Медный всадник.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

В середине осени разбираем ироническую и вместе с тем трагическую поэму А. С. Пушкина — и обнаруживаем, что всадник-то вовсе не медный! В помощь школьнику. Вторая неделя октября

Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Медный всадник»

Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Медный всадник»

Текст: Ольга Лапенкова

В 1820-х гг. Александр Сергеевич Пушкин работал в основном в рамках романтизма — то есть литературного метода, подразумевающего очень серьёзный, даже пафосный, тон. Действие в романтических произведениях происходит в необычных декорациях (много-много лет назад, или в далёкой неведомой стране, или вовсе в потустороннем мире), главной ценностью провозглашается свобода, а главный герой бросает вызов обществу, государю-тирану или самой Судьбе. Романтические произведения Пушкина — это, например, поэма «Руслан и Людмила», стихотворения «Узник», «Анчар» и «Пророк».

Однако в 1830-х гг. Александр Сергеевич обратился к реализму. Сюжеты, которые он стал выбирать, разворачивались в самом XIX веке или немногим ранее, а герои получались всё более многогранными: читатель уже не мог точно сказать про того или иного персонажа, положительный он или отрицательный. Наконец, новое направление «развязывало руки» писателям, не лишённым чувства юмора. Романтикам — по крайней мере в России — было не до шуток, а вот реалисты могли вволю смеяться над своими персонажами. Эта тенденция продолжилась, например, в творчестве Н. В. Гоголя, чьи комедии «Женитьба» и «Ревизор» и сейчас сложно читать без хохота.

Но одно дело — похождения чиновника, выдающего себя за ревизора, и совсем другое — хроника наводнения, которое случилось в Петербурге в 1824 году и унесло сотни человеческих жизней. Что здесь, казалось бы, смешного? А если так, зачем же Пушкину подтрунивать над главным героем?

Сейчас разберёмся! Но прежде чем говорить о несчастном Евгении, обратимся к другой фигуре, с появления которой и начинается произведение.

Россию поднял на дыбы

Само название «Медный всадник» отсылает читателя к памятнику Петру I, расположенному на Сенатской площади. Однако во вступлении мы видим государя вполне живым человеком, да ещё и в исторический момент. Император бродит по болотистым берегам Невы и мечтает:

  • Отсель грозить мы будем шведу.
  • Здесь будет город заложён
  • Назло надменному соседу.
  • Природой здесь нам суждено
  • В Европу прорубить окно,
  • Ногою твёрдой стать при море.
  • Сюда по новым им волнам
  • Все флаги в гости будут к нам,
  • И запируем на просторе.

Чтобы понять, что переживал в этот момент пушкинский Пётр, нужно обратиться к истории.

Территория, где был построен Санкт-Петербург, не всегда принадлежала России. В 1240 году здесь происходила Невская битва между русичами и шведами, затем шведы возвели там свою крепость, а в 1301-м эта местность снова отошла нам — её отвоевали новгородцы. Впрочем, в начале XVII века, воспользовавшись тем, что в России было Смутное время, шведы опять «прибрали» эту местность себе. Но прошло ещё сто лет, и в 1703-м Пётр I пошёл войной на Карла II, который ещё до столкновения с Россией приобрёл славу государя-агрессора, — и территория вновь отошла к Российской империи.

Чтобы спорная местность больше не «гуляла» от одной державы к другой, её нужно было как-то «закрепить». Поэтому Пётр I приказал заложить здесь город — и не просто город, а настоящую крепость. Кроме того, будущий Санкт-Петербург располагался в стратегически значимом месте — потому-то шведы веками и пытались заполучить эти «зыбкие, топкие берега», — и Пётр I понимал: если построить ещё и порт, то в России появится новый центр торговли. Значит, сюда будут прибывать сотни заморских судов! Самолёты в XVIII веке, разумеется, ещё не изобрели, поэтому драгоценные товары перевозили на кораблях… А если в Петербурге расцветёт торговля, то что это будет значить? Во-первых, почёт и уважение от европейских соседей; во-вторых, экономическую выгоду для России; в-третьих, возможность перенимать у заграничных мастеров опыт и приобретать не только модные штучки, но и полезные инструменты.

Потому-то пушкинский император и говорит: «отсель грозить мы будем шведу». То есть — в нашем порту будут стоять военные суда, и чуть что — отпор дадим, хоть Карлу II, хоть ещё кому. А дальше — «все флаги в гости будут к нам» — это уже про торговцев и дипломатов.

И всё бы хорошо, но была одна огромная проблема: «юный град, полнощных стран краса и дивно» не очень-то милосерден к обычным людям. Ну, не способствует жизнь на этом берегу, где вечно сыро и пасмурно, хорошему самочувствию. И ладно бы ещё это: город стоит на Неве, а уровень воды в этой реке нередко меняется. Чаще всего опасности это не представляет, но в 1824-м она всё-таки вышла из берегов — и, разрушив более 450 домов, унесла в свои пучины сотни человек.

Тут-то и возникает вопрос: как относиться к амбициозному плану Петра? Возможно, ему не стоило возводить на «проклятом» месте такой большой, красивый город? Обеспечить всё необходимое для проживания торговцев и военных — и всё на этом. Но, с другой стороны, как не восхищаться «младшею столицей», перед которой «померкла старая Москва»? Только посмотрите, с каким трепетом автор говорит о Санкт-Петербурге:


  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид,
  • Невы державное теченье,
  • Береговой её гранит,
  • Твоих оград узор чугунный,
  • Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  • Когда я в комнате моей
  • Пишу, читаю без лампады,
  • И ясны спящие громады
  • Пустынных улиц, и светла
  • Адмиралтейская игла,
  • И, не пуская тьму ночную
  • На золотые небеса,
  • Одна заря сменить другую
  • Спешит, дав ночи полчаса…

Так уж в литературе — да и в жизни — повелось, что простого и понятного ответа на философские вопросы не существует. Но главный герой «Медного всадника» так не считает.

«Пришёл Евгений молодой»

Центральный персонаж поэмы — молодой человек по имени Евгений. А. С. Пушкин, к 1833-му уже закончивший писать «Евгения Онегина», с самого начала подтрунивает над новым героем — кстати, тоже петербуржцем:

  • В то время из гостей домой
  • Пришёл Евгений молодой.
  • Мы будем нашего героя
  • Звать этим именем. Оно
  • Звучит приятно; с ним давно
  • Моё перо к тому же дружно.
  • Прозванья нам его не нужно.
  • Хотя в минувши времена
  • Оно, быть может, и блистало
  • И под пером Карамзина
  • В родных преданьях прозвучало;
  • Но ныне светом и молвой
  • Оно забыто. Наш герой
  • Живёт в Коломне; где-то служит,
  • Дичится знатных и не тужит
  • Ни о почиющей родне,
  • Ни о забытой старине.

«Прозвание» — это, в переводе на современный русский язык, фамилия. В «Евгении Онегине» все персонажи — и сам Онегин, и Татьяна и Ольга Ларины, и Владимир Ленский, и даже второстепенный персонаж, скандалист и задира Зарецкий — эти «прозвания» имели. Почему же главный герой «Медного всадника» обделён фамилией?

Всё потому, что фамилии в XIX веке носили в основном дворяне. Евгений же не просто дворянин, он происходит из старинного почтенного рода: это следует из того, что его прозвание «под пером Карамзина/ В родных преданьях прозвучало». Николай Михайлович Карамзин, написавший «Бедную Лизу» и «Наталью, боярскую дочь», прославился ещё и тем, что создал масштабный 12-томный труд «История государства Российского», где, разумеется, упоминались самые именитые дворяне — и в том числе предки Евгения. Однако в начале XIX в. от их былого богатства не осталось и следа. Дошло до того, что Евгений «живёт в Коломне» — историческом районе Санкт-Петербурга — в съёмной квартире, а вовсе не в роскошном особняке.

Как такое могло произойти? Скорее всего, предки Евгения бездарно растратили фамильное состояние. Для дворянина это было обычным делом. Вспомните Евгения Онегина, который, напомним, «поделился» именем с новым пушкинским героем: что мы знаем о его батюшке?

  • Служив отлично благородно,
  • Долгами жил его отец,
  • Давал три бала ежегодно
  • И промотался наконец.
  • («Евгений Онегин», глава 1, строфа III)

Если бы Онегин не получил наследство от дядюшки — ту самую деревеньку, где он познакомился с Ленским и Лариными, — бегать бы ему всю жизнь от кредиторов.

Что же касается Евгения из «Медного всадника», ему повезло меньше: молодой человек вынужден сам зарабатывать на жизнь. Но, в отличие от «предшественника», эта обязанность его не слишком-то напрягает — да и планы на жизнь у него куда более определённые, чем у Онегина. Рассказывая, что за человек главный герой «Медного всадника», автор опять же иронизирует:

  • Евгений тут вздохнул сердечно
  • И размечтался, как поэт:
  • «Жениться? Мне? зачем же нет?
  • Оно и тяжело, конечно;
  • Но что ж, я молод и здоров,
  • Трудиться день и ночь готов;
  • Уж кое-как себе устрою
  • Приют смиренный и простой
  • И в нём Парашу успокою.
  • Пройдет, быть может, год-другой —
  • Местечко получу, Параше
  • Препоручу семейство наше
  • И воспитание ребят.
  • И станем жить, и так до гроба
  • Рука с рукой дойдем мы оба,
  • И внуки нас похоронят. »

Вряд ли про Евгения, который только и хочет, что иметь хорошее «местечко» — то есть продвинуться по службе — и наслаждаться семейным уютом, можно сказать, что он «размечтался, как поэт». Однако ничего плохого в его желаниях, разумеется, нет. Подтрунивая над персонажем, автор, думается, немного завидует ему: у Евгения нет никаких психологических травм, в том числе — обид на промотавшихся родственников. Ничего особенного он из себя, конечно, не представляет, и всё же это верный и нежный возлюбленный, исполнительный служащий и вообще — человек надёжный.

Вот только судьба обходится с этим «маленьким» человеком неимоверно жестоко. Теряя всё, Евгений обвиняет во всех бедах не кого иного, как Петра I, и грозит истукану кулаком… Однако бунтовщик заранее обречён на поражение.

Так почему же автор, зная, какая судьба ждёт Евгения, всё-таки потешается над ним? Именно потому, что хочет показать: удары стихии сокрушают не только титанов. Если бы речь шла о борьбе Петра и, допустим, шведского короля Карла II, то, кто бы ни пострадал, всё было бы понятно: политика — дело опасное. Но из-за амбиций монархов страдают обычные, ни в чём не повинные люди. Эти люди со своими заурядными проблемами кажутся нам милыми и смешными — но когда они теряют всё, это трагедия не меньшая, чем гибель государя. А может, даже большая: ведь «маленький» человек беззащитен против судьбы.

А всадник-то не медный!

На то, что Пётр I, построивший город в неподходящем месте, всё-таки виноват в гибели людей в 1824 году — в то время, когда сам император уже столетие как отправился в мир иной, — косвенно указывает само название поэмы. На самом деле памятник выполнен не из меди, а из бронзы, металла куда более благородного. Но Пушкин решил «понизить градус» пафоса — и это привело к тому, что сейчас туристы, да и сами жители города на Неве, называют монумент «Медным всадником» и в большинстве своём понятия не имеют о его истинной ценности.

Кроме того, с лёгкой руки Пушкина, давшего поэме авторское жанровое определение — «петербургская повесть», — в русской литературе появилось множество героев-страдальцев, живущих в Петербурге и ближайших окрестностях. Недаром Николай Васильевич Гоголь озаглавил свой сборник, вышедший в 1842 г., «Петербургские повести». Вошла туда, в частности, «Шинель» — душераздирающая история мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина.

В поэме Пушкина "медный всадник" есть слова": И не пуская тьму ночную На золотые небеса. Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса Какой вид физического явления представлен в данном отрывке?

онечно Быку BHble даже выми селая под- Иван Андреевич КРЫЛОВ 1769-1844 Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутительной и выражаться та … к доступно всем, как Крылов. Поэт и муд- рец слились в нём воедино. Н. В. Гоголь ры- го- ка- HO, ую Ся у D Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его за долгую службу получил дворянство. Влиятельных покровителей у него не было, поэтому он находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» пере- вод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к мате- рям», подписанный «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Кры- лов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности про- явился у него с детства. Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музы- кален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он. пятидесяти лет выучился древнему греческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. До- машние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось 39-40. сделать план письменно.​

Написать сочинение на тему: "Морозное солнечное утро" ДАЮ 30 БАЛЛОВ*

Изложить новую версию повести "Дубровский", в которой больше нет места ссоре помещиков (например ссора может быть заменена чем-то другим) срочно

Роберт Рождественский "о мастерах" вопросы: 1) какова главная мысль стихотворения?2) каких людей поэт противопоставляет мастерам?3) какими качествами … обладают мастера?на 2,3 вопрос отвечать цитируя стихотворение.​

Выступите в роли художника кинотеатра. Вам нужно написать серию портретов киногероев, сошедших со страниц литературных произведений. Придумайте назван … ие для вашей галереи и составьте перечень из 3 фильмов для размещения в ней. К каждому фильму дайте краткую аннотацию (до 5 предложений), объясняющую ваш выбор. СРОЧНО! ОТДАМ ВСЕ СВОИ БАЛЛЫ!

Притча про блудного сина є частиною A Києво-Печерського патерика 5 Bibi в збірки Г. Сковороди «Сад Божественних пісень» г «Поученія Володимира Мономах … а»​

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.Пожалуйста сделайте синтаксический разбор хотя бы расставьте части речи и дайте характеристику. Буду очень благодарна.

antonliakhovskii

И (союз), не (отр. част.) пуская (дееприч.) тьму (сущ.) ночную (прилаг.) на (предл.) золотые (прилаг.) небеса (сущ.), одна (неопр. местоим. = какая-то) заря (сущ.) сменить (гл.) другую (местоим.) спешит (гл.), дав (дееприч.) ночи (сущ.) полчаса (сущ.).

И, не пуская тьму ночную на золотые небеса (деепричастный оборот _._._), одна заря сменить= другую (_ _ _) спешит, дав ночи полчаса (деепричастный оборот _._._).

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено деепричастными оборотами.

Схема [ |_._|, _ = , | _._| ].

|_._| - деепричастный оборот.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое=.

Второстепенные члены предложения: обстоятельство (_._._), дополнение (_ _ _).

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)

Читайте также: