Mount and blade огнем и мечом где нанимать солдат

Обновлено: 04.07.2024

Почему M&B, почему M&B:OiM и почему именно «Потоп» в OiM? Первое объяснять вряд ли надо, разве только совсем уж ничего не слышавшему новичку, так как игра имеет немалое число поклонников. В своё время, года полтора назад, захотев погонять в какую-нибудь ролевуху и не очень любя фэнтезийное окружение, увидел «Историю героя». Как оказалось, это было самое оно, - игра прописалась на моём компьютере, и даже сейчас никуда уходить не собирается. В моды, которые время от времени появлялись, я не играл, видимо побаиваясь, что меня повторно «накроет», как «накрыл» в своё время Native.

Но, повстречав в новогодние праздники в продаже пластиковый бокс с «Огнём и мечом», удержаться не смог. Почему? Потому что Сенкевич. Книги пана Генрика в школьном детстве были одними из самых любимых, и, как это не забавно сейчас вспомнить, было большим вопросом, чем бы закончилась умозрительная дуэль между знаменитой французской четвёркой и четырьмя главнейшими (в моём понимании) литературными представителями спесивой польской шляхты. Если с одной стороны находился всем известный мастер клинка, «первая шпага» Франции, Шарль де Бац Костельмор д'Артаньян, то другая сторона располагала Михалом Володыевским, у которого, как остроумно пошутил один геймер, навык владения одноручным оружием должен быть не менее 999 (замечу, из 460 единиц, которые возможно набрать «с кнопки», благодаря навыку владения оружием). А с весомостью и аппетитом господина Портоса вполне мог бы поспорить пан Заглоба, в которого может влиться уж никак не меньше вина. Купив, установив (тут же поставив патч – увы, ничто не совершенно, даже так талантливо задуманное), и столкнувшись лицом к лицу с Анджеем Кмицицем, Михалом Володыевским, Яном Скшетуским и Онуфрием Заглобой, я понял, что, прежде всего надо идти по сценарной ветке «Потопа».

Что главное на войне, пусть даже и происходящей внутри вашего системного блока? Несомненно, друг, который поможет своим острым клинком или выпьет стакан вина вместе с вами в ближайшей таверне. Вот и в «Огнём и мечом», как в Mount&Blade вообще, одна из важнейших задач – выбор спутников – NPC.

При оценке сочетаний NPC в отряде можно исходить из следующих предпосылок.

1. Наличие двух квестовых NPC – Заглобы и Мамая – без которых невозможно играть сценарные ветки «Потоп» и «Чёрный гетман». Соответственно, идя по этим веткам, надо учитывать, что сочетание NPC должно строиться, опираясь на предпочтения этих двух персонажей.

2. В перспективе, наиболее выгодны NPC, у которых «задраны» характеристики интеллекта и харизмы, так как они отвечают за почти все (кроме сбора трофеев, который относится к ловкости) командные навыки. Это, прежде всего, Заглоба, изначально имеющий интеллект и харизму по 12 единиц, и Бускадор (интеллект и харизма - 12 и 14 единиц соответственно).

3. Наличие четырех NPC c «неприлично» прокачанными на начало игры командными скилами, а именно: Виктор де ла Бускадор – тактика - 4; Федот – слежение - 3, поиск пути - 2, зоркость - 2; Сарабун – перевязка ран – 4, хирургия - 3, первая помощь - 3; Ингри – торговля - 7 (замечу, что у последней скил торговля (7) сильно не соответствует харизме (9), что делает дальнейшую прокачку торговли на раннем этапе несколько затруднительной).

Очевидно, наличие таких мощных NPC в отряде наиболее предпочтительно для игрока. Причем пары Бускадор - Ингри (нейтральные друг другу NPC) и Федот - Сарабун (Федот симпатизирует Сарабуну) стабильны, главная трудность состоит в том, что наиболее необходимые в начале игры NPC – медик и торговец – трудно уживаются друг с другом (Ингри отрицательно относится к Сарабуну). Аналогично, тактик Бускадор, также как и Ингри, не выносит Сарабуна. Соответственно, можно взять одну из этих двух стабильных пар (Федот - Сарабун), дополнив её «взращенными» тактиком и торговцем или другую стабильную пару (Бускадор - Ингри), дополнив её до стабильной тройки Федотом и «вырастить» своего медика, не зная проблем с моралью NPC. Путь «склеивания» всех четырех этих NPC (собственно, это и был мой выбор) в одной команде тернист, но не невозможен – для этого нужно грамотно выстроить диалоги с NPC, когда они начнут жаловаться друг на друга (о чем ниже), иначе придётся постоянно проводить боевые операции. Иногда по 2-3 раза за игровые сутки, что не всегда удобно, особенно при выполнении квестов от польских гетманов, полковников и прочей шляхты. И, конечно, в дальнейшем, обязательно наращивать скилл лидерства главного героя, что позволит приводить в норму мораль спутников, «обиженных» присутствием нежелательных для них лиц. Чуть позже, когда выяснял отношения между всеми NPC (не в сценарной ветке "Потопа", а вообще в игре), оказалось, что Бускадор симпатизирует Цепешу, что упростило «удержание» Бускадора в команде и сделало Цепеша (противовес Сарабуну для Бускадора) просто необходимым персонажем.

Как говорится, твори, выдумывай, пробуй – в процессе игры оказалось, что в слова Ингри к двум другим персонажам (Оксане и Ольгерду) вкралась ошибка – задублированы её слова, она говорит и про Оксану и про Ольгерда одно и то же, что ввело меня в заблуждение. Это несколько упростило дело, и, уже сейчас, пытаясь составить максимально расширенную по численности NPC, команду, пришел к выводу, что к линейке Бускадор - Ингри - Федот - Сарабун - Цепеш - Бахыт – Елисей – Заглоба можно добавить Оксану (ей симпатичен Заглоба, что компенсирует неприязнь к Бускадору), а она, в свою очередь, удержит Ингри. Таким образом решилась задача удержания четырех, самых «наваристых» NPC - в данной «конфигурации» только Федот имеет двойную «моральную нагрузку» (Бахыт, Оксана). Сюда можно подключить ещё и Ногая. Целесообразность включения ксендза, Карлссона, Ольгерда осталась под вопросом – моральная компенсация будет у всех, но появится большое число NPC, имеющих две антипатии, – а оно кому надо? Явно лишними в этой компании являются Варвара и Фатима, давящие на Бахыта, о котором чуть ниже.

Также ещё надо отметить два важных момента:

I. Для облегчения построения цепочек уживающихся друг с другом персонажей и создания таблицы взаимоотношений NPC, опишу их поведение, по количеству симпатий - антипатий «на душу населения»:

Одна симпатия – максимальная мораль NPC, персонаж рад жизни, дышит полной грудью и можно достаточно долго идти по карте, ни с кем не сражаясь;

Одна симпатия, одна антипатии – ситуация практически аналогична, с той лишь разницей, что мораль персонажа «просаживается» немного быстрее до определённого уровня (но остаётся достаточно высокой);

Одна симпатия, две антипатии – чуть хуже, но не смертельно, персонаж находится, конечно, не в ажиотаже, но всё же доволен и особых хлопот не доставляет;

Одна антипатия – проблемный персонаж – мораль может быть поднята только до определённого уровня (чем выше скил лидерства у главного героя, тем уровень морали у NPC будет выше), сколько не побеждай врагов, всё будет мало – неизбежно падение морали такого NPC, но её хотя бы можно вернуть, только делать это придётся очень часто;

Две антипатии – как говорится, «и со святыми упокой» - этот уйдет гарантированно, падение морали быстро и неизбежно, воюй не воюй, будь ты хоть сам А. В. Суворов или, на крайний случай, Н. Бонапарт, что, несомненно, хуже.

II. Всё в пункте I было бы просто если, бы не то, что NPC жалуются на свои антипатии, и мораль жалобщика и того, к кому он предъявляет свои претензии, будет зависеть от реакции главного героя - поддержит ли он жалобщика или его оппонента, или же останется безучастным к ним обоим. Я, в своём варианте, отреагировал следующим образом (по мере поступления NPC) в команду:

Бускадор - Сарабун - поддержать Бускадора, т.к. Сарабун не имеет антипатий + симпатия Сарабуна к Федоту;

Ингри - Сарабун - поддержать Ингри по той же причине, что и выше + Ингри получит свою симпатию - Оксану лишь через какое-то время;

Елисей - Ингри - поддержать Ингри по той же причине, что и выше;

Федот - Бахыт - поддержать Бахыта, так как его симпатия остается в другом квесте;

Елисей - Заглоба - поддержать Елисея, на него приходится две антипатии, в отличие от совершенно «чистого» Заглобы;

Федот - Оксана - поддержать Федота, так как на Федота приходится две антипатии (Бахыт и Оксана), причем Бахыт уже поддержан не в пользу Федота;

Цепеш - Оксана - поддержать Оксану;

Оксана - Бускадор - поддержать Оксану, так как она втянута в целых три «выяснения» отношений, в одном из них поддержан жалующийся на неё Федот, Бускадор же, до сих пор, был «в шоколаде»;

Ногай - Елисей - поддержать Ногая, так как мораль Елисея уже достаточно скомпенсирована.

Что можно сказать о специализации по командным навыкам? Само собой разумеется, что у главного героя должны прокачиваться лидерство, содержание пленных, убеждение и логистика. Тактик – Бускадор, медик - Сарабун, торговец - Ингри, следопыт - Федот, за что, собственно, и боролись. Остается инженер, которого можно выбрать из персонажей с высоким начальным интеллектом (Цепеш, Елисей, Заглоба) и лутер, для которого подойдут NPC с относительно высокой начальной ловкостью – для этой роли подходит Ногай (ловкость 10). По моему мнению, также есть смысл задублировать медика (подходит Оксана), торговца (хороший кандидат Заглоба) и лутера (выбрать из Цепеша или Елисея). Смысл такого дубляжа в компенсации раненного (или временно переданного «на прокат») персонажа. Медик же и лутер нужны в процессе боя, а торговец сразу после него, и отсутствие одного из них приведет к потерям в отряде, не взятым с поля боя предметам или ожиданию момента для выгодной торговли.

И, напоследок, о двух очень интересных и нужных, но скромных NPC. Они вполне себе «рядовые», но выполняют в игре очень важную, хотя и скрытую, роль. Это Бахыт и Оксана. Дело в том, что их симпатии, Мамая и Заглобу, игрок может получить только в квестах, взаимоисключающих друг друга, что делает Бахыта и Оксану как бы персонажами-«вентилями». Они в любом квесте (теоретически 15 NPC) или фриплее (теоретически 14 NPC) не дадут собрать в команду всех возможных NPC, поскольку, хотя бы у одного из «вентилей» не будет NPC-симпатии, и он уйдет, потянув за собой ещё группу персонажей. В «Потопе» это будет выглядеть так - если после подключения в команду Заглобы умудриться завербовать всех NPC (естественно кроме Мамая, которого в этой сценарной ветке взять невозможно), то Бахыт, не имея противовеса не любимым им Фатиме и Варваре, уйдет, что, в свою очередь, выбьет Цепеша, за ним Бускадора, затем Елисея, затем Сарабуна – отряд, заполненный персонажами «по самое горлышко», складывается как карточный домик.

Советы по штурмам к аддону Mount and Blade Огнём и мечом Золотое Издание

Тактика:
При игре за ВЗ необходима сильная пехота. Самому вооружиться: два пистоля, пули, холодное оружие на выбор. И здесь в начале работаем по тактике "быстрее к стене": не останавливайтесь, не стреляйте лишний раз и свое войско тяните за собой. Но для начала в бой идем стрелками, когда разобьете их передний ряд отбейте одно два подкрепления сами, а затем подзывайте подмогу в виде своей пехоты. С теми кто на стене разбираемся потом

Речь Посполита штурмует Войско Запорожское
Сразу скажу, что во всех штурмах крылатый гусар не такой уж и полезный юнит, но здесь мы его употребим. Человек 5-7, которые вместе с 10-13 панцерными казаками прорвут оборону в первых рядах. Также здесь крайне полезны пикинеры и копейщики: 7-9 человек. Ну и несколько жолнеров или мушкетеров н.с. Стараемся сразу же прорвать оборону (при помощи мины, а не лестниц) и заслать отряд к месту подкрепления, особенно гусар и казаков. Гусаре пригодятся со своими пиками. Так как у запорожцев слабенькая броня. Панцерники помогут сдержать огонь огнестрелов. Задача пикинеров вонзится в ряды противника!!(ЭТО КАК?). а затем сражаться с пехотой, правда там от них мало толку, но зато они так целый ряд запорожцев покосить могут. Панцерников со стрелками держим в некоторой дальней зоне, потом засылаем непосредственно в бой.

Крымское ханство штурмует Войско Запорожское

Здесь луки крымчаков не будут играть такую важную роль как при обороне, здесь важны их щиты. Поэтому, несомненно, берем асак-беев 10-14, они будут выполнять главную функцию. Копейщики огланы также имеют щиты, а также копья, что позволяет им пробивать врагов на дальнем расстоянии, их нам 6-8. Конечно, можно взять и нукеров, но это если вам не лень прокачивать, да и роль у них будет не такая уж и главная. Таким образом с двух ударов огланов вы снесете первую линию. Потом в бой вламываются байраки и джасаки, в общей сложности человек 7-9, они пусть проламывают крышу, а вы с асак-беями и огланами бегите вперед. Прихватите с собой и лучников: капы-клу например. Главное идите позади своей армии, они защитят щитами, а в ближнем бою запорожцы слабее будут. На резерв: нукеры, сэймены

Московское царство штурмует Войско запорожское.
Прежде чем приступить к штурму запорожских крепостей стоит усилить свое внимание на рейтарах - русских элитных стрелках в наиболее плотных доспехах. Думаю на среднестатистическую крепость хватит 7-10 рейтаров. Прибавляем стрелков обычных (стрельцов, стрельцов нового строя). Тоже где-то 10. не будем забывать про пехоту: нам понадобится около 10-13 боярских дружинников и поместных кавалеристов. Остальное место займите копейщиками и боевыми холопами, которые имею лук и неплохое вооружение. По сути самому можно вооружиться, если денег особо нет, то можно взять тегиляй и железную шапку. Удачи в игре. Это лишь малая часть

Московское Царство

Основная ударная мощь: Пехота, стрелки - средне
Элита: Рейтары. боярская дружина
Виды замков и городов: открытые и закрытые

Ну а теперь собственно тактика!
Подойдет смешанный тип войск. Самому советую вооружиться: лук, стрелы помощнее и побольше, палаш, остальное на выбор. Копейщики и стрелки, которые будут в начале проблем не должны составить, здесь выдвигайте на начало элиту свою, чтобы сразу помять первые ряды. После пехота пусть атакует тех, кто стоит на стене, а вы со своими стрелками методично обстреливайте подкрепление. Если имеете хороший доспех, лезьте в гущу, так можно избежать потерь. ну а дальше банальный побой. советую атаковать группами, то есть стрелков оставили стоять, а с пехотой пошли в рукопашную.

Королевство Швеция штурмует Московское царство
Здесь по сути дела понадобятся лишь рейтары и мастера меча, но в большом кол-ве в общей сложности 20-25, ну и лейб гвардии и кирасиров по 3-5, они будут работать в первых рядах, а затем прикрывать тылы. Что касается непосредственно меченосцев и рейтаров, сразу же направляем их к центру. Боярская дружина закованы в неплохие доспехи, но мастера меча ее прорубят, а им в помощь заставьте стрелков стать в нескольких метрах от основного боя, чтобы избежать лишних потерь. Этот штурм не должен доставить трудности

Речь Посполита штурмует московское царство
Статус "пригодны" здесь вновь получат панцерники и крылатые гусары. Часто у МЦ в начале обороны стоят копейщики и несколько стрелков, возможно один рейтар. Мы вперед бросаем мушкетеров н.с. и несколько пикинеров человек в общем 10-13. Посередине шагают наши панцерные казаки человек так 13-15. А в элите трудятся крылатые гусары 5-9, они на вряд ли поучаствуют в начальном сражении, поэтому они с оставшимися пикинерами пойдут на подкрепления. Уверен, что они справятся минимум с двумя волнами, и вы им в этом должны помочь. Далее подходят панцерники неожиданно, и в виде новой волны начинают усиленно вам помогать. В качестве резерва - драгуны и волонтеры.

Крымское ханство штурмует Московское царство
использовать будем в основном мурз с асак-беями, человек по 5-7 каждых. На начальную битву сойдут джасаки: 7-9 и капы-кулу с янычарами и сэйменами: они пригодятся для стрельбища. после асак беев и вообще всю пехоту отправляйте на подкрепления. Стрелков расположите на крыше. В конце вашего строя могли бы идти огланы или нукеры, которые бы вонзились в русских копьями. Будьте аккуратны с боярской дружиной, старайтесь высылать против них асак-беев, иначе это будет пустая трата сил. Резерв: кочевники, байраки

Войско Запорожское штурмует Московское царство
Используя достаточно мощных стрелков, можно просто стоять и дожидаться пока подкрепления будут подходить и про очереди их истреблять. Но теперь поконкретнее. Понадобятся 9-12 старшин, 7-9 нетягов, 5-7 сердюков и пехотинцев. Нетягов выставляем в начало. Ваша задача расчистить местность и стать метрах в 25 от места прибытия подкреплений. На первое место поставим нетягов, затем старшин, которые будут защищать в случае прорыва первой линии. Остальных расположить по бокам. Проблем не должно возникнуть. Резерв: кавалеристы, сторожа.

Крымское Ханство

Основная ударная мощь: стрелки (лучники, сильные), особое - имеются у многих щиты

Элита: нукеры, мурзы чамбул, сэймены
Виды замков: полузакрытые

Тактика:
Сюда подойдет легкая пехота со щитами, стрелки с огнестрелами. Самому вооружиться: огнестрел, пули помощнее, палаш, щит. К счастью крымчаки так активно не обстреливают до входа на стену. Основная проблема заключается в том, что внутри крепости вас обильно поливают вас стрелами, ваше убежище щит. До того как идете к врагу постоянно закрывайтесь щитом. своих стрелков расставьте по стене, пехота пусть идет в ближний бой, вы можете остаться со стрелками или пойти с пехотой, смотря каковы ваши умения с огнестрелом. Я лично предпочитал быть в гуще схватки, таким образом можно избежать лишних потерь. Но здесь опять, же нужна хорошая броня. Если пехота не справляется, посылайте стрелков к ним. При помощи такой тактики вы сможете обеспечить себе подкрепление в виде стрелков, да еще и огневую поддержку!

Московское царство штурмует Крымское ханство
Итак теперь о Крымском Ханстве. Здесь будет предпочтительнее выбирать пехоту, причем тяжелую, т.к. пока стрелки будут перезаряжаться, лучники мастерски их обстреляют их лука. Так что возьмем рейтаров человек 5, они пойдут в первых рядах. Стрельцов и стрельцов нового строя тоже можно забыть. Здесь будут полезны два вида войска: боевые холопы, вооруженные луками и совнями, но не в очень хороших доспехах, поэтому будут полезны пометные кавалеристы. Они имеют более прочную броню. В общей сложности обоих типа и боевых холопов и кавалеристов должно быть человек 15-17. Могут быть полезны копейщики, возьмем несколько в пределах 7-9. ну и естественно тяжелая пехота, которую мы активируем в середине боя - боярские дружинники: 5-8 человек.

Речь Посполита штурмует Крымское ханство,
в качестве основы используем волонтеров и драгунов. Они пойдут в первых рядах, а также будут работать минимум до средины сражения. Берем человек 10 волонтеров и столько же драгунов. Они атакуют первые ряды, а вы сами идите на крышу, можете прихватить несколько панцерников и гусар с собой им все равно выходить. Следовательно, пока волонтеры и драгуны отработают, у нас будет зачищена крыша и проход к подкреплениям врага: быстро бежим туда. Крымчаки используют лук, поэтому здесь важны драгуны и панцерники - они защитят вас от стрел. Далее банальный бой, главное не дать поразить себя стрелам. Резерв: жолнеры, пикинеры

Войско запорожское штурмует замок Крымского ханства.

Штурмовать некоторые замки КХ довольно сложно, некоторые замки состоят из многих преград, за которыми сидят крымчаки. Так как у них очень много лучников лучше быстро бежать к лестницам, Прорывать строй крымчаков сложновато, так как это куча щитов через которые сложно пробиться. Советую взять хорошо защищенных сердюков побольше, и нетягов (их пистоли должны помочь).Лучники врагов очень опасны, надо быстро проломить строй врага чтобы захватить стену, далее лесть на врагов не советую, лучше распределить солдат по кучкам и засесть в башнях,(защита от вражеских лучников,) и так оборонятся.
Когда основные силы врагов повержены, нужно вылезти из башен, и перерезать оставшихся в городе врагов.

Королевство Швеция

Основная ударная мощь: пехота
Элита: мастера меча, рейтары, пикинеры
Виды замков: закрытые

Тактика:
Армия из лучников, тяжелая пехота, в противовес рейтарам. Самому вооружиться: лук, стрелы, алебарда или совня, на выбор. Стрелков нормальных там нет, поэтому можно просто поставить под интенсивный огонь всю их пехоту, под защиту собственно, прямо у входа, стену взрывать миной! затем резко переходите от защиты к атаке всем войском.

Московское царство штурмует Королевство Швеция
Итак продолжим. Здесь потребуется лучники - боевые холопы и поместные кавалеристы. Но к сожалению у боевых холопов слишком слабая броня, чтобы воевать с таким опасным соперником, поэтому возьмем 10-12 поместных кавалеристов, 3-5 холопов. Ну и естественно их на протяжении всего штурма в обязательном порядке прикрывают рейтары человек 5-6. Ну и в помощь 5-7 боярских дружинников. Всю эту орду вместе и неотделимо друг от друга пускаем на штурм. Получаем схему: поместные кавалеристы и как пехотинцы не плохи и стрелки хорошие, холопы в помощь стрелкам, ну а боярская дружина прикрывает это все. А рейтары обстреливают всех остальных с башни

Речь Посополита штурмует Королевство Швеция

Для РП это самый ужасный штурм, но постараюсь объяснить. Здесь понадобятся человек 15-18 панцерных казаков. Они будут как основа и будут работать на протяжении всего сражения. Следовательно, и в первых рядах также пойдут они. Сразу позади помогать будут копейщики немецкого строя (далее просто н.с.). Они помогут в начале и будут противопоставлением шведским. Далее выделим крылатых гусар человек 4-7. Они будут просто помогать, они будут второстепенны. Вступать в битву им суждено в середине. Естественно пригодится немного стрелков н.с. Они не самые сильные, но помочь с крыши смогут. И главное на протяжении всего сражения заставляйте отряд быть сомкнутым: так наваливаясь они смогут разбить пехоту шведов.

Крымское ханство штурмует Королевство Швеция
Главное - лучники и стрелки. берем джасаков, мурз - они в основе, смэйменов, янычаров каждых где-то по 5-7. Мурз можно взять и побольше: 9-10 где-то. Огланы и нукеры должны вместе асак-беями прорвать оборону. И где-то каждых 7-9. Затем отгоняйте нукеров огланов и асак-беев к лестницам, (каменным, которые в центр города ведут) их цель сдерживать оборону. Остальные стоят в самом начале поля боя и помогают выстрелами. Если натиск не будет сдержан, то мурзы и сэймэны должны сдержать натиск. Нор это уже проблема, придется вам проследовать к своей пехоте и им помогать. Скорей всего придется воспользоваться резервом: капы-кулу, кочевниками. Главное в случае прорыва обороны не дать пикинерам пронзить стрелков. Для этого отойдите остатками пехоты, если их останется где-то 5-7. Они должны помочь. Ну и резервы, которые подойдут неожиданно окончательно сломят вражеское сопротивление

Войско Запорожское штурмует Королевство Швеция

Работаем по той же тактике, что и с московитами, но здесь будут множество аспектов. Старшины: 14-17, сердюки: 13-15, нетяги: 10-14. Остальное наподобие кавалеристов или пехотинцев по желанию. Но лучше их на резерв, он скорее всего пригодится. Прорываем первую линию наваливаясь всем войском затем на прямую подкреплениями становимся и держим позицию. Окружаем себя старшинами и отстреливаем их. Конечно многие успеют пролезть, а мастера меча так вообще даже с двух попаданий огнестрела выжить могут! Для этого есть старшины. Ни в коем случае строй нее должен расползаться. Сами не лезьте на такие юниты, как мастера меча и пикинеры, и рейтары, без должного обмундирования. Помогайте стрелкам или обходите основной бой по флангам и рубите ополчение, затем отойдите, ждите резервов: запорожских пехотинцев и кавалеристов. Дорубайте врагов

Речь Поспалитая

Речь Поспалитая фракция не очень сильная но в ЗИ у РП появились такие солдаты как: шотландские пикинёры, шотландские мечники, польские рейтары.

В основном сила в панцерных казаках, что и делает сложнее штурм.
Штурмовать надо стрелками(с луками) и тяжелой пехотой. Стрелки пусть прикрывают, пока пехота лезет на стену, а дальше уже не составляет труда порезать всех кто на стене. Подкрепления врага стрелками можно расстреливать со стены, а пехота пусть или тоже стоит на стене и защищает стрелков (если есть щиты) или атакует.

Войско Запорожское штурмует замок РП
Зацикливаться на сердюках не стоит, лучше набрать побольше запорожский пехоты для прикрытия, сначала обстрелять врагов с ружей, потом человек 10 сердюков пустить в первые ряды, чтоб проломить строй, за ними пускать нетягов и кавалеристов для поддержки, у РП есть тяжелая пехота но мало, когда стены ваши нужно не атаковать а засесть на них, и стрелять по врагам.

Московское царство штурмует Речь Посполитую,
Продолжаем. Главная трудность всей РП это панцерные казаки. Их можно сравнить с элитными крымчаками. Поэтому возьмем рейтаров 6-10, которые будут заниматься истреблением этих казаков. Помогать им будут штук 8 боевых холопов. Они вооружены луками поэтому они смогут помочь рейтарам во время перезарядки. Естественно берем 12-14 боярской дружины, ибо очень понадобится борьбе с крылатыми гусарами и панцерными казаками в ближнем бою. Только сначала атака рейтарам, которые дадут подойти вплотную боярской дружине. Далее копейщики тоже понадобятся, т.к. РП не скупится пикинеров. подойдет человек 5-7. Ну и в качестве пушечного мяса стрельцы человек 15. пока те будут прорубать вход, то постепенно подойдут и остальные таким образом элита войска практически не пострадает. По желанию можете предусмотреть вместо холопов поместников, но это дольше.


Рано или поздно вам встретится большая группа людей, жаждущих вашей смерти (или, по крайней мере, ваших денег и экипировки), и в этот момент вам потребуется свой собственных отряд.

Окно отряда вызывается нажатием клавиши P. В верхнем правом углу показаны ячейки, которые занимают герои либо наёмники. Также здесь обозначен максимальный размер вашего отряда. В левой части окна перечислены все умения — сначала идёт ваш персонаж, а потом все нанятые спутники.

В вашем отряде есть три типа людей:

  • Герои — это вы и другие персонажи, обладающие особенными навыками и согласившиеся присоединиться к вам. У героев есть имена, и вы можете определять, как они будут развиваться, и распределять их очки. Также вы можете снабжать их особой экипировкой для использования в бою.
  • Наёмники — это люди, которых вы наняли в таверне, деревне, лагерях наёмников или спасли из плена. К сожалению, они являются простым «пушечным мясом». У них нет ни имён, ни лиц, и привязываться к ним не стоит. Они тоже получают опыт и повышают свой уровень. Экипировку наёмников вы можете изменить в соответствующем лагере наёмников.
  • Пленники — униженные, побеждённые и закованные в цепи. Судьба этих людей в ваших руках: вы можете продать их скупщику пленных, работорговцу или убедить присоединиться к вашему отряду.

Вербовка солдат и наёмников

Помимо найма солдат в городах и среди пленников собрать войско можно в лагерях наёмников — всего их пять, по количеству государств. В каждом лагере наёмников продаётся оружие и обмундирвание, характерное для данного государства. Чтобы нанять людей в отряд, вам необходимо поговорить с капитаном наёмников.

Наёмники делятся на три типа:

  • Пехотинцы — обладают высокими навыками ведения ближнего боя.
  • Стрелки — обладают высокими навыками стрельбы из луков и мушкетов.
  • Всадники — отлично держатся в седле и составляют ударные войска.

Экипировка

У капитана наёмников вы также можете улучшить или изменить экипировку нанятых войск. При изменении экипировки и улучшении вооружения войск увеличивается и стоимость найма войск. Необходимо помнить, что некоторые виды холодного и огнестрельного оружия имеют ограничения при использовании его верхом.

Обучение солдат вашего отряда

Если у вашего героя развит навык «Обучение», то нанятые вами войска во время битв и в процессе ежедневных тренировок будут становиться более опытными, и, следовательно, будут улучшаться их характеристики. Повышать или не повышать уровень бойцов вашего отряда, решать вам: более опытный отряд — умелое подспорье в победе над противником, однако и расходы на содержание такого отряда вырастут. По количеству полученного опыта солдаты проходят четыре стадии: рекруты, опытные, ветераны и элита.


В городах можно прогуляться по окрестностям, посетить кабак, сходить на рынок и послушать городские сплетни. К тому же вы можете выполнить несколько поручений местного главы, чтобы заработать немного денег.

Торговля

Во время прогулки по внутреннему двору в городах, крепостях и деревнях всегда можно найти торговцев. Для того чтобы продать или купить что-нибудь, просто подойдите к торговцу и, когда появится надпись «Поговорить», нажмите клавишу действия. Перейти к торговле также можно через меню города.

Навык торговли — командный, и если один из ваших спутников разбирается в ней, то вы сможете воспользоваться этим навыком и получить скидку при покупке или выгоднее что-то продать.

Цены меняются в зависимости от того, как идёт торговля в городах и деревнях и как часто снаряжаются караваны. Не помешает потратить немного времени на то, чтобы изучить все цены на рынке и выяснить, с каких товаров можно получить наибольшую прибыль. Получить прибыль с торговли просто: нужно найти место, в котором платят большие деньги за то, что в другом месте стоит очень дёшево.

Караваны

В игре «Огнём и Мечом» вам предоставляется возможность снарядить торговый караван. Это позволит вам купить большую партию товара со скидкой и продать его в другом городе с большой прибылью или убытками в зависимости от того, насколько высок ваш навык торговли.

Вы можете нанять торговый караван у городского главы. Вам предстоит выбрать пункт назначения, тип товара и размер каравана. К тому же вам нужно будет сопроводить свой караван до конечной точки маршрута, иначе на него могут напасть разбойники, и вы потеряете большие деньги.

Кабаки

В каждом городе есть кабак, где можно найти полезных людей. Во-первых, в кабаках часто появляются наёмники, которых вы можете завербовать к себе в отряд. Во-вторых, вы можете повстречать разных выдающихся героев, которые впоследствии могут стать вашими спутниками. Такие спутники будут вам очень полезны: вы можете экипировать их и повышать им уровни, как своему персонажу, а кроме того, они могут добавить вашему отряду несколько новых умений. В-третьих, в кабаке можно увидеть путешествующих книготорговцев и приобрести у них редкую книгу. В-четвёртых, возможно, что вам доведётся повстречать работорговца и даже продать ему пару-другую пленников, но не спешите сдавать ему подданных другого государства и королей — он всё равно не предложит за них достойную цену.

В кабаке вы можете встретить и одиноких путников, которые за небольшую плату поведают вам о местонахождении того или иного человека или расскажут о последних событиях. На крайний случай вы можете просто выпить с посетителями, а где много выпивки — там и до драки недалеко.

Управление городами и деревнями


Если вам удалось захватить город или деревню, вы сможете начать развивать своё владение и нанимать людей на ответственные должности.

Для этого необходимо поговорить с городским главой или старостой деревни. При этом следует учитывать навык инженерии у персонажа и сумму денег, необходимую для строительства и содержания того или иного здания. Очки навыков, вложенные в инженерию, позволяют сократить время, требуемое на постройку здания.

Городские постройки

  • Арсенал — каждую неделю добавляет небольшое количество низкоуровневых солдат в гарнизон города. Требует ежемесячных затрат на содержание здания.
  • Водопровод — увеличивает благосостояние города и улучшает отношение населения к вам. Требует ежемесячных затрат на содержание здания.
  • Академия — увеличивает благосостояние города, а также позволяет отдать на обучение одного из ваших спутников. Обучение занимает 14 дней и ведёт к увеличению выбранного вами навыка на 1 у обучаемого персонажа.
  • Купеческая гильдия — увеличивает процент собранных налогов с города, но уменьшает общее благосостояние города. Позволяет отдать деньги в рост под процент или взять кредит.
  • Комплекс оборонительных сооружений — при штурме города с оборонительными сооружениями атакующая сторона теряет часть своего войска.
  • Сокровищница — в город, где построена сокровищница, поступают налоги со всех земель, находящихся у вас во владении. Таким образом, вы избавлены от необходимости собирать налоги с каждого поселения отдельно. В поселении может быть построена только одна сокровищница.
  • Казарма — является улучшением арсенала и раз в неделю добавляет высокоуровневых солдат в гарнизон. Требует ежемесячных затрат на содержание здания.
  • Конюшня — раз в неделю добавляет в гарнизон конные виды войск. Требует ежемесячных затрат на содержание здания.

Деревенские постройки

  • Мельница — увеличивает благосостояние города и количество собранных налогов с поселения.
  • Амбар — как и мельница, увеличивает благосостояние и доход с поселения.
  • Школа — увеличивает количество собранных налогов.
  • Тайный схрон — когда село с тайным схроном подвергается нападению, оно не получает статус «разорено», и падение благосостояния села уменьшается на треть.
  • Сельская управа — увеличивает количество собранных налогов и повышает благосостояние села.

Городские должности

  • Мастер-оружейник — увеличивает количество солдат в гарнизоне. Может создать для вас холодное или огнестрельное оружие на заказ.
  • Мастер-бронник — как и оружейник, увеличивает количество солдат в гарнизоне, и создаёт броню на заказ.
  • Мастер-лошадник — увеличивает количество конных войск в гарнизоне.
  • Гонец — позволяет вам отдавать приказы городскому главе из меню лагеря, когда вы находитесь вне города.
  • Прокурор — увеличивает количество собранных налогов и улучшает отношение населения к вам.
  • Мытник — существенно увеличивает количество собираемых налогов с поселения, но уменьшает общее благосостояние города.
  • Глава торговой гильдии — не так сильно увеличивает доход с города, как мытник, но и не уменьшает благосостояние города.
  • Священник — улучшает отношение населения к вам.
  • Командир гарнизона — раз в неделю зачисляет в гарнизон небольшое количество высокоуровневых солдат.

Деревенские должности

  • Сельский судья — увеличивает доход с поселения.
  • Казначей — увеличивает количество собранных налогов.
  • Батюшка — улучшает благосостояние села и увеличивает собранные налоги.
  • Дьяк — улучшает отношение населения к вам.

Читайте также: